Мировой экономический кризис и крушение планов экономического оздоровления Европы(1929–1931 гг.).  План пан-Европы Мировой экономический кризис и план пан европы

Рудольф Кучера (Rudolf Kučera), председатель Панъевропейского союза Чехии


Европейская интеграция - это реакция на две мировые войны, начало которых было именно в Европе, и ответ на вопрос, как воспрепятствовать новым войнам. В этом аспекте европейская интеграция ставит перед собой задачу поддержания мира на Европейской континенте. По сравнению со всеми предыдущими попытками объединить Европу, эта интеграция имеет одно принципиальное отличие: она основывается на свободном решении европейских народов и их политических представителей создать сообщество, исключающее военное насилие между ними и позволяющее свободно жить и развиваться. Все ранее предпринимавшиеся конкретные попытки объединить Европу базировались на подавлении свободы выбора, на насилии, репрессиях, тюрьмах, и поэтому абсурдно и бессмысленно сравнивать Европейский союз с Советским Союзом, нацистским Третьим рейхом или более ранними тоталитарными государствами в истории Европы.

Пан-Европа. Рихард Куденхове-Калерги

Изначальные планы современной политической европейской интеграции появились как реакция на ужасы Первой мировой войны, а один из первых значительных интеграционных проектов зародился именно в Чехии, и печально, что в период председательства Чешской республики в Евросоюзе мы не только не заявляем о своем с ним родстве, но даже и не желаем этого делать. Это проект гражданина Чехословакии Рихарда Куденхове-Калерги, названный им «Пан-Европа», появившийся в 20-е годы в поместье Побъежовице, рядом с немецкой границей. Семья Куденхове-Калерги была интернациональной: мать Рихарда была японкой, отец был родом из Брабанта, но родственные связи семьи охватывали почти всю Европу. По-видимому, именно это, помимо прекрасного образования, помогло Рихарду воспринимать проблему в широком, наднациональном контексте. В числе его аргументов в пользу европейской интеграции на первом месте стояла необходимость предотвратить Вторую мировую войну путем создания прочных мирных связей между европейскими народами. Путем уничтожения границ национальных государств и выработки отношений, предполагающих мирное сотрудничество европейских народов - без вспышек национализма и межнациональной ненависти.
Следующим аргументом в пользу европейской интеграции являлась необходимость предотвращения экономических и политических кризисов путем создания единого экономического пространства на основе таможенного союза и общего рынка. При этом не следует забывать, что Куденхове не отделял экономическую составляющую европейской интеграции от политической, будучи убежден, что оба эти фактора неотделимы друг от друга: нет смысла создавать общий рынок без политической интеграции - это привело бы к новым конфликтам.

Европейская интеграция основана на политическом фундаменте

Среди врагов пан-Европы на первом месте всегда были национальные шовинисты, а после них - коммунисты, которые во имя своих властных способны уничтожить любые свободы, включая свободный рынок. Этот рынок должен быть защищен политически. Поэтому, по мысли Куденхове, европейская интеграция - это, прежде всего, вопрос политический, а не результат автономных экономических процессов, некоего экономического прошлого. Ее цели - цели политические, но достигаемые с помощью экономических действий. Справедливо также утверждение, что политической интеграции невозможно добиться без интеграции экономической. Это стало значительным вкладом в начало реальной европейской интеграции в период после Второй мировой войны. И, наконец, Куденхове вдохнул в интеграционный процесс идею, что если процесс и должен стать политическим, необходимо, чтобы он шел демократическим путем. Именно поэтому Рихард Куденхове обращался к ведущим европейским государственным деятелям того времени, к Масарику, Бенешу, Бриану, Стрессману и т.д., призывая демократически избранных представителей своих народов поддержать панъевропейские идеи. Результатом одного из таких обращений стала знаменитая инициатива Бриана.
Вместе с тем Куденхове работал над тем, чтобы как можно более широкие слои общества понимали необходимость европейской интеграции. Именно поэтому львиную долю своих усилий он посвящал строительству панъевропейских гражданских движений - в Чехословакии, Австрии, Венгрии, Франции, Германии и т.д. Он также предлагал введение европейской конституции, утверждение таких общеевропейских символов, как гимн и флаг - все это для формирования того, что он называл европейским патриотизмом.
Кипучую деятельность Куденхове прервал приход к власти Адольфа Гитлера, смертельно ненавидевшего идею европейской интеграции, которую он называл «расово опасной». В конце концов, Куденхове пришлось эмигрировать в Соединенные Штаты, где он продолжал вести пропагандистскую деятельность, теперь уже посвященную послевоенной интеграции Европы. В США интерес к данной проблеме вырос после вступления страны в войну в 1941 году. Среди американских политиков вопросом объединенной Европы занимался, прежде всего, Джон Фостер Даллес.

Решение по европейской интеграции принимали США

Все это, однако, не стояло в то время на повестке дня, поскольку первостепенным вопросом для президента Америки Рузвельта являлось сотрудничество с Советским Союзом и идея глобального политического равновесия. Только после прихода к власти Гарри Трумэна и его сподвижников (А. Гарримана, Дж. Кеннана, Чарльза Болена, Джона Макклоу т др.) американские политики пришли к выводу, что Европой нельзя жертвовать ради глобальных задач, и что необходимо Европу, а именно - западную ее часть, освобожденную западными державами во главе с США, защищать от имперских амбиций Советского Союза. Они приняли решение о четком разделе Европы, включая Германию, и утверждении равновесия с опорой на демократическую часть Европы, поддерживаемую военной силой, а также политически и экономически. Это открыло дорогу европейской интеграции, и здесь следует подчеркнуть, что основное решение здесь приняли именно Соединенные Штаты, хотя уже с самого начала эту идею поддерживали некоторые европейские государственные деятели. В первую очередь - Уинстон Черчилль, который в 1946 г. произнес в Цюрихе речь, где назвал коммунистический режим угрозой для всех Европы и призвал к созданию «Соединенных штатов Европы».
Разумеется, прежде Западную Европу было необходимо консолидировать экономически - включая Германию, поскольку американцы боялись повторения ошибок, сделанных после Первой мировой войны и приведших к появлению фашизма. Таким образом, они снова продвигали традиционную для Америки точку зрения, согласно которой именно свободная рыночная экономика, а не плановое хозяйство, неразрывно связана с демократией и мирным существованием, и что именно поэтому необходимо всячески укреплять экономические связи Западной Европы с остальным миром. Это должно было также заложить базу политической стабилизации, основанной на либеральной демократии. План Маршалла опирался, прежде всего, именно на это. В сентябре 1947 г. в Париже состоялась встреча шестнадцати представителей европейских стран, создавшие для принятия этого плана Комитет европейской экономической кооперации (CEEC). Проблема состояла в том, что одновременно с предоставлением помощи тяжело пострадавшим в войне европейским странам, американцы требовали создания некой наднациональной «постоянно действующей организации», обладающей значительными правомочиями, способной ограничивать даже сам суверенитет стран-участниц. Американцы хотели добиться того, чтобы европейцы сами встали на путь объединения, а предоставляемую помощь использовали как первые шаги на пути к политической интеграции. Для Соединенных Штатов было неприемлемо противостоять Советскому Союзу без обеспеченной поддержки Западной Европы. Данное требование было принято, прежде всего, Францией, которая воспринимала включение Германии в общеевропейский процесс как возможность контролировать немецкую тяжелую индустрию и, таким образом, обеспечить интересы собственной безопасности. Разумеется, по поводу «постоянно действующей организации» велись долгие дебаты.

