Толкования на Лк. Трудные тексты Библии

Спрашивает Григорий
Отвечает Александра Ланц, 23.04.2010


Здравствовать вам во Спасителе, Григорий!

Вы задали один из самых сложных вопросов. Но сложен он не потому, что Иисус сказал что-то непонятное, а потому, что если не знать Иисуса, хотя бы Такого, как Он представлен в Евангелиях, вполне возможно поддаться на уговорры своей плоти и радостно заявить: «Вот видите! Сам Христос говорит нам взять в руки оружие и убить всех неверных!» Ведь намного легче убить тех, кто противится и мешает, чем приложить все силы и долгоперпение, чтобы проповедовать среди них словом и делом милосердия и любви. Да ещё Христово «купи меч» так удачно наслаивается на ветхозаветные войны, которые вели древние израилитяне... хотя это «наслоение» работает только для тех, кто никогда не изучал толком те самые ветхозаветные войны и особенно их причины.

Что же имел ввиду Иисус, когда сказал Своим ученикам: «продай одежду свою и купи меч» () ?

Давайте присмотримся к тому, что происходит. Это последний ужин Иисуса с учениками, вот Он установил празднование Его спасительной для нас смерти. Иисус предсказал, что все они, Его ученики, покинут Его в самый страшный момент (), но это был не упрёк, Иисус хотел поддержать их и давал им Своё прощение заранее. Иисус очень хорошо знал, как тяжело им всем будет и в момент ареста, и в момент распятия, и даже в первые дни после Его воскресения, Он также знал, что самое трудное для них начнётся потом, когда они, наконец, полностью уверуют и обратятся и пойдут по миру, свидетельствуя о Спасении во Христе. Если всё это время они были неоперившимися птенцами, постоянно нуждаюшимися в Его непосредственном (телесном) присутсвии, то после того, как Он перестанет находиться с ними телесно, им придётся жить только верой и ещё раз только верой. А о том, что временя Его телесного пребывания с ними заканчивается Он сказал так: "сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу" () .

"Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову , которое сказал Иисус".

Все три с половиной года, пока Иисус проповедовал Царствие Божие, Он не переставал учить 12 человек тому, как надо видеть и понимать Его Слово. Но далеко не всегда они понимали сразу, частенько Иисусу приходилось учить их на наглядных предметах, и даже после этого они всё ещё многого не понимали.

Когда мы читаем слова о «купи меч» , мы должны хотя бы предполагать, что они могут оказаться ещё одним уроком Иисуса о том, что такое спасение и служние Богу.



Меч? Но читаем дальше, ведь судя по тому, что будет происходить, Иисус явно имел ввиду не боевой меч для убийства противника или для самозащиты. Не потому ли, когда на 12 человек у них оказалось всего 2 меча, Он сказал «Довольно», ведь знал же, что эти два ничего не смогут сделать против вооружённой толпы.

Давайте, пользуясь Евангелиями, попробуем сложить воедино всю картину происходящего во время ареста:

«Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно». ()

«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ()

«Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ()

Что же получается? Один из учеников (Пётр), пытаясь защитить Иисуса, выхватил меч и покалечил человека. Иисус упрекает его, говоря:

«думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов», «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» - Он не нуждается в защите, исходящей от оружия, Он Сам может защитить и Себя, и тем более Своих учеников, но для Него важно исполнить план спасения для человечества и в этот план не входят ни вооружённые восстания, ни крестовые походы.

«возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» - не вздумайте применять реальное оружие для защиты или нападения.

Таким образом, перед нами ещё один урок Иисуса для Его учеников, которые все три с половиной года были уверены в том, что Он начнёт восстание, захватит власть и воссядет в Иерусалиме, уничтожив всех ненавистных римлям. Когда за несколько часов до ареста Он говорил «продай одежду свою и купи меч», Он знал, что они всё ещё не понимают, Кто Он и зачем пришёл , что они всё ещё смотрят на мир плотскими глазами и готовы убивать людей, лишь бы получить свободу.

