У казахстана самая мощная армия в центральной азии. Смогут ли армии стран средней азии дать отпор китаю и талибам

7 мая в Казахстане отмечают День защитника Отечества, а национальная армия празднует очередную дату своего рождения, отсчет которой ведется с 1992 года. Чем казахстанские вооруженные силы отличаются от подразделений Минобороны стран-соседей по Центральной Азии, и в чем они схожи? Какие у нас общие задачи, и что будет происходить в случае возникновения военной угрозы?

“Открытая Азия онлайн” поговорила об этом с кандидатом военных наук, полковником запаса, бывшим сотрудником Министерства обороны, а ныне преподавателем Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Альбертом Мухаметовым.

1. Численный состав армии

По мировой практике, численность Вооруженных сил составляет в среднем 1% от всего населения той или иной страны. Фактические данные последнего десятилетия указывают на то, что все пять стран региона не дотягивают до этой цифры почти наполовину, - говорит Альберт Мухаметов. - К примеру, если в Казахстане на 1 декабря 2016 проживает 17,7 млн человек, то численность армии должна бы составить порядка 170 тыс. чел. В реальности это не более 80 тысяч. То же самое можно сказать и о других центральноазиатских государствах. В Узбекистане при населении в 26 млн человек на военной службе в армии - 65 тысяч человек. В Туркменистане при населении более чем в 5 млн человек воинскую службу несут 22 тысячи человек. В Кыргызстане на 5 млн человек - не более 17 500 военнослужащих. В Таджикистане на 8 млн населения военнослужащих около 15 тысяч. Это говорит о том, что ни одно государство Центральной Азии не рассматривает себя как агрессора, а своих соседей как противников. Все проводят миролюбивую политику. Система подготовки военнослужащих почти во всех странах одинаковая.

Призыв в армию во всех республиках Центральной Азии осуществляется, как и прежде, два раза в год. Кроме Узбекистана. Там условия прохождения службы были сильно изменены. В 2003 году срок служения сократился с 18 до 12 месяцев, а с 2008 года призыв на срочную военную службу стал осуществляться раз в год - весной. В Кыргызстане в 2015 году заговорили о внедрении так называемой краткосрочной службы стоимостью 60 тыс. сомов ($870) и длительностью в 40 дней, однако пока это дело практически не начато.

2. Военный бюджет и вооружение

Сказать - сильная армия или нет, сложно, пока ты не увидишь ее в действии, - продолжает Альберт Мухаметов. - К счастью, проверить этот постулат в масштабном военном конфликте пока не приходилось. Поэтому оценивать силу и мощь армии любой страны можно по бюджету, который в стране выделяют на оборону, по фактической численности армии, по наличию и количеству новых образцов техники, по возможностям военной промышленности, то есть по критериям, по которым можно оценивать военный потенциал государства. Этот потенциал у всех центральноазиатских стран различен.

Что касается военных бюджетов, то на сегодня самым крупным оборонным бюджетом в абсолютном исчислении обладает Казахстан. Уровень затрат на оборону в 1% от ВВП закреплен в казахстанской Военной доктрине.

Военные бюджеты стран ЦА

Качество подготовки военнослужащих достаточно высокое в каждой из стран. Но военно-техническое оборудование у всех разное. В казахстанской армии на вооружении - авиационный комплекс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. В 2015 году были закуплены новейшие самолеты поколения «4++» Су-30, которые были продемонстрированы на военном параде. Казахстан обладает передовыми комплексами противовоздушной обороны, такими как С-300. И МиГ-31, и С-300 способны действовать в системе противоракетной обороны. Авиапарк Казахстана пополняется не только боевыми самолетами, но военно-транспортной авиацией типа С-295 европейского авиационного концерна Airbus. В Астане налажено производство вертолетов "Еврокоптер ЕС-145". Парк бронетанковой техники составляют танки Т-72Б с управляемым ракетным оружием, современные боевые машины пехоты БМП-2, закупаются новые образцы, такие как БТР-82, БТР-80а, боевая разведывательная машина “Кобра” казахстанско-турецкого производства. Военно-морским силам тоже есть, чем гордиться: по Каспию ходят боевые корабли казахстанской постройки.