Сталин и другие критики политической интеграции поняли ее значение

Собственно, обсуждались возможности наднационального экономического сотрудничества, поддерживаемого общими политическими организации, то есть сотрудничества, поддерживающего развитие в Европе наднациональной демократии. Следует заметить, что одним из немногих, кто полностью понял этот замысел, был Сталин. Именно поэтому он запретил странам, которые в той или иной степени уже контролировались Советским Союзом, участвовать в плане Маршалле. Экономическое сотрудничество и интеграция - пожалуйста, политическое сотрудничество и интеграция - ни в коем случае. Ту же позицию Россия, разумеется, занимает и по сей день. И не только Россия, но все, отрицающие дальнейшую политическую интеграцию Европы. Причины подобной позиции могут разниться и разняться, однако результат остается неизменным.
Несмотря на первые неудачи в создании «постоянно действующей организации» на межнациональном уровне, Вашингтон и дальше подталкивал европейцев следовать в этом направлении. Сильнее всех сопротивлялась Великобритания, не желавшая потерять свой суверенитет. И, наконец, 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Робер Шуман достаточно неожиданно внес предложение о создании Европейского объединения угля и стали (Горный союз). Шуман тогда провозгласил следующее: «Почти ровно пять лет прошло со дня безоговорочной капитуляции Германии. Франция делает первый шаг к созданию объединенной Европы, и Германия выбрало ее своим партнером». И далее: «Французское правительство предлагает подчинить всю общую французско-германскую продукцию стальной и угольной промышленности общему Высшему комитету в рамках организации, открытой для вступления в нее других европейских стран». Это стало созданием той самой «постоянно действующей организации», к которой призывали американцы, и процесс европейской интеграции мог начаться. Поэтому 9 мая 1950 г. мы отмечаем как День Европы.

Христианско-демократические истоки Единой Европы

Робер Шуман был представителем христианско-демократической традиции, которая внесла большой вклад в начало процесса европейской интеграции. Эта традиция была заложена в тот период, когда Куденхове-Калерги работал в Чехии над созданием своей «Пан-Европы». Среди первых приверженцев этой традиции - Луиджи Стурцо, основавший в 1921 г. в Италии национальную партию. В 1921 г. Луиджи Стурцо вместе с Альчиде де Гаспери (позже - один из «отцов-основателей» Объединенной Европы), создавшим в Италии Democratia Christiana, предприняли поездку в Германию, где, помимо прочего, встретились с тогдашним мэром Кельна Конрадом Аденауэром. Они обсудили, что необходимо сделать для создания в Европе общего рынка на базе политического сотрудничества христианских демократов для противостояния коммунистической опасности. В 1930 г. Струцо написал: «Одно должно быть ясно: невозможно создать европейскую федерацию в экономической области, если это не произойдет также в области политической и моральной». Свободная экономика и демократия должны идти рука об руку. После победы фашизма эти и другие приверженцы идеи объединения остались в Европе и участвовали в движениях Сопротивления, многие попали в тюрьмы или подверглись иным репрессиям. В начале 1944 г. представители нескольких национальных групп Сопротивления Франции, Италии, Германии, Нидерландов и Дании подписали Декларацию европейского сотрудничества, в которых призывали к послевоенному объединению Европы в экономической и политической областях. Среди выдвигаемых тезисов было и требование проводить объединение на основании общих ценностей: «Федеративное устройство Европы должно базироваться на декларации прав человека - личных, политических и экономических - которые гарантировали бы свободное развитие человеческой личности и нормальную работу демократических институтов» (цитируется по книге: J. Wahl: Robert Schuman, I.S.E. Praha 2001). Среди авторов этой декларации были Альчиде де Гаспери, Конрад Аденауэр и Роберт Шуман. Последний участвовал в рождении в 1949 г. Совета Европы.
Такими были корни и истоки европейской интеграции, на которую воздействовали различные властные, политические, экономические и ценностные влияния. Однако все они исходили от людей, которые, безусловно, руководствовались не только исключительно национальными экономическими интересами. Это были люди, которые, имея за плечами опыт двух мировых войн, стремились, прежде всего, к установлению постоянного и стабильного мира в Европе на основе экономического сотрудничества и опирающегося на него сотрудничества политического. Они стремились и к тому, и к другому, ибо были убеждены, что гарантией свобод человека и его прав является, прежде всего, свободная рыночная экономика и демократия. Европейский союз, имеющий сегодня определенные недостатки, который прошел и, вероятно, еще пройдет через тяжелые испытания, по-прежнему опирается на эти принципы и именно поэтому не может распасться. Он по-прежнему, как и в момент своего создания, служит интересам подавляющего большинства европейцев.

10 шагов европейской интеграции

9.5.1950
Робер Шуман, министр иностранных дел Франции, внес предложение создать Европейское объединения угля и стали, в рамках которой Франция и ФРГ интегрировали свои запасы угля и стали.

18.4.1951
Шесть европейских государств (Бельгия, Франция, Италия, Германия, Люксембург и Нидерланды) подписали в Париже Договор о создании Европейского объединения угля и стали. Договор вступил в силу 23 июля 1950 г. со сроком действия 50 лет.

23.3.1957
Шесть европейских стран подписали Римский договор о создании Европейского экономического пространства и Европейского сообщества по атомной энергии (Euroatom), вступивший в силу 1 января 1958 г.

4.1.1960
По инициативе Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли, конкурирующая с проектом Европейского экономического пространства с целью продвижения исключительно экономической, но не политической интеграции между странами. В настоящее время ее членами являются только Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

8.4.1965
Подписание договоров об объединении органов Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического пространства и Европейского сообщества по атомной энергии. Вступил в силу в 1967 г.

7 - 10 июня 1979
Первые выборы в Европарламент с целью усилить демократическую легитимность общеевропейских органов.
9 - 10 декабря 1991
На заседании Совета Европы в Маастрихте был принят Договор о Европейском союзе, ставшей основой общей внешней политики и политики безопасности, более тесного сотрудничества в области права и внутренней политики и создания Экономического и валютного союза, включая введение единой валюты.

1 января 1999
Начало третей фазы Экономического и валютного союза: валюты 11 стран ЕС были заменены евро, единая валюта была введена на финансовых рынках и заменила валюту отдельных стран при безналичных операциях. С этого момента за валютную политику отвечает Европейский центробанк. Денежные купюры и монеты евро введены в оборот 1.1.2002.

1 мая 2004
Чешская республика, Эстония, Кипр, Литва, Латвия, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия и Словения вступили в Евросоюз.

translation Katerina Aizpurvit

пан европа плюс, пан европа карта
...Бриан в раздумии глубоком
О «Пан-Европе». План высок:
Набаловавшися теперь германским соком,
Потом сосать «пан-европейский» сок!
А как очнется он да кинет трезвым оком,
У Франции, взамен Германии, под боком,
Глядь, «Пан-Америки» кусок! 18 сентября 1929, Демьян Бедный

(план Бриана) - это политико-экономический проект 1929-1931 годов по созданию «Федерации европейских народов» («Сообщества европейских народов», в количестве 27 стран Европы) с целью укрепления (восстановления) сильных международных позиций Франции в Европе, которые возникли как статус-кво после Первой мировой войны и через десятилетие стали ослабевать, что могло привести к новой Мировой войне, по мнению авторов проекта.

