Международное морское право понятие принципы кодификация. Международное морское право

Понятие «международное морское право». Субъекты международного морского права. Объект (правового регулирования) в международном морском праве. Основные источники международного морского права. Режимы правового регулирования современного международного морского права: правовой режим открытого моря; внутренних морских вод; территориального моря; так называемой прилежащей зоны; континентального шельфа; исключительной экономической зоны; вод архипелага; международного района морскогодна. Основные проблемы современного международного морского права.

Международное морское право (международное морское публичное право) - это отрасль современного международного права, совокупность принципов и норм которой устанавливает правовые режимы морских пространств и регламентирует отношения между государствами по вопросам использования пространств и ресурсов так называемого Мирового океана.

Исторически международное морское право, также как и право внешних сношений - это одна из старейших международно-правовых отраслей. Столь продолжительная история морского права связана с тем, что сами различные международные отношения в данной сфере человеческой деятельности активно осуществлялись, начиная с самого момента возникновения мореплавания. С развитием мореплавания развивалось и развивается современное ему морское право.

В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Данная Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности современных государств, а именно:

  • 1) международные судоходство и рыболовство;
  • 2) разведку и разработку различных районов морского дна Мирового океана;
  • 3) проведение морских научных исследований;
  • 4) защиту, сохранение морской среды;
  • 5) охрану живых ресурсов Мирового океана, а также иные виды морского промысла и человеческой деятельности в морском пространстве.

Все остальные международные договоры (в том числе различные двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой международно-правовой отрасли, в основном, дополняют или детализируют нормы данной Конвенции.

Субъектами международного морского права являются основные субъекты современного международного права - государства.

Объектом (правового регулирования) в международном морском праве является весь комплекс различных отношений между субъектами морского права, совершаемых и осуществляемых в пространстве вод Мирового океана.

В настоящее время основным источником международного морского права является уже указанная выше Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. Также, международные отношения в сфере международного морского права регулируются следующими Конвенциями и международными договорами:

  • 1) Женевскими конвенциями 1958 г.;
  • 2) Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г.;
  • 3) Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;
  • 4) Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
  • 5) Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г.;
  • 6) Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
  • 7) Договором об Антарктике 1959 г. и многими другими международными правовыми документами.

При этом необходимо особо отметить, что длительное время единственным источником международного морского права являлись активно применявшиеся субъектами морского права международные морские обычаи.

В современном международном морском праве необходимо выделить определенные режимы правового регулирования, а именно правовые режимы:

  • 1) открытого моря;
  • 2) внутренних морских вод;
  • 3) территориального моря;
  • 4) так называемой прилежащей зоны;
  • 5) континентального шельфа;
  • 6) исключительной экономической зоны;
  • 7) вод архипелага (или так называемых архипелажных вод);
  • 8) международного района морского дна.

Каждый из правовых режимов современного международного морского права имеет особую специфику, собственные правовые институты; регулируется определенными международно-правовыми нормами в целях достижения конкретного результата, а именно: упорядочивания деятельности международно-правовых субъектов в данной сфере международного права и достижения компромисса в их нередко противоречащих друг другу политико-экономических интересах.

Правовой режим открытого моря регулирует межгосударственные отношения во всех частях моря, которые, в соответствии с нормами и принципами международного права, находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств. В свою очередь, согласно стандартам современного морского права, в свободном и равноправном пользовании всех государств находятся те части Мирового океана, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, а также за пределами экономической зоны и архипелажных вод.

Согласно основополагающим положениям Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, воды открытого моря ни при каких условиях не могут находиться под суверенитетом какого-либо государства. Это вызвано главенствующей ролью в современном международном морском праве принципа свободы открытого моря, включающего в себя такие основополагающие политико-правовые требования, как:

  • 1) свободу судоходства (как для торговых, так и для военных кораблей);
  • 2) свободу рыболовства;
  • 3) свободу полетов над открытым морем;
  • 4) свободу международно-правовых субъектов возводить искусственные острова и другие подобные конструкции;
  • 5) свободу проведения научных исследований и т.д.

Правовой режим внутренних морских вод определяется национальным законодательством различных государств, с учетом действующих норм международного права. Каждое государство осуществляет в собственных внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию во всей полноте, в отношении всех находящихся в этих водах судов, независимо от их национальной принадлежности.

Также каждое государство само устанавливает все действующие в настоящем времени условия судоходства в собственных внутренних водах. Заход любых иностранных судов во внутренние воды определенного государства осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства; законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море в современном международном морском праве - это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или к внешней границе внутренних вод. Территориальное море также является полосой моря, всегда находящейся исключительно под суверенитетом прибрежного государства.

Правовой режим территориального моря в современном международном морском праве основывается на следующих базовых положениях данной международно-правовой отрасли:

  • 1) прибрежное государство распространяет на пространство собственного территориального моря свой суверенитет;
  • 2) за судами всех других государств, зашедших в территориальное море какого-либо другого государства, признается право мирного прохода через пространство этого иностранного территориального моря.

Осуществляя суверенитет в собственном территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Целями таких правовых актов являются: обеспечение безопасности судоходства; защита различных видов и разновидностей навигационных средств; охрана всех живых ресурсов моря; предотвращение загрязнения морских вод и т.д.

Государство в соответствии с положениями современного международного морского права также может объявить определенные районы собственного территориального моря закрытыми для плавания иностранных судов, например, при проведении военно-морскими силами данного государства каких-либо собственных или совместных военных учений в пространстве территориального моря.

