Основные институты современного гражданского общества. Анатолий Панфилов, лидер партии «Зеленые»

Проблема становления и развития гражданского общества особо актуальна для современной России. Она предполагает политикоправовой анализ различных структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации и инкуль- турации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Основной задачей данной статьи является не просто анализ социальных функций институтов гражданского общества, а выделение тех из них, которые обеспечивают выявление социальных нужд и потребностей индивидов, обуславливая диалог и взаимодействие между гражданами и властными структурами. В качестве таких социальных институтов гражданского общества будут рассмотрены: третий некоммерческий сектор, социальные движения, эксперты, общественные организации и ассоциации, профсоюзы, местное самоуправление, СМИ, которые выполняют функцию социального контроля со стороны общества по отношению к государству. Это особо актуально для современной России, где ощутим дефицит научных исследований социальных институтов, которые давали бы не только полноценную картину функционирования институтов гражданского общества, но и надежные ориентиры для защиты интересов граждан. Основное внимание уделяется рассмотрению прежде всего политических партий, что приводит к формальному анализу институтов гражданского общества, особенно тех из них, которые обеспечивают систему социальной защиты, социальной инициативы, социальной мобильности, социального контроля, социальной ответственности и социального партнерства между обществом и государством.

Гражданское общество - это социокультурное поле, в рамках которого осуществляется реализация универсальных прав и свобод человека - социальной, экономической, политической, правовой, культурной, обеспечивающих активную позицию гражданина. Целью гражданского общества является сфера социальной интеракции, взаимодействие, взаимное влияние, установление межличностных отношений, добровольные объединения граждан, социальные движения, которые осуществляются с помощью коммуникации. Гражданское общество формируется гражданами путем конкретных форм са - моконструирования и самомобилизации и институционализируется с помощью законов, прав, свобод членов общества.

Задачами гражданского общества являются:

1) определение ориентации политической активности человека и правовой роли гражданина;

2) определение границ политической деятельности государства, а также границ между легитимностью гражданской деятельности и политики государства;

3) обеспечение принципа равенства, партнерства, социальной защиты, прав и свобод гражданина, принципа договора между ними;

4) обеспечение прямых, обратных и горизонтальных связей между обществом и государством, обоюдная политическая ответственность граждан (членов общества) и государства за политические процессы.

На основании выделенных принципов и задач гражданского общества можно обозначить следующие цели гражданского общества:

1) гарантированная свобода объединений;

2) плюрализм, обеспечение разнообразия форм жизни и деятельности, свобода общественной жизни и деятельности;

3)законность основных прав человека, неприкосновенность частной жизни, институционализация гражданского общества;

4)обеспечение политической культуры граждан и эффективности проводимой социокультурной политики, благодаря которой члены общества становятся субъектами коллективного взаимодействия;

5)внедрение специальных процедур, повышающих рациональность в оценках эффективности политического курса.

Реализация указанных задач и целей гражданского общества осуществляется путем мобилизации людей в рамках

1)политических партий;

2)профессиональных союзов;

3)общественных организаций и ассоциаций;

4)социальных движений;

5)третьего некоммерческого сектора;

6)местного самоуправления;

8)экспертов, которые оценивают политический курс с точки зрения его соответствия интересам граждан.

Благодаря этим институтам гражданское общество выполняет различные функции, которые разделяются на две категории: обычную партиципацию, адресованную государственным институтам и структурам, и влияние общественных институтов на представителей властных структур в целях замены чиновников и изменения политических решений для удовлетворения запросов граждан. К первой категории относятся три вида активности: участие в избирательных кампаниях, голосование и лоббирование. Вторая категория охватывает активность и партиципацию в форме протеста, «ставящую под вопрос существование элиты», т. е. посредством демонстраций, забастовок, митингов, когда имеют место нарушение социальных, экономических, правовых, культурных, политических прав и свобод человека.

Основные функции институтов гражданского общества и виды политической активности - обычная партиципация (участие):

I. В рамках обычной партиципации (целью которой является участие граждан в политических процессах и институтах) следует рассматривать деятельность политических партий, профсоюзов, местного самоуправления, экспертов, лобби, СМИ, третий некоммерческий сектор, социальные группы.

1. Политические партии - это общественные, социально упорядоченные организации, образующиеся по принципу социокультурной общности, имеющие свои цели, задачи, устав и программу действий, на основе которых объединяются люди. Любая партия ведет борьбу за получение голосов избирателей по принципу состязательности. Структура политической партии включает в себя блоки избирателей, партийную организацию и партийный аппарат, целью политической партии является разработка политических программ, представляющих интересы различных социальных групп и слоев общества. Политическая программа раскрывает цели политической партии в борьбе за власть, интересы социокультурных групп, которые она защищает. Исходя из структуры, целей и задач можно выделить следующие функции политических партий: институциональную, агрегативную, артикулятивную, электоральную, состязательную, организационно-стратегическую.

