Зачем нужны международные организации? Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

ТМО (тест №2)

Вариант №1:


  1. Расположите категории в порядке нарастания субъективности: цель, потребность, интерес. Потребность интерес цель

  2. Назовите основные виды международных процессов (взаимодействий). Международные конфликты, международное сотрудничество.

  3. В чем состоят издержки операций по поддержанию мира. - Проблемы: направлено не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта.; миротворцы не могут быть введены без согласия гос-ва, в к-ром происходит конфликт.ж миротворцы имеют ограниченное право по применению вооружения. (И ЭТО ПРОВЕРИТЬ)

  4. В чем состоит сетевой характер СМИ как акторов МО. - отсутствие иерархического центра, полицентричный хар-р взаимоотношений разных уровней и каналов СМИ.

  5. Истина-ложь: «Географическая близость предопределяет отношения сотрудничества между государствами». Ложь.

  6. В чем состоят проблемы реализации принципов международного права. - наднациональных институтов по защите прав человека нет. На практике принцип соблюдения прав человека реализуется в тех гос-вах, которые выполняют его в силу своего внутреннего законодательства. ; Практическое значение межд.док-тов по правам человека невелико, так как Декларация носит рекомендательный хар-р, а к пактам 1966г присоединилось менее половины гос-в мира.; Механизмы защиты прав человека часто бывают очень усложнены. Надо пройти все инстанции!

  7. Дайте определение НПО - структуры, возникающие посредством объединения физ.или юр.лиц, деятельность к-рых осуществляется вне рамок официальной внешней пол-ки гос-в.

  8. В каких формах существует универсальная мораль в международных отношениях. Релятивистский подход: универсальных норм нет, есть моральные нормы каждой страны, региона, исторического периода. Моралистско-легалистский подход: есть универсальная мораль в виде межд.стандартов по правам человека и межд.гуманитарного права.Общечеловеческая мораль усиливается, но она никогда не станет глобальной.
«Этика убеждения»: моральными должны быть цели и средства в политике. «Этика ответственности»: моральными должны быть результаты действия. (ПРОВЕРИТЬ)

  1. Приведите определение международного сотрудничества. - процесс взаимодействия акторов, в к-ром исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество не исключает конфликт, а является преодолением его крайних, кризисных форм.

  2. Истина-ложь: «Конфликты и сотрудничество взаимоисключают друг друга». Приведите один пример. ^ Ложь. Примером может служить США и СССР или РФ и Япония (в период холодной войны)
Вариант №2:

1) Дайте определение национального интереса Это осознанные потребности участника МО, явл. следствием фундаментальных услов. его существования.

2) Центры силы являются одним из двух регуляторов системы МО. Назовите второй. право

3) Назовите два любых принципа международного права. ^ Важнейший- суверенное равенство государств; нерушимость границ; невмешательство во внутренние дела; принцип сотрудничества. Территориальная целостность

4) В чем состоит сетевой характер глобальных городов как акторов МО. ^ В их возможности уходить из под влияния государств

5) Какой вид национальных интересов не может быть предметом торга и копромисса. Государственный суверенитет.

6) Какой из двух версий роли гендерного факторав МО вам кажется более верной? Назовите обе и обоснуйте свою. Л.Слиска о любви мужчин «поиграть в войну.
В схожих обстоятельствах М и Ж во власти ведут себя аналогичным образом (войны Тэтчер, Бхутто, И.Ганди).

Вопрос о врожденной воинственности опр.народов: два подхода

В некоторых источниках к таким народам относят немцев, сербов, персов, кавказские народы
- практически все народы в разные периоды своей истории воевали, а те из них, которые причисляются к наиболее агрессивным, имели в своей истории продолжительные мирные периоды ^ (ВООБЩЕ НЕ ЗНАЮ О ЧЕМ ЭТО)

7) Назовите источники международного права - межгосударственный договор; межд.обычай (например, ширина территориальных вод). ;общие принципы права, признанные цивилизованными нациями (Устав ООН);судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по межд.праву в качестве вспомогательного ср-ва (Гогу Гроций)

8) Верно ли утверждение: «В России смертная казнь отменена»

В. своя версия

Нет, на нее наложен мораторий в 1996 году

9) Истина-ложь: «Страны с парламентской демократией более миролюбивы,чем авторитарные режимы» Ложь

10) Назовите наиболее важные факторы, способствующие международному сотрудничеству - наличие общих целей партнеров; ожидания ими выгод от взаимодействия; взаимного хар-ра этих выгод

Место в системе социально-гуманитарных наук: юриспруденция, международное право

План:

1. Международная защита прав человека

1.1. Защита прав и свобод человека средствами ООН

1.2. Европейская система защиты прав человека. Европейский суд по правам человека.

