Елена ивановна рерих - чтобы помнили. Деятели науки, культуры и высших государственных органов о Елене Ивановне Рерих

Урусвати – так называют звезду, которая стремительно приближается к Земле, возвещая эпоху Матери Мира. Такой же яркой звездой для людей Земли стала Елена Ивановна Рерих, Матерь Агни-Йоги. Она принесла человечеству дар Учения и утвердила его своими Огнями.

Живая Этика – Провозвестие Новой Светлой Эпохи – была дана накануне жесточайшей битвы народов и мирового переустройства.

«Явление Майтрейи сказано после войн, но последние войны будут за Истинное Учение. Причём каждый восставший против воли Шамбалы будет поражен во всех делах своих, и волны будут смывать дом его, и даже пёс не придет на зов его.

Не тучи, но молнии будет видеть он в последнюю ночь, и красный вестник встанет на столбах света. Учение указывает, как каждый воин Шамбалы наречётся непобедимым. Сам Владыка спешит, и знамя Его уже над горами».

Книги Учения охватывают все жизненное строительство и имеют единую всеобъемлющую задачу – научить людей совершенствованию и труду на Общее Благо. Живая Этика преподает основы мироздания, расширяет сознание, указует истинное направление эволюции и устои, которыми держится мир.

Опыт Агни-Йоги, открывший для человечества путь к высшим мирам, был доверен Таре Урусвати.

Символом Её стал Лотос, пылающий серебром.

Пройдёт время, и люди оценят всё величие Её подвига, всю, необходимую при провозвестии, огненную мощь. Часть жизни Она провела почти в полной изоляции, поскольку проходила путь открытия и возжжения центров.

Проходя огненную трансмутацию, Елена Ивановна подвергалась огромному напряжению, бывали моменты, когда малейшиедвижения приносили Ей страдания, тогда Ей запрещалось писать и даже думать. Как это можно было выдержать?! Это трудно представить обычному человеку, но Елена Ивановна мужественно прошла весь путь.

Белая Тара обняла сердцем весь мир и передала человечеству тонкие огни высшего мира, положив начало великому преображению. Она оставила нам бесценные манускрипты пройденного Ею огненного опыта.

Урусвати не раз приходила на Землю, Её дух прошёл через бесчисленные воплощения. Дары Её Духа и Сердца продвигали человечество на высшие ступени бытия. Она, как «горняя птица», вечно стремилась к высотам, к внутреннему исканию. В книге Её жизни есть многие яркие страницы подвигов и достижений духа, и многообразны станы друзей и врагов, окружавших её.

Урусвати многих вывела к Свету, спасала и помогала. Ей пришлось испить чашу предательства не в одной жизни, и всё же Она не оставила человечество. И ныне Её помощь летит к нам из космических глубин небесными лучами Её огненной Любви. Тара Белая – Тара Сердца, Тара Света озаряет мир любовью и красотой. Человечество может смело идти в будущее проторенными Ею путями.

Подвиг Елены Ивановны, Её миссия и жертва ради спасения человечества, всегда будут жить в сердцах благодарных потомков. Её огненное сердце и сознание и ныне насыщают пространство и вдохновляют на строительство Нового мира. Космический Учитель Мориа говорит:

«...Соприкосновение с твоими излучениями даже лишь через знание о тебе явит притяжение многих достойных душ» Так помня о Елене Ивановне, изучая Агни-Йогу, Её духовное наследие и огненный опыт, мы всегда будем чувствовать её поддержку и сможем больше помочь и миру, и себе.

Истинным катехизисом Учения и гордостью щита Света назвал Учитель письма Е.И.Рерих. Она оставила после себя бесценные книги, манускрипты, и Её огненные труды будут вдохновлять не одно поколение землян. Её созидательный луч всегда с нами. Белая Тара – Матерь Мира ведёт человеческий дух по новым путям. Матерь значит красота, мир – самопожертвование. Этими основаниями открываются Врата сокровенного Будущего.

Белая Тара, Владычица Шамбалы, Пламень сердца Твоего разгоняет тьму, исцеляет раны. Ты принесла народам мира Свет превышний и наполнила сознание людское приказом строить Светлое Завтра и хранить Учение, как жемчужину, оберегать его.

Елена Ивановна Рерих советовала неустанно работать над Учением, применять его в жизни, делать тематические подборки, чтобы лучше вникнуть в его сокровенный смысл.

Она истинно была человеком великого сердца, заботилась обо всех своих духовных детях, предупреждала против страха и допущения обид – как пресекающих продвижение по пути ученичества. Она говорила: человек большого сознания не обижается, никто не может обидеть душу, живущую в трёх Мирах, даже если она испытывает боль от грубости, жестокости и предательства Тех, Кто был допущен к светлому строительству.

На пути созидания силы даются только трудом, трудом во благо! Именно упорный труд и устремление помогут каждому найти свою дорогу, научат мужеству, познаванию истины и распознаванию ликов.

Владычица Шамбалы прошла героически земной путь и, выполнив божественную миссию, удалилась в небесную обитель, чтобы оттуда помогать построению Новой Эпохи.

Белая Тара – Дочь Света, Огненная Дева всегда спешит на помощь мирам, огни Её Духа горят поверх всего, полет Её Духа вне времени, вне пространства. Когда мы думаем о Ней, улыбаются Ангелы, ярче горят звезды, в пространстве расцветают сады роз. Их аромат преображается в прекрасную музыку сфер и наполняет радостью и красотой всё сущее. Благодарность и любовь к Белой Таре зажигают наши сердца Светом Превышним.

