Региональные конфликты в современном мире даты. Понятие регионального конфликта

Проблема региональных конфликтов и современных вызовов и угроз глобальной безопасности всему миру уже сегодня представляет собой клубок трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты.
В силу современной геополитической специфики глобальная конкуренция становится неявной, реализуясь в отдельных, ограниченных по масштабам, то есть региональных, формально не связанных друг с другом конфликтах, которые приобретают долгосрочный, тлеющий характер. Их активизация и привлечение к ним внимания мирового общественного мнения создают новые поля на «великой шахматной доске».
В прошлом конкуренция двух систем носила прежде всего не экономический, а идеологический характер. Борьба в первую очередь шла за «души людей», за привлечение на свою сторону большего числа сторонников. Сегодня «силовым полем», направляющим глобальную конкуренцию, является осознание недостаточности природных ресурсов для продолжения развития прежними темпами на базе прежних технологий. Цивилизационная конкуренция, таким образом, превращается в борьбу за ресурсы.
Ресурсный голод (для большинства стран мира еще потенциальный) подстегивает экспансию и направляет ее в регионы с «бесхозными» богатствами, то есть с такими, освоить которые не под силу обладающим ими государствам. В первую очередь это Африка и постсоветское пространство, включая Россию.
Новым вызовом глобальной стабильности и безопасности после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза стало развитие конфликтных и кризисных ситуаций на региональном и внутригосударственном уровнях. В настоящее время трудно найти какой-либо регион без потенциально возможного, тлеющего или активно действующего вооруженного конфликта.
В условиях развивающихся процессов глобализации и растущей взаимозависимости стран мира, стабильность Кавказа и те проблемы, с которыми здесь сталкиваются, однозначно оказывают влияние на безопасность в общемировом масштабе. В этой связи изучение конфликтных ситуаций на Кавказе, их предупреждение и своевременное предотвращение является задачей приоритетного значения для всех заинтересованных государств.
Страны Кавказа на протяжении 15 лет после распада Советского Союза переживают сложный период своего самостоятельного развития, который, зачастую сопровождается различными социальными, экономическими и политическими потрясениями, развитием межэтнических, территориальных конфликтов, проявлением терроризма, религиозного экстремизма и т.п.
Несмотря на усилия международного сообщества, самих государств региона на Кавказе продолжается дальнейшее развитие старых и появление новых конфликтов. До сих пор не создана действенная структура региональной безопасности, которая бы позволила странам региона вырабатывать конкретные подходы по предотвращению конфликтных ситуаций, противодействию современным вызовам и угрозам безопасности в региональном масштабе.
Общей причиной роста напряженности в этом районе, безусловно, являются причины экономического порядка. Практически все государства региона столкнулись с проблемой деиндустриализации. Сегодня для всех нас характерны не столько гудки заводов и фабрик, сколько шум мини и мега рынков, а также заметный рост сектора услуг. При сохранении определенного уровня занятости в сельскохозяйственной сфере, избыток рабочих рук привел к вытеснению существенной части сельского населения в города, где оно не может найти стабильного заработка. Попадая, как правило, в сферу торговли и услуг, жители села привнесли в город и систему деревенских отношений, которые вошли в противоречие с моделью функционирования города.
В крайне сложном положении находится социальная сфера. Проблема выплаты пенсий, пособий и невозможность поддержания системы здравоохранения и образования на достаточном уровне привели к появлению тенденций ретрадиционализации.
Все вышеизложенное является актуальным и реально таит в себе источники угроз для жизни региона, в частности - причины для возникновения новых и разгорания старых региональных конфликтов.

