Начальники статистического управления ссср. Тайны статистики ссср: что не так с официальными цифрами советского периода

В апреле Владимир Путин своим указом передал Росстат из ведения правительства под крыло Министерства экономического развития. Чиновники уверяют, что теперь статистические данные будут точнее, эксперты настроены скептически. И снова разгорелся спор об объективности цифр и их соответствии реальности. Российская статистика постоянно сталкивалась с разными проблемами: то методика подсчета подводила, то цифры кого-то не устраивали. Ruposters вспоминает советское прошлое Росстата, ошибки и кадровые перестановки в службе статистики.

Незадолго до решения передать Федеральную службу государственной статистики под командование МЭР глава ведомства Максим Орешкин раскритиковал ее данные за февраль. Министр назвал их "нерепрезентативными" с технической точки зрения. Цифры эти были получены с применением новой методологии расчета.

"Дом Центросоюза", сегодня здесь располагается Росстат. Мясницкая, 39

Служба статистики не впервые оказывается в ведении Минэкономразвития. Она фактически возвращается обратно: Росстат находился под крылом министерства с 2008 по 2012 гг. и несколько месяцев в 2004 году. Однако впервые его ждут серьезные кадровые изменения. И, возможно, новые методы работы. До 2024 года министерство планирует разработать свою стратегию развития российской статистики.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава МЭР Максим Орешкин пообещал, что цифры останутся независимыми. В случае, если какой-либо сотрудник министерства попытается давить на Росстат или попросит что-то подправить в исследованиях, он будет уволен, заявил руководитель ведомства.

Кажется, российскую статистику всегда преследуют одни и те же проблемы. Болезненно воспринимаемые, но необходимые изменения методологии расчета в итоге приводят к смене руководства и еще большим изменениям в работе службы.

Принимать на веру

За время своего существования статистический орган, преемником которого стал современный Росстат, так или иначе изменялся девять раз с 1918 года. Центральное статистическое управление находилось то в ведении Совета Народных Комиссаров СССР, то подчинялось чиновникам Госплана, то Совету Министров СССР. Передача от ведомства к ведомству происходила на фоне фундаментальных изменений в советской экономике.

ЦСУ (Центральное статистическое управление) или с 31-го по 41-ый ЦУНХУ (Центральное управление народно-хозяйственного учета) мониторило исполнение планов или салютовало об успехах хозяйственной самостоятельности предприятий.

В условиях отсутствия органов, способных провести независимую оценку деятельности ЦСУ и проверить цифры, данные статистической службы можно было только принимать на веру.

Истории известен так называемый миф "приписок и недописок", когда для выполнения пятилетки чиновники приписывали цифры или, наоборот, занижали показатели, чтобы получить дотации. Например, во время расследования известного "Хлопкового дела", вскрывшего многомиллионные коррупционные махинации в Узбекистане, стало известно о том, что некоторые склады поставляли не чистый хлопок, а хлопок с примесями для увеличения конечного веса. Все это занижало качество конечного товара.

Считается, что проблема существовала повсеместно: процесс производства, подсчеты его результатов и оценка качества были в руках государства, это заставляет современных исследователей задавать вопросы и сомневаться в объективности данных.

Тем не менее в реальности подтвердить или опровергнуть этот миф о приписках довольно сложно. Фактически единственной сторонней компанией, которая проводила исследования об СССР, была американская RAND Corporation. Но их данные сложно назвать независимыми, ведь их финансировали разведка ВВС США и ЦРУ. В условиях недостаточной информации, а также прямой зависимости результатов исследований от дальнейших объемов финансирования антисоветской деятельности они попросту не могут считаться объективными.

Различия между методиками подсчета индекса промышленного производства. Консенсус-оценка как раз имеет отношение к подсчетам американцев

Истоки спекуляций

Исследователи советской статистики различают так называемый довоенный период и период после 50-х. Разделение периодов связано с комплексным изменением методик подсчета, в итоге затронувшим и данные до 51-го года, что породило много разговоров на тему недостоверности цифр Сталинской эпохи.

Со смертью Сталина отчеты о поставках зерновых по 30-м годам были скорректированы под нормы современности, что привело к появлению так называемого завышения урожайности. Под ним исследователи понимают изменение параметров учета. Было добавлено множество новых переменных, которые позволили учесть вклад механизации в "урожайность". Собираемость урожая 30-х годов, согласно таким подсчетам, вдруг стала соответствовать уровню 1913 года и будто бы никак не увеличивалась. С политической точки зрения такие сдвиги были оправданы – позже Хрущеву будет проще развенчать культ личности Сталина и его методы в отношении крестьян.

