Экономическая интеграция государств. Факторы успеха экономической интеграции

Вопросы темы:

1. Сущность международной экономической интеграции.

2. Развитие интеграции в Западной Европе.

3. Развитие интеграции в Америке, Азии, Африке.

4. Развитие интеграции в странах СНГ .

Сущность международной экономической интеграции.

Углубление МРТ, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция - это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран.

Между странами-участницами интеграции осуществляется более интенсивный обмен товарами, услугами, технологиями, капиталами, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства. В результате происходит создание целостных хозяйственных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми институтами, едиными органами управления. В мире насчитывается более 60 интеграционных группировок.

Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки национальных границ. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, а это, в свою очередь, ведёт к увеличению объёмов производства, инвестиций , к общему экономическому росту и увеличению прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран - малоэффективные фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают своё существование, а эффективные фирмы, напротив, укрепляют свои позиции на внутреннем и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хоз. деятельности.

Признаками интеграции являются:

Взаимопроникновение и переплетение национального производственного процесса;

Широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе прогрессивного опыта;

Глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

Необходимость в целенаправленном регулировании интеграционных процессов, в разработке скоординированной экономической стратегии и политики.

Предпосылки международной экономической интеграции - близость уровней экономического развития и степень рыночной зрелости стран-участниц; географическая близость интегрирующихся стран, наличие общих границ; общее историческое прошлое; общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования и регулирования экономики.

Формы (стадии) интеграции:

1. Преференциальные торговые соглашения - это начальная стадия интеграции, при которой страны-участницы снижают друг другу таможенные пошлины по сравнению с третьими странами.


2. Зона свободной торговли - это стадия интеграции, при которой страны договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и ограничений, но каждая из которых проводит собственную торгово-экономическую политику по отношению к третьим странам.

3. Таможенный союз - объединение стран, договор не только об устранении таможенных барьеров, но и об установлении единых таможенных правил по отношению к странам, не входящим в союз.

4. Общий рынок - предполагает свободное движение всех факторов производства: рабочей силы, капитала, а также координацию межгосударственной экономической политики.

5. Экономический союз - согласование и координация экономической политики стран, создание наднациональных органов управления.

6. Полная экономическая интеграция - проведение единой экономической политики, унификация (сведение к единым нормам) правового законодательства, проведение единой валютной политики.

Участие в международной экономической интеграции обеспечивает странам положительные экономические эффекты: интеграционное сотрудничество дает более широкий доступ к различным ресурсам (трудовым, финансовым, технологическим); защита от конкуренции со стороны третьих стран, не входящих в интеграционную группировку.

Отрицательные стороны интеграции: недополучение доходов в государственный бюджет из-за устранения таможенных пошлин, теряется часть национального суверенитета, дискриминация по отношению к третьим странам.

Развитие интеграции в Западной Европе.

Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.

Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 - 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии - организация экономического сотрудничества и развития. Был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере.

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Е вропейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран.

К концу 60-х годов был создан таможенный союз : отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).

С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система , объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе , которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический. Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. В 2000-е годы дважды произошло расширение ЕС. В 2004 году новыми членами ЕС стало 10 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Кипр, в 2007 году - Болгария и Мальта. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 27 европейских стран.

Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования. Основными органами управления ЕС являются Совет ЕС, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк.

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство , т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества. Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

Сегодня на долю ЕС приходится примерно 20% мирового ВВП (в том числе на долю 11 старых стран-участниц валютного союза - 15,5%), более 40% мировой торговли. С одной стороны, ЕС вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет ЕС достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой ЕС создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

Развитие интеграции в Америке, Азии, Африке.

Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Северной, Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА) . Был заключен договор между США, Канадой и Мексикой, вступивший в силу 1 января 1994г. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.

Основные положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров - сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения товаров и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов, интеграционный процесс формируется главным образом не на государственном, а на корпоративном и отраслевом уровнях.

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР . Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы в начале XXI века будут отменены.Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе.