Хорошим потенциалом военной техники обладает Узбекистан. Но какую технику он закупает - вопрос, покрытый вуалью неопределенности. По данным российских СМИ, особый акцент в Узбекистане делается на закупку средств противовоздушной обороны и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи. США в 2015 году завершили передачу Узбекистану более 300 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой, 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 20 полноприводных автомобилей MAN для подразделений пограничных войск. Южная Корея сообщала о договоренностях с Узбекистаном по продаже ему 12 учебных сверхзвуковых самолетов Т-50 Golden Eagle стоимостью 400 млн долл. Но узбекистанская сторона никак не комментировала эти события, поэтому оценивать позиции здесь достаточно сложно.

Что касается Кыргызстана, то в свое время ему военную помощь оказывал и Казахстан. Таджикистан усиливает свою военную мощь с помощью Российской Федерации, частично техника и вооружение поставляются в армию из дислоцированной в стране 201-й российской военной базы.

Согласно данным IISS The Military Balance, в 2012 году в таджикской армии насчитывалось 30 танков Т-72 и 7 танков Т-62, 8 машин боевой пехоты БМП-1 и 15 машин БМП-2, а также 23 бронетранспортера различных модификаций. Об этом писал сайт "Азия плюс". В распоряжении таджикской армии имеются три установки реактивного залпового огня БМ-21 Град, а также по десять установок артиллерийских систем ПМ-38 и 122-миллиметровых гаубиц Д-30. В системе ПВО таджикская армия имеет на вооружении зенитно-ракетные комплексы - советские «Стрела-2», ЗРК малой дальности С-125 и американские «Стингеры» FIM-92. Также у них есть 21 самоходный зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-75.

С авиацией - слабо: 4 боевых вертолета Ми-24 (еще 8 числятся на консервации) и 13 транспортных «вертушек» Ми-8 и Ми-17. До недавнего времени считалось, что ВВС Таджикистана не имеют боевых самолётов, но в параде в честь 20-й годовщины независимости Таджикистана в Душанбе в 2011 году приняли участие три учебно-боевых самолета Л-39 и два стратегических бомбардировщика Ту-95.

3. Международные договоры, организации и программы

Ни одна страна в мире не может достичь успеха в обороне в одиночку. Это касается как крупных игроков, так и более мелких, - продолжает знакомить нас с различиями армий Центральной Азии Альберт Мухаметов. - Даже такие сильные в экономическом плане страны, как США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, не могут гарантированно нейтрализовать все угрозы безопасности. В Военной Доктрине Казахстана 2007 года указывалось, что государство не рассматривает свое участие в конфликте высокой интенсивности, а в Доктрине 2011 года говорится, что если такой конфликт произойдет, то Казахстаном будут задействоваться коалиционные возможности. Три страны региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности (). Узбекистан вышел из её состава в 2012 году “из-за опасений, что силы организации могут быть использованы для урегулирования внутренних конфликтов”. Независимую политику ведет Туркменистан. Другими международными организациями, связывающими и страны Центральной Азии, являются, прежде всего, ООН, СВМДА, . В последнюю входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Результатом работы стало подписание соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Участие в таких организациях, обсуждение проблем на площадках высокого уровня, безусловно, благотворно отражаются на обеспечении безопасности государств Центральной Азии.

Следите за нашими новостями на

В результате распада Советского Союза на его азиатской части было образовано пять совершенно независимых государств – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан – которые получили не только свое отдельное руководство, но и национальные вооруженные силы. Все военное имущество, которое раньше принадлежало армии СССР и которое оказалось на территориях этих государств, за исключением стратегических ракетных комплексов и ядерного , стали основой создания национальных армий.


Необходимо отметить, что вооружения и военной техники на этих территориях оказалось в избытке. Поэтому, если на начальном этапе национализации военного имущества военные руководства стремились к накоплению арсенала, то позже возникла проблема: как распорядиться накопленным военным имуществом?

Помимо этой проблемы существовали и другие, не менее значительные. Так, к примеру, как оказалось, были необходимы значительные средства на содержание в хорошем состоянии и охрану военных арсеналов, а бюджеты новообразованных республик не имели возможностей их выделять в необходимом объеме. Кроме того, эти военные склады стали представлять большую опасность для жизни людей в расположенных рядом населенных пунктах. Яркий пример тому – ситуация с военными арсеналами в Туркменистане, где были отмечены проблемы с хранением токсичного ракетного топлива, которое содержалось в железнодорожных цистернах, а также неоднократные пожары и взрывы боеприпасов на складах в других азиатских республиках, которые были заложены еще в середине прошлого века.

