В весенний лес за витаминами! Тема: «Весенний лес. Современное состояние и охрана растительности

Осенью детвора и взрослые с нетерпением ждут появления снега, который пышными сугробами накроет грязь и слякоть дорог. Можно будет дни напролет лепить снеговиков и кидаться снежками! Но придет весна и рано или поздно снег растает - вначале в городе, потом в лесу. Почему тает снег, и из-за чего он тает неравномерно?

Что такое снег

Снег - это разновидность осадков, он представляет собой крошечные кристаллики льда, образующиеся в воздухе. Снег образуется, когда микрокапли воды в облаках под действием низкой температуры притягиваются к пылевым частицам и замерзают в сложные симметричные кристаллики, которые падают вниз и растут за счет того, что на них продолжает конденсироваться влага. Замечали ли вы, что снежинки всегда имеют шестиконечную форму? Это из-за того, что структура молекул воды может образовывать только кристаллы с лучами, расположенными под углом 60° или 120° друг к другу. Главный кристалл в форме шестиугольника обрастает маленькими шестиугольничками, так и получаются снежинки, которые мы просто называем снегом.

Когда начинает таять снег

Из школьного курса физики всем нам известно, при какой температуре тает снег: Снег начинает таять, когда температура воздуха поднимается выше 0° С. Но в природе снег может испаряться даже при отрицательной температуре. Когда вода из твердого состояния переходит в газообразное, минуя стадию жидкости, это называют возгонкой, и вероятность такого явления повышается под действием яркого солнечного света. Известно ли вам, какой снег быстрее тает? Грязный снег тает быстрее, чем чистый. Грязь снижает светоотражающие свойства снега и нагревается под действием солнечных лучей, заставляя снег таять. Вот почему в городе снег тает быстрее, чем в поле. В поле снег тает быстрее, чем в лесу. Так происходит из-за того, что в лесу солнце меньше пробивается сквозь кроны деревьев, поэтому температура в лесу ниже, чем в поле и снег может лежать, не растаяв, довольно долго.

Поможет ли соль растаять снегу? На самом деле, соль не топит снег, она разрушает лед. Когда соль попадает на лед, он диффундирует, при этом процессе лед сначала охлаждается, а потом возвращается к температуре окружающей среды, но при этом уже превращается в соленую воду. При этом внешне кажется, будто соль разъедает лед. Таким образом, получается, что это лишь иллюзия. Как вывод можно сказать, что в природе снег тает в основном потому, что со сменой сезонов происходит изменение температурного режима.

1. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на лесных реках наводнения случаются редко?

(Ответ: растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам) поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.)

2. Сель – опасное природное явление, представляющее собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Селевые потоки несут с собой множество камней и валуны огромных размеров и могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения низкая? Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

(Ответ: современная человеческая деятельность в горах связана с вырубками леса и интенсивным уничтожением растительности (выпас скота, строительство дорог и сооружений и т.д.). Оголенная и незащищенная почва легко смывается во время сильных паводков или ливней, что приводит к формированию селей. Чем интенсивнее и бесконтрольнее деятельность человека в горах, тем выше вероятность возникновения селей.)

3. Почему весной в лесу снег тает дольше, чем на поле? Какое это имеет значение для растений; для гидрорежима полей, леса, рек?

(Ответ: в лесу больше тени, поэтому прохладнее. Более длительное таяние весеннего снега в лесу позволяет почве накопить больше влаги. Микроклимат леса способствует меньшему испарению – в итоге в почве остается больше воды. Продолжительное снеготаяние не способствует бурному смыву почвы и подстилки, которое наблюдается на полях.)

4. В Красной книге России находится:

а) василек синий;
б) ландыш майский;
в) венерин башмачок;
г) ромашка лекарственная;
д) зверобой продырявленный.

(Ответ: в. )

5. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;
б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;
в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;
г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;
д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;
е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;
ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;
з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;
и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;
к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.

(Ответ : «да» – а, б, з, к; «нет» – в, г, д, е, ж, и.)

6*. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить и вывозить только зимой по глубокому снегу. Почему?

(Ответ: в этом случае значительно меньше нарушается почвенный покров – не уничтожаются подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы. В северных районах, где почвенный слой формируется долго и не достигает значительной толщины, соблюдение этих условий приобретает особое значение.)

Алекандрова Н. В.