а) Институциональная функция политических партий - это способ ее конструктивной деятельности и обеспечения рациональности, которая не зависит от конкретных лиц. Институциональная функция политических партий включает четыре основные подсистемы: разработку политической программы, создание на этой основе политической партии, программную состязательность и проведение свободных выборов; выявление первостепенных социальных нужд и проблем граждан.

б) Агрегативная функция политических партий - это выявление социально значимых интересов индивидов и запросов членов общества, которые решаются политическими средствами. Иными словами, агрегативная функция политических партий - это проблемно-ориентированная стратегия партии, с помощью которой выявляются и типологизи - руются основные проблемы различных социальных групп общества.

в) Артикулятивная функция связана с выработкой конкретных способов решения социально значимых проблем. На основе классификации и селекции основных проблем общества разрабатываются специальные программы и предлагаются меры их решения. Это социальная база политической партии, обеспечивающая защиту интересов граждан.

г) Организационно-стратегическая функция партии включает в себя следующие критерии: автономность, источники финансирования, источники пополнения, характер руководства, согласованность, фракционность, вовлеченность, стратегию, тактику.

Автономию можно определить как структурную независимость партии от других институтов и организаций, государственных ресурсов, бюрократических институтов и PR-технологий, так как зависимость партии от власти подрывает ее функциональность и авторитет.

Организационно-стратегическая функция придает агрегативной и артикуляционной функциям политических партий практическое значение, благодаря которым она становится важнейшим институтом гражданского общества и наделяется двумя статусами - представительным и законодательным (в случае победы на выборах).

д) Состязательная функция политических партий предполагает принцип состязательности на программной основе и ответственность за свои обещания перед обществом. Эта функция обеспечивает связь между партией и избирателями на правовой основе в социокультурном пространстве. Принцип состязательности играет роль фильтрации, устраняя неэффективные политические партии с политической сцены и обеспечивая поддержку конструктивно-рациональной политической программы.

е) Электоральная функция обеспечивает донесение программных целей и задач до избирателей, от которых зависит их проникновение в структуры власти . Следует подчеркнуть, что все выше перечисленные функции должны осуществляться совместно, в противном случае они потеряют свой легитимный характер.

Таким образом, в рамках политической партии осуществляется два вида политико-правовой активности граждан - участие и влияние на политико-правовые процессы, с одной стороны, и государственные институты, с другой. Политической партии - единственный институт гражданского общества, которому свойственны именно такие характерные черты и функции.

Хотя в современной России существует множество партий, все они имеют низкую эффективность из-за отсутствия выше перечисленных функций. В связи с этим они не способны стать важнейшим институтом гражданского общества и обеспечить принцип сдержек и противовесов. Поэтому они носят конъюнктурно-бюрократический характер и тормозят развитие полноценного гражданского общества в России.

II. Профессиональные союзы - институты гражданского общества, с помощью которых индивиды осуществляют свою политическую активность. В отличие от политических партий, профсоюзы представляют и защищают интересы граждан в социально-трудовой сфере.

Профсоюзы совместно с государственными органами выполняют определенные функции (трудовая инспекция, социальное страхование, обеспечение условий труда и рекреации трудящихся). В настоящее время деятельность профсоюзов контролируется всемирным профцентром - Международной конфедерацией свободных профсоюзов (МКСП) - высшим органом которого является конгресс, проходящий 1 раз в 4 года.

Профсоюзы являются основными защитниками интересов работающих категорий населения перед работодателями, способствуют реализации прав трудящихся, улучшению условий труда и обеспечению соответствующего уровня заработной платы. Для достижения этой цели используются механизмы переговоров и трехсторонних консультаций, стачечное и забастовочное движение и т. п. Профсоюзы в различных формах сотрудничают с парламентами или оказывают на них влияние, в том числе и путем лоббирования.

В современной России профсоюзное движение выражено слабо из-за отсутствия четких представлений об их задачах. Необходимо научное исследование роли и значения этого важного института гражданского общества и информирование об этом граждан для использования профсоюзов в их интересах.

III. Социальные движения в рамках гражданского общества и политического пространства формируют политические и социальные запросы. Социальные движения включают коллективные действия на основе выделения следующих аспектов: социальные запросы, социальные проблемы, социальные интересы, социальная защита, социальная безопасность, социальное равенство, социальная справедливость, социальный контроль и т. п. Благодаря артикуляции таких запросов со стороны членов общества происходит смена парадигм от господства и подчинения к социальному партнерству, от контролируемых элитами технократически управляемых структур к автономному самоуправлению.

