Характеристика принципа территориальной целостности государств и принципа Нерушимости границ. Понятие, виды, значение территорий а международном праве

ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип современного международного права. Иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но их суть одна - запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства. Поворотным пунктом в становлении П.т.ц.г. явилось международно-правовое запрещение войны в качестве средства решения международных споров после Первой Мировой войны. Принятый в 1945 г. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности и тем самым окончательно установил П.т.ц.г, хотя и в сжатой формулировке. В последующем ООН приняла ряд решений, которые развили это Устава ООН, дополняя его новым содержанием. Положения о территориальной целостности и неприкосновенности были закреплены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН и 1970 г. Важным этапом в становлении и развитии этого принципа явился Заключительный Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в котором содержится государств-участников уважать территориальную целостность друг друга, воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника совещания, в особенности путем применения силы или угрозы силой, а т.ж. воздерживаться оттого, чтобы превращать территорию друг друга в военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Данный принцип запрещает захваты в любой форме, и это определяет его значение в современных международных отношениях. Он нашел т.ж. свое отражение во многих международных договорах применительно к конкретным регионам и странам.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ" в других словарях:

    ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип современного международного права. Иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но их суть одна запрещение насильственного захвата,… … Юридическая энциклопедия

    ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ) …

    Юридический словарь

    территориальной целостности государств принцип - один из основополагающих принципов международного права, призванный обеспечить стабильность в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от… … Большой юридический словарь

    территориальной целостности - государств принцип один из основополагающих принципов международного права, призванный обеспечить стабильность в межгосударственных отношениях. сущность этого принципа, утвердившегося с принятием устава оон в 1945 г., составляет защита территории … Большой юридический словарь

    ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а тж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Юридическая энциклопедия

    Общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно… … Юридическая энциклопедия

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ч. 4 ст. 2). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной целостности. В Декларации 1970 г. его содержание излагается в разделе о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются в виду временные или предварительные границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое основание, т.е. таких, которые установлены и соответствуют межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится и к постоянным границам, поскольку принцип неприменения силы не обязывает к признанию существующих границ.



В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после Второй мировой войны. В 1964 г. Организация африканского единства подтвердила применимость правила в отношении границ африканских государств. На его основе были признаны и границы между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось и при решении вопроса о границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось Международным Судом ООН при решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что оно является общепризнанной нормой международного права

Б.15 Принцип мирного разрешения споров: понятие и нормативное содержание. Механизмы реализации этого принципа

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". В таком же духе принцип закреплен в региональных актах, в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, а также в Североатлантическом договоре.

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру. Прочен мир справедливый. Несправедливые решения несут в себе зерна будущих войн. Поэтому справедливость признается необходимым принципом мирового порядка.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов. Предупреждение конфликта требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение углубления конфликта также достигается с помощью мирных средств. Особую роль в превентивной дипломатии призвана играть ООН. Этой проблеме посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи. Центральное положение среди них занимает Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.). Декларация подчеркивает принцип ответственности государств за предотвращение и ликвидацию споров и опасных ситуаций.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. В Постановлении о принятии предварительных мер по делу о законности применения силы (Югославия против США) Суд, выразив свою озабоченность применением силы в Югославии, которое поднимает серьезные проблемы международного права, заявил, что любой спор о законности применения силы должен решаться мирными средствами, выбор которых, согласно ст. 33 Устава ООН, принадлежит сторонам. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор" .

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенностьшире понятия территориальная целостность:несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.

Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство – это часть воздушного пространства, находящаяся над сухопутной и водной территориями государства. Предел высоты воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. Такая линия на международном уровне не определена. Каждое государство самостоятельно определяет правовой статус своей территории. На основании специальных международных договоров государство может предоставить определенную совокупность прав по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. У государств может возникнуть потребность в транзите через территорию другого государства, когда принадлежащий государству регион отделен от основной территории государства территорией другого государства. Такой регион называется анклавом. При осуществлении территориального верховенства государством могут устанавливаться запреты и ограничения. Так, действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии»).

Государство должно использовать свою территорию так, чтобы не причинять ущерб другим государствам, опираясь на принципы и нормы международного права. Правовым основанием изменения территории государства является межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким понятием, чем «государственная территория», оно включает в себя государственную территорию, прилежащую зону, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. Термин «территория», используемый в международных договорах применительно к определенным государствам-участникам, не всегда означает государственную территорию (или ее часть).

Для государств нет ничего важнее их территории. Территория - это жизненное пространство населения, нации (наций), государства. Это - ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов. Именно захват чужих («ничейных») земель, расширение собственного жизненного пространства, разграбление «заморских территорий» - все это на протяжении веков было одной из главных функций государств, особенно государств западного цивилизационного типа.

По своему составу государственная территория подразделяется на сухопутную, водную, воздушную, недра. Для некоторых частей территории возможны особые международно-правовые режимы - на основе международного договора.

Понятно, что мир и порядок на Земле будут, только если будет обеспечена неприкосновенность государственной территории, территориальный суверенитет. Посягательство на территориальную целостность дает основание для применения силы в порядке самообороны, для включения механизмов коллективной безопасности.