Так образуется мост радуги между Богом и человеком, видимым и невидимым Миром. Так самоотверженная человеческая любовь и Любовь Небесная, объединяясь, творят новый, более совершенный мир.

Елена Рерих – Урусвати, Белая Тара – Великая Космическая Спутница Майтрейи, Владыки Шамбалы.

С высших Миров Они пришли на Землю вместе, чтобы спасти человечество.

Владыкой Шамбалы сказано:

Я Майтрейя, Я Творец!

Урусвати – дающая и принимающая Матерь Мира!

Мы утверждаем Новое Бытие.

Урусвати – мощь Моя. Урусвати – уявление Моё.

Урусвати – ручательство Моё.

Урусвати – русской земли уготовление.

Урусвати – руки Моей знамение.

Урусвати – щита хранилище.

Дума Моя о тебе, ибо, где дух твой, там прочно дело Наше.

Потому даже подымаясь на плане Света, Ты сохранишь луч свой над Моей страной

Доселе миру было явлено имя Владыки Шамбалы.

Наступила эпоха Матери Мира, и пришло время возвестить о Великой Космической Спутнице Владыки – Урусвати, Владычице Шамбалы.

Владыка Майтрейя открыл Врата для пришествия Великой Матери Вселенной и сердца людей преиспонились любви и омылись благодатью.



Родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М. П. Мусоргскому.

Жизнь и творчество

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е. В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н. К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. "Дружно проходили мы всякие препоны, - писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. - И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» - это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н. К. Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское».

В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

В августе 1902 года у них рождается сын Рерих Юрий Николаевич, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го - Рерих Святослав Николаевич, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Е. И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С. Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н. К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. « позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», - напишет она в одном из писем своему другу.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е. И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики - новой философской системы, представляющей собой целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е. И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Е. И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н. К. и Е. И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, - пишет Елена Ивановна, - как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил - на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, - писал Николай Константинович, - замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

В 1926 году в Монголии (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.

В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Живой Этики - «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» - «Свет Утренней звезды». Е. И. Рерих избирается его почетным вице-президентом и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни - книгами Живой Этики - и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии - Живая Этика - связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е. И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти сочинения (или апокрифы, то есть тексты, не вошедшие в канонические писания) передают легендарные и исторические события давно минувших дней, рассказывают о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.

Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е. И. Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» - выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.

Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е. И. Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.

Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Международным Центром Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934-1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е. И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей - так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» - повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Многие вопросы бытия, которые волнуют современное общество, часто находят свои ответы в далеком прошлом. Яркий пример тому – творчество русского мыслителя и автора многочисленных прозаических произведений Елены Ивановны Рерих.

Согласитесь, фамилия достаточно известная, хотя именно эти инициалы многим могут быть незнакомы. Поэтому сегодня мы решили познакомить вас с трудами выдающейся женщины-философа, завоевавшими внимание наших современников, среди которых есть и легендарные письма, – Елены Ивановны Рерих.

Широкая известность пришла к Николаю Константиновичу лишь в последнее время. Многих сейчас интересуют не только его картины и научные очерки, но и географические исследовательские экспедиции, в одной из которых Рериха (на Алтае) сопровождала его супруга, Елена Ивановна Рерих.

И те, кто интересовался трудами этого великого деятеля, не могли не отметить таланта его верной спутницы, список трудов которой поражает своей многочисленностью и значительностью. И о том, как сложилась биография и судьба выдающегося русского философа и писательницы Елены Ивановны, а также с чего началось ее творчество, мы и хотели бы рассказать.

Детство, юность и замужество русской писательницы

Будущая знаменитая писательница и «яснослышащая» Елена Ивановна появилась на свет в далеком 1879 году, зимой. В том году, 12 февраля, в одной из родильных палат Санкт-Петербурга родилась девочка, названная Еленой, которая уже с малых лет стала проявлять незаурядный талант.

С раннего детства будущая писательница и путешественница Елена Рерих увлекалась философией и музыкой. Однако, закончив Мариинскую гимназию с музыкальным уклоном, девушка не стала пианисткой – судьба повела ее совершенно иным жизненным путем.

В возрасте 20 лет Елена Ивановна Рерих посещает имение своей тётушки по материнской линии – Путятиной Евдокии Васильевны, которая к тому же была княгиней и женой именитого князя П.А. Путятина. И тот год, 1899-й, становится для Елены знаменательным: будучи у тётушки в гостях, она встречает Николая Рериха, который станет ее супругом в недалеком будущем. Позже в своих книгах Николай признался, что с первых встреч видел Елену своей спутницей, музой.

Некоторое время спустя влюбленные узаконили свои отношения и стали родителями двух замечательных мальчишек, ставших не менее выдающимися личностями в будущем:

  • В конце лета 1902 года Елена Ивановна родила супругу первенца, сына Юрия. Ведомый общесемейной тематикой, он станет знаменитым ученым-востоковедом в своей взрослой жизни.
  • В середине осени 1904 года Елена стала матерью во второй раз, родив сына Святослава. Он-то и продолжит труды своего отца, став не только великолепным художником, но и мыслителем, общественным деятелем.

С рождением детей Елена Ивановна стала больше времени уделять их воспитанию, нежели литературе. Но она продолжала вести культурную жизнь вместе с ними, приобщая к ней мальчиков. Наследники Рерихов с самого раннего детства имели возможность общаться с величайшими личностями в искусстве. Это были не только их родители, но и многие знаменитости:

  • Русские художники – Врубель, Серов, Куинджи.
  • Художественные и культурные деятели – Стравинский, С.П. Дягилев, Владимир Стасов.
  • Поэт и драматург Александр Блок.

