Большая восьмерка состав. Большая восьмерка

"Группа восьми" — неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц "восьмерки" приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках "восьмерки" осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

История "восьмерки" (ранее — "семерки") началась в ноябре 1975 года , когда по инициативе президента Франции Валери Жискар д"Эстена в Рамбуйе (Франция) состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 года во встречах участвуют представители руководства ЕС (Европейский Союз на саммитах "Группы восьми" всегда представлен в лице председателя Комиссии Европейских сообществ и председателя Европейского Совета).

Первые российские контакты с "Группой семи" состоялись еще во времена СССР. 17 июля 1991 года в Лондоне "на полях" саммита состоялась рабочая встреча президента СССР Михаила Горбачева с лидерами "семерки". В дальнейшем лидеры стран "Группы семи" придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом.

Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 году на саммите в итальянском Неаполе. Его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая — в формате "восьмерки" с участием российского президента в качестве равноправного партнера.
Саммит в Лионе (Франция) в июне 1996 года прошел в три этапа: первый (в формате "семерки") был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий — обсуждению с участием России всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем.
Как равноправный партнер Россия была принята в "восьмерку" на саммите в Денвере (США) в 1997 году. В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия "завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой".

"Группа восьми" не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения "восьмерки" носят характер политических обязательств государств-участников.
Саммиты "восьмерки" проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя "Группы восьми". Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, вырабатывает график и обеспечивает координацию всей текущей работы "восьмерки".
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь шерпы — личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип консенсуса.

Экономические показатели стран "Большой восьмерки" 17-18 июня в Северной Ирландии пройдет саммит стран, входящих в группу G8. Председателем неформального клуба ведущих мировых держав станет Великобритания, которая в последний раз принимала у себя "восьмерку" в 2005 году. Информацию об основных экономических показателях стран G8 смотрите в инфографике.

Саммиты стран "большой восьмерки" в течение ряда лет сопровождаются выступлениями протеста антиглобалистов. Так, саммит стран G8 в июле 2001 года в Генуе (Италия) послужил поводом одной из самых громких в истории антиглобалистов акций. На улицы вышли 120 тысяч человек. В результате столкновений с полицией был убит манифестант Карло Джулиани — он стал первой жертвой антиглобалистских выступлений. Позже под колесами автомобиля погибла уроженка французского города Ницца Сюзан Бендотти. 200 человек получили ранения разной тяжести, сотни были арестованы.

В период проведения встречи "восьмерки" в Петербурге в июле 2006 года "контрсаммит" антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистам было предоставлено место, которое было выбрано ими самими — на стадионе Кирова. В рамках "контрсаммита" прошел "социальный форум", симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.
Антиглобалисты выразили благодарность правительству РФ за предоставленную им возможность побывать в Санкт-Петербурге в дни саммита "восьмерки" и провести свою альтернативную встречу.

В 2010 году в канадском Хантсвилле специально для участников акций протеста в нескольких километрах от места, где встречались главы G8, была создана "зона свободы слова" . Но активности антиглобалистов не наблюдалось.

В 2011 году во Франции антиглобалисты выступали в Гавре , в 40 километрах от места проведения саммита и серьезных проблем организаторам не создали.

В 2012 году саммит "большой восьмерки" прошел без многочисленных протестов антиглобалистов и не был отмечен беспорядками и столкновением с полицией.

11 июня 2013 года в Лондоне пикеты антиглобалистов и анархистов, протестующих против проведения саммита G8 в Северной Ирландии, прошли на центральных площадях британской столицы. Протестующие периодически блокировали движение транспорта, создавая многочисленные заторы.

За различные правонарушения, в том числе за неповиновение полиции и за попытки воспрепятствовать движению транспорта стражами правопорядка . Один из антиглобалистов попытался спрыгнуть с крыши здания, однако был схвачен подоспевшими полицейскими.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЁРКА» («Big Eight»), ежегодные встречи руководителей глав государств и правительств 8 стран мира (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады, России), проводимые в одной из стран-участниц, на которых обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы геополитики и мирового хозяйства и занимаются поиском путей выработки согласованной экономической политики на ближайшую перспективу.