Как Он мог объяснить им, что они не правы, что Он имел ввиду не стальное оружие убийства, а нечто иное? Он не стал объяснять своим ученикам эту притчу словами , но на деле показал им... да, они постоянно будут находиться в состоянии войны, противоборства, защиты («купи меч»), но это не та война и не тот меч, о которых сразу же думает наш плотский мозг.

В те последние часы Его ученики не смогли бы понять суть сказанного, как они не поняли Его слова о «разрушь Храм сей», но Иисус знал, что настанет время и они поймут, потому что примут Духа от Него « Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» () . И они поняли... сначала увидев Иисуса, возвращающего здоровье покалеченному реальным мечом человеку... потом начав служить другим людям точно так же, как Иисус служил им, когда был с ними.

Так какой же меч имел ввиду Иисус? «меч духовный, который есть Слово Божие» () . Иисус, действительно, заповедовал Своим ученикам вооружиться до зубов! Но правильным вооружением, понимая в какой страшной войне им придётся участвовать!

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша война не против крови и плоти , но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности ,

и обув ноги в готовность благовествовать мир ;

а паче всего возьмите щит веры , которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

и шлем спасения возьмите, и меч духовный , который есть Слово Божие» ().

Давайте теперь опять вернёмся к нашему отрывку их

«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно».

Чем больше вы станете думать над словами Иисуса, тем глубже вы будете понимать, что Он имел ввиду. Ученикам придётся отдать на дело служения всё, что они имеют:

Все свои средства «кто имеет мешок (=кошелёк, сумку для денег) , тот возьми его» , все свои возможности в передвижении по миру «также и суму» (=котомку) , и хитон свой придётся продать, чтобы купить меч.

Кстати, слово «купить» обязательно должно повести вас к двум важным отрывкам Библии:

1) притче о десяти девах, когда пять из них запастись маслом, т.е. купили достаточно, а другие десять были вынуждены бежать докупать масла и потому не попали на пир ().

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":