Супруги Елена и Николай Рерихи вели активную культурную деятельность. При этом Елена Ивановна играла поначалу второстепенную роль, будучи вдохновительницей и опорой для всех начинаний своего мужа.

Просветительский опыт

Культурно-общественная жизнь Рерихов, Николая и Елены, началась после рождения их первого сына. Взяв годовалого младенца, они всей семьей отправились в «тур» по Российской империи, объехав 40 городов, которые представляли историческую ценность. В этой поездке Елене выпала роль фотографа: она снимала памятники древнерусского зодчества. Также в этой поездке она овладела мастерством реставратора и почувствовала, как развивается ее художественное чутье.

С наступлением 1916 года семье Рерихов пришлось завершить свои экспедиции по России и переехать в другую страну по настоянию врачей, обнаруживших у Николая серьезное заболевание легких. Они поселились в домике, расположенном на земле скандинавов, на берегу Ладожского озера, в Финляндии. С тех пор их культурно-просветительская деятельность получила новые, безграничные возможности.

В 1916—1917 годах Рерихи еще жили на территории Скандинавии. Однако позже они перебрались в Англию, где начали творить под влиянием тесного общения с представителями Теософского общества. Стоит заметить, что примерно с того времени, как Рерихи официально вступили в «Белое братство» и получили соответствующее свидетельство, Елена Ивановна начала целенаправленно развивать собственный талант.

Наброски ее первой книги, которая была издана в 1921 году под названием «Живая этика», создавались в условиях тесного контакта с представителями движения, продолжающего национальные традиции духовной жизни Индии. В первых заметках «Живой этики» начинающей писательницы Елены Ивановны Рерих освещалась новая философская система, позволяющая сложить правильное впечатление о концепции Космоса.

Это учение, которое выстраивалось при непосредственной помощи знаменитых Учителей Востока (махатм, предпочитающих оставаться анонимными), представляло собой индивидуальное видение Еленой устоявшейся системы реального Космоса.

Продолжит творить Елена Рерих уже в Нью-Йорке, куда они с мужем переехали осенью 1920 года. Там супруги при содействии небольшого сообщества своих единомышленников имели возможность вести активную деятельность, приобретшую более широкую культурную значимость и просветительский характер.

Направления деятельности

После переезда в США Елена Рерих приняла участие в исследовательской экспедиции, имевшей грандиозные масштабы и продлившейся вплоть до 1928 года. За время экспедиции писательница имела возможность закончить и издать свою рукопись под названием «Основы буддизма». В этом труде наша соотечественница Елена Рерих смогла в доступной для многих форме описать фундаментальную концепцию философии Будды.

Теория философии Будды, достигшего высочайшего состояния духовного просветления, в интерпретации Елены Ивановны позволила многим узнать о высокой нравственности этого учения, в свете которой один из устоявшихся западных стереотипов относительно ничтожности человека в буддизме убедительно опровергается.

Вместе с мужем они также издали серию книг о древнем индийском учении, которые начали публиковаться во время исследовательской поездки по территории Азии. Так, в 1924—1938 годах Рерих Елена Ивановна в соавторстве с супругом выпускают серию трудов «Агни йога». Эти труды супругов приоткрывают завесу над тайной эволюции духа. В настоящее время труд Николая и Елены Рерих в виде собрания книг «Агни йога» считается мировой сокровищницей для последователей духовной мысли и философии буддизма.

Стоит заметить, что учение Е.И. Рерих в виде цикла «Живая этика» насчитывает более десятка книг, которые писательница издавала параллельно с работой в исследовательской группе. Так, примерно за год до того, как была окончена центральноазиатская экспедиция Елены, увидела свет очередная книга цикла – «Община».

После этого писательница и великий русский мыслитель переезжают в Гималаи, где в течение года основывают центр исследований «Урусвати» (в переводе – «утренняя звезда»). Роль вице-президента в этом уникальном научно-исследовательском институте достается Елене Рерих.

Занимаясь организационной деятельностью в «Урусвати» с 1928 года, она находит возможность выпускать в свет свои новые труды, продолжившие легендарную серию творца и мыслителя Елены Рерих о постижении этики. Деятельность в этом направлении продолжится до самой смерти писательницы. Ее философская теория раскрывает суть постоянных и общих законов Космоса, рассматривает строение вселенной в рамках взаимодействия с другими неотъемлемыми ключевыми элементами – человечеством и планетой Земля.

Легендарное наследие

Елена Рерих, учение жизни которой стало новой точкой отсчета для эволюционирования человечества, позволила измениться научному мышлению людей в направлении космического мироощущения и признания его строения как одухотворенной целостной системы.

Но наследие Е.И. Рерих включает не только ее легендарные книги из цикла «Живая этика». Очерки, посвященные людям, познающим учение, занимают важное место в творчестве религиозного философа. Более того, письма Елены Рерих стали не только примером уникального просветительского опыта автора для своих последователей, но и великолепным образцом ее авторства. Они, как и меняющие мир знания о жизни, составляют золотой фонд для постижения будущими поколениями древних фундаментальных учений.

Помимо этих творений в наследии Рерихов также есть книги по эзотерической практике и космологии, в которых изложены своего рода «диалоги» авторов с астральными образами, являющимися к ним из параллельных миров. Раздел эзотерики составляют три серии книг:

  • Елена Ивановна Рерих – сборник ознакомительного характера «Три ключа».
  • Легендарное «Учение жизни».
  • И сокровенные принципы теоретических и практических знаний «Агни йога».

Всю свою дальнейшую жизнь Елена Рерих посвятила написанию книг, которые хотела подарить родной России (которую часто именовала «Страной Лучшей»), куда она с сыновьями и мужем мечтала вернуться. В начале 1948 года, когда умер супруг выдающейся женщины, семье Рерихов пришлось поменять несколько мест жительства.

