Моление иисуса христа в саду гефсиманском. Икона «Моление о чаше» в чем помогает

Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85.


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192



А. И. Куинджи. 1901 г.

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы - «Христос в саду Гефсиманском».


Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии


Моление о чаше.
Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5
Государственный Русский музей


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5


Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела)
А. А. Иванов. 1850 г. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки



А. А. Иванов. 1840-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2
Государственная Третьяковская галерея


Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду.
Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5
Ульяновск


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5.
Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге


Моление о чаше.
Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5.
Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

Воскресный день


Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день


Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх - Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке


Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент
В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909-1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США


Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5.
Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше.
Е. Сорокин. 1904 г.

Моление о чаше.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94x72.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея


Моление о чаше.
Неизвестный автор. До XX века


Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками - братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х - первая половина 1890-х гг. Холст, масло.


Моление о чаше.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» - все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Моление о чаше.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.

Полное собрание и описание: молитва в гефсиманском саду для духовной жизни верующего человека.

Молитва в Гефсиманском саду

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Не думайте, не думайте, что только на Кресте, в неописуемых страданиях претерпел Господь страшную муку. Знайте, что Его мука еще более страшная, чем Его страдания на Кресте, началась здесь, в Гефсиманском саду, при свете луны.

О, как Он мучился! О, как терзался! О, как Он вопиял к Отцу Своему в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Люди дерзкие, может быть подумают: что за малодушие! Почему просил Он, чтобы пронес Отец чашу страданий мимо Него, если на эти страдания и пришел в мир? Люди дерзкие говорят даже, что и на Кресте Господь не испытывал никаких страданий.

Были в ранние времена христианства еретики, докеты, которые учили, что тело Иисусово было не подлинным, а телом призрачным (dokeu – казаться; отсюда и название докетов). Они, конечно, уча столь нечестиво, были уверены, что никаких страданий Господь Иисус Христос не претерпел, ибо не имел подлинного и истинного тела человеческого, а мы знаем, глубоко убеждены, что Он был истинным человеком, как и истинным Богом.

Но не все вникают в то, что переживал в сердце Своем Господь, не все знают, отчего так мучительна была Его молитва к Богу Отцу. Не все знают, почему кровавый пот капал с лица Его.

А я должен вам это пояснить.

Это не метафора – это действительность, что плачут кровавыми слезами, что пот кровавый каплет. Это бывает тогда, когда муки человеческие достигают такой страшной силы напряжения, что никакие другие мучения не могут сравниться с ними.

Итак, уже из того, что кровавый пот капал с лица Спасителя, познаем мы, как страшны, как потрясающи были Его душевный страдания пред страданиями телесными.

Почему так изнывал Христос Бог наш в предведении Своих страданий крестных?

Подумайте, если бы кому-нибудь из вас пришлось взять на себя грехи ста человек, окружающих вас, и дать за них ответ пред Богом, каким ужасом исполнились бы вы, как давили бы вас тяжестью грехи чужие, за которые вы должны дать ответ Богу.

А разве не знаете вы, что Господь Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, всего человечества? Разве не слышали никогда вы слов великого пророка Исаии: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Разве не читали написанного в первом послании апостола Петра: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2:24). Итак, уже в саду Гефсиманском изнывал и мучился Он под страшной тяжестью грехов всего мира. Его давили несказанно, нестерпимо давили грехи мира, которые взял Он на Себя, за которые жертвой правосудию Божию должен был стать пред Богом, ибо только Он и никто другой мог искупить грехи всего мира.

Вот почему кровавый пот капал с чела Его, вот почему так мучился Он, молясь Отцу Своему: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» (Мф. 26:39).

И тотчас Он говорил иначе: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). – Он предавал Себя всецело воле Божией, а грехи давили Его, мучили Его, терзали Его, и Он падал в изнеможении под тяжестью этих грехов.

«Нигде меня не поражает так величие и святость Иисуса, как здесь. Я не знал бы всей великости Его благодеяний, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они ему стоят». Мы не знали всего величия жертвы Христовой, если бы не знали о том, что пережил Он в страшный час Своей молитвы в саду Гефсиманском.

А ученики Его спали… Что значит, что они спали? Почему спали они? Простое объяснение состоит в том, что были они весьма утомлены полночным походом через поток Кедрон, обретались в слабости и, как говорит Евангелие от Луки, были подавлены печалью – от печали спали они.