Регулярные встречи лидеров ведущих индустриальных держав проводятся с 1975 года («Большая семёрка»). Их необходимость была вызвана бурно развивающимися глобальными процессами, усиливающейся нестабильностью, резкой дифференциацией мировой экономической системы, проявлениями глобальных и системных кризисов - банковских, валютных и долговых. На первоначальных встречах согласовывались вопросы кредитно-денежной политики, некоторые аспекты мировой торговли и ряд других экономических проблем глобального характера. Постепенно круг обсуждаемых вопросов расширялся, распространяясь на международную безопасность, окружающую среду, борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и др.

Россию стали приглашать к участию в работе «Большой семёрки» с 1991 года. С 1994 года встречи происходили в формате «7+1». В 1996 году в Москве состоялся специальный саммит «Большой семёрки» по ядерной безопасности с полноправным участием России, в 1998 - министерская встреча по проблемам мировой энергетики (которую впервые к обсуждению предложила Россия). В 1998 году в Бирмингеме (Великобритания) на 24-м саммите «Большая семёрка» официально стала «Большой восьмеркой». России было предоставлено формальное право полноправного участия в её работе, определении и подготовке повестки дня саммитов. Уже в 1999 году по инициативе России в Москве прошла министерская конференция по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Трудности реформирования экономики России, кризис 1998 года, поиски путей выхода из кризиса ограничивали возможности её активного участия в программах «Большой восьмерки». Укрепление экономического положения России в начале 21 века, её политика в вопросах международной безопасности, борьба с терроризмом, меры по облегчению долгового бремени развивающихся стран повысили роль России в «Большой восьмерке». В 2001 году на встрече в Генуе (Италия) Россия впервые выступила в качестве донора по ряду программ. Весной 2003 года Российская Федерация выделила 10 миллионов долларов в трастовый фонд «Кёльнская инициатива» по долгам Парижского клуба кредиторов - программа облегчения долгового бремени 33 беднейшим государствам мира. Россия предоставила также 11 млн. долларов Всемирной продовольственной программе, выделила 20 миллионов долларов в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом и малярией.

На встречах «Большой восьмерки», состоявшихся в 2003 году в Эвьян-ле-Бене (Эвиан, Франция) и в 2004 в Си-Айленде (США) были рассмотрены проблемы безопасности и нераспространения ядерных технологий, развития высоких технологий, помощи менее развитым странам. На Эвианском саммите впервые к работе «Большой восьмерки» в рамках «расширенного диалога» присоединились лидеры 12 ведущих региональных держав мира, включая Китай и Индию. В 2004 году было принято заявление по Ираку, в котором подчёркивалось, что Ирак должен быть суверенным, стабильным и демократическим государством. Были урегулированы основные противоречия государств «Группы восьми» по проблемам Ирака и помощи в его восстановлении. В 2005 году встреча «Большой восьмерки» состоялась в Лондоне и Глен-Иглс (Шотландия) и была посвящена проблемам борьбы с бедностью. На эти цели выделено 500 миллиардов долларов. Встреча была названа «саммитом Африки», так как выделенные средства в основном пойдут в этот регион.

Хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, её экономическое положение всё ещё отстаёт от уровня остальных стран «Большой восьмерки», вследствие чего российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Её полноценное участие в работе «Большой восьмерки» обусловлено вступлением в две другие ключевые международные организации - Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Совещания «Группы восьми» не имеют статуса международной организации, не основываются на каком-либо договоре, не имеют постоянного секретариата и других наднациональных органов. Подготовка совещаний осуществляется высокопоставленными представителями - «шерпами» (советниками). Между саммитами проводятся также регулярные встречи министров «Большой восьмерки» - иностранных дел, экономики, финансов и др.

Главный политический документ «Большой восьмерки» - заявление, которое от имени всех участников делает лидер страны - устроительницы встречи. В заключительном коммюнике фиксируются совместные документы и договорённости, достигнутые в результате встреч. Председательствует страна - устроительница встречи. В 2006 году председателем саммита «Большой восьмерки» будет Россия.

Лит.: Пентилля Р. «Большая тройка» в «большой восьмерке» // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 3; Луков В. Фактор доверия // Международная жизнь. 2003. № 8.

