Националисты как их найти. Отношение к другим народам

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений . Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм . Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе обе компоненты.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит , который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством . Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом , личное желание участвовать в политической жизни нации , приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре . Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории .

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности , такие как права человека , по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык , религия , традиции , история , кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk ), кровнородственное сообщество . Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры . Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением . Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации , осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям .

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов» . Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

Многозначность понятия «национализм» в русском языке

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии . Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами . Следствием стала практика подмены терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национальной исключительности.

Проблема усугубляется свойственной национализму размытостью, в силу его опоры на чувства и эмоции. Смысл, вкладываемый разными людьми в одни и те же термины и лозунги, может быть порой противоположным. Так, лозунг «Россия для русских » трактуется одними как претензия этнических русских на исключительные права, а другими как требование, что государство должно служить народу. Историк А. Миллер отмечает, что даже слово «русский» может пониматься как в строго этническом (примордиальном) значении, так и через культурные категории и участие в общей судьбе .

В связи с этим некоторые российские исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов .

Нация

Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание того, что является нацией. Идея нации опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания.

В реальности нация - это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории . С одной стороны, это сообщество воображаемое : каждый его член несёт в себе его образ, представляет себе его границы, ощущает на себе его братские узы и убеждён в его верховной власти. Человек представляет свою жизнь как траекторию вдоль общего пути, параллельную жизням тысяч своих соотечественников, которых он никогда не видел и не увидит . При этом люди, составляющие нацию, объединены общими симпатиями, посвящают себя общей деятельности, желают находиться под одним правительством и желают, чтобы это правительство состояло из их представителей .

С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стрежня. Большинство членов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом . Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний . Эта общность активно способствует национальной солидарности.

Однако национальное самосознание принципиально отличается от этнического, поскольку складывается в процессе осознания обществом своих интересов по отношению к государству , в то время как этническое самосознание состоит во взаимоотношении одной этнической общности с другими . Этнические группы также вообще говоря не привязаны к конкретной территории, тогда как нации не обязательно опираются на миф об общем генеалогическом происхождении.

Национальное государство

Национальное государство (государство-нация) - это территориальное образование, в котором сращиваются социальная организация, политическое управление и культурная самоидентификация. Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы .

Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории . Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств , которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй , которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей . Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию .

Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France ).

Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному . Например принято считать, что армия защищает не государство, а народ.

Геополитика

Если национализм конца XVIII века во Франции и США был преимущественно гражданским, то в большинстве стран центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил этнический характер. Так, объединение Германии и аннексия Эльзаса-Лотарингии были осуществлены в русле пангерманизма . Во второй половине XIX века национализм начал подрывать целостность Австро-Венгрии , Российской и Османской империй, которые окончательно распались после Первой мировой войны . В начале XX века он расцвёл в Азии и Африке, что привело к обострению борьбы с французским и британским империализмом и в итоге к распаду колониальной системы.

Существенным элементом соглашений по окончании Первой мировой войны был план Вильсона поделить Европу на моноэтнические национальные государства, для осуществления которого была создана Лига наций . При этом война подорвала веру в гуманизм , являющийся фундаментом для либерализма, что в сочетании с другими факторами привело к появлению фашизма и нацизма . Вслед за поражением Германии во Второй мировой войне последовала дискредитация всех форм крайнего национализма и связанных с ними учений.

В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами. В то же время представления о национальном государстве стали фундаментальной компонентой менталитета людей в либерально-демократических странах .

Подходы к изучению национализма

Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.

Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение . Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты .

С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма . Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура - на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание . Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, - то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.

Национализм и культура

Появление национализма в конце XVIII века оказало значительное влияние на общество во всём мире. Поскольку он утверждает, что люди должны получать образование на родном языке и разговаривать на этом языке в обществе, многие писатели, поэты и учёные стали делать акцент на национальной культуре и проявлять интерес к фольклору , способствуя развитию литературного языка и популяризации истории.

В национальных государствах появились новые ритуалы: фестивали, праздники, флаги, музыка, поэзия, патриотические речи. Со временем национальные элементы стали проявляться в сказках, архитектурном стиле, муниципальных законах и т. д. Политическая роль религии постепенно сошла на нет, а владение государственным языком стало играть принципиальное значение. Последнее было связано с развитием коммуникационных технологий и капитализма, который был заинтересован в расширении границ единого рынка . Правда национализм отнюдь не всегда опирался на устоявшиеся языковые традиции. Во многих случаях он продвигал местные наречия в противоположность языку аристократических кругов. Иногда происходило возрождение малоупотребительных языков, иногда интеграция нескольких диалектов в новый общий язык.

В то время как доиндустриальное общество было поделено в основном на вертикальные слои, в новейшее время политика государств стала способствовать преодолению этого деления. Благодаря национализму высокая культура охватила всё общество, стала определять его и получила политическую поддержку .

Особое внимание национализм уделяет трактовке и преподаванию истории для воспитания чувства отождествления себя с нацией. Многие исследователи полагают, что такое внимание носит идеологический характер и осуществляется с целью создания мифологической основы для своих требований - как сказал Ренан , «забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности» .

В большинстве стран мира национализм стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным кризисом . У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации («банальный национализм») .

Критика

Крайние формы национализма могут вызвать колоссальные страдания и чрезвычайно деструктивные эффекты , в том числе геноцид и этнические чистки . Даже в «мягкой» форме крайний этнический национализм наносит ощутимый экономический урон государству, системе образования и ухудшает качество рабочей силы .

Основное русло национализма также является предметом критики.

Некоторые учёные склоняются к мнению, что общая теория наций и национализма не только невозможна, но и нежелательна, а вместо это следует фокусировать внимание на его прикладных аспектах . Термины «национализм» и «нация» с трудом поддаются определению, поскольку эти концепции глубоко вплетены в современную политику и любое определение сделает легитимными одни требования и нелегитимными другие .

Ряд учёных являются сторонниками антинационали́зма , который утверждает, что национализм опасен, не совместим с демократией , ведёт к нарастанию культурно-общественных различий и далее к конфликтам и войнам . Они полагают, что если своя нация стоит на самых высокой нравственной платформе, то можно сделать вывод, что позиции остальных наций ниже. Согласно современной теории антинационализма, представленной, например, в трудах Э. Балибара, сопутствующим моментом любого национализма является расизм . Некоторые противники национализма считают, что он лежит в основе большинства современных международных конфликтов. Так, Л. Н. Толстой писал, что причинами войн является «желание исключительного блага своему народу» .

Озабоченность вызывает то, что в национальном государстве все важнейшие элементы организации общества способствуют поддержанию культурного единообразия. Этим они невольно ставят под угрозу индивидуальное право на самоидентификацию. Хотя членство в нации носит добровольный характер, те, кто не согласны со стержневыми национальными ценностями, могут быть подвержены правовой дискриминации или стать жертвами ксенофобии. Существует также риск, что стремясь избежать нарушения национального единства, демократическое государство может пойти на соблазн применения силы, причём не только по отношению к иностранцам или этническим меньшинствам, но и по отношению к нации в целом. Тем самым оно может сползти в авторитаризм . В связи с этим сторонники культурного либерализма настаивают, что политическая система должна защищать меньшинства от диктатуры большинства. При этом нация с устоявшимися гражданскими ценностями и институтами гражданского общества способна быть таким гарантом .

