Как называются националисты. Политическая идеология и течение

Системный аналитик Владимир Говоров дает свою трактовку таких понятий, как нация и национализм.

Что такое нация?

То есть, душа народа, которая образована его языком и культурой. Именно нация. Слово национальность уже придумана, нет национальности. Народ не является нацией, и нация не является народом. У народа есть нация, у нации есть народ. Поэтому националист, который является защитником и носителем своей культуры, своего языка – это звание еще нужно заработать , а не просто называться националистом. Тут немножко пересматриваются эти позиции, потому что очень много принесено извне с целью искажения понятийного смысла. У человека есть порода, племя, раса, но нет никогда национальности никакой.

Раньше на Руси встречали человека: ты какого рода племени? То есть, род племя, дальше уж идет народ, народ объединяется в родственные народы, может быть, даже в мега народ, типа славянского народа. Доходит даже до цивилизации. Вот категория оценки. А нация – это культура и язык. То есть, все, что имеет отношение и их культуре и языку имеет право называться национальным достоянием или сокровищем. Там нет ничего вещественного. Поэтому было придумано слово национальность, которого не существует. Дальше пошла Организация Объединенных Наций, которых нет. Ложь повторена, превращается в правду. Чем больше народ использует неверную, ложную информацию, тем больше она занимает места в информационном пространстве.

Откроем любой словарь и прочитаем, что национализм – это политика, которая считает культуру, язык своего народа высшими ценностями. Блестящее определение? А националист кто? Те, кто проповедует идею национализма тот, кто защищает свой язык и свою культуру. Прекрасное занятие. Самое достойное. Я везде пишу, что я славянский националист русский. Был придуман шовинизм, возник уже довольно поздно. Это когда ставится выше, расовое превосходство, расизм, апартеид – было много синонимов. Это в прошлом веке щеголяли Южную Африку, Африканскую Республику. Апартеид и т.д. превосходство белой расы над черной расой и т.д. Ребята, давайте смотреть на вещи трезво. Мы говорим совершенно открыто, что славяне самая высокообразованная, самая развитая, самая творчески способная и мысленная часть белой расы. Докажите обратное. Мы берем список всех ученых изобретателей, которые являются славянами, займет перечень несколько томов, книг. И давайте рядом ваши списки сопоставим, сколько вас и сколько нас. А потом будем обсуждать вопрос – кто выше, а кто ниже. Русский язык – это язык номер один в мире. А на ваших языках ничего непонятно. Вы хоть одну тайну расшифровали на ваших языках? Ни одной тайны не расшифровано. А мы легко оперируем. Все загадки древности решают элементарно просто. Любая задачка нам по плечу, они не могут этого сделать, почему? Потому что мы знаем язык божественного уровня. Поэтому мы выше, мы им владеем, а вы ребята, подтягивайтесь к нам. Хотите жить – учите русский. Что мы еще можем сказать?

Люди рождаются разными, в мире все разное. Поэтому они рождаются с одинаковыми правами, с одинаковыми возможностями – это не реально. Ребенок может родиться в семье, которая прошла несколько стадий образования университетских и тому подобных. Она изначально живет в среде, которая пропитана некими знаниями. И ребенок, который пасет овец в горах – у него другое знание другого плана. Он знает, как трава растет, когда нужно каким снегом умываться. То есть, нужно изучать те знания и эти, но они разные по уровню. Когда я разговаривал с Щербаковым, путешественником нашим известным. Он говорит, племена, которые живут в Африке, в джунглях, какой у них уровень знаний? Что они могут? Они владеют технологиями, магией? Он говорит – владеют. А мы этим не владеем. Поэтому с точки зрения, что вы имеете в виду, все равно ставить вопрос. Кто выше, в какой области, где, - давайте говорить конкретно. А говорить, обобщая мы не имеем право на сегодняшний день.

Узнать, кто такие националисты, можно, открыв любой словарь. Национализм - это политический термин, который определяет культуру и язык своего народа, как высшие ценности. А значит, националистами называют тех, кто защищает свою культуру и свой язык. Позже от этого понятия возник шовинизм. В этом случае ставится выше расовое превосходство, то есть это - расизм. К примеру, в прошлом веке считалось, что белая раса во всем превосходит черную. Что самые развитые, творчески способные и высокообразованные.