Проект «Пан-Европа» был направлен против

  • повторной милитаризации Германии
  • развития Мирового экономического кризиса
  • преобладающего влияния Англии в Лиге Наций
  • усиления международной роли Соединённых Штатов Америки
  • мировой революции Советского Союза

По проекту предполагалось создание между народами Европы объединения, связанного политическим, экономическим и военным сотрудничеством для безопасности перед новой Мировой войной. Также план предусматривал поддержание мира, взаимовыгодное сотрудничество между Францией и Германией, создание «режима постоянной солидарности», уничтожение таможенных барьеров (создание «Общего рынка») и т. п. Проект «Пан-Европа» одновременно входил в рамки Лиги Наций и противопоставлялся ей. Автором проекта был французский министр иностранных дел, лауреат Нобелевской премии мира (1926) Аристид Бриан.

  • 1 Предпосылки проекта
  • 2 Основные события проекта
  • 3 Структура «Федерации европейских народов» по проекту
  • 4 Голосование по проекту
    • 4.1 За
    • 4.2 Против
  • 5 Итоги проекта
  • 6 Причины провала проекта
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Предпосылки проекта

1. О создании федеративной системы в Европе писал Наполеон I:

2. Немецкие мыслители высказывались о возможном существовании большого экономического пространства в Европе (называя его нем. Grossraumwirtschaft) с начала ХІХ века: экономист Ф. Лист, правовед К. Небениус, философ Й. Фихте, А. Шефле, Л. Брентано, К. Реннер, Ф. Науман, В. Гроткопп, Л. Зоммер, Э. Хантос и др.

3. После Первой мировой войны Франция была одним из главных авторов Версальского договора (1919) и стала лидирующим государством в Европе. Но через десятилетие, прошедшее после окончания войны, Франция утратила своё первенство, а Германия и Великобритания стали не только возвышаться, но и внедряться вместе с Италией в её пространство, что и вызвало у Франции страх за своё будущее и соответственно будущее Европы. Франция пыталась укрепить англо-французский альянс и решить проблему Германии при помощи Локарнских договоров, за которые Бриан получил Нобелевскую премию вместе с германским министром иностранных дел Густавом Штреземаном. Бриан считал, что Локарнские договоры должны породить «Новую Европу», которая возникнет на развалинах старой. Франция хотела создать новую коалицию, чтобы не допустить повторного германского вторжения в Европу и гарантировать безопасность своих восточных границ. Коалицию она предполагала осуществить со своими традиционными союзниками в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. При этом Франция постоянно урегулировала отношения с Германией.

4. середине 20-х годов XX века возник Панъевропейский союз, основанный австрийским философом Рихардом Куденхове-Калерги в Вене, задача которого, состояла в европейской интеграции перед: новой Мировой войной, экономической гегемонией США и экспансией Советского Союза. Союз с 1924 года выпускал регулярный журнал «Пан-Европа», где шла популяризация европейской интеграции. мае 1927 года Бриан стал почетным президентом Панъевропейского союза и таможенного союза. 1926 году состоялся Первый его конгресс, на котором прошло примирение Франции и Германии. 1929 году на заседании Лиги Наций, была затронута тема: о создании «Федерации европейских народов».

Основные события проекта

Первоначально проект Бриана был озвучен на неофициальной беседе с германским министром Г. Штреземаном, который поддерживал идеи «Grossraumwirtschaft», ставил в пример экономику США с её единой денежной системой и считал, что объединение Европы: «должно являться своеобразным способом ликвидации последствий войны». Однако проект Бриана предполагал не изменять положения территорий по Версальскому договору, а Г. Штреземан хотел наоборот прийти к довоенным соглашениям.

Бриан! - говорили они с жаром. - Вот это голова! Он со своим проектом пан-Европы…
- Скажу вам откровенно, мосье Фунт, - шептал Валиадис, - все в порядке. Бенеш уже согласился на пан-Европу, но знаете, при каком условии?
Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи.
- При условии, что Черноморск будет объявлен вольным городом. Бенеш - это голова. Ведь им же нужно сбывать кому-нибудь свои сельскохозяйственные орудия? Вот мы и будем покупать.

И. Ильф, Е. Петров. «Золотой телёнок», 1930

В сентябре 1929 года на 10 сессии ассамблеи Лиги Наций, Бриан выступил по своему проекту с речью, в которой говорилось об объединении европейских народов в ассоциацию федерального союза:

Ассоциация в проекте Бриана предполагала объединить не только восточно-европейских союзников, но и нейтральные страны: Испанию, Швецию, Норвегию, Данию и балканские государства, находившиеся вне сферы французского влияния. Бриан рассчитывал воспрепятствовать экономическому проникновению американского капитала в Европу и помешать сближению Англии и США. Всё это должно прекратить разрушающее воздействие Мирового экономического кризисана Европу. 1 мая 1930 года проект «пан-Европа» был развит в меморандуме: «Об организации системы Европейского Федерального союза» (автор Алексис Леже, генеральный секретарь МИД Франции) к правительствам европейских государств от французского правительства. меморандуме говорилось о создании «европейского Федерального союза», которое будет способствовать развитию правительства Франции и, тем самым, сдерживать бывшего врага Франции Германию. Это позволит сохранить требования Версальского урегулирования и обеспечит европейскую безопасность перед новой мировой войной. Меморандум был пацифически настроен и в нём говорилось, что раздробленность Европы есть главная причина в её несостоятельности по обеспечению своей безопасности. Текст меморандума был разослан европейским странам членам Лиги Наций, в том числе и СССР. Куденхове-Калерги был разочарован содержанием меморандума и высказался:

Основные положения меморандума:

  1. приоритет военной безопасности и политического союза по отношению к союзу экономическому;
  2. принцип гибкой федерации, которая гарантировала бы независимость и национальный суверенитет каждого государства-участника и одновременно обеспечивала бы всем преимущества коллективной безопасности;
  3. создание общего рынка, рациональная организация производства и обращения в Европе, прогрессивная либерализация движения товаров, капиталов и людей.

В мае 1930 года Лига Наций начала работу в «Европейской комиссии» для изучения проекта «пан-Европа», при этом СССР не был приглашён, так как СССР, в представлениях Бриана, не был европейской державой. По этой работе Молотов высказался:

Также в мае 1930 года Бриан обратился к 27 странам Европы с проектом «пан-Европа». проекте предлагалось создание «общего рынка». Каждое из государств должно было прислать письменный ответ. По этому проекту французская газета «Temps» написала:

В сентябре 1930 года решением Политбюро СССР было закреплено положение «абсолютно отрицательного отношения» Москвы к плану Бриана и о неучастии СССР в работе «Европейской комиссии».

В начале 1931 года Народный комиссар по иностранных делам СССР М. Литвинов (прим. сменивший на посту Г. Чичерина) в Москве дал своё согласие о совместной работе в «Европейской комиссии». письме Сталину он написал, что необходимо:

6 февраля 1931 года нарком СССР высказался с нотой недоумения по проекту в ущемлении значимости географической территории СССР в Европе:

18 мая 1931 года по приглашению государств, которые отрицательно относились к проекту «пан-Европа», выступил СССР на «Европейской комиссии». Советская делегация разоблачила проект «пан-Европа» в антисоветской направленности и предложила свой проект экономических связей. По этому проекту уже не важна была зависимость всех государств от их социально-экономических систем.