В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ ) создана в 1980г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС . Это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. АТЭС сегодня - это самый быстро развивающийся регион мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 - США и 71 - Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. По некоторым оценкам, в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении более 40 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) , создана в 1967г. В неё входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В июле 1997г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планахАСЕАН - снизить таможенные пошлины стран - участниц.

Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

Развитие интеграции в странах СНГ.

Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ. СНГ - это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Цели создания СНГ: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию стран-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; мирное урегулирование споров и конфликтов между странами-членами.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция.

На пространстве СНГ сформировалось несколько интеграционных группировок:

1. Организация Договора о коллективной безопасности ) , в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана). Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

2. Евразийское экономическое сообщество ) - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 года с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 года Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

3. Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС ) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т.е. фактически решено упразднить ЦАС.

4. Единое экономическое пространство (ЕЭП ) - Беларусь, Казахстан, Россия. Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003г.

5. ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами, организация создана в октябре 1997 года.

6. Союзное государство России и Беларуси. Развиваются (углубляются) интеграционные процессы между Беларусью и Россией, начавшиеся в декабре 1990 г. Так, в 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (в 1997 г. - договор о создании Союза Беларуси и России). Страны решили на добровольной основе образовать интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов. Межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования.

Сегодня доля России в общем объеме внешней торговли РБ составляет около 60%. Беларусь также является одним из торговых партнеров РФ. Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России. В настоящее время определена структура высших органов, организационно-правовые основы Союзного государства.

Развитие белорусско-российских интеграционных процессов осуществляется в различных сферах (политической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, социальной, научно-техническом сотрудничестве и др.) Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет - объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами. СНГ выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи. Очевидно, СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, вырабатывающий механизм сближения и согласования интересов.

В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности. Эффективная интеграция постсоветских государств будет развиваться на основе взаимной выгоды, совершенствования и развития потенциала рыночных отношений как внутри, так и между государствами.

Международная интеграция - сложный процесс взаимодействия государств, характеризующийся двумя элементами: правовой формой и экономическим содержанием, являющийся одной из основных тенденций современных международных отношений14.

Предметом настоящего исследования являются вопросы приоритетно связанные с правовыми формами региональной экономической интеграции государств - бывших республик СССР. В то же время форма или формы интеграции неотрывны от содержания. Поэтому, на наш взгляд, необходимо сделать краткий экскурс в экономическую составляющую проблематики.

В экономической науке под интеграцией понимают процесс взаимодействия и взаимоприспособления экономик отдельных стран и их внутренних экономических структур, подразумевающий определенное их сближение, осуществляемый с целью экономической взаимовыгоды15. Этот процесс обусловлен развитием и углублением международного разделения труда16. Это объективный процесс взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок, где для этого сложились необходимые условия.

Она происходит в разных формах и на разных уровнях.

Можно говорить об универсальной (всеобщей) и региональной экономической интеграции. Отражением тендёнций всеобщей экономической интеграции, ее высшей формой, является процесс глобализации. В то же время, региональная интеграция - одно из проявлений глобализации мировой экономики, выражающееся в образовании и деятельности международных экономических объединений, а также в появлении и развитии в современном сообществе международных экономических институтов и транснациональных компаний17. При этом, если ранним ступеням международной экономической интеграции была присуща практически лишь одна форма ее реализации - международная торговля, то этап глобализации наряду с этим предполагает в планетарном масштабе перемещение рабочей силы, капитала, научно-технических знаний и информации18. Таким образом, на современной стадии - стадии глобализации, процесс международной экономической интеграции приобретает не только более значимые количественные характеристики, но и новые более развитые формы и проявления. По мнению большинства ученых - экономистов, такой сложный и поступательный процесс как глобализация мировой экономики находится сегодня на первоначальной стадии своего развития19. В этой связи отмечается, что современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне20. Следует, однако, согласиться с мнением21, что экономическая глобализация, как и интеграция вообще, является эффективной формой организации экономики, эффекты от реализации которой могут быть достигнуты от международной специализации и кооперации, международной торговли, рационального потребления рабочей силы и других факторов производства, а также от всеобщего использования в экономике последних достижений науки и техники22.