Поселившись в восточной части Гималаев, Елена с сыновьями мечтала снова поехать на родину и подарить своим соотечественникам работы собственного авторства. Но Елена Ивановна умерла далеко от родного дома из-за болезни сердца и нервного расстройства осенью 1955 года, не дождавшись положительного ответа на свои прошения от советского правительства, которое сочло рериховское движение очередной сектой.

Однако в настоящее время последователи религиозно-нравственного учения Рерихов постепенно создают новые центры по всей России, регистрируя их как образовательно-культурные и общественно-просветительские учреждения. А в честь основательницы движения, Рерих Елены Ивановны, на месте ее кремации было установлено культовое буддийское сооружение – ступа белого цвета, и высеченная на ней надпись свидетельствует о том, что эта женщина стала настоящим другом Индии. Автор: Елена Суворова

Елена Рерих

Елена Ивановна Рерих (1879 - 1955) родилась 12 февраля 1879 года в семье архитектора, академика И.И. Шапошникова. Мать — внучатая племянница прославленного полководца М.И. Голенищева-Кутузова.

Елена Ивановна получила обширное образование, владела несколькими иностранными языками, занималась живописью, была одарённой пианисткой. С юных лет увлекалась индийской философией.

В 1899 году она встретилась с Н.К. Рерихом и через два года вышла за него замуж. У них было два сына — Юрий и Святослав. Первый — блестящий учёный-востоковед, второй — известнейший художник и общественный деятель.

В начале 1900-х годов Елена Ивановна и Николай Константинович посетили более сорока старинных русских городов с целью изучения архитектурных памятников, сказаний, обычаев, ремёсел, народной музыки.

В 1916 году, в связи с состоянием здоровья Н.К. Рериха, семья по настоянию врачей переезжает в Карелию, в Сердоболь (Сортавалу), оттуда в 1918 году, будучи отрезанной от России, уезжает в Стокгольм, потом в Лондон, с выставками картин Н.К. Рериха.

С 1920 по 1922 год они живут в Америке, где проводят выставки и разворачивают художественно-просветительскую деятельность, основывают ряд общественно-культурных центров.

С 1923 года по 1928 год Елена Рерих — участница легендарной Центрально-Азиатской экспедиции. В 1928 году, после её окончания, Е.И. Рерих становится почётным президентом Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в долине Кулу, в Индии. Там она прожила многие годы вплоть до ухода Николая Константиновича в 1947 году, после этого переехала в индийский город Калимпонг.

Вся жизнь Елены Ивановны прошла в неустанных трудах. Она записала четырнадцать книг бесед с Великим Гималайским Учителем, которые легли в основание Учения Живой Этики. Это Провозвестие — синтез всех религий и всех йог, данное для настоящего времени, формирующее наше мировоззрение, помогающее понять цель и смысл нашей жизни на Земле и её перспективы.

Е.И. Рерих написала огромное количество писем и отдельным друзьям, и ученикам, и в многочисленные общества имени Рериха во всех странах. В них — ответы на многочисленные вопросы по книгам Учения Живой Этики. Она также автор ряда книг, изданных под разными псевдонимами, это «Основы буддизма», очерк о Преподобном Сергии в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», «Криптограммы Востока». Она была блестящей переводчицей труднейших текстов по восточной философии, «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской, писем Махатм (книга «Чаша Востока»).

Многие картины Н.К. Рериха явились результатом творчества двоих, и Елена Ивановна была вдохновляющим началом в этом творчестве.

Труды Е.И. Рерих и книги о ней

Статьи из журнала «Восход» о Елене Ивановне Рерих

01.03.2016

В книгах Учения Живой Этики указывается на особое значение памятных дат: в эти дни мы вспоминаем о жизни и деятельности подвижников, размышляем о значении сделанного ими, и наши мысли летят светлыми искрами в пространство, очищая, наполняя его светом. Мы приобщаемся к высокой сфере Светочей мира, строим светлый мост, по которому сможем устремиться после перехода «великих границ». В феврале мы отмечаем День рождения Елены Ивановны Рерих...

Thus the two concepts - Roerich Museum and the New Country (Russia) - are first put together.
...At the end of the 1950s, before Boris Nikolayevich and Natalia Dmit­riyevna returned to Russia from Har­bin, many prospects might seem im­possible. But still, as the terms were coming, nothing could stop fulfilling of the predestined. Let us trace the events of the four years.

28.02.2019

Большое количество исследований посвящено Елене Ивановне Рерих и её роли в сложнейшем процессе - передаче людям Земли знаний Высшего Мира, без которых дальнейшее существование как самой Земли, так и населяющего её человечества уже невозможно.

28.02.2019

Земная жизнь есть лучший учитель, без неё ничему не научиться, и нужно познать все её грани, ведь она «несказанно богата и полна бесконечных возможностей для духовных достижений». Но «кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Потому для ускорения так необходимы именно книги Учения, в которых собраны в сжатых огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов».

28.02.2019

Благодаря тому, что в фондах новосибирского Музея Н.К. Рериха хранится двухтомник Писем, изданный в Риге в 1940 году, наше издательство имело возможность работать с оригиналом. Эти книги принадлежали Б.Н. Абрамову и были переданы в музей Б.А. Даниловым 4 мая 2004 года. Тогда Борис Андреевич рассказал собравшимся в Каминном зале сотрудникам СибРО, что этих книг касались руки не только Бориса Николаевича, но и их автора - Елены Ивановны Рерих, потому что она готовила для него посылки с книгами, а в одном из томов была записка, где её рукой написано - «для Б.Н.»...