Между сторонниками этнического и гражданского национализма бывают острые противоречия. Националисты утверждают, что гражданский национализм даёт некорректное толкование понятию «нация» и склонны считать его формой интернационализма . Они отрицают, что нация может включать в себя разные национальности, хотя иногда готовы делать исключение для быстро ассимилирующихся некоренных национальностей.

Критики примордиального этнического национализма отмечают, что этническая принадлежность - это лёгкий способ выражения чувства коллективной идентификации, которая сближает «своих», подчёркивая отличия от «чужих». При этом что именно является общим для «своих», кроме как отличие от «чужих», не столь очевидно. В частности, процессы ассимиляции показывают, что этническая принадлежность группы способна к эволюции. Политические и культурные нормы усваиваются наиболее быстро. Физическая внешность иммигрантов часто не соответствует нормам коренного населения, однако у их потомков эти различия сглаживаются благодаря межнациональным бракам. В силу этого, теории «исконной» национальности лишены оснований. В то же время этнический национализм крайне замедляет процесс приобщения к нации для «посторонних», поскольку поменять собственные гены или своих предков невозможно. По этой причине многие социологи считают, что этнические ценности не должны простираться за пределы личной сферы жизни .

Левые движения часто рассматривают национализм как правую идеологию, поддерживающую консервативно-авторитарные режимы и враждебную социал-демократии . Однако есть и другой взгляд, согласно которому лишь сообщество, имеющее представление об общей судьбе и охваченное узами взаимного доверия благодаря сильной национальной идентичности, способно достичь социальной справедливости и демократии .

«Национализм должен был бы быть осуждён христианской церковью как ересь» (Н. А. Бердяев).

Национализм в мире

По сути, английский национализм не был этническим и разъединяющем, он выполнял гражданскую, интегрирующую функцию. Распад империи привел к фундаментальному сдвигу в сознании, в частности активизировались национальные движения.

Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию . Начиная с Гердера и Фихте , немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своём «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет её метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма .

В тот период этнические немцы населяли территории многих стран (Австрии, Пруссии, России и т. д.) Пангерманизм стремился к их объединению в границах единого государства. Важнейшей победой немецкого национализма стало объединение Германии в 1871 г. В XX веке идеология национал-социализма вобрала в себя многие элементы крайнего национализма. Нацисты утверждали, что Германия должна расширить свои границы, чтобы охватить всю территорию проживания немцев. В результате поражения в войне Германия от этих утверждений отказалась.

Тем не менее, до последнего времени гражданство в Германии давалось преимущественно этническим немцам, в то время как другие иммигранты испытывали серьёзные трудности с получением гражданства .

Во время опросов общественного мнения, проведённых в Германии в начале 2009 года, 83 процента всех опрошенных заявили, что гордятся тем, что они немцы. По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за год увеличилось на треть, эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса .

Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов объединяет религия (индуизм) . Главной победой индийского национализма стало обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди и английский . Основными трудностями к построению гражданской нации стали острые этнические и религиозные конфликты, которые, в частности, привели к отделению Пакистана .

США

Несмотря на основной упор на построении гражданской нации, Франция не осталась безучастной к призывам крайнего этнического национализма, который проявлялся в подъёме антисемитизма после панамского скандала 1892, сотрудничестве части французов с нацистами во время Второй мировой войны и англофобии в настоящее время . Кроме того, французский национализм часто проявляет нетерпимость к культурным проявлением, противоречащим традиции, например, ношению головных платков в общественных местах

В современной Франции второе поколение иммигрантов автоматически получает гражданство, что открывает для них возможности для дальнейшей ассимиляции.

Национализм проник в Россию во второй половине XVIII века в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита (преимущественно дворянство) в рамках существующего порядка. Например, в своём предисловии к трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771 г.) А. Сумароков называет основой русской нации то, что удел рабов - послушание, царя - власть, а «сынов отечества» (то есть, элиты) - забота о государстве. Национализм трактовался в духе примордиализма, что стимулировало интерес к истокам России и её культуре.

Из-за отсутствия в русском языке точного эквивалента понятий, связанных с национализмом, долгое время использовались французские термины, хотя попытки перевода делались неоднократно. Так, Вяземский переводил фр. nationalité как «народность» .

Кто в мире и любви умеет жить с собою, Тот радость и любовь во всех странах найдет.

Однако к концу XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Стало всё более очевидно, что сравнение Запада с Россией не в пользу последней. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине вызывали у русских патриотов чувство стыда. Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп. Западники (начиная с Радищева) считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США. Славянофилы не соглашались видеть в Западе лидера и тем более образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением, авторитарным и православным прошлым.

Следует отметить, что именно славянофилы внесли основной вклад в развитие русского национального самосознания в XIX веке. Однако по мнению исследователей, следствием мучительных сравнений России с Западом стал ресентимент (психологическое состояние бессильной зависти) . Одни уверяли, что отсталость России иллюзорна и что внешние различия в обычаях и культуре скрывают одну и ту же реальность, включая отсутствие реальной свободы и равенства. Другие настаивали, что Запад пошёл по принципиально неправильному пути и что Россия наоборот спасёт Запад от либерализма. С их точки зрения, русская нация была в первую очередь противоположностью западной модели.

Славянофилы приписывали русскому характеру терпимость, преданность хозяину, жажду истины, спонтанность, сердечность, душевность, великодушие, безразмерность, соборность (склонность принимать решения коллективно). Это противопоставлялось обобщённому западному характеру, которому якобы были свойствены жадность, лживость, эгоизм, холодная расчётливость. Многие приписывали русским также и негативные черты: лень, пьянство, обломовщину, неуважение к себе и другим. «Русская душа» увязывалась с русскими кровью и почвой, поэтому предполагалось, что её носителем в чистом виде являются крестьяне . Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века.

Эти разногласия отражаются на дискуссии по поводу взаимосвязи национализма и фашизма применительно к СССР. Одни полагают, что благодаря отсутствию национализма в СССР (в силу либо его подавления режимом, либо культурных традиций), идеологии фашизма и нацизма также не получили распространения. Другие считают, что сталинский режим включал элементы крайнего национализма: шовинизма и расизма.

Тем не менее, советская Россия никогда не занималась целенаправленным строительством нации. В СССР под «национальной политикой» понималось решение проблем нерусских народов . Российская Федерация не считалась национальной республикой, а русское население - носителем особой этничности. В бытовой повседневности большинство определяло себя только по отношению к государству, и основным параметром был ранг во властной иерархии . В 1991 г. большинство русских (80 %) своей родиной называло весь Советский Союз .

Эмблема Русского Национального Союза (российская национал-социалистическая организация, существовавшая в 90-е гг. ХХ ст.)