Group of Eight, G8) - группа семи наиболее промышленно развитых стран мира и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. На долю стран-участниц «Восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.

Западный мир как совокупность наиболее развитых в экономическом отношении государств мира представляет собой хорошо структурированное политическое сообщество. Инструментами интеграции этих стран в единое геополитическое пространство являются многочисленные наднациональные организации - военно-политический блок НАТО, Европейский Союз и его исполнительные и представительные органы, ОБСЕ, Совет Европы и др. Эти структуры различаются по количеству стран-участниц, по задачам, которые они решают, по степени влияния на политику государств, входящих в них, и пр.

Но высокая степень интеграции, достигнутая в западном мире, не отменяет того, что серьезные противоречия между ведущими державами мира продолжают сохраняться, а порой даже и углубляются. В рамках существующих наднациональных институтов (включая ООН, поскольку Запад позиционирует себя как международное сообщество) разрешение этих противоречий проблематично, а порой и невозможно. Ведь нередко даже давние ближайшие союзники - США и Великобритания, демонстрируют разные подходы к той или иной проблеме. (Например, когда Америка приняла решение об увеличении воинского контингента в Ираке, Великобритания тут же объявила о сокращении своего присутствия в этой стране и поэтапном выводе войск).

Возникла необходимость в наднациональной структуре иного рода, принципиально отличающейся от существующих международных институтов. Так появилась «Большая восьмерка» (G8).

Первый саммит глав ведущих капиталистических государств мира прошел в 1975 г. Инициатором встречи был президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Кроме него в ней участвовали руководители США, ФРГ, Великобритании, Италии и Японии. В 1976 г. «Большая шестерка» превратилась в «Семерку», приняв в свой состав Канаду.

Необходимость более тесной координации стран западного сообщества перед лицом серьезных глобальных проблем (масштабный энергетический кризис, спровоцированный арабо-израильской войной 1973 г., выработка согласованной позиции в связи с начавшимся процессом разрядки международной напряженности после подписания советско-американского договора ОСВ-1, советско-западногерманских соглашений начала 1970-х гг.) требовала более мобильной и оперативной реакции, нежели это позволяли рамки существующих наднациональных институтов.

Так, Япония не являлась членом НАТО и не входила в Общий рынок, Великобритания вступила в последний лишь двумя годами ранее, Франция не являлась членом НАТО с 1966 г. и т. д. Поэтому неформальные встречи лидеров ведущих государств Запада, на которых в узком кругу в достаточной степени откровенно обсуждаются наиболее животрепещущие проблемы, стали традиционными и проводятся с того времени ежегодно.

«Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «Восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Рабочий цикл «Восьмерки» сориентирован, прежде всего, на подготовку и проведение ежегодных саммитов. Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы (доверенные лица руководителей стран «Восьмерки»), которые встречаются, как правило, четыре раза в год. Российский шерп в G8 - помощник Президента РФ Аркадий Дворкович (с 19 мая 2008 г.).

Председателем «Восьмерки» является в течение каждого календарного года одна из стран-членов.

В рамках «Большой восьмерки» организуются также рабочие, экспертные и целевые группы по определенным направлениям. В среднем по линии «Восьмерки» за год проходит от 60 до 80 мероприятий.

«Большую восьмерку» часто обвиняют в элитарности, недемократичности, гегемонизме и т. д. Параллельно саммиту G8 с 2002 г. проводятся контрсаммиты антиглобалистов.

История взаимоотношений нашей страны с «Группой семи» восходит к 1991 г., когда на саммите в Лондоне состоялась рабочая встреча президента СССР М. Горбачева с лидерами «Семерки». В подобном же формате лидеры стран «Группы семи» встречались с президентом Б. Ельциным на саммитах в Мюнхене (1992) и Токио (1993). Все это время Россия носила статус гостя, ассоциированного члена по формуле «7+1».

На качественно новую ступень сотрудничество России с партнерами поднялось на саммите в Денвере в июне 1997 г., который от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми». Очевидно, что получение Россией нового, более высокого статуса в теперь уже «Восьмерке» обусловлено соображениями политико-конъюнктурными. Становясь де-юре членом западного сообщества, Россия принимала на себя солидарные обязательства и должна была выстраивать свой внешне- и внутриполитический курс в соответствии с установками ведущих мировых держав.