28.02.2019

Я очень счастлива приветствовать конференцию, посвящённую 110-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и дальнейшему исследованию наследия семьи Рерихов, и особенно потому, что, занимаясь много лет изучением этого духовного богатства, я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться этот кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки.

01.11.2018

Автор - Предположительно Герман Гётц (H. Goetz) (1898 – 1976) - учёный, художественный критик, доктор искусствоведения, автор ряда статей о С.Н. и Н.К. Рерихах. С 1939 по 1953 директор музея в Бароде (Вадодаре), Западная Индия, штат Гуджарат. - Прим. переводчика.
--Публикуется по: Baroda State Museum Bulletin. Vol. 3. Pt. 1 (Бюллетень Государственного музея г. Барода. Т. 3, ч. 1. Индия. 1946).

24.02.2018

Дорогие друзья! Сегодня у нас снова праздник. Мы снова отмечаем день рождения Елены Ивановны Рерих, прошедший 12 февраля. Оценить значение для нас этого дня мы лучше всего сможем, если попробуем представить себе, что его не было бы. Чем бы мы жили тогда, если бы она, Урусвати - Свет Утренней Звезды, не загорелась бы на нашем небосклоне? Если в прежние времена ещё кое-как можно было просуществовать без мировоззрения, то теперь выжить духовно без него нельзя. Об этом очень метко сказал академик Лихачёв: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно», а духовно мы погибнем без пищи духа. Через...

24.02.2018

Океан Учения. Кто может вместить его и передать людям? Не будет ли такой дух сам подобен океану, вмещающему все капли людских сердец? Дающий берёт на себя ответственность за каждого, кому он даёт. Велика тягота поручительства за другого человека. Ещё тяжелее за нескольких. Но какова за всех? По силам и ноша. По огню сердца и задание. Какими мерами измерить огонь сердца, поручившегося за всех?

23.03.2017

Февраль отмечен памятной датой, связанной с великой женщиной XX века - Еленой Ивановной Рерих - другиней, спутницей, вдохновительницей Николая Константиновича Рериха.
Что делает человека великим? В Записях Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Рериха, сказано: «Представьте себе, что было бы, если бы один из тех людей, кого человечество причисляет к сонму Великих, занялся бы исключительно только тем, чем занимаются обыватели, то есть собою и своими личными интересами. Он перестал бы быть Великим и ничего не оставил бы после себя людям...»

23.03.2017

Она была сотрудницей Сил Света. Она жила среди людей, ходила по нашей грешной земле, но благодаря её полному самоотречению вибрации её сознания соответствовали Высочайшим Сферам. Елена Ивановна Рерих была величайшей из женщин. В преддверии Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира, она явила собою высокий прообраз женщины будущего.

30.10.2016

61 год назад, 5 октября, покинула земной план и ушла на свою Огненную Родину Елена Ивановна Рерих.
Н.Д. Спирина говорила: «Мы чтим Елену Ивановну всегда, но выделяем особо её памятные даты, так как это имеет огромное значение для пространства».
С глубоким осознанием пространственного значения этого дня мы вспоминаем сегодня о Елене Ивановне, прошедшей «путь, который предстоит пройти человечеству, - путь развития духа, путь к Свету... Мы находимся в начале этого пути; она его уже завершила».
С земной точки зрения 60 лет - это большой срок, целая жизнь. А с исторической - это с...

20.10.2015

Посвятим эти строки Ей, себя беззаветно отдавшей на служение Свету. (...) Только принятие Учения Жизни будет тем условием, которое приведёт к пониманию миссии жизни этого Высокого Духа. (...) Она явила собою ту высокую ступень достижений человеческого духа, которая в грядущих веках намечена Эволюцией и Владыками для будущего человечества шестой расы в лице её лучших представителей.

31.03.2015

«Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы» - так говорил Николай Константинович Рерих о Елене Ивановне. Вся деятельность Елены Ивановны Рерих основывалась на единственно приемлемом принципе на Земле: «Рукою и ногою человеческой». Всё, о чём бы ни говорила и писала Елена Ивановна, - она знала и осуществила. Чтобы вдохновлять, чтобы подать дельный совет - нужно не только знание, но и его претворение в жизни. И нам, желающим прислушаться к Ней и подражать Ей, стоит обратиться к живым примерам Её удивительной жизни.

20.02.2015

Моя Первозванная живёт Мною. Всё для Меня, и всё обо Мне. Мною заполнена вся жизнь, и жизнь стала непрерывным уявлением Великого Служения. Личное ушло и заменилось Космическим. Астрал растворился, и целая сфера низко-человеческая, астральная, ушла из жизни и, уйдя, заменилась высшим. Всё творится во Имя Владыки. Труды совершены великие.

27.02.2014

12 февраля - глубоко значительная для нас дата - день рождения Елены Ивановны Рерих. И поэтому сегодня мы хотим вспомнить, что говорила она о наступившем теперь для нас времени: конце Кали-Юги - тёмной Эпохи, и начале новой Эры - Сатия-Юги - Эпохи Света.

27.02.2014

Провозвестницей будущего Света, грядущего в мир, можно назвать Светлую Матерь. Ибо примером своим собою явила Она то, что в далёком-далёком будущем сможет каждый достичь. Истину Учения огненной йоги являла собою Она. Ибо то, что дано в Учении, в Ней в применении к жизни уявлено было...