Начальная страница инструкции по подсчету урожайности

Но на самом деле соответствие статистики 30-х годов данным 1913 года вызвано тем, что подсчет стал проводиться с учетом возможных потерь при производстве. Но потери при механическом сборе урожая несопоставимы с потерями при использовании тяглового скота. Большие площади посевов необходимо было убирать в несколько подходов, что сильно увеличивало время сбора урожая – снопы гнили, пока стояли в поле, снопы гнили, пока их перевозили и т.д.

Подсчет был произведен с учетом таких средних потерь, как если бы зерно 30-х годов собирали с помощью комбайнов из 50-х. Поэтому зафиксировали огромный провал в цифрах, "откатив" показатели до 1913 года.

Никому не угодишь

20-30-е годы – это время становления методик учета и подсчета не только экономических, но и демографических показателей. Кроме того, остро стоял вопрос о том, кто же будет подсчитывать и сводить такое огромное количество разрозненных данных.

До 1940-х годов в СССР существовал так называемый "ведомственный вопрос". ЦУНХУ, прикрепленное к Госплану СССР, из-за ограниченности ресурсов занималось только вторичным учетом, то есть обработкой уже собранных данных. Но кто же собирал демографические данные непосредственно на местах? Как ни странно, с 1934 года первичный учет был передан НКВД. Это сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии статистики в СССР.

Плакат, призывавший пройти процедуру переписи

В 1937 году была проведена первая и единственная в СССР однодневная перепись населения. 6 января с помощью более миллиона людей-счетчиков ЦУНХУ развезло в села и города переписные листы. В итоговом документе не учитывались не ночевавшие в тот день дома граждане СССР. Предварительный результат переписи – 156 миллионов человек (без учета находящихся в пути и спецконтингента НКВД и РККА).

"При подготовке переписи мы столкнулись с весьма активными попытками классово-враждебных элементов помешать ее проведению путем распространения враждебных слухов, особенно по вопросу о религии.
Имеющиеся у ЦУНХУ частичные материалы показывают, что число заявляющих при опросе, что их не переписали, составляет 0,4-0,5 %. Если учесть, что значительная часть этих заявлений при проверке (там, где она проводилась) не подтверждается, можно считать, что возможный недоучет населения переписью составляет доли процента", – говорилось в предварительном отчете
начальника Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР Ивана Краваля Сталину.

С учетом собственных данных НКВД и РККА общая численность населения составила 162 003 225 человек, увеличившись с 1926 года на 15 миллионов. Перепись населения показала, что текущий учет, проводившийся НКВД четыре последних года, оказался резко завышен – практически на 3 миллиона человек.

Полученные в результате переписи цифры сильно расходились и с ожиданиями Госплана. По их подсчетам, людей должно было быть больше аж на 15 миллионов.

Обработка результатов переписи

Результаты быстро засекретили, а организаторов переписи Квиткина, Курмана, Бранда, Обломова и начальника Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР Краваля арестовали и расстреляли уже в марте того же года.

В "Большой советской энциклопедии" о переписи населения 1937 года содержится характерная запись:

"Ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма - троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок - вредительски организовали П. н., СНК СССР в постановлении от 23 сентября 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П. н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939".

Ближе всего к реальности оказались цифры ЗАГСов. Хотя их не воспринимали серьезно.

Здесь свою роль снова сыграла политика: публикуемые данные ЦУНХУ и ЗАГСов с 1928 года внезапно начали расходиться, и к 1933 году разрыв насчитывал уже 3,6 миллиона (у ЗАГСов было меньше). Все решили, что там просто занижают статистику рождаемости, и перестали им верить.

Голод 30-х годов вскрыл новую проблему для статистиков - переучета умерших. Многих погибших регистрировали по два раза.

Однако, несмотря на все перипетии, годовые отчеты ЗАГСов внезапно практически совпали с результатом переписи населения, при этом они не имели отношения к данным НКВД.

Мастер на все руки

ЦСУ также занималось расчетами и составлением справок о жилых фондах СССР. Здесь тоже имеются серьезные проблемы. В 50-х все данные по довоенным пятилеткам переделали, фактически уничтожив доступную для широкой публики информацию о построенных до войны квадратных метрах.

Рассекреченные данные ЦСУ о результатах переподсчета городских жилищных фондов СССР

Тем не менее на сегодняшний день сохранились некоторые секретные документы, подготовленные ЦСУ. Несмотря на то что все документы были засекречены, для некоторых, например, для заместителя председателя Совета министров СССР Лазаря Кагановича в 1953 году, сделали исключение - подготовили отдельные совершенно секретные справки. Позже Каганович станет "главным строителем СССР", заняв должность министра промышленности строительных материалов СССР.

