Институциональная структура европейского союза. Органы управления европейским союзом

Европейский Союз: интеграционное объединение народов Европы. Государства-члены ЕС, официальные языки, официальная символика Евросоюза, население.

Членство в Европейском Союзе: требования для стран-кандидатов, процедура принятия новых членов, перспективы расширения.

Пространственная сфера деятельности Европейского Союза. Территории государств-членов, не вошедшие в состав ЕС. Особенности правового режима «заморских стран и территорий».

Институт гражданства Европейского Союза: основы приобретения и прекращения; права и обязанности, вытекающие из гражданства ЕС.

Европейский Союз и Совет Европы.

Финансы и бюджет ЕС. Отличие от формирования бюджета международной организации. Понятие «собственных ресурсов», порядок их установления и изменения.

Особенность международной правосубъектности Европейского Союза: характерные черты международной межправительственной организации и государственно-подобного образования.

ТЕМА 2. История европейской интеграции.

Предпосылки и причины европейской интеграции. Зарождение и развитие идей европейского единства.

Борьба за гегемонию в Европе между светской и духовной властью. Основы гуманистической традиции, как средство преодоления войн. Универсализм революционных идей. Европейский проект Наполеона и его реализация.

Пацифистское движение. Либеральные проекты европейского единства. Блоковая стратегия европейских государств. «Соединенные Штаты Европы».
Влияние первой мировой войны на европейское строительство. Версальские принципы международных отношений. Панъевропейское движение в 20-30-е гг. Проект А. Бриана. Фашизм и европеизм.

Общеевропейский интерес, как объединяющий фактор движения Сопротивления. Усиление федералистских тенденций. Планы и проекты послевоенного устройства Европы. План Маршалла и Организация европейского экономического сотрудничества 1948г. Раздел Европы на Западную и Восточную. Создание Совета Европы.

Создание Западноевропейского Союза. Проекты экономического объединения западноевропейских стран. Попытка создание Европейского оборонительного сообщества. План Шумана 1950 года и создание Европейских Сообществ: Европейское Объединение угля и стали 1951г.; Европейское Экономическое Сообщество 1957г.; Европейское Сообщество по атомной энергии 1957г.

Политический кризис сообщества сер. 60-х гг. Договор о «слиянии» 1965г. и завершение процесса создания единых руководящих органов Европейских Сообществ.

Завершение создания таможенного союза. План Вернера. Вступление новых членов в Европейские сообщества 1972-1986г.г. Политическая консолидация ЕС. План «Геншера-Коломбо». Шенгенские соглашения. Единый Европейский акт 1986года (ЕЕА): основные положения и значение.

Создание Европейского Союза и развитие европейского права: Договор о Европейском Союзе 1992 года: общая характеристика.

Амстердамский Договор 1997г. и реформа Европейского Союза.

Ниццкий Договор 2000г. и его влияние на развитие европейского права. Принятие Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 года.

Дальнейшее развитие Европейского Союза: разработка проекта Конституции для Европы 2004 г. и причины его отклонения на референдумах.

Расширение Европейского Союза.

Лиссабонский договор 2007г.: его разработка, подписание и вступление в силу. Общая характеристика реформ, проведенных Лиссабонским договором.

Основные итоги и тенденции в развитии европейской интеграции. Будущее Европейского Союза: вызовы времени.

ТЕМА 3. Понятие и особенности права Европейского Союза.

Право Европейского Союза как особая правовая система: предмет и метод правового регулирования. «Право ЕС» и «европейское право» - терминологические различия.

Соотношение внутригосударственного права и права ЕС. Понятие наднациональности (надгосударственности). Принципы взаимоотношения европейского и национального права государств-членов: прямого действия, верховенства; ответственности.

Соотношение права ЕС и международного права.

Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация. Роль доктрины Суда Европейского Союза в формировании принципов права ЕС. Общие принципы правовых систем государств-членов ЕС.

Классификация источников права ЕС.

«Первичное» право ЕС. Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза. Юридическая сила актов первичного права.

«Вторичное» право ЕС. Нормативные правовые акты Европейского Союза (регламенты, директивы и др.) и рекомендательные акты. «Коммунитарное» право.

Решения Суда ЕС как источник права Европейского Союза.