«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч».
Господь повелевает ученикам, впрочем не противореча Самому Себе, но, объявляя им, что доселе Он призревал за ними, не заставляя ни о чем заботиться, а отселе они должны будут заботиться о себе сами. Об этом Он говорит иносказательно, словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает «сумой», и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает «меч». Говорит Он это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтобы объявить о грядущих войнах и бедствиях и сделать их ко всему этому готовыми.
Поэтому Господь говорит им: отселе носите «сумы», то есть так располагайтесь и заботьтесь, как имеющие испытать голод, и купите «мечи», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны.
Но вот правильно ли поняли Его ученики. Вспомним, что направляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял с собой только троих Своих сподвижников, ко всему прочему, попутно выполняющими и роль Его телохранителей. Это были сам Петр, и двое братьев Заведеевых, Иаков и Иоанн Богослов. Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17), Иисус называл братьев просто - Боанергес (в переводе с греческого на арамейский, это слово в Новом Завете означает «сыны грома»), очевидно за порывистый характер. В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, «брата Господня» или Иакова Младшего.
Все трое инициативны и воинственны, имели характер настоящих бойцов, и при мечах; вооружены, правда, только двое («Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». Лк. 22:38), и один из них находился у Петра.
В канонических текстах Евангелия, стих от Луки, 22:36, оружием, которым здесь цитируется последнее слово, обозначается меч.
Но является ли это достоверно верным?
Евангелия, как и весь Новый Завет (за исключением, возможно, Евангелия от Матфея), написан на койне, разговорном греческом языке I века. По оценке многих исследователей язык Евангелия от Луки, наряду с языком Деяний и Послания к Евреям - лучший по литературному уровню в Новом Завете. Евангелие от Луки - третья книга Нового Завета, одно из четырех канонических Евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним - Евангелие от Иоанна.
Древнееврейский язык (или библейский иврит), - первый язык евреев, распространенный в Древнем Израиле. В течение первого тысячелетия до нашей эры находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору. Одним из основным памятником древнееврейского языка как раз и является Еврейская Библия.
Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков. Сюда входят современный иврит, финикийский и ряд малых языков, такие, как моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии II тысячелетия до нашей эры. Все они, кроме иврита, сегодня являются «мертвыми» языками.
Поскольку в иврите используется консонантное письмо (фонетическое письмо, передающее только или преимущественно согласные звуки), алфавит состоит из согласных букв; тогда как они никак не обозначались на письме, они всегда присутствовали в устной традиции языка.
Поэтому, когда мы пишем на бумаге слово «хрв», в устной речи оно прочитается как «херев» (ивр. херев - «меч»).
В подлиннике, на древнееврейском языке, на котором писалось Священное Писание, этот вид оружия так и обозначается этим термином «херев», и слово это около двухсот с половиной раз встречается и в Ветхом Завете. Корень его «хрв» означает «терять», «быть потерянным», а существительное обозначает любое расточение. Свое происхождение исторически «херев» ведет от древнеегипетского серповидного клинка «хепш», «хопш», «хепши», и это явно то же самое название оружия, что и финикийское обозначение меча - «хереба».
Мы практически не знаем, мечи каких размеров и форм использовались древними евреями; оружия или защитного вооружения древние евреи, этот «железный народ в железном одеянии», не оставили нам ни единого экземпляра. Это тем более любопытно, что, как говорится, меч хоронили вместе с его хозяином («Не должны ли и они лежать с падшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю, и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными мечом», Иез. 32:27-28).
Первым оружием, упомянутым в иудейском Священном Писании, является пламенеющий Меч Херувима (Быт. 3:24 - «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»). В ассирийских памятниках словом «керуби» также обозначаются фигуры колоссов, символизирующие Силу Добра и охраняющие ворота дворцов. Охраняя от вторжения Зла, они защищали дорогу к Эдемскому саду от незваных гостей, «пламенеющий меч оборачивался всюду, охраняя древо жизни» (пламенеющий меч - «лахат ха-хереб» у Ричарда Фрэнсиса Бертона (англ. Richard Francis Burton , в КНИГЕ МЕЧЕЙ).
Чаще всего слово это и обозначает меч (Иер. 34:4 «Но обаче слыши слово Господне, Седекие, царю Иудин! Тако глаголет Господь к тебе: не умреши от меча («херев»), но в мире умреши»); однако в других случаях и нож тоже. Так, у Иезекииля (5:1) мы видим: «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож («херев»), бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей»). Из еврейских записей мы можем понять, что «острые ножи» («херев»), которые упоминает Иисус Навин, и предназначеные для обрезания, были просто осколками кремня наподобие египетских. В других местах этим словом обозначается зубило (Исх. 20:25); жестокий жар (Иов. 30:30 - «Моя кожа почернела на мне, и кости мои обгорели от жара («херев»).
Мечом пользовались как пешие, так и конные воины, о чем нам говорит Книга пророка Наума. «Несется конница, сверкает меч («херев») и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их», (Наум, 3:3). Херев не был ни большим, ни тяжелым оружием, и можно с уверенностью сказать, что формы его были теми же, что мы видим на египетских иероглифах. Вес меча Голиафа, к сожалению, не приводится, не знаем мы ничего и о мече, отвергнутом Давидом по причине того, что он не успел его проверить. Но та легкость, с которой Давид выхватил впоследствии из ножен филистимский херев и сражался им, позволяет предположить, что он имел нормальный размер и вес. Меч этот вызывал у него большое восхищение, поскольку победитель сказал «нет ему подобного» (1 Цар. 21:9 - «И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода; если хочешь, возьми его; другого кроме этого нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного, дай мне его»).
То, что меч был «завернут в одежду», и сегодня до сих пор практикуется на Востоке; «позади ефода» (в древнем Израиле - часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении, изготавливаемого из двух полотнищ дорогой материи) - т.е. за облачением первосвященника.
Книга Судей Израилевых, рассказывает:
«3:16 Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру,
17 [и пришел,] и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный.
18 Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары,
