Пролетарский мужской журнал. «Танки гражданской войны»

Использование танков в Гражданской войне тема с одной стороны известная, в советской историографии часто упоминается о наличии танков у белых, а с другой стороны подробностей известно не много. Поэтому интересно посмотреть что из себя представляли танковые части Белой армии и почему такое грозное оружие не привело к успеху Белое движение.

Попытки получить танки от союзников по Антанте предпринимало еще царское правительство, но успехов в этом не достигло. Союзники боялись, что русская армия получив танки может добиться значительных успехов на фронте. Особенно англичан пугала возможность захвата Россией Дарданелл и Босфора.

К девятнадцатому году война в Европе кончилась, бронетехника стала ненужна. Зато в России вовсю полыхала Гражданская война. Тут страны Антанты вспомнили о своем союзническом долге и было решено поставить некоторое количество танков союзной Белой армии.
Больше всего танков было поставлено Вооруженным силам Юга России ВСЮР. Первые танки прибыли в Батуми 13 апреля 1919 года. Это был отряд Королевского танкового корпуса под командованием майора МакМикинга. В отряде насчитывалось 65 человек, из них 10 офицеры. Отряд состоял из 6 танков Мк V и 6 легких танков Мк А «Уиппет». Отряд убыл в Екатиринодар. Там была открыта "Школа английских танков". Обучение в ней прошли около 200 русских офицеров.

Танковые части ВСЮР были самые многочисленные подобные формирования Белого движения. В определенные моменты эти части насчитывали до 74 танков. 27 апреля 1919 года был сформирован 1-й танковый дивизион ВСЮР. Дивизион состоял из 4-х отрядов, по 4 танка каждый. На вооружение отряда имелись в основном британские танки Мк V и Мк А «Уиппет».
В первых числах мая дивизион убыл на фронт, где отряды были распределены между дивизиями Добровольческой армии.

Первый раз танки отряда участвовали в боях в районе станций Ханжонково — Ясиноватая — Попасная. Вот что писал о действиях танков первого отряда Генерал Б. Штейфон.
"Прибывшие танки привлекли общее внимание. Придавая этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение, наше командование распределило их по фронту, направляя главный танковый удар все же со стороны нашего открытого правого фланга. Танки были приданы наиболее сильным частям и произвели действительно должный эффект. Первые красные части, заметив какие-то двигающиеся машины, не уяснили, по-видимому, их роль, но когда, несмотря на огонь, свободно преодолевая местные препятствия, танки врезались в неприятельское расположение и стали в полном смысле уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили.

Учитывая тот ужас, какой нагнали эти машины на большевиков, многие части стали устраивать из повозок и иного рода подручного материала подобие танков и маячить издали. Маскарад имел успех и ещё больше поднимал бодрый дух наших войск.

У станции Попасная произошло единоборство танка с красным бронепоездом. Это редкое и интересное состязание закончилось печально для обеих сторон. В бою участвовал тип так называемого тяжелого танка. Удачным попаданием он подбил паровоз бронепоезда, а последний в свою очередь повредил танк. Указанный эпизод ещё более устрашил красных и внушил ужас даже неприятельским бронепоездам.

Пробивая путь этими чудовищами, наша пехота и конница быстро и без особых потерь очистила Донецкий бассейн. Войска Добровольческой армии снова заняли Юзовку, Ясиноватую, Криничную, Дебальцево."
В начале июня 1-й танковый был переброшен на Царицинский фронт, где танки отряда приняли активное участие в штурме Царицына. Это было крупнейшая по использованию танков операция ВСЮР. В штурме участвовали 17 танков. Штурм начался утром 30 июня и за день сопротивление красных было сломлено. Город был занят войсками Кавказской армии генерала Врангеля.