Структура «Федерации европейских народов» по проекту

В проекте рассматривалось, что «Федерация европейских народов» будет иметь специальный представительный орган «Европейская конференция» и исполнительный комитет «Европейский комитет» (с секретариатом). «Европейская конференция» должна быть высшей инстанцией Федерации и включать представителей всех европейских членов Лиги Наций и правительств участвующих стран. «Европейский комитет» должен служить французскому империализму, его целям и его политике для предотвращения развития новой Мировой войны и Мирового экономического кризиса в Европе. Общеевропейские органы предполагалось строить по образцу Лиги Наций, взяв за основу её структуру и методы деятельности.

Голосование по проекту

За

  1. Проект нашёл поддержку среди стран, связанных союзными договорами с Францией: Польшей и Чехословакией. По проекту Болгария и Югославия выразили своё согласие без поправок к проекту, а Норвегия, Греция и Чехословакия с небольшими оговорками.
  2. Проект поддержали в Англии У. Черчилль и Л. Эмери.

Против

  1. Проект не поддержал его первоначальный главный сторонник, министр иностранных дел Германии Г. Штреземан. Он считал, что проект фальшив, утопичен и в нём больше политической составляющей, а не экономической.
  2. Великобритания, Германия, Италия, США, Нидерланды, скандинавские страны и СССР.
  3. Отсутствие широкой поддержки среди простого населения.

Итоги проекта

В основе проекта лежало экономическое сотрудничество, но его фундаментальное значение было политическим и направлено на предотвращение новой Мировой войны в Европе за счёт объединения Европы с центральной органом управления, исходящем из правительства Франции.

Положительные

  1. Проект заложил основы экономического развития, которые после Второй мировой войны перенял Европейский союз, Европейское экономическое сообщество и др.
  2. Проект повлёк за собой экономическое сотрудничество великих промышленных районов Европы.
  3. В проекте предлагались меры по предотвращению развития Мирового экономического кризиса в Европе.
  4. Проект предоставил политическую безопасность в Восточной Европе против советских угроз.
  5. Проект «пан-Европа» ознаменовал собой первый триумф Панъевропейского союза.
Отрицательные стороны и его ошибки
  1. Проект не был доработан, а именно: в нём не показаны цели и функции европейских организаций.
  2. В проекте правильно говорить не о Федерация народов Европы, а о конфедерации, так как по проекту суверенитет и независимость участников не затрагивались в Европе в целом.

Причины провала проекта

Борьба государств противников против проекта «пан-Европа» привела к тому, что его не реализовали. Выделяют следующие основные причины.

  1. Экономический кризис в Европе помешал созданию «Федерации европейских народов».
  2. Английская дипломатия не хотела усиления Франции в Европе, которое предполагалось по проекту.
  3. Итальянская дипломатия опасалась, что по проекту к Франции присоединятся военно-политические союзы дунайских и балканских стран, которые рассматривала как часть своих собственных экономических и политических интересов.
  4. Официальная ответная нота со стороны Великобритании, Германии, Италии, США, Нидерландов и скандинавских стран не дали проекту возможности реализоваться, так как по проекту предполагалось отдать руководство в европейской Федерации Франции, что многим не нравилось.
  5. СССР раскритиковал проект в «Европейской комиссии» Лиги Наций из-за организации антисоветских блоков, предлагавшихся по проекту. Исключение из союза СССР по проекту вызвало возмущение у многих стран; кроме того считали необходимым подключить к проекту Турцию: об этом высказались Эстония, Литва, Германия, Болгария и ряд других стран.
  6. Смерть автора проекта в 1932 году, а также смерть Г. Штреземана в 1929 году не позволила проекту совершенствоваться.
  7. Проект не встретил широкой поддержки среди простого населения и мало соответствовал ситуации на континенте, поэтому Бриан его пытался реализовать только на межгосударственном уровне.
  8. Германская дипломатия видела в проекте попытку укрепления версальской системы. Председатель НСДАП А. Гитлер видел в проекте возможность возвышения евреев:

См. также

  • Панъевропейский союз

Примечания

  1. Демьян Бедный
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Е. А. Панарина. Идея «европейского федерального союза» Бриана в Европе. Проверено 10 апреля 2014.
  3. 1 2 3 4 5 6 Всемирная история дипломатии. Мировой экономический кризис и крушение планов экономического оздоровления Европы (1929-1931 гг.)
  4. Хаусхофер Карл. О геополитике: работы разных лет // ГЛАВА III ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ СВЕТА СТАРОМ СТИЛЕ. - Москва: Мысль, 2001. - С. 286. - 426 с. - ISBN 5–244–00885–4.
  5. 1 2 3 «Пан-Европа» // Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  6. 1 2 3 4 5 Советская историческая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  7. 1 2 3 А. Д. Богатуров. Том первый. События 1918-1945 // СИСТЕМНАЯ ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. 1918-1991. - Москва: «Московский рабочий», 2000.

Литература

  • Княжинский В. Б., Провал планов «объединения Европы», М., 1958.
  • Наянов Г. П., Междунар. политика в 1930 г., М., 1932, с. 252-61.

Ссылки

  • Официальный сайт Панъевропейского союза
  • Густав Штреземан - предвестник объединенной Европы. В. Газин, 8 ноября 2013

пан европа, пан европа +, пан европа банк, пан европа бет, пан европа карта, пан европа плюс, пан европа тв, пан европаплюс

Пан-Европа Информацию О

Идеи европейского единения, проявлявшиеся на протяжении столетий то сильнее, то слабее, долгое время так и не были по-настоящему востребованы историей. Только в XX в., да и то в основном после первой мировой войны, когда стала ослабляться острота прежних противоречий между государствами, эти идеи вновь вышли на авансцену политической жизни. Панъевропеизм стал модным течением во многих странах. Появились политические деятели и идеологи, активно проповедовавшие его лозунги.

Лидером панъевропейского движения в самом начале стал граф Ричард Куденхове-Калерги (Австрия), который в 1923 г. выдвинул план создания Соединенных Штатов Европы. В его книгах «Пан-Европа», «Борьба за Пан-Европу», «Европа просыпается», развивавших идеи панъевропейского федерализма, явственно ощущалось влияние американского образца. Куденхове-Калерги был не только теоретиком, но и деятельным проводником панъевропеизма: им был основан Панъевропейский союз.

Идеи панъевропеизма не получили, однако, ожидавшейся поддержки от ведущих государственных деятелей и лидеров политических партий ведущих стран Европы. Как исключение можно рассматривать активность французского министра иностранных дел Аристида Бриана, избранного в 1927 г. почетным Президентом Панъевропейского союза. Он предложил и план образования Европейского союза в рамках Лиги Наций. Согласно этому плану, между европейскими государствами должны были быть установлены отношения, напоминавшие в основных чертах федеративные. Предвидя возможные опасения, Бриан заявлял, что государства не будут ограничены в своих суверенных правах.

План Бриана, однако, не был принят в Европе, хотя за ним и стояла одна из крупнейших стран континента. Призрак утраты суверенитета явно отпугивал другие страны. Сказывалось и то, что в Лиге Наций, которая так и не стала универсальной всемирной организацией, европейские страны, особенно ведущие, занимали доминирующее положение. Появление панъевропейской федерации не отвечало их интересам. Не случайно, что план Бриана, как и другие подобные ему проекты, повис в воздухе.

