Основные политические и общественные движения. Влияние политических организаций на общественное сознание

Общественно – политические организации и движения - это

добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем "давления" на публичную власть.Они представляют собой "группы интересов", которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношения как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий - убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например, забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений.

Общественные организации можно определить как добровольные, объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Они могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе. Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих союзников - общественно-политических организаций.

Признаками общественно-политической организации является ее широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения.

Типологию общественно-политических организаций и движений можно представить в соответствии с группами интересов:

Общественные организации и движения в экономической сфере и сфере труда, (социально-экономические);

В социальной сфере;

В сфере отдыха и досуга;

В сфере религии, науки и культуры;

В общественно-политической сфере (кроме политических партий);

Региональные и др.

Задача общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических организаций.

Важным элементом политической системы являются также и общественные движения .

В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к политике» более активная форма выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.

В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе важным условием является создание механизма эффективного выявления, формирования, согласования и реализации интересов различных социальных групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие, как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений, проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические организации непосредственно влияют на власть.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или партии.

Общественно-политическое движение в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, хотя в политической практике нередко бывают исключения. К примеру, Народный фронт Румынии завоевал политическую власть в стране. Организация "Саюдис" также пришла к власти в Литве. Но по сути эти движения уже преобразовались в партии. Общественные движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей.

· Можно провести классификацию общественно-политических движений. Основаниями являются:

· масштаб (местный, региональный, государственный, глобальный).

· цель (социально-политическая, культурологическая, этно-политическая, конфессиональная, экономическая);

· количество участников (движение массовое, элитарное);

· место в политическом спектре (левое, правое, центристское);

· продолжительность существования («однодневки» и «долгожители»).

В современном мире вопросы политического образования приобрели особую актуальность и значимость. «Рассуждающий электорат» – не просто модная политологическая теория, но и общецивилизационный стандарт, перспектива современного гражданского общества, необходимое условие для функционирования правового государства.

Избирательная система

Введение

Общественные организации и движения - это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов., 1997. С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда, во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании. Во-вторых, когда складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения. В-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов. Наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов. Там же. С 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти. Политическая энциклопедия / Под. ред. Г. Семигина - М., 1999. С. 575

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий. Там же. С 575

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников. Политология: учебник для ВУЗов/ Под ред. М. Василика. М., 2006. С. 104

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
  • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. Там же. С. 105

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Там же. С. 105

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах - любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология - удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых - и обществоведов и естествоиспытателей - ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений. Воробьев К.А. Политология: учебное пособие для ВУЗов. М., 2005. С. 225

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945). Г. Семигин. Указ. соч. С. 86

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами. Там же. С 87

Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
3) движения не долговременны, как партии;
4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
- социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
- революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
- массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
- профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
- фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

И системе любого государства особую роль играют политические организации. Они выполняют множество функций, объединяя людей, обеспечивая учет их интересов властью. Организации политические - это особая форма деятельности населения, возникшая на заре зарождения демократии. Нынче они являются основным структурным элементом общественной системы. Давайте рассмотрим формы политической организации населения и особенности их деятельности.

Определение

Государство живет и функционирует по своим правилам. Нынче планета движется к унификации процессов, развивая демократию. И в любой системе есть организации. Политические отличаются от иных целями. Они участвуют в формировании ведут за нее борьбу. Появлению организаций предшествует возникновение в обществе некоей деятельности, объединяющей большое количество людей. Они взаимодействуют на почве общего интереса, постепенно приходя к мысли о формировании структуры, выработки целей. Например, партии стремятся к власти. Они объединяют определенные слои населения и выражают их интересы. Данная группа стремится повлиять на политическую с тем, чтобы вызвать заявленные перемены в обществе. Партии рабочих стремились к власти в девятнадцатом веке, чтобы внедрить социальные стандарты. Либералы желают снизить роль государства в обществе, установить иные правила в экономике, политике, культуре, привнести свои ценности в жизнь людей. Любые организации, политические или нет, имеют определенную структуру. Она возникает с целью планировать, организовывать и направлять общую работу ее членов.

Цели политических организаций

Далеко не все объединения принимают участие в борьбе за власть. А это главный критерий, по которому выделяют организации политические. Они должны иметь достаточно влияния в обществе, поддержку определенного процента населения, чтобы их деятельность влияла на государственную систему. Согласно законодательству они ставят перед собой следующие цели:

  • формирование мнения больших масс населения;
  • участие в политическом воспитании и образовании граждан;
  • сбор и донесение до властных органов мнений людей;
  • выдвижение кандидатов в выборные органы.