В послесоветский период распад страны, крушение советских идеалов и разочарование в экономических реформах нанесли множеству людей психологическую травму. Стали популярными крайние националисты : этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа (наиболее радикальная часть опирается на национал-социалистические идеи Третьего рейха), и государственные, идеализировавшие Сталина (например, евразийцы и нацболы). Наряду с прозападными настроениями, в обществе вновь появился ресентимент .

В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии . Параллельно рост трудовой этнической миграции в Россию обострил межнациональные трения. В 2006 г. межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе.

Согласно распространённой точке зрения, переход России от имперского к национальному государству до сих пор не завершён, и на эту тему продолжаются дискуссии. Традиционалисты отстаивают идею укрепления вертикальных опор государства, в то время как модернисты призывают к его национализации и усилению горизонтальных общественных связей .

См. также

Сноски и источники

  1. См. Национализм (типология) .
  2. См. раздел .
  3. См. раздел .
  4. Чем, в частности, национализм отличается от патриотизма и национальной гордости, которые являются чувствами и обусловленным ими поведением.
  5. Геллнер Э. 1991.
  6. Смит Э. Д. 2004.
  7. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 3.
  8. «Каждая нация является государством, и только одно государство есть у всей нации» (Мадзини)
  9. Хобсбаум Э. 1998.
  10. Bowden B. Nationalism and cosmopolitanism: irreconcilable differences or possible bedfellows? // National Identities. 2003. Vol. 5, No. 3. P. 235. DOI :10.1080/1460894031000163139 (англ.)
  11. Андерсон Б. 2001.
  12. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
  13. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419.
    Кон Г. Национализм: его смысл и история. Дайджест книги.
  14. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
  15. Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Annu. Rev. Sociol. 1993. Vol. 19. P. 211. (англ.)
  16. Например, Современный толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2001) определяет национализм как «идеологию и политику, исходящую из национального превосходства и противопоставления своей нации другим». Схожие определения дают Большой энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова (М.: Большая российская энциклопедия, 2004.) , Новый словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой (М.: Русский язык, 2000) и др.
  17. Миллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 4.
  18. Зверева Г. Националистический дискурс и сетевая культура // Pro et Contra. 2005. Т. 9, № 2.
  19. Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Nations and Nationalism. 2002. Vol. 8, No. 3. P. 277. DOI :10.1111/1469-8219.00051 (англ.)
  20. Милль Дж. Ст. 2006.
  21. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. - 200 с.
  22. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. под ред. Л. Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. ISBN 5-7598-0333-6
  23. Паин Э. А., 2003.
  24. McCrone D., Kiely R. Nationalism and citizenship // Sociology. 2000. Vol. 34, No. 1. P. 19. DOI :10.1177/S0038038500000031 (англ.)
  25. Биллиг М. 2005.
  26. Kohn H. 2007.
  27. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997.
  28. Ренан Ж. Э. 1882.
  29. http://news.mail.ru/society/1437525/
  30. Özkirimli U. Theories of Nationalism: A Critical Inroduction. London: Macmillan, 2000.

Национализм стал камнем преткновения во многих геополитических и внутригосударственных конфликтах современности. Верный ответ на вопрос «Что такое национализм?» даст ключ к пониманию происходящих в Европе, на Украине и в России процессов.

Вокруг национализма существует невероятное количество различных стереотипов, большинство из которых не имеет ничего общего с истиной. Низкая политическая культура, помноженная на отсутствие критического анализа фактов, является удобренным полем для разного рода сеятелей лжи и обмана.

Что же такое национализм?

Национализм — трансграничная политическая идеология, одна из доминирующих социально-политических идей современного мира, ведь большинство мировых государств — национальные. Вопрос лишь в том, что в разных странах этот национализм различен по своему содержанию.

В частности, американские социологи Х. Герт и К. Милс считают, что национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство». Сразу разбавим теорию примерами. Какие национальные государства есть в современном мире? Япония, Израиль, Иран (с оговоркой), Сирия (светское национальное государство арабов), Германия, Франция, Дания, Польша, Финляндия, Греция, список можно продолжать.

Национализм есть политическая идея консолидации общества на этно-культурном, культурно-историческом, этно-религиозном, гражданском факторе.

Исследователь национализма доктор философских наук В.С. Малахов в книге «Национализм как политическая идеология» даёт следующее обобщённое определение: «национализм — это политическая идеология, ключевым понятием которой является нация».

В постмодернистском мире, где основой идентификации по Л.Г. Ионину становится принадлежность к тому или иному «меньшинству», национализм объективно становится одним из наиболее привлекательных центров идентификации, так как связан с традицией народа, к которому принадлежит человек. Традиция в свою очередь, по мнению классика социологии Густава Ле Бона, есть не что иное, как коллективное бессознательное каждого народа, некий информационный культурный код, заложенный многими поколениями и мало меняющийся с течением времени. Таким образом, национализм как политическая идеология, конкурирующая в плоскости массы равнодоступных идей, является наиболее близкой человеку органичной формой построения мысли и действий.

Выше было сказано, что национализм — трансграничная политическая идеология. Что это значит? Дело в том, что национализм сам по себе не может быть самостоятельной политической идеей, так как не отражает экономической модели развития нации и государства. Так же как демократия, например, может с равным успехом существовать и при коллективных правах на собственность, и при частных, национализм в комбинации с другими политическими идеями образует порой диаметрально противоположные по смыслу политические концепции.

Так, есть три основные политические концепции, взаимодействующие с национализмом. Это консерватизм, либерализм и социализм. Каждая из названных концепций образует с национализмом полноценную политическую и экономическую программу, однако между собой эти программы принципиально отличаются в установках по вопросам: частной собственности на землю и средства производства; конструкции политической системы; роли государства в жизни общества и народного хозяйства; роли местной традиции в становлении права и принципах общежития; свобод личности; наличия и устройства «социальных лифтов». Все три идеологии вокруг национализма образуют между собой промежуточные продукты вроде социал-консерватизма или национал-демократии.

Если мы посмотрим, то три наиболее «кровавых» политических идеологии, которые принято считать радикальными, образуются как крайние формы социализма и могут иметь как национальный фундамент, так и опору на интернационализм.

Само определение национализма с точки зрения субъекта может иметь три вида: гражданский национализм (основанный исключительно на гражданской принадлежности к той или иной стране), примордиальный (этнический) национализм, культурный национализм. О последнем скажем подробнее. Культурный национализм — это некая переходная форма между гражданским национализмом, рождённым Великой Французской Революцией и трудами Жан-Жака Руссо, и этническим национализмом, который является естественным консолидирующим фактором для относительно гомогенного генетически народа.

Культурный национализм — образование имперское. Он возникает внутри или на месте больших империй, таких как Британская, Русская, Французская, Испанская. Культурный национализм имеет смягчённые черты этнического и вбирает в себя различные народы, ассимилированные империями — как близкородственные, так и этнически далёкие от доминирующего этноса. Главными чертами культурного национализма являются обязательное наличие опорного, образующего этноса и доминирование его культуры, искусства, языка и правил общежития на всей территории «империи».