Обострение межгосударственных противоречий в Европе неизбежно вело к свертыванию панъевропейских идей. Им было просто трудно выжить в условиях прихода к власти Гитлера в Германии, Муссолини в Италии, Франко в Испании, заключения союза стран фашизма и милитаризма. Западноевропейские демократии не смогли, да и не хотели договориться с Советским Союзом об отражении готовящейся агрессии. В связи с советско-финляндской войной СССР был исключен из Лиги Наций, роль которой в мировой и европейской политике практически мало ощущалась. Раскол мира углублялся.

Во время второй мировой войны идеи всеевропейского единения были подавлены грохотом сражений. Но нельзя забывать, что эта война дала пример антигитлеровской коалиции, разгромившей фашизм. И хотя страны Европы находились по разные стороны баррикад, победа сил, олицетворявших прогресс человечества, имела поистине историческое значение. Она подтвердила, что высокие цели, защита ценностей человеческой цивилизации способны сплотить народы даже вопреки многим существенным различиям в их политическом устройстве.

Война еще не успела закончиться, как вновь, как грибы после дождя, стали появляться проекты объединения Европы. Этому способствовала ситуация, сложившаяся на Европейском континенте и во всем мире. Человечество стремилось сделать выводы из жестоких уроков, преподанных историей, найти выход из многочисленных кризисов, ставших эхом недавней катастрофы. Не только побежденные страны, прежде всего Германия, но и победители, в том числе Франция, вышли из войны сильно ослабевшими. Как и в первой мировой войне, раздоры между европейскими государствами обернулись их общим поражением, ослаблением позиций Европы в мировой экономике и политике. Ведущие западноевропейские державы активно искали пути своего утверждения в послевоенном мире. Л поскольку в одиночку им было крайне трудно добиться успеха, в Европе снова стали популярными лозунги объединения. Только на этот раз надо было считаться с тем, что континент все более явственно делился на два противостоящих военно-политических и экономических блока: капиталистический и социалистический. Граница между блоками означала разрыв между Западной и Восточной Европой, длившийся почти полвека.

Панъевропейское движение в том виде, в котором оно существовало до второй мировой войны, представляло собой весьма слабую базу для быстрого и кардинального продвижения вперед. Правда, с установлением мира во многих странах появились различные общества, объединения, союзы, выступавшие под лозунгами европейской интеграции. Мера радикальности их проектов предопределялась во многом политическими воззрениями.

Наиболее решительно выступали сторонники европейского федерализма, среди которых были представители различных идейно-политических течений - христианские демократы, либералы, консерваторы, социал-демократы. Показательна в этом отношении «Программа из 12 пунктов», принятая на Гертенштейновской встрече представителей групп Сопротивления в 1946 г. Эта программа предусматривала создание Европейского союза на федеративных началах (п. 1). Союз мыслился как составная часть общемировой системы Организации Объединенных Наций. При этом члены Европейского союза должны были передать «часть своих экономических, политических и военных суверенных полномочий образованной ими Федерации» (п. 4). Европейский союз был призван заботиться о планомерном восстановлении хозяйства и сотрудничестве в экономике, культуре, социальной сфере.

Преобладающей идеей панъевропеистов, однако, по-прежнему оставалось создание Соединенных Штатов Европы, построенных на условиях, более подходящих для объединения государств. Лозунги наднациональности, конфедерализма, а то и федерализма провозглашались в более мягких формах. Чтобы продвинуть вперед дело панъевропеизма, ряд организаций образовали Объединение союзов европейского единства, а несколько позднее, в октябре 1948 г., появилось самое широкое объединение - Европейское движение, имевшее достаточно активное ядро. Не будет преувеличением сказать, что именно оно в значительной мере подготовило почву для создания в 1949 г. Совета Европы. Устав Совета отразил многие идеи, проповедовавшиеся Европейским движением.

Перелом в отношении к проектам европейского единства был предопределен главным образом тем, что они стали предметом политической практики, реальных государственных интересов, осознанных лидерами стран континента. Во многих книгах, посвященных истории Европы 40-х и 50-х годов, подчеркивается роль, которую сыграло выступление Уинстона Черчилля в Цюрихе в сентябре 1946 г. в связи с идеями обновления «европейской семьи». «Мы должны, - говорил тогда уже отставной политик, - создать нечто вроде Соединенных Штатов Европы... Если вначале не все государства Европы проявят волю или будут в состоянии вступить в Союз, мы должны будем сделать все, чтобы те, кто хочет и может, сошлись и объединились».

Черчилль поддержал призывы к союзу победителей и побежденных, и в первую очередь к партнерству Франции и Германии, которые должны были взять на себя лидерство в новом Союзе. Особую роль в Европе, сводившуюся к поддержке нового союза и чуть ли не менторства в его развитии, Черчилль отводил Великобритании, которая должна была выполнять миссию, в основном схожую с миссией США.

Если говорить о тех людях, которые стояли у самой колыбели современной западноевропейской интеграции, то прежде всего следует назвать два имени - Жана Монне и Робера Шумана. Первый из них имел за плечами большой опыт участия в международном сотрудничестве. Он был в 1919-1923 гг. заместителем Генерального секретаря Лиги Наций, в начале 40-х годов взаимодействовал с американскими учреждениями, занятыми переводом экономики на военные рельсы, а в деголлевской Франции стал комиссаром по планированию. Жан Монне сделал немало для создания Европейской организации экономического сотрудничества и принимал активное участие в системе распределения помощи по плану Маршалла. Робер Шуман на рубеже 50-х годов занимал пост министра иностранных дел Франции и играл видную роль в формировании ее внешней политики. Ж. Монне тесно сотрудничал с Р. Шуманом и активно поддержал его идею создания франко-германского объединения по углю и стали. В то время это были ключевые отрасли промышленности обеих стран. Инициативы Монне-Шумана вызывали большой интерес не только во Франции и Германии, но и в Италии, а также в странах Бенилюкса (в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге).

Идея культурно-исторического и рели-гиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяже-нии всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказа-лась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считан-ные годы объединить большую часть континента под своей властью. Харак-терно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традици-онного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французс-кой армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи на-глядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объедине-ния свободных народов Европы.

Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: уви-дим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».

Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федера-лизации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверен-ностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организо-ванном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широ-кая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов выска-зывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы суще-ствующие национальные государства, но препятствовал бы распространению шовинизма и милитаризма, способствовал бы осознанию единства историчес-ких судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-полити-ческих идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали.создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влия-нию США и Великобритании.

Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих дер-жав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих дер-жав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители националистических группировок южно-европейских стран выступали за сепаратное объединение романских стран в противовес Германии и Великобритании. По инициативе Ж. Валуа, основателя французского профашистской организации «Фэсо», было создано франко-итало-испанское движение за формирование Латинского бло-ка - коалиции романских стран, призванной бороться за торжество корпора-тивного социального порядка, укрепление позиций церкви и армии в обще-ственной жизни, против засилья «еврейского капитала» и угрозы «варварской Цивилизации», олицетворяемой большевистской Россией. Примерно в том же ключе в Германии распространялась в послевоенные годы идея «Срединной Европы».