1.3. Проблема отмены смертной казни

1.4. Международные преступления

1.5. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

2. Международное гуманитарное право

2.1. Понятие международного гуманитарного права

2.2. Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

2.2.1. установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

2.2.3. защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

2.2.4. обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

2.2.6. признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

2.3. Основные источники международного гуманитарного права:

2.3.1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

2.3.2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

2.3.3. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

2.4. Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

2.4.1. принцип соразмерности

2.4.2. принцип уважения, защиты и гуманного отношения к жертвам войны

2.4.3. принцип ограничения средств и методов войны

2.5. Правовой статус государств по отношению к конфликту

2.5.1. Состояние войны

2.5.2. Объявление войны

2.5.3. Агрессия

2.5.4. Нейтралитет

2.5.5. Постоянно-нейтральные государства

2.6. Война и права человека

2.7. Участники конфликта

2.7.1. Наёмники

2.7.2. Военнопленные

2.7.3. Шпионы и разведчики

2.7.4. Журналисты

2.7.5. Гражданское население и гражданские объекты

2.8. Средства и методы ведения войны

2.8.1. Законы и обычаи войны

2.8.3. Военная оккупация

2.9. Ответственность за военные преступления

2.10. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Схема

Важнейшие принципы международного гуманитарного права - гуманность при ведении вооруженной борьбы: ограничение воюющих в выборе средств ведения войны; зашита раненых, больных, военнопленных; недискриминация жертв войны; разграничение между гражданскими и военными объектами; ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.



Дипломатия - это официальная деятельность государственных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами, предусмотренными международным правом, целей и задач внешней политики государства и политическому регулированию его отношений с другими государствами в процессе международного общения.

Жертвы войны - лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента; раненые; больные в действующей армии; лица, потерпевшие кораблекрушение; из состава вооруженных сил, военнопленные; гражданское население, в том числе на оккупированной территории.

Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Комбатанты - любые лица, входящие в состав вооруженных сил и имеющие право непосредственно принимать участие в боевых действиях; одетые в военную форму и открыто носящие оружие.

Международное гуманитарное право - совокупность международных юридических положений, нормативно закрепленных или традиционно принятых, которые обеспечивают уважение человеческой личности в случае вооруженного конфликта.

Международное право - это система юридических норм, создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль, регулирующих определенные общественные отношения.

Международные преступления - тягчайшие международно-противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают международному миру и безопасности.



Международный Суд - создаваемый на основе международного договора постоянный или полупостоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры.

Наемники - лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу; они не находятся под покровительством международного гуманитарного права, не являются комбатантами и наказываются как уголовные преступники.

Некомбатанты - лица, входящие в состав вооруженных сил, обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность, которые применяют оружие только для самообороны.

Оптация - право выбора гражданства населения территории, которая переходит к другому государству.

Принцип запрета военного или любою иного враждебного использования средств воздействия на природную среду - обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству.

Принцип мирного разрешения международных споров - совершенный метод, система способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов международного права во всех областях международных отношений и позволяющих выбирать конкретные средства такого рода, требовать, чтобы спорящие не уклонялись от поиска приемлемых для них форм мирного разрешения противоречий.

Принцип невмешательства во внутренние права государств - обеспечение защиты осуществления государством его внутренней функции в соответствии с международным правом.

Принцип нерушимости государственных границ - определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций - обеспечение прав этой категории субъектов международного права на выбор политического статуса на свободное экономическое развитие, культурную самобытность, участие в международных отношениях.

Принцип сотрудничества - утверждающий способ реализации государствами своих интересов в международной области и во многом также во внутригосударственном масштабе, в отсутствие которого деятельность государства не может быть эффективной.

Принцип суверенного равенства государств - закрепление основной особенности международного права, наличие у его основных субъектов качества суверенитета, и в силу этого их юридическое равенство независимо от времени возникновения, территориальных, демографических, экономических либо иных факторов.