Ситуация радикально изменилась в первые годы XXI в. С приходом к власти нового руководства Россия значительно окрепла экономически, политически и в военном отношении, стала твердо и последовательно отстаивать свои национальные интересы. И в этих условиях участие нашей страны в работе «Восьмерки» стало куда более продуктивным, авторитет РФ заметно вырос.

В определенной мере Россия брала на себя завышенные, по сравнению с другими странами, обязательства. Так, по итогам саммита 2005 г. в г. Глениглс, Россия (заметим, не самый процветающий член G8) списала ряду африканских стран долги в бульшем объеме, чем все остальные члены «Восьмерки», исключая Японию и Францию.

Весомым подтверждением укрепления позиций России в «Восьмерке», перевода ее отношений с партнерами на качественно новый уровень стало решение саммита в Кананаскисе (Канада, июнь 2002 г.) о передаче нашей стране в 2006 г. функций председателя «Восьмерки». Этот шаг явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире.

Вступление России в председательство в G8 сопровождалось потоком политических спекуляций по поводу «имперских амбиций» России, «зажима свободной прессы», «угрозы энергетического шантажа». Американские сенаторы Дж. Маккейн и Дж. Либерман потребовали от глав государств «Большой семерки» высказаться в отношении того, что действия России не соответствуют демократическим нормам «Группы восьми», и даже предложили Бушу не ехать на саммит, если Путин «не исправит свое поведение».

Суть претензий Запада к России 28 июня 2006 г. сформулировал на брифинге для иностранных журналистов В. Сурков: «Нам говорят про демократию, а думают о нашем углеводородном сырье». «Те, кто хочет изгнания России из “Группы восьми”, неверно понимают предназначение этой организации, - отмечало в те дни влиятельное британское издание The Guardian. - Она создавалась не в годы холодной войны для распространения демократии. Это была группа государств, обеспокоенных низкими темпами роста, инфляцией и торговыми спорами…».

Саммит под председательством России прошел в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Как и следовало ожидать, западные государства предусмотрительно не затронули на саммите темы о свободе слова и гражданских правах. В повестке встречи лидеров «Восьмерки» стояли три темы. Первая и основная - проблемы энергетической безопасности. Вторая группа вопросов - образование, а третья связана со здравоохранением и недопущением распространения инфекционных заболеваний, в т. ч. птичьего гриппа и СПИДа. В 2009 г. председательство в «Большой восьмерке» перешло к Италии. Периодически поднимается вопрос расширения G8 за счет Индии, Китая и Бразилии, что оказалось бы выгодным для России, которая приобрела бы в составе «Большой восьмерки» союзников, имеющих с нашей страной ряд общих интересов.

Расширенным форматом «Восьмерки» является т. н. «Большая двадцатка» (G20), объединяющая наиболее мощные в экономическом плане страны планеты (Австралию, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Германию, Канаду, Китай, Францию, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Южную Корею, Мексику, Россию, Саудовскую Аравию, ЮАР, Турцию, США и Евросоюз).

Участники «Большой восьмерки» стремятся сохранить за G8 статус «закрытого элитного клуба», считая, что расширение ее формата усложнит нахождение консенсуса по глобальным проблемам, которые выносятся на обсуждение. Тем не менее, начиная с 2005 г. на саммиты G8 приглашались в качестве наблюдателей лидеры Бразилии, Китая, Мексики, ЮАР. Мировой финансовый кризис заставил лидеров «Большой восьмерки» осознать, что стран, от которых сегодня зависит судьба планеты, становится все больше.15 ноября 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит G-20, посвященный выработке мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. На нем были утверждены принципы укрепления финансовых рынков: укрепление прозрачности и подотчетности; усиление надежного регулирования; поддержка честности на финансовых рынках; укрепление международного сотрудничества; укрепление международных финансовых институтов.

2–3 апреля 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» в Лондоне лидеры 20 крупнейших экономик мира пришли к соглашению о необходимости введения новых экономических стимулов, реформирования мировой финансовой системы, в частности более жестком регулировании в глобальном масштабе хедж-фондов и введении санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Лидеры стран «двадцатки» договорились дополнительно инвестировать в экономику из госбюджетов в общей сложности 5 трлн долларов. Следующий саммит G-20 пройдет в Нью-Йорке в сентябре 2009 г.