По данным одной из этих справок, в 1940 году число городских квадратных метров не превышало 167,2 миллионов. Эта цифра практически совпадала с данными за 1926 год, то есть, согласно послевоенной статистике, жилищный фонд никак не увеличился за 12 лет.

Это опять же может быть связано с методикой расчетов, по которым довоенный жилищный фонд действительно мог едва покрывать убыль огромного количества "барачных городков" с низким качеством жилья. Судя по всему, после войны такие бараки уже не считались пригодными для жизни и были исключены из жилых фондов, что и создало такую странную ситуацию с цифрами.

В том же жилищном фонде исследователи отметили "прыжки" цифр личной и обобществленной собственности. ЦСУ выдавало только итоговые данные, однако что скрывалось за этими цифрами, неясно до сих пор.

"Барачный городок" в Кузбассе

Верю - не верю

Известная английская поговорка гласит: есть ложь, наглая ложь и статистика. Предполагаемых авторов у этой поговорки как минимум восемь . Понять, кто из них наиболее вероятный, самый знаменитый или самый первый, решительно невозможно.

С советским наследием российской статистики дело обстоит ровно таким же образом. Мы можем верить или не верить официальным данным, сравнивать открытые, секретные и заказанные первыми лицами исследования и искать между ними несостыковки.

За российской статистикой последние сто лет тянется шлейф мифов, истоки которых лежат в неразрешимом противоречии: изворачиваться, чтобы угодить показателями "заказчику", или стремиться к объективности и показывать данные, которые кого-то могут не устроить.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Раз уж затронулась еврейская тема, то выложу один материал, который всё не находил себе места. Вопрос еврейского представительства в верхних эшелонах соввласти очень живо трепещет до сей поры. Даже я не устоял против его седуктивных чар. Однажды читал известную книжку «Сто сорок бесед с Молотовым» Ф. Чуева и один момент весьма сильно смутил. Вот он: «Говорят, евреи сделали революцию, а не русские. – Ну в это мало кто верит. Правда, в первом правительстве, в Политбюро большинство составляли евреи» . Очень странное заявление, ибо уж кому, как не «каменной заднице», знать истинное положение вещей - ан вот поди ж ты. И на склероз не спишешь.

Вообще, это очень распространённое заблуждение среди весьма широкой публики - о том, что евреи составляли в советском руководстве большинство. Даже у иных своих френдов я читал подобное. Сразу скажу, что большинство - что в партийных верхах, что в правительстве - всегда составляли русские. Однако инородцы - включая евреев - в отдельные периоды имели очень широкое представительство. О национальном составе партийного руководства уже в принципе довольно немало написано, но по поводу правительства я видел только разборы, крутящиеся вокруг первого состава совнаркома (хотя, признаться, самим сюжетом интересовался не особенно). Вот и родилась у меня идея покопаться и поискать, сколько евреев входило в состав советского правительства. Под конец поисков подвернулась следующая статья: Евреи в руководстве СССР (1917-1991) . Думал, что она тему исчерпывает, и сильно опечалился за зря потраченное время, однако не без удовольствия обнаружил, что в отношении правительства текст содержит в себе хоть и незначительные, но всё же пропуски, и решил работы на бросать. Но теперь вот, думаю, довёл её до конца, и результаты представляю на суд публики.

Сразу скажу, что интересовался я лишь составами сначала СНК РСФСР (1917-22) и СНК/СМ СССР. Википедия нам сообщает, что «До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи» . Поэтому и будут у нас хронологические рамки охватывать 1917-1991 годы. Что же касается персоналий, то представлю его в виде простого хронологического списка - в динамике оно как-то легше воспринимается.

ТРОЦКИЙ Лев Давыдович (БРОНШТЕЙН Лейба Давидович)
нарком по иностранным делам РСФСР (ноябрь 1917 - март 1918).
нарком по военным и морским делам РСФСР/СССР (август 1918 - январь 1925).
нарком путей сообщения РСФСР (март-декабрь 1920).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (июнь 1925 - 1927).

ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (Ицхок-Нахмен Зерахович)
нарком юстиции РСФСР (декабрь 1917 - март 1918).

СВЕРДЛОВ Вениамин Михайлович (Биньямин Мовшевич)
нарком путей сообщения РСФСР (январь-февраль 1918).