Постепенно происходило и возрождение довоенных традиций пацифис-тского европеизма. Ведущим идеологом европеистов из этого лагеря стал граф Рихард Кудерхове-Калерги, выходец из влиятельного австрийского арис-тократического рода и яркий представитель космополитического бомонда Довоенной Вены. Встретив с восторгом создание Лиги наций, Кудерхове- Калерги был разочарован политическим торгом, который начался за ее кули-сами. В 1923 г. он опубликовал книгу «Пан-Европа», издание которой вызвало активную дискуссию о будущем европейского континента. В предисловии к своей книге Кудерхове-Калерги сформулировал «европейский вопрос» следу-ющим образом: «Может ли Европа, политически и экономически раздроблен-ная, поддерживать свой мир и независимость, если учитывать возрастающую силу мировых держав?». Мировыми державами он называл Великобританию, Россию, Азию («монгольский блок» во главе с Японией) и Америку, считая их не классическими государствами европейского типа, а «континентальными федерациями» или «народными империями».

Кудерхове-Калерги пытался доказать, что господство мировых держав приводит к тому, что в современном мире любое национальное государство утрачивает возможность проводит ь самостоятельную политику и отстаивать свон интересы. Для европейских стран, по мнению Кудерхове-Калерги. существует лишь одно возможность сохранить независимость и влияние - создание Панъевропейской конференции и поэтапное объединение в «уцию от Португалии до Польши». Кудерхове-Калерги полагал, что первым шагом должна стать координация политики европейских стран во всех сферах общественной жизни, а также формирование необходимой для этого систе-мы руководящих органов. От межгосударственной координации следовало перейти к созданию панъевропейского таможенного, а впоследствии и валютного союза. Особое значение Кудерхове-Калерги придавал проведе-нию согласованной культурной и языковой политики. Он утверждал, что Пан-Европа может стать политической реальностью только после того, как займет место в сердцах и умах всех европейцев, когда получит опору в чувстве панъевропейской солидарности.

Идеи Кудерхове-Калерги вызвали интерес у многих представителей европейской политической и деловой элиты. В 1924-1925 гг. с чешским дипломатическим паспортом Кудерхове-Калерги совершил турне по Европе, пропагандируя проект Пан-Европы. В июне 1924 г. он обратился с откры-тым письмом к французским парламентариям, в котором изложил свое видение европейской ситуации. Особое внимание Кудерхове-Калерги уделил проблеме исторического противостояния Франции и Германии, считая, что путь к единству Европы лежит через примирение этих двух стран. В поддержку панъевропейских идей высказались ведущие французские поли-тики Э. Эррио и А. Бриан. При их поддержке в конце 1924 г. был обнародо-ван первый программный документ панъевропейского движения - «Евро-пейский манифест».

Задачей панъевропейского движения в манифесте провозглашалось «объединение всех демократических государств конт инентальной Европы в одну интернациональную группу, в политический и экономический союз». Создание Соединенных Штатов Европы объявлялось «великой целью», которая соответствует чаяниям всех простых людей. «Девяносто процентов всех европейцев ничего не требуют от политики, кроме обеспечения мира и свободы и повышения благосостояния», - заявлялось в манифесте. Авторы документа отмечали также, что причиной консолидации европейских госу-дарств является не только военная угроза войны, но и давнее историческое тяготение народов континента, единство их культурных традиций и соци-альных идеалов. Поэтому пространственные границы будущей Пан-Европы определялись как «полуостров между Россией, Атлантическим океаном и

Средиземным морем, к которому также относятся Исландия и колонии европейских государств». Россия и Великобритания объявлялись в манифес-те «соседями Пан-Европы», как две мировые державы, имеющие иные источники и динамику развития.

В январе 1925 г. Эррио официально представил идею Соединенных Штатов Европы в Лиге наций, а на конференции в Локарно панъевропейский проект стал одной из основных тем обсуждения. Заключение Рейнского гарантийного пакта позволило значительно снизить напряженность во фран-ко-германских отношениях и открыло дорогу к окончательному оформлению панъевропейского движения. В октябре 1926 г. в Вене под председательством Аристида Бриана был организован его первый конгресс. В работе приняли участие более двух тысяч делегатов из 24 стран, в том числе такие известные политические и общественные деятели, как Э. Эррио, Л. Блюм, Э. Даладье и П. Бонкур (Франции), Я. Шахт, К. Вирт, А. Эйнштейн, Т. и Г. Манны (Герма-ния), Ф. Ноэль-Блокер (Великобритания), 3. Фрейд (Австрия) и др. Делегаты конгресса заявили о необходимости расширения экономического, таможенно-го, военного сотрудничества европейских стран при сохранении их государ-ственного суверенитета. По аналогии с Лигой наций был образован Панъев-ропейский союз с межгосударственными структурами - Федеральным Сове-том, Федеральным Судом, Федеральной Ассамблеей. Официальным флагом Панъевропейского союза стало полотнище небесно-голубого цвета с изобра-женным на нем «солнечным крестом» (красным крестом, помещенным на золотой солнечный круг). Девизом было избрано изречение, приписываемое Святому Августину: «In necessariis unitas - in dubiis libertas - in omnibus caritas» («В главном - единство, в спорных вопросах - свобода, во всем - добрая воля и добрые дела»).

Несмотря на оформление целостной организационной структуры Панъ-европейский союз оставался пока неофициальным форумом европейской политической элиты. Но одновременно с ним был создан Европейский экономический и таможенный союз, под эгидой которого в 1927 г. были учреждены «национальные комитеты» в 18 странах Европы. Задачи союза заключались в пропаганде снижения таможенных тарифов («таможенного разоружения») и разработке соответствующих законопроектов, предлагае-мых для рассмотрения европейским правительствам. Первым успехом со-юза стало подписание уже в конце 1926 г. Международного Стального Соглашения, регулировавшего производство стали немецкими, французски-ми, бельгийскими и люксембургскими предприятиями на основе согласо-ванных квот. Подобные проекты неофициально стали называть «Экономи-ческими Соединенными Штатами Европы», подчеркивая их политическую значимость.

В конце 1920-х гг. инициатива в развитии панъевропейского движения окончательно перешла к французской дипломатии. В сентябре 1929 г. А. Бри-ан обратился к X сессии Ассамблеи Лиги наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». В этом документе созда-ние панъевропейской системы рассматривалось в качестве важнейшего усло-вия для «ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется возможность возникновения конф-ликтов». При этом особое значение придавалось не только политике разору-жения, но и преодолению экономического соперничества европейских стран. Бриан заявлял о необходимости создания «общего рынка» - системы тесного таможенного, финансового и производственного сотрудничества в пределах Европы. В развитие этих идей был разработан проект «пакта об экономичес-ком ненападении».

В 1930 г. французское правительство опубликовало «Меморандум об организации Федерального европейского союза». Этот документ был разос-лан на рассмотрение всем европейским правительствам и послужил осно-вой для разработки программы Второго панъевропейского конгресса, состо-явшегося в 1932 г. в Базеле. По итогам работы конгресса было заявлено о создании Европейской партии и сформулированы основные направления панъевропейского процесса. Отказавшись от слишком обязывающего поня-тия «федерализация», делегаты конгресса призвали к созданию Союза стран Европы, призванного гарантировать суверенитет европейских стран и, на этой основе, способствовать их всестороннему сотрудничеству. С учетом сложной международной обстановки особое значение придавалось форми-рованию военного союза европейских государств с единым генеральным штабом и военно-воздушными силами. Кроме того, первоочередным шагом на пути создания Союза считалось образование Таможенной унии Европы и в рамках ее - постепенное устранение т аможенных барьеров между государ-ствами Европы, таможенная защита европейской промышленности и сельс-кого хозяйства от внешней конкуренции, «рациональная организация евро-пейского рынка», ввод единообразного управления колониями европейских стран, переход к единой денежной системе.