Отличное определение

Неполное определение

Большая восьмерка

Group of eight, G8

международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав. У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Большая Восьмерка (G8): История возникновения и механизм функционирования

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д´Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того, традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные, так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Большая Восьмерка (G8): предложения по реформированию .

Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

Большая Восьмерка: Россия в G8

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой, как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Всем известно, что испокон веков судьбу мира решали крупные государства, а точнее их главы. Еще с древности практиковались встречи высших правителей с целью определения формата совместного будущего. Но сегодня на дворе двадцать первый век, эпоха империй канула в лету. Современное развитие нашей планеты по большому счету определяют всего лишь несколько держав, которые принято называть термином «Большая восьмерка». О ней и пойдет речь в данной статье.

Группа лидеров

Итак, что же это за страны, в руках которых сосредоточено самое большое влияние на всех континентах? В "Большую восьмерку" входят:

  • Германия;
  • Италия;
  • Франция;
  • Канада;
  • Япония;
  • Великобритания;
  • Россия.

Стоит указать, что на эти 8 стран в 2013 году приходилось порядка 49 % всего мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов Международного валютного фонда.

История возникновения

«Большая восьмерка» обязана своим возникновением различным международным событиям, которые привели к экономическому кризису в период 1970-х годов. В их числе были:

  • первая попытка расширения Европейского Союза в 1972 году и последствия такого шага для экономики Запада;
  • всемирный нефтяной кризис в октябре 1973-го, повлекший за собой разногласия между странами ОПЕК;
  • неудачные попытки реформирования мировой валютной системы после распада Бреттон-Вудской финансовой системы.

Все это закономерно привело к тому, что возникла острая потребность в формировании нового алгоритма согласования интересов между ведущими странами Западного мира. И потому, начиная с 1973 года, главы финансовых министерств ФРГ, США, Франции и Великобритании (несколько позже и Японии) стали периодически проводить встречи в неформальной обстановке с целью обсуждения проблем всемирных финансовых взаимоотношений. Первый же саммит в привычном для нас формате прошел в 1975 году по инициативе лидеров Франции и Германии. Произошло это в Рамбуйе.

Принцип взаимодействия

Сразу же отметим, что страны «Большой восьмерки» нельзя назвать международной организацией, поскольку нет ни договора, ни жестких правил, ни секретариата. Решения такого собрания не имеют никакой юридической силы и не несут каких-либо обязательств. Речь идёт исключительно о рекомендациях и намерениях. Проще говоря, встречи глав государств лишь определяют последующее поведение по тем или иным вопросам. Кстати, официально получить статус члена данного сообщества не получится по причине отсутствия четко прописанного устава.

Принцип работы

Страна, которая проводит встречу группы на высшем уровне, является председателем на протяжении календарного года и имеет такие обязательства, как:

  • организовывать саммит «Большой восьмерки», а также проведение экспертных, министерских, рабочих встреч;
  • разрабатывать график;
  • координировать всю текущую деятельность группы.

Особенности переговоров

Главы государств и правительств проводят свои дискуссии исключительно в узком кругу, куда могут быть допущены лишь личные помощники и представители лидеров. В момент принятия решений всегда действует принцип консенсуса. В круг обсуждений входят проблемные вопросы в сфере энергетики, экономики, социального развития, охраны окружающей среды, торговли, терроризма, соблюдения норм демократии, занятости населения.

Степень значимости

«Большая восьмерка» ценна тем, что главы ее стран, занятость которых определяет их возможность общения лишь с малым количеством людей, позволяет президентам уйти в сторону от рутины. На саммитах они могут, как говорится, чужими глазами посмотреть на различные международные проблемы и получить отличную возможность наладить координацию совместных действий со своими коллегами для достижения желаемого результата.

Критика

Зачастую страны «Большой восьмерки» критикуют за то, что они якобы представляют собой элитарный клуб, куда менее развитым государствам вход категорически воспрещен ввиду их якобы отсталости. Также выдвигаются обвинения в недемократичности и гегемонии. Очень часто со стороны стран-антиглобалистов выдвигаются требования оплатить «экологический долг».