Прилежащая зона в современном международном морском праве - это морская территория, включающая в себя примыкающие к территориальным водам определенного государства водные пространства, совместно с последними имеющие ширину не более 24 морских миль.

В пределах прилежащей зоны прибрежное государство осуществляет правовой и административный контроль, необходимый для предотвращения различных таможенных, фискальных и санитарных нарушений, а также для наказания международно-правовых субъектов, нарушивших вышеупомянутые правовые стандарты, законы и правила, установленные определенным государством в пределах его прилежащей зоны (ст. 33 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву).

В современном международном морском праве действуют следующие виды прилежащих зон:

  • 1) таможенные прилежащие зоны;
  • 2) фискальные прилежащие зоны;
  • 3) иммиграционные прилежащие зоны;
  • 4) санитарные прилежащие зоны;
  • 5) так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции.

Таможенные прилежащие зоны устанавливаются для борьбы с

контрабандой, а также с незаконной торговлей оружием, торговлей наркотиками и т.п.

Фискальные прилежащие зоны устанавливаются с целью предотвращения нарушения различных финансовых правил, что должно обеспечивать экономическую безопасность прибрежного государства.

Иммиграционные прилежащие зоны предназначены для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев.

Санитарные прилежащие зоны созданы в целях предотвращения распространения различных инфекционных заболеваний и/или эпидемий через морские границы.

Так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции созданы для задержания нарушителей, совершивших установленные уголовным и гражданским законодательством прибрежного государства правонарушения и/или преступления.

Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории и суверенитет прибрежного государства в полном объеме на них не распространяется. Этим прилежащие зоны и отличаются от территориального моря.

Однако прибрежное государство пользуется в пределах собственной прилежащей зоны ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение определенных специальных задач.

При этом, если прилежащая зона была установлена государством исключительно в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в данной зоне санитарный или какой-либо иной (кроме таможенного) контроль.

Прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод. Прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.

Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод прибрежного государства на расстояние в 200 миль (ст. 76 Конвенции).

Согласно положениям международного морского права, прибрежные государства обладают суверенными правами в деле разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права являются исключительными: если прибрежное государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77 Конвенции).

Кроме того, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать, например, бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81 Конвенции).

Однако все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, если это не противоречит положениям указанной Конвенции (ст. 79).

Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф несколько уже суверенитета государства на территориальные воды и их недра, являющиеся уже непосредственно частью государственной территории.

Право на проведение морских научных исследований на собственном континентальном шельфе, а также на правовое регулирование подобной деятельности, принадлежит также прибрежным государствам. Особо необходимо отметить, что указанные выше права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами континентального шельфа и, следовательно, никак не влияют на правовой режим воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона в современном международном морском праве - это район морского пространства, находящийся за пределами территориальных вод определенного государства и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль.

Необходимо отметить, что экономические зоны - это относительно новая категория морских пространств, имеющих в современном международном морском праве особый правовой режим.

В отличие от находящегося под суверенитетом прибрежного государства и входящего в состав его государственной территории территориального моря, исключительные экономические зоны не находятся под суверенитетом прибрежного государства. Согласно особенностям данного политико-правового режима, юрисдикция и весь комплекс прав прибрежного государства, а также права и свободы других государств в пространстве экономических зон, регулируются определенными положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Так, прибрежное государство, не обладая абсолютным суверенитетом в исключительной экономической зоне, пользуется, тем не менее, определенными суверенными правами, призванными обеспечить данному государству возможность осуществлять разведку, разработку и сохранение природных ресурсов экономической зоны, а также способствовать наиболее эффективному управлению этими ресурсами (ст. 56 Конвенции).

При этом, все другие государства не могут использовать ресурсы исключительной экономической зоны без согласия прибрежного государства. Данные государства пользуются в экономической зоне свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, но только в том случае, если они учитывают в своей деятельности гарантированные положениями указанной Конвенции права прибрежного государства.

Данное международно-правовое предписание действительно даже в том случае, когда само прибрежное государство не использует (или мало использует) в своей практической деятельности ресурсы исключительной экономической зоны.

Свобода судоходства в пространстве исключительной экономической зоны распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания - это составная часть свободы судоходства. Согласно международным правовым стандартам современного морского права, все осуществляющие собственное право на свободу военного мореплавания государства при этом должны уважать правовой режим исключительных экономических зон, установленный прибрежным государством и гарантированный положениями рассматриваемой Конвенции.

Разграничение пределов экономической зоны осуществляется субъектами современного международного права на основе соответствующих соглашений.

Новейшим правовым режимом международного морского права является непосредственно установленный Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. режим так называемых архипелажных вод.

Архипелажные воды в современном международном морском праве - это воды, разделяющие и окружающие группы островов; составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства.

Институт архипелажных вод был введен в действие современным международным морским правом именно в интересах государств-архипелагов (в качестве самого наглядного примера такого государства можно назвать Индонезию).

Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территорию воды; воздушное пространство над ними; их дно и недра, а также на весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов.

Определенные ограничения по суверенитету государств-архипелагов, тем не менее, существуют в современном международно-правовом пространстве в вопросе о праве морских и воздушных судов других государств на мирный проход и пролет надданными территориями. Государства-архипелаги должны устанавливать для этой цели в архипелажных водах специальные морские коридоры, а также воздушные коридоры над поверхностью вод архипелага.

Международный район морского дна в современном международном морском праве - это расположенное за границами континентального шельфа государств морское дно. На данные территории в современном международно-правовом пространстве распространяется действие правового режима общего наследия человечества.