То есть, любая политическая организация старается привлечь к себе внимание. Ей необходима поддержка масс, чтобы воплотить заявленные цели в жизнь.

Характеристики политических организаций

Давайте рассмотрим критерии, по которым выделяют рассматриваемые объединения граждан. Для того чтобы влиять на власть или прийти к ней, организации должны действовать в легитимном политическом поле. Это требует от них выполнения ряда нормативных норм, прописанных в законодательстве. Политические организации характеризуются следующими признаками:

  • формальность и реальность существования;
  • форма собственности - общественная;
  • цели некоммерческие;
  • социальная значимость;
  • общегосударственная значимость.

Кроме того, объединение должно действовать открыто. Люди входят в них на различных основаниях консолидации, от идеи до вероисповедания, сплачивающего их вместе. Приведем пример. Общероссийский народный фронт связывает воедино специалистов, борющихся с коррупцией во власти, стремящихся усовершенствовать государственную систему.

Классификация политических организаций

В каждом объединении есть определенное число членов. Кроме того, оно пользуется поддержкой некоторого числа населения, политические партии имеют мандаты в парламенте. Данные признаки учитываются при квалификации по размеру. Организации могут быть большими и малыми. По основам деятельности выделяют:

  • идеологические;
  • традиционные;
  • клерикальные;
  • классовые;
  • лидерские;
  • этнические;
  • партнерские;
  • альтернативные;
  • корпоративные и другие.

По форме и содержанию деятельности выделяют:

  • общественные объединения (Общероссийский народный фронт);
  • профсоюз;
  • партия.

Следует отметить, что существуют и другие классификации. Так как нас интересует роль их в обществе, то иные приводить не станем. Они интересны только в теоретической плоскости.

Политическая деятельность политических организаций

Объединение ставит перед собой цель. Как правило, она состоит в том, чтобы распространить на все общество заявленную идею или принцип. Например, концентрируют внимание на положении наиболее уязвимых слоев населения, их правах. Кстати, они имеют большую поддержку во всех странах, в том числе и развитых.

Политические организации плотно работают с населением. Их деятельность двояка. С одной стороны, им необходимо проводить исследование мнений людей, чтобы выявить потенциальных приверженцев. С другой, нужно вести пропаганду для привлечения людей.

То есть каждая организация ведет борьбу с иными силами с тем, чтобы сделать свою идею общепринятой, естественной, получить поддержку как можно большего числа населения. Формы работы различны. Основной упор делается на постоянное общение с населением путем проведения общественных мероприятий, индивидуальных бесед, создания и распространения рекламных материалов. В последнее время много внимания уделяется работе в социальных сетях. К сожалению, эта форма деятельности была придумана совсем не официальными, легитимными силами. Ее породили совсем другие, деструктивные организации, стремящиеся пошатнуть устойчивость всей планеты.

Международные политические организации

В глобальном мире не существует преград в виде границ для идей. Государства составляют союзы, то же делают отдельные граждане, имеющие общие интересы. Ярким примером являются военно-политические организации. Они могут быть как межгосударственными, официальными, так и нелегальными (ИГ - запрещена в РФ). ВПО объединяют страны на основе общих внешних угроз. Например, НАТО - организация, которая ставит перед собой цель защитить страны-участницы от военного нападения. А члены ШОС поставили перед собой более глобальные задачи. Они противостоят глобальному терроризму, тем самым - неформальным или нелегальным военно-политическим организациям. Последние, в свою очередь, также имеют заявленные цели, объединяющие адептов. К примеру, ИГ борется против современного устройства мира. Ее лидеры ведут планомерную и целенаправленную работу по разрушению государств.

А что в России?

Теперь поговорим немного про политические имеет многолетнюю традицию самоорганизации населения. Идеи всегда прекрасно впитывались массами на этой территории. Современная РФ многообразна. Вместе с профсоюзами - наследием СССР - нынче действуют разнообразные партии. Среди них выделяют парламентские (например, "Единая Россия") и молодые, еще ни разу не завоевавшие ни одного мандата. Так как критерий создания политической силы бил изменен некоторое время назад, люди стали создавать новые партии в основном на идее патриотизма. С большой долей вероятности, на процесс повлияли политические изменения в мире, воссоединение с Крымом и дальнейшие события на Украине. Кроме того, существуют сплоченные силы, которые не являются партиями. Например, Общероссийский народный фронт. Как уже говорилось, эта организация объединяет людей, которые желают усовершенствовать власть, очистить ее от негативных явлений.

Новшества в политический жизни?