Кто такие русские националисты

Националисты России - это те люди, которые стремятся продвигать пророссийскую точку зрения, выдвигая на первое место интересы своей страны с интересами русской нации в целом. Они выступают за то, чтобы Россия в первую очередь была тем государством, которое выражало бы интересы своего народа как образующего государство. Если задуматься над вопросом, кто такие националисты в России, то можно ответить следующим образом. Это люди, которые занимаются пропагандой русского национализма и способствуют обеспечению режима, наиболее благоприятного для своих соплеменников. При этом конфликт может происходить по таким спорным темам, как белые и красные, атеисты и верующие, язычники и православные, и так далее. Борясь против русофобии, националисты могут объединяться с государственными деятелями, но последние в основном не одобряют разделения людей по этническому признаку.

Нацизм или национализм

Шестьдесят лет назад мир потрясла сокрушительная война, а сегодня последователи Гитлера претендуют на политический олимп. Они пытаются попасть в парламенты и кабинеты министров, чтобы показать всему миру, кто такие националисты. Эти деятели утверждают, что оберегают интересы народа, но так ли это, или они ничем не отличаются от нацистов? Возможно, есть вероятность того, что война, потрясшая мир 60 лет назад, снова повторится.

Политическая идеология и течение

Кто такие националисты? Это приверженцы политического течения, для которого защита нации и соблюдение ее интересов являются главнейшим принципом. И при этом не имеет значения, по какому признаку сформирован народ. Объединение осуществляется по крови, вере, географическому признаку. Национализм - это идеология, которая стойко защищает интересы нации, но при этом не превозносит ее над другими народами.

Нацизм тесно переплетается с националистическими идеями, но при этом превозносит один народ над другим. Разрешаются в этой политической идеологии и расовая дискриминация, этнические войны. Главнейшим атрибутом такой идеологии является тоталитаризм, то есть отказ от рыночной экономики, создание атмосферы единомыслия и тотальной нетерпимости, введение всеобщей воинской повинности. Таким вот простым образом можно объяснить, и националисты и чем эти понятия отличаются.

Различие между национализмом и нацизмом

Последователи национализма более терпимо относятся к представителям других рас. К тому же нужно разобраться, кто такие националисты, объединяющиеся по религиозному или территориальному признаку. Национализм не во всех случаях противоречит рыночной экономике, свободе мышления и слова. Это течение в политике способно справиться с и вписаться в правовое поле государства.

А вот отвечая на вопрос, кто такой социал-националист, можно сразу отметить полное отсутствие личной свободы народа. Это человек, который придерживается идеологии тоталитарного государства.

Отношение к другим народам

Кто такие националисты и нацисты, понятно. Для нацизма имеет значение определение этноса, так как это течение ставит на первое место биологическое происхождение человека, тогда как националисты объединяются по религиозному признаку или согласно общим взглядам. К чужим расам национализм относится более или менее терпимо, но при этом отделяет их от своей, не стремясь к слиянию. Нацисты превозносят один народ над другим, то есть имеет место расовая дискриминация.

Государственное устройство

Национализм проявляется в любых политических формах, начиная от демократии и заканчивая авторитаризмом. Нацизм не признает никакой другой формы кроме тоталитаризма, стремится к уничтожению других партий. Здоровое проявление национализма позволяет определить социальную или выделить ее на фоне остальных с учетом интересов. В данном случае осуществляется эффективное управление.

Государственный уклад нацизма более агрессивен, так как в этом течении предполагается распространение одной биологической группы, которая превосходит остальные. Этническое совершенство одной расы полностью оправдывает угнетение и даже уничтожение другой.

Украинское националистическое направление

Если рассматривать вопрос, кто такие украинские националисты, то стоит обратить внимание на новую социал-националистическую партию, созданную на базе организации «Украинский национальный союз». Основной идеологией этой партии является социальная справедливость и авторитарный государственный строй. На данный момент в Украине действует три партии националистов: «Конгресс украинских националистов», «Свобода» и УНА-УНСО. Но будущая партия не станет объединять уже имеющиеся. В программе УНС будут задекларированы три главных принципа: введение строгого законодательства касаемо иммиграции, авторитарный принцип управления государственной власти и поддержка социальной справедливости.

Правый сектор

Правым сектором называют объединяющую группу, в которую входят многие организации. Инициатива создания Правого сектора принадлежит Организации «Тризуб» имени Степана Бандеры. В дальнейшем к этому течению присоединились различные группы людей - организованные и не организованные. Эти группы по-разному объясняют, националисты. Но тем не менее они все придерживаются националистического направления, несмотря на некоторое различие взглядов. К примеру, основатель Правого сектора - организация «Тризуб» - придерживается понятий украинского национализма в интерпретации Степана Бандеры. Организация «Патриот Украины», также входящая в состав Правого сектора,исповедует социальный национализм.