Целями и задачами мобилизации социальных групп является изменение форм взаимодействия государства и общества, обеспечение государством и обществом социальной защищенности граждан, что называется социальной инициативой. В целях обеспечения социальной защищенности социальные группы могут оказать давление на систему правовых норм, несоответствующих принципам социального государства; правоохранительные, государственные и муниципальные органы; профсоюзы; общественные организации и т. п.

Социальная инициатива в этом случае является выражением социальных действий для артикуляции и практической реализации социально значимых проблем. Социальная активность расширяет рамки социальных движений, социально-ролевой деятельности и увеличивает преобразовательную деятельность активного гражданина.

Социальная инициатива включает следующие фазы: артикуляцию социально значимой проблемы индивида или группы; схему реализации их действий; практические поступки. Субъектом социальной инициативы выступает личность, социальные группы, неформальные объединения. Социальные группы могут выполнять также функцию социальной инновации, т. е. преобразовательную функцию, которая имеет положительные последствия для жизни людей или общества. Социальная инициатива, реализуемая в рамках социального движения, способствует социокультурному воспроизводству новых форм жизнедеятельности индивидов и общества в целом и способствует осуществлению модернизационных преобразований в широком контексте. Выделенные выше функции социальных групп - социальная защита, социальная инициатива, социальная инновация, мобильность - направлены на реализацию целей и задач различных групп и отдельных граждан.

Итак, в современных обществах гражданская активность в рамках социальных движений и социальных групп решает политические и правовые задачи. Во-первых, задачу обретения гражданами влияния на политические институты и процессы помимо политических партий и государственных организаций, путем расширения сферы участия граждан в решении социально значимых проблем. Во-вторых, задачу придания такому участию институционального характера, посредством которого возникают новые формы идентичности, артикуляции, агрегации интересов граждан. Отличие социальных движений от политических партий состоит в том, что они создаются гражданами для решения социальных проблем и после достижения цели не стремятся во властные структуры.

В современной России этот институт гражданского общества полностью отсутствует, что приводит к ослаблению защиты социальных интересов граждан и мешает полноценному развитию многоаспектного гражданского общества. Выделенные в Конституции РФ и конституционном праве РФ основы социальной системы не создают соответствующих условий для адаптации и внедрения этого социального института гражданского общества в современной России. Необходимы специальные научные исследования и изучение практики функционирования этого института в западноевропейских странах.

IV. Третий некоммерческий сектор осуществляет комплекс социальных мер для оказания помощи нуждающимся гражданам и группам населения, способствующих преодолению или смягчению их жизненных условий, поддержанию социального статуса и полноценной жизнедеятельности нуждающихся, их адаптации в обществе.

Социальная помощь является основной для третьего некоммерческого сектора, при реализации которого эти организации разрабатывают целенаправленные программы в зависимости от конкретных нужд различных социальных слоев и групп населения, в соответствии с законами и правилами своего функционирования, которые практикуются в современных западных государствах.

В странах Запада с XVIII в. существует законодательная база и практика помощи таким людям со стороны третьего некоммерческого сектора. Такая система наиболее присуща США. Благотворительные акции государства осуществляются здесь не только официальной властью, но и структурами третьего некоммерческого сектора. Цель государственной политики - упростить помощь и поддержку слабо социально защищенных слоев общества без бюрократических препятствий, для чего создается целая сеть благотворительных организаций, находящихся в непосредственной близости к самим гражданам. В правовом государстве само государство берет под законодательный контроль данный вид помощи, система которой складывается как совокупность различных видов практики.

Концепция «благотворительность» и «милосердие» третьего некоммерческого сектора выполняет функции: социальной помощи, социального обеспечения, социальной работы, социальной адаптации и социального контроля. В рамках первой функции - социальной помощи - осуществляется предоставление слабо социально защищенным индивидам, группам, семьям пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров и продуктов. При этом индексируются качество и уровень жизни и качество товаров, продуктов и социальных услуг.

Третий некоммерческий сектор - это органы социальной защиты и социального обеспечения индивидов по месту жительства или месту пребывания. Социальная помощь, кроме материального обеспечения, предполагает совокупность медицинско-социальной, педагоги - чески-социальной, социально-бытовой услуг, - формы поддержки индивида в периоды его неблагополучного состояния и в других сложных ситуациях и обстоятельствах.