Принцип территориальной целостности государства - защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории, для чего могут использоваться допустимые международным правом юридические и иные средства, включая национальные.

Принцип уважения прав и основных свобод человека - обеспечение государствами нерушимости прав человека на своей территории и за ее пределами.

Практикум

1. Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого-либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. В условиях чрезвычайной ситуации может быть ограничено право на

1) медицинскую помощь

2) митинги и демонстрации

3) социальное обеспечение по возрасту

4) государственную защиту семьи

3. Назовите основную цель Международного гуманитарного права и покажите с помощью трех примеров, как она реализуется.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к лицам, находящимся под особой защитой норм международного гуманитарного права.

Инвалиды, пленные, партизаны, несовершеннолетние, священнослужителиНайдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.

5. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. По международному законодательству запрещаются физические и моральные пытки для получения от военнопленных каких-либо сведений.

Б. Международное гуманитарное право запрещает действия партизанских отрядов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина, записанными в Конституции РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неприкосновенность частной жизни

Б) защищать Отечество

В) избирать и быть избранным

Г) сохранять природу и окружающую среду

Д) платить налоги

Е) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

2) обязанности

7. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на защиту своей чести и доброго имени

2) право быть избранным в органы государственной власти

3) право участвовать в отправлении правосудия

4) право на жизнь

5) право на тайну переписки, телефонных переговоров

8. Найдите в приведенном ниже списке социальные права граждан России.

1) право на пенсионное обеспечение по возрасту

2) свобода собраний

3) право на проведение мирных шествий

4) право на отдых

5) право на жилище

6) свобода печати

9. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

2) свободно использовать свои способности и имущество для не запрещённой законом экономической деятельности

3) соблюдать трудовую дисциплину

4) участвовать в отправлении правосудия

5) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

10. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защищать Отечество

2) избирать и быть избранным

3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой

4) проводить шествия и пикетирования

5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности

Международные организации 20-21 в.

Глобализация - явление современного мира. Сотрудничество в разных сферах общественной жизнинеобходимое условие сосуществования государств. Поэтому в мире действую и продолжают создаваться различные блоки, организации, как правительственные, так и общественные. Разные цели преследуют они – от защиты мира до стремления к политическому и мировому господству.

Ниже перечислены основные, наиболее влиятельные и значимые организации и союзы. А далее представлен список тех международных организаций, в которые входит Росси на современном этапе.

Международный суд ООН, 1945

Одна из шести главных организаций ООН, находится в Гааге (Нидерланды). Разрешает споры между государствами.

Цель: разрешение споров в согласии с принципами справедливости и Международного права

МАГАТЭ , 1957

Международное агентство по атомной энергетике

Цель: развитие сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

ВОЗ, 1948

Всемирная организация здравоохранения.

Цель: решение международных проблем здравоохранения.

ЮНЕСКО, 1945

Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры

МВФ , 1945

Международный валютный фонд - предоставляет кредиты государствам.

ВТО , 1955

Всемирная торговая организация

Цели: либерализация международной торговли, регулирование торгово-политических отношений между государствами.

НАТО . 1949

Организация Североатлантического договора. Цель: защита от советского влияния. Входит 28 государств. Из них:

США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Венгрия, Чехия.

СЭВ . 1949-1991

Совет экономической взаимопомощи. Экономическое и научно- техническое сотрудничество стран.

Всемирный свет мира , 1950

высший постоянный орган всемирного движения сторонников мира

ОВД , 1955

Организация Варшавского договора- военный союз социалистических стран.

СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД

Пагуошское движение , 1957

Международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных - А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других - конференции в местечке Пагуош в Канаде

Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», 1981

Образовано по инициативе советских и американских медиков.

СЕАТО , 1954 - 1977

Организация Договора Юго-Восточной Азии – проведение совместной борьбы против национально-освободительного движения.

США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины

СЕНТО , 1955 - 1979

Организация Центрального договора – выступали против просоветских и антизападных настроений в данном регионе.

Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран)

Европейский союз , 1993

(На основании Маастрихтских соглашений 1991-1992)

Экономический и политический союз 28 государств- общая политика в области международной торговли.

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия.

Всемирная организация интеллектуальной собственности , 1967

Сотрудничество в области интеллектуальной собственности.

ОБСЕ , 1995

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Занимается вопросами безопасности, входит 57 стран.

