Глобальные социально-политические проблемы. Глобальные проблемы современности

Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе со­циальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социально­го конфликта от политического состоят в следующем.

1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными орга­низациями, движениями и институтами), в политическом конфлик­те - между субъектами политики (политическими партиями, полити­ческими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исклю­чается трансформация социальных субъектов в политические и на­оборот.

2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта - полити­ческая (государственная) власть и властные отношения.

Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно мо­гут взаимодействовать и противодействовать социальные и политиче­ские субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы.

Итак, социально-политический конфликт - это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причи­нами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой со­циальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политиче­ские методы и средства. Например, если в ходе забастовки работни­ков крупного предприятия или целой отрасли не удается решить со­циальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государст­венные структуры решать возникшие проблемы политическими ме­тодами.

Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-полити­ческом конфликте представляют большие социальные группы (трудо­вые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и по­литические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институ­ты и социальные группы, поддерживающие этот режим.



Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-поли­тическом конфликте является политическая власть. Но предмет кон­фликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объ­ектом конфликта является государственная власть, а предметом - пределы властных полномочий. Для правящего режима основной це­лью в социально-политическом конфликте служит удержание поли­тической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и леги­тимности. Для социальных субъектов политическая власть, как пра­вило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (госу­дарственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при оп­ределенных условиях социальные субъекты могут трансформировать­ся в политических и также претендовать на политическую власть.

По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов:

Региональный - возникает в отдельном регионе РФ. В ходе

развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 янва­ря в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя-



Региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие пробле­мы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного резуль­тата);

Федеральный (общегосударственный). Такой социально-поли­тический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локаль­ный, возникший в одном или нескольких регионах, но по сво­им последствиям имеющий общегосударственное значение;

2) широкомасштабный - охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать обще­государственные решения. В качестве примера такого конфлик­та можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот;

Режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны.

Если режимный социально-политический конфликт предпола­гает глубинные качественные преобразования всех сфер жизне­деятельности общества и государства, то он называется социаль­ной революцией". Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. - февраль 1979 г.), в резуль­тате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мо­хаммеда Реза Пахлеви;

Международный. В отличие от межгосударственного такой кон­фликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникно­вения является столкновение политических, социальных, эко­номических и иных интересов.

Особенностями социально-политического конфликта являются:

1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика - это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-поли­тический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности;

2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-полити­ческий конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, об­щества в целом. Поэтому субъекты социально-политического кон­фликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной соци­альной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интере­сов, всего общества);

3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте яв­ляется политическая власть;

4) идеологический характер мотивации конфликта. Социаль­но-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целе­вой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта;

5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в об­ществе или на международной арене, субъекты социально-политиче­ского конфликта должны быть организационно оформленными - представлять собой общественную организацию, политическую пар­тию, государственный институт или являться легитимным представи­телем этих органов;

6) «символическая» идентификация. Существенную роль в иденти­фикации, организации и мобилизации масс в социально-политиче­ском конфликте играют идеологические символы. Например, основ­ным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 - начало 2005 г.) про­правительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко - оран­жевый. Символы используются как способ и средство самоидентифи­кации и противопоставления сторон в политическом конфликте;

7) конфликт взаимных намерений сторон. Если на обычном рын­ке конкурируют и «конфликтуют» товары и услуги, то на политиче­ском поле - идеи, лозунги, программы, заявления. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», кото­рые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попро­бовать на вкус. В социально-политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекла­мирования - политические PR-технологии, политический марке­тинг;

8) наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических ли­деров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-по­литического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитиро­вать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей;

9) правовые коллизии. Институционализация социально-полити­ческого конфликта - одно из важнейших условий его урегулирова­ния и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако, если для урегулирования юридического кон- 16* фликта предполагается привлечение узкого круга юристов-профес- сионалов, то противоборствующие стороны социально-политическо­го конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможное число «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий), как «законность» и «легитимность»; первая апеллирует к юридиче­ским нормам права, вторая - к социальной (политической) справед­ливости;

10) односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в социально-политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать «неза­конными» методами, подстрекать широкие слои населения к массо­вым выступлениям и неповиновению властям;

11) национальные и социокультурные особенности. История и по­вседневная практика показывают, что в разработке теории социаль­но-политического конфликта и в практическом ее применении необ­ходимо учитывать «местные» и «временные» особенности страны и уровень политической культуры;

12) возможность трагических последствий. Широкомасштабный социально-политический конфликт способен до основания разру­шить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и матери­альным затратам.