Такие институты гражданского общества, как третий некоммерческий сектор, имеют лицензии на право оказания услуг в рамках различных социальных программ, действующих в системе государственного социального обеспечения. Финансирование этой деятельности осуществляется частично за счет государства, но в большей степени - за счет меценатства, спонсорства, которые поощряются государством. Специфическим видом функции социальной работы третьего некоммерческого сектора является социокультурная деятельность, т. е. создание условий занятости творчеством, наукой и работой, формирование культурных и иных запросов и ориентаций с тем, чтобы социально неблагополучные члены обшества чувствовали себя полноценными гражданами.

Третий некоммерческий сектор, как и социальные движения, отсутствует в российском в законодательстве и реальной практике. Такая ситуация является препятствием для развития социально ориентированного государства и созреванию гражданского общества. В связи с этим изучение такого рода практики и внедрение ее в современную российскую действительность является необходимым условием для обеспечения защиты интересов российских граждан политическими и правовыми средствами.

V. Местное самоуправление - это публичная власть граждан, основанная на самоорганизации их политической активности. Местное самоуправление - это один из важнейших институтов гражданского общества, который обеспечивает автономию граждан по отношению к государству.

Суть местного самоуправления как вида политической активности граждан связана с тем, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра, а на местах, посредством включения местного населения в процесс самоуправления. Местное самоуправление - одна из важнейших составляющих демократической системы управления, функционирующая путем выражения власти народа на низовом уровне.

Приоритет гражданских прав и свобод зафиксирован в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1965 г. Хартия рекомендует в целях развития демократии закрепить данную статью в конституциях каждой страны.

Основными функциями института местного самоуправления являются: обеспечение согласования интересов населения на местах и реализацию планов; использование муниципальной собственности в интересах граждан; использование местного бюджета на различные нужды местного населения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства; строительство и благоустройство территории для обеспечения социально-культурных запросов граждан; оптимизация торговых сетей, общественного питания, охраны общественного порядка, здравоохранения, образования, социального обслуживания, службы быта, пожарной безопасности, санитарного контроля, охраны природы и др.

В задачу общества входит оценка эффективности, осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления с использованием различных его форм, вплоть до устранения чиновников местного самоуправления в случае неудовлетворительной их работы.

Деятельность органов местного самоуправления регулируется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Основными формами осуществления местного самоуправления являются местные Советы депутатов, а формами осуществления власти местного самоуправления - местные референдумы, муниципальные выборы, собрания граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и др. Местный референдум проводится как по решению представительного органа, так и по инициативе граждан, проживающих на данной территории, их решения имеют высшую юридическую силу. Согласно Конституции РФ, институт местного самоуправления закрепляет за гражданами права на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к определенным должностным лицам, которые обязаны дать ответ в месячный срок.

Местное самоуправление как важный институт гражданского общества, выражающий и защищающий права и социальные запросы граждан на местном уровне, развивается в России в недостаточной степени и даже претерпевает существенные искажения за последние годы. Такая ситуация приводит к ослаблению инициативы граждан и формированию полноценного гражданского общества.

VI. Общественные организации и ассоциации - это один из институтов гражданского общества, который создается по инициативе граждан для решения определенных вопросов. Общественные организации и ассоциации имеют четкую структуру, устав и действуют в рамках универсальных прав и свобод граждан. К таким общественным организациям относятся союзы ветеранов, молодежи, экологические, женские, культурные организации, союзы критиков, различные союзы деятелей искусства и т. п.

Основными функциями общественных организаций и ассоциаций являются:

Развитие институтов гражданского общества и обеспечение активных движений, которые эффективно выполняют свои уставные цели и задачи;

Прояснение конкретных целей, ценностей, интересов различных групп и рациональное определение стратегии социальных действий, связь общественных организаций и ассоциаций с политическими институтами и влияние на политико-правовые процессы;

Формирование организационных форм, обеспечивающих их деятельность; развитие навыков политической самоорганизации;

Обеспечение смены парадигм в отношениях между государством и обществом: от господства - подчинения к социальному партнерству и т. п.

Институциональное ядро общественных организаций состоит в том, что они создаются не государством, а инициативными группами граждан и являются альтернативными институтами политических партий, профсоюзов, третьего некоммерческого сектора, местного самоуправления.

Благодаря институтам общественных организаций и ассоциаций осуществляется рост влияния индивидов на политические процессы с помощью определенных групп интересов. Все сказанное позволяет сделать вывод, что содержание института общественных организаций и ассоциаций направлено на конкретизацию социокультурных проблем как общества, так и отдельных граждан, осуществляющуюся при постоянном воздействии на политику в соответствии с уставом и целями организации и способствующую формированию общегосударственной социокультурной политики.