Март

Еще лежит глубокий, нетающий снег, а уже повеяло весной: потеплело солнце, и ветерок приносит влажный весенний запах из глубины леса. Снег покрылся черными точками; присмотрись - это семена березы. У каждого - два крылышка. Клен тоже начал сбрасывать на снег свои крылатые семена - и ольха, и елка. Семена полежат на снегу, напитаются влагой и, когда снег сойдет, прорастут.

В марте прогреются первые проталины - на пригорках, у стволов деревьев - а с ними появятся и первые перелетные птицы: грачи и скворцы. Грачи заявляют о себе шумно - с карканьем, большими стаями рассаживаются на вершинах больших берез, а по дорожкам ходят молча - важные, черные с отливом; только клюв светлый. Грачи починят растрепанные зимними ветрами гнезда, чернеющие высоко на деревьях, и скоро будут насиживать яйца. Когда из них вылупятся птенцы, для них уже будет много корма - сойдет снег с полей, распашут землю, и черные птицы, с криками слетаясь на свежую пашню, будут выискивать в земле червяков и жуков.

И скворцы прилетают в марте - тоже черные, с блестящими пестринками. Скворец выберет себе жилье - дупло или скворечник, сядет рядом на ветку и начнет звонко петь, трепыхая крылышками; в его песне слышен и свист, и подвизгиванье, и как будто скрип колеса или старой двери.

Еще один мартовский гость - жаворонок. Его голос, будто дрожащий глубоко в небе, как первое весеннее тепло разливается в воздухе. Жаворонок живет в поле и поднимается вверх почти отвесно - все выше, выше - и вот его уже не видно, только звучит бесконечная, переливающаяся песня. Прилет жаворонков в старину праздновали: лепили птичек - "жаворонков" - из теста и выпекали их в печке.

Апрель

Снег уже совсем сошел, лед на речке растрескался, большие льдины уплыли по воде, толкаясь, шумя и рассыпаясь в ледяное крошево. Сбежали бурные ручьи - с полей, из глубины лесов, по оврагам и рытвинам - принесли в реку талую воду. Началось половодье: вода в реке поднялась и затопила низкие берега; только верхушки ракит выставили свои ветки над водой. Но скоро и река успокоилась, вернулась в свое русло.

В лесу еще совсем сыро, пахнет свежей землей и влагой, а в темноте под еловыми лапами еще белеют клочья почерневшего снега. Но пройдет совсем немного времени - и под ногами зазеленеет трава и листья, расцветут первые цветы. В прозрачном апрельском лесу синими островами цветет медуница. Среди синих цветков проглядывают и розовые - это те, которые только что распустились; потом они тоже посинеют. Если зацвела медуница - значит, проснулись пчелы и уже собирают мед.

А на светлом, подсыхающем пригорке, среди сухой травы цветут желтые цветы: первоцвет - горсть желтых колокольчиков на одном стебельке - и мать-и-мачеха, похожая на маленький одуванчик. Ее цветы никогда не увидят собственных листьев - листья развернутся летом, когда цветков уже не будет. Сверху лист мать-и-мачехи гладкий и холодный, а снизу - мягкий на ощупь - поэтому ее так назвали.

Лес еще не зазеленел, но уже наполнился весенними голосами. Даже дятел, который зимой молчал, оглашает лес громким треском, похожим на барабанную дробь. Прилетели зяблики, овсянки; зяблик поет бодрую, веселую песенку, а овсянка сидит на вершине березки и тянет песню грустную, мелодичную.

Сами деревья, кажется, еще спят, но внутри стволов и ветвей уже потекли, потянулись вверх новые жизненные соки. Если в апреле срубить или поранить березу, то порез быстро наполнится соком и красноватой пеной. Самый сладкий весенний сок - у клена. Многие деревья - ива, осина, ольха - цветут раньше, чем одеваются в листву (догадайся, почему). Их сережки пылят - выпускают на ветру легкое облачко желтой пыльцы.

Май - месяц свежей, молодой листвы, благоухающего цветения и неумолкающего птичьего пения. В середине месяца кажется, что возвращаются холода: помрачнеет небо, подует студеный ветер. Тогда в народе говорят: черемуха зацветает. А когда она, наконец, зацветет вся, как облако, белыми душистыми кистями - приходит настоящее летнее тепло, приходит время ночного соловьиного пения. Как поет соловей! Посвистывает, щелкает на все лады, поодаль отзывается другой, третий - и так весь вечер, всю ночь до рассвета. Соловья очень трудно увидеть - он прячется в густом кустарнике, а если увидишь, то удивишься: какая маленькая, серо-бурая птичка обладает таким звучным, сочным голосом.