Причины возникновения:

К. Маркс полагал, что в основе социально-классового конфликта лежат отношения собственности на средства производства. Л. Козер считал, что все виды социальных конфликтов обусловлены дефици­том ресурсов. С точки зрения Р. Дарендорфа, основной причиной конфликтов в обществе является борьба за власть.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения политического конфликта рассматривает относительную депривацию.

По мнению Л.Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники воз­никновения политического конфликта:

1)сами общественные отношения - отношения неравенства;

2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;

3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политиче-; ская и др.);

4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;

5)социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Е.М. Бабосов причинами политических конфликтов считает:

Отношения господства и подчинения, которые разделяют людей на властвующих и подчиняющихся;

Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, социальных групп и общ­ностей;

Совокупность факторов, связанных с процессами идентифика­ции граждан, осознания ими своей принадлежности к полити­ческим, социальным, этнонациональным, религиозным, суб­культурным общностям;

Конфликтность самой политической системы, которая неиз­бежно порождает государственно-правовые конфликты.

По мнению Б.В. Коваленко, А.И. Пирогова и О.А. Рыжова, в ос­нове политического конфликта лежат различные виды политических кризисов:

Кризис идентичности, обусловленный распадом идеалов и ценно­стей, доминирующих в политической культуре данного общества;

Кризис распределения материальных и культурных благ, заклю- и чающийся в неспособности властных структур обеспечить ус­тойчивый рост материального благосостояния населения;

Кризис участия - обусловлен низким уровнем вовлеченности граждан в управление;

Кризис «проникновения» - стремление правящего класса реали­зовать свои решения во всех сферах общественной жизни;

Кризис легитимности - несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функциониро­вания.

Все многообразие причин возникновения внутригосударствен­ных политических конфликтов можно свести к трем основным:

1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Этим может быть обусловлено возникновение следующих видов политических кон­фликтов:

Конфликт легитимности власти, в основе которого лежат: а) со­циально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами и слоями (например, в России разрыв в доходах между бедными и богатыми (децильный коэффициент) составляет 17,5); б) политико-правовые причины (например, нарушение политических прав и свобод граждан).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объ­ективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

Кризис естественного социально-экономического развития об­щества (например, кризис СССР в 1980-е гг.);

Трудности, связанные с радикальным реформированием соци­ально-политической системы общества;

Непредвиденные обстоятельства (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

" Субъективные факторы:

Явные просчеты в социально-экономической политике (неком­петентность);

Нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

Осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои базовые потребности в рамках сущест­вующих социально-политических институтов, то она будет стремить­ся разрушить или радикально изменить эти институты. Массовые со­циально-политические протесты, прошедшие в России в конце 2011 - первой половине 2012 г., наглядный пример проявления неудовлетворенности значительной части россиян состоянием дел в стране;

2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, пред­ставлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Так, поданным социологических исследований, в начале 2011 г. 43 % россиян счита­ли, что Россия находится на ложном пути своего развития, 47 % - полагали, что Россия находится на верном пути. Эти данные свиде­тельствуют о том, что российское общество в своих представлениях и ценностных ориентациях раскололось на две примерно равные части, между которыми возможны конфликты;

3) борьба между различными группами интересов (кланами, эли­тами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе. Такая борьба яв­ляется наиболее распространенным основанием для инициирования социально-политических конфликтов «сверху». На данном основа­нии могут возникнуть следующие виды конфликтов:

Конфликт, обусловленный борьбой за власть и ресурсы в рамках существующей политической системы. Причины, цели и задачи этих конфликтов обычно завуалированы и не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни населения. При мерами подобных конфлик­тов являются «цветные революции», произошедшие в начале нынешнего века в Грузии, Украине, Киргизии. Опасность таких «клановых» конфликтов для общества заключается в том, что для достижения своих индивидуальных и групповых интересов политические группировки и лидеры стремятся привлечь на свою сторону большие социальные группы, что может привести к насилию и гражданской войне;

Конфликт, обусловленный борьбой между оппозиционной и пра­вящей политической элитой за радикальное изменение социаль­но-политической (экономической) системы. Примерами таких конфликтов могут служить горбачевская «перестройка» (конец 1980-х гг.) и ельцинская «либерализация» (начало 1990-х гг.);

Конфликт идентичности, суть которого состоит в том, что люди делятся по определенным признакам (социальным, этниче­ским, политическим и др.) на «своих» и «чужих».