Рассматривая, к примеру, русский национализм, мы говорим не о чисто этническом векторе, но скорее о культурно-этническом национализме.

Всегда важным фактором культурной составляющей является религия. Любая религия «национализирована» народом-осителем и «ассимилирована» им в соответствии с собственными традициями. Об этом в книге «Психология народов и масс» пишет социолог Густав Ле Бон, на основании многолетнего исследования отмечающий, что ислам арабских государств и ислам Пакистана — весьма различные религиозные течения, так же как, например, традиционный ислам и вера алавитов, проживающих в Сирии.

Христианство является доминирующей мировой религией, но внутри имеет различия на уровне антагонизмов между Западной и Восточной Церкями, а также и внутри самих церквей. Достаточно вспомнить многовековую борьбу «старого» и «нового» обряда в России. Религиозный фактор обязательно учитывается в культурной составляющей национализма, а зачастую и образует её.

Итак, национализм — трансграничная политическая идеология, ставящая во главу угла интересы нации. Но полноценным политическим продуктом национализм становится только в паре с либерализмом, консерватизмом или социализмом. Таким образом, наиболее частые сравнения национализма с фашизмом или нацизмом не имеют ничего общего с правдой. Фашизм, нацизм, коммунизм есть крайние идеологии социализма (или его переходной формы — госкапитализма, коллективной олигархии (по роману Оруэлла «1984»).

Само понятие нации, вокруг которого строится национализм, может принимать совершенно разные формы: нация как сообщество граждан определённого государства; нация как сообщество людей, имеющих общие этнические корни и историю; нация как культурная общность, часто основанная на религиозно-этническом или этно-культурном базисе.

Как мы видим, национализм — явление многофакторное и многовекторное. Единственное, что объединяет все «национализмы», — это идея служения нации. Потому, подходя к рассмотрению националистических идей и политических конструкций, необходимо чётко понимать, с каким именно национализмом мы столкнулись в той или иной ситуации.

Практическое рассмотрение вопросов национализма особо актуально в первой четверти XXI века, когда на смену конкуренции глобальных идеологий и империй пришла конкуренция народов и наций.

За последние пару десятков лет мир столкнулся с проявлениями национализма во многих локальных конфликтах: балканский кризис и развал Югославии, война в Чечне, война в Приднестровье, этнические чистки русских в бывших советских республиках (Азербайджан, Таджикистан), армяно-азербайджанский конфликт, арабо-израильский конфликт (Палестина, Сектор Газа), противостояние на Украине и бескровные национальные волнения в Швейцарии, Великобритании, Испании.

Украина, пожалуй, самая крупная конфликтная площадка после Югославии. В обоих случаях встаёт именно национальный вопрос. В частности, в Югославии проживало несколько равных по численности и близких по этническому происхождению народов, которые, однако, имели существенные культурно-религиозные различия, и именно эти различия стали спусковым крючком кровопролитной национальной войны, приведшей к образованию мононациональных государств: Сербии, Боснии, Хорватии и других.

На Украине также произошёл культурно-религиозный национальный раскол, в результате которого культурно-этническую идентичность малочисленной и бедной «львовщины» «натянули» на большую часть Украины и противопоставили русской постсоветской идентичности — как культурной-религиозной, так и языковой. Буквально на наших глазах за год с небольшим на карте мира появилась новая политическая нация — украинцы, которая родилась в воинственном противоречии с русской нацией и Россией. Хотя, если рассматривать политический процесс на Украине внимательно, мы увидим, что «украинский национализм» — никакой не национализм, а маргинальный «местечковый» нацизм, построенный не на конструктивной идее национального строительства, а исключительно на противопоставлении культурной, нравственной, духовной модели украинского проекта России, где Россия и русские выступают очевидной «страшилкой», загнавшей идейно гетерогенный народ в прокрустово ложе «украинского национализма».

Кто выступил движущей силой украинской революции? Вроде бы, напрашивается ответ: националисты. Но он не верен. Основной действующей силой украинской революции снизу выступили деклассированные маргиналы, городская либеральная общественность, этно-религиозные секты и диаспоры. Украинские националисты, те из них, кто действительно был националистом и до революции, были и остаются лишь грубой примитивной силой, используемой инициаторами переворота в своих интересах.

Парадокс заключается в том, что большинство нынешних «украинских националистов» ещё 5 лет назад были великорусскими и мечтали о воссоединении Украины и России ради создания «великой славянской империи». Ещё в начале «майдана» в Киеве один из лидеров крупной всеукраинской организации «Социал-национальная ассамблея» (СНА) Игорь Криворучко открыто говорил, что никакой русофобии в движении нет. А уже через несколько месяцев возглавил создание «Азова».

Малороссийских националистов попросту «переключили» с проекта «русского мира» на проект «Украина — це Европа». Это в какой-то степени цивилизационный выбор, но говорить, что он был сделан осознанно и добровольно, конечно не приходится. Плюс ко всему, СНА изначально исповедовала радикальный национализм, основанный на социалистических воззрениях, а радикальные формы любых политических идеологий неустойчивы в своих реперных точках. Этому есть банальнейшее объяснение: большая часть сторонников СНА и радикального «украинства» — социально неадаптированные, не встроенные в экономику молодые люди, которым нечего терять и не о чем думать.

Любое политическое движение тем более устойчиво и тем менее подвержено резким сменам идеологии и политической ориентации, чем более качественно оно встроено в политические процессы государства и чем лучше социализированы и капитализированы его члены.

Это правило работает для любых националистических и этнических сообществ, в том числе для народов российского Кавказа.

Встаёт часто артикулируемый в обществе вопрос о манипуляциях националистами. Безусловно, националисты в бедных полуразрушенных странах Восточной Европы и Средней Азии весьма подвержены влиянию. Но это не проблема национализма как такового. Это проблема любого социально активного политического класса в любом обществе на каждом этапе исторического развития. Так, XIX-XX века были эпохой манипуляций рабочим классом со стороны социал-демократов. В более ранние периоды истории манипуляции подвергались военные чины, дворяне, землевладельцы и т. д. Всегда был какой-либо движущий политический или социальный класс, являвшийся «слабым звеном» соответствующей политической системы.

XXI век — эпоха манипуляций националистами и религиозными адептами.

Если рассматривать вопрос «переключения» украинского национализма на европейский проект, необходимо в первую очередь взглянуть на действия мировых метрополий — Вашингтона, Брюсселя, Москвы. С момента развала СССР на Украине шла постоянная «перекодировка» населения, активно подогреваемая из США и Евросоюза. В это время Москва не предпринимала никаких попыток создать новую общую идентичность России и Украины, в том числе и потому, что сама не имела и до сих пор не имеет сколь-нибудь внятной национальной и культурной идеологии, способной на возвращение в свою орбиту хотя бы наиболее близких республик — Белоруссии, Украины, Казахстана.

Бездействие Москвы и упорство Вашингтона привели к совершенно очевидным последствиям, которые были спрогнозированы задолго до переворота в Киеве зимой 2014 года.