А днем в зеленом, свежем, полном солнечного света лесу долго-долго кукует кукушка -далеко ее слышно, как эхо. Странный у нее характер. Все птицы сейчас заняты своими гнездами, а кукушка - чужими. Снесет яйцо где-то в траве, возьмет его в клюв и подложит в чье-нибудь гнездо. Вылупится из него кукушонок, все другие яйца из гнезда выбросит и требует корма. Птицы - родители думают, что это их птенец, и усердно его выкармливают, даже когда он вырастет вдвое больше их самих.

Майские дни и ночи полны звуков, запахов, свежего дыхания весеннего воздуха. Мягкий, теплеющий ветерок колышет молодую шелковистую траву, треплет гибкие ветви берез с едва показавшимися, еще клейкими листочками, осыпает мелкие, как снег, лепестки черемухи. В глубине майского леса зацветает ландыш - скромный, но удивительно изящный и ароматный лесной цветок. Ландыши сохранились только в первозданных, незатоптанных лесах, и их нужно беречь. Не надо набирать ландышевый букет; только если ты попал действительно в дикий лес, где ландышей очень много - сорви один цветок и поставь его в прозрачный стеклянный стакан или бокал - он долго сохранит в доме аромат майского леса. Ландыш целебен: из его ягод приготовляют лекарство, чтобы лечить сердце. Эти красные ягоды ландыша - а они созревают летом - нельзя срывать, они ядовиты.

Когда в лесу цветут ландыши, стоят в бело-розовом цветении и яблоневые сады, а на солнце вдоль дорожек желтым ковром расстелились одуванчики. Одуванчик любит только солнце - на ночь и перед дождем он закрывается. Когда созреют семена одуванчика, он развернет белый пуховой шарик, на который - все знают - так приятно подуть. Отцвели яблони, полетел пух с одуванчика - значит, наступило настоящее лето.

1. Какие это птицы? (Рисунки - грач, скворец, жаворонок, зяблик, овсянка, соловей, кукушка, ласточка).

2. В каком месяце прилетают: грачи, скворцы, соловьи, ласточки?

3. Где строят гнезда жаворонки? А грачи?

4. Почему грачи прилетают раньше, а соловьи - позже?

5. Какую птицу трудно разглядеть в небе?

6. Какая птица не строит гнезда?

7. На каких деревьях цветут сережки весной? Почему они цветут раньше, чем появляются листья?

8. Какие это цветы? (Рисунки - медуница, первоцвет, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик).

9. Почему у медуницы и синие, и розовые цветы?

10. В каком порядке зацветут: ландыш, одуванчик, медуница?

11. Какие главные приметы марта, апреля и мая?

1. Нарисуй весну.

2. Вспомни, был ли ты весной в лесу и что ты там видел.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя!

Плакали чибисы, тонко и ярко

Весенняя светится синь,

Обвяла дорога, где солнце - там жарко,

Сереет и сохнет полынь.

На серых полях - голубые озера,

На пашнях - лиловая грязь.

И чибисы плачут - от света, простора,

От счастия - плакать, смеясь.

Алимпий иконописец

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК

Наблюдения за неживой природой

Наблюдения за снегом.

Интересно наблюдать, как тает снег. Обратите внимание детей на то, что в разных местах снег тает по-разному. Где тает снег прежде всего? У стволов деревьев. Почему? Потому, что стволы деревьев темные. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей, чем светлые; предметы темного цвета нагреваются сильнее, чем светлые. Темные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем белые сугробы, поэтому и снег вокруг деревьев тает быстрее. Грязный снег также тает быстрее, чем чистый.

Можно рассказать детям, что снег в лесу и в городе также тает iio-разному. Если в выходные дни детям предстоит прогулка в лес, попросите их обратить внимание на снег в лесу. Порассуждайте вместе с детьми о том, почему снег в городе тает быстрее, чем в лесу. Почему в лесу даже поздней весной можно встретить островки нерастаявшего снега? Потому, что в городе температура воздуха, как правило, всегда выше, чем в лесу (из-за множества машин, из-за большого количества людей, различных теплостанций, фабрик и заводов, выделяющих тепло). Кроме того, в лесу много деревьев, которые дают густую тень; через переплетение ветвей солнечным лучам труднее проникнуть к земле, и поэтому снег под деревьями в лесу тает дольше.

Снег весной становится ноздреватым, он совсем не похож на зимний. Можно объяснить детям, почему это происходит: от солнечного тепла снежинки на поверхности снега тают одна за другой и превращаются в воду, вода протекает вниз, поэтому в снегу образуются углубления.