19 то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем.
20 Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, [царь,] слово Божие. [Еглон] встал со стула [пред ним].
21 [Когда он встал,] Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его,
22 так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части.
23 И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул».
Свидетельство о том, что меч остался в теле царя, так что «вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие», дает право на высказывание предположения, что меч этот был жестким, коротким и прямым, возможно, что это был кинжал.
Частое упоминание о обоюдоостром мече (кинжале) позволяет предположить, что существовали также и односторонние мечи (боевые ножи). Аод носил меч на поясе под одеждой на правом бедре и доставал его левой рукой. Опять же когда Иоав намеревался убить Амесса (2 Цар., 20:8), «одежда, бывшая на нем, обтягивала его, а на бедрах его был пояс, к которому был пристегнут меч в ножнах; когда он двинулся, меч вылез из ножен».
Вероятно, не станет нечто предосудительным, если древнееврейское слово «херев», как мы уже разобрали выше, которое может обозначать «меч», «нож», «зубило», «копье», в данном тексте Евангелия от Луки, 22:36-38, может быть переведено, как нож (кинжал).
«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи (приобрети) нож. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два ножа. Он сказал им: довольно».
Естественно, речь идет не о простом хозяйственно-бытовом ноже, как инструменте, а скорее всего, о боевом ноже, или кинжале, позволяющим использовать его именно в ближнем бою. Вспомним о происшествии, случившимся в Гефсиманском саду, где апостол Петр отсек ухо одному из слуг первосвященника. Остановимся на картине флорентийского живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), который одним из первых художников изобразил Иуду-предателя. Его картина падуанского цикла «Поцелуй Иуды» является ярким примером противоборства добра и зла, величии души и подлости.
С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами. Ценители творчества Джотто считают его картину «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.
Нам на этой картине интересен только тот фрагмент, где Петр отсекает рабу первосвященника ухо. Обратите внимание на короткий клинок ножа в руках апостола, и на то, что держит он его обратным хватом, что должно подразумевать владение особой техникой ножевого боя. Но обратный хват совсем не характерен для кинжальной школы боя, зато очень кстати подходит для боя на ножах. Посмотрите видео, где президент Международного союза боевого каратэ «Кои но Такинобори Рю» (IUKKK), Андрей Кочергин (1964 г.р.), известный, в частности, своими мастер-классами и семинарами по самообороне и прикладной психологии, без замаха, ножом перерезает корабельный канат, удерживающий у пристани многотонные корабли, и вопрос, можно ли взмахом ножа отсечь человеку ухо, отпадет сам собой.
Конечно, найдутся критики, указывающие на то, в музее Познанского архидиоцеза (Польша) хранится длинный тесак - тот самый меч святого Петра, но в наше время значительная часть исследователей справедливо полагают этот меч поздней подделкой.
Петр явно старший среди ближайших троих сподвижников Иисуса, и превосходство его в отваге вполне очевидно. Именно Петр в Гефсиманском саду, при задержании Иисуса, выхватил меч и отсек ухо рабу первосвященника, не испугавшись римских легионеров. Но вспомним, что во времена римского владычества на Ближнем Востоке ношение любого оружия иудеями завоеватели запрещали под страхом немедленной смертной казни. Если иудейской страже, обыкновенно, разрешали иметь традиционное вооружение, то низшим слоям было строго-настрого было запрещено носить в городе оружие. Поэтому нет ничего удивительного, что ремесленники и крестьяне при таких законах обоснованно перешли на скрытное ношение кинжала и ножа, тем более, что какие-то предпосылки для этого в описываемые времена еще как имелись.
В 63 г. до н.э. Иудея была завоевана Гнеем Помпеем Великим (106-48 гг. до н.э.) и включена в состав Римской империи в качестве провинции, управляемой прокуратором. Через сто с лишним лет, в 66 г. н.э., в столице Иудеи, Иерусалиме, вспыхнуло восстание, возглавляемое зилотами (ревнителями веры) и сикариями (лат. sicarii букв. «кинжальщики»; от sica «кинжал») - двумя радикальными группировками. Римский гарнизон Иерусалима был уничтожен, а вместе с ним была вырезана и поддерживавшая римлян часть горожан.
В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, гл. 27 «Правление последних наместников», под сикой подразумевается нож. «Во многих городах, и в особенности в Иерусалиме, появились отряды сикариев. Их называли так из-за короткого ножа (по-латыни - сика), которым они убивали врагов. Нередко сикарии мстили не только римлянам, но и евреям, подозреваемым в сотрудничестве с ними».
Восставшие боролись с римским влиянием в Иудее, нападали и убивали представителей римских властей в Иерусалиме и лояльных представителей местной знати в городах Иудеи, сжигая их имущество; если использовать современные термины, они были террористами - убивали своих противников ножами (кинжалами), спрятанными в складках плаща, отсюда и их прозвище. Среди сикариев были люди разного разбора, включая и профессиональных убийц, которые могли выполнять заказы и самих римлян. Иосиф Флавий (36-99 гг. н.э.) сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект, и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали короткий меч или кинжал (нож), носимый под одеждой и давший название группировке.
Вернемся снова к происшествию в Гефсиманском саду, где все-таки Петр отважился на безрассудный поступок.
«49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его».
В Евангелии от Матфея об этом случае рассказывается так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:51-54)).
«Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо». (Мк. 14:47).
«Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18:10-11).
Так мог ли Петр, на виду римской стражи, пройти в сад с мечом! Скорее всего, этот «меч» был «завернут в одежду» (1 Цар. 21:9), либо спрятан в ножнах, под одеждами («вложи меч в ножны» (Ин. 18:10-11)), что и позволило Петру незаметно пронести его с собой.
Такой же короткий нож, как на картине Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды», находится и в руке апостола Петра в алтарном образе Сиенского собора «Мадонна во славе» (Маэста) (1308-1311)», работы итальянского художника Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), только здесь он уже удерживается прямым хватом.
Херев, по-видимому, носили только в чрезвычайных ситуациях, а не повседневно, обычным образом, в мирных городах, и который оказался в руке Петра в Гефсиманском саду, раз Господь указал своим ученикам на необходимость его приобретения.