Правые националисты и ЕС

Украинские националисты создали Правый сектор для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего порядка, который они считают режимом внутренний оккупации. И в этом случае основная цель - национальная революция. Вопрос вступления Украины в ЕС для националистов этой страны не является главным, и Правый сектор не против подписания ассоциации, так как в большей степени деятели этого течения согласны заключать любые нормальные торгово-экономические отношения с одной страной или с группой стран.

Но с другой стороны украинские националисты не могут одобрять интеграцию в действиях, то есть поддерживать вступление Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Евросоюз - это образование не по национальному признаку. Здесь нивелируются любые расы, входящие в А для националистов такая позиция недопустима, так как в этом случае понятие нации как таковой полностью стирается.

Радикальная форма национализма

У национализма есть множество форм и течений, которые могут даже противоречить друг другу. Но в политике движения националистов отношения с государственной властью строится только на отстаивании интересов определенной общности. Самым опасным проявлением национализма считается его радикальная форма, которая проповедует индивидуальность конкретной нации по отношению к другим, даже в том случае, если эти нации живут на территории одного государства. Радикальный национализм практически во всех странах признан социально опасным явлением, и по степени опасности его приравнивают к экстремизму. Например, в РФ пропаганда радикального национализма и разжигание розни меж нациями является уголовным преступлением.

На идеях радикальной формы национализма строится фашизм и нацизм. А активная пропаганда данных идей, как правило, приводит к ксенофобии, шовинизму и сепаратизму. Но признанной международной правовой нормой современного мира является политический национализм, который считает что принадлежность каждого человека к нации - это его личный выбор. И вполне можно, будучи гражданином данного государства, делить единую территорию с другими.

Национализм проповедует не вражду и ненависть

к представителям иных наций и народов, но скорее

политическую независимость и работу на благо

собственного народа.

Когда мы слышим "я - узбек" или "я - англичанин", а также "мы - дагестанцы", то о национализме мы не вспоминаем. Стоит сказать "я - русский" или "мы - русские* - всё, преступник - националист! Недавно осудили 19-летнюю девушку за то, что на её страничке в ВК она разместила националистические лозунги великих русских, типа Александра III, Толстого, Достаевского, Суворова и назвала себя националисткой. Доходит до абсурда! Какой-то суд признал незаконными слова Александра III "Россия - для русских!" Этот лозунг был объявлен экстримистским! Что же получается Россия - не для русских? Проанализировав действия властей, миграционную политику , внутреннюю политику вывод напрашивается сам собой - истребление русского народа. Зачем? Здесь всё просто. Кто будет защищать чужую страну? В случае войны узбеки возвратятся в Узбекистан, чеченцы - в Чечню, а американцы зайдут в Россию безпрепятственно и сделают её одним из своих штатов. Кстати, многие американцы думают, что Россия - в составе США. Стратегия выполняется планомерно, сначала распался великий и могучий Советский Союз. Теперь по одиночке громят остатки. Начали с Украины. Готовится - Россия.

Кто же такой на самом деле националист ? Давайте разберёмся.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа , культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей . Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм , в особенности его крайние формы (шовинизм , ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными . Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию , относятся к международным правонарушениям .

Принципы национализма:

«Нация — первична, государство — вторично », — основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа . Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм »). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Виды национализма.

Ниже перечислены основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

  • Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством .
  • Формой гражданского национализма является либеральный национализм , который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека .
  • Государственный национализм , напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
  • Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
  • Культурный национализм определяет нацию общностью сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм ), а культурные националисты — культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия ).

    Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

    Если "короче", то:

    НАЦИЯ (NATION) - это и есть в переводе с латиницы - НАРОД, а славянские Символы - НАРОДНЫЕ! Тот, кто любит свою Родину и свой НАРОД - Нацист, а тот, кто не любит свой НАРОД - ШОВИНИСТ! Тот, кто любит все НАРОДЫ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ.

Национализм стал камнем преткновения во многих геополитических и внутригосударственных конфликтах современности. Верный ответ на вопрос «Что такое национализм?» даст ключ к пониманию происходящих в Европе, на Украине и в России процессов.

Вокруг национализма существует невероятное количество различных стереотипов, большинство из которых не имеет ничего общего с истиной. Низкая политическая культура, помноженная на отсутствие критического анализа фактов, является удобренным полем для разного рода сеятелей лжи и обмана.

Что же такое национализм?

Национализм — трансграничная политическая идеология, одна из доминирующих социально-политических идей современного мира, ведь большинство мировых государств — национальные. Вопрос лишь в том, что в разных странах этот национализм различен по своему содержанию.