Данный район открыт для свободной эксплуатации всеми государствами. Единственное существующее ограничение - мирные цели предпринимаемой деятельности.

Управляющим органом, осуществляющим контроль за действиями государств в пространстве международного района морского дна, является так называемый Международный орган по морскому дну. В своей деятельности данный орган призван обеспечивать справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод, получаемых государствами от деятельности в пространстве международного района морского дна.

Кроме того, Международный орган по морскому дну контролирует непосредственную разработку недр района, а также процессы транспортировки, переработки и сбыта добытых в международном районе морского дна полезных ископаемых.

Свободно и без обязательности непосредственного участия в данной деятельности указанного Международного органа современные государства могут осуществлять любые научные исследования мирного характера на территории международного района морского дна. Размещение оружия массового уничтожения на дне международного района морского дна современным международным морским правом запрещено.

Также стоит особо отметить, что важная роль в пространстве современного международного морского права принадлежит Международному трибуналу по морском праву - специализированному судебному органу по урегулированию различных споров, касающихся толкования и применения норм и правил Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Местом пребывания Трибунала является г. Гамбург. Свою работу данный международный судебный орган начал в 1996 г.

Наконец, необходимо указать на безусловную значимость в пространстве международного морского права такой политико-правовой категории, как экипаж того или иного морского судна. Проблематика правовой регламентации деятельности экипажа достаточно подробно прописана в существующих стандартах по морскому праву.

Например, уклонение от помощи экипажу терпящих бедствие морских судов со стороны капитана и экипажа определенного (иного) морского судна признается современным морским правом преступлением, а сама эта помощь - обязательной и безвозмездной.

При этом каждое судно в современном морском праве обладает национальной принадлежностью того государства, под флагом которого оно плавает.

Колоссальной проблемой современного международного морского права, очень часто встречающейся на практике и нередко принимающей прямо гротескные формы, является практика нарушения прав членов экипажей и несоблюдения контрактных обязательств перед ними со стороны владельцев и/или компаний арендаторов различных судов.

К сожалению, права членов экипажей, перевозящих самые различные грузы в многообразные точки земного шара судов, недостаточно урегулированы современными правовыми стандартами в сфере международного морского права.

По крайней мере предусмотренные различными правовыми стандартами компенсационные выплаты за допущенные судовладельцами в отношении моряков различные нарушения заключенных между ними договоренностей и иных прав моряков если и выплачиваются, то далеко не всегда; почти всегда - через долгий промежуток времени; слишком часто - не в полном объеме, а нередко - вовсе не выплачиваются.

Кроме того, нередко судовладельцы и/или арендаторы бросают экипажи принадлежащих им (нанятых ими) судов в таких ситуациях, которые прямо угрожают жизни, здоровью и безопасности моряков.

К сожалению, в числе наиболее неблагоприятных с точки зрения соблюдения прав моряков, наряду с компаниями из стран «третьего мира», выступают и судовладельцы (арендаторы) из стран-бывших советских республик.

Также подобные «безответственные» компании нередко практикуют и различные прямо незаконные перевозки (контрабанда, перевозка наркотиков и т.д.), в которые, естественно, вовлекают тех же самых моряков, часто и несущих правовую ответственность в случаях обнаружения представителями правоохранительных структур различных государств подобных грузов.

При этом в целом проблема борьбы с нелегальной торговлей оружием, наркотиками и другими незаконными товарами перевозимыми по морю в международном масштабе вряд ли может быть решена исключительно нормами и практикой международного морского права.

Данная проблема требует комплексного политико-правового подхода, ответственной позиции государств - ведущих «игроков» в современном мировом политическом пространстве; эффективной и координированной работы спецслужб и разведывательных структур различных государств, а также наличия единой политической линии и одинакового отношения к подобной противозаконной практике у этих самых влиятельных мировых «игроков». Что на самом деле на данный момент представляется несколько проблематичным.

Кроме того, нередки и обратные случаи необоснованных и/или сомнительных в плане действительности совершенных правонарушений претензий со стороны правоохранительных органов ряда стран (чаще всего в этой роли также выступают страны «третьего мира») к иностранным морякам, выдвигаемых по поводу нарушения теми определенных таможенных и/или административных правил. Истории такого характера, к сожалению, нередко случаются с российскими моряками.

При этом, если нарушение прав моряков, допущенное компанией, с которой они сами заключили контракт - вопрос (во многом) из сферы международного частного права (хотя и не исключительно, поскольку здесь имеет значение и принадлежность судна тому или иному государству, тем более что моряки работают и на прямо государственных невоенных судах), то указанные выше действия силовых структур, например, стран «третьего мира» - международно-правовая проблематика.

Также чрезвычайно актуальной в последнее время проблемой, которую можно было бы решить только в пространстве международного морского права, является проблема пиратства. С точки зрения международного права, пиратство - крайне опасное преступление международного характера.

Данный вид преступной деятельности существовал в истории человечества на всем ее протяжении. При этом с развитием технических возможностей и вооружений, а также возможностей современной экономической системы (быстрый перевод денег через банковские учреждения делает значительно более реальным для занимающихся пиратством организованных преступных групп получение выкупа за захваченные ими суда, лица и имущество) соответствующим образом развивается и пиратство (но и увеличиваются возможности эффективной борьбы с ним со стороны современных государств).

На данный момент пиратство наиболее развито в Индийском океане (в первую очередь у побережья Сомали, а также побережья Маврикия и в меньшей степени Индии), хотя встречается и в ряде других точек земного шара. Политические и экономические проблемы государств региона, а также распространение в нем радикальных религиозных и политических идеологий, постоянно порождают большое число новых участников пиратской деятельности.