В июле девятнадцатого из Британии были доставлены еще танки и их количество достигло максимального значения - 74 машины. 57 танков Мк V и 17 — Мк А «Уиппет». Но проку от этой техники было мало. Эти танки были приспособлены для прорыва укрепленных полос, а вот развить успех из-за своих технических характеристик не могли. Гражданская война в России была войной маневренной, войска широко перемещались по фронту, белые просто не успевали перебрасывать танки на нужный участок фронта. Да и состояние техники оставляло желать лучшего. Все танки были сильно б/у. Требовали большого количества запчастей. Англичане же не торопились с их поставкой. Британия была вовсе незаинтересованна в быстром окончании Гражданской войны в России. Если бы война продлилась года так 37 англичане были бы вполне довольны.
После поражения зимой 1919-20 года ВСЮР были эвакуированы в Крым, где генерал Врангель переформировал остатки частей в Русскую армию. Из оставшихся и поставленных союзниками танков был сформирован 1-й дивизион танков. Этот отряд насчитывал 22 танка. 12 танков Мк V, 8 Мк А «Уиппет», 2 французских Renault FT-17.

Лебединой песней 1-го дивизиона Русской армии стала попытка ликвидации Каховского плацдарма. Операция проходила с 7 августа по начала октября. Большими успехами танки 1-го дивизиона в этой операции не отметились. Большая часть машин не дошла до линии фронта по техническим причинам. Остальные танки были подбиты артиллерией красных. То что осталось от дивизиона было отправлено в Крым, на ремонт. Последний раз танки дивизиона участвовали в бою при разгроме кавалерийского корпуса Жлобы. Эта операция интересна тем что белые при разгроме корпуса использовали только технику, штурмовые удары авиации и танки. Но это локальный успех не мог изменить ситуацию на фронте. Участь частей Врангеля была решена.
В гораздо меньших количествах танки имелись и в других частях белых.
В Северной армии имелось 4 танка. Эти танки прибыли в Архангельск 29 августа 1919 года. Они должны были прикрывать эвакуацию войск Антанты. После эвакуации танки были переданы Северной армии. В бою использовались лишь несколько раз. Ввиду сильной изношенности танки быстро встали на прикол.

В Северо-Западной армии был сформирован танковый отряд из 6 танков. В боях почти не применял. Танки были интернированы эстонцами.
В двадцатом году союзники отправили 10 танков Renault FT-17 Сибирской армии. Но эта до Колчака танки не дошли. Революционно настроенные железнодорожники угнали состав в Благовещенск к красным.

Много танков достались красным в качестве трофеев. Эта техника составила костяк бронетанковых частей РККА.

Первые танки попали в Россию в 1918 году, в рамках оказания Антантой помощи Белому движению в Гражданской войне.

12 декабря 1918 г. в Одессе вместе с французской и греческой пехотой выгрузили 20 танков «Рено» FT 17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Именно это подразделение и «подарило» советскому государству первые трофейные танки, поскольку под ударами 2-й Украинской Советской армии его личный состав разбежался. (подробнее об этом эпизоде тут )
22 марта 1919 г. на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть «больших» (Mk. V) и шесть «легких» (Мк. А). Вместе с танками прибыли и инструкторы – водители под командованием майора Е. Брука. Вскоре в Екатеринодаре на заводе «Саломас» была открыта Школа английских танков, которая занималась подготовкой будущих танкистов Вооруженных сил на Юге России.
Командующий Донской армией генерал Сидорин в окружении русских офицеров и английских инстукторов, у прибывших на фронт танков Mk. V. 1919 год.

Танк Mk. V 1-го танкового отряда Вооруженных Сил Юга России с именем собственным "За единую Россию". Царицын 1919 год.



Танки Mk. A «Whippet» 4-го танкового отряда Вооруженных Сил Юга России по пути на фронт. 1919 год.