Так, в 2001 году во время проведения очередного саммита в Генуе произошла массовая акция протеста и были столкновения с местной полицией, в результате которых один из митингующих трагически погиб.

В 2003 году во французском населенном пункте под названием Анмас в одно время с саммитом также прошли достаточно масштабные выступления антиглобалистов, коих тогда насчитывалось около 3000 тысяч человек.

Взаимоотношения с РФ

Россия в «Большой восьмерке» официально оказалась в далеком от нас 1998 году, когда на мировом слете в английском Бирмингеме ей предоставили официальное право полноправного участия в саммите. Уже в 1999 году в Москве была проведена министерская конференция, посвященная транснациональной организованной преступности. В целом контакты между наследницей СССР и странами Запада были довольно хорошими вплоть до 2014 года, когда в Украине грянул кризис.

После того как Крым вошел в состав РФ на основании проведенного референдума «Большая восьмерка» на саммите по ядерной безопасности, проводимом в Гааге, приняла довольно жесткое решение - приостановить членство России, была отменена также запланированная ранее встреча в Сочи, поскольку остальные члены неформального клуба отказались туда ехать. Мотивировали отказ тем, что РФ должна пересмотреть свое отношение касательно ситуации в Украине.

В прессе периодически публикуются статьи о встречах и решениях, которые принимает «Большая восьмерка». Но все знают, что скрывается под этим словосочетанием и какую роль играет этот клуб в Как и зачем была образована G8, кто в нее входит и что обсуждается на саммитах - об этом и пойдет речь в данной статье.

История

В начале 70-х годов мировая экономика столкнулась со структурным экономическим кризисом и в то же время начали обостряться отношения между Западной Европой, США и Японией. Для решения экономических и финансовых вопросов было предложено проводить встречи руководителей наиболее развитых в промышленном плане стран. Эта идея возникла на совещании первых лиц правительств и государств ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, США и Японии, которое происходило с 15 по 17 ноября 1975 года в Рамбуйе (Франция).

Инициатором этой встречи был французский президент Жискар д’Эстен, а какие собрания впредь решили проводить ежегодно. В 1976 году это неформальное объединение приняло в свои ряды Канаду и превратилось из «шестерки» в «семерку». А через 15 лет в вошла Россия и получилась известная ныне «Большая восьмерка». Этот термин в русской публицистике появился в результате неправильной расшифровки журналистами аббревиатуры G7: на самом деле она обозначала не «Great Seven» («большая семерка»), «Group of Seven» («группа семи»). Тем не менее, название прижилось и по-другому этот клуб уже никто не называет.

Статус

G8 является своего рода неофициальном форумом лидеров перечисленных стран, который проходит при участии комиссии. Она не является международной организацией, не имеет устава и секретариата. Ее создание, функции или полномочия не зафиксированы в каком-либо международном договоре. Это скорее дискуссионная площадка, пул или клуб, в котором достигаются консенсусы по наиболее важным вопросам. Решения, которые принимает «Большая восьмерка» не обязательны для исполнения - как правило, они представляют собой лишь фиксацию намерений участников придерживаться выработанной и согласованной линии или же являются рекомендациями другим участникам политической арены. Что касается обсуждаемых вопросов, то в основном они касаются здравоохранения, занятости, соблюдения законов, социального и экономического развития, окружающей среды, энергетики, международных отношений, торговли и борьбы с терроризмом.

Как и с какой периодичностью происходят встречи?

Саммит «Большой восьмерки» по устоявшейся традиции проводится ежегодно. Как правило, это происходит летом. Помимо официальных лидеров стран и глав правительств в этих заседаниях также принимают участие председатель Еврокомиссии и руководитель страны, которая на этот момент председательствует в ЕС. Место проведения очередного саммита планируется в одной из стран-участниц. «Большая восьмерка» 2012 года встретилась в Кэмп-Дэвиде (США, штат Мериленд), а в нынешнем, 2013 году собрание намечено 17-18 июня на гольф-курорте Лох-Эрн, расположенном в В исключительных случаях вместо G8 собирается «большая двадцатка»: встреча проходит с участием Испании, Бразилии, Индии, ЮАР, Южной Кореи и ряда других стран.