В основе региональной интеграции - естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и рынков. В повседневной жизни это проявляется, прежде всего, в растущем объеме международных торговых, кредитных, финансовых операций, соглашений, договоров государств и дополняется их сознательным совместным регулированием взаимных хозяйственных связей23. Цель такого регулирования - устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, развитие добросовестной конкуренции, создание равных условий для хозяйствующих субъектов этих государств. В дальнейшем, на основе совместно выработанных экономических и социальных приоритетов, посредствам согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики, государства стремятся к созданию единого экономического пространства.

Различие между терминами «экономическое сотрудничество» и «экономическая интеграция», на наш взгляд, следует проводить по критерию целей. Экономическое сотрудничество, подразумевающее сближение экономических систем государств, следует считать экономической интеграцией24. В то же время, на практике эти два понятия различить не всегда возможно. Скажем, соглашение об избежании двойного налогообложения в одних случаях будет элементом процесса интеграции, имеющим целью сближение национальных экономических систем, а в других не будет таковым, а своей целью будет иметь поддержку национальных хозяйствующих субъектов.

Следует также отметить, что помимо экономической интеграции государств, существуют и иные области, в которых осуществляется сотрудничество государств и к которым применяется термин интеграция: часто говорят о военной25, политической26, социальной27, культурной28, научной29, экологической30 и т.д. интеграции. Эти процессы могут быть как относительно самостоятельными по отношению к экономической интеграции (например, военное сотрудничество в рамках блока НАТО), так и сопутствующими, параллельными. В современном мире ни одна из сфер общественной жизни не функционирует изолированно. Экономика государства тесно связана с внешней и внутренней политикой, с социальным и экологическим благополучием, с моральным и физическим здоровьем граждан, со всей совокупностью факторов, обеспечивающих интересы личности, безопасности общества. Экономическая интеграция неизбежно, в большей или меньшей степени сочетается (сопутствует) с другими формами интеграции: социальной, политической, культурной31. В этой связи, при анализе межгосударственных соглашений и иных документов, регулирующих процессы экономической интеграции, мы регулярно сталкиваемся с нормами, относящимися к иным областям сотрудничества государств. Становление и развитие международной экономической интеграции начинается с установления торговых отношений между отдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономического сотрудничества государств вплоть до полной интеграции национальных экономик32.

В экономической науке выделяют несколько форм (типов, этапов) интеграции. Существует несколько вариантов их деления и наименований. Для краткости мы собрали наиболее распространенный вариант в

обобщенной таблице. Таблица 1.

Формы и этапы интеграционных процессов. Формы интеграции Признаки 1 Зона свободной торговли Объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Классический пример - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в соответствии со Стокгольмской конвенцией 1959 г. При создании многих зон свободной торговли в мире, предусматривается даже больший уровень интеграции, вплоть до свободного движения капиталов. Например, Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли НАФТА. 2 Таможенный союз Группировка стран, нацеленная на ликвидацию пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц, а также введение общего таможенного тарифа в отношении товаров из третьих стран. Предполагает проведение общей таможенно- тарифной политики, как во взаимных расчетах, так и в отношении третьих стран 3 Общий рынок Устранение препятствий для перемещения всех видов товаров» услуг, капитала, рабочей силы ме- Мировая экономикаУПод. ред. И.П. Николаевой. M., 2000. С. 106.

жду странами-участницами. Согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. Самый яркий пример: Европейское Сообщество. 4,1 Экономический союз Свободное передвижение факторов производства. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика. Как правило, сопровождается созданием органов межгосударственной интеграции. 4.2 Валютный союз Как правило - составляющая экономического союза.

Характерными чертами валютного союза являются: 1.

согласованные (совместные) котировки национальных валют; 2.

установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центральными банками стран-участниц; 3.

создание единой региональной валюты; 4.

формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

(В развивающихся странах под валютным союзом иногда понимают клиринговые соглашения.) 5 Полная интеграция Единая экономическая и валютная политика и унификация законодательства в сфере налогов, таможни, трудового права, стандартизации и сертификации, антимонопольного законодательства, транспортно-тарифного регулирования. Политический союз. Существует также ряд признаков, характеризующих процессы интеграции. Это: взаимопроникновение и переплетение производственных процессов интегрирующихся государств; глубокие структурные изменения в экономике стран; осознание необходимости и целенаправленное регулирование интеграционных процессов со стороны руководства государств; возникновение межгосударственных структур - органов интеграции32. Наряду с признаками интеграционных процессов, можно говорить об условиях интеграции: территориальная обусловленность интеграции, достижение определенного уровня экономического развития государств (экономическая база), наличие политических решений уполномоченных органов (создание условий для интеграции - политическая база)34. Условие достаточного экономического развития является наиболее спорным. Интеграционные объединения создают не только высокоразвитые государства. Развивающиеся страны, например, создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Примером может служить МЕРКОСУР (создан в 1991 г., подписано Асунсьонское соглашение), в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями этой формы интеграции являются - снижение бюджетного дефицита, избежание перепадов в экономическом развитии, преодоление кризисов национальных экономик. Тем не менее, условием эффективной и успешный экономической интеграции является определенный уровень индустриализации и развития государств. Чем соответствующий уровень выше и равномернее, тем больше шансы успешного развития интеграционных процессов. Негативные факторы и препятствия на пути интеграции развивающихся (слаборазвитых) стран многочисленны: интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; требует структурных изменений экономики; инфраструктура стран не развита; значительны различия уровней и потенциалов экономического развития; интеграционным процессам часто сопутствует политическая нестабильность35.

Продолжая, краткий экскурс в экономическую составляющую, исследуемого вопроса, хотелось бы остановиться на преимуществах и отрицательных последствиях международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц. То есть выделить то, к чему стремятся государства, подписывая те или иные интеграционные соглашения, и то, чего они стремятся избежать.

Среди преимуществ, которые может принести эффективная интеграция обычно называют: увеличение размеров (с точки зрения территории и объема) рынка, эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), рост конкуренции между хозяйствующими субъектами, а следовательно, повышение качества товаров и услуг, обеспечение лучших условий торговли, развитие инфраструктуры, развитие и распространение передовых технологий, повышение экономической стабильности, снижение зависимости от третьих стран, рост удельной доли влияния на мировой рынок, возможность более эффективного участия в работе международных экономических организаций, снижение административных и управленческих затрат, общую активизацию экономических процессов33.

Среди отрицательных последствий отметим: отток ресурсов (факторов производства) у более отсталых стран, перераспределение ресурсов в пользу более сильных партнеров, высокую зависимость экономик от партнеров по интеграции, миграция рабочей силы, спад малого (мелкого) производства за счет роста крупных предприятий, возможность олигополь- ных сговоров между TI ПС стран-участниц34.

Экономисты выделяют макроэкономический (межгосударственный) и микроэкономический (взаимоотношения хозяйствующих субъектов и индивидов) уровни интеграции35. В настоящей работе предметом исследования является макроэкономический уровень интеграции и его правовые формы. Следует, однако, добавить, что содержание современных экономических процессов, свидетельствует о неразрывной связи и переплетении уровней интеграции36. Говоря о факторах влияния на современное международное сотрудничество государств в различных областях, начиная вопросами культуры и заканчивая вопросами обеспечения международной безопасности, роль хозяйствующих субъектов, индивидов и общественных организаций нельзя недооценивать37.

Отметим, что большинство названных закономерностей и свойств процесса интеграции выведены эмпирическим путем, на основе опыта развития интеграционных процессов в мире. Представляется, что интенсивность экономического взаимодействия государств и появление новых моделей и правовых форм может внести значительные коррективы и опровергнуть многие из представленных суждений. Не исключено, что некоторые основания для такой корректировки даст и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, специфика которого будет рассмотрена ниже.