26.02.2013

12 февраля на торжественном мероприятии, посвящённом Елене Ивановне Рерих, в Музее Н.К. Рериха было много гостей. После просмотра программы о Е.И. Рерих, которая проходила в концертном зале музея, гости собрались в центральном выставочном зале второго этажа, заполнив его так, что некоторым сотрудникам и друзьям музея пришлось стоять на лестничных площадках, чтобы все гости могли разместиться в зале, где состоялось долгожданное открытие выставки картины «Урусвати» кисти Л.Р. Цесюлевича, которую художник посвятил Е.И. Рерих. Как и предыдущая его картина «Николай Рерих», эта работа мастера обрела...

26.02.2013

Каждое слово Учения было воспринято Ею от Давшего его, каждое было записано Её рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни. Можно ли удивляться, что в Ней мир имеет высшее проявление духовности и достижений, возможных на Земле в условиях жизни обычных. Не было ещё до Неё на Земле явления более высокого, ведь она была духом, завершающим свою эволюцию на этой планете.

24.02.2012

Лада - древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение. Вернее сказать - устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её собственные основные черты. Принести помощь, обод­рить, разъяснить, не жалея сил, - на всё это готова Елена Ивановна.

24.02.2012

Велико значение Писем Елены Рерих для тех, кто изучает Откровение Новой Эпохи - Агни Йогу (Живую Этику). Это Учение было дано через неё великими Гималайскими Учителями. Она осуществила его в своей жизни, и потому никто лучше неё самой не мог отвечать на вопросы, возникающие при чтении книг Живой Этики. Никто не мог лучше раскрывать идеи Учения и излагать их в доступной для корреспондентов форме.

Она была Посланницей Братства, Фокусом Света Владык, воспринявшей весь Свет, доступный приятию на Земле в человеческой оболочке плотных условий. Она жила среди людей, и с жизнью человеческой общалась широко, и связана была тысячами нитей со всеми, кто к Ней устремлялся и в сердце Её находил постоянно новую, неувядающую свежесть жизни. Быть новым всегда - это свойство Архата. И это свойство всегда чуяли в Ней те, кто соприкасался с этим Великим Духом.

Те, кто имел самое большое счастье, какое только может быть дано человеку, счастье прикасаться к замечательному Учению Огня, те, кто имел возможность следовать ему, - в этой жизни действительно являются теми, кого древние индусы называли двиджа - рождённые дважды. Настоящее духовное рождение их началось с того момента, когда сердца воспламенились и преобразились, зажжённые от луча духа - Духовной Матери.

Елена Ивановна была переводчиком, по своим качествам далеко превосходящим это обиходное понятие. Для качественного перевода нужны три условия: превосходное знание языка оригинала, такое же знание своего языка и, что является наиглавнейшим и без чего оба первых условия качественного перевода не дадут, - это понимание того, что переводится. Елена Ивановна обладала всеми этими тремя условиями, и последним - в наивысшей степени. Невозможно себе представить, кто, кроме неё, мог бы сделать такой перевод с английского труднейшего и сложнейшего труда Елены Петровны Блаватской «Тайная...

24.02.2012

Вышли два тома писем. Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Еленой Ивановной написанного. Кроме того, изданные письма представляют лишь фрагменты, ибо столько по разным обстоятельствам должно было быть опущено...

Сорок лет - немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское...

12 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих - великой русской женщины, взявшей на себя труднейшую миссию - возвестить человечеству о наступлении Новой Эры и принести людям давно утраченные знания о Законах Бытия. Она «приняла на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облечённого в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной ступени его эволюции».

"Если кто-то после ухода Великого Сотрудника не чувствует себя, хотя бы до какой-то степени, продолжателем его дела, то он ещё не сотрудник. Дело Владык не может остановиться из-за ухода с земного плана Великого Духа. Те, кто остаётся, принимают ношу его..."

«Ты с Ним прошла через костёр,
В тюрьме Он был с тобой,
В глухих стенах монастыря
Он видел подвиг твой».
Наталия Дмитриевна, это четверостишие, видимо, говорит о прошлых воплощениях Елены Ивановны Рерих?
Это моё предположение, что она в своих жизнях бывала и в монас...

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения Елены Ивановны Рерих. Чтобы лучше понять, что этот день для нас значит, не мешало бы представить себе, что с нами было бы, если бы его не было. Какие мы были бы, как существовали, как продвигались по пути жизни и куда? Одним словом, что было бы, если бы мы не получили через Елену Ивановну книги Учения Живой Этики. Что было бы, если бы у нас не сформировалось мировоззрение благодаря этим книгам. Каждый ответит на это себе сам, а мы сегодня вспомним, объединённо и сердечно, ту, во имя которой мы собрались, и поговорим об одной из граней её необъ...

В конце 1950-х, до возвращения Бориса Николаевича и Наталии Дмитриевны на родину из Харбина, многое могло казаться неосуществимым. И всё же наступали сроки, и ничто не могло остановить предуказанного. Проследим события тех лет...

Скажу Вам, родной мой сын Борис: ценю Ваши письма, в них изливается Ваша страстная любовь к Учителю, и так называемые «Мои письма к Вам», которые Вы получаете и сами пишете, являются результатом всё той же любви к Вел. Вл. Страстно оявитесь на понимании этой Мистерии Любви и Единения. «Мои письма» являются выражением той же любви. Именно Вел. Вл. шлёт Вам ответ в той форме, которая Вам сейчас наиболее близкая. Продумайте красоту единения и радуйтесь. Вел. Вл. явил Вам свою Любовь, приняв Аспект Матери, ибо Вы возлюбили Образ Матери. Истинно, В. Вл. и Мать, и Отец, и Друг, и...