Современные международное морское и, в целом, международное право позволяют государствам захватывать пиратские суда в открытом море и арестовывать находящихся на них лиц, предписывая осуществлять судебные разбирательства совершенных пиратами деяний в национальных судах захватившего пиратов государства.

Однако соответствующие действия государств во внутренних морских водах другого государства запрещены, что само по себе не дает окончательно «решить» вопрос пиратства, так как слабые и/или тесно «завязанные» на пиратстве (как на постоянном источнике прибыли) государства сами не в состоянии (или просто не хотят) решать данную проблему.

Кроме того, доказательная база при рассмотрении вопроса об участии конкретного лица в пиратской деятельности для современных европейских судов, чаще всего, недостаточна, а выносимые последними судебные приговоры не способны испугать пиратов и способствовать их отказу от продолжения занятия данной преступной деятельностью.

К тому же решение проблемы пиратства, например, в современном Сомали, вообще невозможно без масштабных превентивных комплексных военно-политических, политико-экономических и политико-правовых действий, решиться на которые могут только действительно могущественные (в политическом, экономическом и военном плане) государства.

Причем в случае если подобное решение все же будет принято, необходима и соответствующая серьезности проблемы мировая политико-правовая и экономическая поддержка его практического осуществления, а также решимость самих приступивших к проведению данной политики государств потратить на данные действия колоссальные финансовые и административные ресурсы. Что на самом деле маловероятно.

На данный момент, представляется целесообразным «включить» в современные стандарты международного морского права и международного гуманитарного права положения о допустимости привлечения серьезным образом вооруженной частной охраны для защиты торговых судов, танкеров и иных невоенных судов, с безусловным разрешением для охранников указанных судов топить пиратские суда при нападении последних на охраняемые сотрудниками служб безопасности невоенные суда.

При наличии международного политико-правового разрешения для охраны невоенных судов не брать пиратов в плен в случае нападения последних на охраняемые невоенные корабли в качестве меры, могло бы частично решить проблему пиратства, уменьшив число конкретных актов пиратства.

В настоящее время, влиятельные современные государства решают вопрос пиратства, осуществляя патрулирование военными кораблями наиболее опасных в этом отношении пространств Мирового океана.

В частности, корабли военно-морского флота (ВМФ) РФ в настоящее время патрулируют побережья Сомали и Аденского залива.

Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.

Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.

Предмет регулирования международного морского права включает:

Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.

Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование ра­диоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными воен­ными кораблями и властями;

Отношения, возникающие в морской войне: военные дей­ствия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.

Принципы международного морского пра­ва. К ним относятся:

1. свобода судоходства в открытом море;

2. принцип общего наследия человечества;

3. свобода полетов над открытым морем;

4. свобода прокладывания подводных коммуникаций;

5. свобода рыболовства в открытом море;

6. свобода возведения искусственных сооружений;

7. свобода научных исследований;

8. принцип охраны морской среды;

9. использование открытого моря в мирных целях;

10. принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов;

11. «право флага» и свобода военного мореплавания;

12. помощь терпящим бедствие на море;

13. борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.

Эти принципы сформулированы в международных докумен­тах и прошли практическое применение в жизни.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного пра­ва в ряде важных источников.

Общие источники международного морского права: Женев­ские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О кон­тинентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принци­пы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыбо­ловства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.



В конвенциях сформулированы и новые нормы морского пра­ва: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обя­занности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подпи­сал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.

Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.

Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 - региональных, прежде всего европейских.

Международное морское право (ММП) -это совокупность принципов и норм, регламентирующих

международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и регулирующих взаимоотношения субъектов международного права на различных категориях морских пространств .

Источники : процесс кодификации ММП можно объединить в три этапа:

    с 1920-х гг. до создания ООН. Первый этап связан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созванаГаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах , сыграла в целом позитивную роль в становлении норм ММП.

    с начала деятельности ООН по 1958 г. Второй этап кодификации норм международного морского правасвязан с деятельностью ООН.

      докладе, представленном Комиссией международного права Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сде-лан обзор различных вопросов, касающихся режима открытого моря. КМП на восьмой сессии одобрила за-ключительный доклад по морскому праву.

Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция одобрила четыре конвенции и Факультативный протокол:

    Конвенция об открытом море . Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-вал ее 20 января 1960 г.

    Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне . Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о континентальном шельфе . Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифи-цировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря . Конвенция вступила в силу

Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали но-вые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами конти-нентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континенталь-ного шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи техно-логии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам.

    с середины 60-х гг. до 1982 г.

На третьей конференции ООН была выработана и в 1982 г. подписана Конвенция ООН по морскому пра-ву . Вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала её в 1997 г. Данное международное соглашение сталоосновным источником международного морского права. Конвенция ООН 1982 г. уточняет, развивает и ко-дифицирует морское право.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает тер-риториальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции го-сударств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных эко-номических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря госу-дарств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает но-вую международную организацию - Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным

подразделением - Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минераль-ных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматри-вает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по ры-боловству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

    данной отрасли международного морского права действуют ряд специальных принципов :

    • Свободы открытого моря. Он закреплён в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, независимо от того имеют ли они выход к морю или нет.

      Использование открытого моря в мирных целях. Он закреплён в общей форме в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву. Это положение закреплено в отношении: морского дна (ст.141), исключи-тельной экономической зоны (ст. 58) и т.д.