Помимо военного и экономического сотрудничества перспективными задачами Союза стран Европы на конгрессе были провозглашены четыре комплекса мер: «европейская мирная политика» (единая политика в отноше-нии неевропейских стран, «интерконтинентальное» сотрудничество в рам-ках Лиги наций, тесное сотрудничество с Британской империей, погашение всех военных долгов, нейтралитет в отношении всех возникающих вне Европы конфликтов), «европейская социальная политика» (обеспечение про-житочного минимума всем безработным, ликвидация безработицы «путем созидательного строительства экономической солидарности», сокращение рабочего времени «по мере технического прогресса», развитие социального законодательства и попечительства над материнством и детством, престаре-лыми и инвалидами), «европейская политика свободы» (обеспечение демок-ратических прав и свобод, стабильности политической власти, «продвиже-ние одаренных людей»), «европейская национальная политика» (охрана национальных культур и местных традиций, защита всех национальных меньшинств Европы, признание вредности национальной, социальной и религиозной розни, «возрождение европейского идеализма»). Однако пре-тенциозный панъевропейский проект остался на бумаге. Континент все более отчетливо раскалывался на противоборствующие группировки. После прихода к власти в Германии нацистов любые попытки политического или экономического объединения Европы оказались уже невозможны.

Я всегда счастлив, когда выступаю перед молодым поколением, потому что для меня сама мысль о Пан-Европе была мыслью о том, что открывается новая страница в истории нашего континента. А новую страницу может открыть только молодое поколение. Именно это поколение построит новую Европу, которую старшее поколение, к сожалению, разрушило.

В архивах «Немецкой волны» сохранилась запись интервью, которое Рихард Куденхове-Калерги дал в 1955 году в Гамбурге. Конечно, в словах шестидесятилетнего графа слышится та же прекраснодушная риторика, что в речах его современников по другую сторону «железного занавеса». Но политическое содержание едва ли не каждой фразы тогдашней речи Куденхове сегодня нуждается в комментарии.

Шел 1955 год, и к власти в Великобритании, для которой, как для самой обширной в истории колониальной империи, в панъевропейской идее 1920-х годов места, как мы помним, не было, пришло правительство консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем. Тем самым Черчиллем, что двадцать лет назад, в начале 20-х годов, заявил:

«Британия – не Европа. Она связана с Европой, но не принадлежит ей».

Послевоенный мир разделился на два лагеря, и логика «холодной войны» по-новому определила контуры панъевропейской идеи. Те самые контуры, которые во многом определяют отношение к России и через десять лет после исчезновения с политической карты мира СССР.

Р. Куденхове-Калерги:

«Решающими для судьбы панъевропейской идеи являются последствия Второй мировой войны. С одной стороны, мы имеем дело с давлением Соединенных Штатов, которые хотят объединения континента. С другой стороны, это давление со стороны России, которое вынуждает нас к единой Европе. И не случайно, что эту мысль высказал величайший государственный деятель нашего времени, Уинстон Черчилль. Поэтому так важно, что именно этот человек снова стоит сегодня во главе Британской империи. Он, конечно, всё сделает для того, чтобы ускорить процесс объединения Европы».

Напомню, эти слова основателя движения «Пан-Европа» впервые прозвучали в интервью немецкому радио в 1955 году. За почти четверть века, прошедшую с выхода в свет в 1931 году книги Куденхове-Калерги «Сталин и компания», антисоветский настрой его изменился довольно мало. Тогда, анализируя возможности политического взаимодействия России и Европы, Куденхове отказывал России в каком бы то ни было месте на политической карте «нового» континента. Более того, он призывал к сплочению против советской угрозы.

«Большевизм хочет победить Европу, и единственное, что еще сдерживает Россию, - это экономическая и военная отсталость».

Эти слова Куденхове сыграли роль могильщика панъевропейской идеи в левых кругах. В двадцатых годах сторонниками движения, которые даже участвовали в работе его оргкомитетов, были Герберт Уэллс и Бернард Шоу, Томас Манн и Зигмунд Фрейд. После публикации книги «Сталин и компания», разоблачающей методы и цели экономической и политической революции Сталина, даже антисоветски настроенные сторонники Пан-Европы обвинили своего духовного лидера в разжигании ненужного конфликта с Советами.

Но вернемся к речи Куденхове-Калерги, с которой мы начали сегодняшнюю передачу. На вопрос о том, что нового содержит в себе идея Пан-Европы с будущей парламентской столицей в Страсбурге, Рихард Куденхове-Калерги ответил так:

«Я думаю, что, прежде всего речь идёт о континентальном европейском союзе, тесно взаимодействующем с Британской империей и с США в рамках атлантического союза. Так сформулировано это в декларации британского правительства два месяца назад, и я не думаю, что консервативное правительство изменит свою точку зрения на этот предмет. Желание Великобритании участвовать в континентальном союзе государств можно истолковать как мандат, даваемый правительству Франции приступить в Страсбурге к началу строительства этого европейского единства. И я думаю, что следующая встреча в Страсбурге будет еще одним серьезным шагом в сторону этой новой федерации, которая начнется с формирования первых, изначальных кантонов Европы – Германии, Франции, Италии и стран Бенилюкса».

Сегодняшнему уху странными покажутся слова о мандате, даваемом Великобританией правительству Франции. Между тем, хотя и Франция относила себя к победителям нацизма, в словах Куденхове чувствуется важный для того времени обертон: державами-победительницами являются для него США и Великобритания. Именно эти два столпа западной демократии должны были дать добро на федерализацию «младших» стран Европы – всё ещё не оправившихся от войны стран, на территории которых несколько лет бушевала война и заправляли национал-социалисты и фашисты.

Итак, Великобритания середины 50-х годов к Пан-Европе приблизилась, а Советский Союз (Куденхове, правда, неизменно говорил о России в старом имперском смысле этого исторического понятия), Советский Союз от Европы тогда отдалился. Разумеется, дальнейшие политические шаги Москвы – от подавления Венгерского восстания в 1956 до оккупации Чехословакии в 1968, вообще утверждение так называемой доктрины Брежнева, предусматривавшей ограниченный суверенитет стран Восточной Европы, только закрепляли идеологическую схему Куденхове-Калерги. Пожалуй, эта схема используется в мировой политической архитектуре до сих пор.

Оставим, однако, политическую составляющую панъевропейской идеи и обратимся к тому аспекту творчества этого человека, который волнует очень многих жителей континента куда больше, чем участие или неучастие в их политическом союзе новых стран. Наша собеседница снова – доктор Анита Цигерхофер-Преттенталер, преподавательница университета в австрийском городе Грац, первая из европейских исследователей получившая доступ к московскому архиву графа Рихарда Куденхове-Калерги. Этот архив попал в Москву в 1945 году в качестве военного трофея.

Анита Цигерхофер-Преттенталер:

Для Рихарда Куденхове-Калерги вопрос о языках был одним из важнейших для самосознания Европы. Он исходил из того, что нужно, во что бы то ни стало сохранить языковую пестроту континента. Он сопротивлялся всякой унификации, которую называл «американизмом». Это касается и населяющих Европу народов. Если дело дойдет до объединения, полагал он, каждая общность должна сохранить культурное своеобразие, но законодательство и экономика должны быть едины. Что касается конкретного преломления идеи Пан-Европы, то образцом для Куденхове была Швейцария с её тремя главными языками.