Для российской политической культуры не характерно применение и использование функций и задач общественных организаций, что обуславливает их формальный и дистанционный характер по отношению к обществу. Об этом свидетельствует недавно созданная Общественная палата, представленная хорошо обеспеченными чиновниками и представителями шоу-бизнеса, не имеющими никакого представления о реальных проблемах граждан.

VII. СМИ также являются социальным институтом, осуществляющим обмен информацией между обществом и властью с помощью систем коммуникации. Можно выделить четыре базовых элемента, осуществляющих обмен информацией: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Задача СМИ как важнейшего института гражданского общества обеспечить прямые и обратные связи между обществом и государством. Содержание информации должно отражать социально значимые проблемы общества. Информация определяет критерии эффективности принимаемых решений с точки зрения артикуляции, агрегации и удовлетворения социально значимых проблем общества.

Достоверность и открытость информации создает атмосферу доверия и взаимности отношений, снижает вероятность предвзятых стереотипных оценок. Цель работы СМИ заключается в том, чтобы до общества был доведен социально-политический курс государственной деятельности, кроме того, информирование о потенциальных проблемах и возможностях их устранения. Иными словами, СМИ как институт гражданского общества выполняют роли связующего звена между обществом и государством и защитника интересов граждан путем непосредственного донесения информации соответствующим структурам, наблюдения за функционированием государства и общества. Это означает, что деятельность СМИ должна осуществляться в правовых рамках в условиях открытости и гласности, которые требуют независимой экспертизы, формирующейся за пределами государственного управления в рамках института гражданского общества и обуславливающей взвешенный подход в оценке информации.

Выделение СМИ в качестве важного института гражданского общества является одной из самых актуальных проблем современной России, т. к. СМИ страдают идеологизированностью, предвзятостью и конъюнктурностью. Они полностью подчинены властным структурам и крупным финансово-промышленным группировкам и не выполняют функцию контроля в интересах граждан.

VIII. Эксперты - это особый институт гражданского общества, который занимается сбором и анализом данных относительно причинно-следственных связей между обществом и государством. Экспертиза проводится высококвалифицированными специалистами на основе принципа сравнения разных явлений. Заключение считается обоснованным, если в тех или иных явлениях или процессах наблюдается отклонение от нормы. Экспертизу социокультурных процессов в рамках гражданского общества можно классифицировать 1) по объектам и предметам исследования (например, состояние общества и функционирование политических и правовых институтов, либо институтов гражданского общества); 2) по специфике поставленной задачи (например, направлена ли осуществляемая политика на решение социально значимых проблем людей или общества); 3) по рациональной структуре доказательства и т. п.

Задача эксперта - выявление причин возникших в обществе проблем и путей их решения, а конечная цель - выявление закономерностей, обуславливающих проблемы, пронизывающие всю политикоправовую и социальную систему государства и общества. Основным критерием результата экспертизы является рациональность и конструктивность выводов, которые носят практический характер. Экспертиза социокультурных процессов осуществляется экспертами на основе научной программы, формулированием гипотезы и ее проверки, включая процедуры критериев оценки эффективности. В качестве оценочных факторов выступают универсальные принципы и нормы гражданских прав и свобод, либеральные ценности, универсальные модели политико-правовых и социально-экономических систем, которые определяют степень соответствия проводимой политики этим стандартам. Экспертиза предполагает следующие процедуры: разработку программы социокультурной экспертизы, формулировку проблемы, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета экспертного исследования, описание объекта и моделирование его действия, выделение устойчивых и переменных основ проблемы, анализ этих факторов, выбор экспериментальных и контрольных групп, экспертизу политической программы и т. п.

Эксперты как один из институтов гражданского общества практически полностью отсутствуют в современной России, что приводит к бесконтрольности государственных, политических, правовых, социально-экономических институтов. Ситуация требует подробного изучения сферы деятельности экспертов и их внедрения в российскую действительность.

Обобщая все вышесказанное, можно дать такое определение гражданского общества: гражданское общество - это особый срез (особое поле) социокультурного пространства, в рамках которого индивиды и группы, т. е. члены общества реализуют свои запросы. Изучение институтов гражданского общества является необходимой предпосылкой демократизации России и условием ее приближения к общемировым стандартам.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

Впервые термин "гражданское общество" был введен Дж. Локком. Впоследствии многие мыслители расширяли и сужали это понятие, выделяли те или иные его признаки, говорили о развитии институтов гражданского общества .

Сегодня существует множество определений гражданского общества. Согласно одному из них, оно представляет собой сферу самопроявления свободных людей, некоммерческих организаций и ассоциаций, сформировавшихся на добровольных началах, огражденных от произвольной регламентации и прямого вмешательства разных внешних факторов, в том числе бизнеса и власти. Институты гражданского общества считаются классическим фильтром требований социума к политической системе.