1 Понятие и типы конфликтов

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, межконфессиональными, языковыми и др.
Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретной исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, к разрешению в результате субъективного фактора, либо к обострению конфликтной ситуации, к эскалации. Последняя состоит в вовлечении в противоборство все больших масс людей, в расширении зоны конфликта, в переходе от «цивилизованных» его форм к более проблемным, порой жестким, доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальной ситуации для самого существования противоборствующих сторон.
В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям 1:
    с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
    по степени и характеру их нормативной регуляции;
    по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;
    по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течение предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;
    в соотношении со стремлением и организацией режима правления. В данном случае как правительственные выделяются конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи одного ряда субъектов с носителями власти).
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX века. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, а впоследствии и К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики лежащей в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Однако в политической науке существует и противоположное мнение. Э.Дюркгейм, М.Вебвр, Д.Дьюи и ряд других авторов исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум в политическую систему. С их точки зрения единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешить существующие конфликты и обеспечить стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика в свою очередь наделялась целями поддерживания «социальной стабильности» (Э.Дюркгейм), или оказания «педагогического воздействия» на общество (Д.Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.
В целом политический конфликт представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов) оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт, сигнализируя обществу и власти о существующих противоречиях, разногласиях, несовпадении позиций, стимулирует действия способные поставить ситуацию под контроль. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия или элементарного игнорирования этих коллизий.
Конфликтологи считают, что если энергия людей распылены на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможности поддерживать стабильность своего развития. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В странах же с гибкой и развитой системой представительства, выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы.
Под межнациональном конфликтом можно одновременно понимать взаимодополняющие реалии сосуществующие на двух различных уровнях. С одной стороны на уровне общественного сознания он означает определенный тип отношения к другому народу, который отличается конфронтационной установкой. На место пассивного неприятия приходят отношения активного противостояния. С другой стороны о межнациональном конфликте, как реальном феномене политического процесса, можно говорить, когда возникают и формируются относительно влиятельное национальное движение, ставящее своей целью изменение ранее существующего положения. Отличительной чертой межнационального конфликта, является то, что хотя бы одна из его сторон опирается на общественные структуры, т.е. в первую очередь на самоорганизующихся профессионалов.
Межгосударственный характер будет иметь политический конфликт на почве несовпадения национальных отношений, если в нем противоборствующими сторонами открыто выступят независимые государства. В чрезвычайных обстановках - погромы, убийства, изгнание соотечественников из соседней республики, они могут использовать в своих целях контроль над транспортными путями и средствами связи, вооруженные формирования. Межгосударственные конфликты могут быть классифицированы как вооруженные и невооруженные. Вооруженные конфликты представляют собой попытку достичь реализации своих интересов при помощи военной силы. Их опасность в возможности вовлечения новых сил, выхода из под контроля. Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются как дипломатическое противоборство, как таможенные, финансовые и другие действия выражающие экономические и политические интересы тех или иных государств.
Этнический конфликт. Этнический конфликт - частная форма конфликта. В зависимости от особенностей противоречащих сторон выделяют 2 класса этнических конфликтов.
1) «горизонтальные» конфликты между этническими группами (например, осетино-ингушский конфликт или ферганский конфликт между узбеками и турками- месхетинцами);
2) «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский или карабахский конфликты). В своем определении А. Ямсков концентрирует внимание на конкретных действиях участников конфликта: «Этнический конфликт - это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, («исход», «массовое переселение»), существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других», остающихся этнических групп;
б) создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;
в) спонтанных... акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов» 2 .
Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающаяся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.
Под этнотерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выдвигается «от имени» этнической группы.
Еще в 1991 году было зафиксировано 76 этнотерриториальных споров внутри СССР, через год (на постсоветском пространстве) их численность возросла до 180. К настоящему моменту сохраняют актуальность около 140 этнотерриториальных притязаний.
В ряде случаев эти притязания подкрепляются «силой оружия»: с конца 80-х годов на территории СССР зафиксировано пять «этнических» войн - длительных вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия (Карабахский, Абхазский, Юго-осетинский, Приднестровский и Чеченский конфликты) и около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшимися жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них - Ферганский, Ошский, осетино-ингушский конфликты, а также Бакинский и Сумгаитский погромы). Примерная численность убитых в этих конфликтах составляет около 100.000 человек, однако вооруженное противостояние коснулось значительно большего числа людей - в зонах кровавых столкновений проживает не менее 10 миллионов человек.
Следует отметить, что современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования.
Одним из видов политического конфликта является региональный конфликт. Рассмотрим его более подробно.

2 Региональный конфликт: понятие и особенности

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. 3 ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».
Что такое региональный вооруженный конфликт - война? Региональная война - это ограниченный конфликт, причина которого - неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев) 4 .
Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.
Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации) 5 .

3 Прогнозирование и урегулирование региональных конфликтов

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее время появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.
Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта,
В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «что будет, если будут иметь место определенные основания» 6 . В том случае, когда региональный конфликт развился и приобрел собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития и возможные перспективы его реализации и разрешения.
Власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно участвовать в урегулировании конфликта.
Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:
    Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон.
    Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации.
    Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.
    Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.
    Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт.
    Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.
Конфликт может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, а как бы «круговому движению». Такая ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта. Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.).
Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:
    механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;
    многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;
    универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН - использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное - урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры 7 .
В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.
Современный крупный социолог и исследователь М. Кастельс в своей книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» пишет, что в развитых демократических странах быстро пришли к трем выводам относительно условий необходимых для того, чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества 8 .
1. Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными.
2. Она должна быть короткой, даже мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.
3. Она должна быть чистой, хирургической, с разумной величиной разрушений (даже у противника) и скрытой от взгляда общества настолько, насколько это возможно, что приводит к тесной связи обработки информации, создания образов и ведения войны.
Впрочем, мгновенные - хирургические, закрытые, технологические - войны являются привилегией технологически господствующих наций. Повсюду в мире тянутся год за годом полузабытые жестокие войны, ведущиеся часто примитивными средствами, хотя глобальное распространение высокотехнологичного оружия захватывает и этот рынок.

4 Основные группы предпосылок региональных конфликтов в СНГ

Региональные конфликты на территории СНГ могут иметь различные предпосылки в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно.
Социально-экономический конфликт. Развивается под лозунгом выравнивания неравенства уровня жизни, централизованном распределении средств либо в сравнительном социально профессиональном положении народов;
Культурно-языковые конфликты. Связаны с задачами защиты или возрастания функций родного языка, национальной культуры и обеспечения прав на реальную культурную автономию.
Территориально-статусные конфликты. Их участники требуют изменения границ, повышения статуса, увеличения объема прав или создания новых национально- государственных (административных) образований;
Сепаратистские конфликты. Вызваны требованиями полной независимости 9 .
К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму - ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта можно избежать.
Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны из-за обилия и остроты более серьезных противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют тенденцию к углублению и приобретают черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский кризис: первоначально он локализовался в НКАО и отличался переплетением первых двух типов конфликтов. Позднее конфликт вовлек в свою орбиту население Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.
Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев - обуславливает появление межнациональных конфликтов первого и второго типов. Однако, часто наблюдавшаяся в СССР тенденцию к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных конфликтов, промежуточный между требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия и, с другой стороны, собственной изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или проявляться слабее при ином государственном устройстве.

5 Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия

На южных границах России христианство соседствует с исламом, а славяне - с грузинами, армянами, тюркскими и иранскими народами. В результате получается невероятная мешанина народов и религий. Абхазы - тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ - подпали под власть Грузии тысячелетие назад. Сама Грузия была поглощена Российской империей в XIX веке.
Абхазия, как и Чечня, в XIX веке воевала с Россией, а после революции в России тоже установила у себя Советскую власть. Однако из-за слабости России в то время грузинские меньшевики свергли Советскую власть в Абхазии и присоединили ее к Грузии. С советизацией Грузии (февраль 1921 г.) образовалась (3 марта 1921 г.) независимая Абхазская Советская Республика и заключила с Грузией договор, войдя в ее состав. В апреле 1925 г. Абхазский съезд советов утвердил Конституцию республики. Как только появилась политическая возможность присоединения к России (после передачи Крыма Украине) абхазы начали политическую борьбу за присоединение их к Краснодарскому краю. Но руководитель Грузии Мжаванадзе уверенно пообещал всех недовольных присоединить к Красноярскому краю.
и т.д.................

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-1.jpg" alt=">Локальные и региональные конфликты: сущность и причины Студентка группы Т-1"> Локальные и региональные конфликты: сущность и причины Студентка группы Т-1 Погодина Инна

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-2.jpg" alt="> Цели: Ознакомление с понятиями локальных войн и региональных вооруженных конфликтов как"> Цели: Ознакомление с понятиями локальных войн и региональных вооруженных конфликтов как со сложными социально- политическими явлениями, вызываемыми накопившимися и не получившими разрешения противоречиями, определение правил поведения во время их протекания.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-3.jpg" alt="> Историческое развитие человечества позволило исследователям в XX в. говорить о формировании планетарной системы"> Историческое развитие человечества позволило исследователям в XX в. говорить о формировании планетарной системы международных отношений. В 90 -х годах XX столетия ряд теоретиков международных отношений все больше настаивали на необходимости разграничения общих и частных вопросов систем международных отношений, мотивируя это нарастанием тенденций к глобализации, с одной стороны, и регионализации, с другой.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-4.jpg" alt="> К концу XX в. возникла определенная отрасль знаний - регионоведение как комплексная дисциплина,"> К концу XX в. возникла определенная отрасль знаний - регионоведение как комплексная дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом их особенностей, а также их места и роли в международных отношениях. Изучение региональных конфликтов является важнейшим аспектом регионоведения.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-5.jpg" alt="> Хотя интеграция в различных регионах мира приобретает все больший вес, превращаясь в существенный"> Хотя интеграция в различных регионах мира приобретает все больший вес, превращаясь в существенный фактор мирового развития, военной безопасности, политической стабильности, миротворчества, но не могут не вызывать тревогу тенденции иного порядка, провоцирующие обострение противоречий, разобщение и конфликты. Конфликты - не новые явления.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-6.jpg" alt="> Локальный конфликт - столкновение, противоборство, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо"> Локальный конфликт - столкновение, противоборство, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-7.jpg" alt="> Локальный конфликт: военное столкновение, не достигающее по своим масштабам размеров"> Локальный конфликт: военное столкновение, не достигающее по своим масштабам размеров войны. Характеризуется кратковременным вооруженным противоборством конфликтующих государств. В ряде случаев является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих другу государств "третьего мира" Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-8.jpg" alt="> Определения конфликта: борьба за ценности и претензии на определенный социальный"> Определения конфликта: борьба за ценности и претензии на определенный социальный статус власть недостаточные для всех материальные и духовные блага борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-9.jpg" alt="> Следует подчеркнуть, что в широком смысле термин "> Следует подчеркнуть, что в широком смысле термин "конфликт" включает и конфликтные отношения, и конфликтные действия, а также кризис и вооруженный конфликт. Конфликту обычно предшествует кризис, который характеризуется резким ухудшением отношений, быстрым, лавинообразным развитием событий, плохой их управляемостью.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-10.jpg" alt="> Мирные средства, представляющие собой определенную совокупность норм современного международного права, приобретают все большее"> Мирные средства, представляющие собой определенную совокупность норм современного международного права, приобретают все большее значение при решении спорных вопросов в конфликтных ситуациях. Мирные средства разрешения споров не остаются неизменными, а развиваются в зависимости от исторического времени и ситуации на международной арене. С давних времен известны такие средства разрешения конфликтов, как добрые услуги и посредничество

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-11.jpg" alt="> Средства разрешения конфликта в XX-XXI вв. согласительная процедура "> Средства разрешения конфликта в XX-XXI вв. согласительная процедура Арбитраж международные суды примирительные комиссии урегулирование конфликтов с помощью международных организаций

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-12.jpg" alt="> Однако наиболее эффективным средством разблокирования конфликтов считаются переговоры. Именно институт переговоров в современных"> Однако наиболее эффективным средством разблокирования конфликтов считаются переговоры. Именно институт переговоров в современных международных отношениях стал основным средством устранения межгосударственных разногласий, позволяющим установить мирные отношения между участниками конфликта.