Международные договоры ЕС как источник права ЕС.

Субъекты права ЕС. Особенности правосубъектности государств, юридических и физических лиц. Сфера действия права ЕС: во времени, в пространстве по кругу лиц.

ТЕМА 4. Компетенция Европейского Союза.

Правосубъектность Европейского Союза.

Компетенция Европейского Союза: структура и содержание. Разграничение предметов ведения и полномочий между ЕС и государствами-членами.

Исключительная компетенция Европейского Союза. Совместная компетенция ЕС и государств-членов. Доктрина подразумеваемых полномочий. Дополнительная компетенция ЕС. Дифференцированная интеграция и механизм «продвинутого сотрудничества».

Классификация предметов ведения и сфер деятельности Европейского Союза.

Полномочия в области функционирования внутреннего рынка ЕС, Экономического и валютного союза. Политики ЕС (антимонопольная, сельскохозяйственная, транспортная, экологическая, иммиграционная, социальная и т.д.).

Полномочия ЕС в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия. Общая иммиграционная политика. Шенгенский процесс. Европол, Евроюст и другие специальные учреждения ЕС в сфере борьбы с преступностью. Основные направления деятельности ЕС в области борьбы с преступностью.

Правовые основы общей оборонной политики Европейского Союза.

Полномочия ЕС в сфере международных отношений и особенности их осуществления.

Общая торговая политика, антидемпинговая политика ЕС.

Полномочия Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Цели и принципы деятельности Европейского Союза. Понятие и классификация целей ЕС. Ценности Союза. Принципы деятельности ЕС: система и содержание (принципы законности, гласности, субсидиарности, пропорциональности и др.).

ТЕМА 5. Институты и органы Европейского Союза.

Основы институциональной системы Европейского Союза. Понятия «институт» и «орган».

Классификация органов Европейского Союза.

Институты ЕС:

Европейский Совет – высший орган политической координации в рамках Союза: состав, порядок создания, компетенция. Председатель Европейского Совета.

Европейский парламент: статус, внутренняя структура, порядок работы, полномочия. «Европейские» политические партии: правовой статус. Статус депутата.

Совет Европейского Союза: статус и полномочия, порядок работы и принятия решений. Общий и специальный Совет. Пост председателя Совета. «Взвешенное» голосование.

Европейская Комиссия: порядок формирования, полномочия, процедура принятия решений. Ответственность.

Законодательные процедуры в Европейском Союзе. Бюджетный процесс.

Судебная система ЕС: общие принципы построения. Суд Европейского Союза: статус, порядок формирования, правила судопроизводства, разграничение юрисдикции Суда Европейского Союза, Суда первой инстанции и специализированных трибуналов. Преюдициальные запросы национальных судов.

Счетная палата – орган финансового контроля ЕС: порядок формирования, внутренняя организация и полномочия.

Европейский центральный банк: правовой статус, порядок создания и полномочия. Европейская система центральных банков.

Органы Европейского Союза: контрольные, финансовые, консультативные и иные.

Механизм функционирования Европейского союза основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования.

В настоящее время функционирование Европейского союза обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

  • 1) Совет Европейского союза (СЕС) - законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительства, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
  • 2) Комиссия Европейского союза (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов ЕС КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
  • 3) Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге - контролирующий орган; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихстского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
  • 4) Европейский суд - высший судебный орган, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
  • 5) ФЕОГА - аграрный фонд, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
  • 6) Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
  • 7) Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
  • 8) Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Высшее место в иерархии права Европейского союза занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран - участниц ЕС и попадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

В рамках Европейского союза сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран - членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот, обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права законодательные акты ЕС заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву Европейского союза. И еще одна особенность - субъектами системы права являются не только государства - члены Европейского союза, но и их граждане.

Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд социальный фонд.

Доходная часть бюджета состоит, во-первых: из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин; таможенных пошлин по общему таможенному режиму, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств. И во-вторых, в доходную часть бюджета Европейского союза выделяется 1,2 - 1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

Важной составляющей механизма ЕС выступает совместное проведение структурной политики - отраслевой и региональной.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики ежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера.

Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся:

  • - сотрудничество между странами, координация и взаимодействие между наукой и промышленностью;
  • - поддержка исследований по ключевым направлениям научно-технического прогресса.

Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика», открытая и для фирм других стран.

Европейский совет - высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Функции . Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды полугодие либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Совет Европейского союза - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза.

Обладает функциями исполнительной и законодательной власти, поэтому часто рассматривается как основной институт в ходе принятия решений на уровне Евросоюза.

Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

Функции Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Суд Европейского союза - высший суд ЕС. Европейский суд выполняет две основные функции: проверяет на соответствие договорам документы, изданные европейскими институтами и правительствами; толкует право Союза по запросу национальных судов (в рамках преюдициальной процедуры).

Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии. C 1979 года избирается населением.

Основными функциями Европейского Парламента являются:

Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом Евросоюза, в особенности в рамках Процедуры принятия совместных решений;

Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским советом посредством принятия годового бюджета голосованием, приведения его в законную силу с помощью подписания Председателем Европейского Парламента и наблюдения за его исполнением;

Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в особенности над Европейской Комиссией. Парламент имеет право предоставлять или отказывать в одобрении назначения Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии с помощью принятия вотума недоверия. Кроме того, Европейский Парламент имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право назначать временные комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институций Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по реализации политики ЕС.

Европейская счётная палата - институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета Союза и его учреждений.

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

Проверка отчетов о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;

Контроль качества управления финансами;

Составление доклада о своей работе после завершения каждого финансового года, а также представление Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;

Помощь Европарламенту в контроле исполнения бюджета Европейского союза.

В целях выполнения возложенных на Счетную палату функций, аудиторы осуществляют выездные инспекции в другие институты ЕС, государства ЕС или иные государства, получающие финансовую помощь от ЕС. Однако Счетная палата не имеет реальных полномочий. Если аудиторы обна­ружат нарушения они информируют о них Европейский антикоррупционный офис.

Европейский центральный банк - центральный банк Евросоюза и зоны евро.

Главные функции банка:

Выработка и осуществление денежно-кредитной политики зоны евро;

Управление официальными (золотовалютными) резервами Евросистемы;

Эмиссия евро;

Определение ключевых процентных ставок.

Главная цель ЕЦБ - поддержание ценовой стабильности в еврозоне (годовой прирост Гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро не должен превышать 2 %).

В отличие от СНГ, Европейский Союз (ЕС) представляет собой международную организацию, изначально в большей степени ориентированную не на политическую, а на экономическую интеграцию государств-участников. Созданный в конце ХХ века, ЕС является региональной экономической организацией, решающей задачу повышения конкурентоспособности объединенной Европы на мировых рынках .

Договор о создании ЕС был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды). Уже после вступления в силу (1 ноября 1993 года) Маастрихтские соглашения были дополнены принятыми в 1997 году в Амстердаме и в 2001 году в Ницце соглашениями. В структуру ЕС входят три основных Европейских сообщества: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В принципе, формирование ЕС имеет достаточно долгую историю: ЕОУС был создан в 1951 году, а ЕЭС и Евратом - в 1957 году. В 1965 году государства-участники сообществ заключили соглашение об объединении данных структур и создали общие для них руководящие органы. Первоначальными членами сообществ были шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ, к которым несколько позже присоединились еще девять стран. Принятый в 1986 году Единый европейский акт знаменовал собой начало тесной политической интеграции Европы (выработку общей внешней политики) и утвердил вместо принципа единогласия при принятии решений принцип квалифицированного большинства. Эти положения стали правовой основой формирования ЕС в современном виде. Амстердамский договор 1997 года расширил компетенцию ЕС в сфере социальной политики, подверг частичной реформе структуру Союза, а также обязал государства-члены более тесно сотрудничать в области правосудия и безопасности.

В своей деятельности ЕС преследует следующие цели :

1)образование союза европейских народов;

2)содействие сбалансированному экономическому прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, усиления социально-экономического взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания единой валюты;

3)утверждение собственной идентичности в международной сфере путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе - и совместной оборонной политики;

4)сохранение и приумножение общего достояния государств-членов.