Социально-политические проблемы охваты­ваютцелый комплекс задач по обеспечению мира и международной безопасности . Сюда входят прежде всею (1) предот­вращение локальных войн и особенно всемир­ной ядерной катастрофы; (2) искоренение насилия в отношениях между людьми и курс наисключительно мирное разрешение всех конфликтов; (3) прекращение гонки вооружений, проведение разо­ружения и конверсии; (4) установление между народами отноше­ний доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества.

Решение всех этих задач предполагает, и частности, активное «международное воспитание» людей и народов в духе миролюбия и сотрудничества, понимания общности судеб человечества и осоз­нания того факта, что разным нациям, народам, социальным груп­пам, религиям и государствам как воздух нужны взаимные терпи­мость и уважение.

Воспитание подобной «планетарной доброжелательности» осо­бенно важно для детей. Однако, к великому сожалению, многие со­временные игры, книги, телепрограммы, напротив, подстегивают рост негативных, разобщающих инстинктов у детей (нездоровое тщесла­вие, эгоизм, надменность, агрессивность, жестокость, даже садизм и т.н.). Что же должно произойти, чтобы люди одумались? Что сде­лать, чтобы нынешние поколения современников, живущие вместе на планете Земля, осознали всю эфемерность своего счастливого присутствия в многовековом бесконечном потоке жизни. Зачем же отравлять минуты земного счастья злобой, ненавистью и наси­лием по отношению друг к другу?!

Главный «корень зла» в гонке вооружении с ее длинным шлейфом острых проблем. Она не только отнимает у людей огромные ресурсы, но еще и направляет их на цели уничтоже­ния человеческих жизней и созданных материальных благ. Она, далее, постоянно нагнетает опасность того, что «висящее на стене ружье» (как в театральном спектакле) того и гляди выстре­лит. Кроме того, чем больше горы оружия, тем неизбежно шире зона преступности: вооруженные налеты, угрозы, запугивание, организация взрывов, незаконная торговля и кражи оружия и т.п. Гонка вооружений, наконец, порождает своего рода «милитари­зацию сознания» людей. Они начинают видеть в оружии «нормаль­ный» и универсальный инструмент для прокладывания себе пути к жизненному успеху. Обладание оружием пьянит их, наполняет сладким ощущением господства над окружающими, создает ил­люзию, что с его помощью легко разрешить любое возникшее затруднение. Заметьте, как важно, как самоуверенно выглядят вооруженные автоматами «боевики» (в Чечне ли, в Алжире, в бывшей Югославии, Афганистане или где-то еще). Они готовы мгновенно «снять» любую проблему простым нажатием на курок. Такое впечатление, что война им нравится и что, не будь ее, они не знали бы, чем заняться. Война как образ жизни - вот трагедия искаженного, милитаризованного человеческого сознания!..


С окончанием холодной войны (середина 1980-х) особенно остро встали (а) проблема разоружения - сокращения и унич­тожения накопленных запасов оружия (хранить которое становит­ся все дороже, опаснее и вреднее для окружающей среды) и (б) проблема конверсии, т. е. перевода избыточных ресурсов, заня­тых в военно-промышленном комплексе, в гражданский сектор.

Посмотрите, какой серьезной разоруженческой проблемой обер­нулись так называемые противопехотные мины (или, как их точ­нее называют на Западе, наземные мины). Ежегодно в мире на них подрывается более 26 тыс. человек! Но обезвреживание этих злове­щих ловушек обходится очень дорого: около 90 американских долла­ров на 1 мину, что примерно в 30 раз дороже ее производства. Се­годня в земле «затаились» и ждут очередных жертв более 100 млн. мин на территории более чем 70 стран мира. Если продолжить их уничтожение нынешними темпами, то последняя мина будет ликви­дирована лишь через 11 веков.

Разоружение, особенно ракетно-ядерное, процесс сложным и длительный. Достаточно напомнить, что со времени первых соглашений между Соединенными Штагами и Советским Союзом по ограничению стратегических вооружений (так называемые соглашения ОСВ-1) минуло уже более четверти века (1972 г.). Миролюбивое человечество надеется, что процесс ОСВ теперь уже между США и Россией и под измененным названием (СНВ - стратегические наступательные вооружения) не остановится. В частности, давно разработанный договор СНВ-2 уже ратифициро­ван 1 Конгрессом США и ждет (или, возможно, уже дождался?) взаимной ратификации в Государственной Думе РФ.