Там же были сформированы и первые танковые отряды. Несмотря на то что курс подготовки танкистов был рассчитан на полгода, уже после четырех недель интенсивных занятий ученики были сочтены готовыми для отправки на фронт. Всего за время своей работы школа смогла подготовить 200 офицеров-танкистов. Общее количество танков, поставленных Вооруженным силам Юга России, составило 73 машины Mk. V, Мк. А и «Рено» FT 17.
В ходе боев на Юге России часть танков были утрачены в боях, особенно кровопролитных в районе Царицына и на Каховском плацдарме, но после захвата Крыма и бегства остатков вооруженных сил Юга России Красной армии достались богатые трофеи. Особенно при взятии Таганрога – 19 танков, Ростова – 9 танков, Новороссийска – 18 танков, Феодосии – 5 танков, Севастополя – 6 танков.
На севере России танки появились в составе танкового отряда майора Льюис-Брауна, в котором было всего 5 машин – 2 «больших» (Mk. V) и 3 «легких» (Мк. В). Во время эвакуации английских войск из Архангельска они оставили там два танка – «большой» и «легкий».
Еще один танковый отряд – под командованием майора Карсона высадился 6 августа 1919 г. в Ревеле (Таллин) для поддержки наступления генерала Юденича на Петроград. Этот отряд насчитывал 4 танка Mk. V. В сентябре к нему присоединились еще 2 машины. Эти танки, вместе с тремя доставленными сюда из Финляндии французскими «Рено», приняли участие в боях под Гатчиной. Но по окончании боев танки были эвакуированы в Ревель.
С.И.Гусев, М.В.Фрунзе и Д.М.Карбышев (сидят) на захваченном у белых в бою 5 сентября 1920 года танке Mk. A «Whippet» "Сфинксъ".


Одна из самых известных фотографий танка Mk. V захваченного частями Красной Армии. Машина с собственным именем "За Русь Святую". Сбоку справа лежит труп танкиста из подразделений Белой Армии. Оригинальная надпись на фотографии: "Танк взятый нашими героями в боях 13-14/ (неразб.) под Каховкой". Ноябрь 1920 года.

Кроме того, в ходе советско-польской войны 1920 г. Красной армией было захвачено 7 танков «Рено» (вероятно, что один танк «Фиат-3000», имевшийся в Красной армии в 1920-е, был поврежден и захвачен в числе этих семи машин при взятии города Гродно в июле 1920 г.).
И наконец, во Владивосток в марте 1920 г. под видом «помощи Красного Креста» американские войска доставили 10 танков «Рено», которые были перехвачены амурскими партизанами, отремонтированы, вооружены 37-мм пушкой или пулеметом и приняли ограниченное участие в боях 1921 г. Но до 1922 г. в исправном состоянии здесь дожил только один танк. Остальные были разбиты и требовали ремонта.
Первые автобронеотряды в составе Красной армии с использованием трофейных танков начали формировать практически с самого появления танков на фронтах. Но сначала этот процесс был в известной степени хаотичным. В 1920 г. в Екатеринодаре на базе захваченного белогвардейского имущества были организованы курсы по подготовке танкистов из шоферов, рассчитанные на 136 часов занятий. Тогда же начальник бронечастей 9-й армии Кавказского фронта красных П. Вершинин разработал первые штаты танковых отрядов в составе 100 человек при трех танках и двух бронеавтомобилях.
Личный состав бронедивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины у трофейного танка Renault FT17. Харьков, май 1919 года. Обратите внимание на надпись на фото.



В то же время инженерами 9-й армии Лауденбахом, Давидовичем и начальником танкового отдела Фотьяновым были разработаны «Временное краткое наставление для действий танков в бою» и «Инструкция отряду танков».
Другим центром формирования танковых первых отрядов Красной армии был Смоленск, куда в мае 1920 г. прибыл 1-й танковый отряд. Здесь предложенная структура танкового отряда была опробована в полигонных условиях. По результатам оного были разработаны «Штат и табель танкового автоброневого отряда», утвержденные приказом РВСР от 28 мая 1920 г.
Английский танк Mk. В на службе в РККА. 1920-е годы.



Опыт боев с поляками помог скорректировать указанные штат и табель, причем число танков в отряде было доведено с трех до четырех. причем все танки должны обязательно быть одного типа, что упрощаю и применение танков, и их обслуживание. В июле 1920 г. в состав танкового отряда была введена команда пехоты (30 человек) с двумя пулеметами «Льюис» для прикрытия танков в бою.
По результатам боев 1920 г. была разработана «Инструкция по боевому применению танков», ставшая, по сути первым уставом бронечастей Красной армии. По этому документу танки относились к вспомогательным средствам ведения боя, предназначенным для оказания помощи пехоте.
Все доставшиеся Красной армии танки были отнесены к трем основным типам:
– тип «Б» – «большой» танк – английский тяжелый танк Мк V, называвшийся в Советской России по названию мотора – «Рикардо»;
– тип «С» – «средний» – английские танки Мк А «Уипетт» («борзая») или Мк В, называвшиеся по мотору – «Тейлор»;
– тип «М» – «малый» – французские малые танки типа « FT-17» фирмы « Рено».
Ремонт трофейных танков был организован в 1920-1922 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ), но из-за недостатка запчастей и кадров велся он очень медленно.
Командиры бронечастей РККА у трофейного британского танка Mk-V, 1920 г.