В частности, американские социологи Х. Герт и К. Милс считают, что национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство». Сразу разбавим теорию примерами. Какие национальные государства есть в современном мире? Япония, Израиль, Иран (с оговоркой), Сирия (светское национальное государство арабов), Германия, Франция, Дания, Польша, Финляндия, Греция, список можно продолжать.

Национализм есть политическая идея консолидации общества на этно-культурном, культурно-историческом, этно-религиозном, гражданском факторе.

Исследователь национализма доктор философских наук В.С. Малахов в книге «Национализм как политическая идеология» даёт следующее обобщённое определение: «национализм — это политическая идеология, ключевым понятием которой является нация».

В постмодернистском мире, где основой идентификации по Л.Г. Ионину становится принадлежность к тому или иному «меньшинству», национализм объективно становится одним из наиболее привлекательных центров идентификации, так как связан с традицией народа, к которому принадлежит человек. Традиция в свою очередь, по мнению классика социологии Густава Ле Бона, есть не что иное, как коллективное бессознательное каждого народа, некий информационный культурный код, заложенный многими поколениями и мало меняющийся с течением времени. Таким образом, национализм как политическая идеология, конкурирующая в плоскости массы равнодоступных идей, является наиболее близкой человеку органичной формой построения мысли и действий.

Выше было сказано, что национализм — трансграничная политическая идеология. Что это значит? Дело в том, что национализм сам по себе не может быть самостоятельной политической идеей, так как не отражает экономической модели развития нации и государства. Так же как демократия, например, может с равным успехом существовать и при коллективных правах на собственность, и при частных, национализм в комбинации с другими политическими идеями образует порой диаметрально противоположные по смыслу политические концепции.

Так, есть три основные политические концепции, взаимодействующие с национализмом. Это консерватизм, либерализм и социализм. Каждая из названных концепций образует с национализмом полноценную политическую и экономическую программу, однако между собой эти программы принципиально отличаются в установках по вопросам: частной собственности на землю и средства производства; конструкции политической системы; роли государства в жизни общества и народного хозяйства; роли местной традиции в становлении права и принципах общежития; свобод личности; наличия и устройства «социальных лифтов». Все три идеологии вокруг национализма образуют между собой промежуточные продукты вроде социал-консерватизма или национал-демократии.

Если мы посмотрим, то три наиболее «кровавых» политических идеологии, которые принято считать радикальными, образуются как крайние формы социализма и могут иметь как национальный фундамент, так и опору на интернационализм.

Само определение национализма с точки зрения субъекта может иметь три вида: гражданский национализм (основанный исключительно на гражданской принадлежности к той или иной стране), примордиальный (этнический) национализм, культурный национализм. О последнем скажем подробнее. Культурный национализм — это некая переходная форма между гражданским национализмом, рождённым Великой Французской Революцией и трудами Жан-Жака Руссо, и этническим национализмом, который является естественным консолидирующим фактором для относительно гомогенного генетически народа.

Культурный национализм — образование имперское. Он возникает внутри или на месте больших империй, таких как Британская, Русская, Французская, Испанская. Культурный национализм имеет смягчённые черты этнического и вбирает в себя различные народы, ассимилированные империями — как близкородственные, так и этнически далёкие от доминирующего этноса. Главными чертами культурного национализма являются обязательное наличие опорного, образующего этноса и доминирование его культуры, искусства, языка и правил общежития на всей территории «империи».

Рассматривая, к примеру, русский национализм, мы говорим не о чисто этническом векторе, но скорее о культурно-этническом национализме.

Всегда важным фактором культурной составляющей является религия. Любая религия «национализирована» народом-осителем и «ассимилирована» им в соответствии с собственными традициями. Об этом в книге «Психология народов и масс» пишет социолог Густав Ле Бон, на основании многолетнего исследования отмечающий, что ислам арабских государств и ислам Пакистана — весьма различные религиозные течения, так же как, например, традиционный ислам и вера алавитов, проживающих в Сирии.

Христианство является доминирующей мировой религией, но внутри имеет различия на уровне антагонизмов между Западной и Восточной Церкями, а также и внутри самих церквей. Достаточно вспомнить многовековую борьбу «старого» и «нового» обряда в России. Религиозный фактор обязательно учитывается в культурной составляющей национализма, а зачастую и образует её.

Итак, национализм — трансграничная политическая идеология, ставящая во главу угла интересы нации. Но полноценным политическим продуктом национализм становится только в паре с либерализмом, консерватизмом или социализмом. Таким образом, наиболее частые сравнения национализма с фашизмом или нацизмом не имеют ничего общего с правдой. Фашизм, нацизм, коммунизм есть крайние идеологии социализма (или его переходной формы — госкапитализма, коллективной олигархии (по роману Оруэлла «1984»).

