Снв 1 договор о сокращении наступательных вооружений. Договора по стратегическим наступательным вооружениям между россией (ссср) и сша: исторический обзор

СНВ II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован … Википедия

СНВ - сокращение наступательных вооружений воен. Источник: http://nuclearno.ru/textml.asp?9476 Пример использования договор СНВ 2 СНВ стратегические наступательные вооружения воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А …

СНВ - I подписан 30 31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 года через несколько лет после распада СССР СНВ II подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993 года. Был ратифицирован парламентами обоих государств, но так и не … Википедия

снв - сущ., кол во синонимов: 1 вооружение (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СНВ - [эсэнв э], нескл., мн. ч. (сокр.: стратегические наступательные вооружения) … Русский орфографический словарь

СНВ-2 - Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. воен., РФ, США … Словарь сокращений и аббревиатур

СНВ-II - Президенты Джордж Буш и Борис Ельцин на подписании договора об «СНВ II» в Кремле … Википедия

СНВ-I - Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ 1) подписан 30 31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г.. Срок действия Договора СНВ 1 истек 5 декабря 2009 года. Согласно договору СССР и США должны… … Википедия

СНВ - стратегические наступательные вооружения … Словарь сокращений русского языка

СНВ-III - / New START Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Treaty between the United States of America and the Russian Federation on… … Википедия

Книги

  • Купить за 858 грн (только Украина)
  • Контроль над вооружениями. История, состояние, перспективы , Анатолий Антонов. В монографии на основе глубокого анализа рассматривается эволюция подходов к режиму контроля над вооружениями, его современное состояние и ближайшие перспективы. Используя уникальный опыт…

В начале 1989 года в США президентом становится Джордж Буш- старший. В это время в Советском Союзе и Восточной Европе шли большие перемены, поэтому Буш не торопился наладить отношения с СССР. Он долго вырабатывал свою стратегию, одной из целей которой было расширение диалога с Советским Союзом таким образом, чтобы можно было навязывать ему свою волю. Для продолжения диалога с СССР требовалось проверить Горбачева, насколько сильно он является приверженцем своей политики. Визит госсекретаря Бейкера показал, что советское руководство действительно проводит политику демократизации, и США правильно понимают всю ее суть. М.Ф. Полынов. Отношения с США во внешней политике М.С. Горбачева в годы перестройки. 1985 - 1991 гг. СПб.: Общество. Среда. Развитие №39, 2016

2 декабря между лидерами СССР и США состоялась встреча на теплоходе "Максим Горький", пришвартованному в бухте на острове Мальта. Горбачев пытался построить беседу таким образом, чтобы все видели, как он ведет дела с Бушем на равных, а не в качестве побежденного противника.

Одной из проблем, затронутых на этой встрече, была проблема Восточной Европы. В частности, решалась судьба ГДР. После длительных переговоров было признано невмешательство Советского Союза в процессы, происходящие в Германии, а также в странах социалистического лагеря, позволив им самим выбрать дальнейший путь развития. Таким образом, Советский Союз продемонстрировал отказ от проводимой ранее "доктрины Брежнева" и переход к новой "доктрине Синатры". Получила она свое название в честь автора песни "I Did It My Way" (Я это делал на свой лад) Ф. Синатры. Ее сутью было предоставление социалистическим странам, находящимся в сфере влияния СССР, свободы выбора своей дальнейшей политики.

Не остались без внимания и вопросы о сокращении СНВ. Были согласованы некоторые условия будущего договора и назначено его подписание на 1990 год.

Обсуждались также вопросы внутренней политики Советского Союза. Горбачев нуждался в поддержке Буша, и тот пообещал ему отменить множество ограничений в сфере экономики, предоставить кредиты и способствовать скорейшему вступлению СССР в ГАТТ (сейчас ВТО), но взамен просил принять в СССР закон о свободном въезде и выезде граждан за пределы государства. Буш серьезно повлиял на Горбачева и при подготовке экономической реформы. Так, вскоре после мальтийской встречи, в Советском Союзе активно стала разрабатываться программа "500 дней" как один из вариантов ее претворения в жизнь.

Не оставили без внимания и проблему подъема национально- освободительных движений в Прибалтике и стремления выхода этих стран из состава СССР. Буш пообещал не создавать Горбачеву больших проблем в связи с ситуацией в этих республиках при условии, что в Прибалтике не будут применены насильственные действия.