ГУКОВСКИЙ Исидор Эммануилович
нарком по финансовым делам РСФСР (март-август 1918).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич
исполняющий обязанности наркома почт и телеграфa РСФСР, СССР (март 1920 - май 1921, ноябрь 1927 - январь 1928).

ДОВГАЛЕВСКИЙ Валериан Савельевич (Саулович)
нарком почт и телеграфа РСФСР (май 1921 - июль 1923).

ШЕЙНМАН Арон Львович
председатель правления Государственного банка РСФСР, СССР (октябрь 1921 - декабрь 1924, январь 1926 - октябрь 1928).
нарком внутренней торговли СССР (декабрь 1924 - ноябрь 1925).

КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД) Лев Борисович
заместитель председателя СНК РСФСР/СССР (сентябрь 1922 - январь 1926).
нарком внешней и внутренней торговли СССР (январь-ноябрь 1926).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (май 1929 - октябрь 1932).

СОКОЛЬНИКОВ Григорий Яковлевич (БРИЛЛИАНТ Гирш Янкелевич)
нарком финансов РСФСР/СССР (октябрь 1922 - январь 1926).

ЯКОВЛЕВ (ЭПШТЕЙН) Яков Аркадьевич
нарком земледелия СССР (декабрь 1929 - апрель 1934).

РУХИМОВИЧ Моисей Львович
нарком путей сообщений СССР (июнь 1930 - октябрь 1931).
нарком оборонной промышленности СССР (декабрь 1936 - октябрь 1937).

ЛИТВИНОВ Максим Максимович (ВАЛЛАХ-ФИНКЕЛЬШТЕЙН Меер-Генох Моисеевич)
нарком по иностранным делам СССР (июль 1930 - май 1939).

КАЛМАНОВИЧ Моисей Иосифович
председатель правления Государственного банка СССР (октябрь 1930 - апрель 1934).
нарком зерновых и животноводческих совхозов СССР (апрель 1934 - апрель 1937).

РОЗЕНГОЛЬЦ Аркадий Павлович
нарком внешней торговли СССР (ноябрь 1930 - июнь 1937).
начальник Управления государственных резервов при СНК СССР (август-октябрь 1937).

ШУМЯЦКИЙ Борис Захарович
«нарком кинематографии»: председатель «Союзкино», начальник Главного управления кинопромышленности, председатель Государственного управления кинофотопромышленности при СНК СССР (ноябрь 1930 - январь 1938).

ГОЛЬЦМАН Абрам Зиновьевич
начальник Главного управления гражданского воздушного флота при СНК СССР (февраль 1932 - сентябрь 1933).

ГОЛОЩЁКИН Филипп Исаевич (Шая Исаакович)
главный государственный арбитр при СНК СССР (февраль 1933 - октябрь 1939).

КЛЕЙНЕР Израиль Михайлович (Срул Мейлихович)
председатель Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР (апрель 1934 - декабрь 1936).
нарком заготовок СССР (декабрь 1936 - август 1937).

МАРЬЯСИН Лев Ефимович
председатель правления Государственного банка СССР (апрель 1934 - июль 1936).

ВЕЙЦЕР Израиль Яковлевич
нарком внутренней торговли СССР (июль 1934 - октябрь 1939).

ЯГОДА Генрих Григорьевич (ИЕГУДА Енох Гиршевич)
нарком внутренних дел СССР (июль 1934 - сентябрь 1936)
нарком связи СССР (сентябрь 1936 - апрель 1937).

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич
нарком путей сообщения СССР (май 1935 - август 1937, апрель 1938 - март 1942, февраль 1943 - декабрь 1944).
нарком тяжёлой промышленности СССР (август 1937 - январь 1939).
заместитель председателя СНК/СМ СССР (август 1938 - май 1944, декабрь 1944 - март 1953).
нарком топливной промышленности СССР (январь-октябрь 1939).
нарком нефтяной промышленности СССР (октябрь 1939 - июль 1940).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1946 - март 1947).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (январь 1948 - октябрь 1952).
первый заместитель председателя СМ СССР (март 1953 - июнь 1957).
председатель Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы (май 1955 - май 1956).
министр промышленности строительных материалов СССР (сентябрь 1956 - июль 1957).

КАМИНСКИЙ (ГОФМАН) Григорий Наумович
главный санитарный инспектор СССР (1935 - июнь 1937).
нарком здравоохранения СССР (июль 1936 - июнь 1937).

КРУГЛИКОВ Соломон Лазаревич
председатель правления Государственного банка СССР (июль 1936 - сентябрь 1937).