Само понятие нации, вокруг которого строится национализм, может принимать совершенно разные формы: нация как сообщество граждан определённого государства; нация как сообщество людей, имеющих общие этнические корни и историю; нация как культурная общность, часто основанная на религиозно-этническом или этно-культурном базисе.

Как мы видим, национализм — явление многофакторное и многовекторное. Единственное, что объединяет все «национализмы», — это идея служения нации. Потому, подходя к рассмотрению националистических идей и политических конструкций, необходимо чётко понимать, с каким именно национализмом мы столкнулись в той или иной ситуации.

Практическое рассмотрение вопросов национализма особо актуально в первой четверти XXI века, когда на смену конкуренции глобальных идеологий и империй пришла конкуренция народов и наций.

За последние пару десятков лет мир столкнулся с проявлениями национализма во многих локальных конфликтах: балканский кризис и развал Югославии, война в Чечне, война в Приднестровье, этнические чистки русских в бывших советских республиках (Азербайджан, Таджикистан), армяно-азербайджанский конфликт, арабо-израильский конфликт (Палестина, Сектор Газа), противостояние на Украине и бескровные национальные волнения в Швейцарии, Великобритании, Испании.

Украина, пожалуй, самая крупная конфликтная площадка после Югославии. В обоих случаях встаёт именно национальный вопрос. В частности, в Югославии проживало несколько равных по численности и близких по этническому происхождению народов, которые, однако, имели существенные культурно-религиозные различия, и именно эти различия стали спусковым крючком кровопролитной национальной войны, приведшей к образованию мононациональных государств: Сербии, Боснии, Хорватии и других.

На Украине также произошёл культурно-религиозный национальный раскол, в результате которого культурно-этническую идентичность малочисленной и бедной «львовщины» «натянули» на большую часть Украины и противопоставили русской постсоветской идентичности — как культурной-религиозной, так и языковой. Буквально на наших глазах за год с небольшим на карте мира появилась новая политическая нация — украинцы, которая родилась в воинственном противоречии с русской нацией и Россией. Хотя, если рассматривать политический процесс на Украине внимательно, мы увидим, что «украинский национализм» — никакой не национализм, а маргинальный «местечковый» нацизм, построенный не на конструктивной идее национального строительства, а исключительно на противопоставлении культурной, нравственной, духовной модели украинского проекта России, где Россия и русские выступают очевидной «страшилкой», загнавшей идейно гетерогенный народ в прокрустово ложе «украинского национализма».

Кто выступил движущей силой украинской революции? Вроде бы, напрашивается ответ: националисты. Но он не верен. Основной действующей силой украинской революции снизу выступили деклассированные маргиналы, городская либеральная общественность, этно-религиозные секты и диаспоры. Украинские националисты, те из них, кто действительно был националистом и до революции, были и остаются лишь грубой примитивной силой, используемой инициаторами переворота в своих интересах.

Парадокс заключается в том, что большинство нынешних «украинских националистов» ещё 5 лет назад были великорусскими и мечтали о воссоединении Украины и России ради создания «великой славянской империи». Ещё в начале «майдана» в Киеве один из лидеров крупной всеукраинской организации «Социал-национальная ассамблея» (СНА) Игорь Криворучко открыто говорил, что никакой русофобии в движении нет. А уже через несколько месяцев возглавил создание «Азова».

Малороссийских националистов попросту «переключили» с проекта «русского мира» на проект «Украина — це Европа». Это в какой-то степени цивилизационный выбор, но говорить, что он был сделан осознанно и добровольно, конечно не приходится. Плюс ко всему, СНА изначально исповедовала радикальный национализм, основанный на социалистических воззрениях, а радикальные формы любых политических идеологий неустойчивы в своих реперных точках. Этому есть банальнейшее объяснение: большая часть сторонников СНА и радикального «украинства» — социально неадаптированные, не встроенные в экономику молодые люди, которым нечего терять и не о чем думать.

Любое политическое движение тем более устойчиво и тем менее подвержено резким сменам идеологии и политической ориентации, чем более качественно оно встроено в политические процессы государства и чем лучше социализированы и капитализированы его члены.

Это правило работает для любых националистических и этнических сообществ, в том числе для народов российского Кавказа.

Встаёт часто артикулируемый в обществе вопрос о манипуляциях националистами. Безусловно, националисты в бедных полуразрушенных странах Восточной Европы и Средней Азии весьма подвержены влиянию. Но это не проблема национализма как такового. Это проблема любого социально активного политического класса в любом обществе на каждом этапе исторического развития. Так, XIX-XX века были эпохой манипуляций рабочим классом со стороны социал-демократов. В более ранние периоды истории манипуляции подвергались военные чины, дворяне, землевладельцы и т. д. Всегда был какой-либо движущий политический или социальный класс, являвшийся «слабым звеном» соответствующей политической системы.