Ключевые принципы Дж. Локка

Английский философ сформулировал несколько принципов, на которых базируются цивилизованные социальные отношения:

  • Личные интересы индивида стоят выше общественных и государственных.
  • Наивысшей ценностью является свобода, а ее основой является частная собственность.
  • В гражданском обществе формируются защитные структуры между государством и индивидом.
  • Свобода предполагает невмешательство в личную жизнь человека.
  • Индивиды, создавая гражданское общество, заключают общественный договор.

Исходя из этих принципов, можно заключить, что институт гражданского общества - это комплекс объединений людей, огражденный от государственного вмешательства.

Между тем государство призвано регулировать возникающие в обществе отношения. Если социум обеспечивает реализацию прав человека (на свободу, жизнь и пр.), государство, в свою очередь, обеспечивает гражданские права (возможность участвовать в управлении). В обоих случаях имеет место личное право на самореализацию.

Общественные институты в гражданском обществе

Особенности гражданского общества заключаются в разнообразии интересов индивидов, специфике их удовлетворения через разные институты, а также диапазоне свобод и прав каждой личности.

В теории принято выделять 3 группы институтов гражданского общества. Это объединения, в которых человек:

  • Получает средства для удовлетворения потребностей в жилье, пище, одежде и пр. Такие средства человек получает в виде зарплаты на предприятии, дохода от предпринимательской деятельности и так далее.
  • Удовлетворяет потребности в общении, продолжении рода, физическом, духовном развитии. Для этого существуют церковь, научные/образовательные учреждения, семья, творческие объединения, спортивные союзы и пр.
  • Удовлетворяет потребности в участии в управлении делами общества. Эти интересы реализуются через участие в политических движениях и партиях.

Зрелость институтов гражданского общества - это способность отдельных индивидов, разных объединений отстаивать частные интересы, удовлетворять их по своему усмотрению, не ущемляя при этом прав других граждан.

Современный социум

В настоящее время институты гражданского общества - это относительно независимые от государства группы равноправных и свободных индивидов. Внутренние и внешние отношения этих объединений выстраиваются в условиях демократической государственности и рынка.

В отличие от институтов государства, в гражданском обществе формируются не вертикальные, а Между юридически равноправными и свободными партнерами возникают отношения солидарности и конкуренции.

В сфере экономики в качестве структурных элементов гражданского общества выступают негосударственные организации. К ним относят, в частности, акционерные общества, кооперативы, компании, товарищества, корпорации, ассоциации и прочие хозяйственные объединения людей, созданные на добровольной основе и по их личной инициативе.

Социально-политический аспект

Он формируется в ходе деятельности институтов гражданского общества:

  • семьи, выступающей в роли определяющей социальной ячейки, в которой пересекаются личные и общественные интересы;
  • политических движений и партий, отражающих разнообразие интересов разных групп граждан;
  • органов самоуправления по месту работы и проживания индивидов;
  • негосударственных СМИ.

Социально-политический аспект формируется также за счет функционирования механизма выявления и выражения мнения общественности, разрешения разнообразных социальных конфликтов.

В этой области общественной жизни создается практика институционального отражения интересов, которые возникают в обществе. Они выражаются в цивилизованной, ненасильственной форме, в рамках законов.

Духовная сфера

В этой области проявляется свобода слова и мысли. Представители гражданского общества имеют возможность публично выражать свое мнение. Немаловажно и то, что научные, творческие объединения являются независимыми от государственных органов, проявляют самостоятельность и инициативность.

Приоритет свобод и прав человека

Функционирование институтов гражданского общества направлено на повышение качества жизни каждого индивида. При этом:

  • Признаются естественные права человека на свободную деятельность, жизнь, счастье.
  • Утверждается правовое государство, подчиняющее свое существование закону.
  • Признается равенство граждан в рамках единых норм, на одном экономическом и

Функции государства

Граждане тесно соприкасаются с правовым государством. Его основные задачи сводятся к:

  • Выработке общей стратегии развития общества.
  • Определении и обосновании приоритетов, темпа, пропорций становления социально-экономических сфер жизни.
  • Стимулированию полезной для общества деятельности граждан, защите их прав, достоинства, собственности.
  • Демократизации сфер жизнедеятельности социума.
  • Обеспечению защиты границ и поддержанию общественного порядка.

Особенности государственного взаимодействия с институтами гражданского общества

Дискуссии об отношениях между властью и народом ведутся в научных кругах достаточно давно. Между государственными и социальными институтами могут устанавливаться или партнерские, или сопернические отношения. В первом случае имеет место согласие, взаимная поддержка, во втором - противодействие, а в ряде случаев и вражда. Стоит отметить, что такие разнонаправленные отношения формируются и внутри самого общества между его институтами.