По окончании Гражданской войны трофейные танки состояли на вооружении Красной армии и применялись для боевой подготовки войск. Кроме того, в начале 1922 г. для помощи голодающему Поволжью несколько танковых отрядов (автобронеотрядов) были отправлены для вспашки зяби. Здесь наиболее удачно применялись танки «Рено».
В 1923 г. Управление броневыми силами Красной армии ГВИУ было расформировано, его функции были переданы Главному артиллерийскому управлению (ГАУ), а все работы по танкам, начатые прежде, законсервированы. Автобронеотряды были сведены в Отдельную эскадру танков, состоящую из тяжелых и легких флотилий танков. Название «эскадра» было взято из распространенного в то время соображения, что танки суть сухопутные броненосцы и крейсеры.
Танки MkV в параде на Красной площади. Конец 1920-х гг.



Отдельная эскадра танков, по воззрениям того времени на их применение, была средством усиления пехоты. Ее легкие флотилии предназначались для поддержки пехоты в наступательном бою. а тяжелая являлась средством усиления при прорыве укрепленных полос.
Тяжелая флотилия состояла из четырех дивизионов по четыре однотипных тяжелых танка Mk V «Рикардо», легкая же флотилия состояла из трех дивизионов: легкого маневренного дивизиона (встречается также его название «крейсерский дивизион»), состоявшего из шести танков типа «С» (Мк А. «Тейлор»), легкого истребительного дивизиона из шести танков «Рено» с пушечным вооружением и дивизиона малых танков. содержавшего шесть танков «Рено» с пулеметным вооружением. Кроме танков в состав флотилий включались вспомогательные дивизионы из грузового взвода (3 грузовых автомобиля), тракторного взвода – 2-3 трактора и мастерской на шасси автомобиля.
Танк Мк V на службе в РККА в оригинальном двуцветном камуфляже, 1924 г.



Летом 1924 г. танковая эскадра была обследована спецкомиссией МВО. нашедшей, что по состоянию матчасти, структуре и силам эскадра уже не отвечает нуждам Красной армии и не может быть признана удовлетворительной для проведения учебного дела.
На всеармейском совещании командного состава артиллерии, состоявшемся в июне 1924 г., прошло обсуждение вопросов реорганизации эскадры танков. Голоса учавствовавших разделились.
Одни предлагали эскадру сохранить. сделав ее «Центром изучения танкового дела», причем при центре создать также конструкторско-техническое бюро для разработки новых образцов танков и производства испытаний.
Другие (и среди них начальник штаба танковой эскадры П. Генрихе) предлагали сформировать на базе эскадры танковую дивизию, в которую свести все имеющиеся в наличии танковые силы.
Третьи стояли за реорганизацию эскадры в несколько небольших танковых подразделений.
Обсудив все предлагавшиеся варианты, РВС СССР принял решение о переводе всех танковых сил республики на полковую организацию. На базе эскадры был сформирован отдельный танковый полк, состоявший из кадрового и учебного батальонов, насчитывающий 356 человек при 18 танках всех типов. Прочие танки были переданы на военные склады для консервации, откуда должны были выводиться только в случае угрозы начала войны.
В 1925 г. в состав полка был включен третий танковый батальон, а в каждый батальон еще по одной (третьей) роте. Таким образом, боевая мощь полка была увеличена на треть.
В 1927 г., с началом серийного производства танков МС-1 и формированием новых танковых частей, «Рикардо», «Тейлоры» и «Рено» еще какое-то время эксплуатировались в войсках параллельно с новыми машинами. Но их состояние уже было никуда не годным, и потому они постепенно выводились из войск.
В 1930 г. все трофейные танки времен Гражданской войны должны были быть переданы на длительное хранение и в учебные заведения. К 30 января 1931 г. на военных складах и в учебных заведениях РККА имелось танков типа «Б» 44 шт. (из которых 9 шт. снятые с вооружения), типа «С» – 12 шт. (все сняты с вооружения), «Русский «Рено» – 15 шт. (все сняты с вооружения), французский «Рено» – 13 шт. (все сняты с вооружения).