Национальные движения в бедных и депрессивных странах часто приводят к кровопролитным конфликтам — как внутреннего генезиса, так и инициированным извне.

В то же время в Европе, где уровень жизни и политической культуры населения несравнимо выше, некоторые области также активно пытаются обособиться в новые национальные государства. На памяти — свежий пример референдумов в Каталонии и в Шотландии о выходе из состава Испании и Великобритании, соответственно. Не так давно независимость от Сербии обрела Черногория. Мирно разошлись два обеспеченных и развитых славянских государства Чехия и Словакия.

Ошибочно полагать, что национализм и национальные движения имеют исключительно центробежную направленность. В той же России националисты, а точнее сказать национал-патриоты, напротив постоянно выступают за воссоединение отторгнутых территорий Российской Империи на том основании, что эта земля по праву труда и военного дела является частью «русского тела», большим «русским миром».

Тождественны ли понятия «национал-патриот» и «националист»? Не совсем, ибо первое — шире. Любой национал-патриот может назваться националистом, но не любой националист есть национал-патриот. Национализм — это часто только служение нации, когда «земельный вопрос» имеет вторичное значение, тогда как национал-патриотизм считает нацию и землю равновеликими ценностями.

Словарь Даля трактует национализм как «узкий патриотизм, шовинизм», тогда как патриотизм трактуется как чувство любви и верности родине. Так, в переводе с греческого языка «патриот» — соотечественник, отечество. Русское слово «отечество» можно истолковать как «земля отцов» или «дело отцов». «Нацио» в переводе с итальянского — дело отцов. Таким образом, «национал-патриотизм» — это дело и земля отцов, а «национализм» — только дело.

Нас, конечно же, интересует главный вопрос: «Что такое русский национализм, является ли он угрозой, какой стал украинский, или базисом, как, к примеру, великобританский национализм по отношению к шотландскому этносепаратизму?».

Русский национализм после распада СССР переживает уже третью волну возрождения. Каждая следующая волна идейно отличается от предыдущей. Так, националисты первой волны — Баркашов, Лимонов и другие — в массе своей были национал-социалистами в той или иной степени. Наследие Советского Союза сильно сказывалось на «политической формуле» националистов первой волны. Единственным националистическим движением либерального толка была партия ЛДПР Владимира Жириновского, которая, однако, на рубеже нулевых изменила свой политический формат, превратившись в популистскую псевдооппозиционную партию, которая, тезисно продолжая оставаться националистической, по содержанию таковой быть перестала. Прочие организации в массе своей были либо военизированными, либо нарочито интеллектуальными, и ни одна из них, к сожалению, не сумела встроиться в политическую систему. Националисты первой волы были вытеснены на задворки политического процесса и превратились в несистемную оппозицию, слабевшую от года к году.

Националисты второй волны в России выросли на национал-демократических или же на национал-консервативных идеях на фоне разрухи в стране и чеченской войны. Наиболее значимые из этих организаций — ДПНИ, НПР, «Русский образ», «Евразийский союз молодёжи» — а также правое фанатское движение, аналогично первой волне остались за бортом политического процесса, и большинство из них со временем попросту распались из-за внутренних противоречий.

Третья волна русского национализма разделилась на национал-патриотов-государственников, национал-консерваторов и национал-демократов. Общей тенденцией третьей волны стало окончательное размежевание конструктивного интеллектуального русского национализма с маргинальными национал-социалистическими течениями. Последний факт нашёл яркое подтверждение в виде провального «Русского марша в Люблино» 2014-го года, который большинство националистов проигнорировали.

Русские националисты являются оппозицией к действующей власти, однако с точки зрения потенциальных «цветных революций» и госпереворотов, они же являются в массе своей т. н. «реакцией», или, как принято сегодня говорить в модных терминах, «антимайданом».

Последнего нельзя сказать о так называемых радикальных националистах, большинство из которых придерживаются национал-социалистических взглядов и превыше всех своих интересов ставят маниакальную ненависть к «режиму», чем, в частности, обусловлена их активная поддержка киевского майдана в 2014 году. И у них действительно много общего с украинскими «коллегами по цеху». Их политическая позиция скорее анархо-расистская, с сильной примесью национал-социализма образца III Рейха. По сути, это логический итог деградации когда-то массового и интеллектуального скинхед-движения в России.

Таким образом, большинство сознательных русских националистов и национал-патриотов — активисты, имеющие определённый социальный статус, достойный уровень образования, обычно «выше среднего», и желание встраиваться в политическую систему законными правовыми демократическими методами — так, как это происходит в большинстве европейских стран от Греции до Голландии. Вопрос лишь в том, что политическая система современной России чрезвычайно симулятивна и угнетена, что признают в личных беседах даже сами её идеологи. Для дальнейшего развития правового парламентаризма в нашей стране, безусловно, необходимо снизить силовое и информационное давление на русских националистов с тем, чтобы они безболезненно встроились в общий политический процесс и начали приносить России ощутимую пользу. Особенно важным фактором здесь является давление по вектору антиэкстремистского законодательства, зачастую зачисляющего в ряды экстремистов законопослушных политических и общественных деятелей.

Иначе обстоит дело с «маргинальным национализмом». Большая часть его приверженцев — люди социально неустроенные, неадаптированные, неимеющие возможности не только заниматься политикой, но и просто подниматься по социальной лестнице. Это комплексная проблема Российской Федерации, распространённая не только в среде русской молодёжи, но и среди кавказцев, татар, башкир, тувинцев. Корень этого зла кроется в экономической неразвитости отечественной экономики, отсутствии достаточного количества «точек роста», валовой миграцией, оказывающей чрезвычайно негативное влияние на рынок труда во всех регионах. Только комплексное решение миграционных и экономических проблем может существенно ослабить количество радикальных элементов в российском обществе как среди русского, так и среди нерусского населения.

Еще одной «точкой выхода» является уже упомянутое ранее создание достаточного количества националистических политических субъектов с тем, чтобы вовлечь в публичный представительный политический процесс как можно больше социально активной молодежи.

Социально активная молодёжь для современных российских силовых и политических структур кажется серьёзной проблемой. Однако, в молодых пассионариях при желании можно рассмотреть и огромный «плюс». Массовое включение их в общественные, политические и экономические процессы даст России возможность сделать мощный социально-экономический рывок и обеспечит государство столь необходимым классом государственно мыслящих ответственных людей.

Национализм не угроза для России, национализм — политическая идеология, которая позволит стране шагнуть в новую технологическую, культурную и правовую эпоху.

