Большая восьмёрка»: общая характеристика. "Большая восьмерка": история создания и развитие

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЁРКА» («Big Eight»), ежегодные встречи руководителей глав государств и правительств 8 стран мира (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады, России), проводимые в одной из стран-участниц, на которых обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы геополитики и мирового хозяйства и занимаются поиском путей выработки согласованной экономической политики на ближайшую перспективу.

Регулярные встречи лидеров ведущих индустриальных держав проводятся с 1975 года («Большая семёрка»). Их необходимость была вызвана бурно развивающимися глобальными процессами, усиливающейся нестабильностью, резкой дифференциацией мировой экономической системы, проявлениями глобальных и системных кризисов - банковских, валютных и долговых. На первоначальных встречах согласовывались вопросы кредитно-денежной политики, некоторые аспекты мировой торговли и ряд других экономических проблем глобального характера. Постепенно круг обсуждаемых вопросов расширялся, распространяясь на международную безопасность, окружающую среду, борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и др.

Россию стали приглашать к участию в работе «Большой семёрки» с 1991 года. С 1994 года встречи происходили в формате «7+1». В 1996 году в Москве состоялся специальный саммит «Большой семёрки» по ядерной безопасности с полноправным участием России, в 1998 - министерская встреча по проблемам мировой энергетики (которую впервые к обсуждению предложила Россия). В 1998 году в Бирмингеме (Великобритания) на 24-м саммите «Большая семёрка» официально стала «Большой восьмеркой». России было предоставлено формальное право полноправного участия в её работе, определении и подготовке повестки дня саммитов. Уже в 1999 году по инициативе России в Москве прошла министерская конференция по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Трудности реформирования экономики России, кризис 1998 года, поиски путей выхода из кризиса ограничивали возможности её активного участия в программах «Большой восьмерки». Укрепление экономического положения России в начале 21 века, её политика в вопросах международной безопасности, борьба с терроризмом, меры по облегчению долгового бремени развивающихся стран повысили роль России в «Большой восьмерке». В 2001 году на встрече в Генуе (Италия) Россия впервые выступила в качестве донора по ряду программ. Весной 2003 года Российская Федерация выделила 10 миллионов долларов в трастовый фонд «Кёльнская инициатива» по долгам Парижского клуба кредиторов - программа облегчения долгового бремени 33 беднейшим государствам мира. Россия предоставила также 11 млн. долларов Всемирной продовольственной программе, выделила 20 миллионов долларов в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом и малярией.

На встречах «Большой восьмерки», состоявшихся в 2003 году в Эвьян-ле-Бене (Эвиан, Франция) и в 2004 в Си-Айленде (США) были рассмотрены проблемы безопасности и нераспространения ядерных технологий, развития высоких технологий, помощи менее развитым странам. На Эвианском саммите впервые к работе «Большой восьмерки» в рамках «расширенного диалога» присоединились лидеры 12 ведущих региональных держав мира, включая Китай и Индию. В 2004 году было принято заявление по Ираку, в котором подчёркивалось, что Ирак должен быть суверенным, стабильным и демократическим государством. Были урегулированы основные противоречия государств «Группы восьми» по проблемам Ирака и помощи в его восстановлении. В 2005 году встреча «Большой восьмерки» состоялась в Лондоне и Глен-Иглс (Шотландия) и была посвящена проблемам борьбы с бедностью. На эти цели выделено 500 миллиардов долларов. Встреча была названа «саммитом Африки», так как выделенные средства в основном пойдут в этот регион.

Хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, её экономическое положение всё ещё отстаёт от уровня остальных стран «Большой восьмерки», вследствие чего российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Её полноценное участие в работе «Большой восьмерки» обусловлено вступлением в две другие ключевые международные организации - Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Совещания «Группы восьми» не имеют статуса международной организации, не основываются на каком-либо договоре, не имеют постоянного секретариата и других наднациональных органов. Подготовка совещаний осуществляется высокопоставленными представителями - «шерпами» (советниками). Между саммитами проводятся также регулярные встречи министров «Большой восьмерки» - иностранных дел, экономики, финансов и др.