ХАЛЕПСКИЙ Иннокентий Андреевич
нарком связи СССР (апрель-август 1937).
особоуполномоченный СНК СССР по связи (август-ноябрь 1937).

БРУСКИН Александр Давидович
нарком машиностроения СССР (октябрь 1937 - июнь 1938).

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич
нарком оборонной промышленности СССР (октябрь 1937 - январь 1939).
нарком авиационной промышленности СССР (январь 1939 - январь 1940).

ГИЛИНСКИЙ Абрам Лазаревич
нарком пищевой промышленности СССР (январь-август 1938).

ГИНЗБУРГ Семён Захарович
председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР (март 1938 - май 1939).
нарком по строительству СССР (июнь 1939 - январь 1946).
нарком по строительству военных и военно-морских предприятий СССР (январь 1946 - март 1947).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1947 - май 1950).

ДУКЕЛЬСКИЙ Семён Семёнович
председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в ранге наркома (март 1938 - июнь 1939).
нарком морского флота СССР (апрель 1939 - февраль 1942).

БЕЛЕНЬКИЙ Захар Моисеевич
исполняющий обязанности председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1938 - апрель 1939).

АНЦЕЛОВИЧ Наум Маркович
нарком лесной промышленности СССР (октябрь 1938 - октябрь 1940).

ЖЕМЧУЖИНА Полина Семёновна (КАРПОВСКАЯ Перл Семёновна)
нарком рыбной промышленности СССР (январь-ноябрь 1939).

ВАННИКОВ Борис Львович
нарком вооружения СССР (январь 1939 - июнь 1941).
нарком боеприпасов СССР (февраль 1942 - август 1945).
нарком/министр сельскохозяйственного машиностроения СССР (январь-июнь 1946).
начальник Первого главного управления при СНК/СM СССР (август 1945 - март 1953).

ЗЕМЛЯЧКА (ЗАЛКИНД) Розалия Самойловна
заместитель председателя СНК СССР (май 1939 - август 1943).
председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1939 - сентябрь 1940).

МЕХЛИС Лев Захарович
заместитель председателя СНК СССР (сентябрь 1940 - май 1944).
нарком/министр государственного контроля СССР (сентябрь 1940 - июнь 1941, март 1946 - октябрь 1950).

ЗАЛЬЦМАН Исаак Моисеевич
нарком танковой промышленности СССР (июль 1942 - июнь 1943).

РАЙЗЕР Давид Яковлевич (Ушерович)
министр строительства предприятий тяжёлой индустрии (май 1950 - март 1953).
министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (апрель 1954 - май 1957).

ДЫМШИЦ Вениамин Эммануилович
начальник отдела капитального строительства Госплана СССР - министр СССР (июнь 1959 - апрель 1962).
первый заместитель председателя Госплана СССР - министр СССР (апрель - июль 1962).
заместитель председателя СМ СССР (июль 1962 - декабрь 1985).
председатель Госплана СССР (июль - ноябрь 1962).
председатель Совета народного хозяйства СССР (ноябрь 1962 - октябрь 1965).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению (октябрь 1965 - июнь 1976).

ВОЛОДАРСКИЙ Лев Маркович (ГОЛЬДШТЕЙН Лейба Мордкович)
начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, Центрального статистического управления СССР (август 1975 - декабрь 1985).

КОТЛЯР Николай Исаакович
министр рыбного хозяйства СССР (январь 1987 - ноябрь 1991).

РАЕВСКИЙ Владимир Абрамович
исполняющий обязанности министра финансов СССР (ноябрь 1991 - март 1992).


Как видно из списка, в плане правительственного представительства лучшими годами для изучаемого народа оказались первые примерно 30 лет коммунистического режима.

Иные авторы (и таки да, и таки нет), перечисляя евреев в советском правительстве, частенько относят к их числу представителей других народов, в основном, как ни забавно, русских. Причины этого лично мне не ясны - в большинстве случаев происхождение можно достаточно легко установить по справочной литературе и совершенно незачем, при таком раскладе, по собственной воле садиться в лужу. Но вот существует сей феномен. Мне встречались следующие «лжеевреи» из наркомов:

