КЛ НХТ. Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан


4.Любительские объединения и клубы по интересам: сущность, признаки и виды

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:

Ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости ситуации, собст­венно организации и самоорганизации;


  • принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социально-культурного процесса, основанных на субъектно-субьектных связях;

  • принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социально-культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).

2.Сущность управления в социально-культурной сфере

Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие , так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношениях между специалистами, тог да как организация основана как на взаимодействии между специалистами-организаторами, так и рядо­выми участниками мероприятий. Как подчеркивает В.З. Дуликов, органи­зация представляем собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управле­ние - это, как правило, взгляд сверху. Управление деятельностью пред­полагает определенных стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс ор­ганизации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество па основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социально-культурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго на­учных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от Министерства культуры до домов культуры, клубов и библио­тек) в целях обеспечения социально-культурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя меро­приятия.

Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций , представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятель­ностью социально-культурных учреждений на различных уровнях - феде­ральном, региональном или местном.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений куль­туры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавли­вают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и тре­бований к их квалификации.

Важной функцией органов государственного управления является осу­ществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры - ломом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждения может осуществляться и представительным органом - советом учрежде­ния культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения.


3.Управление в технологиях социально-культурной деятельности

Если клубы по интересам создаются «сверху», то любительские объединения «снизу» и возникновение их зависит от наличия группы людей с одинаковыми личными интересами.

Любительские объединения в клубных учреждениях – это все творческие союзы, объединяющие начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов; объединения любителей поэзии, музыки, искусства и т.п.

По своих характеристикам и значению любительские объединения отличаются от клубов по интересам.

В основе создания любительских объединений лежит также дифференцированный подход. Их состав, как правило, самый разнообразный; в одном объединении можно встретить людей разного пола и возраста, с разным уровнем образования.

Нередко в любительские объединения приходят лица не только проявляющие интерес к какой-то проблеме или роду занятий, но и имеющие определенный запас знаний, то есть люди увлеченные. В отличии от клуба по интересам, где в силу подвижности объекта воздействия, состав может быстро обновляться, любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу.

Структура любительского объединения, таким образом, отличается от структуры клуба по интересам и организационно и функционально.

Функциональная структура любительского объединения состоит из двух частей, но здесь все - руководитель, члены Совета, члены клуба равноправные участники.

В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, что-то узнать, чему-то научиться.

Основное значение любительского объединения – интеллектуальное, духовное развитие личности, удовлетворение личного интереса, личных потребностей отдельных членов общества. Объединение помогает в самообразовании, представляет возможности для творческого самовыражения.

Любительские объединения и клубы по интересам удовлетворяют самые разнообразные вкусы.

Особенность клубов и объединений в том, что они основывают свою работу на общественных началах. Поэтому их организация и деятельность не требуют значительных материальных затрат, штатных руководителей и специальных помещений.

В отличие от кружков, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами устанавливают, чем и как они будут заниматься. Вот почему клубным работникам надо вовремя прийти им на помощь, подсказать цели и пути их деятельности, предостеречь их от возможных ошибок.

  1. Классификация любительских объединений по направлениям деятельности

Своеобразие работы клубных объединений состоит в том, что они представляют коллективную деятельность, но являются самостоятельными и имеют свою программу.

Клубы по виду деятельности могут быть:

Поисково-исследовательские;

Познавательные;

Дискуссионные;

Творческие;

Организационно-пропагандистские;

Досугово-развлекательные.

По внутренней структуре :

Однопрофильные (объединяющие своих членов по одному общему интересу);

Многопрофильные (включающие несколько направлений деятельности: объединения подростков, женщин, молодежи, семейные клубы, клубы творческой интеллигенции).

В зависимости от содержания деятельности согласно «Примерному положению о клубах по интересам и любительских объединениях», клубные объединения классифицируются следующим образом:

Историко-краеведческие (клубы любителей всемирной истории, родного края, рыцарские);

Традиционной народной культуры (клубы любителей фольклора, декоративно-прикладного творчества, клубы мастеров и т.д.);

Художественные (клубы любителей музыки, театра, кино, литературы, книги, творческой интеллигенции, самодеятельных поэтов, композиторов, любителей фотоискусства, бардовской песни);

Природоведческие (садоводов, огородников, цветоводов, аквариумистов, клубы любителей кошек и собак, экологические клубы);

Спортивные и физкультурно-оздоровительные (клубы путешествий и туризма, клубы архитектуры тела, аэробики, клуб «моржей», шахматно-шашечный клуб, аквалангистов, клубы болельщиков и др.);

Научно-технические (клубы новаторов и изобретателей, рационализаторов, любителей моделирования, конструирования, компьютерной и другой техники);

Коллекционно-собирательские (клубы коллекционеров: нумизматов (собирателей монет) экслибрисов (книжного знака) фалеристов (значков), филофонистов (грампластинок), банистов (бумажных и деревянных значков), филателистов (марок), клубы любителей антиквариата;

Семейно-бытовые (клубы любителей кулинарии, вязания, рукоделия, клуб молодой семьи, клуб многодетных матерей и т.д.).

