Предмет метод правового регулирования международного права. Понятие и предмет регулирования международного права

В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающая новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

На развитие международного права в Х XI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

Все эти факторы требуют создания новых норм международного права, а также модернизации старых, поскольку международное право развивалось на протяжении всей истории человечества с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

Международное право развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

Международное право - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других его субъектов. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас и в перспективе можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только правовой статус Луны)

Можно сформулировать следующее определение международного права: это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов международного публичного права на основе межгосударственных договоров и иных его источников.

Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией и в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Оно представляет собой общечеловеческую ценность, потому что обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

В современный период, по мнению профессора Лукашука И.И., идет процесс становления права международного сообщества - отличительной чертой которого является повышенное внимание к обеспечению интересов международного сообщества в целом.

Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно - технические и иные, возникающие между государствами и иными его субъектами, такие как: правоотношения по вопросам обеспечения безопасности государств, правоотношения по поводу заключения международных договоров; порядку организации международных конференций; процедуре создания и функционирования международных организаций; правоотношения, касающиеся правового режима государственной территории, государственных границ, территориальных пространств; правоотношения относительно правового статуса внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений; правоотношения по международной защите прав и свобод человека; правоотношения, касающиеся правил и обычаев ведения вооружённых действий и защиты мирного населения в период вооружённых конфликтов; правоотношения по международному сотрудничеству государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; а также правоотношения по охране окружающей среды. Первоначально международное право возникло как право, регулирующее преимущественно политические отношения, но в дальнейшем оно всё больше и больше развивалось в сторону регулирования международных экономических отношений, при этом эти экономические отношения становились всё более многообразными. Вначале такие отношения были главным образом торговыми, затем государства стали разрабатывать нормы права, регулирующие международные инвестиционные отношения, международные финансовые отношения, международные валютные отношения, международные налоговые отношения, международные таможенные отношения и т.д. В последние годы предмет правового регулирования международного права ещё более расширился, поскольку оно стало регулировать и различные международно-процессуальные отношения, например, правоотношения по созданию и функционированию органов международной уголовной юстиции: Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc».

Объектом международного права является все то, по поводу чего его субъекты вступают и могут вступать во взаимные отношения и что урегулировано нормами международного права.

Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения, между ними.

Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

Норма международного права - это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Методы правового регулирования: в международном праве используются три метода правового регулирования: прямой - материально -правовой, императивный и диспозитивный.

Главным методом является прямой - материально -правовой. Это такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права регулируют правоотношение, содержат правило поведения субъектов и дают ответ, как поступить субъекту в конкретной правовой ситуации.

Императивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права устанавливают четкие конкретные пределы поведения субъектов.

Диспозитивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором в рамках нормы субъекты международного права могут сами определять модель поведения в конкретных отношениях.

Функциями международного права являются: координирующая, регулирующая, обеспечительная и охранительная.

Координирующая функция состоит в том, что государства в результате взаимодействия устанавливают для себя определенные стандарты поведения в различных областях межгосударственных отношений.

Регулирующая функция проявляется в правотворчестве, то есть в принятии и соблюдении государствами международно-правовых норм, устанавливающих правила поведения.

Охранительная функция состоит в направленности международно-правовых норм на защиту безопасности государств, их территориальной целостности, государственных интересов, прав и свобод граждан.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество норм регулирует двусторонние отношения. Система международного права - сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть - это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

Общая часть: а) институты:

1) Понятие, сущность, система международного права; 2) источники международного права; 3) субъекты международного права; 4) Соотношение международного и национального права; 5) Основные принципы международного права; 6) Ответственность в международном праве.

б) отрасли общей части:

1) Право международных договоров (перенесен из особенной части в общую, т.к. договор - главный источник международного права).Договоры регулируют отношения в каждой отрасли, подотрасли, институте международного права.

2) Право внешних сношений (это название отрасли ввел Сандровский К.К.). Раньше было название «Дипломатическое и консульское право», но оно составляет лишь часть более общего «Права внешних сношений».