Для достижения указанных целях в рамках ЕС осуществляется комплекс следующих мероприятий:

Отмена таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт в торговле между государствами-членами;

Проведение общей торговой политики;


Создание внутреннего рынка с отменой любых препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

Проведение общей политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, окружающей среды и в социальной сфере;

Сближение национальных законодательств государств-членов для нормального функционирования общего рынка;

Содействие исследованиям и промышленному развитию;

Осуществление совместных мероприятий в области энергетики, социальной защиты и туризма.

Основными органами ЕС являются Совет, Европейский парламент, Комиссия, Суд, Европейский совет и Европол.

Совет является коллегиальным органом ЕС, в котором каждое государство представлено чиновником уровня министра. Как правило, при рассмотрении наиболее общих вопросов деятельности ЕС государства-члены представлены своими министрами иностранных дел. Однако в тех случаях, когда в рамках ЕС решаются проблемы отдельных отраслей экономики, в состав Советов могут входить министры соответствующих ведомств. Такие советы получили название "секторальных". На практике Совет ЕС собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц, а "секторальные" - один раз в три месяца. Организационная подготовка заседаний является обязанностью государства, которое в данный момент председательствует в Совете. Председательство в Совете длится шесть месяцев и подчиняется принципу ротации (очередности).

Совет считается исполнительным органом ЕС, хотя на практике он, совместно с Европейским парламентом, осуществляет и законодательные полномочия. Кроме того, в компетенцию Совета входит решение некоторых бюджетных вопросов, заключение от имени ЕС международных договоров и формирование других органов Союза.

Все решения принимаются в Совете путем голосования. В зависимости от характера рассматриваемого вопроса он может быть решен единогласно или простым либо квалифицированным большинством голосов. В настоящее время общее число голосов в Совете равно 87.

Большое значение имеет деятельность различных вспомогательных органов Совета ЕС (их насчитывается около 250), и в первую очередь - Комитета постоянных представителей, который формирует повестку дня для заседаний Совета и проекты его решений.

Комиссия ЕС - орган, который призван обеспечивать общие (интегрированные) интересы Союза. Как показывает практика, деятельность Комиссии в меньшей степени, чем деятельность Совета, отражает национальные потребности государств-членов Союза. В состав Комиссии входят 20 независимых членов, причем 5 государств (Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция) имеют в Комиссии по два представителя.

Комиссия обладает контрольными полномочиями, правом законодательной инициативы и в пределах, определяемых Советом - законодательными функциями. Однако главная задача Комиссии - обеспечение неуклонного выполнения государствами-членами ЕС принимаемых в рамках Союза решений. Кроме того, в некоторых случаях (на основе делегированных полномочий) Комиссия может выполнять и представительские функции, например - заключать от имени ЕС соглашения с другими государствами и международными организациями.

В структуру Комиссии входят 24 генеральные дирекции, секретариат и различные вспомогательные органы. Генеральные дирекции представляют собой подразделения Комиссии, работающие по отраслевому принципу: каждая дирекция решает строго определенный круг вопросов (финансы, промышленность, сельское хозяйство и др.). Общее число сотрудников Комиссии превышает 15000 человек.

Политическую составляющую европейской интеграции в рамках ЕС представляет Европейский парламент , который состоит из 626 депутатов, избираемых на пятилетний срок на основе прямого всеобщего голосования гражданами европейских государств. Помимо законодательных полномочий, Европарламент осуществляет отдельные контрольные и бюджетные функции, а также принимает участие в формировании других органов ЕС. В частности, Европарламент вправе выразить вотум недоверия составу Комиссии и требовать отчета от Совета и Комиссии. Деятельность Европарламента во многом способствует созданию единого европейского политического пространства. В частности, в Европарламенте рождаются предпосылки для образования общеевропейских политических партий, которые представлены в нем соответствующими фракциями. В настоящее время крупнейшими являются фракции Европейской народной партии (Христианские демократы) и социал-демократов.

В зависимости от характера входящих в повестку дня вопросов, Европарламент принимает решения простым или квалифицированным (2/3 от списочного состава депутатов) большинством голосов. Европейский парламент проводит как пленарные заседания, так и работу в постоянных комитетах, которых насчитывается около 20. Пленарные заседания с периодичностью примерно один раз в месяц проходят в Страсбурге, однако большая часть заседаний в комитетах и фракциях проводятся в Брюсселе.