XXI век — эпоха манипуляций националистами и религиозными адептами.

Если рассматривать вопрос «переключения» украинского национализма на европейский проект, необходимо в первую очередь взглянуть на действия мировых метрополий — Вашингтона, Брюсселя, Москвы. С момента развала СССР на Украине шла постоянная «перекодировка» населения, активно подогреваемая из США и Евросоюза. В это время Москва не предпринимала никаких попыток создать новую общую идентичность России и Украины, в том числе и потому, что сама не имела и до сих пор не имеет сколь-нибудь внятной национальной и культурной идеологии, способной на возвращение в свою орбиту хотя бы наиболее близких республик — Белоруссии, Украины, Казахстана.

Бездействие Москвы и упорство Вашингтона привели к совершенно очевидным последствиям, которые были спрогнозированы задолго до переворота в Киеве зимой 2014 года.

Национальные движения в бедных и депрессивных странах часто приводят к кровопролитным конфликтам — как внутреннего генезиса, так и инициированным извне.

В то же время в Европе, где уровень жизни и политической культуры населения несравнимо выше, некоторые области также активно пытаются обособиться в новые национальные государства. На памяти — свежий пример референдумов в Каталонии и в Шотландии о выходе из состава Испании и Великобритании, соответственно. Не так давно независимость от Сербии обрела Черногория. Мирно разошлись два обеспеченных и развитых славянских государства Чехия и Словакия.

Ошибочно полагать, что национализм и национальные движения имеют исключительно центробежную направленность. В той же России националисты, а точнее сказать национал-патриоты, напротив постоянно выступают за воссоединение отторгнутых территорий Российской Империи на том основании, что эта земля по праву труда и военного дела является частью «русского тела», большим «русским миром».

Тождественны ли понятия «национал-патриот» и «националист»? Не совсем, ибо первое — шире. Любой национал-патриот может назваться националистом, но не любой националист есть национал-патриот. Национализм — это часто только служение нации, когда «земельный вопрос» имеет вторичное значение, тогда как национал-патриотизм считает нацию и землю равновеликими ценностями.

Словарь Даля трактует национализм как «узкий патриотизм, шовинизм», тогда как патриотизм трактуется как чувство любви и верности родине. Так, в переводе с греческого языка «патриот» — соотечественник, отечество. Русское слово «отечество» можно истолковать как «земля отцов» или «дело отцов». «Нацио» в переводе с итальянского — дело отцов. Таким образом, «национал-патриотизм» — это дело и земля отцов, а «национализм» — только дело.

Нас, конечно же, интересует главный вопрос: «Что такое русский национализм, является ли он угрозой, какой стал украинский, или базисом, как, к примеру, великобританский национализм по отношению к шотландскому этносепаратизму?».

Русский национализм после распада СССР переживает уже третью волну возрождения. Каждая следующая волна идейно отличается от предыдущей. Так, националисты первой волны — Баркашов, Лимонов и другие — в массе своей были национал-социалистами в той или иной степени. Наследие Советского Союза сильно сказывалось на «политической формуле» националистов первой волны. Единственным националистическим движением либерального толка была партия ЛДПР Владимира Жириновского, которая, однако, на рубеже нулевых изменила свой политический формат, превратившись в популистскую псевдооппозиционную партию, которая, тезисно продолжая оставаться националистической, по содержанию таковой быть перестала. Прочие организации в массе своей были либо военизированными, либо нарочито интеллектуальными, и ни одна из них, к сожалению, не сумела встроиться в политическую систему. Националисты первой волы были вытеснены на задворки политического процесса и превратились в несистемную оппозицию, слабевшую от года к году.

Националисты второй волны в России выросли на национал-демократических или же на национал-консервативных идеях на фоне разрухи в стране и чеченской войны. Наиболее значимые из этих организаций — ДПНИ, НПР, «Русский образ», «Евразийский союз молодёжи» — а также правое фанатское движение, аналогично первой волне остались за бортом политического процесса, и большинство из них со временем попросту распались из-за внутренних противоречий.

Третья волна русского национализма разделилась на национал-патриотов-государственников, национал-консерваторов и национал-демократов. Общей тенденцией третьей волны стало окончательное размежевание конструктивного интеллектуального русского национализма с маргинальными национал-социалистическими течениями. Последний факт нашёл яркое подтверждение в виде провального «Русского марша в Люблино» 2014-го года, который большинство националистов проигнорировали.