Как представляется, российская военная и внешнеполитическая доктрины должны исходить из того, что территориальная целостность России - высшая ценность, подлежащая защите любой ценой, вплоть до превентивного применения против внешних сил, угрожающих целостности России, ядерного оружия. В Конституции России имеется положение (ст. 4): «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы. В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территориальной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целостность - основа политической независимости , поэтому эти два понятия зачастую идут рядом. Концепция территориальной неприкосновенности получила развитие в период национально-освободительных движений в середине XX века и в последующем.

Понятие «территориальная неприкосновенность» - более широкое, чем понятие «территориальная целостность». Если в воздушное пространство страны вторгнется иностранный самолет, налицо нарушение территориальной неприкосновенности , но не целостности.

Содержание данного принципа помогает раскрыть Декларация о принципах МП (1970 г.). В ней говорится: «...Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава (имеется в виду Устав ООН). ...Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Прогрессивное развитие принципа продолжилось в тексте Декларации принципов (ст. IV), включенной в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В 1998 году, ввиду участившихся нарушений МП, ГА ООН приняла резолюцию «Поддержание международной безопасности - предупреждение насильственного расчленения государств». В резолюции была подтверждена необходимость соблюдения принципов территориальной целостности каждого государства и нерушимости международных границ.

Когда речь идет о территориальной целостности и неприкосновенности, имеется в виду и территория военных баз, которые расположены за рубежом по договору со страной пребывания, территория дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда. Посягательство на них равнозначно нарушению данного принципа МП.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности предполагает также обязанность государств не допускать использования своей территории для осуществления каких-либо действий, ущемляющих права других государств.

Примеры нарушения государствами принципа территориальной целостности и неприкосновенности многочисленны. В конце 90-х годов XX - начале XXI века власти Грузии допустили существование на своей территории баз вооруженных бандитов и террористов, которые делали вылазки против сопредельных районов России. Тем самым была поставлена под угрозу территориальная целостность и нарушена территориальная неприкосновенность России. По этой причине вполне обоснованной была реакция российских властей, которые предупредили о возможности бомбардировки этих баз.

Неприкосновенность территории означает и неприкосновенность ее природных ресурсов, а также естественных условий, существующих на этой территории. Так, одним из обоснований вторжения иракских вооруженных сил в Кувейт в 1990 году было обвинение Кувейта в том, что он выкачивает из нефтяного моря в общем месторождении больше нефти, чем это было предусмотрено его квотой. Другими словами, покушение на недра было воспринято как достаточное основание для войны.

В ноябре 2005 года российский военный самолет, потеряв ориентир и сбившись с курса, вошел в воздушное пространство Латвии и упал на территории этой страны; летчик катапультировался. В этом случае также было констатировано нарушение территориальной неприкосновенности. В результате следствия выяснилось, что намерения нарушить воздушное пространство Латвии не было. Летчик вернулся на родину, остатки самолета были возвращены России, а Россия выплатила соответствующую компенсацию в возмещение причиненного ущерба.

В отдельных случаях возможно правомерное нарушение территориальной целостности государств - например в качестве ответственности за совершенную агрессию. Так, после Второй мировой войны был установлен особый правовой режим управления Западным Берлином и Германией в целом.

Возможны правомерные территориальные изменения по договору между государствами и с согласия населения. Аннексия, «эффективная оккупация», приобретение территории «по давности владения», договорная и недоговорная цессии (уступки территории), как правило, в большинстве случаев противоправны.

Противоправными были все колониальные захваты, произведенные европейскими государствами и США. В 1960 году по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Колониализм юридически стал международным преступлением. Бывшие колонии получили возможность реализовать свое право на самоопределение в различных формах: создание суверенного государства, свободное присоединение к независимому государству (или объединение с ним), установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Развитые (западные) государства пытались различными способами оставить колонии в сфере своего влияния, изменить неприкрытые формы эксплуатации более завуалированными. Этот процесс получил название неоколониализма.

Тем не менее, формально большинство колоний стали самостоятельными государствами. Относительно недавно, например, получила независимость бывшая колония ЮАР - Намибия (с 1990 года). В то же время ряд колониальных территорий остались под различными предлогами в составе бывших метрополий. Так, например, французская колония в Индийском океане - остров Реюньон - стал «заморским департаментом» Франции. «Заморскими территориями Франции» стали считаться острова Новой Каледонии в юго-западной части Тихого океана, несколько архипелагов в восточной части Тихого океана - «Французская Полинезия»; Гваделупа - в Карибском море; Мартиника.

Колония США в восточной части Тихого океана из нескольких стратегически важных островов - Восточное Самоа - превратилась во владение США (Американское Самоа) с местным самоуправлением. К подобным постколониальным владениям можно отнести также следующие территории: остров Норфолк на юге Тихого океана (владение Австралии); остров Аруба в южной части Карибского моря (владение Нидерландов); остров Питкэрн в юго- восточной части Тихого океана, остров Святой Елены в южной части Атлантического океана и множество других островов по всему миру (владения Великобритании).

Должен ли распространяться принцип территориальной целостности и неприкосновенности на эти владения? Большой вопрос.