Миф 1. «О веротерпимости»
Я вообще не понимаю, откуда это взяли. Христианство никогда не проявляла никаких признаков веротерпимости или толерантности. Евангелие не содержит ни одного указания на это! Более того, если следовать первоисточнику ситуация прямо противоположная. Вот несколько цитат:
дерево не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь (Мф 3:7, 7:19)
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7:6)
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор 6:14)

Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь (Мф 13:30)
Миф 2. «О равенстве всех перед Богом»
Есть такие, которые думают, что христианство есть лишь универсальная морально-этическая теория, согласно которой даже иноверец, будучи «хорошим человеком» попадет в рай. Глубокое заблуждение, вот подтверждение
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф 12:30)
кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36)
Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин 3:5)
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин 3:18)
Миф 3. «О всепрощении»
Вопреки сложившемуся мнению прощение у христиан возможно только после покаяния, цитата:
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк 17:3) И если семь раз в день согрешит против себя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему (Лк 17:4)
Более того, не все подлежит прощению
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23)
Миф 4. «О равенстве народов»
Новый завет считает, что равны перед Богом, лишь обращенные христиане. Доказательства:
Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхового человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос (Кол 3:11)
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; вы все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо вы вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал 3:26-29)
Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф 24:7)
Миф 5. «О подставлении щек»
Распространенное мнение о христианстве, ратиражированное интеллигенцией в русской среде в начале ХХ века, особенно поусердствовал Лев Николаевич Толстой, за что и был отлучен. Поэтому не надо воспринимать все так буквально, надо просто прочитать дальше. А дальше написано буквально следующее:
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф 5:39-41) Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лк 6:35) Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лук 6:36)
То есть просто «будьте милосердны» и совершенны, умейте прощать, не более. Любое иное толкование есть квакерство и толстовство, то есть ересь.
Более того, нигде не сказано, что если ударили по щеке твоего сына, нужно подставить и вторую его щеку. То есть наш долг защищать своих детей и свой народ. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин 15:13)
Миф 6. «Возлюби ближнего»
Да, Евангелие говорит «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя » (Лк 10:27), но далее последовал вот такой диалог между законником (то есть талмудистом) и Иисусом. Законник спросил: А кто мой ближний?.. Что Вы думаете ответил Иисус? А ничего. Христос рассказал притчу о правильном поведении, сказав лишь одно: иди и поступай так же . (Лк 10:29-37)
Миф 7. «О покорности и слабости»
Вообще бред. Не надо быть слабым. Не надо быть покорным. Цитаты:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34)
теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч (Лк 22:36)
Миф 8. «О близости христианства и иудаизма»
Тоже бред. Христианство и иудаизм просто противоположны по своей сути, это есть и в Евангелие, ибо кровь на евреях: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25) . Более того иудаизм (закон) и христианство (благодать) противопоставлены друг другу еще в Евангелие: Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1:17)
Да и первый русский митрополит Илларион об этом еще писал столетия назад в «Слове о законе и благодати». Цитата: «Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах »
Миф 9. «Христианство есть философская система и систем этических ценностей»
Откуда это, братья? Ваще не понимаю! Христианство есть способ веры истинной, а этические ценности не играют ключевого значения. И заповедей в Евангелие всего 2, а не 10, как принято думать, а именно: "Первая и наибольшая" и "вторая, подобная ей". Первая - возлюби Господа Бога твоего, а вторая - возлюби ближнего, как самого себя (Евангелие от Матфея 22:37-40, далее везде по всем Евангелиям). То есть главное верить, что Иисус есть Христос, то есть в переводе "Мессия", сын Божий и одно целое с Богом посредством Святой Троицы (тринитрарного принципа). Ибо любой грех может быть прощен через покаяние. Более ничего заповедями в Евангелии не называется. Поменьше, братья, читайте всевозможных инетпретаций и суждений о христианстве, побольше Евангелие.