      Рационального использования морских ресурсов. Согласно ст. 117 и ст. 119 Конвенции ООН по мор-скому праву, все государства должны сотрудничать с другими государствами в принятии мер, кото-рые окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря и перечисляются данные

    Предотвращение загрязнения морской среды. Этот принцип закреплялся в таких конвенциях как: «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 г. и др.

    Свобода морских научных исследований. В соответствии со ст. 238 Конвенции ООН по морскому праву все государства и международные морские организации имеют право проводить научные ис-следования с соблюдением правил и требований, указанных в этой же Конвенции.

    Кроме того, к специальным принципам относятся: полный иммунитет военных кораблей от ино-странной юрисдикции, исключительная юрисдикция государства флага на судне, оказание помо-

щи и спасения на море, ответственности государств за деяния в Мировом океане и др.

Среди различных международных организаций, важное место занимает Международная морская органи-зация (ИМО), в рамках которой созданы и функционируют пять комитетов: по безопасности мореплавания, по тех-ническому сотрудничеству и др. ИМО подписало более 40 соглашений о сотрудничестве с другими межправитель-ственными организациями.

Комиссия по границам континентального шельфа создана на основании ст. 76 и Приложения II к Конвен-ции 1982 г. Цель Комиссии – давать рекомендации прибрежным государствам, относительно внешних границ континентального шельфа. Границы государств, установленные на основе данных рекомендаций, являются оконча-тельными и должны признаваться всеми государствами.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), в соответствии с Конвенцией 1982 г. яв-ляется «компетентной международной организацией» в системе ООН в области морских научных исследований и распространения.

Международное морское право - отрасль международного права, представляет собой совокупность согласованных принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях.

Трудности в определении понятия "морское право" обусловлены тем, что общее морское право оставляет на себе отпечаток традиций. В прошлом оно приравнивалось к частно-правовых норм, которые касались морского судоходства, и прежде всего морского торгового права. Такое сочетание публично-правовых и частно-правовых норм в морском праве было обусловлено историческим развитием этой отрасли.

Не только средневековые сборники морского права, такие, как "Basili-ка", "Consulate del Mare", законы Висби, Олеронські правила, регулирующие публичные и частно-правовые отношения морского судоходства, но это именно осуществляла первая всеобщая кодификация морского права на примере французского ординансу 1681 p., атома разделение публичного и частного морского права начался в XVIII ст., когда групповые торговые интересы не согласовывались уже с интересами государств и их экономической, стратегической и колониальной политикой. В настоящее время государства начинают обращаться с исками в морских судів119.

Изменение в определении морского права, что приводило к расширению его понятия, была обусловлена расширением человеческой деятельности в морской среде, которое теперь уже не ограничивается лишь деятельностью на поверхности морского пространства, а охватывает также морское пространство (space marine) и дно моря, где находятся минеральные ресурсы

под ними. Деятельность имеет, главным образом, экономический характер, но не только: это касается и научно-поисковых, рекреационных и даже военных действий.

Принцип свободы открытого моря формировался в течение XV - XVII вв. в частой борьбе между феодальными государствами - Испанией и Португалией - и государствами, в которых зарождался капиталистический способ производства, - Англией, Францией, которые выступали за свободу морей. В своем труде "Marc liberum" Г. Гроций отстаивал идею о том, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц, а пользование им одним государством не должно препятствовать пользоваться им другим государствам.

В дальнейшем именно потребности развития международных экономических связей были той объективной причиной, которая привела к более широкому признанию принципа свободы открытого моря. Окончательное его утверждение состоялось во второй половине XVIII века.

Одновременно с институтом открытого моря формировались нормы, которые относятся к территориальных вод или территориального моря. Параллельно начались поиски критериев для определения его ширины. В конце XVIII века. итальянский юрист М. Гальяни предложил границу территориальных вод - 3 морские мили, хотя на практике государства устанавливали его ширину в основном в пределах от 3 до 12 морских миль. Именно под влиянием принципа свободы открытого моря возникло и получило общее определение право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море.

Изучая процесс формирования международно-правовых норм, регулирующих режим морских пространств и различные виды деятельности государств по использованию Мирового океана с конца XVIII века. до середины XX века, можно отметить, что это были прежде всего нормы обычного права, часть которых была закреплена в соглашениях, заключенных государствами на двусторонней основе. Вместе с тем имели место попытки кодификации отдельных норм, которые касались предупреждения столкновений на море, безопасности мореплавания и др. Но на то время не было еще заинтересованности международного сообщества в договорном закреплении уже существующих обычных норм в соответствующей универсальной международной конвенции.

Стоит заметить, что виды использования Мирового океана были ограничены судоходством и рыболовством, лишь после Второй мировой войны развитые страны приступили к разведке и использованию природных ресурсов континентального шельфа и за его пределами. Эта многогранная деятельность государств по использованию Мирового океана создала условия для возникновения специфического предмета правового регулирования соответствующей отрасли международного права. А потому завершение процесса становления международного морского права как отрасли общего международного права необходимо связывать с его кодификацией, то есть с вступлением в силу Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., которое совпало по времени с началом научно-технической революции Во второй половине XX века.

Современное морское право можно охарактеризовать как достаточно четкую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих принципов и норм, которые соответствуют задачам и интересам укрепления единого и всеобщего правопорядка на морях и океанах.