В сложившейся ситуации правительства государств Центральной Азии вынуждены были принимать безотлагательные меры безопасности. В качестве первоочередной меры была проведена инвентаризация военного имущества, на основе которой и формировались новые арсеналы. И даже несмотря на то, что в каждой из этих республик данный процесс имел свои особенности, все же в основу его были положены идентичные принципы и факторы.

Так, на основе реальной численности вооруженных сил в каждой из стран были сформированы две группы вооружений, которые использовались в определенных условиях. Одна из них – учебно-боевая, которая использовалась для подготовки личного состава. Вторая – боевая группа, которая хранилась на территориях воинских частей и которая должна была использоваться в условиях военного конфликта.

Определенная часть вооружений была разобрана на запчасти и определена на склад с целью дальнейшего использования при необходимости ремонта или замены частей идентичного вооружения. То, что было лишним, продавалось в другие государства, а то, что уже было непригодно к использованию, подлежало утилизации. А немного позже, когда советские образцы военной техники и вооружения устарели как в моральном, так и в физическом плане, перед руководствами государств остро встал стал вопрос о проведении ремонта и модернизации данной техники, а также о необходимости закупок более современного вооружения.

Надо заметить, что в настоящее время военные расходы центральноазитских государств значительно возросли. Так, к примеру, расходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан.
Что касается вооружения, то в настоящее время речь идет о таких показателях: на вооружении казахской армии находится более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов-истребителей и вертолетов при общей численности личного состава 70 тысяч человек. В Узбекистане – 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих. В вооруженных силах Туркменистана – около 1940 БТР, 112 самолетов и вертолетов, 680 танков и 20 тысяч человек личного состава. В армии Таджикистана в наличии имеется всего 46 бронетранспортеров, 3 танка, 3 вертолета и один самолет. Численность личного состава – 16 тысяч человек.

Несомненно, приоритет в области вооружений принадлежит Российской Федерации, как правопреемнице Советского Союза. Она не только сумела сохранить предприятия военной промышленности, которые действовали в советское время, но и сформировать новые, совместные со странами СНГ предприятия по производству военной техники и вооружения. Так, в тесной кооперации с предприятиями стран Содружества уже производятся средства связи, планируется создание беспилотников, радиолокационных и оптикоэлектронных систем, а также новых моделей самолетов и вертолетов. Необходимо отметить и то, что ежегодно объемы заказов государственного оборонного заказа увеличиваются, а в будущем планируется не только освоение новых технологий производства патронов, катеров, автоматизированных средств управления, кораблей, средств радиолокации, пожарной и спасательной техники, средств модернизации различных систем, но и строительство новых заводов.

Для того чтобы понять особенности развития военно-промышленного комплекса в целом на территории азиатской части постсоветского пространства, необходимо более детально остановиться на военной составляющей этих государств, и влияния на нее со стороны России и стран дальнего зарубежья.

Так, основная часть предприятий военно-промышленного комплекса, которые расположены в Казахстане, ориентируются на производство военно-морской техники (такое положение вещей было характерно и для советского периода).

Помимо этого, производятся также некоторые авиационные изделия и агрегаты для авиаремонтных и авиастроительных предприятий стран СНГ – Украины, России, Узбекистана и Белоруссии. А если принимать во внимание тот факт, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и вооружения сохранилась сравнительно небольшой, то тенденция к сохранению и развитию сотрудничества с российскими военно-оборонными предприятиями будет сохраняться и в будущем. Так, к примеру, военное ведомство Казахстана имеет намерение закупить в России определенное количество учебных самолетов Як-130.

Помимо сотрудничества с Россией, заметен значительный интерес к сотрудничеству с постсоветскими азиатскими республиками и других стран мира, в частности Соединенных Штатов Америки и Германии.

Так, американцы не скрывают того, что намерены сохранить свою военную базу в Кыргызстане, а также создать несколько подобных баз на территориях других государств Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. И в средствах массовой информации даже появилась информация о том, что были проведены закрытые переговоры относительно передачи им избыточного американского вооружения и военной техники, которая выводится с афганской территории. Переговоры эти якобы мели место во время визита генерал-лейтенанта Винсента Брукса (американский командующий сухопутными войсками) в Ташкент и Душанбе в ноябре 2011 года.

Тогда речь велась о передаче небольших объемов цифровых радиостанций, беспилотных летательных аппаратов, комплектов индивидуальной экипировки, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, танков, средств противовоздушной обороны, артиллерийских систем и стрелкового оружия, оснащенного приборами ночного видения.