Организационная структура клуба по интересам

Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу на чтение. По тематике клубы могут быть самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у читателей вызывают следующие творческие объединения:

-естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии, путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)

-технические (автолюбители, изобретатели и т.д.);

-художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии, музыки, кино);

-социально-возрастные (клубы ветеранов, подростковые, молодежные, женские, семейные и т.д.);

-национальные (татарские, украинские, чувашские и т.д.)

Одна из причин успешности и популярности клуба – правильный выбор его тематической направленности. Для этого надо сначала определиться, для какой категории читателей вы хотите создать клуб, затем с помощью наблюдений, индивидуальных бесед выяснить интересы этой группы читателей и в соответствии с выявленными интересами определяется профиль клуба. Только после этого можно приступить к организационным мероприятиям.

Организационная структура клубапо интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).

Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача

не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной

активности членов клуба.

Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведет определенный участок деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Объект воздействия : зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба.

Этапы создания клубов по интересам

Первый этап - принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Читательская инициатива, конечно, весьма положительна и желательна, однако, как показывает практика, чаще всего инициатором создания клубов по интересам являются работники библиотек. При этом прослеживается интересное явление. Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой - клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т. д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, - важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, несомненно, передадутся читателям, он будет заражать их своим энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.

Второй этап - организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба.

Третий этап - выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.

Четвертый этап - разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Можно разработать эмблему клуба, его девиз, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.

Пятый этап - выбор органов самоуправления - председателя, членов совета, актива.

Шестой этап - планирование работы клуба. Планирование является реализацией маркетингового подхода, заключающегося в продвижении услуг на рынок, то есть к читателям, пользователям. Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные).

Седьмой этап - разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов - его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных и т. д. Это литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, которые в современных условиях часто проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования и т. д. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседание клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает плодотворное общение.

Восьмой этап - пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам - то, что определяет его специфику.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию:

Устав (положение). Основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации, учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.

План работы. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо,

Дневник мероприятий клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. Примерная схема ведения дневника:

Фотоматериалы проведенных встреч – заседаний.

Сценарии проведенных встреч.

Статьи из газет о проведенных встречах.

Паспорт клуба по интересам (примерная схема)

Название клуба: ______________________________________________________

Адрес:________________________________________________

Номер телефона базового учреждения ____________________

На базе, какого учреждения создан________________________

Год создания __________________________________________

Где проводятся заседания________________________________

Характер объединения__________________________________

Цели объединения______________________________________

Традиции:_____________________________________________

Регулярность занятий, дни встреч, (не менее одного раза месяц):________________________________________________

Количество участников:_________________________________

СОВЕТЫ:

Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов и кружков, учитывайте интересы и пожелания их членов;

Намечая направления клубной работы, составляйте перспективный план на 3 – 5 лет, но вначале спланируйте работу на 1 год;

Годовой план работы клуба представляет собой тематический план занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание;

Деятельность клуба обязательно отражается в годовом плане и годовом текстовом отчете библиотеки;

Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения, анализирует проведенное мероприятие;

Все документацию лучше хранить в отдельной папке;

Атрибутика, традиции клуба могут быть представлены необычно, а фоторепортажи о проводимых занятиях – весело, с шутливыми комментариями;

Можно выпускать клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и памятным датам, стенды – фотоотчеты об интересных событиях и мероприятиях клуба;

Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды являются хорошей рекламой клуба и привлекают в него новых членов.

При планировании работы в клубе четко придерживаются его тематической направленности, что также является одной из характерных особенностей клубов по интересам.

Желаем Вам успеха в создании любительского клубного объединения!

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способности – движущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Любительское объединение

«Академия домашних волшебников»

Кружок «Академия домашних волшебников» был создан в 2003 году.

Участники кружка это дети 8-14 лет, в количестве 12 человек.

Цель программы кружка - сформировать у детей практические навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать основы поведения в семье, изучить правила этикета.

На примере кулинарных работ у детей формируется учтивое отношение к женщине, как к хозяйке дома, уважение к старшим, навыки поведения за столом, обхождение с гостями, правила сервировки стола и уборки дома. Все продукты и материалы участники кружка приносят из дома, предварительно договариваясь между собой.

Любительское объединение

Фитнес-клуб «Грация»


Фитнес-клуб «Грация» существует с 2000 года.

В клубе 10 участников в возрасте 27-48 лет.

Женщины поселка Вишневка, почувствовав необходимость в физической культуре и ее социальную значимость, объединились для самореализации. В клубе собираются женщины разного возраста, но они все предъявляют повышенные требования к своей фигуре и внешности. Современные спортивно-оздоровительные занятия, позволяют привести в порядок свое тело; избавиться от лишних килограммов, улучшить фигуру, осанку, походку.