Ефим Славский (родился в украинской крестьянской семье);
Родион Малиновский (у него происхождение очень мутное: сын кухарки-украинки, отец неизвестен - предполагают, что из караимов, но это не евреи, хотя и иудеи; дочь маршала утверждает, что её дед - «российский князь»);
Исидор Любимов (его в евреи записывают и Ваксберг, и Солженицын, хотя родился большевик в семье костромского крестьянина. Видимо, имя смущает);
Павел Юдин (сын тульского рабочего. Тут, похоже, смущает фамилия);
Иван Теодорович (из польской дворянской семьи);
Авраамий Завенягин (иными называемый Абрамом, хотя он именно Авраамий; сын машиниста железнодорожной станции в Тульской области);
Михаил Фриновский (из семьи пензенского учителя);
Василий Рулёв-Шмидт (из бедной семьи - отец крестьянин, мать кухарка-немка);
Николай Крестинский («Молотов» трогательно замечает: «...видимо, бывший еврей, кажется, крещёный, поэтому и Крестинский. Но, может быть, я ошибаюсь. Барин, такой барин». Мог бы поинетерсоваться и выяснить, что барин - из дворянской семьи);
Георгий «Ломов» Оппоков (тоже из дворян).

Упорно циркулируют слухи о еврейском происхождении Андропова - прямо поражает! Однако пока нет прямых достоверных сведений, будем верить официальной биографии. Похожим образом и Филипп Голощёкин попал в список, скорее, по инерции - документального подтверждения его «настоящего имени» и еврейского происхождения нет. Но этот, раз никто не спорит, пусть пока будет.

Возникает ещё вопрос насчёт хрущёвского минсельхоза Михаила Ольшанского - вот он , стереотипу еврейской внешности не сильно соответствует, да и фамилия по происхождению белорусская . Вопросов вроде бы и не должно возникнуть, однако место рождения министра, Сарны, было в начале ХХ века . Так что в данном случае бабушка сказала надвое в прямом смысле. Если у кого-то есть подтверждение или опровержение догадки, буду весьма признателен.

Пожалуй, ещё стоит развеять известное заблуждение - несмотря на многочисленные утверждения публицистов «черносотенного»™ направления, убитый весной 1918 в Петрограде большевицкий «трибун» Володарский никогда в совнарком РСФСР не входил (хотя ему приписывают вымышленный пост «наркома по делам печати, пропаганды и агитации»). Дело в том, что после прихода большевиков к власти на местах по примеру центра стали образовываться свои совнаркомы. И вот Володарский входил в совет комиссаров Союза коммун северных областей - там-то он и был комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации. То есть это региональный «министр», не более.

Впрочем, фамилию «Володарский» вы всё же встретите в представленном списке - только не в начале, а совсем под конец. И неспроста: статистик - младший брат питерского «газетного диктатора». Вот как в жизни-то бывает:о)

Такое в Совдепе было положение с наркомами и министрами еврейской национальности. Как можно видеть, ничего прямо уж из ряда вон, всё вполне пристойно. Уж куда пристойнее, чем в суверенной, а затем независимой России, где за 21 год лишь 12 человек из этого народа входили в высший орган исполнительной власти. Так что к национальной политике нынешней власти нужно присмотреться повнимательнее! ;о)

З.Ы. Конечно, названными персонами представительство евреев на правительственном уровне не исчерпывается - были наркомы «из них» и в союзных республиках, но это уже требует отдельного специального погружения. Отдельного специального погружения требует и тема евреев-руководителей отраслевых главков иных наркоматов-гигантов - оные управления в массе своей к концу 30-х, в ходе сталиновского раздувания штатов, оформились как самостоятельные наркоматы. Список жильцов «Дома правительства» показывает, что на этом уровне представительство евреев было значительно ширше - примерно как с «органами» , список руководителей местных отделений которых в 20-30-е говорит, в общем-то, сам за себя. Но, опять-таки, надо отдельно заниматься.

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 68..

Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.

6 статья Конституции 1977 г. провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы».

За этой, как уже отмечалось выше, абсолютно неправомерной формулировкой, скрывалось реальное явление - дублирование всей системы управления партийным аппаратом. На высшем уровне жизнь КПСС определяли не съезды КПСС, как полагалось по Уставу КПСС, а члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. Руководители КПСС были и руководителями государства. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев стал с 1977 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро КПСС А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. Членами Политбюро были министры - иностранных дел: А.А. Громыко; обороны - А.А. Гречко; Председатель КГБ - Ю.В. Андропов.

Все руководители высшего партийного звена обладали возможностью напрямую вмешиваться в деятельность всех ветвей государственной власти. Структура аппарата ЦК по сути дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией.

Вместе с тем, КПСС была единственной партией, партией массовой

Таблица 1. Численный состав КПСС Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 79.

Членство в КПСС было необходимым условием для служебной карьеры в армии, правоохранительных органах, государственном аппарате, в ряде отраслей так называемых «общественных наук» Воронин А.В. История Российской Государственности: Учебное пособие. - М., 2004, С. 31c..