Наблюдения за солнцем.

Почему солнце весной светит ярче, чем зимой? Таким вопросом часто задаются дети. Можно объяснить детям, что весной наша планета Земля повернута к солнцу, так что на нее попадает больше солнечных лучей, чем зимой, они дают больше тепла и света. Поэтому весной не только теплее, но и длиннее становится день, а ночи все короче.

Предложите детям потрогать рукава пальто темного и светлого цвета и сказать, какой из них теплее: дети смогут сами убедиться в том, что теплый свет поглощает больше солнечных лучей, чем светлый. Поэтому дворники разбрасывают снег и лед по темным дорожкам - так он быстрее тает. По этой же причине быстрее всего тает снег вокруг темных стволов деревьев.

Наблюдения за облаками.

Весной в небе образуется множество кучевых облаков. Можно объяснить детям механизм их образования: от тающего снега под воздействием солнечных лучей поднимается пар. Наверху, где воздух гораздо прохладнее, чем у земли, пар превращается в мельчайшие кристаллики льда, а из них-то и образуются облака. Чем больше тает снег, тем больше таких кучевых облаков. Они часто меняют форму. Дети любят фантазировать, глядя на облака, представляя себе, на кого они похожи.

Наблюдения за талыми водами.

Весной образуется множество ручьев. Откуда они берутся - еще раз спросите об этом детей. Они должны уже знать, что снег - это замерзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду.

Вода всегда течет с возвышенных мест вниз. Дети смогут сами в этом убедиться, когда

будут делать канавки для своих корабликов. Вода стекает куда-то через решетку, положенную на асфальт. Куда? Можно объяснить детям, что вода стекает в особые приемники, а оттуда попадает в городские реки. Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Наблюдения за почками на деревьях.

Зимой и в начале весны почки маленькие, словно сжавшиеся от холода. По мере того сак становится теплее, почки как будто набухают, становятся больше, затем раскрываются. Сначала появляется крохотный кончик зеленого листочка. Если в это время почку разрезать и развернуть, то внутри нее можно увидеть крошечный, как будто много раз сложенный листочек. Маленькие молодые листья - светло-зеленые, липкие, клейкие, пахучие. Можно объяснить детям, что весной, когда становится теплее, земля становится влажной, "являются все необходимые условия для роста растений. Заодно можно повторить с детьми, какие же это условия:

Солнечный свет,

Тепло,

Влага.

Наблюдения за травой.

Молодая трава появляется гораздо раньше, чем первые листочки. Она проклевывается из земли на проталинах еще тогда, когда не весь снег растаял. Первые цветы появляются также еще до распускания листьев. Это желтые цветы мать-и-мачехи. Среди лесных цветов первым распускается подснежник. Красивы цветки медуницы, они меняют свой цвет: вначале они красные, затем фиолетовые, а потом делаются синими. На всех этих растениях цветы распускаются раньше листьев.

Наблюдения за птицами.

Весна - время возвращения перелетных птиц. Обратите внимание детей на то, что у кормушек не видно больше снегирей, щеглов и свиристелей, которых мы часто встречали зимой. Объясните, что эти птицы улетели к северу, так как любят более холодный климат.

Зимующие птицы тоже ведут себя по-другому. Вороны и галки летают парами, ища места для гнезд и громко крича. Овсянки сменили оперение: зимой они были очень похожи на воробьев серенькими перышками, а сейчас их перья желтые. Воробьи стали весело чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах.

Первыми возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда у скворечников разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока хозяева-скворцы отсутствовали.

Наблюдения за насекомыми.

Первые весенние бабочки - это желтые лимонницы, пестрые крапивницы, темные траурницы. Они появляются, как только устанавливается теплая погода. Эти бабочки зимуют во взрослом состоянии в укромных местах, поэтому они появляются самыми первыми. Те бабочки, которые зимуют в виде куколок, появятся гораздо позднее.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, как через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках -один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из которых потом вылупляются гусеницы. Гусеницы являются серьезными вредителями растений - они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, которую выделяют из брюшка и.превращаются в куколок.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Наблюдения за погодой.

Продолжать учить детей делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.

Учить детей находить связь между активностью солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, у насекомых, у птиц.

Понаблюдать вместе с ребятами, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают. Проанализировать, с какой стороны тает быстрее снег, где образуются первые проталины.

Понаблюдать за тем, насколько длиннее стал день. Это объясняется тем, что на Землю теперь попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой.