Но подумаем, не было ли иных, высших таинственных причин тому, что спали они, не было ли это устроено Богом?

Очень вероятно, что было. Вероятно, Богу было угодно, чтобы они только мельком видели страдания, которые испытывал Иисус в саду Гефсиманском. Вероятно, должна быть скрыта от очей мира вся страшная, бездонная глубина молитвы Иисуса. Вероятно, так…

Но все-таки они были нужны как свидетели, хотя бы и весьма неполные Гефсиманских страданий души Иисусовой.

Они спали, но, пробуждаясь трижды по слову Иисусову, они, конечно, не тотчас же опять засыпали и при ярком свете полной луны видели, как молился Иисус, слышали страшные слова Его молитвы.

Ибо если не так, откуда узнал бы евангелист о том, что было в саду Гефсиманском, как написал бы то, что читаем, как узнали бы о каплях кровавого пота, капавших с чела Его, как узнали бы слова молитвы Его?

Они нужны были как свидетели: на горе Фаворской были они свидетелями Божественной Его славы, в саду Гефсиманском были свидетелями всей бездны страданий души Его пред тем, как взошел Он на Крест.

Итак, запомните, что в саду Гефсиманском совершилась первая и, пожалуй, самая страшная часть страданий Хритовых, ибо на Кресте Он вел Себя гораздо бодрее.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!».

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41)

Гефсиманский сад

О молитве Христа и Его человеческой слабости

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении - и не получает его, - это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами - в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения - и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда - с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус - не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение - это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место - поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем - нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос - с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он - со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

  • В воскресенье - православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Моление о чаше

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Первое чудо Иисуса Христа
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание Иисуса миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Погребение Христа
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

Моление о чаше (Гефсиманское моление ) - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: божественную и человеческую.

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад » (Ин.18:1).

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа - «нашел их спящими от печали ».

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий - «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты »;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает - «да будет воля Твоя »;
  • Третий раз он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня ».

Место действия

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций , построенной в 1919 - 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Богословское толкование

Богословы видят в словах гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что он имел две воли: божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с его вочеловечеванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него ».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, - страдание стало вольным и по человечеству Христову .

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех .

Существует мнение, что во время гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени » после его искушения в пустыне (Лк.4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига крестных страданий.

В изобразительном искусстве

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников - на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна » (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною »

Примечания

  1. Гефсиманский сад. Церковь всех наций
  2. Афанасий Великий, О явлении во плоти Бога Слова и против ариан // Творения, т. III. М., 1994, с. 273
  3. Иоанн Дамаскин, PG, t. 94, col. 1073 ВC
  4. Архиепископ Аверкий, Руководство по изучению Священного писания Нового Завета
  5. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Моление о чаше” в других словарях:

моление - МОЛЕНИЕ, МОЛЕНЬЕ, я; ср. Книжн. к Молить и Молиться. Совершать моленья. М. о чаше … Энциклопедический словарь

моление - моле/нье к молить и молиться. Совершать моленья. Моле/ние о чаше … Словарь многих выражений

Бруни, Федор Антонович - русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его… … Большая биографическая энциклопедия

Захаров, Семен Логинович - (родился в 1821 г., умер 22 августа 1847 г.) гравер, ученик Уткина, сын мещанина Псковской губернии; благодаря содействию князя Константина Шаховского, обратившего внимание на выдающиеся рисунки мальчика самоучки, он был помещен в 1837 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

Беллини, Джованни - У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Джованни Беллини итал. Giovanni Bellini … Википедия

Страсти Христовы - Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

Крестные страдания

Орудия Страстей - О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Орудия страстей - О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

  • Моление о чаше, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Моление о чаше (Гефсиманское моление) - молитва Иисуса… ПодробнееКупить за 1125 руб
  • Моление о чаше, Равиль Бухараев. Вашему вниманию предлагается “Моление о чаше” . В книгу вошли два цикла стихов Равиля Бухараева: “День мертвых” и “Моление о чаше” . Для широкого круга… ПодробнееКупить за 112 руб

Другие книги по запросу «Моление о чаше» >>

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85.


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192



А. И. Куинджи. 1901 г.

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы - «Христос в саду Гефсиманском».


Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии


Моление о чаше.
Витберг Александр Лаврентьевич. Первая половина XIX века. Холст, масло, 24,5 x 19,2
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Моление о чаше.
Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5
Государственный Русский музей
Поступила в 1897 из Императорского Эрмитажа (приобретена при Николае I).

Картина была написана в Риме между 1834 и 1836 для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова в селе Бобрик Сумского уезда Курской губернии. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. В Эрмитаже находится первоначальный эскиз, который позволяет увидеть, как художник задумывал и совершенствовал свое произведение, работал над композицией, освещением. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). Повторял знаменитую композицию и сам Бруни.


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1836 г. Холст, масло.
Авторское повторение для алтаря церкви св. Екатерины при Императорской Академии художеств.
Картина отреставрирована в 2016 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.


"Моление о чаше", литография В. Тимма с картины Ф. Бруни.
"Русский художественный листок". 1889 г. Техника: литография, бумага. Формат: 49х36,5 см.
Художник: Бруни Федор Антонович. Издатель: Тимм Василий Федорович


Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела)
А. А. Иванов. 1850 г. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки



А. А. Иванов. 1840-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2
Государственная Третьяковская галерея


Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду.
Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5
Ульяновск


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5.
Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге


Моление о чаше.
Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5.
Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев, Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

Воскресный день


Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день


Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх - Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке


Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент
В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909-1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США


Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5.
Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше.
Е. Сорокин. 1904 г.


Моление о чаше.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94x72.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея


Моление о чаше.
Неизвестный автор. До XX века


Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками - братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х - первая половина 1890-х гг. Холст, масло.


Моление о чаше.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» - все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Моление о чаше.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах


Моление Господа в Гефсиманском саду.
Клавдий Васильевич Лебедев

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.
Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения. Именно так, "пав на лице свое", жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны. Голые еще деревья рассеивают свои тени в свете ночного светила (близится полнолуние) не в силах укрыть одинокую человеческую фигуру, и только одинокий цветок склонился над головой молящегося сына человеческого. А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.
Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: "Сельский Крестный ход на Пасхе" 1861 года и хрестоматийное "Чаепитие в Мытищах" - 1862. Левая стена: "Тройка" (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты. И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине "Христос в Гефсиманском саду" (1878), "Моление о чаше". Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.

Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное "Гефсиманское моление" стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.

Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности. Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой - эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории. На картине Перова цветок и венец - это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.

____________________

Использованы материалы сайта
Перов Василий Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. - [

Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
Евангелие от Луки Глава 22, стих 42

После совершения Тайной Вечери - Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, - Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.

Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них - Петра, Иакова и Иоанна - Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.

Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: "душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Евангелие от Марка глава 14, стих 34) .
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна".

Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.

Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, "явился Ему Ангел с небес и укреплял Его" .

Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
"Вы всё ещё спите и почиваете, - обращается Он к ним, - вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня" .

В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите".

Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: "Радуйся, Равви", - и поцеловал Спасителя.

В ответ он услышал: "Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?"

Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.

Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". "Это Я", - последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: "оставьте, довольно". И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: "возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня; каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь - ваше время и власть тьмы".

Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.

Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: "все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада".

Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.

Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла Глава 2, стих 7


В Гефсиманском саду на коленях стоял
И молился Спаситель Отцу:
«Дорогой мой Отец» - Иисус умолял,
«Пронеси мимо чашу сию».

Волновалась душа и к престолу неслась
Ввысь молитва Иисуса Христа.
Капли пота, как кровь, по ланитам струясь,
Торопливо сбегали с чела.

Черным бархатом землю окутала ночь
И раскинула россыпи звезд.
«Вы бодритесь, друзья, Я прошу вас помочь», -
Он в поддержке нуждался всерьез.

Но сморило мужчин, задремали они,
Только бодрствовал Вышнего Сын.
«Если можно, Отец, Ты решенье смени,
Помоги Своим Словом живым».

В предрассветной тиши глас Иисуса молил,
И смертельно скорбела душа.
«Будет воля Твоя», - Он Отцу говорил,
И поднялся с колен не спеша.

В Гефсиманском саду Божий Сын получил
Подкрепленье и силу Отца.
На Голгофе Спаситель всю волю свершил
Всемогущего Бога Творца.
(Марина Н.)