По всей видимости, американское военное руководство пришло к выводу, что передавать столь высокопрофессиональное оружие в руки афганских военных нет никакого смысла, поскольку освоить ее они все равно не смогут. Более того, существует реальная угроза того, что оружие это окажется в руках боевиков. Вооруженные силы же постсоветского пространства без труда смогут освоить данную технику. Но такая бесплатная помощь имеет одно большое «но»: в будущем она может оказаться основой для того, чтобы втянуть эти республики в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и Соединенными Штатами Америки.

Помимо вопроса о передаче техники, ходе визита обсуждались и другие темы, в частности, о возможности создания на территории данных государств американских учебных центров, в которых военные стран Центральной Азии смогли бы проходить курсы освоения новой техники. Напомним, в Таджикистане уже действует американский военный учебный центр, в котором готовят группы сил специального назначения. Согласно сообщениям американского посольства, за 20 лет власти США передали на развитие экономики, здравоохранения, образования и демократии в Таджикистане порядка 984 миллионов долларов.

Кроме того, налаживается сотрудничество и между странами Центральной Азии и Германией. В частности, немецкое правительство оказывает значительную финансовую помощь Узбекистану в процессе создания национальных профессиональных вооруженных сил, а также продает военную технику, бывшую когда-то в эксплуатации Бундесвера.

Кроме того, на центральноазиатском рынке пытаются завоевать позиции и военные предприятия Израиля, Китая, Южной Кореи.

Несмотря на это, вполне очевидно, что значительная помощь этим государствам в плане военно-оборонной промышленности будет оказана Россией. Что же касается Америки, то и здесь, по мнению экспертов, все просто – Пентагон еще никогда не делал ничего без выгоды для себя. Не станет исключением и военная помощь постсоветским центральноазиатским республикам. Американцы не только сумеют избавиться от излишков военной техники и вооружения, которые остались от кампании в Афганистане, но и смогут усилить изоляцию Ирана, что для них в настоящее время – задача очень важная.

Смерть Ислама Каримова выдвинула на первый план вопрос обеспечения безопасности Узбекистана. Справится ли с этой задачей узбекская армия?

Узбекскую армию называют сильнейшей в Средней Азии, но способна ли она противостоять внешним и внутренним угрозам?

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова привлекла внимание российских политологов и журналистов к этой центральноазиатской стране. Двадцать пять лет стабильность в Узбекистане поддерживалась именно благодаря фигуре Каримова. Сейчас «вечного президента» не стало. И одним из ключевых институтов, способных обеспечить внутреннюю безопасность и единство страны, остается узбекская армия. Что представляют собой вооруженные силы самого крупного по численности населения государства Средней Азии?

Что угрожает Узбекистану?

Как и армии других постсоветских республик, вооруженные силы Узбекистана создавались на основе советской военной инфраструктуры, оставшейся в республике после распада СССР. О вооруженных силах Узбекистана известно меньше, чем о других среднеазиатских армиях. Все же при Исламе Каримове страна была достаточно закрытой. И это понятно – слишком много внутренних и внешних опасностей угрожало и угрожает Узбекистану. Это и международный терроризм, и территориальные претензии соседних стран, и внутренние межклановые противоречия политической элиты.


Фото: fr.fergananews.com

Долгое время серьезнейшей угрозой стабильности Узбекистана оставались действовавшие в республике радикальные фундаменталисты из «Исламского движения Узбекистана». Позже узбекским властям удалось практически нейтрализовать их деятельность даже в Фергане, которая всегда считалась колыбелью узбекского религиозного фундаментализма. В 1998 году Узбекистан даже предъявлял претензии Пакистану – мол, Исламабад привечает на пакистанской территории узбекских боевиков. Сейчас серьезной угрозой для Узбекистана может стать просачивание в Среднюю Азию боевиков ИГИЛ 1 (запрещенная в России организация).

Достаточно сложные отношения у Узбекистана и с соседями – и Таджикистан, и Кыргызстан, и Казахстан имеют определенные претензии к Ташкенту, хотя, конечно, предпочитают сохранять картину среднеазиатского мира и сотрудничества. Но известно, что многие таджикские деятели издавна утверждали, что Бухара по праву является таджикским городом, центром таджикской истории и культуры.