Любопытно в связи с этим, что » Республике Сан-Марино осенью 1997 г. начал «щелкать» оригинальный счетчик ядерного разоруже­ния. На старте четыре его электронных экрана (обращенные к четырем сторонам света) показывали цифру 14312 - столько ядерных боезапасов находилось тогда в военных арсеналах США и России. Уничтожение каждой боевой единицы уменьшает на единицу и это число.

Первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны, хотя еще в 50-е годы многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-80-е годы прошлого столетия, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости! Катастрофа на Чернобыльской АЭС 1986г окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор.

Другим угрожающим человечеству фактором является терроризм. Россия относительно недавно столкнулась с этим видом насилия, но Президент, Федеральное Собрание и Правительство России рассматривают борьбу с терроризмом как одну из важнейших задач, от эффективности решения которой зависит национальная безопасность, стабильность общества и государства.

Подводя итоги, отметим, что предотвращение новых войн, борьба с терроризмом как уголовным деянием, требуют объединения усилий мирового сообщества, скорейший «запуск в действие» принятых договорных актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием.

Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость - результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Экономика этих стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В данной работе я постараюсь объяснить и раскрыть сущность социальных проблем, которые существуют на данном этапе развития общества, так же предложу способы реализации (решения) данных проблем.

1. Социальные проблемы

Социальные проблемы - проявление разрыва соц. отношений или разрушения соц. норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, которые изменяют человеческие ценности, нормы поведения и ведут к соц. отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-объект, субъект-субъект

Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром.

Начнём с того, что социальные проблемы, это прежде всего проблемы которые находят своё место в обществе, они принимают самые разные формы, зачастую социальные проблемы перерастают в социальные конфликты, а точнее сказать, не зачастую, а всегда, если эти проблемы не решать во время.

Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение которых представляют существенный теоретических и практический интерес

Глобальные проблемы:

1. Возникающие в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы)

2. Возникающие в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение, культура)

3. интерсоциальные (между общностями, этносами)

Методология проявления проблем:

1. Генезис возникновения и детерминация проблем (как, почему возникла проблема)

2. становление, конституирование проблемы (как и в каким формах выражается проблема)

3. диагностика и прогнозирование проблемы

4. типология проблем (тип и виды)

5. модификации и метаморфозы проблем (как они проявляются)

6. регулирование разрешения и погашения проблем

Виды социальных проблем и причины их классификации

Если взять за основу проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни, то выявляют след проблемы:

Между индивидами (личностные)

Между соц группами (групповые)

Между классами (классовые)

Между соц системами

По характеру отношений:

Политические

Экономические

Национальные

Трудовые

Конфессиональные

Семейные и т.д.

По способности экономической системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы:

Институциализированные (судебные, законадательные)

Внеинституционные

По времени существования проблемы:

Долговременные

Кратковременные

По способу разрешения:

Насильственные

Факторы и источники проблем.

1. Информация

2. Структурные факторы, связанные с учреждениями формальными или неформальными отношениями

3. Ценностные

4. Поведенческие

5. Факторы отношений

Причина социальных проблем

2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (недопонимание людей друг другом)

3. Ненависть расовая, религиозная, зависть

Технология разрешения личностных проблем.

Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые.

При решении любой жизненной проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости:

1. Информационный путь, то ест наличие необходимой информации

2. Детерминационный, то есть формулировка причин, блокирующих решения проблемы

3. Ресурсный

4. Инструментальный

5. Мотивационный

6. Экономический

Задачами и условиями решения проблем яв:

Правильно сформулированные проблемы позволяют действовать в необходимом направлении

Обеспечение выбора оптимального инструментария соц воздействия и эффективности соц работы

Решение внутренних и внешних противоречий

Социальные противоречия - это взаимодействия сторон или тенденций проходящих в своем развитии нескольких стадий. В своем развитии противоречия проходят несколько стадий.