Особенная часть:

а) институты:

1) Международное право прав человека (некоторые учебники именуют международным гуманитарным правом. 2)Территория и другие пространства; 3) Мирные средства разрешения международных споров.

б)отрасли: 1) Право международной безопасности; 2) Международное морское право; 3) Международное воздушное право; 4) Международное космическое право; 5) Международное экономическое право.

В её рамках выделяют подотрасли международного экономического права: а)Международное торговое право; б) Международное инвестиционное право; в)Международное финансовое право.

Разные ученые называют по иному, например, международное валютное право. Представляется необходимым различать международное финансовое право от международного валютного права. Можно выделить подотрасли, находящиеся в стадии становления: а) Международное таможенное; б) Международное налоговое; в) Международное миграционное право г) Международное право взаимопомощи; д) Международное туристское право; е) Международное транспортное право;

Очень важным остаётся вопрос о соотношении международного и национального права. Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала две основные концепции: дуалистическую и монистическую. Представители дуалистического подхода (немецкий юрист Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л.Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам и не находящиеся в соподчиненности. Сторонники дуалистической концепции подчеркивали их различие и независимость друг от друга. Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы. Суть монистической концепции состоит в признании единства этих двух правовых систем. Международное и внутригосударственное право квалифицируются как части единой правовой системы. Сторонники монистической концепции также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права над международным, другие - из верховенства международного права над национальным. Сторонники концепции примата внутригосударственного права над международным находились главным образом под влиянием теории Гегеля, который считал что «государство есть абсолютная власть на земле» и эта власть дает право изменять по своей воле не только внутригосударственное, но и международное право. Представители этого подхода (А.Цорн, В.Даневский, В.Кауфман и другие) рассматривали международное право как -сумму внешнегосударственных прав различных государства. На сегодняшний день эта теория не имеет широкой поддержки. В настоящее время подавляющее большинство сторонников монистической теории придерживается мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма (немецкий ученый Г.Кельзен) исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Г.Кельзен полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархии зависимости. Нижние ступеньки этой иерархической лестницы - решения суда и административных органов - зависят от всех вышестоящих норм права, верхние ступеньки - международно-правовые нормы - не зависят ни от какой юридической нормы. Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над национальным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как принцип государственного суверенитета. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у радикальных приверженцев монистической теории оно ведет к отрицанию суверенитета. Но государственный суверенитет и международное право предполагают взаимодействие. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники примата международного права, отрицая суверенитет, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т.е., по существу, отрицают реально существующее международное право как право, прежде всего, межгосударственное. В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового правительства. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Под соотношением международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно понимают, во-первых, соотношение силы, применяемой в отношении других государств, и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм международного права и норм национального законодательства. Можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Первый аспект - влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе говоря, фактическое взаимодействие международного и национального права.

Второй аспект - юридическая сила норм международного права, когда речь идет о правовом регулировании отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т.е. о вопросах формально юридических способов применения норм международного права на территории государства и норм внутригосударственного права за пределами разработавшего их государства, в частности, вопросов рецепции норм одной правовой системы в другую правовую систему, трансформации норм одной правовой системы в другую и т.д.

Наконец, третий, главный аспект общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права - коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и пути предупреждения и разрешения таких коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в теории, так и на практике положений о примате международного права над внутригосударственным, или о примате национального права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве международного и национального права.

В международном праве используются 3 модели систематизации норм права:

I . Простая систематизация, т.е. расположение норм по какому-либо признаку. Она проводилась, главным образом, в прошлые века.

II Кодификация - (более усложненная юридическая техника чем просто систематизация). В ходе её устраняются устаревшие нормы, обогащается содержание действующих норм, они наполняются более прогрессивным и демократическим содержанием, происходит разработка новых норм, отвечающих объективным реалиям современного периода. Пример успешной кодификации: кодификация «Права международных договоров» (2 Конвенции 1969 и 1985 гг.) кодификация «Международного морского права» (Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 года.)