Националист - это кто такой? Разница между националистом и нацистом

Что позволяет государству быть целостным и сохранять свою структуру? По сути, любая страна - это всего лишь группа людей, живущих на установленной территории. То, благодаря чему народ может называться единым - это "дух нации", или проще сказать - национализм. Что такое национализм В широком смысле слова националист - это человек, который в политических и глобальных вопросах на первое место ставит благополучие и процветание своего государства. По своей природе национализм схож с понятием патриотизма - он проповедует абсолютную любовь к своей стране, уважение к прошлому своего народа и стремление всеми силами защитить его настоящее и будущее. Иногда национализм даже может стать причиной для самопожертвования. Причины национализма С помощью национализма во все времена происходило объединение всего населения, даже несмотря на различие в классах общества. Националист - это человек, который считает, что общее наследие, традиции и национальные ценности страны служат в роли объектов поклонения. Как правило, такая политика сопровождается массовой пропагандой, а также поставленной правительством целью. Такое явление особенно популярно при разжигании конфликтов - при помощи СМИ в народе наращивается необходимое настроение, при котором цели и причины разжигания разногласий отходят на второй план. По причине того, что многие радикальные движения называют себя националистами, это понятие стало ассоциироваться с нацизмом и с этнической нетерпимостью. Национализм и нацизм Но не стоит путать понятия националист и нацист. Разница между ними в том, что националист может любить свою страну, но при этом уважать и другие народы. Ненависть к другим государствам не является первоцелью, но она может появиться впоследствии, под влиянием высшей власти страны и СМИ. Но всё же изначально националист - это человек, лишь немногим отличающийся от патриота. Нацизм же, в свою очередь, основывается именно на ненависти к другим народам. Впервые он зародился в Германии во время Первой и Второй мировых войн. Даже несмотря на устранение всего руководства, которое распространяло эту идеологию, впоследствии она нашла большое распространение. Многие современные так называемые нацисты ставят себе в кумиры символ этого движения - Адольфа Гитлера. Для того чтобы подчеркнуть и выставить напоказ свои убеждения, они нередко используют символику и атрибуты солдат нацисткой Германии. К примеру, очень частым явлением является изображение татуировок со свастикой - главным отличительным знаком нацистов. В России Сегодня в России национализм приобрёл совершенно другой оттенок. В нашей стране чаще всего под этим понятием понимают именно этническую нетерпимость. Она выражается в открытом и демонстративном презирании и унижение людей других национальностей. Высмеиваются также и их культура, религия, традиции и образ жизни. В первую очередь это связано с тем, что количество иммигрантов из стран Востока в Россию увеличивается с каждым годом, и они нередко устраивают конфликты, в ходе которых страдают люди славянского происхождения. Зачастую это и становится причиной ненависти.

Выделяют два подвида группировок националистов: Умеренные. Радикальные. К первой категории относятся те, кто стремится разрешить все вопросы, стараясь не прибегать к насилию. Как правило, они ограничиваются проведением всевозможных акций, протестов и митингов. Конечно, и в их среде возможны потасовки, но они обходятся без смертей. Такие организации стремятся провести грань между понятиями националист и нацист. Разница с радикально настроенными движениями более чем ясна. Вторая категория - это, как правило, запрещённые движения, распространяющие нацистскую и фашистскую идеологии. Они стремятся всеми силами изгнать чужаков из своей родины, что нередко кончается смертями от обеих сторон. Первые упоминания Впервые понятие национализм встречается в России в XVIII веке, когда власть начала активно строить отношения с западными странами. Русское дворянство восхищалось тем, как живут люди в странах-соседях, и стремилось перенять некоторые их черты. Поэтому они считали, что в России необходимо провести реформы, чтобы стать похожими на более развитые и прогрессивные государства. Однако это мнение поддерживало не всё население, и в качестве их противников выступали так называемые славянофилы. Они считали, что Россия должна идти по своему собственному пути, и что копировать чужой образ жизни и устои - это будет предательством и неуважением по отношению к своей Родине. В конце концов, с приходом к власти большевиков национализм на некоторое время угас в стране. Политика советской власти по полному подавлению любых признаков национализма послужила причиной того, что такие явления, как нацизм и фашизм, так и не смогли найти распространение. Русский марш Ежегодно 4 ноября, в День народного единства, в Москве и во многих других городах России устраивается "русский марш". В этот день собирается несколько тысяч людей, из самых разных фракций и движений. В этом параде хочет участвовать каждый националист. Этот день можно назвать их профессиональным праздником. Главным символом этой акции является флаг Российской империи. Основной идеей этого марша является привлечение внимания общественности и правительства к проблеме нелегальной иммиграции в Россию. Также рассматриваются и другие политические вопросы - например, участники последнего марша разбились на несколько отдельных группировок, каждая из которых выражала своё мнение на ситуацию в Украине. Так, если некоторые скандировали за единство русского и украинского народов, то другие, напротив, выражали свою ненависть к Украине.

Несмотря на то, что большинство участников этой акции проявляют крайнюю нетерпимость к людям других национальностей, в то время, когда проводился марш националистов, стычки и любые другие конфликты происходили очень редко. К тому же правительство даёт разрешение на проведение этого шествия. Самый многочисленный марш происходил в 2011 году, в нем, по разным оценкам, собралось от 10 до 25 тысяч человек. Одним из главных организаторов выступал русский националист Дмитрий Дёмушкин, который является лидером движения "Славянский союз". В 2014 году результаты были куда скромнее - в нескольких шествиях всего около 4 тысяч человек. Главной причиной угаснувшего интереса к этой акции в минувшем году является то, что организаторы не смогли прийти к единому мнению. Главной темой был украинский конфликт, в котором мнения всех участников были слишком разрозненны, чтобы прийти к точке соприкосновения. Группировка БОРН В России наибольшую популярность имеет боевая организация русских националистов БОРН. Эта радикальная группировка впервые появилась в 2008 году. На заре своего происхождения они были довольно малоизвестны и подчеркивали свое существование интернет-заявлениями, которые поступали после совершения громких преступлений. Как и любая другая группировка экстремистской направленности, основная их цель - совершение преступлений, обусловленных национальной враждой. Кроме того, имеются случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов по причине того, что они препятствовали проведению их разбоев. Боевая организация русских националистов БОРН по сути являющаяся лишь противником иностранных граждан, не останавливалась лишь на этом. В числе жертв этой группировки имеется также и немало русских граждан, которые так или иначе были связаны с антифашисткой деятельностью. Этим они показывают, что являются противниками не только людей других национальностей, но также тех, кто стремится их защитить. Одними из самых известных членов группировки являются Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Они известны по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В результате Тихонов был приговорён к пожизненному заключению, а Евгения Хасис - к 18 годам проведения в колонии. Преступления БОРНа Самым жестоким их преступлением является убийство гастарбайтера таджикского происхождения Салохитдина Азизова. После того как его убили, ему отрубили голову и подбросили её в отделение местной управы. Но, несмотря на методы, они смогли получить именно то, чего хотели. На следующий день во многих газетах было напечатано о том, что сделали БОРНовские националисты. Фото их деятельности попало в полицейские архивы. Помимо этого, участники боевой организации русских националистов были замешаны ещё в нескольких преступлениях: убийство судьи Эдуарда Чувашова, антифашистов Александра Рюхина, Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского, а также убийство боксёра Муслима Абдуллаева и члена кавказского националистического движения "Чёрный ястреб" Расула Халилова.

Узнать, кто такие националисты, можно, открыв любой словарь. Национализм - это политический термин, который определяет культуру и язык своего народа, как высшие ценности. А значит, националистами называют тех, кто защищает свою культуру и свой язык. Позже от этого понятия возник шовинизм. В этом случае ставится выше расовое превосходство, то есть это - расизм. К примеру, в прошлом веке считалось, что белая раса во всем превосходит черную. Что самые развитые, творчески способные и высокообразованные.