История: СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) – 1973,

Хельсинский заключительный акт- 1975

Парижская хартия – 1990

ОБСЕ- 1995

2001

Цели- укрепление доверия в военной области, взаимное сокращение вооружённых сил в районе границы, укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.

Содружество независимых государств.

Цель: развитие отношений на основах взаимного признания и уважения.

Состав: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Грузия.

Совет Европы, 1949

Сотрудничество в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия.

Россия – с 1996 г. Всего- 47 стран

Совет Безопасности ООН.

Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные,остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные»)

Римский клуб, 1968

Международная общественная организация, объединяет представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты . – всего 100 человек.

Цели: изучение развития биосферы, пропаганда идей гармонизации отношений человека и природы.

Гринпис , 1971

Международная общественная экологическая организация, «зелёные», отделения в 47 странах, объединяет более 2.8 млн. человек.

Цели: защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологичного образа жизни.

Россия входит в состав следующих международных организаций:

1. Азиатская парламентская ассамблея
2. Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум

3. Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества

4. Арктический совет

5. Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций
6. Европейская ассоциация свободной торговли

7. Единое экономическое пространство

8. Зона европейского высшего образования

9. Международная авиационная федерация

10. Международный союз молодых фермеров

11. Международная организация уголовной полиции – Интерпол

12. Организация Договора о коллективной безопасности

13. Организация объединенных наций

14. Организация объединенных наций, Всемирная организация интеллектуальной собственности

15. Организация объединенных наций, Всемирный почтовый союз

16. Организация объединенных наций, Группа Всемирного банка

17. Организация объединенных наций, Международное агентство по атомной энергии

18. Организация объединенных наций, Международный валютный фонд

19. Организация объединенных наций, Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры

20. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

21. Организация Черноморского экономического сотрудничества

22. Совет Баренцева/Евроарктического региона

23. Совет государств Балтийского моря

24. Совет Европы

25. Содружество независимых государств

26. Шанхайская организация сотрудничества

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ольга Нагорнюк

Зачем нужны международные организации?

Современный мир находится на этапе постиндустриального развития. Его отличительными чертами являются глобализация экономики, информатизация всех сфер жизни и создание межгосударственных объединений — международных организаций. Зачем страны объединяются в такие союзы и какую роль они играют в жизни общества? Об этом мы порассуждаем в нашей статье.

Цель существования международных организаций

Человечество пришло к осознанию того, что проблемы, будь то политический или экономический кризис, эпидемия СПИДа или свиного гриппа, всемирное потепление или дефицит энергоресурсов, следует решать сообща. Так родилась идея создания межгосударственных объединений, которые получили название «международные организации».

Первые попытки создать межгосударственные союзы относятся к античности. Первая торговая международная организация Ганзейский торговый союз появилась во времена средневековья, а попытка создать межнациональное политическое объединение, которое помогало бы мирному урегулированию острых конфликтов, пришлась на начало XX века, когда в 1919 году была основана Лига наций.

Отличительные черты международных организаций:

1. Статус международных получают лишь объединения, в которых состоят 3 и более государств. Меньшее количество членов дает право называться союзом.

2. Все международные организации обязаны уважать государственный суверенитет и не имеют права вмешиваться во внутренние дела стран-членов организации. Другими словами, они не должны диктовать правительствам стран, с кем и чем торговать, какую конституцию принимать и с какими государствами сотрудничать.

3. Международные организации создаются по подобию предприятий: у них есть свой устав и органы управления.

4. Международные организации имеют определенную специализацию. Например, ОБСЕ занимается решением политических конфликтов, в ведении Всемирной организации здравоохранения находятся вопросы медицины, Международный валютный фонд занимается выдачей кредитов и финансовой помощи.

Международные организации подразделяются на две группы:

  • межправительственные, созданные путем объединения нескольких государств. Примером таких объединений могут служить ООН, НАТО, МАГАТЭ, ОПЕК;
  • неправительственные, называемые еще общественными, в образовании которых государство не принимает участие. К ним относятся Greenpeace, Международный комитет Красного Креста, Международная автомобильная федерация.

Цель международных организаций — найти оптимальные пути решения проблем, возникающих в сфере их деятельности. Совместными усилиями нескольких государств с этой задачей справиться легче, чем каждой стране в отдельности.