Вот что говорил Николай Рерих о тех прозрениях Елены Ивановны, которые уже осуществились: «...Все мы свидетели, как до русских потрясений были указаны грядущие события. В 1927 году в Тибете были сказаны события в Испании. В 1929 году были подробно указаны бедствия великих армий под Дюнкерком. И с какими показательными подробностями прозрены события! А Финляндия, Англия, резня в Хотане, вступление русских войск в Польское полесье, прохождение войсками Ирана... Были предуказаны намерения Японии и судьбы Китая. (...) Люди получали предупреждения и, как обычно, не обращали на них внимания».

- Во время беседы с детьми о картине Н.К.Рериха «Майтрейя Победитель» они заметили, что на этом монументальном барельефе на скале у Майтрейи четыре руки. Ребята спросили: почему?
- На этой картине на скале изображена многорукая и многоокая богиня Дуккар, а Майтрейя мчится на белом коне в облаках; и человек на коленях смотрит не на многорукую Дуккар, а туда, где на коне скачет всадник. Дуккар - это богиня индуизма, у которой много рук, для того чтобы помогать человечеству, и много глаз, чтобы видеть всё. Но человек устремлён не к ней, а вверх, где скачет Майтрейя, вот почему к...

Елена Ивановна, утверждая имя Николая Константиновича и расширяя горизонты понимания сотрудников, выражает не только свои убеждения, но и приводит высказывания Великого Учителя: «Когда же примут... великое значение имени Р[ериха] как сущее всего построения? (...) Пока Мы утверждаем, что жизнь импульса всех Учреждений есть имя Р[ериха], значит, нужно понять, как не заглушать жизнь дел! Пусть запомнят, что каждое умаление имени и умалчивание великого имени ведёт к подрыву основания!»

В чём величие духа нашей любимой Духовной Матери и Учителя, Елены Ивановны Рерих? Если бы мне надо было выразить это в немногих словах, я бы сказала: «В творчестве духа, в огненном подвиге, в космическом объёме знаний». Но всё же и этими словами мы едва ли можем выразить диапазон её жизни и трудов на благо человечества.

Также и милая Ната получает одобрение. Так недавно было сказано: «Ярая Ната притянулась ко Мне сердечными огнями и ярая становится на путь страстной Йоги со Мною. Ярая может сотрудничать со Мною в сферах, сотрудничающих с земным планом и с Миром оявленным, как Чистилище»...

Среди множества полотен Святослава Николаевича Рериха есть особые, созданные в связи с важнейшими событиями в жизни семьи Рерихов. Такова написанная им в 1928 году картина «Священный Ларец» - одна из наиболее символических его картин. На ней в центре, на переднем плане, изображён старинный Ларец. Под ним - небольшой кусок ткани с рисунком. Обе эти вещи располагаются на покрытом тёмным бархатом возвышении. Заметим, что на русских иконах на покрытом материей престоле изображали Новый Завет - священную Книгу, - иногда в окружении Херувимов, как, например, на иконе София Премудрость Божия.

26 июля 1926 года члены экспедиции Рериха прибыли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На обратном пути они задержатся здесь на восемь дней, но в этот раз они на следующий же день погрузились на пароход и направились в столицу Алтайского края - Барнаул. Зинаида Григорьевна Фосдик пишет об этой поездке в дневнике: «...Мы плыли по реке Обь, прекрасные места, вели такие беседы, так много было нам дано... Незабываемые дни. (...) Огромная река Обь и такая широкая!» «Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух».


12 февраля 2004 года - 125 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих.
«Урусвати - Свет звезды Матери Мира. Таково сокровенное имя Елены Ивановны Рерих. Мечта об Общем Благе сделала её сотрудницей Сил Света. Они назвали её своей Сестрой...» (Н.Д.Спирина)

«Относительно вопроса любопытствующих, как относится духовенство к Н.К.[Рериху], можно сказать, что Н.К. среди своих лучших друзей насчитывал и насчитывает много глав Православной Церкви, например, как только что ушедший митрополит Платон в Америке, митрополит Антоний и епископ Нестор, Отец Спасский и даже несколько других представителей христианских церквей, среди них трёх весьма выдающихся. (...) Н.К. никогда и нигде не говорит и не будет говорить против религий. Массы без религии обращаются в истинное исчадие ада

Как узнали бы мы о духовных Учителях человечества, о Светочах Мира, несущих свет прозрения Истины людям во все века, не оставлявших землян никогда, учивших нас и своими откровениями, и своими деяниями? Через свидетелей шёл к нам тот поток необходимых нам знаний, без которых не было бы нам пути в будущее. Как узнали бы мы о «жизненных проявлениях» Тех, которые приходили помочь нам на нашем пути в Беспредельность? С прошлых веков и тысячелетий мало что осталось от этих свидетельств, многое искажено, многое передано неточно из-за неоднократных переводов с архаических языков, но и эти дошед...

Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги».

Елена Ивановна Рерих (до замужества Шапошникова) родилась в феврале 1879 г. в семье архитектора. С детских лет она проявляла разносторонние дарования: легко овладела несколькими иностранными языками, была очень музыкальна, хорошо рисовала. Окончив с золотой медалью Мариинскую гимназию, Елена Ивановна поступила в одной из санкт-петербургских музыкальных школ. Ее считали одаренной пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее. Пишут также о ее красоте и обаянии, о тонких благородных чертах ее лица, о проникновенном взгляде и лучистых, миндалевидных темно-карих глазах. Живя в столице, Елена Ивановна вела светский образ жизни, имела много поклонников, претендовавших на ее руку. Но всем им она предпочла молодого талантливого художника и археолога Николая Константиновича Рериха . Впервые со своим будущим мужем Елена Ивановна встретилась летом 1899 г., когда гостила у своей тетки в Новгородской губернии в усадьбе близ станции Балогое. Эта встреча решила всю ее дальнейшую судьбу. Они поженились осенью 1901 г. и с тех пор были неразлучны. В первые годы их совместной жизни Елена Ивановна объехала вместе с мужем десятки старинных русских городов, участвуя во всех его археологических раскопках (в одной из таких экспедиций осенью 1902 г. родился их первенец Юрий, а спустя два года в семье появился второй сын - Святослав).