Европейский суд обладает юрисдикцией в отношении споров между государствами-членами ЕС, между самим ЕС и государствами-членами, между отдельными органами ЕС, между ЕС и физическими лицами. При этом Суд, как правило, принимает к рассмотрению только такие иски, которые могут быть разрешены на основе права ЕС и договоров о его учреждении и статусе. В частности, Суд рассматривает дела о нарушении права ЕС, о признании недействительными актов Союза, о неправомерности действий и бездействий его органов, о толковании нормативных актов ЕС и т. п.

Важно подчеркнуть, что Суд не вправе отменять решения национальных судов государств-членов ЕС. Таким образом, его деятельность осуществляется параллельно внутригосударственным судебным системам и призвана способствовать единообразному толкованию и применению общеевропейских правовых актов. В последнее время важным направлением деятельности Суда становится защита нарушенных прав и свобод граждан, если соответствующее нарушение связано с функционированием Союза.

В состав Суда входят 15 судей, среди которых не может быть двух граждан одного государства. Судьи назначаются на шестилетний срок с общего согласия правительств государств-членов могут быть повторно назначены на свои должности. Каждые три года состав Суда подвергается частичной ротации. Особенностью Европейского суда является то, что в его структуру входят 8 генеральных адвокатов, пять из которых должны быть гражданами Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции. Генеральные адвокаты выполняют в Суде экспертные функции: их мнения по рассматриваемым делам учитываются судьями при принятии окончательных решений.

Рассмотрение дел в Суде осуществляется в двух формах: пленарной и путем создания палаты с нечетным числом судей. Все решения принимаются большинством голосов судей, рассматривающих дело. С 1989 года Суд является апелляционной инстанцией для Суда первой инстанции - учреждения, созданного в помощь Суду. Таким образом, в настоящее время в рамках ЕС действует двухступенчатая судебная система.

Доминирующим рабочим языком Суда является французский. Место пребывания Суда - Люксембург.

Европейский совет является несколько необычным для традиционного понимания органом международной организации. Он скорее действует как регулярно созываемая международная конференция, на которой политические лидеры государств-членов обсуждают наиболее общие вопросы и проблемы Союза. Согласно статье 4 Амстердамского договора 1997 года, Европейский совет дает необходимые побудительные мотивы и определяет общие политические ориентиры интеграции. Таким образом, решения Европейского совета не носят правового характера: они служат лишь политической предпосылкой для дальнейших действий других органов Союза. Фактически, договоры о создании ЕС отразили практику регулярных встреч глав европейских государств и правительств, которая сложилась задолго до появления ЕС. Как правило, тот или иной вопрос попадает в поле зрения Европейского совета только в том случае, если его не удалось решить на уровне Совета ЕС по причине принципиальных разногласий или недостатка компетенции его членов.

В настоящее время ЕС обладает достаточно сложной структурой, куда входит несколько десятков других органов (Счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк и др.)

Помимо экономической сферы, государства-члены ЕС тесно сотрудничают в области внешней политики и правосудия. Так, при проведении общей внешней политики государства-члены преследуют цели защиты общих ценностей и интересов Союза, укрепление его безопасности, а также безопасности в мире. Основной формой сотрудничества по выработке общей внешней политики является регулярный обмен информацией, представляющей взаимный интерес. Кроме того, государства-члены Союза, которые одновременно являются членами Совета Безопасности ООН, должны согласовывать свои позиции по всем обсуждаемым в Совете вопросам. Таким образом, ЕС стремится к синхронному голосованию своих членов в главном органе ООН. Наконец, дипломатические и консульские учреждения государств ЕС сотрудничают в целях выработки единой позиции по всем актуальным проблемам международных отношений.

В области правосудия и внутренних дел государства-члены Союза сотрудничают по таким вопросам, как предоставление политического убежища, иммиграционная политика, борьба с наркотизмом, правовая помощь по гражданским и уголовным делам, таможенное дело и т. д. Большую роль в координации сотрудничества в данной сфере играет деятельность Европола.