Еще в 30-е годы он полагал, что такая триязычная система – итало-немецко-французская – могла бы стать работоспособной моделью для панъевропейского союза. Конечно, он признавал важность английского языка, но всячески ему сопротивлялся и надеялся на успех языка эсперанто в качестве международного языка административной коммуникации. Но, в конце концов, он в поисках общего административного языка пришел к английскому.

Стало быть, отказывая в приеме в «Пан-Европу» Великобритании, Куденхове-Калерги без труда принимал английский язык в качестве административного – чужого всем, и всем своего.

- И здесь очень интересно, что образцом ему казалась Индия. А корни индийских пристрастий Куденхове-Калерги в детском его опыте. Гостем его семьи был известный мыслитель и идеолог панисламизма Сухаворти. Этот человек оказал на маленького Рихарда огромное влияние. Сухаворти, когда Индия была еще протекторатом Англии, ратовал за сохранение английского языка как административного языка – именно потому, что это был язык для всех населяющих Индию народов – чужой.

Наверное, стоит сказать, что сам Куденхове был человеком двуязычным, точнее даже многоязычным. Кроме немецкого, он знал и английский, и французский. Правда, надо сказать, разговорным языком он владел прекрасно, а вот письменным – гораздо хуже. Читая его рукописи, видишь, что его французский – это кошмар какой-то. По-чешски и по-словацки он не говорил. Тут дело еще и в том, что имение в Чехии получил его старший брат, который и занимался этими языками. А Куденхове должен был получить в наследство венгерское имение, поэтому учил венгерский язык. Но Первая мировая война расстроила все планы и вековые феодальные традиции.

А как он говорил, например, с Томасом Масариком?

Я думаю, что с Масариком он говорил по-французски. А с другими корреспондентами-панъевропейцами, которые были у него во множестве в Чехословакии, он общался, прежде всего, по-немецки.

И это, казалось бы, второстепенное языковое обстоятельство - подумаешь, кто с кем на каком языке говорил! - указывает и на слабость панъевропейского движения в предвоенной Европе, и в том числе в распавшейся Австро-Венгерской монархии, во всей, так сказать, «подведомственной» Куденхове-Калерги Центральной Европе.

Да-да, совершенно верно. Тут необходимо сказать, что причины выживания панъевропейского движения – те же, что и причины его хирения в межвоенные годы. Это движение умерло и не смогло пробиться к широким общественным слоям, оно было абсолютно элитарным. Все эти политики, так называемая интеллигенция, писатели и так далее, были в Австро-Венгрии многоязычны, но немецкий язык объединял их больше всего. Единственное исключение среди собеседников и корреспондентов Куденхове в Восточной Европе составлял Томас Масарик.

Ну, а как было у него с японским языком? Куденхове ведь родился в Японии.

Его отец не хотел, чтобы Рихард говорил с матерью по-японски. Поэтому с отцом он говорил по-немецки, а с матерью – по-английски.

Госпожа Цигерхофер. Вы обмолвились о старшем брате Куденхове. Как сложилась его судьба?

Старший брат его работал в японском консульстве в Праге, и он как раз японский язык выучил, правда, с огромным трудом, но выучил. А больше никто в семье по-японски не говорил, и это усугубляло одиночество матери Куденхове. Она вышла замуж совсем молодой, родила семерых детей, но не имела никакой возможности говорить на своём языке, ей было доступно только чтение книг, в имении в Чехии она должна была говорить с детьми по-английски, а немецкий так и не освоила.

Как вы понимаете, все эти мои вопросы связаны с тем, что концепция Куденхове-Калерги – «сохраним в Европе пестроту, но рабочим языком сделаем один общий» – принципиально отлична от той, что действует в современной Европе...

Ну, конечно, французы ведь в современной Европе никогда не откажутся от своего языка в качестве административного, например. Достаточно посмотреть, на каких языках говорят во время коллоквиумов. Французы в редчайших, поистине исключительных случаях перейдут на английский, и это будет эксцесс. Но, тем не менее, практический вопрос остается. В нашем институте только что защищена дипломная работа о языковой политике Евросоюза. Представьте себе, ведь значительная часть бюджета сообщества уходит на обслуживание переводов на все языки стран-членов Евросоюза.

А сколько же сейчас всего официальных языков в Евросоюзе?

Сейчас это целый лес языков. Одиннадцать. И аппарат, который обеспечивает службу перевода, растет просто как снежный ком, как остановить его разрастание, не понятно.

Что же, опять карательно-ограничительные методы, хитроумное давление на европейские страны теперь уже из Брюсселя?

Куденхове-то имел в виду идею равноправия всех культур и языков Евросоюза, при этом к политическому устройству отдельных стран внимание в панъевропейском проекте привлекалось минимальное. Для Куденхове было важно, чтобы соблюдались права человека и, в частности, усиление демократического контроля. Общим местом была идея контроля власть предержащих со стороны демократически настроенного общества.

Да, как-то плохо это вяжется с попыткой связаться для проведения молодежного конгресса панъевропейцев с Муссолини. Особой разборчивостью Куденхове в своих контактах не отличался.

Он, во всяком случае, мог бы показать, что конституции отдельных стран, внутренняя жизнь каждого европейского государства в отдельности слишком большого значения не имеет. Потому что Пан-Европа была для него, так сказать, чисто внешнеполитическим концептом. Конечно, за идеей равноправия языков и культур непосредственно следовала проблематика прав меньшинств и только потом – проблема соблюдения прав человека в современном смысле. Но до этого у Куденхове дело не дошло.

А как сложилась жизнь Куденхове-Калерги после войны? И почему под фанфарами европейского единства это имя звучит так редко?

Он покончил жизнь самоубийством. После того, как у него иссякли средства. После войны панъевропейскую идею и лично Куденхове-Калерги финансировал Шарль де Голль. И после его смерти у него не оставалось никаких шансов продолжить начатое дело с прежним размахом, пусть и в узкой элитарной прослойке. Вообще же вопрос о финансировании панъевропейского движение остается очень интересной исторической темой. Одним из главных источников сведений о жизни Куденхове в последние годы оказалась книга воспоминаний его секретарши, госпожи Деш, которая, конечно, никаких научных целей перед собой не ставила, но она сообщает о том, что Куденхове-Калерги покончил с собой.

А в чём тут, по-вашему, интрига, госпожа Цигерхофер?

Сам Куденхове сделал всё для того, чтобы никто не узнал о самоубийстве. Ни в одной научной биографии инициатора панъевропейского движения, а я их все, конечно, изучила, о самоубийстве Куденхове-Калерги ни слова не сказано. Он хотел умереть в Австрии. Но вот добровольность своего ухода из жизни скрыл, дабы не разочаровывать других в великом мифе, которому он служил.

Спасибо Аните Цигерхофер-Преттенталер за её рассказ об основателе панъевропейского движения графе Рихарде Куденхове-Калерги. Мифы не умирают, они то засыпают, то просыпаются. Людям так хотелось бы правильно растолковать эти мифы. Не забудем о Куденхове-Калерги и мы, когда с января 2002 года начнем расплачиваться в неотличимо похожих друг на друга супермаркетах старого света одинаковой монетой, которая, впрочем, на всех языках Европы называется по-разному. Итальянцы зовут её «эуро», немцы «ойро», французы «ёро», русские «евро», англичане «юро». Неужели только к этому сведётся культурная пестрота объединённого континента?