Богатую и своеобразную почву для исследования вопросов международной интеграции представляют собой формы сотрудничества государств, сформировавшихся на территории бывшего СССР в результате подписания Беловежских соглашений в 1991 г.38 В первую очередь обращает на себя внимание многообразие и самобытность форм сотрудничества государств в различных, но в первую очередь в экономической сфере. СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзное государство России и Беларуси, ГУАМ (содружество Грузии, Азербайджана, Украины и

Молдовы), Центральноазиатское экономическое сообщество (см. таблицу 2), а также международные организации и договоры членами или участниками, которых являются не только страны-республики бывшего СССР, но в которых последние играют ведущую роль: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Организация Черноморского сотрудничества, Совет министров северных стран - это лишь неполный перечень форм экономического сотрудничества на территории бывшего СССР.

Таблица 2.

Участие в международных организациях государств на территории бывшего СССР за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. СНГ ЕврАзЭС ГУАМ ЦАС ЕЭП Союзное государство России и Беларуси Азербайджан да да Армения да наблюдатель Беларусь да да да да Казахстан да да да да Кыргызстан да да да Молдова да наблюдатель да Россия да да да да да Таджикистан да да да Туркменистан да Узбекистан да До да отношении структуры и задач организации. В этой связи, представляется правомерным применение как сокращенного наименования ГУ У AM, так и ГУАМ.

27.05.05 Украина да наблюдатель да да Грузия да да Чтобы ответить на вопрос о востребованности такого количества форм интеграции с участием одних и тех же государств, необходимо проанализировать некоторые черты их сходства и различия39. На наш взгляд, для целей настоящего исследования, приоритетно необходим анализ с точки зрения целей создания и деятельности, статуса данных интеграционных образований закрепленных в их учредительных документах.

В современном мире происходят глобальные процессы, связанные с объединением иностранных государств в различные союзы и формирования. Происходит это по целому ряду причин, главными из которых можно считать следующие:

  • растёт взаимозависимость экономик;
  • набирают обороты на микро- и макроуровнях;
  • чем выше цивилизованность государства, тем быстрее оно переводит свою экономику от национальной хозяйственной замкнутости до открытости внешнему миру.

Рынок производства и потребления товаров и услуг, международные корпорации и сферы влияния, регулирующие разорительную конкуренцию - всё это базируется на совместном сбалансированном экономическом взаимодействии стран, связанных общими деловыми интересами.

Определение

Принято считать, что международная экономическая интеграция - это сознательный процесс, направляемый и регулируемый главами государств, вызванный объективными причинами. В его основе лежит сближение отдельных хозяйственных, экономических систем, их сращивание, подстраивание друг под друга. Естественно, что подобные союзы планируются не на один день, обладают долгосрочным потенциалом и элементами саморазвития.

Международная выгодна многим отдельным странам, которые, ведя собственное хозяйство обособленно, сталкиваются с рядом трудностей. Объединившись, эти трудности преодолевают значительно легче, решая многие проблемы экономического и технического характера.

Если рассматривать экономический микроуровень, то международная интеграция - это создание в близлежащих государствах фирм, организаций, предприятий, имеющих общие торгово-хозяйственные связи. Например, в одной стране на предприятиях производится продукция из сырья, которое поставляет другая. А производство ведётся на оборудовании, произведённом в третьей стране-компаньоне. Такой тип связи устанавливается на основе экономических соглашений, организации заграничных филиалов и т.д.

Если говорить о макроуровне, то он приравнивается к межгосударственному, и здесь международная интеграция - это экономическое объединение государств, согласованное не только на но и на отдельных национально-политических основах. Пример - Европейский Союз.

Интенсивное развитие интеграции требует свободного перемещения товаров в разных государственных регионах, услуг, денежных средств, рабочих ресурсов. Это, в свою очередь, влечёт необходимость согласованных совместных действий в финансах, валютных операциях, сфере науки и техники, экономике. Более того, в орбиту совместных действий со временем включаются и социальная и оборонная. Таким образом, международная экономическая интеграция - явление сложное, многоуровневое, возможное на определённом этапе развития государственных систем. Для её возникновения нужно общественное сознание высокого уровня, преодоление узкособственнической идеологии и конфронтации, которое свойственно государствам с милитаристским уклоном правления.