Среди слов, сказанных Спасителем незадолго перед страданием, были и такие: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» «Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 35–36, 38).

Удивляет слово «довольно», сказанное вслед за тем, как апостолы указали на два имеющихся меча. Создается впечатление, что Христос говорил о чем-то ином, а не о холодном оружии. Подобных случаев непонимания в Евангелии достаточно. Например, Христос говорит ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской, а они думают, что Господь говорит о простом хлебе, тогда как они никакой еды с собой не имеют. «Хлеб» и «меч» есть не только обычные хлеб и меч, но также и имена таких родовых, общих понятий, как «пища» и «оружие». Достаточно сказать, что, принося благодарение перед едой, еврею достаточно произнести благодарение только над хлебом. В этом случае вся пища, сколько бы ее ни было на столе, будет благословлена. Хлеб в полном смысле слова – всему голова, не просто один из видов пищи, а пища вообще.

А что же меч?

Христос, очевидно, повелевает апостолам вооружиться, используя это слово. Но они, видимо, не понимают Его слова глубоко и полностью, относя сказанное к обычному оружию. То, что Христос не имеет в виду воинские доспехи, становится понятно по Его реакции: «Довольно», – что похоже на слова: «Хватит об этом». Этими мечами, которых «довольно », Он запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл слов об оружии.

Во-первых, все сказанное на тайной вечери, выходит далеко за рамки слов, обращенных только к конкретным участникам прощальной беседы. Христос видит перед Собой будущий ход истории, он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Он обращается к ним, но знает, что слово Его не затихнет в веках, а будет звучать столетиями в сознании миллионов верующих. Некоторые из слов, прозвучавших на тайной вечери, такие как «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое», звучат на каждой литургии. Покуда совершается Евхаристия, эти слова более чем историчны. Они всеисторичны. На слова о мече можно смотреть под таким же углом зрения.

Меч – это слово Божие. Об этом говорит неоднократно апостол язычников – Павел. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17). И еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12).