В научной литературе высказывается точка зрения, что ЕС является международной организацией в классическом смысле этого термина только применительно к сотрудничеству в экономической области 1 . Что же касается отношений в области внешней политики и правосудия, то они продолжают носить ярко выраженный международно-правовой характер, так как все три договора о ЕС прямо не наделяют его международной правосубъектностью. В частности, органы ЕС действуют в этих сферах не от своего имени, а от имени государств-членов. Что же касается собственно сообществ, то все они пользуются признанной международной правосубъектностью. Такая ситуация обусловлена структурной неоднородностью самого ЕС: система Союза включает в себя три так называемые "опоры", каждая из которых обладает особой правовой природой: сообщества, общая внешняя политика и политика в области безопасности, а также сотрудничество в области правосудия.

Достаточно распространена также точка зрения об определенной "наднациональной" природе ЕС и принимаемых в его рамках решений. В самом деле, еще в 1964 году Суд ЕС назвал его правовым сообществом, в рамках которого "государства-члены и их органы подлежат контролю с точки зрения соответствия их актов конститутивной основе, каковой является договор о ЕЭС". По сути, компетенция и полномочия Союза мало зависят от государств-членов (хотя и имеют производный характер). На это указывает и тот факт, что учредительные документы предусматривают возможность расширения Союзом полномочий его органов. Наконец, служащие ЕС и депутаты Европарламента представляют не государства, а народы Европы.

В настоящее время регламенты Совета ЕС и Комиссии являются актами прямого действия на территории государств-членов Союза и имеют приоритет перед нормами национального законодательства. Во всяком случае, по этому пути преимущественно идет практика: лишь во Франции и Великобритании судебные органы в отдельных случаях отрицают прямое действие директив ЕС на территории этих государств. Таким образом, ЕС представляет собой такое объединение государств, в котором экономическая и политическая интеграция сопровождаются созданием единого правового пространства, обязательного для принятия отдельными государствами.

Под "правом ЕС" традиционно понимаются учредительные договоры о создании ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также три договора о создании ЕС (Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий). Кроме того, большое регулятивное значение имеют такие источники, как Единый европейский акт (ЕЕА) 1986 года, Акт о прямых выборах в Европейский парламент 1976 года, Договор о Европейском экономическом пространстве 1992 года и договоры о присоединении к ЕС отдельных государств. Следует также упомянуть о большом количестве актов, принимаемых основными органами Союза. В настоящее время можно констатировать, что право ЕС находится в стадии становления. Для него, в частности, характерны отсутствие строгой иерархии принимаемых актов, их неупорядоченность, невыделенность отдельных отраслей, слабая кодификация и т. д. Отдельно стоит сказать об отсутствии в ЕС сколько-нибудь четкого механизма принуждения (санкций), который мог бы применяться Союзом против государств-нарушителей. Например, за время существования ЕС зарегистрировано больше ста случаев неисполнения государствами-членами решений Европейского суда, у которого нет средств для их принудительной реализации. В качестве примера данного механизма может служить институт штрафных санкций, предусмотренный статьей 228 (2) Амстердамского договора, однако и он целиком основан на доброй воле государства-нарушителя (то есть целиком обладает признаками обычной международно-правовой ответственности).

Анализ основных тенденций функционирования ЕС позволяет сделать предположение о том, что он эволюционирует в сторону межгосударственного образования конфедеративного типа. на это, в частности, указывает институт единого гражданства, введение которого предусмотрено учредительными документами Союза.

ЕС является одной из главных институционных структур, в рамках которых происходит процесс европейской интеграции. Вместе с тем, попытки принять конституцию единой Европы пока терпят неудачу на уровне национальных институтов (итоги референдумов в Нидерландах и Франции), что свидетельствует об определенном кризисе идеи окончательного объединения.

В настоящее время в ЕС входят 25 государств. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе. Более 150 государств имеют свои представительства при ЕС. В свою очередь отдельные органы ЕС (например, Комиссия) имеют представительства в ряде крупных государств.

Республика Казахстан начала тесно сотрудничать с ЕС практически одновременно с обретением независимости. В качестве примера можно упомянуть заключенное 23 января 1995 года в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, а также Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Европейским Сообществом, Европейским объединением по углю и стали, Европейским сообществом по атомной энергии, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны от 6 декабря 1995 года.

Говоря о европейских интеграционных процессах, следует учитывать огромное влияние на них таких структур, как Совет Европы, НАТО, ОБСЕ и др.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра государственной службы

Курсовая работа по Европейскому праву на тему:

Органы Европейского союза.