Их время кончилось.
Красноармейцы у танка Mk.V. Конец 1920 -х гг.



Сохранившийся танк Mk.V. в музее БВиТ п. Кубинка


Максим Коломиец

ТАНКИ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Светлой памяти моего друга Михаила Свирина

ПОСВЯЩАЕТСЯ


Танки «Рено» FT проходят по Красной площади во время парада. 7 ноября 1928 года. Обратите внимание, что головная машина перевооружена 37-мм пушкой Гочкиса отечественного производства (ЦМВС).

Введение

Первые танки появились на территории нашей страны с началом гражданской войны. Впервые они прибыли с вооруженными силами иностранных интервентов, затем поступали в качестве помощи от союзников белым армиям.

Данная книга рассказывает об организации танковых частей, подготовке кадров и боевом применении танков в ходе боев гражданской войны на территории бывшей Российской империи в 1918–1922 годах и последующей службе трофейных машин в Красной Армии. Автор не рассказывает об устройстве и тактико-технических данных английских и французских танков - эту информацию легко найти в соответствующей литературе. Книга разделена на несколько глав, каждая из которых повествует об использовании боевых машин на том или ином участке фронта той или иной воюющей стороной. Наряду с боями гражданской войны, приводятся и сведения о применении танков в ходе советско-польской войны.

Хочется поблагодарить своих друзей, оказавших значительную помощь в работе над данной книгой: Игоря Гостева за материалы о действиях танков на Севере и Сергея Ромадина за помощь иллюстрациями и ценными замечаниями.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои уточнения и дополнения по адресу: 121096, Москва, а/я 11 или на e-mail:


Использование танков на Западном фронте союзниками по Антанте не осталось незамеченным и в России. Русские журналы и газеты того времени много писали об этом новом виде оружия. Причем любопытно то, что английское слово «tank», (обозначающее «бак» или «чан») в то время переводилось на русский язык как «лохань». Например, в январе 1917 года журнал «Нива» поместил фото танка MK-I со следующей подписью: «Лохань (tank) - новый английский бронированный автомобиль, не знающий преград». Фотографию сопровождала статья под оригинальным названием «Семь дней в „лохани“».

«Бронированную новинку» не оставило без внимания и Военное ведомство России. Ведь к осени 1916 года в составе бронечастей русской армии имелось более 250 броневых автомобилей, которые с успехом воевали на фронте. Правда, их существенным недостатком была ограниченная проходимость, позволявшая использовать броневики только по дорогам или хорошо укатанному снегу. Поэтому информацией о танках, «обладавших возможностью свободно ходить вне дорог», активно заинтересовались русские военные.

Материалы о применении танков союзниками напрямую поступали от русских военных агентов в Англии и Франции. Представители Англо-русского правительственного комитета были приглашены на демонстрацию английского танка MK-I. Подобная демонстрация произошла и во Франции.

На состоявшейся в Петрограде весной 1917 года союзнической конференции была установлена потребность русской армии в танках в количестве 390 штук из расчета шесть машин на каждое из 50 отделений бронедивизиона и 30 % для резерва. Что касается марок танков предполагавшихся для России, то первоначально выбор остановили на французском танке «Шнейдер» С.А.1, но затем русские военные проявили интерес к легким «Рено» и тяжелым английским МК.

Нет никаких сомнений, что планы формирования новых бронечастей и оснащения их танками, равно как и планы организации производства танков в России (именно для этой цели весной 1917 года из Англии прибыла комиссия по вопросу постройки в России бронированных тракторов), были вполне реальными. Для этого имелись и промышленная база, и подготовленные кадры. Здесь следует отметить, что, судя по некоторым документам, возможно в 1917 году заказ на танки был частично оплачен русским правительством. Поэтому не исключено, что поступление их на вооружение частей белых армий шло в счет этого заказа.