Задачи объединения - повышение физической привлекательности и оздоровление.

Принцип - красота, как непременный атрибут совершенства, как процесс его формирования, как единая совокупность содержания и формы. Девиз - "От здоровой, красивой личности - к счастливому обществу". Результат - исчезают психологические комплексы, появляется уверенность в себе и привлекательность.

Участники клуба охотно посещают занятия.

Любительское объединение

"Избиратель"

Клуб «Избиратель» существует с 2001 года.

В клубе 5 участников в возрасте 39-48 лет.

Клуб «Избиратель» - общественное объединение, не имеющие формального членства, существующее на принципах добровольного участия.

Миссия клуба «Избиратель» - помощь в становлении гражданских позиций личности, приобретении правовых знаний.

Программа клуба включает множество мероприятий, предусматривающих большие творческие усилия. Она построена так, чтобы участники клуба были не пассивными слушателями, а могли проявлять себя как личности, высказывать свое отношение к рассматриваемым вопросам, открыто выражать личное мнение.

Любительское объединение

«Досуг»

Клубное любительское объединение «Досуг» существует с 2003 года и является добровольным объединением жителей поселка, увлеченных, творческих людей. Руководит объединением с 2009 года Радченко Нина Владимировна уборщик служебных помещений. В коллективе 15 человек в возрасте 27-54 лет.

Цель работы клуба - организация интересного содержательного досуга людей.

Вовлечение людей в активную культурно-творческую деятельность.

Это любительское объединение, в котором люди чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива, ведь именно здесь за чашечкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Участники клуба постоянно задействованы в праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроение и шумными

песнями эти люди создают праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Досуг»!

Награждены дипломом за II- место в отборочном туре районного проекта «Я живу на Донщине» , благодарственным письмом за участие в районном мероприятии «Грековское лето».

Любительское объединение

Клуб любителей настольных игр


Клуб любителей настольных игр был создан в 2011 году.

В клубе 15 участников от 18 до 45 лет. Это клуб единомышленников - любителей настольных игр. Репертуар клуба разнообразен; шашки, шахматы, теннис, бильярд.

Цель клуба: активное содействие физическому, духовному и гражданско-

патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической

культуры и спорта в повседневную их жизнь.

В клубе проходят вечера настольных игр. На этих вечерах, люди, объединенные страстным увлечением - настольными играми, собираются вместе, чтобы пообщаться, поиграть в хорошей компании. Кроме того в клубе проходят турниры по настольным играм.

Клуб любителей настольных игр - это один из вариантов, как с пользой провести вечер в кругу друзей.

ДТС -«Закулисье»

Детская театральная студия «Закулисье» была создана в 2000 году.

Детский театральный коллектив проявляет себя на тематических программах, театрализованных представлениях, календарно-обрядовых праздниках таких как «Масленица», а так же других детских праздниках, изображая самых разных персонажей: Карлсона, Бабу-Ягу, Лешего, Кикимору, Василису Премудрую и др.

Активное участие в жизни коллектива принимают родители детей, оказывая помощь не только в пошиве костюмов, изготовлении декораций, но и принимая непосредственное участие в мероприятиях: в новогодних программах в роли Зимы, Бабы -Яги, Деда Мороза, Снегурочки и др.

Участники коллектива награждены грамотой за участие в районной игре «Веселый аукцион творчества» и дипломом за III -место в четвертом туре игры «Азарт» Морозовского района.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ИЗО-студия

Детский кружок «ИЗО-студия» был создан в 2000 году. Участники кружка, это дети 8-12 лет, увлеченные изобразительным искусством.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала

личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его

эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Выставки рисунков участников кружка всегда вызывают живой интерес зрителей.

В коллективе 10 человек.

Коллектив самодеятельного народного творчества

«Умелые Ручки»

Кружок «Умелые ручки» был создан в 2001 году.

Участники кружка, это дети 8-14 лет, в количестве 13 человек.

Основные цели кружка:

Вызвать у детей интерес к творчеству;

Пробудить желание творить самостоятельно;

На занятиях кружка ребята занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, изделиями из соленого теста, пластилина.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целью программы кружка является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе мастерства по лепке, изо и оригами и аппликации, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественными средствами.

Коллектив самодеятельного народного творчества

Кружок художественного чтения

Кружок Художественного чтения был создан в 2003 году.

Участники кружка, это дети 8-13 лет, в количестве 15 человек.

Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

Цель программы кружка: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.Участники кружка участвуют в праздничных программах; ко дню пожилого человека, ко дню семьи, на день матери и др. В литературно-музыкальных программах посвященных памятным датам; день Победы, день памяти и скорби, и др.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ДТС -«Радуга»

Детская творческая студия «Радуга» была создана в 2000 году.

Участники кружка это дети 9-13 лет, в количестве 9 человек.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей.

Все участники кружка с удовольствием посещают занятия.