Встреча на Мальте дала большие результаты. Главным ее итогом было совместное заявление сторон об окончании Холодной войны. Советский Союз на этой встрече утратил все свои достигнутые позиции. Необратимым стал процесс распада социалистического лагеря. Несмотря на директиву Политбюро, в которой говорилось, что объединение Германии допустимо при одновременном роспуске или объединении НАТО и ОВД, Горбачев заявил о своем невмешательстве в процессы объединения государств. На СССР давление было снижено, во многом благодаря проводимой им политике, которая вполне устраивала страны Запада. М.Ф. Полынов. Закрытая встреча с большими последствиями. Переговоры М.С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте в 1989 году. СПб.: Общество. Среда. Развитие №3, 2011.

30 мая 1990 г. в Вашингтоне состоялась еще одна встреча Горбачева и Буша. На повестке дня стояли проблемы разоружения, включая основные положения договора по СНВ, процессы, происходящие в Европе, в частности, объединение Германии, заключения торгового соглашения и ситуация в сфере региональных конфликтов.

После того, как был урегулирован вопрос о Германии, стороны стали обсуждать проблему разоружения. Было подписано соглашение о 80% сокращении химического оружия с последующей договоренностью о его уничтожении. Серьезно обсуждалась проблема распространения ядерного, химического оружия и соответствующих технологий. Отдельно рассматривался вопрос о сокращении вооруженных сил в Европе. Был отмечен немалый прогресс в этой сфере.

Сам Горбачев позже оценивал результаты визита как расчистку грандиозного "порохового погреба холодной войны". М.С. Горбачев. Жизнь и реформы. М.: Новости, 1995. Тем временем положение Советского Союза на мировой арене становилось все хуже. 3 октября 1990 года произошло объединение Германии и включение объединенной ФРГ в НАТО. В Восточной Европе "бархатные революции" закончились падением коммунистических режимов. Советский Союз потерял "друзей" в этом регионе. 30 июня 1991 г. в Будапеште было подписано соглашение о прекращении деятельности ОВД. Начался вывод советских войск из стран Восточной Европы. Немногим ранее, 28 июня в том же Будапеште, был распущен СЭВ. СССР постепенно стал терять статус сверхдержавы. Распад Варшавского договора и СЭВ: [Электронный ресурс] // Энциклопедия Всемирная история. URL: http://w.histrf.ru/articles/article/show/raspad_varshavskogo_dogovora_i_sev/. (Дата обращения: 15.08.2017).

29 июля 1991 года состоялся визит Буша в Москву. В ходе этого визита, 31 июля, был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ - 1). Согласно ему, стороны обязаны были ликвидировать межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, баллистические ракеты подводных лодок и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики, в размере до 1600 каждая. Договоры СНВ - 1 и СНВ - 2. Справка: [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/defense_safety/20081217/157442088.html. (Дата обращения: 15.08.2017). Кроме этого, каждая сторона обязывалась иметь суммарный вес боезарядов не более 3600 тонн. Договор о СНВ - 1. Ст. 2 п.3

К недостаткам договора можно отнести отсутствие положений, касающихся регулирования развертывания крылатых ракет морского базирования. Советский Союз и США ограничились устными договоренностями, пообещав друг другу не развертывать 880 крылатых ракет морского базирования, а также информировать о планах развертывания этих ракет.

Вскоре после подписания договора о СНВ - 1 СССР и США осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры снизили вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. Сняты были с дежурства все ракеты, которые предстояло ликвидировать в соответствии с договором о СНВ - 1, снижена боеготовность бомбардировщиков. Наиболее важным пунктом стало снятие с вооружения крылатых ракет, а также других ядерных систем. П.Л. Подвиг. Стратегическое ядерное вооружение России. М.: ИздАт, 1998. Угроза ядерной войны становилась все более отдаленной. События, произошедшие в СССР в августе, а затем и в декабре 1991 года серьезно повлияли на обстановку внутри страны, и 25 декабря Советский Союз прекратил свое существование. В мире осталась только одна сверхдержава - США, и с распадом СССР процесс разоружения был во многом осложнен. Несмотря на победу США в Холодной войне и последующий крах ее оппонента, ядерное оружие не исчезло, а значит, миру предстоит проделать колоссальную работу для того, чтобы полностью ликвидировать ядерную угрозу.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора заканчивается 5 декабря 2009 года. При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячединиц. Предельное количество ядерных боезарядов‑ 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысячтонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ .

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью‑Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет - с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно‑ на 3‑4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме . Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ . По сообщению российского МИД, "стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы".

С 21 сентября по 3 октября 2009 года в Женеве проходил шестой раунд российско-американских переговоров по СНВ. "В рамках состоявшейся дискуссии, прошедшей в деловой, конструктивной атмосфере, была продолжена отработка конкретных текстовых положений будущего договора . Согласование статей проекта нового договора, а также его технических аспектов проводилось в рабочих экспертных группах", - говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД России.

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры, на которых обменялись своими оценками того, как продвигается работа экспертов по подготовке нового договора по СНВ . После встречи президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа по подготовке нового договора СНВ идет конструктивно, документ может быть готов в установленный срок.

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г . Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц . В дополнение к общим ограничениям на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды, числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количество которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами наземного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Количество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превышать 154 единицы . Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн .

На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились 1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбардировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами . Всего за 2500 носителями , в соответствии с правилами засчета Договора СНВ-1,числился 10271 боезаряд .

США на момент подписания Договора располагали 2246 носителями, за которыми числилось 10563 боезаряда. В число носителей США входили 1000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами . Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626.3 т, у США - 2361.3 т.

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября - начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. В число мер вошли снятие с боевого дежурства всех ракет старых типов , которые должны были быть ликвидированы в соответствии с Договором СНВ-1, и снижение уровня боеготовности стратегических бомбардировщиков . Наиболее важным шагом сталоснятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем . Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск . Советский Союз обязался остановить развертывание ракетных комплексов железнодорожного базирования, а развернутые железнодорожные комплексы были ограничены в передвижениях и размещены в пунктах базирования.

Договор СНВ-2

Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г. Основными положениями этого соглашения стали сокращение суммарного количества боезарядов до уровня в 3000-3500 единиц, а также ликвидация всех ракет наземного базирования, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения , в том числе всех тяжелых ракет. Кроме этого, в июне 1992 г. СССР и США договорились об изменении правил заcчета боезарядов, числящихся за стратегическими бомбардировщиками.

Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц . При этомна баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов . Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет . Пусковые установки ракет с РГЧ ИН должны быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежат уничтожению в соответствии с предусмотренной Договором процедурой. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры.

В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию . Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, Договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением нью-йоркских протоколов к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно Заявления к Договору ПРО, встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО .

Договор СНВ-1 стал первым соглашением о сокращении стратегических ядерных вооружений двух крупнейших ядерных держав, достигнутым в новом политическом климате советско-американских отношений. К концу1980-х годов стали очевидны риски поддержания чрезмерных арсеналов ядерного оружия. Угроза отставания от «стратегического противника» по количеству и качеству ядерных вооружений, вызывавшая неоднократные приступы тревоги в Москве и Вашингтоне в 1960-е и 1970-е, к концу 1980-х годов всерьез восприниматься уже не могла. Кроме того, в конце1980-х СССР и США стремились воплотить резкое потепление в своих отношениях в реальные договоренности по ключевым вопросам. После шести лет сложных переговоров в июле 1991 г., когда влияние президента СССР Михаила Горбачева начало резко снижаться, а страна оказалась перед лицом внутреннего кризиса, Москва и Вашингтон форсировали переговорный процесс.

Президенты СССР и США - М. Горбачев и Джордж Буш - подписали Договор СНВ-1 в Москве 31 июля 1991 г. В соответствии с Договором фактическое количество ядерных боезарядов у СССР (в дальнейшем - России) должно было сократиться с 10 877 до 6 940, а у США - с 11 602 до 8 592. Эти количественные уровни были достигнуты сторонами к концу 2001 г. Помимо собственно сокращений, важным результатом процесса ратификации СНВ-1 стал вывоз в Россию ядерных арсеналов, оставшихся после распада СССР на территории Белоруссии, Казахстана и Украины, и присоединение этих стран к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием.