Личный состав броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины у своих боевых машин: слева танк «Рено» FT, справа - бронеавтомобиль «Пирлесс». Снимок сделан 22 апреля 1919 года в Харькове во время смотра дивизиона заместителем народного комиссара по военным делам Украины В.И. Межлауком (ЦМВС) .

Первые танки в России

Первые танки прибыли в Россию 12 декабря 1918 года, когда в Одессе вместе с французской и греческой пехотой высадились 20 танков «Рено» из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. 18 марта 1919 года машины впервые применили в бою под станцией Березовка (53 км от Одессы) против 1-й Заднепровской стрелковой дивизии 2-й Украинской Советской армии. Начдивом был П.Е. Дыбенко, военкомом А.А. Каверин, а командирами бригад - Н.А. Григорьев и Н.И. Махно. В ходе этого боя Красной Армией были захвачены первые танки. В донесении, направленном в штаб фронта, говорилось:

«Противник - греки, французы и добровольцы - был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулеметов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба греческий и французский».

Один из танков бойцы отослали в Москву, в подарок В. Ленину, написав в сопроводительном письме:

«Без оружия и без винтовок шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, но, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции».

Первый «танковый» парад на Красной площади 1 мая 1919 года - проходит один из захваченных под Одессой «Рено» FT (ЦМВС).

Еще один снимок трофейного «Рено» FT на Красной площади 1 мая 1919 года. Видимо, танк проехал по площади несколько раз туда-сюда, так как на этом фото виден Собор Василия Блаженного (на заднем плане), а на предыдущем - Никольская башня Московского Кремля (РГАКФД).

Офицер белой армии у танка «Рено» FT. 1919 год. Машина из состава броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины, о чем свидетельствует эмблема в виде двух концентрических кругов - такая же видна на бронемашине «Пирлесс». Судя по разукомплектованному виду, танк находился на ремонте (ЯМ).


В ответ на это, Ленин направил в штаб армии телеграмму следующего содержания:

«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка. Этот подарок, дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты.

Лучший привет и самые горячие пожелания успеха рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин)».

Оставшиеся три «Рено» были увезены в Харьков, в то время столицу советской Украины. Здесь на базе бронеавтомобилей бронеотряда особого назначения и трофейных танков сформировали «Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины». Командиром дивизиона стал А. Селявкин.

22 апреля 1919 года в Харькове прошел смотр дивизиона, проведенный заместителем народного комиссара по военным делам Украины В. И. Межлауком. На следующий день появился приказ наркомвоенмора № 10, в котором говорилось:

«22 апреля мною был произведен смотр автоброневого отряда особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украинской Советской Социалистической Республики.

С чувством глубокого удовлетворения я должен отметить прекрасное состояние автоброневого отряда: все строевые построения выполнялись блестяще, все броневые машины находились в полной боевой готовности, все автомашины в полном порядке.

Благодарю от имени рабочих и крестьян Украины весь командный состав во главе с командиром т. Селявкиным и всех красноармейцев автоброневого отряда за отличное несение службы и выражаю твердую уверенность, что и впредь автоброневой отряд особого назначения при СНК Украины будет идти в авангарде Красной Армии, являясь одной из лучших частей ее по дисциплинированности, боеспособности и высокому сознанию своего революционного долга».

К концу Первой мировой бывшую Российскую империю поглотила собственная война, гражданская. Она отличалась крайней деградацией тактики и упадком технической оснащённости войск. Но были и исключения. В отдельных случаях применялись новейшие образцы вооружений, в том числе — танки.

Война с ограниченными возможностями

Первые танки для белогвардейцев, около 20 французских «Рено» FT-17, прибыли в Одессу 18 декабря 1918 года. За ними последовали британские — тяжёлые Mark V и средние Whippet (всего около 85 машин на всех фронтах). В теории на фоне общего развала даже два-три исправных танка были оружием, способным повергнуть любого противника. На практике применение танков столкнулось с множеством проблем.