Более теплая погода в весеннее время связана с той же причиной. Земля так повернута к Солнцу, на нее падает больше солнечных лучей, значит и тепла она весной получает гораздо больше, чем зимой.

Ранней весной по утрам на поверхности снега образуется ледяная корка - наст. Вместе с детьми постараемся ответить на вопрос - почему на снегу появляется наст? Потому что днем пригревает солнышко, и верхний слой снега подтаивает, а ночью еще морозно, и подтаявший снежок вновь схватывается, замерзает - вот и ледяная корочка наста.

Детям очень интересны народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются, можно ли по ним предсказывать погоду, насколько они точны.

Народные приметы

Длинные сосульки - к долгой весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.

Увидел грача - весну встречай.

Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Если весной летит много паутины - лето будет жаркое.

До первой грозы лягушки не квакают.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Активизация словаря

Весенний словарь: оттепель, проталина, ноздреватый снег, сосулька, капель, ручейки, талый снег, лужицы, перелетные птицы, набухшие почки, весеннее равноденствие, первые цветы и листья, пробуждение природы.

Вместе с детьми можно обсудить, почему в народном календаре весенние месяцы име-ют такие названия:

Март-утро года, капельник, протальник, зимоборье.

Апрель - снегогон, водолей, березень.

Май - травень, цветень.

Труд на участке

1 Разбрасывание снега, помещение его на темные места, чтобы быстрее растаял. Обкалывание льда на веранде. Обламывание сосулек - объяснить детям, почему это необходимо (чтобы упавшая сосулька не попала кому-нибудь на голову).

; Убираем прошлогоднюю пожелтевшую и сухую траву для того, чтобы молодым зеленым росточкам было легче пробиваться к солнцу. Объяснить детям, почему нельзя выжигать прошлогоднюю траву, не собрав ее предварительно в кучу. Если поджечь старую траву прямо там, где она росла, то при этом от огня погибают и молодые ростки.

1 Наведение порядка на участке: собираем бумажки, сор, принесенный ветром, подметаем веранду.

Собираем песок в песочнице, заполняем ее новым песком, подметаем бортики песочницы.

: Строим запруды и каналы для самодельных корабликов.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

«Юные капитаны» - игра с самодельными и игрушечными лодочками, кораблями.

«Строим канал» - строительная игра для отвода воды с участка в специальные запруды.

«Мы - кораблестроители» - дети учатся делать кораблики из щепок и бумаги.

«Весеннее путешествие в лес» -дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану или устному описанию.

Дидактические игры

«С какого дерева листок?», «Перелетные птицы» - учить узнавать птиц по описанию, «Веселые классы» - упражнение в прямом и обратном счете», «12 месяцев», «Скажи наоборот» и «Скажи по-другому» - подбор синонимов и антонимов, «Бабушка Водяной» - узнавание на ощупь. :


ТУР 1 1. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за: года лет лет и более


ТУР 1 2. Бутылка или банка, брошенная в лесу, пролежит без изменения: лет лет лет
















ТУР Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства: 1. Предельно допустимая концентрация вещества 2. Наличие тяжёлых металлов 3. Государственный стандарт качества




ТУР Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: 1. Рассортировать 2. Собрать в одном месте 3. Раскрошить


ТУР 2 Вопрос Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать 2. Предметы, изготовленные из неё мало весят. 3. У меня очень много игрушек сделано из неё. 4. Если её поджечь, появляется много дыма, который плохо пахнет


ТУР 2 Вопрос Его делают из песка. 2. Чаще всего оно прозрачное. 3. Когда падает, оно разбивается. 4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.


ТУР 2 Вопрос Это легче воды. 2. Это может плавать в воде и не тонет 3. В речке этого много, когда моют машины. 4. Это мешает дышать рыбам.


ТУР 2 Вопрос Это то, без чего мы не можем прожить. 2. Когда это попадает в воду, то образуется много пены. 3. Этим мы пользуемся каждый день. 4. С помощью этого всё становится чище.


ТУР 2 Вопрос Это получается, когда становится старым или ломается. 2. Это можно увидеть везде в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3. Это можно сдать и получить деньги. 4. Это бывает цветным, из него можно сделать что-то новое.


ТУР 2 Вопрос B небольших количествах он очень полезен. 2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. 3. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие животные начинают задыхаться. 4. Его производит обыкновенная корова.






Игра со зрителями 3. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к: Понижению температуры нижних слоев атмосферы Повышению нижних слоев атмосферы Таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли Отравлению организмов Увеличению радиационного фона на земле












ТУР 3 3. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?