Стадия сущ различий - характеризуется перерастанием несуществующих различий в существующие

Стадия противоположностей - характеризуется поляризацией пантогонизма в отношении. Перерастания различий в взаимоотрицаемые противоположности

Стадия конфликта - перерастают в открытые противоборства

1. проблемные состояния со временем проходят

2. внимательно выслушать клиента

3. включить других в процесс предоставления помощи

4. позволить клиенту выразить свои чувства

5. выражать надежду и оптимизм в работе с клиентами

6. разделить ситуацию на составляющие

7. снабдить клиента достоверной информацией

8. разъяснить клиенту последовательность его действий

9. побудить клиента обратиться к опыту решения прошлых проблем

10. обдумать использование метода поведенческого контакта.

На сегодня существует масса социальных проблем, их невиданный масштаб поражает, ни в одной из эпох такого огромного количества проблем не было, хочется так же заметить некую закономерность их появления, с продвижением общества вперёд, проблемы на ровне с ним идут так же вперёд и растут, это значит, что с каждым новым этапом времени их становится всё больше и больше.

Социальных проблем выделяют множество, их классифицируют по отраслям (социал - экономические (безработица), социал - политические), их делят и тд., но все они упираются в разные источники происхождения, как правило все они опираются в неправильную политику гос-ва. Я же считаю иначе.

Все социальные проблемы это цветы, которые с корнями уходят в землю - земля, это причина их возникновения, ведь без земли не может расти цветок, но земля - она одна и также везде, я не беру состав почвы и т.д. но само её наличие уже говорит о единстве. Так и социальные проблемы имеют такой фактор, который порождает их всех. Вот например алкоголизм, не может человек взять вдруг и стать алкоголиком или наркоманом, оба эти явления имеют под собой почву гораздо сложнее нежели простая безработица или неудачи в личной жизни, тоесть имеют такой фактор, который впоследствии порождает эти действия.

Под таким фактором я понимаю начальную социализацию до 14 лет, бесспорно, что процесс социализации длиться на протяжении всей жизни человека, но для того, чтобы он сформировался и обрёл хоть какую - никакую жизненную позицию достаточно этих 14 лет. Почему именно этот возраст и почему именно «начальную социализацию»

Всё предельно просто, когда люди рождаются, они все одинаковые, в плане своего развития (мы не берём инвалидов с психическими отклонениями и теории о переселении душ и другие неформальные теории связанные с фантастическими явлениями) Не бывает такого, чтобы в возрасте 2 месяца один ребёнок уже был умным, а второй глупым (не берём примеры исключения, которые бывают 1 на 100000), то есть они равны. Вот с этого и начинается процесс начальной или первичной социализации. В своей работе я выделяю 3 этапа социализации

1 - первичная

2 - средняя

3 - завершенная

1 этап длиться с момента рождения и до 14 лет

2 этап с 14 лет и до 40, в этот период идёт уже переосмысление ценностей, начинают вырабатываться основные жизненные ориентиры

3 этап, после 40 лет, всё выработалось и идёт процесс использования этих ориентиров и применения уже готовых их в жизни, так сказать внедрение, третий этап проходит до смерти, со смертью 3 ий этап заканчивается.

Основные направления действия и социальные ориентиры закладываются на этапе первичной социализации, в этот период ребёнок подвержен влиянию общества, а точнее можно сказать не только подвержен, ну и так же, некоторые, непосредственно зависят от общества. Вернёмся к рождению, после того когда ребёнок может мыслить и осознавать то, что происходит вокруг, пусть даже на примитивном уровне, этот возраст примерно 4-5 лет, он начинает в себя впитывать и вырабатывать для себя определенную модель поведения, ибо до этого возраста он ничего не боится и не понимает, сколько известно случаев, когда маленькие дети вылезали из окон - они не понимают что такое высота и смерть и им не страшно. По достижению «сознательного возраста» он способен воспринимать и тут огромную роль играют родители. родители, как представители института семьи, обязаны влиять на ребёнка и задавать ему верные по жизни ориентиры, формировать в нём верную мораль, но тут возникает вопрос «а какая мораль правильная? Ведь у кого то в норме убивать и они считают это нормальным» На этот напросившейся вопрос я отвечу, есть некие устоявшиеся за столетия нормы поведения и представления о жизни, вот они, на мой взгляд являются правильными, то есть, например, нельзя убивать, класть ноги на стол и т.д. Родители научив своих детей правильно себя вести, так же должны ограждать своих детей от тех компаний, в которых первичный процесс социализации прошёл неудачно и их дети не научились вести себя правильно и могут нести в себе потенциальный вред окружающим. «потенциальный вред» - вот она золотая середина всей дискуссии, после того как человек прошёл первичный этап, по нему можно судить, способен ли он на потенциально опасные и негативные действия или нет. Но тут есть ещё один подводный камень. Как быть, ребёнок повзрослел, пошёл в школу и начал общаться с компанией друзей которые курят и пьют? Как уберечь его от этого, если давление общества столь велико, что есть шанс что ребёнок «прогнётся» под ним и тоже начнёт Вот тут как раз таки появляется новый термин " максимальная социализация