Главный политический документ «Большой восьмерки» - заявление, которое от имени всех участников делает лидер страны - устроительницы встречи. В заключительном коммюнике фиксируются совместные документы и договорённости, достигнутые в результате встреч. Председательствует страна - устроительница встречи. В 2006 году председателем саммита «Большой восьмерки» будет Россия.

Лит.: Пентилля Р. «Большая тройка» в «большой восьмерке» // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 3; Луков В. Фактор доверия // Международная жизнь. 2003. № 8.

Группа восьми (англ. Group of Eight, G8), «Большая восьмёрка» - международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «Большой восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку G8 не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этого института невозможно. С 1996 г., после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты «Большой восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. В России саммит состоялся в 2006 г. в Санкт-Петербурге (встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 г., не была признана саммитом).

Термин «Большая восьмёрка» является логичным продолжением термина «Большая семёрка», который возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («Группа семи»).

Первоначально, на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 г. возникла «Большая шестёрка», которая спутся год превратилась в «Большую семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991-2002 гг. поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «Большую восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15-17 ноября 1975 г.) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров. В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

Председателем «Большой восьмёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в порядке ротации.



Встречи глав государств и правительств стран «Большой восьмёрки» проходят ежегодно (обычно – летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно – председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы – доверенные лица руководителей стран «восьмёрки».

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»:

1975 г. – Рамбуйе. Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 г. – Сан-Хуан. Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 г. – Лондон. Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.

1978 г. – Бонн. Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 г. – Токио. Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 г. – Венеция. Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 г. – Монтебелло. Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 г. – Версаль. Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 г. – Вильямсбург. Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 г. – Лондон. Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 г. – Бонн. Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 г. – Токио. Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 г. – Венеция. Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 г. – Торонто. Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 г. – Париж. Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 г. – Лондон. Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 г. – Хьюстон. Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 г. – Мюнхен. Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 г. – Токио. Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 г. – Неаполь. Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 г. – Галифакс. Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 г. – Москва (встреча). Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 г. – Лион (саммит). Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 г. – Денвер. Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 г. – Бирмингем. Новый формат встреч - «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 г. – Кёльн. Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 г. – Наго. Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 г. – Генуя. Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 г. – Кананаскис. Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 г. – Эвиан-ле-Бен. Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.

2004 г. – Си-Айленд. Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.

2005 г. – Глениглс. Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.

2006 г. – Санкт-Петербург. Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.

2007 г. – Хейлигендамм. Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки

2008 г. – Тояко. Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.

2009 г. – Л"Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009 гг.

2010 г. – Хантсвилл. Вопросы мирового социально-экономического развития и дополнительного содействия бедным и развивающимся странам, проблемы международной безопасности, совместная борьба с терроризмом, ядерные программы КНДР и Ирана, ситуация в Афганистане и на Ближнем Востоке.

2011 г. – Довиль. Ядерный кризис в Японии, гражданская война в Ливии, проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

2012 г. – Кэмп-Дэвид. Глобальные экономические вопросы, состояние мировой экономики, военные конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке, гражданская война в Сирии, ядерные программы КНДР и Ирана, кризис в Еврозоне, долговой кризис Греции и Испании, статус Греции в ЕС, состояние экономики и наркотрафик в Афганистане, вопросы энергетической безопасности, проблемы окружающей среды, продовольственная безопасность в Африке, гендерное равенство.

2013 г. – Лох-Эрн. Конфликт в Сирии, вопросы налоговой политики и создания зоны свободной торговли между США и ЕС.

40-й саммит «Большой восьмёрки» был запланирован на 4-5 июня 2014 г. в городе Сочи, однако, 3 марта 2014 г. в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Таким образом проведение саммита оказалось под угрозой срыва. Прозвучало предложение исключить Россию из группы. 18 марта 2014 г. было заявлено, что западные страны договорились приостановить участие России в группе.