Формы международной экономической интеграции

Традиционно выделяется несколько таких форм:

  • Самой простой из них принято считать зоны свободной торговли. При образовании таких зон между странами-участницами ликвидируются различные ограничения, связанные с ввозом-вывозом товаров, таможенными пошлинами и т.д.
  • Таможенный союз - эта разновидность формы международной экономической интеграции предполагает ввести не только зону свободной торговли между странами-участницами, но и общую внешнюю торговую политику, и определённый регулятор цен по отношению к странам, не входящим в интеграционный союз.
  • Более сложным образованием является Он даёт возможность не только организовать общее рыночное пространство со свободной взаимовыгодной торговлей, единой ценовой политикой, но и свободный ввод-вывод капиталов, передвижение трудовых ресурсов, согласованность в экономических законодательствах участвующих сторон.
  • Международная экономическая интеграция самого высокого уровня - это экономический и валютный союз. Такое сообщество, помимо всего прочего, предполагает единую межгосударственную валютную, финансовую, экономическую политику.

Интегра́ция - процесс объединения частей в целое.

Экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания экономических систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласования действий.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации экономики государств, ведущая к постепенному слиянию национальных экономических систем.

Интернационализация экономики представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации (специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках) и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования международных организаций и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. (формируются наднациональные правила)

В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены торговые ограничения на импортируемые товары. (ВТО )

Преференции - это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров.

2. Зона свободной торговли – преференциальная зона, где отменено большинство торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

Примером является

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены.

ЕврАзЭс - Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, включающая (Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан) существовавшая в 2001-2014 годах. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

10 октября 2014 года главы государств-членов ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. Это объединение прекращает свою работу в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.

3. Таможенный союз – форма коллективного протекционизма, межгосударственное формирование, в рамках которого помимо торговых ограничений действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Примером является таможенный союз ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения).

Свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза, включающего, помимо государств-членов Европейского союза, также Турцию

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

4. Единый или общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов (без официальных приглашений со стороны и при возможности легального трудоустройства ).

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ, англ. European Economic Area, EEA) - создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн).

В мире существуют ситуации, когда региональные интеграционные группировки характеризуются общим рынком, но не устанавливают единого тарифа и не проводят единую внешнеторговую политику.

5. Экономи́ческий сою́з - один из видов экономической интеграции государств, включающий признаки 3й и 4й форм экономической интеграции (Таможенного Союза и Общего рынка), а также наличие соглашений о гармонизации (согласовании) бюджетно-налоговой и монетарной политики (единая экономическая политика)

6. Экономический и валютный союз –К 5-й форме добавляется единая валюта и валютно-финансовая политика (например, Еврозона).

Еврозо́на - совокупность стран, входящих в действующий в рамках Европейского союза Экономический и валютный союз (ЭВС), англ. В настоящее время объединяет 18 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономической интеграции добавляется политическая интеграция (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Другими словами, интеграционная группировка начинает приобретать признаки единого государства (Еврозона приближается к данной степени интеграции )

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.


Международная экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперирования в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Предпосылки создания интеграционных группировок:
близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран. В большинстве случаев межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися;
географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;
демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.
«Эффект домино». После того, как большинство стран отдельного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку. Это может привести к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Основными этапами интеграционного процесса в логике их исторического развития являются:
1. Преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам. Межгосударственные органы управления на данном этапе, как правило, не создаются.
2. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3. Таможенный союз отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
4. Общий рынок, при котором интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
5. Экономический и валютный союз, на уровне которого происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС - Комиссия ЕС).
Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях; особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки Юго-Восточной Азии;
содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются как положительный фактор мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Контрольные вопросы
В чем заключаются сущность и цели международной экономической интеграции?
В каких формах проявляется экономический эффект от участия страны в интеграционном объединении?
Какие этапы выделяются в процессе международной экономической интеграции?