По своему содержанию и регулятивным назначением нормы международного морского права определяют, прежде всего, правовой режим морских пространств. Эти нормы должны отражать объективную необходимость и потребность использования всеми государствами морских пространств и океанов и вместе с тем учитывать права и интересы прибрежных государств. Поэтому первые морские обычаи касались определения правового статуса морских пространств и исходили из того, что морские воды портов и гаваней, а также прибрежная полоса морских вод, которая получила название "территориальные воды", подчинены суверенитету прибрежных государств и являющиеся частью государственной территории. Остальные морских пространств считались международными, то есть доступными и открытыми для их использования всеми государствами. Ни одно из государств не имеет права посягать на национальное присвоение этих пространств или их подчинение своему суверенитету.

Международно-правовые нормы, определяющие правовой статус морских пространств, дают ответ только на вопрос о том, подчиняются эти просторы суверенитета любого государства, или нет. С целью установления четкого порядка конкретной деятельности государств в рамках соответствующих пространств необходимы еще нормы, которые определяют правовой режим этих морских пространств, а также конкретные права и обязанности государств в отношении юридически допустимых видов использования и освоения государствами тех или иных морских пространств. Поэтому нормы морского права, которые касаются правового статуса и правового режима морских пространств, взаимно дополняют друг друга.

Современное международное морское право стало конвенционным правом. В общем, все основные обычно-правовые принципы и нормы, которые составляют его содержание, были кодифицированы и получили дальнейшее свое развитие и закрепление в письменных международных документах - конвенциях, договорах и др.

Произошли резкие изменения в социально-правовом смысле и в роли современного международного морского права. Наряду с традиционными видами использования морских пространств предметом международно-правового регулирования в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. стали все те новые отношения государств, которые были обусловлены общественно-экономическим и научно-техническим прогрессом в области освоения морских пространств и ресурсов. Вследствие этого появились и утвердились новые правовые понятия и категории в международном морском праве - "континентальный шельф", "исключительная экономическая зона", "воды государств-архипелагов", "международный район морского дна" и др. Возникли новые институты и нормы международного морского права. В тех случаях, когда любые вопросы использования моря не урегулированы международным морским правом, они "продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права, о чем говорится в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Много норм и институтов, составляющих содержание международного морского права, не встречаются в других сферах международно-правового регулирования. К таковым относятся: свобода открытого моря; исключительная юрисдикция государства флага в открытом море; право преследовать по "горячим следам"; право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства; право архіпелажного прохода; право на захват пиратских судов и экипажей в открытом море и др.

Совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время. В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Хотя некоторые нормы морского права можно отнести к средневековым частным кодификациям, регулирующим основные права и обязанности морских перевозчиков и судовладельцев в Средиземном море, важнейшие принципы международного морского права были разработаны в семнадцатом веке. Классические публицисты, основываясь на традициях римского права и доктрине естественного права, занимались отдельными вопросами морского права. Среди ранних работ, затрагивающих данную тему, наиболее известной является памфлет Гуго Гроция «Mare Liberum» («Свободное море»).

К девятнадцатому веку, когда на основе практики государств и их согласованного мнения происходило формирование норм обычного права, международное морское право, как и другие области международного публичного права, превратилось в систему обычно-правовых принципов и норм, регулирующих права и обязанности государств, главным образом в отношении территориального и открытого морей.

В течение девятнадцатого века и период между двумя мировыми войнами было предпринято несколько безуспешных попыток кодифицировать морское обычное право. После Второй мировой войны было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права. Первой конференцией стала Первая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная как Женевская конференция по морскому праву 1958 года, которая привела к заключению четырех конвенций:

  1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  2. Конвенция об открытом море;
  3. Конвенция о континентальном шельфе;
  4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Женевские конвенции 1958 года по морскому праву являются первой крупной кодификацией морского права. Большинство положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе являются обобщением и систематизацией норм обычного права; в то время как другие не только кодифицируют обычно-правовые нормы, но и вносят вклад в прогрессивное развитие международного права. Таким образом, хотя конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, многие из их положений могут использоваться в качестве свидетельства правового обычая в отношении государств, не являющихся их участниками. Все четыре конвенции остаются действующими для ограниченного числа государств, еще не ратифицировавших Конвенцию 1982 года по морскому праву, к числу которых относятся США.

Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения подобных вопросов была созвана Вторая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС II), известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей. По этой причине, а также в связи с неудовлетворенностью некоторых государств различными положениями, изложенными в Конвенции 1958 года и произошедшими после ее заключения технологическими, экономическими и политическими изменениями, была созвана третья Конференция ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III).

Создает всеобъемлющий режим, регулирующий права и обязанности государств в отношении Мирового океана. В Конвенции 1982 года повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.

Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

Территориальное море.

Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, на который распространяется его суверенитет. Конвенция 1982 года предусматривает, что суверенитет государств распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Однако при осуществлении суверенитета над территориальным морем прибрежные государства должны соблюдать правила и ограничения, предусмотренные данной Конвенцией и другими нормами международного морского права.

Границы территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная прибрежным государством, не должна превышать двенадцать морских миль и отмеряется от исходной (базовой) линии. - это линия, образующая границу между внутренними водами прибрежного государства над которыми оно обладает абсолютным суверенитетом, и его территориальным морем. Для определения исходной линии в зависимость от рельефа и очертания берега может применяться либо метод нормальной исходной линии, либо метод прямых исходных линий, либо сочетание этих методов. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством крупномасштабных морских картах. Метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, может применяться для проведения исходной линии в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Однако применение данного метода не должно приводить к перекрытию другому государству прохода из территориального моря к открытому морю или исключительной экономической зоне. Данный метод также применяется для проведения замыкающих линий устьев рек, впадающих непосредственно в море, и заливов.