III . Прогрессивное развитие - это разработка новых институтов, отраслей и подотраслей международного права (международное экономическое право, международное инвестиционное право и т.д.). Так, в рамках Международного экономического права были выделены новые подотрасли - Международное торговое право, Международное финансовое право и другие).

Международное право

Международное право одна из

Источники международного права

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Основные (первичные):

· международный договор

· международно-правовой обычай (см. статью обычное международное право)

· Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)

· общие принципы права

Вспомогательные (вторичные):

· судебные решения

· правовая доктрина

Международный договор

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

Объект и цель международного договора

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

Классификация международных договоров

· двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

· многосторонние

o с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

o с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

· закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

· открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т. д.

· письменные

· бессрочные

· срочные

· краткосрочные

· региональные

· универсальные

Субьекты международного права

Субъекты международного права - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Субъектами международного права принято считать:

· основные субъекты:

· государства - основные субъекты

· Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

· Святой Престол

· Мальтийский орден

· Международный комитет Красного Креста

· Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

· международные межправительственные организации, например ООН

· также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

· государствоподобные образования

· народы борющиеся за независимость

· национально-освободительные движения

· правительства в изгнании

· организации, признанные как законные представители какого-либо народа

Формы и структуры международного договора

Форма и структура международных договоров

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Заключение международных договоров Стадии заключения международных договоров

· выдвижение договорной инициативы,

· подготовка текста договора,

· принятие текста договора,

· установление аутентичности текстов договора на разных языках,

· подписание договора

· выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия

· подписание

· обмен документами (нотами либо письмами)

· ратификация

· утверждение

· принятие

· одобрение

· присоединение

Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности˸ осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителœей; назначает и отзывает дипломатических представителœей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума принимает законы, в т.ч. о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.
Размещено на реф.рф
Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 ᴦ.˸ разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся˸ Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делœегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

Понятие, предмет международного права.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Международное право одна из наиболее сложных отраслей права . Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение. Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права. В отличие от любой отрасли внутригосударственного международное право в первую очередь направлено на урегулирование межгосударственных отношений нескольких суверенных государств.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдо-государственными образованиями, народами). Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы. Международное право является публичной отраслью права. Понятия «международное право» и «международное публичное право» синонимичны. Международное право представляет собой самостоятельную и цельную правовую систему. В то же время согласно ст. 15 ч. 3 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ служат частью правовой системы РФ. Это положение порождает дискуссии в науке международного права.

Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием "международные правоотношения". Такие отношения можно подразделить па несколько основных групп.

  • 1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные, универсальные). Особое значение имеют отношения, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.
  • 2. Отношения между государствами и ММПО. Эти отношения возникают преимущественно в связи с членством государств в таких организациях.
  • 3. Отношения между государствами и ГПО; отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость.
  • 4. Отношения международных организаций друг с другом.

Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государствами. Межгосударственные отношения – это любые властные публичные отношения с участием государства. Правоотношения приобретают характер международных межгосударственных вследствие того, что они выходят за пределы компетенции и юрисдикции одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.

Наряду с международными межгосударственными отношениями предметом регулирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между МНПО, между индивидами и международными организациями).

Самыми сложными с точки зрения правового регулирования являются смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международного права: между государством и физическими лицами, государствами и МНПО. Такие отношения возникают в основном в связи с реализацией нетрадиционными субъектами международного права качества их международной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключается в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры – суверенные государства (основные субъекты международного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международные межгосударственные отношения, являющиеся главным предметом регулирования международного нрава, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем.

  • 1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. Они по определению не могут быть разрешены в национальном порядке – международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим международных территорий.
  • 2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возможно только при наличии сотрудничества двух и более государств, – установление государственных границ, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.
  • 3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо более эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества – защита прав человека, борьба с международными преступлениями, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.

Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования. Функции международного права – это основные направления его воздействия на межгосударственную среду.