Русские националисты являются оппозицией к действующей власти, однако с точки зрения потенциальных «цветных революций» и госпереворотов, они же являются в массе своей т. н. «реакцией», или, как принято сегодня говорить в модных терминах, «антимайданом».

Последнего нельзя сказать о так называемых радикальных националистах, большинство из которых придерживаются национал-социалистических взглядов и превыше всех своих интересов ставят маниакальную ненависть к «режиму», чем, в частности, обусловлена их активная поддержка киевского майдана в 2014 году. И у них действительно много общего с украинскими «коллегами по цеху». Их политическая позиция скорее анархо-расистская, с сильной примесью национал-социализма образца III Рейха. По сути, это логический итог деградации когда-то массового и интеллектуального скинхед-движения в России.

Таким образом, большинство сознательных русских националистов и национал-патриотов — активисты, имеющие определённый социальный статус, достойный уровень образования, обычно «выше среднего», и желание встраиваться в политическую систему законными правовыми демократическими методами — так, как это происходит в большинстве европейских стран от Греции до Голландии. Вопрос лишь в том, что политическая система современной России чрезвычайно симулятивна и угнетена, что признают в личных беседах даже сами её идеологи. Для дальнейшего развития правового парламентаризма в нашей стране, безусловно, необходимо снизить силовое и информационное давление на русских националистов с тем, чтобы они безболезненно встроились в общий политический процесс и начали приносить России ощутимую пользу. Особенно важным фактором здесь является давление по вектору антиэкстремистского законодательства, зачастую зачисляющего в ряды экстремистов законопослушных политических и общественных деятелей.

Иначе обстоит дело с «маргинальным национализмом». Большая часть его приверженцев — люди социально неустроенные, неадаптированные, неимеющие возможности не только заниматься политикой, но и просто подниматься по социальной лестнице. Это комплексная проблема Российской Федерации, распространённая не только в среде русской молодёжи, но и среди кавказцев, татар, башкир, тувинцев. Корень этого зла кроется в экономической неразвитости отечественной экономики, отсутствии достаточного количества «точек роста», валовой миграцией, оказывающей чрезвычайно негативное влияние на рынок труда во всех регионах. Только комплексное решение миграционных и экономических проблем может существенно ослабить количество радикальных элементов в российском обществе как среди русского, так и среди нерусского населения.

Еще одной «точкой выхода» является уже упомянутое ранее создание достаточного количества националистических политических субъектов с тем, чтобы вовлечь в публичный представительный политический процесс как можно больше социально активной молодежи.

Социально активная молодёжь для современных российских силовых и политических структур кажется серьёзной проблемой. Однако, в молодых пассионариях при желании можно рассмотреть и огромный «плюс». Массовое включение их в общественные, политические и экономические процессы даст России возможность сделать мощный социально-экономический рывок и обеспечит государство столь необходимым классом государственно мыслящих ответственных людей.

Национализм не угроза для России, национализм — политическая идеология, которая позволит стране шагнуть в новую технологическую, культурную и правовую эпоху.

Недавние события в Украине показали, что мир слишком хрупок. Всюду случаются военные конфликты и столкновения. И причиной тому служит не только наличие полезных на территории одного государства, но также национальный и расовый признак его жителей. Поэтому вопрос, кто такие нацисты, является вполне уместным. Ведь опыт тридцатых и сороковых годов прошлого века не оказался слишком поучительным для большинства народов мира.

Так, в России, особенно в Санкт-Петербурге, действуют националистические и фашистские группировки. Достаточно вспомнить действия Максима Марцинкевича, деятельность группы Формат-18 и Национал-Большевистской Партии под руководством Лимонова. В Соединенных Штатах Америки, славящейся своей терпимостью, также присутствует расизм и национализм, только проявляется он больше на уровне религиозных убеждений. Это не мешает верующим фундаменталистам сгребать целые народы под одну гребенку и обвинять их в неправильном и порочном образе жизни.

В чем разница между нацизмом и национализмом

Существует большая разница между понятием нацист и националист. Основное различие между этими двумя типами отношения к своему народу проявляется в степени признания других народов, рас и уклада жизни. Нацисты считают свою нацию - эталоном морали, семантики, культуры и общественного устройства для других народов. Придерживаться такой однобокой точки зрения может не только обезумевшая от безделья молодежь в армейских берцах и с бритыми головами.