Кто такие русские националисты

Националисты России - это те люди, которые стремятся продвигать пророссийскую точку зрения, выдвигая на первое место интересы своей страны с интересами русской нации в целом. Они выступают за то, чтобы Россия в первую очередь была тем государством, которое выражало бы интересы своего народа как образующего государство. Если задуматься над вопросом, кто такие националисты в России, то можно ответить следующим образом. Это люди, которые занимаются пропагандой русского национализма и способствуют обеспечению режима, наиболее благоприятного для своих соплеменников. При этом конфликт может происходить по таким спорным темам, как белые и красные, атеисты и верующие, язычники и православные, и так далее. Борясь против русофобии, националисты могут объединяться с государственными деятелями, но последние в основном не одобряют разделения людей по этническому признаку.

Нацизм или национализм

Шестьдесят лет назад мир потрясла сокрушительная война, а сегодня последователи Гитлера претендуют на политический олимп. Они пытаются попасть в парламенты и кабинеты министров, чтобы показать всему миру, кто такие националисты. Эти деятели утверждают, что оберегают интересы народа, но так ли это, или они ничем не отличаются от нацистов? Возможно, есть вероятность того, что война, потрясшая мир 60 лет назад, снова повторится.

Политическая идеология и течение

Кто такие националисты? Это приверженцы политического течения, для которого защита нации и соблюдение ее интересов являются главнейшим принципом. И при этом не имеет значения, по какому признаку сформирован народ. Объединение осуществляется по крови, вере, географическому признаку. Национализм - это идеология, которая стойко защищает интересы нации, но при этом не превозносит ее над другими народами.

Нацизм тесно переплетается с националистическими идеями, но при этом превозносит один народ над другим. Разрешаются в этой политической идеологии и расовая дискриминация, этнические войны. Главнейшим атрибутом такой идеологии является тоталитаризм, то есть отказ от рыночной экономики, создание атмосферы единомыслия и тотальной нетерпимости, введение всеобщей воинской повинности. Таким вот простым образом можно объяснить, и националисты и чем эти понятия отличаются.

Различие между национализмом и нацизмом

Последователи национализма более терпимо относятся к представителям других рас. К тому же нужно разобраться, кто такие националисты, объединяющиеся по религиозному или территориальному признаку. Национализм не во всех случаях противоречит рыночной экономике, свободе мышления и слова. Это течение в политике способно справиться с и вписаться в правовое поле государства.

А вот отвечая на вопрос, кто такой социал-националист, можно сразу отметить полное отсутствие личной свободы народа. Это человек, который придерживается идеологии тоталитарного государства.

Отношение к другим народам

Кто такие националисты и нацисты, понятно. Для нацизма имеет значение определение этноса, так как это течение ставит на первое место биологическое происхождение человека, тогда как националисты объединяются по религиозному признаку или согласно общим взглядам. К чужим расам национализм относится более или менее терпимо, но при этом отделяет их от своей, не стремясь к слиянию. Нацисты превозносят один народ над другим, то есть имеет место расовая дискриминация.

Государственное устройство

Национализм проявляется в любых политических формах, начиная от демократии и заканчивая авторитаризмом. Нацизм не признает никакой другой формы кроме тоталитаризма, стремится к уничтожению других партий. Здоровое проявление национализма позволяет определить социальную или выделить ее на фоне остальных с учетом интересов. В данном случае осуществляется эффективное управление.

Государственный уклад нацизма более агрессивен, так как в этом течении предполагается распространение одной биологической группы, которая превосходит остальные. Этническое совершенство одной расы полностью оправдывает угнетение и даже уничтожение другой.

Украинское националистическое направление

Если рассматривать вопрос, кто такие украинские националисты, то стоит обратить внимание на новую социал-националистическую партию, созданную на базе организации «Украинский национальный союз». Основной идеологией этой партии является социальная справедливость и авторитарный государственный строй. На данный момент в Украине действует три партии националистов: «Конгресс украинских националистов», «Свобода» и УНА-УНСО. Но будущая партия не станет объединять уже имеющиеся. В программе УНС будут задекларированы три главных принципа: введение строгого законодательства касаемо иммиграции, авторитарный принцип управления государственной власти и поддержка социальной справедливости.

Правый сектор

Правым сектором называют объединяющую группу, в которую входят многие организации. Инициатива создания Правого сектора принадлежит Организации «Тризуб» имени Степана Бандеры. В дальнейшем к этому течению присоединились различные группы людей - организованные и не организованные. Эти группы по-разному объясняют, националисты. Но тем не менее они все придерживаются националистического направления, несмотря на некоторое различие взглядов. К примеру, основатель Правого сектора - организация «Тризуб» - придерживается понятий украинского национализма в интерпретации Степана Бандеры. Организация «Патриот Украины», также входящая в состав Правого сектора,исповедует социальный национализм.

Правые националисты и ЕС

Украинские националисты создали Правый сектор для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего порядка, который они считают режимом внутренний оккупации. И в этом случае основная цель - национальная революция. Вопрос вступления Украины в ЕС для националистов этой страны не является главным, и Правый сектор не против подписания ассоциации, так как в большей степени деятели этого течения согласны заключать любые нормальные торгово-экономические отношения с одной страной или с группой стран.

Но с другой стороны украинские националисты не могут одобрять интеграцию в действиях, то есть поддерживать вступление Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Евросоюз - это образование не по национальному признаку. Здесь нивелируются любые расы, входящие в А для националистов такая позиция недопустима, так как в этом случае понятие нации как таковой полностью стирается.

Радикальная форма национализма

У национализма есть множество форм и течений, которые могут даже противоречить друг другу. Но в политике движения националистов отношения с государственной властью строится только на отстаивании интересов определенной общности. Самым опасным проявлением национализма считается его радикальная форма, которая проповедует индивидуальность конкретной нации по отношению к другим, даже в том случае, если эти нации живут на территории одного государства. Радикальный национализм практически во всех странах признан социально опасным явлением, и по степени опасности его приравнивают к экстремизму. Например, в РФ пропаганда радикального национализма и разжигание розни меж нациями является уголовным преступлением.

На идеях радикальной формы национализма строится фашизм и нацизм. А активная пропаганда данных идей, как правило, приводит к ксенофобии, шовинизму и сепаратизму. Но признанной международной правовой нормой современного мира является политический национализм, который считает что принадлежность каждого человека к нации - это его личный выбор. И вполне можно, будучи гражданином данного государства, делить единую территорию с другими.