Выполнил:

Студент 4 курса юридического факультета Ахметов Дамир Илдусович

Научный руководитель:

Иглин Алексей Владимирович

Работа сдана «___»________2011г.

Ульяновск 2011 г.

Введение…………………………………………………………………..…………………………………3 стр.

Глава 1. Система органов ЕС……………………………………………………………………….5 стр.

1. Понятие и структура организационного механизма……………………………..5 стр.

Глава 2. Институты ЕС

1. Совет Европейского Союза…..…………………………………………..…….…………...12 стр.

2.Парламент……………………………………………………………………………………………….19 стр.

3. Комиссия………………………………………….…………………………………………………….19 стр.

4. Суд………………………………………………………..……………………………………………..…21 стр.

5. Счётная палата………………………………………….…………………………………………..24 стр.

Глава 3. Отраслевые органы

1.Европейский Совет……………………………………………………………………………..30 стр.

2. Европейский Инвестиционный банк…………………………………………………..45 стр.

3. Европейский Центральный банк…………………………………………………………..51 стр.

Заключение………….…………………………………………………………………………………..55 стр.

Список используемой литературы……………………………………………………………56 стр.

Введение.

Европейский союз, связанные с образованием и деятельностью этой организации изменения на территории «Старого света» в настоящее время являются объектом значительного интереса в различных кругах российского общества. Пишут даже о «буме интереса» 1 .Характерной чертой второй половины двадцатого века является активное развёртывание процессов региональной интеграции государств. В мире появляются оригинальные по своей природе и новые по своим качественным характеристикам образования, формируемые на стыке национального и международного права и способные оказывать всё большее воздействие на ход мировых событий и эволюцию права. К числу таких образований прежде всего относится Европейский Союз. Всё большее число государств под влиянием интеграционных тенденций в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. Европейский Союз в настоящее время является одним из наиболее эффективных, авторитетных и динамичных негосударственных образований такого рода. За короткий по историческим меркам срок (около 50 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляет в самых различных сферах общественной жизни.

Выбор органов ЕС в качестве предмета исследования обусловлен в первую очередь тем, что именно последние выступают реальными субъектами властной и иной компетенции ЕС. Главное значение в этой деятельности отводится институтам.

Цель моей работы : попытаться охарактеризовать органы ЕС, основные направления их деятельности, структуру, организационный механизм их работы и т.д.

Мной также была поставлена задача : дать заинтересованным лицам оптимальный объём знаний по органам ЕС, истории их создания и перспективам развития.

Глава 1. Система Органов Европейского Союза.

    Понятие и структура организационного механизма Европейского Союза.

После учреждения в 1992 году Европейского Союза начал действовать так называемый «Единый конституционный механизм» 2 , основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о ЕС.

Организационный механизм Европейского Союза – это система институтов и других органов, посредством которых данная организация осуществляет свою компетенцию. С точки зрения своей структуры организационный механизм складывается из двух частей.

Между тем, как справедливо отмечает Ю.М.Юмашев «институциональная система ЕС ориентирована скорее на государственную модель, нежели на международно-правовую» 3 .

Руководящие органы, наделённый, как правило, властными полномочиями, именуются в праве Европейского Союза институтами. На институты возложено осуществление задач Европейских сообществ и Союза в целом, именно в лице своих институтов Европейский союз реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами. Институты образуют ядро организационно механизма Европейского Союза.

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский Парламент, Совет и Комиссия своим правовыми актами ежегодно учреждает новые органы Союза, число которых, таким образои постоянно возрастает. Органы – носят вспомогательных характер и / или консультативный характер (Экономический и социальный комитет как консультативный орган, включающий представителей разных классов и профессий на территории ЕС). Понятие»орган» в праве Европейского союза используется в широком значении.

Институтов ЕС сначала было 4, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счётная палата (ст.7 Договора о ЕС). Однако даже при беглом просмотре учредительных договоров нетрудно увидеть, что кроме этой пятёрки институтов в организационном механизме Союза есть немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, агентства, Политический комитет (в рамках Общей политики и политики безопасности), Европол и др.