Если мы согласимся с тем, что Господь смотрел на апостолов и говорил с ними, а видел всех нас и обращался к нам тоже; если мы примем ту мысль, что под мечом понимается слово, то выводы придут сами собой.

Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. И это занятие должно занимать нас тем более, чем большее сходство с Гефсиманской ночью мы усматриваем в нашей земной реальности. Ведь эти слова Господь сказал накануне страданий. Не только ночь тогда чернела за окнами, но сам воздух истории потемнел в предчувствии немыслимого злодеяния – убийства Праведника.

Слова «продай одежду свою и купи меч» могут означать то, что приобретение духовных знаний сопряжено с издержками и сложностями. Их не стоит бояться, даже если речь идет о продаже верхней одежды! Вновь высота евангельских требований ужасает и зовет в гору.

Давид в псалмах неоднократно воспевал закон Господень. Слова Бога он называл более сладкими, чем мед, и более драгоценными, чем золото и отборные драгоценные камни. Стремиться к подобной любви предстоит и нам. Если слова Господа для человека не дороги, то вряд ли он сможет снять с себя рубаху ради постижения их смысла. Он именно должен ощущать себя человеком, приобретающим посредством Писаний нечто более дорогое, чем рубины или сапфиры.

Но вернемся к «мечу». Слово Божие сладко и драгоценно, как мед и золото. Но оно же и остро и убийственно для врагов и опасно для тех, кто не умеет им пользоваться. Оно, то есть, характеризуется всем тем, что можно сказать об оружии. Поскольку Христос есть не только Новый Законодатель, но и единственный совершенный Исполнитель Закона, то Он и показывает нам, как пользоваться мечом слова.

Во время искушения в пустыне сатана предложил Иисусу Христу три искушения. В этих трех искушениях заключался весь яд, имеющийся в арсенале соблазнителя. Это были три выпада, три удара отравленной шпагой, при которых любая царапина несла смерть. Христос отразил все три удара и отразил их мечом слова Божия. Искушения хлебом, властью и чудом Господь отразил тремя изречениями из книги Второзакония, тремя точными и к месту произнесенными цитатами.

«Не хлебом единым будет жить человек», «не искушай Господа Бога Твоего» и «Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи» – все это точные и, главное, к месту сказанные слова Писаний, в устах Иисусовых ставшие оружием. Невольно вспоминается образ Апокалипсиса, где Иисус восседает на коне белом, «и воинства небесные следовали за Ним на конях белых… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19: 14–15).

То, что Христос делает с естественной легкостью, для нас может стать возможным лишь после долгих упражнений. Владение оружием есть занятие опасное для самого вооруженного. Если человек не умеет пользоваться оружием, ему лучше не брать его в руки без подготовки. Сказанное касается и слова Божия. Способное язвить врага, оно может искалечить и неумелого пользователя. Поэтому надо, с одной стороны, вооружаться, а с другой – учиться пользоваться острейшим лезвием, «проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Итак, Сын Божий не творил волю Свою. Он «шел по писанному», исполнял предсказанное о Нем, поступал по воле Отца. Будучи Словом Божиим, Он знал Его не просто из книг, как Человек, но и как Господь, как Творец Писаний. По Своему безгрешному Человечеству Христос жил словом и поэтому пользовался им безошибочно, спасительно, точно и чудотворно. Приближаться насколько возможно к овладению и постижению смысла Писаний Он зовет и нас. Это единственный вид оружия, подсчет единиц которого не заставит Христа сказать: «Довольно».

Полюбить Писание и открыть в нем для себя источник силы и смысла предстоит нам. И эта жажда живой воды должна быть столь сильна, что даже продажа одежды ради достижения цели не должна выглядеть непреодолимым препятствием.