По степени сложности я выделяю опять же три вида социализации

1 - простая (родители мало время уделяли ребёнку и из всего процесса он вынес для себя лишь родительскую заботу и любовь, но понимание о том, что в жизни не достаточно только любить и уважать своих родителей, он не получил)

2 - среднюю (родители постарались на славу, ребёнок сформировался более - менее хорошо, но характер у него слабый и он может прогнуться под давлением, но он защищён больше от негатива, нежели при простой социализации)

3 - максимальная (Ребёнок за период первичной социализации усвоил для себя все нормы поведения, он стал не зависим от общества (в плане негативных воздействий) и способен понимать что в жизни есть главная ценность и какие поступки могут привести к краху личности.

Максимальная социализация на редкость редкое явление, как правило 90% подростков поглощаются обществом и общество навязывает им неправильные стереотипы.

Хочу заметить что понятие «простая, средняя и максимальная социализация», существуют только на этапе первичной социализации)

При максимальной социализации человек не будет употреблять спиртное за пределами разумного, тоесть становится алкоголиком, а так же быть зависимым от табака, Это и отличает максимально социализированных людей, от слабо социализированных.

Теперь разберём конкретно на примерах

Алкоголизм

Родители пьют, родственники пьют, ребёнку при этом 8 лет, так же родители, алкоголики, как правило не говорят ребёнку это плохо и т.д. ведь разум у них затуманен, смотря на них, он начинает в дальнейшем понимать, что это и есть правильно, ведь родители для него, как представители семейного института, являются авторитетами, то есть их поступки априори правильные.

Человек в семье которого ведётся антипропаганда всех вредных привычек никогда не будет курить, пить и заниматься наркоманией. ведь с детства он, смотря на своих родителей и зная, что их мнение авторитетнее нежели мнение друзей и т.д, привык к компании не пьющих и курящих и ему будет чуждо находиться и жить по другому.

к чему же вся эта классификация и рассуждения? Прежде всего к тому, что на этих примерах мы можем ярко увидеть то, что все проблемы социального плана и не только исходят из первичной социализации (как основной)

Заключение

социальный общество глобальный

Социальные проблемы имели место быть на всех этапах развития человека, начиная от первобытного общества, заканчивая нынешнем этапом развития, а именно двадцать первым веком. Отличие этих проблем заключается в том, что на каждом этапе они имели разные формы проявления, в первобытной общине они выражались в форме самого становления первобытного общества. В первобытном обществе существовало такое понятие как нормативно правовая избыточность, она подразумевала собой регуляцию всех сторон общественных отношений, доходя до крайностей (как правильно готовить животных, вверх брюхом или вниз) и если кто то нарушал данный порядок, он подвергался общественным порицанием или даже какими то санкциями, выраженных, к примеру, в лишении ужина соплеменника. В средних веках социальные конфликты и проблемы, к примеру, могли находить своё отражении в неправильной одежде у соотечественников, те люди, чей внешний вид отличался хоть немного от вида всех остальных, уже был как изгой и отношение к нему было негативное, что порождало конфликт или проблему.

Список используемой литературы

1. Холостова, Е.И., Кононова, Л.И. Технология социальной работы [текст]: учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. - М.: Юрайт, 2011

2. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебник. / Е.И. Холостова, М.В. Вдовина, Л.И. Кононова - М.: Юрайт, 2012

3. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы [Текст]]: учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2012

4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения населения [Текст]: учебное пособие / Павленок П.Д., Руднева М.Я. - М.: Инфра-М, 2011.

5. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2011.