Самые известные международные организации

Сегодня в мире насчитывается порядка 50 крупных межгосударственных объединений, каждое из которых распространяет свое влияние на определенную сферу деятельности общества.

ООН

Наиболее известным и авторитетным международным альянсом является Организация Объединенных Наций. Она была создана в 1945 году с целью предупреждения возникновения Третьей мировой войны , защиты прав и свобод человека, проведения миротворческих миссий и предоставления гуманитарной помощи.

Сегодня членами ООН являются 192 страны, в том числе Россия, Украина и США.

НАТО

Организация Североатлантического договора, называемая еще Североатлантическим Альянсом, — это международная военная организация, основанная в 1949 году по инициативе США с целью «защитить Европу от советского влияния». Тогда членство в НАТО получили 12 стран, сегодня их число выросло до 28. Помимо Соединенных Штатов, в НАТО входят Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, Германия, Греция, Турция и др.

Интерпол

Международная организация уголовной полиции, объявившая своей целью борьбу с преступностью, была создана в 1923 г., и сегодня насчитывает в своем составе 190 государств, занимая по численности стран-членов второе место в мире после ООН. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе. Это объединение уникально, поскольку не имеет больше аналогов.

ВТО

Всемирная торговая организация была учреждена в 1995 году в качестве единого межгосударственного органа, контролирующего разработку и внедрение новых торговых отношений, в том числе снижения таможенных пошлин и упрощения правил внешней торговли. Сейчас в ее рядах насчитывается 161 государство, среди них — почти все страны постсоветского пространства.

МВФ

Международный валютный фонд, по сути, является не отдельной организацией, а одним из подразделений ООН, отвечающим за предоставление нуждающимся странам кредитов на развитие экономики. Средства выделяются исключительно на условиях выполнения страной-получателем кредита всех рекомендаций, выработанных специалистами фонда.

Практика показывает: заключения финансистов МВФ не всегда отражают реалии жизни, примером тому служит кризис в Греции и сложная экономическая ситуация в Украине.

ЮНЕСКО

Еще одно подразделение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами науки, образования и культуры. Задача этого объединения — расширение сотрудничества между странами в сфере культуры и искусства, а также обеспечение свобод и прав человека. Представители ЮНЕСКО борются с безграмотностью, стимулируют развитие науки, решают вопросы равенства полов.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается крупнейшей в мире международной организацией, отвечающей за безопасность.

Ее представители присутствуют в зонах военных конфликтов в качестве наблюдателей, контролирующих соблюдение сторонами условий подписанных соглашений и договоренностей. Инициатива по созданию этого союза, который сегодня объединяет 57 стран, принадлежала СССР.

ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти говорит сама за себя: в ее состав вошли 12 государств, торгующих «жидким золотом» и контролирующих 2/3 всего мирового запаса нефти. Сегодня ОПЕК диктует цены на нефть всему миру, и не мудрено, ведь на долю стран-членов организации приходится почти половина экспорта этого энергоресурса.

ВОЗ

Основанная в 1948 году в Швейцарии Всемирная организация здравоохранения входит в состав ООН. Среди ее самых весомых достижений называют полное уничтожение вируса оспы. ВОЗ разрабатывает и внедряет единые стандарты медицинского обслуживания, предоставляет помощь в разработке и реализации государственных программ здравоохранения, выступает с инициативами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Международные организации — признак глобализации мира . Формально они не вмешиваются во внутреннюю жизнь государств, однако на самом деле имеют эффективные рычаги давления на страны, входящие в состав этих объединений.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

| Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 30
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн , которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на Земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975) - 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991) - уже около 100.

Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное . Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:

I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
III Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами".
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 34).

Общая защита гражданского населения от опасностей , возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).

Согласно нормам международного гуманитарного права , конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксированы, например, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 человека, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников в качестве репрессий за действия партизан».

Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.

Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 35.

Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.

Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г.

Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает пять запрещений.

Запрещение нападений неизбирательного характера .

Цель этого ограничения - исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданским населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

Запрещение нападений , которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному преимуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие. Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответствующих военной необходимости. Мины по-настоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире приходится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через много лет после ее окончания. Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.

Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды .

Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ, массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.

Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

Запрещение военных действий, основанных на вероломстве .

Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.

Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

Вопросы и задания

1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве.

3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта?

4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий?

5. В чем заключается цель международного гуманитарного права?

6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве?

7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий.

8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?