Не хватало обученных экипажей, приходилось привлекать британских и французских специалистов. Первых танкистов Белой гвардии обучали зарубежные инструкторы, несколько иностранных добровольческих отрядов воевали против красных, но начиная с 1920 года на танках сражались только русские.

Большим препятствием для выполнения тактических задач была огромная протяжённость фронтов. При наступлении армии Н. Юденича на Петроград осенью 1919 года танкистам приходилось идти в бой снова и снова — до трёх раз за день. Всего за четыре дня танк «Капитан Кроми» прошёл почти 160 км, танк «Бурый медведь» чуть меньше — 155 км, а «Первая помощь» — 130 км. Для первых танков это были очень длительные рейды, они быстро изнашивали механизмы и выматывали экипажи.

О нормальном снабжении даже говорить не приходилось. В хаосе гражданской войны некоторые танкисты Белой армии — редкий и элитный вид войск — не имели даже целой одежды. Один из них вспоминал: «По прибытии в танковый батальон мой гардероб включал матроску, разорванную во многих местах, в ужасном состоянии черные брюки и пару ботинок без подошв. У меня не было ни фуражки, ни носков, ни нижнего белья» . Позднее англичане подарили ему свежую форму. Русские танкисты, в отличие от британских экипажей, не получали жалованья, плохо питались, не могли купить табака. Топливо приходилось подвозить на телегах.

Танковый меч Белой гвардии

Помимо очевидных преимуществ в бою, появление танков на поле боя производило психологическое воздействие на красных. Даже имея тяжёлые пушки, солдаты не знали, как поражать движущиеся бронированные цели. Экипажи танков утверждали, что по ним стреляли из 107-мм и даже 220-мм орудий, но заградительный огонь практически не причинял машинам вреда. Типичное описание заслуг командира танка того времени: «Прорвался сквозь неприятельские искусственные заграждения, вошёл в окопы и несмотря на сильный артиллерийский огонь оставался там 25 минут, давая возможность подойти без потерь своей пехоте» .

В бою у хутора Преображенка красноармеец-пулемётчик Калиниченко, расстреляв патроны, шёл в мёртвой зоне рядом с танком и стучал в броню гранатой. Затем он залез на танк, но был ранен разрывом собственной гранаты

Первые танковые атаки казались обеим сторонам неудержимыми, несмотря на их грубую и примитивную тактику. Даже притом что рёв моторов выдавал машины, идущие к фронту, а взаимодействие с пехотой и артиллерией не было налажено, танки то и дело одерживали победы. Именно благодаря им А. Деникин захватил Царицын и Донбасс.

Красная пехота ещё не имела противотанковых средств. Обычные пули отскакивали от брони, в худшем случае частички металла и краски, отлетавшие внутрь машин, царапали лица и руки танкистов. Способы борьбы с бронированной угрозой искали всё настойчивее. В качестве доказательства того, что танки уязвимы, в Петрограде демонстрировалась машина, которую подбила под Гатчиной латышская батарея Г. Бриедиса.

К началу 1920 года тактика боевого применения танков белогвардейцами значительно улучшилась. Во время прорыва из Крыма танковые части П. Врангеля уже вовсю использовали маскировку, они были обеспечены грузовиками, мотоциклами, даже электростанцией и лазаретом. Было налажено взаимодействие с сапёрами и артиллерией, нормальное техобслуживание машин. В итоге фронт красных был прорван, армия Врангеля вышла в Северную Таврию.

Сохранилось описание, как красные пытались у хутора Преображенка (рядом с Перекопом) уничтожить танк кавалерией и артиллерией. Кавалеристы спешились среди деревьев, заняв позиции со связками гранат и ручными пулемётами. Сначала они метали гранаты издали, потом шагов с тридцати, но без малейшего эффекта. Винтовочного и пулемётного огня машина тоже не боялась. Один из красноармейцев шёл в мёртвой зоне возле танка, стуча по броне гранатой, потом залез на машину, но был ранен взрывом собственной гранаты. После в дело вступили конные батареи. По плану они должны были выстроиться полукругом и расстрелять танк в борт. Но огонь пушек с тысячи шагов был неточен, поэтому одна из батарей выехала на пятьсот шагов. Совместным огнём двух батарей один из танков был подбит, но отбуксирован второй машиной в тыл.