7. Студентова Е.Г., Фирсов, М.В. Технология социальной работы [текст]: учебное пособие / Е.Г. Студентова, М.В. Фирсов - М: Юрайт, 2012.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные проблемы современности. Специфика личностных социальных проблем. Социально-экономические проблемы общества. Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями, коммуникациями. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2014

    Понятие глобализации и ее социальная сущность. Основные черты проявления глобальных социальных изменений в современной России. Аспекты глобализации, ее причины и социальные последствия. Удовлетворенность опрошенных респондентов различными сторонами жизни.

    реферат , добавлен 15.12.2012

    Понятие и пространственная сущность глобальных проблем, основные предпосылки их возникновения. Определение социально-экономических и мировоззренческих причин современных глобальных проблем человечества. Состав теории глобальных проблем и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Особенности постановки глобальных проблем человечества. Причины и симптомы их проявления. Общая классификация глобальных проблем современности. Затраты на их решение. Проблема современного международного терроризма. Перспективы решения глобальных проблем.

    эссе , добавлен 06.05.2012

    Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем, социальные причины наркотизации. Методика изучения особенностей распространения наркомании в России. Взаимосвязь преступности и наркомании, психологические факторы, влияющие на наркотизацию общества.

    реферат , добавлен 14.11.2009

    Социальные процессы современной России, их характер и направления реализации. Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание, проблемы аудита эффективности. Реформирование социальной сферы России: проблемы и пути разрешения.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Социальные движения как массовые общности людей, объединенных одной целью, их основные принципы, предпосылки и причины возникновения. Типы социальных изменений. Классификация социальных движений, их генезис и методы исследований в социологической науке.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2012

    Ознакомление с теоретическими аспектами исследования понятий, видов и причин социальных проблем. Рассмотрение и характеристика основных процессов общественного реформирования в России. Исследование и анализ демографического фактора глобальных проблем.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Основные причины формирования и содержание глобальных проблем современности, пути и возможности их решения. Взаимоотношения человека с окружающей средой, освоение природы и овладение ее стихийными силами. Классификация глобальных проблем человечества.

Глобальными проблемами социально-политического характера являются:

Предотвращение ядерной войны;

Прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов;

Строительство ненасильственного мира, на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар). К ним относятся в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но дело не только в этом. Сама активно преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.

Глобальными следует считать те проблемы, которые затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдалённых частях земного шара.

В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие - радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах.

Итак, проблемы, порождённые фундаментальными изменениями условий жизни мирового социума, угрожающими его существованию, получили название - глобальных проблем современности. Первой такой проблемой стала впервые появившаяся в истории реальная опасность самоуничтожения человечества, связанная с возникновением ядерного оружия и наращиванием ядерных потенциалов. Эта проблема была впервые сформулирована как глобальная в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955 г. Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после создания отечественными учёными под руководством академика Н.Н. Моисеева модели глобального климата «ядерной зимы» - математического описания процессов, которые могут произойти в результате ядерной войны в живой и неживой природе и в обществе. Вслед за угрозой ядерного самоуничтожения человечества были осознаны энергетическая и экологическая проблемы.

Гонка вооружений - ключевая проблема, от которой зависит решение всех остальных. В условиях противостояния двух мировых сверхдержав - СССР и США - в принципе не могло быть никакого глобального подхода к решению остальных проблем. Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!». Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма». Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

Война как способ разрешения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель многих людей, порождающий стремление к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями - гуманистами всех исторических эпох. И действительно, из четырёх с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трёхсот были полностью мирными. Всё остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны. ХХ в. вошёл в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей.

По единодушной оценке многих учёных и политических деятелей, третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчёты, проведённые исследователями разных стран, в том числе нашей, показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». Последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснутся всех. Вот почему предотвращение ядерной войны является глобальной проблемой современности. Можно ли предотвратить ядерную войну? Ведь многие военные арсеналы всех стран мира, обладающих ядерным оружием, наполнены самыми разными его видами. Не прекращаются испытания новейшей военной техники. Даже 5 % уже накопленных великими державами ядерных запасов достаточно, чтобы ввергнуть планету в необратимую экологическую катастрофу. Не прекращаются и локальные военные конфликты, каждый из которых таит опасность перерастания в региональный и даже мировой.

Первый раз мировое сообщество задумалось о нераспространение оружия массового уничтожения в 60-х годах прошлого века, когда уже появились такие ядерные державы как, СССР, США, Великобритания, Франция; и Китай был готов к ним присоединиться. В это время всерьёз задумались о ядерном вооружении и даже занялись его разработками такие страны, как Израиль, Швеция, Италия и др.