КПСС была строго централизованным и эффективным институтом государственно-партийного управления, присутствовавшим на всех его этапах - от школы, заводского цеха или отделения колхоза до министерств, Совмина и Президиума Верховного Совета СССР. В многомиллионной КПСС существовала четкая иерархия. Ее высший уровень представляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств - обороны, внутренних дел, МИДа, секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Туда же входили министры, заместители министров и члены коллегии министерства и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являющиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС (26*). Добавим к этому перечню тот слой управленцев, который обладал реальной властью на местах - это заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.

Этот слой составлял, по нашим подсчетам, менее тысячи человек в Москве и около 3 тысяч человек по всему Советскому Союзу - директоров крупнейших промышленных предприятий, командующих местными военными округами и крупными воинскими частями, начальников управлений КГБ.

Характерная черта властной элиты на этом этапе истории - ее замкнутость. Она пополнялась только специфически номенклатурными методами.

В условиях однопартийной системы и жестко контролируемого политического поведения граждан страны выборы в Советы всех уровней - от поселкового до Верховного Совета СССР - служили только ширмой, прикрывавшей фактически назначение по тому же номенклатурному принципу на должности депутатов Советов. Выборы были безальтернативными - один кандидат на одно место; участие в выборах было фактически обязательным для граждан.

Эта политическая конструкция выборов-назначений, сложившаяся в 30-е гг., становилась в обществе посмешищем в 70-е гг. из-за несомненного и очевидного несоответствия демократическим процедурам. Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, устойчивость господствующего партийно-государственного номенклатурного слоя, именовавшаяся в годы правления Брежнева «заботой о кадрах», рождали общественное недовольство, провоцировали противоречия внутри государственного аппарата, в партийных организациях, в обществе.

Википедия: Центральное статистическое управление - советский государственный орган, занимавшийся сбором статистики.
До 1917 года - Статистический совет и Центральный Статистический комитет при Министерстве внутренних дел.
Декретом Совета Народных Комиссаров от сентября 1918 года «О местных статистических учреждениях» губернские статкомитеты прекращали свою деятельность.
Предыдущие названия и подчиненность:
1918-1923 - Центральное статистическое управление РСФСР (ЦСУ РСФСР)
образовано Декретом Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918 года «О государственной статистике»
1923-1926 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Народных Комиссаров СССР
1926-1930 - Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)
1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС) Госплана СССР
1931 - Сектор народно-хозяйственного учета Госплана СССР
1931-1941 - Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР
В соответствии с постановлением СНК СССР от 10 марта 1932 года, утвердившее Положение о республиканских, областных (краевых) органах народнохозяйственного учета, управления народнохозяйственного учета союзных и автономных республик, краев и областей, районные и городские инспектуры народнохозяйственного учета находились в непосредственном подчинении ЦУНХУ Госплана СССР.
Директивы и задания, исходящие от ЦУНХУ Госплана СССР, являлись обязательными для всех статистических органов. Тем самым, была создана единая общесоюзная система органов народнохозяйственного учета.
1941-1948 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) Госплана СССР
1948-1987 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров СССР
постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 года №3018 «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР»
1987-1991 - Государственный комитет СССР по статистике
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики:
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 №651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Российское статистическое агентство.
Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1999 №1600 «О преобразовании Российского статистического агентства в Государственный комитет Российской Федерации по статистике» образован Госкомстат России
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Росстат передан в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.
Основные задачи и функции:
Законом СССР от 19 декабря 1963 №2000-VI определено, что Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).
Всю свою деятельность ЦСУ СССР осуществляло через ЦСУ союзных республик и местные органы государственной статистики: статистические управления автономных республик, краев и областей, районные (городские) информационно-вычислительные станции (центры) и инспектуры государственной статистики.
ЦСУ СССР утверждает общесоюзный минимум показателей статистической отчетности для всех отраслей народного хозяйства и формы статистической отчетности для предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему министерств и ведомств СССР, а также для колхозов и издает инструкции по их заполнению.
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928-1933 годах, памятнике Всемирного наследия.
Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Начальник Центрального статистического управления СССР (1985–1987), Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, Член Совета Министров СССР (1985–1989), Экономического совета СССР (1987–1989), Государственной плановой комиссии СССР (1986–1989), Председатель Государственного комитета СССР по статистике (1987–1989), Председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ (1992–2009), Доктор экономических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки РСФСР, Ректор Московского экономико-статистического института (1966–1971).