Националист - это кто такой? Разница между националистом и нацистом

Что позволяет государству быть целостным и сохранять свою структуру? По сути, любая страна - это всего лишь группа людей, живущих на установленной территории. То, благодаря чему народ может называться единым - это "дух нации", или проще сказать - национализм. Что такое национализм В широком смысле слова националист - это человек, который в политических и глобальных вопросах на первое место ставит благополучие и процветание своего государства. По своей природе национализм схож с понятием патриотизма - он проповедует абсолютную любовь к своей стране, уважение к прошлому своего народа и стремление всеми силами защитить его настоящее и будущее. Иногда национализм даже может стать причиной для самопожертвования. Причины национализма С помощью национализма во все времена происходило объединение всего населения, даже несмотря на различие в классах общества. Националист - это человек, который считает, что общее наследие, традиции и национальные ценности страны служат в роли объектов поклонения. Как правило, такая политика сопровождается массовой пропагандой, а также поставленной правительством целью. Такое явление особенно популярно при разжигании конфликтов - при помощи СМИ в народе наращивается необходимое настроение, при котором цели и причины разжигания разногласий отходят на второй план. По причине того, что многие радикальные движения называют себя националистами, это понятие стало ассоциироваться с нацизмом и с этнической нетерпимостью. Национализм и нацизм Но не стоит путать понятия националист и нацист. Разница между ними в том, что националист может любить свою страну, но при этом уважать и другие народы. Ненависть к другим государствам не является первоцелью, но она может появиться впоследствии, под влиянием высшей власти страны и СМИ. Но всё же изначально националист - это человек, лишь немногим отличающийся от патриота. Нацизм же, в свою очередь, основывается именно на ненависти к другим народам. Впервые он зародился в Германии во время Первой и Второй мировых войн. Даже несмотря на устранение всего руководства, которое распространяло эту идеологию, впоследствии она нашла большое распространение. Многие современные так называемые нацисты ставят себе в кумиры символ этого движения - Адольфа Гитлера. Для того чтобы подчеркнуть и выставить напоказ свои убеждения, они нередко используют символику и атрибуты солдат нацисткой Германии. К примеру, очень частым явлением является изображение татуировок со свастикой - главным отличительным знаком нацистов. В России Сегодня в России национализм приобрёл совершенно другой оттенок. В нашей стране чаще всего под этим понятием понимают именно этническую нетерпимость. Она выражается в открытом и демонстративном презирании и унижение людей других национальностей. Высмеиваются также и их культура, религия, традиции и образ жизни. В первую очередь это связано с тем, что количество иммигрантов из стран Востока в Россию увеличивается с каждым годом, и они нередко устраивают конфликты, в ходе которых страдают люди славянского происхождения. Зачастую это и становится причиной ненависти.

Выделяют два подвида группировок националистов: Умеренные. Радикальные. К первой категории относятся те, кто стремится разрешить все вопросы, стараясь не прибегать к насилию. Как правило, они ограничиваются проведением всевозможных акций, протестов и митингов. Конечно, и в их среде возможны потасовки, но они обходятся без смертей. Такие организации стремятся провести грань между понятиями националист и нацист. Разница с радикально настроенными движениями более чем ясна. Вторая категория - это, как правило, запрещённые движения, распространяющие нацистскую и фашистскую идеологии. Они стремятся всеми силами изгнать чужаков из своей родины, что нередко кончается смертями от обеих сторон. Первые упоминания Впервые понятие национализм встречается в России в XVIII веке, когда власть начала активно строить отношения с западными странами. Русское дворянство восхищалось тем, как живут люди в странах-соседях, и стремилось перенять некоторые их черты. Поэтому они считали, что в России необходимо провести реформы, чтобы стать похожими на более развитые и прогрессивные государства. Однако это мнение поддерживало не всё население, и в качестве их противников выступали так называемые славянофилы. Они считали, что Россия должна идти по своему собственному пути, и что копировать чужой образ жизни и устои - это будет предательством и неуважением по отношению к своей Родине. В конце концов, с приходом к власти большевиков национализм на некоторое время угас в стране. Политика советской власти по полному подавлению любых признаков национализма послужила причиной того, что такие явления, как нацизм и фашизм, так и не смогли найти распространение. Русский марш Ежегодно 4 ноября, в День народного единства, в Москве и во многих других городах России устраивается "русский марш". В этот день собирается несколько тысяч людей, из самых разных фракций и движений. В этом параде хочет участвовать каждый националист. Этот день можно назвать их профессиональным праздником. Главным символом этой акции является флаг Российской империи. Основной идеей этого марша является привлечение внимания общественности и правительства к проблеме нелегальной иммиграции в Россию. Также рассматриваются и другие политические вопросы - например, участники последнего марша разбились на несколько отдельных группировок, каждая из которых выражала своё мнение на ситуацию в Украине. Так, если некоторые скандировали за единство русского и украинского народов, то другие, напротив, выражали свою ненависть к Украине.

Несмотря на то, что большинство участников этой акции проявляют крайнюю нетерпимость к людям других национальностей, в то время, когда проводился марш националистов, стычки и любые другие конфликты происходили очень редко. К тому же правительство даёт разрешение на проведение этого шествия. Самый многочисленный марш происходил в 2011 году, в нем, по разным оценкам, собралось от 10 до 25 тысяч человек. Одним из главных организаторов выступал русский националист Дмитрий Дёмушкин, который является лидером движения "Славянский союз". В 2014 году результаты были куда скромнее - в нескольких шествиях всего около 4 тысяч человек. Главной причиной угаснувшего интереса к этой акции в минувшем году является то, что организаторы не смогли прийти к единому мнению. Главной темой был украинский конфликт, в котором мнения всех участников были слишком разрозненны, чтобы прийти к точке соприкосновения. Группировка БОРН В России наибольшую популярность имеет боевая организация русских националистов БОРН. Эта радикальная группировка впервые появилась в 2008 году. На заре своего происхождения они были довольно малоизвестны и подчеркивали свое существование интернет-заявлениями, которые поступали после совершения громких преступлений. Как и любая другая группировка экстремистской направленности, основная их цель - совершение преступлений, обусловленных национальной враждой. Кроме того, имеются случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов по причине того, что они препятствовали проведению их разбоев. Боевая организация русских националистов БОРН по сути являющаяся лишь противником иностранных граждан, не останавливалась лишь на этом. В числе жертв этой группировки имеется также и немало русских граждан, которые так или иначе были связаны с антифашисткой деятельностью. Этим они показывают, что являются противниками не только людей других национальностей, но также тех, кто стремится их защитить. Одними из самых известных членов группировки являются Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Они известны по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В результате Тихонов был приговорён к пожизненному заключению, а Евгения Хасис - к 18 годам проведения в колонии. Преступления БОРНа Самым жестоким их преступлением является убийство гастарбайтера таджикского происхождения Салохитдина Азизова. После того как его убили, ему отрубили голову и подбросили её в отделение местной управы. Но, несмотря на методы, они смогли получить именно то, чего хотели. На следующий день во многих газетах было напечатано о том, что сделали БОРНовские националисты. Фото их деятельности попало в полицейские архивы. Помимо этого, участники боевой организации русских националистов были замешаны ещё в нескольких преступлениях: убийство судьи Эдуарда Чувашова, антифашистов Александра Рюхина, Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского, а также убийство боксёра Муслима Абдуллаева и члена кавказского националистического движения "Чёрный ястреб" Расула Халилова.