В случае, когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу и между ними не заключено специальное соглашение, территориальное море каждого из них не должно выходить за срединную линию, проведенную по точкам, равноудаленным от исходных линий побережья и островов обоих государств. Данное положение не применяется, если территориальные моря двух государств исторически разграничены по-иному.

Права прибрежного государства над территориальным морем.

В соответствии с Конвенцией 1982 года, суверенитет прибрежного государства распространяется на его территориальное море, его дно и недра, а также на воздушное пространство над его территориальным морем. В связи с этим прибрежное государство пользуется следующими правами:

  • исключительным правом на рыбный промысел и разработку ресурсов морского дна и недр территориального моря;
  • исключительным правом регулировать передвижение воздушных судов через воздушное пространство над территориальным морем. Воздушные суда, в отличие от морских, не пользуются правом мирного прохода;
  • правом принимать законы и правила в соответствии с положениями Конвенцией 1982 года и другими нормами международного права, в частности касающиеся таможенного, иммиграционного и санитарного регулирования, безопасности судоходства и сохранения окружающей среды;
  • правом предпринимать в своем территориальном море необходимые меры для предотвращения прохода иностранного судна, когда его проход не является мирным;
  • правом на осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна (арест какого-либо лица или проведение расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна) в следующих случаях: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает порядок в стране или территориальном море; если к местным властям обратились с просьбой о помощи; для пресечения незаконной наркоторговли; либо в том случае, когда иностранное судно проходит через территориальное море прибрежного государства после выхода из его внутренних вод;
  • правом на осуществление гражданской юрисдикции (применение мер взыскания или арест по гражданскому делу) в отношении иностранного судна, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства; либо в случае, когда иностранное судно находится на стоянке в территориальном море прибрежного государства или проходит через его территориальное море после выхода из его внутренних вод.

Право мирного прохода в территориальном море.

В соответствии с Конвенцией 1982 году суверенитет прибрежного государства над его территориальным морем подлежит ограничению на основании , которыми пользуются суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Проход означает плавание через территориальное море с целью пересечения этого моря без входа во внутренние воды или стоянки на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо с целью прохода во внутренние воды или выхода из них, или стоянки на таком рейде или у такого портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или вызваны форс-мажорным обстоятельствами, либо для спасения людей или терпящих катастрофу судов. Проход должен осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного морского права. Проход должен быть мирным, т. е. он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода также действует во внутренних водах, где установление исходной линии в соответствии с Конвенцией 1982 года привело к включению во внутренние воды районов, которые ранее не считались таковыми.

Правом мирного прохода также пользуются подводные лодки и другие подводные аппараты. Однако требуется, чтобы они перемещались по поверхности и поднимали свой флаг.

Согласно Конвенции 1982 года прибрежное государство не должно, за исключением оговоренных случаев, препятствовать мирному прохождению иностранных судов через свои территориальные моря и, в частности, не должно под любым предлогом препятствовать судоходству или допускать дискриминацию в отношении каких-либо судов. Прибрежное государство обязано надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в территориальном море. Не допускается взимать никаких пошлин с иностранных судов лишь за проход через территориальное море; сборы могут взиматься только в качестве оплаты за конкретные услуги, оказанные судну.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Также не должно останавливать или менять курс проходящего через территориальное море иностранного судна, осуществляя гражданскую юрисдикцию в отношении лица на его борту, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Следует заметить, что военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от любой юрисдикции; однако прибрежное государство, в случае отказа какого-либо из этих судов от соблюдения его законов и правил, может потребовать незамедлительно покинуть свое территориальное море.

Прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного права может устанавливать собственные законы и правила, касающиеся осуществления права мирного прохода, которым должны подчиняться иностранные суда. По соображениям безопасности прибрежное государство может временно приостановить мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря.

Прилежащая зона.

Это морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, над которым это государство может осуществлять контроль за соблюдением и наказывать за нарушения его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Согласно Конвенции 1982 года, прилежащая зона не может выходить за пределы 24 морских миль от исходной линии. Прилежащая зона, в отличие от территориального моря, не принадлежит прибрежному государству автоматически; об установлении данной зоны государство должно сделать специальное заявление.

Из положений Конвенции 1982 года, следует, что права прибрежного государства на прилежащую зону не равнозначны суверенитету. Прибрежное государство может применять юрисдикционные полномочия только в целях, указанных в Конвенции.

Международные проливы.

Пролив - это узкий естественный морской проход, соединяющий смежные водные бассейны или их части. - это проливы, которые используются для международного судоходства между одну частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В Конвенции оговаривается особый режим прохода, применимый к международным проливам. Однако данный режим не применяется, если пролив имеет достаточную ширину, позволяющую судам проходить в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Режим прохода, установленный Конвенцией, не влияет ни на правовой статус вод, образующих такие проливы, ни на суверенитет или юрисдикцию (над водами, воздушным пространством, дном и недрами) государств, граничащих с проливом. Кроме того, данный режим не относится:

  • к районам внутренних вод в пределах пролива, за исключением оговоренных в Конвенции случаев;
  • к исключительным экономическим зонам государств, граничащих с проливом;
  • к открытому морю;
  • к проливам, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе международными соглашениями (например, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре 1936 года).

Согласно Конвенции 1982 года в международных проливах может действовать либо режим транзитного прохода, либо режим мирного прохода.

Режим транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим транзитного прохода действует в проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Под транзитным проходом подразумевается проход через пролив морских и воздушных судов с целью быстрого и непрерывного транзита, либо с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Любая иная деятельность в проливе регулируется другими положениями Конвенции.