Биография

Родился 12 сентября 1931, Алма-Ата , Казахская ССР, СССР

  • 1949–1954 - учёба в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Работа в нём ассистентом.
  • 1956–1971 - работа в Московском экономико-статистическом институте (МЭСИ).
  • 1966 - доктор экономических наук, профессор и ректор МЭСИ.
  • 1972–1987 - работа в Центральном статистическом управлении СССР.
  • С 1984 - депутат Верховного Совета СССР, 1985–1987 - Начальник ЦСУ СССР.
  • 1985–1989 - член Совета Министров СССР, 1986–1989 - член Госплана СССР.
  • 1987–1989 - Председатель Государственного комитета СССР по статистике.
  • 1987–1989 - член Экономического Совета СССР.
  • 1992–2009 - Председатель Статистического комитета СНГ (с 1995 - Межгосударственный статистический комитет СНГ).
  • С 2010 - заместитель Председателя Межгосударственного статистического комитета СНГ.

Женат, имеет дочь и внучку. Художник, поэт, кандидат в мастера по шахматам.

Научная деятельность

  • С 1956 - работа в Московском экономико-статистическом институте.
  • 1957 - публикация первой книги, 1958 - защита кандидатской диссертации, В 1959 - руководитель счетного участка переписи населения и первая благодарность Правительства. 1960 - ученое звание доцента, заведующий кафедрой. Автор теории машинной обработки экономической информации и публикаций по механизации экономических работ, метаинформации и алгоритмическим языкам.
  • 1961/1962 учебный год - стажировка в Мичиганском университете (США). Изучал опыт США по механизации учета, макроэкономические модели, организации университетов, работал на вычислительном центре. Перевел новый алгоритмический язык для бизнеса - КОБОЛ.
  • Доклад Комиссии академика Глушкова В.М. о языке КОБОЛ, и создание по её решению алгоритмического языка АЛГЭК. 1964–1968 - участие в работе Группы алгоритмических языков Академий наук стран-членов СЭВ по средствам программирования для пользователей.
  • 1966 - защита докторской диссертации, утверждение в ученом звании профессора. Автор более 20 книг (в том числе первых в стране учебников по информационным системам и структурам данных) и 250 статей. Научный руководитель более 30 человек, защитивших диссертации.
  • С сентября 1966 ректор МЭСИ. Реформирование института: создание новых дисциплин, специальностей, кафедр, научно-исследовательских лабораторий, автоматизированной системы вуза, включавшей впервые в стране систему приема вступительных экзаменов «Абитуриент» (прообраз будущего Единого государственного экзамена - ЕГЭ), одобренную Коллегией Министерства высшего образования СССР и получившую золотую медаль ВДНХ. Налаживание международных связей института. Рост престижа МЭСИ и конкурса по поступлению в него.
  • Одобрение Правительством строительства для МЭСИ комплекса учебных, научных, жилых зданий и стадиона на большом участке земли в районе Матвеевское, выделение капитальных вложений и утверждение проекта первой очереди строительства.

Статистическая деятельность

  • 1972 - перевод на работу заместителем Начальника Центрального статистического управления СССР. С 1975 - первый заместитель. В 1972–1985 годах - Председатель Научно-методологического совета ЦСУ СССР. Курирование международной деятельности. Непосредственное участие в подготовке и выпуске статистических изданий, аналитической работе, крупных исследованиях. Член редколлегий ряда журналов.
  • 1978–1985 - лекции по статистике для руководителей отраслей в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР.
  • 1985–1987 - Начальник ЦСУ СССР и член Совета Министров (1985–1989), член Госплана СССР (1986–1989). Реорганизация статистики в связи с новыми условиями управления. Изменение системы показателей, методологии и организации статистических работ. 1987 - преобразование ЦСУ СССР по его инициативе в Государственный комитет СССР по статистике; назначение его Председателем.
  • За 1985–1989 гг. его руководства выросли права и авторитет всех органов государственной статистики, укрепилась их техническая база, улучшилось материальное положение работников, сократилась отчетность, углубился анализ, повысилась гласность статистики. Для освоения действующих в мире стандартов макроэкономической статистики по его инициативе был введен в 1988 году показатель валовой национальный продукт (ВНП).
  • 1992–2009 - Председатель и с 2010 - заместитель Председателя Статистического комитета Содружества Независимых Государств (с 1995 - Межгосударственный статистический комитет СНГ), созданного для координации деятельности статистических служб, выработки рекомендаций по статистике, организации межгосударственного обмена и обеспечения статистической информацией органов управления государств СНГ. Статкомитет СНГ подготовил сотни методологических документов, провел более тысячи семинаров и консультаций, издал тысячи публикаций и докладов.