Например, обвинения в нацизме приписываются известному немецкому философу

Фридриху Ницше. Его книги любил сам Адольф Гитлер. Но невозможно причислить этого человека к шовинистской идеологии хотя бы потому, что он является основоположником релятивистского учения и философии жизни. Известный афоризм, принадлежащий Ницше, гласит: «Нет фактов - есть только интерпретации». Возможно, Ницше не любил женщин, презирал верующих, но свой народ он не любил слепо. Известным нацистом, шовинистом и тоталитаристом можно считать Гегеля. В своих работах об абсолютном духе великий философ ставил немецкую культуру и общество на последнюю ступень развития. Для Гегеля Германия была самой образованной и цивилизованной страной, к которой должны стремиться другие страны.

Националист же ценит и уважает свою нацию, но и признает культурные особенности и верования других стран. Да, он ставит на первое место свой народ и государство, но не как образец для других стран. Известными националистами являются Лев Толстой, Максим Горький и, конечно же, Федор Михайлович Достоевский.

Возвращаемся к вопросу о том, кто такие нацисты в современном мире. Несмотря на ускоряющиеся темпы глобализации, либерализма, толерантности и международный обмен идей, мир все же не стал голубой мечтой хиппи. Никто не сжигает оружие и не танцует в хороводе под музыку Джими Хендрикса. Увязшая в революциях Украина

теряет свой экономический и социальный статус, мимоходом разрушая все мосты с Россией. А виноват-то кто? Такие нацисты (фото которых представлено справа), как бандеровцы? Или же службы Соединенных Штатов Америки? Вопрос сложный, и вряд ли на него можно будет ответить в ближайшее время. Поговорим же подробнее о украинских нацистах.

Бандеровцы

Название бандеровцев пошло от известного украинского политического идеолога и националиста Степана Андреевича Бандеры. Именно он стал первым членом РП ОУН (Организация украинских националистов). 22 июня 1941 года, во время начала Второй Мировой войны, партия ставила боевикам задачу саботировать действия властей, убивать командование, распространять ложную информацию, срывать планы и сеять панику среди людей. Пойманные в плен русские отдавались в руки немцам. Подрывная деятельность бандеровцев была пресечена в 1952 году. Во время нынешнего кризиса в Украине снова заговорили о бандеровцах. Деятельность организации, как и во времена, когда в ее главе были бывшие нацисты, не изменилась, они также провоцировали людей, сеяли панику, убивали людей. Особенно характерен эпизод в Харькове, когда члены данной партии были пойманы и заставлены публично извиняться на камеру.

Расизм и нацизм в Америке

Но все равно остается вопрос: кто? Такие нацисты, как бандеровцы, не смогли бы собрать достаточно денег и мобилизовать такой большой объем сил самостоятельно. Поэтому большинство населения говорит о гегемонии США, о проигрывании «оранжевой революции» и о деятельности ЦРУ и ФБР. История Америки содержала в себе много шовинистских и грубых моментов. Взять, например, истребление индейцев, рабство чернокожих, поставленное на торговый поток, и уже не стоит искать ответ на вопрос, кто такие фашисты и нацисты: гитлеровцы или американцы, особенно в XIX и начале XX века. Америка была провозглашена особым народом. Свою национальную идентичность она получила, борясь то с Европой, особенно наполеоновского толка в начале восемнадцатого века, то с Японией и Германией по времена Второй Мировой войны, то с СССР в послевоенный период и исламскими странами сейчас. Наличие врага всегда помогало Америке развиваться, прогрессировать, а главное объединять свой народ в единое целое, несмотря на большой уровень индивидуализации. Сейчас кажется, что на Соединенные Штаты Америки ополчились все. В них слишком много фундаменталистских учений. Дело касается не только нацизма, но и религиозных фанатиков. Взрывы центров абортов, убийства врачей, пикеты и митинги против не показывают заокеанскую страну в лучшем свете. Для среднестатистического американца не

существует вопроса о том, кто такие нацисты, поскольку нацизм ассоциируется напрямую с Гитлером и Муссолини, а сам себя американец считает праведным патриотом, ценящим свою страну. Хотя стоит заметить, что с годами нацистские и националистические настроения в Америке падают и проявляются лишь как очаги и реакции на определенные события. Так, после 11 сентября 2001 года практически на каждом доме, на столе в офисе и на улицах висели звездно-полосатые флаги.

Несмотря на то что по миру вальяжной походкой разгуливает глобализация, мы все равно не научились ценить другие народы и нации, уважать чужую культуру по-настоящему, а не только суррогат их кухни, картин и песен. Видимо, человечество еще не готово стать на единый путь совместного развития. И неизвестно, сможет ли общество вообще избавиться от фашизма, нацизма, шовинизма, или это является частью нашей биологической природы.