Перспектива истечения срока действия СНВ-1 в декабре 2009 г. подтолкнула Москву и Вашингтон к выработке СНВ-3 - нового подробного соглашения о контроле над стратегическими вооружениями. Переговоры по СНВ-3 были завершены в рекордно сжатые сроки - всего за год. Договор был подписан президентами Д. Медведевым и Б. Обамой в апреле 2010 г. и вступил в силу после завершения процедур ратификации в феврале 2011 г.

Технические параллели между СНВ-1 и СНВ-3 очевидны: детальные описания ограничений, договоренности о мерах контроля над соблюдением соглашений. Есть, однако, и существенные различия. Во-первых, в отличие от СНВ-1, требовавшего как от России, так и от США значительных сокращений ядерных вооружений, договором СНВ-3 для российских стратегических носителей ядерного оружия был установлен более высокий потолок, чем количество этих носителей, имеющееся сегодня в распоряжении России. Во-вторых, договором СНВ-3 накладываются определенные ограничения на стратегические ракеты наземного и морского базирования не только с ядерными боеголовками, но и в неядерном оснащении. Третье существенное различие - включенное в преамбулу Договора упоминание о взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Стороны вписали в Договор формулировки, допускающие различную трактовку договоренностей по этим спорным вопросам. Подобный подход позволил на текущем этапе удовлетворить как самих переговорщиков, так и их внутриполитических оппонентов в обеих странах.

Фундаментального же согласия по поводу противоракетной обороны и стратегических вооружений в неядерном оснащении пока достичь не удалось. Американская администрация не исключает развертывания в будущем новых типов неядерных стратегических вооружений, не подпадающих под букву ограничений СНВ-3, а Сенат США при ратификации Договора призвал президента не признавать, что ограничения СНВ и систем ПРО могут быть каким-либо образом взаимосвязаны. В ответ российская сторона заявила, что рассматривает масштабное развертывание Соединенными Штатами противоракетной обороны или неядерных стратегических вооружений в качестве оснований для выхода из СНВ-3.

При всей важности технических аспектов соглашений, еще больший интерес представляют политические уроки договоров СНВ. Эти уроки имеют значение не только для дальнейших российско-американских переговоров о контроле над вооружениями или двусторонних отношений в целом, но и для всех членов международного сообщества, ищущих пути снижения риска ядерного конфликта.

Во-первых, оба договора СНВ стали плодами пересмотра подходов России (СССР) и США к своим взаимоотношениям. В конце 1980-х годов эта ревизия произошла в контексте горбачевского «нового внешнеполитического мышления», а в конце 2000-х - российско-американской «перезагрузки». Кроме того, подготовкой обоих договоров руководили «пары» неортодоксально мысливших лидеров. В случае СНВ-3 молодые по меркам мировой политической элиты президенты России и США стремились утвердиться в роли фигур глобального уровня, способных внести вклад в решение общемировых проблем. Оба они, кроме того, поддерживали идею глубоких сокращений ядерных вооружений.

Второй урок заключается в решающем значении политической воли для достижения крупных соглашений о контроле над вооружениями. В договорах СНВ-1 и СНВ-3 присутствовали технические детали, согласовать которые было достаточно просто - собственно ради договоренности по ним стороны и вступали в переговоры. Однако в обоих случаях имелись и спорные технические аспекты, вытекавшие из асимметрии арсеналов и стратегий сторон. Если бы переговоры закончились провалом, на эти аспекты, скорее всего, указали бы, объясняя, почему заключить договор не удалось. Политики и эксперты наверняка бы заявили, что иначе и быть не могло: ведь у сторон обнаружились «непримиримые разногласия» по «ключевым вопросам». Подобная «истина» не подвергалась бы сомнению еще много лет, пока «неразрешимые» проблемы не исчезли бы неожиданно за несколько дней или даже часов в результате договоренности на высоком политическом уровне.