По мнению многих социологов, гражданское общество можно охарактеризовать как стихию разных политических воль, управление которыми из единого центра невозможно. Представители социума преследуют зачастую прямо противоположные, взаимоисключающие интересы.

Государственные институты, в свою очередь, призваны выступать в роли "заинтересованного посредника" или арбитра в противостоянии разных социально-политических движений. Они выражают и общенациональную волю общества. При этом (в идеале) государственные институты должны ориентироваться на интересы большинства представителей общественности.

Такая противоречивая, сложная диалектика многообразных свободных воль, формирующих гражданское общество, и одной государственной воли отражает эффективность демократии. При ослаблении позиций гражданского общества неизбежно происходит формирование авторитарного государственного режима. При ослаблении власти государства, в свою очередь, развивается квазидемократия, которая приводит к социально-политическому хаосу.

Российские реалии

За время многочисленных реформ в стране произошли достаточно существенные сдвиги в сторону формирования институтов гражданского общества. Создать необходимую для них инфраструктуру позволили приватизация, утверждение свободомыслия, политический плюрализм.

Между тем качество основы общественных институтов оценивается многими экспертами как низкое. По мнению ряда отечественных социологов, существующие сегодня политические объединения не могут эффективно реализовать роль посредника между народом и властью. Кроме того, остается не высоким уровень общественной ответственности представителей бизнеса.

В результате исследователи говорят о наличии существенных проблем на пути формирования гражданского общества в РФ. Эти сложности имеют и субъективный, и объективный характер. В первую очередь, в российском обществе отсутствует традиция самой гражданской жизни. Во-вторых, представления населения о механизмах и природе формирования гражданского общества весьма упрощенные. В-третьих, недооценена роль государства в процессе его построения.

Что есть понятие гражданского общества? Согласно определению, это общество, где существенно развиты социально-политические, экономические и духовные отношения, направленное на достижение гражданственного идеала. Такое общество решает многие проблемы и вопросы самостоятельно, не обращаясь к государству. Граждане заинтересованы в политической и общественной жизни страны, не страдают индифферентизмом и правовым нигилизмом, принимают участие в политике и стремятся действовать на благо социуму.

Идеи об обществе, которое проявляет самостоятельную политическую активность, зародились еще в Античной Греции. Такие мысли высказывал уже Аристотель. Примечательно, как греки относились к участию граждан в жизни страны. Человека, безразличного к проблемам своего полиса, живущего по принципу «моя хата с краю», называли словом «идиот».

Дальнейшее распространение эти идеи получили в эпоху Просвещения. Определение гражданского общества появилось тогда. В это время оформилась связь между понятиями гражданского общества и правового государства. Просветители видели в гражданском обществе идеал совместной деятельности людей, основанный на принципах морали, нравственности и справедливости. Становление гражданского общества не может произойти без развития отдельной личности. Основные предпосылки для возникновения такое социума – желание людей трудиться ради благополучия своей родины.

Гражданское общество отличается от других типов общества социально направленной активностью граждан. Оно предусматривает равноправное взаимодействие государственной власти, социума и индивида.

Функции гражданского общества — достижение идеала гражданственности, упразднение несправедливой, насильственной власти, создание цивилизованных условий для развития личности, увеличение роли морально-этических отношений между людьми.

Признаки гражданского общества:

  • Верховенство права. Права должны быть не формально декларированы юридическим документом. Иллюстрирующий пример — в конституции СССР от 1936 г. провозглашены все права, но их нет на практике.
  • Они должны быть предоставлены каждому гражданину государства.
  • Каждый отдельный гражданин самостоятелен. В этом суть такого типа социума.
  • Наличие всех типов собственности: частной, государственной, муниципальной и иных.
  • Свобода СМИ и выражения собственного мнения существуют. Каждый гражданин имеет право озвучить свои мысли касательно текущей ситуации. Это иллюстрирует развитость социума.
  • Свобода выбора места работы, свобода самореализации.
  • Поиск консенсуса между различными социальными группами. Нахождение взаимовыгодного пути развития.
  • Наличие высокоразвитой системы органов местного самоуправления. Когда люди решают важные локальные вопросы на местах, это воспитывает в них гражданственность и способность принимать решения самостоятельно без обращения к вышестоящей власти.
  • Реализованные функции гражданского общества помогают социуму развиваться.

