Бондарев юрий васильевич биография. Подробная биография: бондарев юрий васильевич - фёдор раззаков (газета "советская россия")

Советская литература

Юрий Васильевич Бондарев

Биография

БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина - участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945-1951 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К.Г.Паустовского).

Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 - первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой», истоки которой восходят к знаменитому роману Э. М. Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен.

Роман Бондарева Тишина (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» - трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу - будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины (тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977; Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991). Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами - и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977−1982). Бондарев - автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление (1994−1996), книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины (1976), многочисленных работ для театра и кино (в т.ч. участие в киноэпопее о Великой Отечественной войне Освобождение, 1970−1972, Ленинская премия, 1972).

Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924), русский писатель. Родился в Орске 15 марта 1924 года, в семье крестьянина принимавшего участие в борьбе за установление на Урале советской власти, впоследствии юриста. Первые годы Юрия Васильевича прошли на Южном Урале, в Оренбужье и Средней Азии. С 1931 начал жить в Москве. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан. Когда Бондарев окончил военное училище, отправился на фронт, где был ранен в первом бою. Войну прослужил командиром противотанкового орудия. После окончания войны, в 1945-1951-ых годах прошел обучения в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К.Г.Паустовского).

Первый рассказ Юрия Васильевича был опубликован в 1949 году, а в 1953 вышел первый сборник рассказов «На большой реке». Повесть «Юность командиров» увидела свет в 1956 году. Настоящую известность Бондарев получил после повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», которые были опубликованы в 1957 и 1959 гг. соответственно. Данные прозы положили начало так называемой «лейтенантской прозе», которая отмечалась той самой «окопной правдой», ее истоки приводят к знаменитому роману Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», времен еще Первой мировой войны.

Продолжением общеевропейской темы «потерянного поколения» стал роман Тишина (1962), в котором описаны трудности связанные с вхождением в мирную жизнь молодых людей, которые со школьной скамьи попали на фронт. В романе Горячий снег (1969) очень остро стоит проблема ценностей человеческой личности. Если рассмотреть творчество Бондарева с начала 1970-х, можно провести грань между тем, как сопрягается острота психологических коллизий с частной жизнью, подчеркивая при этом ответственность каждого человека за свою судьбу. Будь то отношения между «завоевателем» и побежденным, мужчиной и женщиной, выбор между муками истинного творчества и благополучием рутины, между жизнью предателя и смертью героя. Герой романов Бондарева сильный, преуспевающий и творческий человек.

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 , и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956 ). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 ) и «Последние залпы» (1959 ) - сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...» (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 - «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969) . Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям - одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975 ), «Выбор» (1980 ), «Игра» (1985 ) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа - «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991 ), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95 . И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам - первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Роман «Бермудский треугольник» (1999 ) посвящен событиям 1993 - расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события - только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978 ), критик и литературовед. Он - автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971 ; «Поиск истины», 1976 ; «Человек несет в себе мир», 1980 ; «Хранители ценностей», 1987 ).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность - это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

Бондарев - общественный деятель, долгие годы (более 25 лет) занимал различные должности в правлении СП СССР, СП РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.

Советский писатель Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области. В 1931 году его семья переехала в Москву.
В 1941 году Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Десятый класс окончил в эвакуации.

Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск (Казахстан). В октябре 1942 года был направлен под Сталинград (ныне - Волгоград) и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Позже служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Дважды был ранен.

С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", рядом польских наград.

В 1944 году Бондарев вступил в Коммунистическую партию и оставался в ней вплоть до распада СССР.

В 1949 году начал печататься в популярных журналах "Смена", "Огонек", "Октябрь". В 1951 году окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей.

В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева "На большой реке". Довольно скоро Юрий Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов в СССР. Основная тема его творчества — героизм советских воинов, психология человека на войне.

Юрий Бондарев — автор романов "Тишина" (1962), "Двое" (1964), "Горячий снег" (1969), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999), "Без милосердия" (2004); повестей "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), "Родственники" (1969); сборника рассказов "Поздним вечером" (1976); книг литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).

Многие десятки лет писатель продолжает работать над циклом миниатюр , получившим название "Мгновения".

Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. Художественные фильмы "Последние залпы" (1960), "Тишина" (1963), "Горячий снег"(1972), "Берег" (1983), "Батальоны просят огня" (1985), "Выбор"(1987) сняты по произведениям Юрия Бондарева.