Каховский триумф Красной армии

Кульминацией применения танков в Гражданской войне стали бои на Каховском плацдарме 14 октября 1920 года. Наступление белых под командованием Врангеля строилось по канонам тактики и теоретически имело хорошие шансы на успех. Ранним утром внезапно заговорила артиллерия, затем 12 танков при поддержке конных батарей, броневиков и пехоты нанесли удар по позициям красных.

Будучи в выигрышном положении, белые совершили ряд ошибок. Они атаковали за два с половиной часа до рассвета, так что танки не видели друг друга и сражались фактически поодиночке. Кроме того, артиллерия и авиация не обеспечили своевременную поддержку наступления, а белая пехота оказалась связана боем с красной и не смогла помочь танкам.

Красноармейцы, в свою очеред
ь, были насторожены предыдущими атаками и подготовились. Они укрепили плацдарм тремя линиями окопов, рвами, противотанковыми фугасами и даже огнемётами. К фронту были переброшены броневики, вооружённые пушками. Артиллеристы Красной армии к тому времени уже знали, как бороться с танками. Для этого выделялись специальные «кинжальные» батареи, стрелявшие прямой наводкой с малых дистанций. Результат — «пленение» пяти танков. В этом сражении войска Врангеля потерпели поражение, окончательно лишив его надежд на удачное наступление.

  • Report on the British Military Mission, South Russia by Gen. Holman, 8 October 1919. CHAR 16/29, CCAC.
  • With Lieutenant Colonel Hope Carson in Estonia and Russia. Baltic Defence Review 2/1999.
  • Гостев И. М. Танки в гражданской войне на Севере и памятник в Архангельске. Архангельск, 2011.
  • Крастынь Я. П. Латышские стрелки в борьбе за советскую власть 1917-1920. Воспоминания и документы. Рига. Издательство Академии Наук Латвийской ССР, 1962.
  • Реден Н. Р. Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина 1914-1919. Москва: Центрополиграф, 2006.
  • Трембовельский А. Эпизоды из жизни 3-го отряда танков. Первопоходник, № 3. Октябрь 1971 г. Первопоходник, № 4. Декабрь 1971 г. № 6. Апрель 1972 г.
  • Уильямсон Хадлстон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919—1920. — М.: Центрполиграф, 2007.
  • Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. Под ред. В. Д. Поликарпова. М., Воениздат, 1963.
  • Федосеев С. Л. Русские против танков. Броня. № 4 (9). 2011.

«Мы мирные люди, но наш бронепоезд…» - эти слова из знаменитой песни «Каховка» давно стали «крылатыми». Однако в ожесточенных боях 1920 года за Каховский плацдарм активно участвовали не только бронепоезда и бронемашины, но и танки. А впервые новое «чудо-оружие» появилось в России полутора годами раньше, когда в составе французских экспедиционных войск в Одессе высадились двадцать «Рено» FT-17. Британские Mk.V и Мк.А «Уиппет» поставлялись деникинцам с весны 1919 г. И хотя в условиях маневренной Гражданской войны танки не могли применяться так же массово, как в позиционных сражениях на Западном фронте Первой Мировой, новые боевые машины провели ряд успешных боев в Донбассе и под Царицыным. По воспоминаниям «белых»: «Наше командование не зря придавало этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение. Когда первые танки врезались в неприятельское расположение и стали уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили. Пробивая путь этими чудовищами, наша пехота и конница быстро и без особых потерь очистила Донецкий бассейн…».

Интересна история появления танков у амурских партизан - украденные у американцев во Владивостоке, «Рено» применялись в боях под Читой, а затем и во взятии Волочаевки. Так что другая знаменитая песня Гражданской войны «Разгромили атаманов, разогнали воевод, и на Тихом океане свой закончили поход» имеет отношение и к трофейным «красным» танкам.

В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о боевом применении танков всеми участниками Гражданской войны, начиная с января 1919-го и заканчивая операцией против Грузии в 1921 году, а также о послевоенной службе этих машин в Красной Армии и их судьбе вплоть до Великой Победы. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных фотографий.