В те же 60-е года Ирландия стала инициатором создания международно-правового документа, который и заложил основы нераспространения ядерного оружия. СССР, США и Англия стали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия. Они и стали первыми участниками этого договора. Он был подписан 01.07.1968 года, но вступил в силу в марте 1970 года. Франция и Китай вступили в этот договор несколько десятилетий спустя.

Его основные цели - предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия, стимулировать сотрудничество в сфере использования атома в мирных целях при гарантиях сторон-участников, способствовать проведению переговоров о прекращении соперничества в сфере разработки ядерного оружия с конечной целью его полной ликвидации.

По условиям этого Договора ядерные государства берут обязательства не оказывать содействия безъядерным государствам в приобретении ядерных взрывных устройств. Безъядерные государства обязуются не производить и не приобретать такие устройства. Одно из положений Договора предписывает МАГАТЭ осуществлять меры по обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерных материалов, используемых в мирных проектах безъядерными государствами - участниками Договора. В Договоре о нераспространении ядерного оружия(статья 10, пункт 2) говорится, что через 25 лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчёты конференции проводились согласно условиям Договора каждые пять лет, и в 1995 году, когда он подошел к завершению 25- летнего периода действия, стороны - участники единогласно выступили за бессрочное его продление. Они также приняли три обязательные Декларации принципов: - подтверждение ранее принятых обязательств в отношении ядерного оружия и прекращение всех ядерных испытаний; - усиление процедур контроля за разоружением; - создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке и строгое соблюдение условий Договора всеми странами без исключения.

Участниками договора являются 178 государств, включая существующие ядерные державы, которые выступили за режим контроля над ракетными технологиями. Также есть четыре страны, проводящие ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия, Пакистан, Куба. Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада в этой области. Эта помощь показывает, что Запад не хочет видеть в странах СНГ источник распространения угроз. На саммите большой восьмерки в Канаде в июле 2002 года были приняты важные решения по вопросам международного терроризма и распространению ядерного оружия.

Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого оружия массового уничтожения являются: - безопасность хранения, складирования, транспортировки оружия массового уничтожения и материалов, пригодных для его производства; - система предотвращения незаконного оборота ядерного и другого оружия массового уничтожения и материалов.

Опасность глобального самоуничтожения ядерным (химическим, биологическим) оружием после прекращения конфронтации между Востоком и Западом не исчезла - она вырвалась из - под контроля сверхдержав и теперь связана с угрозой не только со стороны государств, но и со стороны негосударственного терроризма. Терроризм - это очень большая проблема в наше время. Современный терроризм выступает в форме террористических актов, имеющих международный масштаб. Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь-кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные. Для них становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Трагические события 11 сентября 2001 года в США подчеркнули опасность возможного попадания оружия массового поражения в руки террористов. Эта атака могла иметь еще более разрушительные последствия, если бы террористам удалось получить и использовать химическое, биологическое или ядерное оружие. Одним из наиболее эффективных способов предотвращения такого рода угрозы, является укрепление многосторонних режимов, уже разработанных для запрета использования ядерного, химического, биологического оружия и недопущению его распространения.

Ключевыми задачами разоружения являются - поддержание международного мира и безопасности, многостороннее разоружение и ограничение вооружений. Высший приоритет отдается сокращению и, в конечном счете, ликвидации оружия массового уничтожения. Хотя цель уменьшения угрозы ядерного, химического и биологического оружия остается на протяжении многих лет неизменной, масштабы обсуждений и переговоров по разоружению меняются, что отражает эволюцию политических реалий и международной ситуации

На данный момент не все имеют представление о существующей опасности, о возможности и размере катастрофы с применением оружия массового уничтожения. Человечество не уделяет должного внимания этой проблеме из-за неосведомлённости и неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае не надо забывать о том, что угроза применения оружия массового уничтожения, к сожалению, присутствует в повседневной жизни через активную пропаганду насилия. Это явление происходит во всём мире. Предотвращение угрозы распространения оружия массового уничтожения признано Россией, США и другими странами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности. Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.

Все глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества и требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. С точки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества. Отсюда необходимость многопланового подхода, отвечающего всему спектру проблем, нового уровня партнёрства как между государствами, так и между негосударственными структурами, поскольку усилий одних лишь правительств недостаточно, чтобы решить любую из стоящих перед миром глобальных проблем.