В 1968-1972 годах была создана киноэпопея "Освобождение" режиссера Юрия Озерова, также посвященная Великой Отечественной войне. Этот фильм только в СССР за два года посмотрело 350 миллионов зрителей. Бондареву как одному из авторов сценария в 1972 году была присуждена Ленинская премия.

С 1959 по 1963 год Юрий Бондарев являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах был главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм".

Наряду с творчеством Бондарев всегда вел активную общественную деятельность. В 1971 году был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 года по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. На протяжении восьми лет, с 1991 года по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов.

В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги.

Писатель избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IX и X созывов, был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984-1989).

Юрий Бондарев — член Союза кинематографистов (1963). Действительный член Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, почетный член Пушкинской академии.

Герой Социалистического Труда (1984). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны II степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени (1974), орденом "Знак Почета", орденом Дружбы народов (1994, отказался), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени

Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994) и др.

Почетный гражданин города-героя Волгограда.

В 2013 году писатель литературной премии "Ясная Поляна" в почетной номинации "Современная классика".

Юрий Бондарев женат. У него две дочери — Елена (родилась в 1952 году), специалист по английскому языку, и Екатерина (родилась в 1960 году), художник.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Введение

Изучение творчества Юрия Васильевича Бондарева имеет весьма продолжительную историю. Анализ его произведений начался сразу же после выхода в печать первого его прозаического сборника «На большой реке» в 1953 году. Первоначально в газетах и журналах появились многочисленные рецензии, содержащие восторженные отзывы о молодом писателе. Сразу же в прессе возникла дискуссия и о масштабе художественного таланта автора. Эти отклики - первый подход к многостороннему и разноплановому анализу творчества Ю. Бондарева. В последующем появляются более обстоятельные разборы его произведений. И здесь на смену мнениям журналистов и критиков приходят полноценные литературоведческие исследования. В книгах В. Ковского, М. Кузнецова, О. Михайлова, А. Овчаренко содержатся размышления об истоках творческой индивидуальности Ю. Бондарева, подвергается тщательному анализу его художественная манера, метод и стиль. Не обойден вниманием и язык прозы Ю. Бондарева, поэтика его романов. Впервые отмечается одна из основных проблем, выдвигаемых Ю. Бондаревым в его творчестве, - проблема нравственного выбора героев.

Освещению нравственно-философской сущности романов писателя посвящен ряд диссертационных исследований. Открывается дискуссия о необходимости включать произведения Ю. Бондарева в школьную программу, а впоследствии главы о его творчестве входят в учебники. Наряду со статьями обобщающего характера, появляются работы, рассматривающие жанровую специфику произведений Ю. Бондарева, затрагивающие вопрос о традициях и новаторстве в творчестве писателя.

Начало осмыслению литературной критики о творчестве Ю. Бондарева было положено появившемся в 1960 году обзором А. Нинова в журнале «Сибирские огни», посвященном критическим публикациям о повести «Батальоны просят огня». Продолжено в начале 80-х гг. XX века диссертационным исследованием Ф. Наджиевой «Основные проблемы русской советской прозы и творчество Ю. Бондарева 50-60-х гг.», где представлена краткая характеристика состояния отечественной литературной критики, посвященной произведениям Ю. Бондарева.

Бондарев Юрий Васильевич: биография

Бондарев, Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896--1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900--1978). В 1931 году они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Агеносов В. Художественный мир философских романов Ю. Бондарева. // Советская литература и воспитание общественно активной личности. Межвуз. сб. науч. тр. - М. 2008 г. стр. 44.

В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм,1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).

Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984-1989) от Карачаево-Черкесской автономной области. Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). Член ЦК Компартии РСФСР (1990--1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования -- образование в мире».



02.1917 - 04.03.1945
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 27.02.1945


Б ондарев Иван Иванович – механик-водитель танка 2-го танкового батальона 49-й гвардейской танковой бригады 12-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старший сержант.

Родился в феврале 1917 года в селе Александровка, ныне село Бовадзор Лорийской области (Армения), в крестьянской семье. Русский. Получил начальное образование. Работал в колхозе «Путь Ильича».

В мае 1940 года призван Степанаванским РВК Армянской ССР в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Воевал на Северо-Западном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах.