О том, как всего за несколько июльских дней 1991 г. Москва и Вашингтон прошли путь от, казалось бы, тупиково-безнадежного положения на переговорах по СНВ-1 до подписания в том же месяце готового договора на высшем уровне, написал в своих воспоминаниях глава советской делегации посол Ю. Назаркин. К моменту, когда он начал подумывать о свертывании переговоров ввиду их бесперспективности, обсуждения продолжались уже более шести лет - с марта 1985 г. . Переговоры же по СНВ-3 длились всего год - с мая 2009 по апрель 2010 г. Их динамичное развитие и завершение в рекордно короткие сроки стало возможным только благодаря политической воле сторон. Министр иностранных дел России С. Лавров свидетельствовал: «…Президент России лично контролировал переговорный процесс, напрямую подключаясь к решению наиболее сложных проблем в ходе своих регулярных контактов с Президентом США. Беспрецедентно глубокое погружение лидеров двух стран в переговорную проблематику сыграло ключевую рольв нахождении взаимоприемлемых развязок по принципиальным вопросам» .

Третий урок, полученный Москвой и Вашингтоном в процессе подготовки договоров о контроле над стратегическими вооружениями, состоит в том, что российским и американским переговорщикам сложно обеспечить внутриполитическую поддержку таких договоров в условиях, когда Россия и США рассматривают друг друга в качестве «вероятных противников». Исходя из этой предпосылки, парламентарии опасаются одобрять меры, которые, возможно, приведут к разоружению перед лицом «коварного оппонента». Так, Б. Обама призывал Сенат ратифицировать СНВ-3 на том основании, что Договор позволяет США укрепить свою безопасность посредством мониторинга российского ядерного арсенала, а не потому, например, что Россия более не является противником Соединенных Штатов. В свою очередь, российская сторона опасалась, не означает ли укрепление американской безопасности ослабления российской. Аналогичным образом американский Белый дом и Конгресс начинают беспокоиться, если политики и эксперты в Москве хвалят Договор и радуются его подписанию.

Москва и Вашингтон могли бы исключить подобные сложности и одновременно повысить уровень доверия в двусторонних отношениях, если явным или имплицитным образом договорились бы не стремиться использовать в ходе переговоров уязвимые места противоположной стороны, но руководствоваться принципами максимизации общей выгоды и пользы для международного сообщества.

Похоже, что до сих пор на переговорах по контролю над ядерными вооружениями стороны ставили использование слабостей друг друга во главу угла. Уязвимые места возникали чаще всего по внутриполитическим и внутриэкономическим причинам. Так, до начала 1970-х годов Советский Союз отвергал принцип «взаимного гарантированного уничтожения», очевидно, полагая, что сможет достичь превосходства над США, которые сталкивались с финансовыми трудностями и внутриполитическими проблемами в связи с войной во Вьетнаме. К началу 1980-х, однако, в Вашингтоне осознали, что теперь уже Москве не хватит ресурсов, чтобы симметрично ответить на проекты развертывания систем противоракетной обороны, так что она будет вынуждена настаивать на «взаимном гарантированном уничтожении» как способе обеспечить стратегическую стабильность.

Добровольный отказ от использования уязвимости оппонента в переговорах выглядит необычно, если исходить из сложившихся правил игры на международной арене. Понятие морали во взаимодействии между государствами традиционно трактуется более узко, чем в межчеловеческих отношениях. Тем не менее надо признать, что в международном сообществе Россия и США занимают особое место - они являются ядерными сверхдержавами. Именно на их поведение в ядерной сфере ссылаются другие обладающие и не обладающие ядерным оружием государства, обосновывая свой подход к проблемам нераспространения и контроля над вооружениями.

Поэтому способность России и США преодолевать взаимное недоверие и аккумулировать политическую волю, необходимую для успешного продолжения переговоров о ядерных вооружениях (как стратегических, так и нестратегических), послужила бы важным примером для других стран. Публично демонстрируемая ориентация на императивы глобальной и региональной безопасности, а не исключительно на интересы двух участников переговоров, помогла бы России и США укрепить свой международный авторитет и отразить натиск оппонентов, утверждающих, что ядерные сверхдержавы озабочены только способностью нанести друг другу «неприемлемый ущерб».

Попытки использовать чужую уязвимость создают опасные прецеденты. Они также противоречат духу общемировых интересов, поскольку делают достигнутую договоренность хрупкой - зависимой от текущего соотношения сил, которое не может долго оставаться неизменным.

2. Лавров С. Новый договор об СНВ в матрице глобальной безопасности // Международная жизнь. 2010. Июль. С. 6.