После революции 1917 г. и отделения Финляндии, Рерихи, которые с 1916 г. жили в финском городе Сердобле, неожиданно для себя оказались за границей. Наступила десятилетняя пора их кочевой жизни. Вместе с выставкой картин Николая Константиновича они посетили столицы скандинавских стран, а затем отправились в Англию. 24 марта 1920 г. в Лондоне произошла их знаменательная встреча с одним из Великих Учителей - Морией. Точно так же, как в свое время Махатмы изменили судьбу Блаватской, они преобразили всю жизнь Рерихов. С этой встречи началась их подвижническая миссия по передаче человечеству древнего Духовного Учения, которое Елена Ивановна назвала Живой Этикой, или Агни Йогой. По указанию Учителей Елена Ивановна и Николай Константинович отправились сначала в США, где в декабре 1920 г. были впервые показаны картины Рериха. Выставка имела огромный успех (за два с половиной года она побывала в 28 американских городах). Параллельно Рерих выступал с циклами лекций об искусстве. В ноябре 1923 г. в Нью-Йорке открылся его постоянно действующий музей. В том же году исполнилась давняя мечта Николая Константиновича и Елены Ивановны - они отправились в Индию. Добравшись в декабре 1923 г. до Бомбея, Рерихи стали готовиться к большой экспедиции по малоисследованным районам Юго-Восточной и Южной Азии. "Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка", - писал позже Рерих. Он мечтал найти во время этих странствий Шамбалу - духовный центр планеты, место, где земной мир соприкасается с космосом. Изучая мифы и предания многих народов, Николай Константинович встречал множество упоминаний об этой сказочной стране и был глубоко уверен, что Шамбала расположена где-то в труднодоступных районах Гималаев или Тибета.

Путешествие распалось как бы на две части: сначала путь лежал на северо-восток из Индии к Алтаю, а потом снова на юго-запад к Индии через нагорья Тибета. За четыре года исследовали преодолели огромное расстояние - более 25 тысяч километров, передвигаясь в основном верхом на конях и верблюдах. Им пришлось перейти 35 высокогорных перевалов, поднимаясь иногда на высоту свыше 7 километров. В первые годы странствий они побывали в Сиккиме, Кашмире, Ладаке, Каракоруме, Тянь-Шане. Где-то на пути (точное местоположение не указывается) Рерихи посетили заповедную страну Махатм. В записях Николая Константиновича можно найти сообщение о беседах с Великими Учителями, но информация о ней крайне скупа. Он сообщает только, что здесь "все догадки получили основу, все сказки стали былью". В июне 1926 г. Рерихи добрались до советской Средней Азии и отсюда совершили поездку в Москву. Они с воодушевлением относились к идеям строительства нового общества, провозглашенным руководством СССР, и очень надеялись, что духовная мудрость Востока окажется полезной в этом начинании. Среди многих других материалов и картин Рерихи передали советскому правительству послание Махатмов и ларец со священной гималайской землей. Из Москвы экспедиция отправилась на Алтай, а затем через Бурятию в Монголию. В Урге Рерихи задержались, готовясь ко второй части путешествия - через Тибетское нагорье. Это была особенно трудная часть пути. Рерихи прошли местами, совершенно неведомыми мировой науке и собрали уникальный материал: ценнейшие образцы древней культуры, искусства, богатейшие коллекции - археологическую, геологическую, ботаническую. Елена Ивановна разделила с мужем и сыновьями все трудности. Николай Константинович позже писал: "На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая давала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она... Никто никогда не замечал у нее упадка духа или отчаяния. А ведь к тому было немало поводов самого различного характера". В 1928 г. Рерихи возвратились в Индию и поселились в живописной долине Кулу, среди могучих гор над стремительной речкой Биас. Для обработки огромного количества собранных материалов здесь был основан научно-исследовательский Гималайский институт.

В Кулу Елена Ивановна продолжила начатую еще до экспедиции работу над 14-томной серией книг "Живой Этики, или Агни Йоги", созданной на основе бесед и телепатических контактов с Великими Гималайскими Учителями. (Агни - на санскрите значит Огонь. Он символизирует духовную, психическую энергию сознания, мышления, импульс жизни, творчества, устремления, тончайшие духовные проявления, утверждающие лучшие человеческие действия. Йога означает единение с тончайшими энергиями, высшими сферами космического жизнетворчества.) Елена Рерих называла этот грандиозный труд синтезом всех религий и всех йог, необходимым для настоящего времени. Она писала: "Учение дано не для пыльных книжных полок, но для применения в жизни каждого дня". Первая книга серии "Зов" вышла в Америке в 1924 г. Вместе с двумя следующими - "Озарение" (1925) и "Община" (1927) она служит как бы введением к остальным томам. Изложение здесь идет в виде притч, афоризмов и стихов. Само учение систематически изложено в книгах: >"Агни Йога" (1929), "Беспредельность" (1930), "Иерархия" (1931), "Сердце" (1932), "Мир огненный" (1933-1935), "Аум" (1936), "Братство" (1937), "Надземное" (осталась неопубликованной). По мере появления тома Живой Этики выходили на русском языке в Париже, Риге и Улан-Баторе. Однако в Советском Союзе они при жизни Рерихов не издавались.