«Большая двадцатка»

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

"Группа восьми" — неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц "восьмерки" приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках "восьмерки" осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

История "восьмерки" (ранее — "семерки") началась в ноябре 1975 года , когда по инициативе президента Франции Валери Жискар д"Эстена в Рамбуйе (Франция) состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 года во встречах участвуют представители руководства ЕС (Европейский Союз на саммитах "Группы восьми" всегда представлен в лице председателя Комиссии Европейских сообществ и председателя Европейского Совета).

Первые российские контакты с "Группой семи" состоялись еще во времена СССР. 17 июля 1991 года в Лондоне "на полях" саммита состоялась рабочая встреча президента СССР Михаила Горбачева с лидерами "семерки". В дальнейшем лидеры стран "Группы семи" придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом.

Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 году на саммите в итальянском Неаполе. Его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая — в формате "восьмерки" с участием российского президента в качестве равноправного партнера.
Саммит в Лионе (Франция) в июне 1996 года прошел в три этапа: первый (в формате "семерки") был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий — обсуждению с участием России всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем.
Как равноправный партнер Россия была принята в "восьмерку" на саммите в Денвере (США) в 1997 году. В итоговом коммюнике партнеры признали, что Россия "завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой".

"Группа восьми" не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения "восьмерки" носят характер политических обязательств государств-участников.
Саммиты "восьмерки" проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя "Группы восьми". Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, вырабатывает график и обеспечивает координацию всей текущей работы "восьмерки".
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь шерпы — личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип консенсуса.

Экономические показатели стран "Большой восьмерки" 17-18 июня в Северной Ирландии пройдет саммит стран, входящих в группу G8. Председателем неформального клуба ведущих мировых держав станет Великобритания, которая в последний раз принимала у себя "восьмерку" в 2005 году. Информацию об основных экономических показателях стран G8 смотрите в инфографике.

Саммиты стран "большой восьмерки" в течение ряда лет сопровождаются выступлениями протеста антиглобалистов. Так, саммит стран G8 в июле 2001 года в Генуе (Италия) послужил поводом одной из самых громких в истории антиглобалистов акций. На улицы вышли 120 тысяч человек. В результате столкновений с полицией был убит манифестант Карло Джулиани — он стал первой жертвой антиглобалистских выступлений. Позже под колесами автомобиля погибла уроженка французского города Ницца Сюзан Бендотти. 200 человек получили ранения разной тяжести, сотни были арестованы.

В период проведения встречи "восьмерки" в Петербурге в июле 2006 года "контрсаммит" антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистам было предоставлено место, которое было выбрано ими самими — на стадионе Кирова. В рамках "контрсаммита" прошел "социальный форум", симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.
Антиглобалисты выразили благодарность правительству РФ за предоставленную им возможность побывать в Санкт-Петербурге в дни саммита "восьмерки" и провести свою альтернативную встречу.

В 2010 году в канадском Хантсвилле специально для участников акций протеста в нескольких километрах от места, где встречались главы G8, была создана "зона свободы слова" . Но активности антиглобалистов не наблюдалось.

В 2011 году во Франции антиглобалисты выступали в Гавре , в 40 километрах от места проведения саммита и серьезных проблем организаторам не создали.

В 2012 году саммит "большой восьмерки" прошел без многочисленных протестов антиглобалистов и не был отмечен беспорядками и столкновением с полицией.

11 июня 2013 года в Лондоне пикеты антиглобалистов и анархистов, протестующих против проведения саммита G8 в Северной Ирландии, прошли на центральных площадях британской столицы. Протестующие периодически блокировали движение транспорта, создавая многочисленные заторы.

За различные правонарушения, в том числе за неповиновение полиции и за попытки воспрепятствовать движению транспорта стражами правопорядка . Один из антиглобалистов попытался спрыгнуть с крыши здания, однако был схвачен подоспевшими полицейскими.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников