Добрые услуги в международном праве примеры. Переговоры и консультации, добрые услуги и посредничество

Добрые услуги

Добрые услуги - это такой способ разрешения спора, при кото­ром сторона, не участвующая в споре , по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегу­лирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобнов­лении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует ; ее задача - облег­чить взаимодействие спорящих сторон.

ПРИМЕР: Во время Карибского кризиса в 1962 г. СССР согласился на добрые услуги Генерального секретаря ООН, что содействовало переговорам с США, в результате которых была обеспечена безопасность Кубы. В 1965 г. СССР оказал добрые услуги Индии и Пакистану. В результате эти страны подписали Ташкентскую декларацию 1966 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги при мирном урегулировании в Афганистане. Возможность использования их была предусмотрена в соглашениях о мирном урегулировании в этой стране 1988 г.

Посредничество

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организа­ции), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899 и 1907 гг. (далее - Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. ) установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон.

Посредниками могут быть как государства, так и международные органы и организации, а также отдельные лица.

ПРИМЕР: Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН не раз участвовали в посредничестве через Генерального секретаря. Посредником в споре между Индией и Пакистаном в 1952 г. был Международный банк реконструкции и развития. В 1979 г. посредником в споре между Чили и Аргентиной был католический кардинал.

Особенность процедуры посредничества - неформальность и конфиденциальность . Предложения посредника не обязательны для сторон. Результаты посредничества находят отражение в совместном коммюнике, соглашении или в джентльменском соглашении.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними. Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех споря­щих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель по­средничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согла­совании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои про­екты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

40. Статут Международного Суда ООН, в каких случаях спор передается на рассмотрение Международного суда?



Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией, он не рассматривает дела военных преступников.



Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Спор передается на рассмотрение Международного суда ООН с согласия спорящих сторон. Если же спорящие стороны сделали особое заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то Суд может рассмотреть спор по требованию одной из сторон в споре.

Важные выдержки из Статута МС ООН:

ГЛАВА II: Компетенция Суда

1. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию , относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

1. Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута .

2. Условия, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом.

3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.

1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами , и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

a) толкования договора;

b) любого вопроса международного права;

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Наряду с переговорами к «дипломатическим средствам» мирного урегулирования споров относят «добрые услуги».

Добрые услуги - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в споре государств, направленную на установление или возобновление непосредственных переговоров между государствами - сторонами в споре в целях создания благоприятных условий для его мирного разрешения.

Вплоть до конца XIX в. институт добрых услуг рассматривался как составная часть посредничества. В Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений не проводится содержательного различия между используемыми терминами «добрые услуги» и «посредничество». Их предложение непричастным к спору государством не может рассматриваться как недружелюбное действие (ст. 3 Конвенции). По другому мнению, добрые услуги в настоящее время - это самостоятельный институт международного права, что подтверждается в некоторых международных договорах, иных документах (примеры - заключительный акт Берлинской конференции 1885 г., ст. 12 Статута Лиги Наций, ст. IX Боготинского пакта 1948 г. и т.д.).

Государство, оказывающее добрые услуги, устанавливает контакт между спорящими сторонами, склоняет их к переговорам. Через такое государство осуществляется связь после начала пере-говоров, однако в самих переговорах такое государство участия не принимает.

Иное дело - посредничество. Посредник путем активного участия в переговорном процессе помогает спорящим государствам достигнуть мирного урегулирования. Посредник не только активно участвует в начавшихся переговорах, но вносит предложения по примирению сторон, иногда даже руководит такими переговорами.

Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон, а дая начала оказания добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон в споре.

Нередко оказание добрых услуг перерастает в посредничество: так было, например, при оказании добрых услуг СССР в мирном

урегулировании индийско-пакистанского пограничного вооруженного конфликта из-за Кашмира (1965-1966 гг.).

Посредничество, как институт национального права, был известен в Древней Греции, в Древнем Риме. Постепенно посредничество сформировалось как институт международного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих порядок взаимодействия со спорящими государствами третьей стороны (государства или международной организации) в целях разрешения спора мирным путем.

Посредничество осуществляется по инициативе этой третьей стороны или по просьбе спорящих государств. Посредничество предусмотрено, кроме упомянутой Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений, еще в Межамериканском договоре о добрых услугах и посредничестве 1936 г., в Американском договоре о мирном разрешении споров 1948 г. и др.

Начальной задачей посредника не обязательно является окончательное разрешение всех спорных вопросов (чаще это достигается в ходе дальнейших переговоров между спорящими сторонами). В соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений «задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникает между государствами, находящимися в споре». Поскольку спорящие государства нередко не готовы к непосредственному диалогу, посредник в диалоге с каждой из спорящих сторон стремится к их примирению на такой основе, которая устраивала бы обе спорящие стороны.

Гарантом достигнутого соглашения также выступает государство-посредник.

Обязанностям посредника должны корреспондировать обязанности спорящих государств: обеспечить посреднику (лицу, представляющему государство-посредник) возможность осуществлять свои функции; воздерживаться от действий, наносящих ущерб достоинству и суверенным правам посредника; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве, и др.

Примером успешного посредничества может служить деятельность постоянно действующей Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, действующей с 1964 г. в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз). Такое посредничество применялось, например, для разрешения марро-

кано-алжирского конфликта в 1963 г., эфиопско-сомалийского и сомалийско-кенийского в 1964 г.

Успешным было и посредничество Генерального секретаря ООН (его специальных представителей), действующего на основе резолюций Совета Безопасности, ГА ООН. Так, в 1962 г. при посредничестве Генерального секретаря ООН У Тана в ходе урегулирования Карибского кризиса было достигнуто Соглашение о начале переговоров между СССР и США.

Посре́дничество - в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В общем случае Посре́дничество - это оказание субъектом (субъектами) услуг двум или более сторонам, при этом субъект (субъекты) выполняет роль третьей стороны. Субъектом может быть как юридическое (в общем случае организация) так и физическое лицо.

«Добрые услуги» - в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами.

Под «Добрыми услугами» понимается содействие какого-либо государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров между спорящими сторонами, направленных на мирное урегулирование конфликта. «Добрые услуги» носят характер совета, необязательного для спорящих сторон.

Государства в случае серьезного разногласия между ними обязаны прибегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным к спору государствам.

Государство, оказывающее «Добрые услуги», участия в самих переговорах или в рассмотрении спора по существу не принимает. Этим «Добрые услуги» отличаются от посредничества.

«Добрые услуги» могут применяться как в условиях мира, так и военного конфликта.

Задача посредника заключается "в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре" (ст. 4 Конвенции 1907 г.) Обязанности посредника прекращаются с того момента, когда одна из спорящих сторон или сам посредник удостоверяется, что предложенные средства примирения не были приняты. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными. Они имеют исключительно значение совета.

В случае возникновения между государствами спора, представляющего опасность для мира и международной безопасности, спорящие государства избирают государство, которому оно поручает войти в контакт с государством, избранным другим государством с целью предупредить нарушение мирных отношений. Примирительный период не может превышать 30дней. В этот период спорящие государства прекращают всякие непосредственные отношения между собой по предмету спора. Государства-посредники должны приложить все свои старания по решению спора.

Добрые услуги или посредничество могут оказывать государства (в том числе коллективно) или международные организации. Оказывающие добрые услуги государство или международная организация сами в ходе переговоров не участвуют, если об этом не попросят сами спорящие стороны. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорном процессе и выдвигать устные или письменные предложения по существу спора.

В международно-правовой литературе термин "добрые услуги" (bons offices) употреблялся) различном значении. Большинство авторов рассматривает их как дипломатическое средство мирного урегулирования споров наряду с переговорами и посредничеством. Кроме того, в доктрине добрые услуги определялись и как способ участия третьих государств в заключении международного договора, то есть как составная часть учения о договоре.

В современных условиях о добрых услугах можно также говорить как о деятельности государств, направленной на содействие в решении общих международных проблем, не связанной с конкретными спорными вопросами.

Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими и целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Институт добрых услуг ведет свое самостоятельное международно-правовое существование с конца XIX века, когда он был закреплен в ряде двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. До этого времени добрые услуги рассматривались как составная часть института посредничества (mediation). Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М. 1971.

Добрые услуги обычно применяются: в случае нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры относительно возникшего между ними спора; при безрезультатности непосредственных переговоров между конфликтующими державами; когда обращение спорящих государств к другим мирным средствам также не принесло положительного результата.

Правовым основанием для начала добрых услуг (они могут применяться как во время войны, так и в мирное время) являются либо обращение спорящих сторон к третьим государствам (испрашиваемые добрые услуги), либо предложение своего содействия со стороны третьих, не причастных к конфликту держав (предлагаемые добрые услуги). Предложение добрых услуг требует от государств учета ими ряда объективных и субъективных факторов, способствующих применению добрых услуг или исключающих его.

Государство, оказывающее добрые услуги, может выполнять следующие функции: а) стремиться установить непосредственный контакт между спорящими сторонами; б) может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров. Однако в самих переговорах оно участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят.

При добрых услугах деятельность третьих государств направлена на ознакомление и сближение позиций спорящих сторон путем налаживания прямых контактов между ними. Эта деятельность должна осуществляться в весьма тактичных, гибких и деликатных формах, не затрагивающих суверенные права и интересы конфликтующих сторон. Такими формами должны быть пожелания, предложения, советы. Статья 6 Гаагских конвенций о мирном решении международных столкновений специально устанавливает, что "добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих сторон или по почину непричастных к столкновению Держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными" Ладыженский А.М., Блищенко И.П. Мирные средства разрешения споров между государствами. М. 1962. 20 с..

Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложения государств, оказывающих добрые услуги. В то же время пожелания и предложения государств, выступающих с добрыми услугами, в морально-политическом плане имеют определенное практическое значение, поскольку могут служить основой для дальнейших переговоров между спорящими. .

Добрые услуги способствуют созданию благоприятной обстановки для установления непосредственных контактов между спорящими сторонами, определения и сближения их позиции. А это в конечном итоге приводит к урегулированию международных конфликтов и разногласий на взаимно приемлемой основе, развитию миролюбивых отношений между государствами.

Посредничество является древнейшим (после переговоров) средством мирного разрешения споров. Возникнув как специфический институт внутреннего права в Древней Греции (проксения и ксения) и Древнем Риме (jus fеciale, rеcuperatorum), посредничество постепенно трансформировалось в самостоятельный международно-правовой институт и стало применяться для урегулирования межгосударственных разногласий в международных отношениях различных эпох.

Международно-правовой институт посредничества можно определить как совокупность норм, регулирующих содействие третьих государств или международных органов в мирном разрешении международных споров, осуществляемое по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте сторон и состоящее в ведении посредником переговоров со спорящими на основе его предложений с целью мирного урегулирования разногласия в соответствии с основными принципами международного права и справедливости.

Собственно посредничество - это переговоры на более широкой основе, то есть с участием третьих государств или международных организаций.

В процессе мирного урегулирования разногласий между государствами посредничество и непосредственные переговоры тесно взаимосвязаны. К содействию третьих государств спорящие стороны обращаются по обоюдному согласию после безуспешности прямых переговоров или при невозможности их организации. Если посредничество предлагается не причастными к спору государствами, то их участие в разбирательстве возможно только при обоюдном согласии обеих сторон. В свою очередь, качало прямых переговоров между конфликтующими сторонами нередко становится возможным благодаря дружественным стараниям посредников или государств, оказывающих добрые услуги. Посредничество помогает установить прямой контакт между участниками спора, взаимно ознакомить их с позициями друг друга, их претензиями друг к другу.

Основанием для начала посредничества служит либо обращение спорящих сторон к третьим государствам, либо предложение со стороны последних.

Цель посредничества, как и других мирных средств разрешения споров, состоит в урегулировании разногласии на взаимоприемлемой для сторон основе. При этом, как показывает практика, задачей посредничества является не столько окончательное разрешение всех спорных вопросов (это обычно достигается в процессе дальнейших прямых переговоров между сторонами), сколько общее примирение спорящих, выработка основы соглашения, приемлемого для обеих сторон. При посредничестве третья сторона обязана подготовить основу взаимопонимания, "выработать базу для достижения соглашения между заинтересованными сторонами, всячески содействовать сторонам во взаимном удовлетворении претензий" Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. - 2003.. Поэтому основными формами содействия третьих государств урегулированию спора при посредничестве должны быть их предложения, советы, рекомендации, а не обязательные для сторон решения.

Посредник-примиритель, а не судья над спорящими. Он высказывает свое мнение, советует, рекомендует, предлагает, но редко решает спор окончательно. Стороны вольны принять полностью или частично любое предложение посредника. Последнее, решающее слово всегда остается за ними. Они, и только они, являются одновременно и сторонами, и судьями в собственном споре. Это вытекает из принципов суверенитета, равноправия, невмешательства во внутренние дела государств. Факультативный характер посредничества, предоставляющий сторонам достаточную свободу действий в процессе переговоров, служит гарантией суверенитета государств, над которыми нет и не может быть какой-либо сверхнациональной инстанции, и является показателем гибкости этого средства мирного разрешения споров.

Все это налагает на посредника ряд обязанностей: неуклонно соблюдать основные принципы и нормы современного международного права; оказывать сторонам всеми законными средствами помощь в достижении мирного и взаимоприемлемого исхода переговоров; не допускать каких бы то ни было попыток диктата и шантажа, применять политический такт и искусство ведения переговоров; соблюдать полное беспристрастие, воздерживаться от какого-либо содействия одной из сторон в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих сторон, не вмешиваться в их внутренние дела.

На сторонах, в свою очередь, лежат обязанности: обеспечивать посреднику возможность осуществлять свои функции; создавать все необходимые условия для успеха переговоров; воздерживаться от действий, могущих нанести ущерб суверенным правам и достоинству медиатора; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве; проявлять максимум стремления к миру, не отвергая безосновательно взаимоприемлемых и конструктивных предложений посредника и противоположной стороны; не настаивать на заранее неприемлемых требованиях и притязаниях.

Посредническая миссия - это выражение спорящими государствами равного доверия к третьей стороне, и тот, кто ее выполняет, должен надлежащим образом оценить оказанную ему честь. Поэтому посредник не должен злоупотреблять оказанным ему обоюдным доверием в ущерб одной из спорящих сторон и обязан соблюдать неукоснительным образом полную беспристрастность при осуществлении своих функций. Он обязан воздерживаться от любого содействия, как тайного, так и явного, интересам одной из сторон и от извлечения от посредничества выгод для самого себя, что так часто встречается в посреднической практике некоторых держав. Он должен быть посредником и только посредником между сторонами. Если медиатор проявляет свое пристрастное отношение к какой-либо стороне, то другая сторона имеет право отказаться от его услуг, ибо в этом случае он перестает быть посредником с точки зрения современного международного права.

Итак, добрые услуги и посредничество - это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Третья сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг, или посредничества, так и отказ от них не считается недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют "исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными" (ст. 6). Различия между этими двумя мирными средствами следующие. Целью добрых услуг является налаживание контактов между сторонами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения.

Мирное разрешение международных споров самими спорящими сторонами посредством переговоров и консультаций не исключает, а в ряде случаев предполагает содействие в регулировании международных разногласий третьих, не причастных к конфликту государств, международных организаций и их органов. Такое содействие может осуществляться в различных формах, объединяемых в рамках примирительной международной процедуры.

Простейшей формой содействия разрешению межгосударственных споров со стороны третьих государств являются их добрые услуги. Добрые услуги (boks offices) - это деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемая по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленная на установление или возобновление прямых контактов между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Как международно-правовой институт добрые услуги были закреплены в конце XIX начале XX века в ряде двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Однако дипломатическая практика еще в восемнадцатом веке разграничивала добрые услуги и смежное средство мирного урегулирования - посредничество, справедливо усматривая различные правовые последствия, к которым приводило их применение.

Институирование добрых услуг связано с работой первых в истории человечества Гаагских конференций мира, созванных по инициативе России в 1899 и 1907 годах. Принятые на конференциях Конвенции о мирном решении международных столкновений в ст.2,3,6 предусматривали принятие добрых услуг или посредничества "одной или нескольких дружественных держав в случае важного столкновения или разногласия.

Однако Гаагские Конвенции, действующие и поныне, регламентировали процедуру добрых услуг лишь в связи с процедурой посредничества. В дальнейшем институт добрых услуг получил развитие в ряде международно-правовых документах.

В современных условиях добрые услуги в качестве международно-правового средства в системе мирных способов разрешения международных споров, названных в п.6 Декларации об укреплении международной безопасности, принятой на 25 сессии Ассамблеи ООН 16 декабря 1970 г.

Добрые услуги обычно применяются: в случае одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры по спорному вопросу; при безрезультатности прямых переговоров между ними; когда после обращения конфликтующих государств к другим мирным средствам они также не принесли положительного результата.

Задача третьих государств, оказывающих добрые услуги, состоит в содействии ознакомлению позиций сторон путем налаживания прямых непосредственных контактов между ними. Деятельность третьих сторон осуществляется в тактичных, гибких и деликатных формах - пожеланиях, предложениях, советах сторонам.

Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств и международных организаций; осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Ч. Хайд пишет, что термин "добрые услуги" не имеет совершенно точного значения. Д. Брайерли утверждает, что добрые услуги вообще "являются политическими процессами, которые едва ли входят в область международного права". Д. Грейг добрые услуги ив системы мирных средств разрешения споров под тем предлогом, что они якобы "не имеют определенной правовой основы" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Государство, добрые услуги может следующие функции: а) стремиться установить непосредственный контакт между спорящими сторонами; б) может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров. Однако в самих переговорах оно участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят.

Статья Х Боготинского пакта устанавливает; "В случае, если стороны встретились и возобновили непосредственные переговоры государства или граждане, предложившие свои добрые услуги, или принявшие предложение оказать их не должны предпринимать никаких дальнейших действий; они могут, однако, при согласии сторон.присутствовать при переговорах".

Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложение государств, оказывающих добрые услуги. В то же время пожелания и предложения государств, выступающих с добрыми, в морально-политическом плане имеют определенно практическое значение, поскольку могут служить основой для дальнейших переговоров между спорящими.

По своей природе институт добрых услуг тесно связан с другим средством мирного урегулирования споров " посредничеством. Долгое время ни практика, ни доктрина не разграничивали эти институты. В дальнейшем И. Блюнчли, А.Бульмаринк, А.Ривъе, Х Мейер, П. Казанский, Н. Захаров, Г.Никольский, рассматривал добрые услуги и посредничество как самостоятельные международно-правовые институты, указывали на различие между ними по степени содействия третьих держав разрешению спора.

Другие автора - Ф. Мартене, Л. Комаровский, В.Раневский, И. Фуршо, В. Грабарь - шли дальше, пытаясь установить правовое различие между этими институтами. Так, Ф.Мартене писал, что посредничество отличается от добрых услуг в отношении: происхождения, прав и обязанностей посредничающей державы и окончательной цели мулации. В. Грабарь указывал на способ установления добрых услуг и посредничества.

В современной зарубежной доктрине Ч. Хзйд запутывает этот вопрос, утверждая, что посредничество - это не только результат предложения добрых услуг, но также и проявление их применения.

П. Гуггенхейм и Г. Майер-Линдерберг сводят различие между добрыми услугами и медиацией только к степени участия третьего государства в переговорах по устранению спора. Г.Даам утверждает, что посредничество является особым способом добрых услуг, смешивая таким образом эти институты мирного урегулирования международных споров.

Отечественные юристы отграничивают добрые услуги от посредничества, указывая не только на разную степень содействия третьих государств, но также на различия в порядке возникновения этих мирных средств и в правовом положении третьих государств.

И только В. И. Лисовский высказывал особое мнение. Он пишет: "Различают следующие виды посредничества, добрые услуги, собственно посредничество" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34.. Однако согласиться с ним нельзя. Добрые услуги и посредничество при всей их сходности самостоятельные средства мирного урегулирования, а их различия не сводятся только к степени содействия третьих государств. При посредничестве наступают различные правовые последствия не только для посреднических государств, но и для самих спорящих сторон, чего нет при добрых услугах. Это одно из существенных обстоятельств, известные дипломатической практике, оставлены без внимания международно-правовой доктриной.

Исходя из сущности добрых услуг и посредничества, можно выделить следующие критерии их разграничения: способ возникновения; цели и задачи; права и обязанности; практика применения.

Способ возникновения. Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон. Несогласие хотя бы одной из них исключает возможность медиации. Для добрых услуг может оказаться достаточным самого факта их предложения и согласия одной из спорящих сторон. Действительно, само по себе предложение добрых услуг со стороны государства, искренне заинтересованного в прекращении конфликта между спорящими, при согласии на это со стороны одной из конфликтующих держав, дает возможность смягчить напряженность в отношениях между ними, в принципе определить их позиции. В результате этого возможно создание условий, благоприятных для организации непосредственных переговоров между спорящими сторонами, что как раз и является целью добрых услуг. Другое дело - добиться права давать советы, делать конкретные рекомендации относительно методов и условий мирного решения, то есть принятия активного участия в обсуждении спорных вопросов. Такие действия третьи государства могут предпринять только при обоюдном согласии обеих спорящих сторон, то есть когда добрые услуги переходят в посредничество.

Цели и задачи государств, оказывающих добрые услуги и посредничество. Конечная цель добрых услуг и посредничества одна - содействие мирному урегулированию спора, упрочнению мира, но непосредственные цели и задачи разные. Задача государства, оказывающего добрые услуги, сводится к тому, чтобы побудить спорящих начать переговоры или возобновить прерванные отношения, добрый совет окончить спор мирным путем и создать благоприятную обстановку для этого. Государства, оказывающие добрые услуги, становится как бы следующим звеном, своего рода передаточной инстанцией между спорящими с целью создания возможности для прямых переговоров между ними, на чем его функции и заканчиваются. В самих переговорах, организованных с их помощью, третьи государства участия не принимают.

В отличие от добрых услуг посредничество, по справедливому мнению Ф. И. Кожевникова, означает не только вступление третьих государств в переговоры между спорящими сторонами, но и самостоятельное в них участие, а часто даже "направление этих переговоров для разрешения споров в духе, который кажется справедливым по мнению посредника для обеих сторон" 11 Кожевников Ф.И. К вопросу о мирных средствах разрешения международных споров. 1965г.-С.45. . Роль посредника нельзя свести к роли передаточной инстанции. Сфера его деятельности более широка, чем в стадии оказания добрых услуг "Посредничество,-писал Г. Николсон,- представляет собой гораздо более официальный метод и подразумевает, что Посредник будет участвовать в переговорах" 22 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Посредник обязан выработать основу соглашения, для чего он, принимал активное участие в переговорах сторон, дает советы, рекомендации, вносит свои собственные проекты разрешения спора.

Отсюда вытекает следующее различие между добрыми услугами , и посредничеством - в правах и обязанностях осуществляющих их государств.

Поскольку задача государства, оказывающего добрые услуги, ограничена установлением непосредственного контакта, между спорящими сторонами, то правомочие его на этом этапе заканчивается. Для посредника же после организации переговоров между сторонами права и обязанности только наступают. Например, такими правами посредник, как участие в переговорах между сторонами с начала до конца, внесение самостоятельных предложений по примирению сторон, не редко - право руководства переговорами, государство в стадии оказания добрых услуг не обладает.

Практика применения добрых услуг и посредничества. Находящиеся в споре государства, как правило, предпочитают добрые услуги, а не посредничество третьих государств, поскольку последние при добрых услугах не могут активно вмешиваться в решение спора, когда стороны ведут непосредственные переговоры между собой. Отмеченные различия между добрыми услугами и посредничеством ни в коей мере не должны переоцениваться. И добрые услуги, и посредничество являются дипломатическими средствами мирного урегулирования, непременно связанными с участием третьих, не причастных к конфликту держав. Их процедура, в отличие от судебной или арбитражной, не связана с заранее определенными процессуальными правилами. Они должны осуществляться на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Между этими институтами существует тесная связь, состоящая в том, что в зависимости от конкретных обстоятельств, степени остроты спора, позиции и волеизъявления сторон, достаточно добрых услуг, в других случаях добрые услуги могут перерасти в посредничество.

Современная международная практика показывает, что добрые услуги не без успеха применялись как первоначальная стадия в мирном разрешении ряда межгосударственных конфликтов, и прежде всего территориальных и пограничных.

Современная межгосударственная практика показывает, что в тех случаях, когда добрые услуги применяются на основе неуклонного соблюдения основных принципов и норм современного международного права, уважение суверенных прав и интересов спорящих государств и их искреннего стремления к мирному урегулированию разногласий, они приводят к взаимоприемлемым результатам.

Добрые услуги способствуют созданию благоприятной обстановки для установления непосредственных контактов между спорящими сторонами, определения сближения позиций. А это в конечном, итоге приводит к урегулированию международных конфликтов и разногласий на взаимоприемлемой основе, развитию миролюбивых отношений между государствами.

Посредничество является древнейшим (после переговоров) средством мирного разрешения споров. Возникнув как специфический институт внутреннего права в Древней Греции (проксения и ксения) и Древнем Риме, посредничество постепенно трансформировалось в самостоятельный международно-правовой институт и стало применяться для регулирования межгосударственных разногласий в международных отношениях разных эпох.

Международно-правовой институт посредничества можно определить как совокупность норм, регулирующих содействия третьих государств в мирном разрешении международных споров, осуществляемое по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте сторон и состоящее в ведении посредником переговоров со спорящими на основе его предложений с целью мирного урегулирования разногласий.

В важнейших международно-правовых документах этот институт мирного урегулирования закреплен на втором месте после переговоров. Это не случайно. По своей сущности посредничество является одним из специфических видов переговоров в широком смысле как формой дипломатического урегулирования международных разногласий. В отличие от юридических способов процедура посредничества и непосредственных переговоров не связана с строго определенными процессуальными правилами и должно основываться на точном и неуклонном соблюдении основных принципов и норм международного права., взаимном уважении прав, и интересов участников переговоров.

Собственно посредничество - это переговоры на более широкой основе, то есть с участием третьих государств или международных организаций. Если при прямых переговорах спорящие стороны сами непосредственно решают свой спор, то при посредничестве им помогают третьи государства. Это означает, что если при непосредственных переговорах определенные права и обязанности возникают только у участников спора, то при посредничестве соответствующими правами наделены третьи государства.

"Посредник,- подчеркивает польский юрист А. Клафковский, - оказывает сторонам содействие при решении спора наипростейшим наиболее непосредственным способом, избегая формальностей" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Цель посредничества, как и других мирных средств разрешения спора, состоит в урегулировании разногласий на взаимоприемлемой для сторон основе. При этом как показывает практика, задачей посредничества является не столько окончательное разрешение всех спорных вопросов, сколько общее примирение спорящих, выработка основы соглашения, приемлемого для обеих сторон. При посредничестве третья сторона обязана подготовить основу взаимопонимания, "выработать базу для достижения соглашения между заинтересованными сторонами". Поэтому основными формами содействия третьих государств должны быть их предложения, советы, рекомендации, а не обязательные для сторон решения.

Посредник - примиритель, а не судья между спорящими. Он высказывает свое мнение, советует, рекомендует, предлагает, но редко решает спор окончательно. Последнее, решающее слово остается всегда за спорящими. Они, и только они, являются одновременно и сторонами и судьями в собственном споре. Это вытекает из принципов суверенитета, равноправия, невмешательства во внутренние дела государства.

Факультативный характер посредничества, представляющий сторонам достаточную свободу действий, служит гарантией суверенитета государств.

Посредник, будучи весьма активным участником и центральной фигурой переговоров располагает достаточно широким комплексом прав, реализуя которые он в состоянии существенно влиять на ход и результаты разбирательства спора. Можно выделить следующие права посредника: участвовать во всех переговорах сторон, смягчать категоричные заранее неприемлемые требования сторон, вносить самостоятельные предложения по примирению спорящих сторон.

Все это налагает на посредника ряд обязанностей: неуклонно соблюдать основные принципы и нормы современного международного права; оказывать сторонам помощь в достижении мирного исхода переговоров; не допускать каких-либо попыток диктата; соблюдать полное беспристрастие, воздерживаться от какого-либо содействия одной из сторон в ущерб другой; уважать суверенитет сторон.

На сторонах в свою очередь лежат обязанности: обеспечивать посреднику возможность осуществлять свои функции; создавать все необходимые условия для успеха переговоров; воздерживаться от действий, могущих нанести ущерб правам и достоинству медиатора; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве; проявлять максимум стремления к миру; не настаивать на заранее неприемлемых требований и притязаний.

Посредническая миссия - это выражение спорящими государствами равного доверия к третьей стороне, и тот, кто ее выполняет, должен надлежащим образом оценить оказанную ему честь. Поэтому посредник не должен злоупотреблять оказанным доверием в ущерб одной из спорящих сторон и обязан соблюдать полную беспристрастность при осуществлении своих функций. Он обязан воздерживаться от любого содействия, как тайного, так и явного.

Разумеется, доверие должно быть взаимным и стороны также обязаны активно помогать посреднику в осуществлении его миссии.

Итак, посредничество как одно из средств мирного разрешения споров предполагает обладание определенными и выполнение определенных обязанностей всеми его участниками, стремление государств к сотрудничеству и согласию, к взаимному учету интересов друг друга.