Ещё больше их можно обнаружить если ознакомиться с нормативными актами ЕС: Европейское агентство по медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Именно институты выступают теми органами Союза, на которые возложено осуществление его задач от имени последнего и, главное, которые наделяются в этом качестве властными полномочиями в отношении государств-членов, физических и юридических лиц, включая издания нормативных актов (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт», таким образом, можно определить как составное и в тоже время относительно обособленное подразделение аппарата Европейского Союза, которое участвует в осуществлении его функций и задач, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объёмом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

«Следовательно структуру организационного механизма можно охарактеризовать как двухуровневую. Первый уровень составляет институционный механизм (система пяти институтов), для второго (другие органы) характерно многообразие организационно-правовых форм и общих условий деятельности. 4

Глава 2. Институты ЕС: структура, полномочия, порядок формирования.

    Совет Европейского Союза.

Совет Европейского союза (Совет министров) – основной орган принятия решений в структуре ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.).

В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета принято различать «общий Совет» и «специальный Совет». Членами «общего Совета» являются министры иностранных дел, «специального» в рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают, либо отвергают их путём голосования. Следует подчеркнуть, что одним из главных полномочий Совета является его право принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами Европейского Союза. Эту свою функцию Совет реализует совместно с Парламентом, но первый имеет право «вето», которое носит абсолютный характер. Законодательная роль Совета ЕС выражается в «определении широких политических директив», нормативном закреплении и представлении интересов государств-членов Европейских Сообществ, принятии решений по вопросу подготовки и принятия нового законодательства, поддержке правовыми средствами межправительственного принципа сотрудничества в рамках Европейского Союза. Если законопроекты принимаются на базе консультативной процедуры «данная процедура в различных вариациях предусмотрена ст. 45, 49, 52, 67, 83, 89, 132 Договора о ЕС», то Совет принимает документ в окончательной редакции и не редко вопреки возможным возражениям Парламента Европейского Союза.

«Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством и они не могут быть отменены. Решение о периодическом (не менее трех раз в году) проведении встреч глав государств и правительств было принято ещё в 1974 году в Фонтенбло. Особенно значимы спорные решения могут быть оспорены в судебном порядке» 5 .

В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств членов поочередно занимает пост председателя в течение 6 месяцев.

Организация работы . Министры и должностные лица государства-председателя руководят работой заседаний Совет Европейского Союза и его вспомогательных органов.

Состав и порядок формирования . «Появление Совета в системе институтов Сообществ было продиктовано необходимостью обеспечить представительство интересов каждого государства-члена» 6 .

Кроме 27 национальных министров в заседании Совета традиционно участвуют представители Комиссий с правом совещательного голоса. Заседать в Совете может любой уполномоченный представитель « на министерском уровне». С начала 1960-го гг. наряду с заседаниями Совета в составе министров иностранных дел «общего» Советом всё чаще стали созываться «специальные» Советы, состоящие из министров экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д.

    Совет по общим вопросам и внешним сношениям.

    Совет по экономическим и финансовым вопросам.

    Совет по вопросам правосудия и внутренних дел.

    Совет по вопросам занятости.

    Совет по вопросам внутренней, социальной политики, рынка, промышленности и здравоохранения и по делам научно-исследовательской деятельности.

    Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергии.

    Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства.

    Совет по вопросам окружающей среды.

    Совет по вопросам образования, молодёжи и культуры.

Большую часть заседаний составляют не «общие», а «специальные» (или «секторные», «технические») Советы, в которых и приминаются почти все законодательные акты. В рамках «общего» Совета решаются главным образом вопросы, связанные с внешнеполитическими мероприятиями Союза. В том числе в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также вопросы, имеющие значение для всех сфер деятельности Союза. Совет заседает в Брюсселе, а три месяца в году – в Люксембурге.

Внутренняя организация . Из всех институтов Сообществ и Союза в целом именно Совет обладает наиболее сложным устройством. Ключевыми элементами в структуре Совета являются: 1) Комитет постоянных представителей и 2) Председатель (Институт Председательства); важную роль играют также 3) Генеральный секретариат и его руководитель, 4) Рабочие группы. Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогают секретариат и его глава – назначаемые советом. Генеральный секретарь Совета – Высший представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.