  • 1. Упрочнение стабильной системы международных отношений – важнейшая социальная функция международного права.
  • 2. Правовое регулирование международных отношений – основная юридическая функция международного права.
  • 3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации и применения силы – главная охранительная функция международного права.
  • 4. Интернационализация международных отношений – расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, услуг и рабочей силы.
  • 5. Информационная функция международного права – передача накопленного опыта рационального поведения государств.

право международный внутригосударственный

Международное право - обширный и разветвлённый комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений - родственно праву государства внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов"), под которым первоначально понимался некий свод правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности. Позднее этот термин приобрёл более широкое значение в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами, т.е. стал "общим для всех народов правом". Идентичными являются обозначения на других языках: на английском - "International Law", на французском - "Droit international", на немецком - "Volkerrecht" и т. д.

Таким образом, международное право - самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.

Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.

Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. В такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения - государства.

Отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

Связи между элементами системы международного права в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер.

Функции международного права - это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.

Рассмотрим юридические функции международного права:

Стабилизирующая - состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.

Регулятивная - устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Под предметом любой отрасли права следует понимать, в первую очередь, определенный вид общественных отношений - объект правового регулирования данной отрасли. Предметом международного права являются международные отношения, участниками которых выступают государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и некоторые другие субъекты. Иными словами, международное право регулирует отношения, складывающиеся между государствами как субъектами публичной власти, носителями государственного суверенитета.

Важно помнить, что не любые международные отношения являются предметом международного права. В принципе, международным можно назвать любое общественное отношение, в той или иной степени отягощенное иностранным элементом. Например, государство может выдавать лицензию на определенный вид деятельности иностранному юридическому лицу, привлекать к ответственности совершивших преступление иностранцев, регистрировать браки между гражданами разных стран, заключать соглашения с иностранными общественными объединениями и т. д. Однако все эти отношения нельзя считать предметом международного публичного права, так как в данных случаях государство действует исключительно на основе своего внутреннего законодательства и ему не противостоит аналогичный субъект. Международное публичное право, как видно из самого его названия, регулирует лишь те отношения, которые складываются в сфере публичной власти между государствами как таковыми, то есть между государствами как официальными структурами, уполномоченными осуществлять властные функции. На практике от имени государства все действия на международной арене выполняют глава государства, высшие законодательный и исполнительный органы, специально уполномоченные органы и лица.

По указанному признаку - наличию публичного интереса в правоотношении - следует различать предмет правового регулирования международного публичного и международного частного права. Для международного частного права характерна ситуация, когда хотя бы одна сторона правоотношения (физическое или юридическое лицо) выступает в нём в своём личном качестве, а не от имени своего государства в целом. При этом не имеет значения, является ли данная сторона государственным органом или должностным лицом. Например, глава государства или глава дипломатического представительства могут выступать на международной арене как частные лица, а тот или иной государственный орган - только от своего имени (например, при заключении гражданско-правового договора).

Вместе с тем, в сферу интересов международного публичного права могут попадать не только политические или военные отношения между государствами, но и такие, которые более характерны для сферы частного интереса. Государства могут заключать друг с другом договоры купли-продажи, аренды, денежного займа и т. д. Несмотря на ярко выраженный гражданско-правовой характер таких соглашений, они регулируются международным публичным правом, так как во всех перечисленных случаях речь идет о государствах как таковых, а в основе правоотношения лежит межгосударственный договор.


Таким образом, предметом международного права являются международные отношения публично-властного характера, участниками которых являются государства как носители государственного суверенитета . Частью предмета международного публичного права являются отношения с участием международных межправительственных организаций, наций и народов, борющихся за свою независимость, а также отдельных самоуправляемых политико-территориальных образований.

Вместе с тем, в теории международного права существует точка зрения о так называемом совмещенном предмете правового регулирования, когда тот или иной комплекс отношений регулируется как международным, так и национальным правом. В качестве примеров называют институт правового статуса личности, институт правовой помощи, правовое регулирование инвестиций и др. С этой точки зрения, международное публичное право может напрямую регулировать и отношения между субъектами национальных правовых систем.