Необходимым условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Так принято называть такую форму государственного устройства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы. Это понятие тесно связанно с теорией общественного договора, которая рассматривает государство следующим образом: в определенный момент времени безвластному обществу стало сложно саморегулироваться, поэтому большинство делегировало властные полномочия меньшинству взамен на справедливое правление и решение основных общественных вопросов. Свое развитие эта теория получила в эпоху Просвещения: Вольтер, Локк, Монтескье – вот лишь некоторые либералы-просветители, обращавшиеся к идее правового государства. Согласно Конституции РФ, Россия также является правовым государством. Какие признаки и особенности присущи подобной системе организации совместной деятельности людей?

  1. Реализация принципа разделения властей. Эта идея была разработана философами-просветителями, и смысл ее заключается в следующем: каждая ветвь власти (исполнительная, судебная и законодательная) отделяются друг от друга, чтобы в одних руках не скопился чрезмерный объем властных полномочий, чтобы каждая ветвь осуществляла контроль над другой.
  2. Политический плюрализм и свобода выражения собственного мнения. Если каждый гражданин общества может высказывать, что он думает по сложившейся в стране ситуации и предлагать свои способы решения, то это поможет развить в каждом человеке чувство ответственности за происходящее. Должна быть свобода политических партий
  3. «Все равны перед законом». Пожалуй, на этом основывается данная концепция. Не может идти и речи об истинном праве, если у одного прав больше, потому что он богаче, привилегированнее, ближе к власти, чем у того, кто всего этого не имеет. Если перед законом все равны, то суд не будет рассматривать, богатый перед ним или бедный, чиновник или простой человек, мужчина или женщина, христианин или мусульманин.
  4. «Закон суров, но справедлив». Помимо того, что перед судом и законом все должны быть равными, эти законы должны отличаться выполнимостью, справедливостью. Их цель – помогать обществу развиваться и гармонично функционировать.
  5. Верховенство права не просто провозглашено, оно реализовано на практике.
    Высшая ценность – человек, его права и свободы. Цель существования государственной системы – «соблюдение и защита прав и свобод человека» (ст.№2 Конституции РФ).
  6. Запрет цензуры и свобода средств массовой информации.
  7. Церковь отделена от государства и не финансируется им.
  8. Формирование и построение социального государства, где заботятся о людях.

К сожалению, на практике нет ни одного государства, которое можно было бы на 100% назвать правовым. А объясняется это тем, что государство состоит из людей, населяющих его, которые не всегда желают принимать ответственность, действовать и трудиться на благо общества. Правовое государство должно состоять из граждан, беспокоящихся о судьбе своей Родины и предпринимающих действия, а не популяции. Правовое государство и гражданское общество неразлучны.

Институты гражданского общества. Примеры. Роль гражданского общества

Данный тип общественной организации предполагает добровольную активность граждан на благо социума. Принято подразделять элементы гражданского общества на социальные, политические и духовные. Разберем каждый институт в отдельности.

К социальным институтам следует отнести благотворительные организации, некоммерческие фонды, волонтерские объединения и подобные структуры. Такие организации занимаются общественно положительной деятельностью на добровольной основе, не требуя за это денег. Это проявление помогает лучше понять, что такое гражданственность.

К политическим институтам принадлежат общественно-политические движения и политические партии. Если движение или партийная организация активно участвует в жизни общества, требует давно назревших перемен и самостоятельно реализует общественно важные задачи, то это также институт гражданского общества.

К духовным институтам относятся творческие и спортивные объединения, церковь, учреждения, предоставляющие образование. Такие институты важны для социума, ведь они во многом формируют в индивиде личностно-нравственное начало.

Стоит сказать и об органах местного самоуправления, которые занимаются разрешением задач «на местах», в состав которых входит население. Граждане берут определенный объем власти в свои руки и преодолевают проблемы в краткий срок, достигают целей. Органы местного самоуправления часто отличаются высокой эффективностью, ведь граждане и больше заинтересованы в решении собственных вопросов, и лучше осведомлены о том, как обстоят у них дела.

Формы взаимодействия государства и гражданского общества

Соотношение гражданского общества и государства и понимание между ними важны. Гражданское общество выступает в роли посредника между управляющими и подчиняющимися. Если правители и народ не понимают друг друга, находятся в конфронтации, то не может быть и речи об эффективном развитии социума. Власть нуждается в гражданском обществе, чтобы лучше понимать, как и чем живет население, что его беспокоит и чего оно ждет. Социум нуждается во взаимодействии с правительством, чтобы доносить до власти наболевшие проблемы и получать от нее помощь.

Главные условия существования гражданского общества – участие народа в судьбе страны, готовность власти к диалогу с людьми. Развитая структура гражданского общества поможет улучшить благосостояние всей страны.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.