Крупнейшая в Средней Азии армия

Известно, что по численности узбекские вооруженные силы являются крупнейшими в Средней Азии. В исследовании экспертов Global Firepower узбекские вооруженные силы названы наиболее мощными на постсоветском пространстве после российских, украинских и белорусских. Они оставили позади не только армии соседей, но и вооруженные силы стран Закавказья и Прибалтики. Численность вооруженных сил Узбекистана ориентировочно оценивается примерно в 50 тысяч человек. Еще примерно 20 тысяч человек служат в вооруженных формированиях, обеспечивающих внутреннюю безопасность республики.

Самый многочисленный вид вооруженных сил – Сухопутные войска Узбекистана. В них служит примерно 25 тысяч человек. Сухопутные войска включают один танковый корпус, десять моторизованных, одну горнострелковую, одну воздушно-десантную, три воздушно-штурмовые и четыре инженерные бригады.

Кроме того, в состав вооруженных сил страны входят Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны, Специальные войска, Национальная гвардия. В состав ВВС и ПВО входят 4 авиационные и 1 вертолетная бригады, военно-транспортная бригада, вертолетный отряд, две зенитно-ракетные бригады и одна истребительная авиационная эскадрилья противовоздушной обороны.

Особо боеспособным формированием считается Национальная гвардия. В ее состав входит всего одна бригада численностью примерно в тысячу военнослужащих, выполняющая задачи по охране важных государственных объектов. Однако, несмотря на малую численность, Национальная гвардия прекрасно подготовлена для боев в городских условиях.


Фото: ru.sputniknews-uz.com

Когда была провозглашена независимость Узбекистана, одним из наиболее острых вопросов стало укомплектование вооруженных сил страны офицерами «титульной» национальности. В 1990 году офицеры – узбеки, каракалпаки, таджики - составляли лишь 0,6% от общей численности офицерского состава расквартированных в Узбекской ССР войсковых частей и соединений. На территории Узбекской ССР в советское время размещались ашкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище и Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. Эти военные вузы начали подготовку офицеров для армии независимого Узбекистана. В 1993 году был открыт военный факультет при Ташкентском университете информационных технологий, где стали готовить офицеров – специалистов по радиоэлектронике. В 1994 году открылось Джизакское высшее военное авиационное училище, а в 1995 году – Академия Вооруженных сил Узбекистана.

Сохранить стабильность помогут спецслужбы?

Однако еще более серьезным инструментом в руках власти, чем армия, являются военизированные формирования Службы национальной безопасности Узбекистана. Ее возглавляет генерал-полковник Рустам Иноятов – профессиональный «чекист», начавший службу еще в советское время и ставший при покойном президенте Исламе Каримове одной из важнейших политических фигур страны. В распоряжении СНБ, помимо агентурных и оперативных подразделений, технических структур, находятся бригада быстрого реагирования численностью свыше 5 тыс. военнослужащих, пограничные войска, Термезская пограничная речная флотилия, отряды специального назначения.

За долгие годы существования Служба национальной безопасности Узбекистана превратилась в одну из серьезнейших спецслужб Средней Азии, обладающую большим потенциалом. Это – весьма закрытая структура, предпочитает не светиться и ее руководитель. В свое время в состав СНБ вошли многие подразделения упраздненного узбекского ГРУ – Главного разведывательного управления Министерства обороны Узбекистана, что еще больше усилило и силовые возможности СНБ, и политическое влияние ее руководителя.

Узбекистан традиционно вкладывал значительные по среднеазиатским меркам средства в развитие и укрепление своих вооруженных сил. Сейчас главная задача, стоящая перед узбекской армией и силами безопасности – не допустить каких-либо провокаций или попыток дестабилизировать ситуацию в стране в связи со смертью Ислама Каримова. Только вот справится ли с этой задачей Узбекистан без серьезной помощи со стороны России или того же Казахстана? Ведь прежде Ташкент дистанцировался от военно-политического союза с Россией, покидал ряды ОДКБ, всячески стремясь подчеркнуть свою самодостаточность и опору на собственные силы.

1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации

В Средней Азии готовятся к войне всех против всех, полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Из пяти стран Центральной Азии наиболее сильной и стабильной в военном отношении является Казахстан. Его вооруженные силы (ВС) делятся на четыре командования («Астана», «Восток», «Запад» и «Юг»). Сухопутные войска включают десять механизированных, четыре десантно-штурмовые, одну ракетную, семь артиллерийских, две реактивно-артиллерийские, две противотанковые, три инженерно-саперные, одну береговой обороны, одну миротворческую бригаду. На вооружении состоит до 1 тысячи танков (Т-80, Т-72 и Т-62), несколько БМПТ (Казахстан стал первой и пока единственной страной, купившей эту машину), до 2 тысяч БМП и БТР, до 250 САУ, до 700 буксируемых артиллерийских орудий, до 400 РСЗО «Ураган» и «Град».

Казахстан даст отпор узбекским агрессорам

В составе казахстанских ВВС и ПВО десять авиационных и зенитно-ракетных полков. Они включают 15 бомбардировщиков и 12 разведчиков Су-24, более 25 истребителей Су-27 и 40 МиГ-29, более 40 перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и 15 их предшественников МиГ-25, несколько истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (эти самолеты устарели и выводятся из состава ВВС), до 15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 90 вертолетов, в том числе не менее 40 ударных Ми-24 и 12 тяжелых транспортных Ми-26, несколько десятков ЗРК различных типов, в том числе С-300П.

ВМС Казахстана состоят из полутора десятков сторожевых катеров российской, южнокорейской, американской, немецкой и собственной (по российским проектам) постройки. Планируется начать строительство ракетных катеров. Уровень подготовки военнослужащих весьма высок, очень большое внимание, в частности, уделяется сержантскому составу.

Астана стремится ни от кого слишком сильно не зависеть в плане развития ВС, стараясь импортировать вооружение и технику из разных стран, а также создавать собственный ВПК, причем технологически также завязанный на разные страны. В Казахстане будет организовано (либо уже начато) производство турецких бронеавтомобилей «Кобра», европейских многоцелевых вертолетов ЕС-145, закуплены восемь европейских транспортных самолетов С-295 вместо устаревших Ан-26. На вооружении имеются американские «Хаммеры» и британские «Лендроверы». Тем не менее пока сохраняется преимущественная ориентация на Россию.

Казахстан гораздо более европеизирован и гораздо более экономически благополучен, чем его южные соседи. Кроме того, здесь гораздо выше доля славянского населения, да и сами казахи гораздо менее исламизированы, чем жители других стран Центральной Азии. Тем не менее определенная «ползучая» исламизация все же происходит. Этот процесс будет развиваться, видимо, не очень быстро, но неуклонно. Он может существенно ускориться после ухода войск США и НАТО из Афганистана, после чего будет очень высока вероятность экспансии талибов на север.

«Классическими» военными угрозами для Казахстана являются, во-первых, Узбекистан, во-вторых, в относительно отдаленном будущем, Китай. Вариант войны между Казахстаном и Узбекистаном (не в случае, если в Узбекистане происходит исламская революция, а нынешним, светским) кажется откровенно сюрреалистическим, но в Астане к нему относятся всерьез. Демографический потенциал Узбекистана почти вдвое выше, чем у Казахстана, а социальное напряжение очень велико. Для тоталитарных режимов (типа режима Каримова) в некоторых случаях внешняя агрессия оказывается вариантом более предпочтительным, чем гражданская война. Если же к власти в Узбекистане приходят исламисты, война становится почти неизбежной.

Что касается Китая, то для него Казахстан является идеальным направлением экспансии, поскольку эта страна имеет очень большую территорию при небольшом населении, а также огромное количество природных ресурсов. Кроме того, взяв под контроль Казахстан, Пекин ставит геополитический «мат» Москве. При этом ясно, что оказать серьезное сопротивление НОАК вооруженные силы Казахстана в одиночку не смогут. В связи с этим возникает чрезвычайно интересный вопрос: придет ли Москва на помощь Астане в случае китайской агрессии? К сожалению, ответить «да» со стопроцентной уверенностью не получается. В связи с этим Казахстан пытается развивать связи с НАТО, видя в нем дополнительную антикитайскую страховку. Здесь Астана делает грубую ошибку (хотя распространенную). Если на вопрос, придет ли на помощь Россия, нельзя с уверенностью ответить «да», то на аналогичный вопрос применительно к НАТО можно с 1000-процентной уверенностью ответить «нет». На постсоветском пространстве никак не могут осознать, что на самом деле представляет собой сегодняшнее НАТО. В частности, никто не сделал выводов из августовской войны 2008 годы, когда альянс не пришел на помощь истово прогибавшейся перед ним Грузии.

Узбекистан опасен в любом виде

Узбекистан обладает вторыми по мощи ВС в Центральной Азии, при этом граничит со всеми остальными странами региона. ВС Узбекистана включают четыре военных округа (Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Западный), а также Оперативное командование (отвечает за оборону Ташкента). В их составе одиннадцать мотострелковых, одна танковая, одна реактивно-артиллерийская, одна спецназа, одна горная, одна воздушно-десантная, три воздушно-штурмовые, пять инженерных бригад. На вооружении состоит 340 танков (из них половина - устаревшие Т-62; на хранении, по-видимому, находится еще до 2 тысяч танков), 400 БМП и БМД, более 500 БТР, до 140 САУ, не менее 200 буксируемых орудий, более 100 РСЗО, включая полсотни «Ураганов». В ВВС числится до 30 бомбардировщиков и разведчиков Су-24, 20 штурмовиков Су-25 (а также до 30 устаревших Су-17), 30 истребителей МиГ-29 и 25 Су-27, не менее 40 транспортных самолетов, от 30 до 50 ударных вертолетов Ми-24, до 90 транспортных и многоцелевых вертолетов. Далеко не вся техника находится в боеспособном состоянии. Например, истребителей Су-27 боеспособно всего шесть-семь единиц.

Общая численность личного состава - около 70 тысяч человек, еще не менее 20 тысяч - в других силовых структурах. Уровень боевой подготовки считается достаточно высоким, офицеры проходят подготовку в учебных заведениях как стран СНГ, так и на Западе. Впрочем, это относится в основном к элитным частям. В отличие от Казахстана, Узбекистан не способен производить вооружение и технику (даже по иностранным лицензиям). Единственное серьезное предприятие ВПК, доставшееся от СССР, Ташкентский авиазавод, производивший транспортные Ил-76, был уничтожен.

В стране установлен жесткий авторитарный режим, очень высок уровень коррупции. Светская демократическая оппозиция Каримову полностью задавлена и зачищена, поэтому единственной реальной оппозицией ташкентскому режиму являются радикальные исламисты. В первую очередь - хорошо известная панисламистская организация «Хизб-ут-Тахрир». Хотя основана она была еще в 1953 году в Иерусалиме, в настоящее время именно Узбекистан стал одним из основных ее оплотов. Не менее знаменито «Исламское движение Узбекистана». Из представителей народов бывшего СССР именно узбеки и чеченцы больше всех «отметились» в горячих точках, активно воюя в рядах талибов в Афганистане и среди боевиков «Аль-Каиды» в Ираке. Поэтому страна очень уязвима для возможной в будущем талибской экспансии.

Бишкек, Душанбе и Астана с большим подозрением относятся к амбициям Ташкента. А Ферганская долина, граничащая и с Казахстаном, и с Киргизией, и с Таджикистаном, является «пороховым погребом» Центральной Азии. Здесь имеет место высочайшая плотность населения, высокий уровень безработицы, в первую очередь среди молодежи. Это делает население долины очень уязвимым для пропаганды исламских радикалов. А поскольку рядом соседние страны, где имеются весьма значительные узбекские общины, то крупный мятеж в Ферганской долине взорвет не только сам Узбекистан, но и три соседние страны. Причем если большой и мощный Казахстан такой взрыв пережить сможет, то для маленьких несостоявшихся Киргизии и Таджикистана это будет поистине смерти подобно.

С другой стороны, благодаря своему экономическому, демографическому и военному потенциалу, географическому положению и наличию узбекских общин в соседних странах, Узбекистан имеет возможность активно воздействовать на все остальные страны Центральной Азии, добиваясь своего доминирования в регионе. То есть для соседей опасен и Узбекистан мощный и стабильный, и Узбекистан, впавший в хаос. И в том и в другом случае существует угроза военного конфликта.

У Киргизии и Таджикистана от армии осталось только название

Несостоявшиеся государства Киргизия и Таджикистан крайне уязвимы и для узбекской, и для талибской угрозы, а про китайскую угрозу даже нет смысла говорить, настолько легко при желании раздавит Китай обе эти страны. ВС этих двух стран очень слабы.

В составе ВС Киргизии имеется одна мотострелковая дивизия, одна горная, две спецназа, две ПВО бригады, ряд других частей и подразделений. На вооружении - от 150 до 200 танков, примерно 450 БМП и БТР, до 250 артсистем (в том числе по 20 САУ и РСЗО), около 30 устаревших истребителей МиГ-21 (не факт, что хотя бы один из них способен подняться в воздух), 10 ударных вертолетов Ми-24, более 20 транспортных Ми-8. Численность личного состава ВС - 11 тысяч человек, еще примерно столько же - в других силовых структурах.

На территории Киргизии находится 999-я авиабаза ВВС РФ и ряд других российских военных объектов.

В составе ВС Таджикистана - две мотострелковые, одна десантно-штурмовая, одна артиллерийская бригада. На вооружении таджикской армии - около 40 танков, до 100 БМП и БТР, около 30 артсистем (включая несколько «Градов»), около двух десятков вертолетов Ми-24 и Ми-8. Численность личного состава всех силовых структур не достигает 20 тысяч человек.

На территории Таджикистана находится российская 201-я военная база, чей боевой потенциал выше, чем у всех ВС Таджикистана. Как и 999-я авиабаза в Киргизии, она организационно входит в состав ЦВО РФ. Только эти базы в реальности и обеспечивают безопасность обеих стран. В связи с этим как минимум странно выглядит ситуация, когда Бишкек или Душанбе начинают шантажировать базами Москву. Вдвойне удивительно, что Москва регулярно ведется на этот шантаж, как будто нам базы нужны больше, чем Киргизии и Таджикистану.

Уровень боевой и морально-психологической подготовки в обеих армиях весьма низок. В обеих странах имеют место острые внутренние конфликты, этнические, социальные и конфессиональные. В Таджикистане основным является конфликт между властью и исламской оппозицией, в Киргизии - между Севером и Югом и между киргизами и узбеками. Поэтому армии не только слабы, но и не отличаются внутренним единством.

Нейтральная армия Туркмении

Не входящая в ОДКБ и чисто формально числящаяся в СНГ Туркмения живет в некоем «параллельном пространстве». Политический и военный нейтралитет здесь возведен в абсолют (например, главная государственная русскоязычная газета страны называется «Нейтральный Туркменистан»). Хотя откровенный сюрреализм эпохи «Туркменбаши Великого», то есть Сапармурада Ниязова, при новом президенте Гурбангулы Бердымухамедове ушел в прошлое, ничьим союзником и противником эта страна действительно быть не собирается. Кстати, можно вспомнить, что когда Афганистан на 90 % контролировался талибами, Ашхабад прекрасно находил с Кабулом общий язык. Что, впрочем, отнюдь не гарантирует стране отсутствие талибской экспансии на ее новом этапе. В 2002 году у Туркмении возник пограничный конфликт с Узбекистаном по поводу дележа газовых месторождений, но в войну он не перерос.

ВС Туркмении насчитывают в сухопутных войсках три мотострелковые дивизии, по две ПВО и мотострелковые, артиллерийскую и ракетную бригады. На вооружении 700 танков (в том числе 10 Т-90С), от 700 до 1000 БМП, более 800 БТР, около 600 артсистем (в том числе 130 РСЗО, из них 60 «Ураганов» и 6 «Смерчей»). В ВВС - более 20 истребителей МиГ-29, до 100 штурмовиков Су-17 и Су-25, 10 ударных вертолетов Ми-24.

Туркменский флот кроме десятка российских, украинских, американских и турецких сторожевых катеров с символическим вооружением имеет два ракетных катера пр. 12418, каждый из которых несет по 16 ПКР «Уран». Численность личного состава ВС - около 20 тысяч человек. Благодаря очень высоким нефтегазовым доходам при небольшой численности населения Ашхабад в последние годы начал закупки в России новейших вооружений (танки Т-90С, РСЗО «Смерч», ракетные катера). Пока, правда, всего этого приобретается немного. Тем не менее теоретически Туркмения способна по своему военному потенциалу обойти Узбекистан, где особого развития ВС пока не наблюдается.

Таким образом, в регионе Центральной Азии имеется множество внутригосударственных и межгосударственных латентных конфликтов, а также внешние угрозы со стороны талибов (и, возможно, стоящего за ними Пакистана) и Китая (который, кстати, является основным стратегическим союзником Пакистана). До сих пор эти конфликты проявлялись относительно ограниченно. Однако почти неизбежная экспансия талибов на север после 2014 года станет сильнейшим катализатором для всех этих конфликтов с совершенно непредсказуемыми последствиями. Кроме того, горячими точками в любой момент могут стать Киргизия и Таджикистан из-за их перманентных социальных проблем.