Src="https://present5.com/presentation/3/155961095_138915376.pdf-img/155961095_138915376.pdf-13.jpg" alt=">Интернет ресурсы: ">

Распад мировой системы социализма, исчезновение с политической карты мира Советского Союза привели к появлению на мировой арене новых центров силы борьба между которыми за сферы экономического и политического влияния получила новый импульс. Зоной соперничества между этими центрами становится пространство бывшего СССР, где по периметру границ российского государства складывается череда кризисов, а также для стран Восточной Европы и «третьего мира».

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами?

До недавнего времени вотечественнойконфликтологии главною причиной межгосударственных конфликтов считался «фактор внешнего вмешательства империализма». Это означало, что любую войну или международный конфликт надлежало рассматривать только как звено в единой цепи агрессивной политики империализма, выражающие свои классовые интересы на мировой арене. Именно политика западных держав, направленная против СССР и его союзников, объявлялась основным источником международной напряженности и нестабильности. Зеркальным отражением «наших взглядов» на природу народных конфликтов является официальная западная наука, которая рассматривала эти явления как следствие вмешательства СССР, как «руку Москвы», и установления ее влияния в освободившихся, и только развивающихся странах. В результате практически весь «третий мир» с его социальными потрясениями и международными конфликтами рассматривался главным образом в контексте соперничества между востоком и западом. Разумеется причин, ведущих к конфликтам между государствами, в том числе и третьем мире значительно больше. Так, до конца 2 мировой войны многие вооруженные конфликты происходит на почве нерешенных территориальных проблем. После 1945 г. к традиционным причинам конфликтов добавились новые, связанные с экономической стагнацией, задолженностью, наркобизнесом, ухудшением состояния окружающей среды, ростом народонаселения и расширение миграции, с тех пор вооруженные конфликты стали постоянным элементом международной жизни.

За период с 1945- 1985 г.г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составляющих мировое сообщество, были за этот период вовлечены в конфликт хотя бы один раз. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.

В широком смысле под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение(чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитете того или иного государства или возникшее на почве политических противоречий внутри государства.


В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора- люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений. Однако после эйфории конца 80- начала 90-х г.г. , связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток- непосредственно к границам России.

Современная общественная практика показывает, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках- на Кавказе(Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия. Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер. Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов- события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане

Наибольшую опасность представляют межэтнические конфликты. Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Обычно они начинались на территории какого- либо территориально- этнического образования. Национальное меньшинство подвергается дискриминации: ущемляются права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, создаются национальные вооруженные формирования, осуществляется силовое и моральное давление на государственные органы, и, это прежде всего, суды, прокуратура, милиция. Различные органы управления. В органы государственной власти и управления пытаются проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникают перестрелки, причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств. В вооруженный конфликт активно втягивают гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев.

Каждому гражданину, прежде всего следует знать, что война как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий.

Нормы Международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899, 1907 г.г.), Женевской конвенции о защите жертв войны(1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1968)

Следует подчеркнуть, что стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами. Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России- чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые зачистки. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности- достаточно распространенное явление в современном мире. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий

Под региональными конфликтами мы будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами соци­ального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные админи­стративно-территориальные образования со своими экономи­ческими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.

Особенности региональных конфликтов

    Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают как одна из форм назревающих гло­бальных конфликтов, а с другой - могут ускорять процесс созревания таких конфликтов. Например, локальные войны как региональные конфликты несут угрозу возникновения мировой ракетно-ядерной войны, которая по своим масштабам явится глобальной катастрофой. Кроме того, локальные войны существенно обостряют экологическую ситуацию в районах боевых действий, они создают угрозу аварий и ка­тастроф на химических предприятиях, атомных электростанций и дру­гих объектах повышенной опасности.