Необходимо отметить, что общество не стоит на месте, оно постоянно развивается. В России 9 мая проходит очень интересное мероприятие. Оно известно уже во всем мире и получило название «Бессмертный полк». В современной международной обстановке это движение патриотов оказывает гигантское, пока неоцененное, влияние на широкие массы населения стран. Задуманное как акция памяти, мероприятие переросло в большое движение, сплотившее миллионы граждан идеей. Она заключается в том, что все жители постсоветского пространства являются потомками победителей. Это очень глубокая мысль (или чувство). Новая идея заставляет пробуждаться массы, анализировать происходящие события с иной точки зрения. Наверное, людям нужно посмотреть на международное положение страны глазами своих, несомненно, великих и в то же время простых предков. К чему это приведет? Так или иначе «Бессмертный полк» являет нам пример политического движения снизу, из масс, не имеющий отношения к материальным проблемам, как все ранее существовавшие.

Заключение

В демократическом обществе - очень сложная система. Его участники стремятся привлечь к своей деятельности каждого гражданина. Они выполняют как регулирующие, так и воспитательные функции в обществе. Удивительно, но в последнее время интерес к во всем мире стала проявлять молодежь. Это говорит в первую очередь о начале процесса обновления системы и является положительным фактором. Политическое будущее всей цивилизации нынче туманно. Специалисты говорят о старении системы. Людям нужны новые идеи, общие интересы, деятельность. Появится ли она или уже имеется ("Бессмертный полк") - увидим. Впереди все самое интересное.

Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.

Известно, что в странах Восточной Европы в недалеком прошлом существовали массовые организации и движения: Отечественный фронт в Болгарии, Национальный фронт в Чехословакии, Патриотическое движение национального возрождения в Польше и т. д. Хотя они носили больше показной характер, но определенную политическую роль выполняли: служили средством общественной легитимации деятельности правящих коммунистических и рабочих партий. По мере назревания политического кризиса эти движения перестали выполнять свою функцию, закрепленную партийной системой, и распались.

Новая социально-политическая ситуация вызвала к жизни иные движения и организации политизированного характера. Такие, скажем, как политические форумы, независимые профсоюзные объединения типа польской «Солидарности» и другие. Они и стали решающим фактором политической мобилизации широких слоев населения против существовавших партийных систем.

Общественные движения - это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.

Общественные организации - это внегосударствен-ные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения - все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение - это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность».

В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки.. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой Устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое спе цифическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической сис темой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного. элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ее. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз нородны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение - межклассовым.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т. д.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов Той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Можно сказать, что вся палитра диалектики движений и организаций проявляется в последние годы в нашей стране. Прежде всего это связано с формированием многопланового и противоречивого спектра специфических интересов, социальных ожиданий и претензий общественных групп, национальных общностей, профессиональных слоев, демографических образований и трудовых коллективов. Однако наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Только тогда фактор интересов срабатывает, когда, во-первых, состояние неудовлетворенности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в Принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. Словом, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов.

В стране в последние годы процесс образования многочисленных движений и организаций носил взрывоподобный характер. И не случайно. Сказалось длительное блокирование групповых интересов и социальных ожиданий, так как отсутствовали в обществе и его политической системе соответствующие каналы артикуляции интересов и в целом - самовыражения человека. Сложился жесткий водораздел между официальным, партийно-бюрократическим и неофициальным массовым сознанием; достигло критического уровня недоверие людей к тем целям, которые пропагандировались существующими общественно-политическими организациями. В республиках процесс еще более обострился ввиду нерешенности многих аспектов национального вопроса.

В сложившейся атмосфере, пропитанной острыми социально-политическими и идеологическими противоречиями, вначале стали возникать вне существовавшей системы организаций протестные движения и организации радикально-демократического характера. Это народные фронты, экономические движения, объединения избирателей. Затем формируются массовые движения внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются своеобразные блоки-движения; «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся России», «Трудовая Москва» и другие. Ряд организаций и движений перерастают в политические партии. Национальные фронты в некоторых союзных республиках стали правящими.

Прослеживая диалектику процесса формирования новых общественных движений и организаций и преобразования существовавших ранее, нельзя не отметить такие его особенности. Во-первых, политизированный и идеологизированный характер подавляющего большинства движений. Во-вторых, эволюцию большинства (национальных фронтов всех без исключения) в плане нарастания антисоциалистической, националистической и антисоветской направленности. В-третьих, превалирование конфронтационного, разрушительного, а не созидательного моментов в ориентациях и действиях вновь возникших общественных образований.

Образовавшееся в российском обществе противостояние общественных и политических сил - свидетельство того глубокого системного кризиса, в котором оно оказалось. Выход из него лежит через реформирование гражданского общества и политической системы на основе последовательной реализации принципов демократии и движения по пути прогресса, а не движения вспять.