Миф 1. «О веротерпимости»
Я вообще не понимаю, откуда это взяли. Христианство никогда не проявляла никаких признаков веротерпимости или толерантности. Евангелие не содержит ни одного указания на это! Более того, если следовать первоисточнику ситуация прямо противоположная. Вот несколько цитат:
дерево не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь (Мф 3:7, 7:19)
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7:6)
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф 10:14-15)
Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь (Мф 13:30)
Миф 2. «О равенстве всех перед Богом»
Есть такие, которые думают, что христианство есть лишь универсальная морально-этическая теория, согласно которой даже иноверец, будучи «хорошим человеком» попадет в рай. Глубокое заблуждение, вот подтверждение
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф 12:30)
кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36)
Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин 3:5)
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин 3:18)
Миф 3. «О всепрощении»
Вопреки сложившемуся мнению прощение у христиан возможно только после покаяния, цитата:
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк 17:3) И если семь раз в день согрешит против себя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему (Лк 17:4)
Более того, не все подлежит прощению
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23)
Миф 4. «О равенстве народов»
Новый завет считает, что равны перед Богом, лишь обращенные христиане. Доказательства:
Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхового человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос (Кол 3:11)
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; вы все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо вы вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал 3:26-29)
Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф 24:7)
Миф 5. «О подставлении щек»
Распространенное мнение о христианстве, ратиражированное интеллигенцией в русской среде в начале ХХ века, особенно поусердствовал Лев Николаевич Толстой, за что и был отлучен. Поэтому не надо воспринимать все так буквально, надо просто прочитать дальше. А дальше написано буквально следующее:
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф 5:39-41) Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лк 6:35) Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лук 6:36)
То есть просто «будьте милосердны», умейте прощать, не более. Любое иное толкование есть квакерство и толстовство, то есть ересь.
Более того, нигде не сказано, что если ударили по щеке твоего сына, нужно подставить и вторую его щеку. То есть наш долг защищать своих детей и свой народ. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин 15:13)
Миф 6. «Возлюби ближнего»
Да, Евангелие говорит «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя » (Лк 10:27), но далее последовал вот такой диалог между законником (то есть талмудистом) и Иисусом. Законник спросил: А кто мой ближний?.. Что Вы думаете ответил Иисус? А ничего. Христос рассказал притчу о правильном поведении, сказав лишь одно: иди и поступай так же . (Лк 10:29-37)
Миф 7. «О покорности и слабости»
Вообще бред. Не надо быть слабым. Не надо быть покорным. Цитаты:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34)
теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч (Лк 22:36)
Миф 8. «О близости христианства и иудаизма»
Тоже бред. Христианство и иудаизм просто противоположны по своей сути, это есть и в Евангелие, ибо кровь на евреях: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25) . Более того иудаизм (закон) и христианство (благодать) противопоставлены друг другу еще в Евангелие: Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1:17)
Да и первый русский митрополит Илларион об этом еще писал столетия назад в «Слове о законе и благодати». Цитата: «Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах »
Миф 9. «Христианство есть философская система и систем этических ценностей»
Откуда это, братья? Ваще не понимаю! Христианство есть способ веры истинной, а этические ценности не играют ключевого значения. И заповедей в Евангелие всего 2, а не 10, как принято думать, а именно: "Первая и наибольшая" и "вторая, подобная ей". Первая - возлюби Господа Бога твоего, а вторая - возлюби ближнего, как самого себя (Евангелие от Матфея 22:37-40, далее везде по всем Евангелиям). То есть главное верить, что Иисус есть Христос, то есть в переводе "Мессия", сын Божий и одно целое с Богом посредством Святой Троицы (тринитрарного принципа). Ибо любой грех может быть прощен через покаяние. Более ничего заповедями в Евангелии не называется. Поменьше, братья, читайте всевозможных инетпретаций и суждений о христианстве, побольше Евангелие.

Резюме
Поэтому, братья, не надо думать, что христианство есть религия слабых. Я не пытаюсь никого из родноверов и атеистов обратить в нашу веру, просто знайте про истинное христианство, то есть христианство Нового Завета. И побольше читайте первоисточник, а не толерантные бредни и комментарии. Самое время продать свою одежду и купить меч! Кто имеет уши слышать, да услышит! (Мф 11:15) Жатвы много, а делателей мало (Мф 9:37) Так-то вот, братья.