    В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непо­средственное воздействие на систему международных отношений.

    Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства, а также государ­ства или коалиции государств. При этом важно иметь в виду, что ос­новную роль среди субъектов региональных конфликтов выполняют политические, экономические и национально-этнические элиты.

    Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Территориально такие конфликты охватывают большие географические пространства (регионы) и вовлекают в свою орбиту большие массы людей, существенным образом влияя на судь­бы этих людей. Как правило, такое влияние негативно.

    Региональные конфликты отличаются и своей динамикой. Кор­ни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое про­шлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием. Формирование образа конфликтной ситу­ации у народа направляется политической элитой с активным ис­пользованием в этом процессе СМИ, а также средств и методов ин­формационной войны.

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфлик­тах может протекать в различных формах: идеологическом противо­борстве; экономических санкциях; войне и вооруженных конфликтах.

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и но­сит поэтапный характер. Нередко в их разрешении активно участву­ют международные организации (ООН, ОБСЕ и др.). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием до­говоров, соглашений и других документов.

Одна из важнейших причин войн и вооруженных конфликтов – отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, – нормальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь невозможна. Любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – это миф. В то же время вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Государство, общество и отдельные граждане должны следовать определенным правилам, направленным на их регулирование. Смысл этих правил, как отмечает известный российский социолог А. Г. Здравомыслов, состоит в том, чтобы не допускать насилия как способа разрешения конфликтов; найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов; добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Тем, кто предметно занимается вопросами социальной безопасности, следует четко представлять сущность и содержание современных региональных вооруженных конфликтов, причины их возникновения и возможные последствия, предпосылки перерастания в локальные войны, пути их локализации и прекращения, а также знать стратегию поведения человека и основные способы его защиты в зоне вооруженного конфликта. Это будет способствовать осознанному отношению к военным конфликтам различных уровней и проявлений и поможет выработать навыки защиты от их деструктивных последствий.

Сущность и характерные черты

С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно, имеют свои особенности. Они различаются по причинам возникновения, политическим и стратегическим целям, масштабам, интенсивности, длительности, средствам вооруженной борьбы, формам и методам ведения боевых действий и т. д. Однако они имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

  • ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
  • зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);
  • зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
  • задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
  • очаговый характер боевых действий войск;
  • неопределенность продолжительности военных действий;
  • массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями. Следовательно, различия между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

Современная общественно-политическая практика свидетельствует, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе (Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер.

Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов – события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане.

Как показывает опыт многих стран и регионов бывшего СССР (Закавказье, Приднестровье), наибольшую опасность представляют этнотерриториальные конфликты. Главная предпосылка их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.

Остановимся более подробно на вооруженных конфликтах, происходивших на территории России и в ближнем зарубежье, так как именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих и бывших. Начало вооруженным конфликтам в СССР было положено в конце 1980-х годов. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало СССР, но разногласия еще более усилились, в результате вооруженных столкновений погибли тысячи людей. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн человек оказалась вовлеченной в территориальный передел, сопровождавшийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами.

Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Чтобы представить себе этапы его нарастания, проанализируем, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, а после его развала – и СНГ.

Обычно они начинались на территории какого-либо территориально-этнического образования. Русские и русскоязычное население подвергались дискриминации: ущемлялись права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные формирования, осуществлялось силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов. В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникали перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась.

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становились все опаснее. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик обыскивали всех без исключения в поисках оружия. В вооруженный конфликт активно втягивалось гражданское население.

В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать. По вечерам становится опасно выходить на улицу. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые «зачистки». Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном мире, однако наибольшую опасность представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в локальные войны, которые, как свидетельствует история, могут предшествовать мировой войне. Специалисты в области безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.