В Конвенции содержится исключение из права транзитного прохода через международные проливы: если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью и в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. В подобном проливе будет действовать режим мирного прохода.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны:

  • соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права;
  • соблюдать установленные государствами, граничащими с проливами, морские коридоры и схемы разделения движения для судоходства;
  • воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;
  • воздерживаться от любой деятельности, несвязанной с непрерывным и быстрым транзитом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не имеют права вести какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, при условии соблюдения положений конвенции, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, касающиеся безопасности судоходства и движения судов, регулирования рыболовства, погрузки или выгрузки любых грузов, посадки или высадки людей. Однако такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, а их практическое применение – ущемлять право транзитного прохода.

Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу, а о любой известной им опасности для прохода или пролета через пролив должны своевременно оповещать.

Режим мирного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим мирного прохода применяется в проливах, используемых для международного судоходства, которые:

  1. проходят между островом и континентальной частью одного государства и в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь в открытом море или в исключительной экономической зоне; или
  2. соединяют часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем другого государства.

Самые существенные различия между режимом мирного прохода и режимом транзитного прохода заключается в том, что в проливах, где действует режим мирного прохода:

  • подводные лодки должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг;
  • воздушный транспорт не пользуется правом свободного и беспрепятственного пролета;
  • государства, граничащие с проливом, имеют больше полномочий по ограничению судоходства и регулированию движения судов.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) - это район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, в котором действует особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. Права и юрисдикция прибрежных государств, а также права и свободы других государств, в этой зоне регулируются положениями Конвенции.

Прибрежное государство в ИЭЗ (в водах, на морском дне и недрах) пользуется суверенными правами с целью разведки, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, а также в отношении других видов экономической деятельности, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство также обладает юрисдикцией в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с положениями Конвенции.

В ИЭЗ все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции, свободой судоходства и пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности в ИЭЗ, государства должны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать его законы и правила.

В случае конфликта прав или юрисдикции прибрежного государства или других государств в ИЭЗ, он должен решаться на основе справедливости с учетом всех относящихся к делу обстоятельств при соблюдении интересов всех затронутых сторон и международного сообщества в целом. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями должна осуществляться путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достигнуть соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на расстояние 200 морских миль от или до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров).

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достичь соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Прибрежное государство пользуется исключительными суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов (неживых и т. н. «сидячих видов» живых) континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, а также разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе. При необходимости прибрежное государство может устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности (но не более 500 метров), которые должны соблюдаться судами всех стран.

Конвенция предусматривает, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от оккупации им шельфа или выраженного заявления об этом и не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. При осуществлении своих прав в отношении континентального шельфа прибрежное государство не должно создавать необоснованные помехи судоходству и ущемлять права и свободы других государств (например, прокладка или техническое обслуживание кабелей или трубопроводов). Кроме того, прибрежные государства, ведущие разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, обязаны производить отчисления в Международный орган по морскому дну. Полученные взносы Орган распределяет между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости с учетом в первую очередь интересов и потребностей развивающихся стран.


Открытое море.

Открытое море - это все части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды . Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря, в частности, включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований. Пользуясь этими свободами государства должны должным образом учитывать интересы других государств, а также соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права.

Открытое море может использоваться исключительно для мирных целей. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право отправлять в плавание суда под своим флагом в открытом море, осуществлять над ними свою юрисдикцию в гражданских и уголовных делах и регулировать административные, технические и социальные вопросы, касающиеся данного судна.

Государства, не имеющие выхода к морю.

Под государством, не имеющим выхода к морю, подразумевается государство, которое не имеет морского побережья. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию, права мирного прохода в территориальном море прибрежных государств, права транзитного и мирного прохода в международных проливах и права прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории «государств транзита» в отношении всех видов транспортных средств.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между государствами, не имеющими выхода к морю, и государствах транзита посредством двусторонних или многосторонних соглашений. Для удобства транзитного движения в портах государств транзита могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы. Транзитные перевозки не должны облагаться таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные оказанные услуги.

Государства транзита должны принять соответствующие меры для недопущения задержек или других затруднений технического характера в транзитном движении. При осуществлении своего полного суверенитета над своей территорией государства транзита имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и льготы, предусмотренные в Конвенции для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли их законные интересы.

Район и Орган.

Международный район морского дна (Район) - это дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с Конвенцией 1982 года Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные) считаются , и никакие притязания на суверенитет или другие суверенные права не могут быть признаны. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены в соответствии с положениями Конвенции.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Морские научные исследования в Районе осуществляются на основе международного сотрудничества на благо всего человечества.

Международный орган по морскому дну (Орган) является международной организацией, созданной государствами-участниками Конвенции 1982 года, для организации и контроля за деятельностью в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Все государства-участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. Орган начал свою работу 1994 году после вступления в действие Конвенции по морскому праву. Штаб-квартира Органа расположена в Кингстоне, Ямайка.

Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Его полномочия и функции четко оговариваются в Конвенции. Два руководящих органа определяют политику и регулируют его работу: Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, и Совет, состоящий из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Члены Совета выбираются в соответствии с формулой, обеспечивающей справедливое представительство различных групп стран. Орган проводит одну ежегодную сессию, обычно продолжительностью в две недели. Конвенция также учредила орган под названием «Предприятие», которое будет выполнять функции собственного горного оператора Органа, но никаких конкретных шагов для его создания не предпринималось.