7 июня 1944 года в боях за город Тыргу-Фрумос (Румыния) механик-водитель танка 308-го танкового батальона 107-й танковой бригады сержант И.И. Бондарев, выполняя приказ атаковать вражеские позиции, огнём и гусеницами своего танка уничтожал живую силу и технику противника.

В этих боях экипаж танка уничтожил 2 пушки, 1 миномёт, 3 ДЗОТа, 7 блиндажей и до 30 солдат и офицеров противника. Когда фашистам удалось подбить танк артиллерийским снарядом, сержант И.И. Бондарев был ранен, но не покидал машину, ведя бой до последней возможности, за что был награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1944 года за высокое воинское мастерство, мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 107-я танковая бригада, в составе которой служил И.И. Бондарев, была преобразована в 49-ю гвардейскую танковую бригаду, а сам он получил звание гвардии старшего сержанта. В январе 1945 года он особо отличился во время проведения Висло-Одерской стратегической наступательной операции.

В период с 14 по 25 января 1945 года в боях за освобождение польских городов Гощин, Блендув, Любень, Ходеч, Радзиюв экипаж танка уничтожил 2 противотанковые батареи, 3 миномета, 6 пулемётов, 4 автомашины с грузами, 5 блиндажей и до 40 солдат и офицеров противника.

20 января 1945 года на подступах к городу Радзиюв экипаж танка встретил сильное сопротивление врага. Тогда механик-водитель И.И. Бондарев повёл свой танк во фланг противнику, преодолел 2 противотанковых рва, и, стремительно ринувшись на врага, с хода уничтожил его противотанковую батарею. Своим смелым поступком отважный танкист обеспечил свободный проход танкам, в результате чего город Радзиюв и железнодорожная станция были взяты без особых потерь.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему Бондареву Ивану Ивановичу сержанту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Однако получить заслуженную награду Родины ему было не суждено. 4 марта 1945 года гвардии старший сержант И.И. Бондарев погиб в бою. Похоронен в городе Грыфице Западно-Поморского воеводства (Польша) на советском военном кладбище.

Награжден орденом Ленина (27.02.1945), орденом Красной Звезды (01.10.1944), медалью.

Имя Героя было присвоено школе в его родном селе.

Из наградного листа к ордену Красной Звезды:
В боях с немецкими захватчиками с 22.06.1941 года. На Северо-Западном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах показал себя смелым, мужественным, технически грамотным водителем. Неоднократно водил свою машину в атаку – умело маневрируя на поле боя, беспощадно уничтожал живую силу и технику противника.
7.06.1944 года в боях за город Тыргу-Фрумос – Румыния, выполняя приказ на атаку, тов. Бондарев стремительно вёл свою машину на сильно укрепившегося противника. Огнём и гусеницами своего танка беспощадно уничтожал живую силу и технику противника. Артснарядом противника танк тов. Бондарева был подбит, а он сам ранен, не покидая машину, тов. Бондарев вёл бой до последней возможности. Экипаж, в состав которого входил тов. Бондарев, уничтожил: 2 пушки, 1 миномёт, 3 ДЗОТа, 7 блиндажей и до 30 солдат и офицеров противника.
Стоя в обороне в районе Эмелюв – Польша, стойко и мужественно отражал неоднократные попытки противника.
Достоин Правительственной награды орденом «Красной Звезды».
Командир 308-го танкового батальона майор Беляк.
29 сентября 1944 года.

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:
В боях с немецкими захватчиками за города: Гощин, Блендув, Любень, Ходеч, Радзиюв с 14 по 25 января 1945 года показал себя смелым, мужественным, технически грамотным водителем. Неоднократно водил свою машину на врага, беспощадно громил его живую силу и технику. Только в этих боях экипаж, в котором состоял т. Бондарев, уничтожил: 2 противотанковых батареи, 3 миномёта, 6 пулемётов, 4 автомашины с грузами, 5 блиндажей и до 40 солдат и офицеров противника.
20.1.1945 года на подступах к городу Радзиюв, встретив сильное сопротивление врага, т. Бондарев, перехитряя врага, зашёл ему с фланга, преодолев 2 противотанковых рва, стремительно бросился на врага и с хода уничтожил его противотанковую батарею. Совершив героический поступок, тем самым обеспечил свободный проход танкам. В результате город Радзиюв и железнодорожная станция были взяты без особых потерь.
Достоин присвоения звания Герой Советского Союза.
Командир 2-го танкового батальона гвардии капитан Павлов.
11 февраля 1945 года.