Всемирный день защиты прав детей. История возникновения международного института защиты прав детей

Основные документы, в которых записаны права ребенка: Декларация прав ребёнка принята Генеральной ассамблеей ООН (г.) Конвенция о правах ребенка принята Генеральной ассамблеей ООН (г.) в нашей стране вступила в силу г. Конституция РФ (Глава 2 Права и свободы человека и гражданина принята г.) Семейный кодекс РФ (принят г.) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".


Право – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством. Слово право имеет общий корень с такими словами, как правило, правда, справедливость. Первоначально понятия хорошо – плохо, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь. Подтверждением тому является библейские заповеди. Первая из этих заповедей – Не убий! Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.


Международные документы о правах детей: Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что главное право каждого человека – право на жизнь. Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.


Конституция Российской Федерации – основной Закон нашей страны. Основные права, можно квалифицировать на: * личные (право на жизнь); * политические (право на свободу слова, совести); * гражданские (избирательное право); * социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию); * культурные (право на свою национальную культуру, язык).





Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других законах: Федеральном законе Об образовании Законе Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Законе Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» Уставе ОУ


Жизнь человека начинается в семье. Если в семье царит мир и согласие, человек чувствует себя уверенно и спокойно. В Российской Федерации семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни. Семейные отношения регулируются в нашей стране семейным законодательством. « Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) »,-3акон РФ от ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации »).



* на получение фамилии, имени, отчества; * жить и воспитываться в семье; * знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также на заботу со стороны своих родителей, на воспитание ими и всестороннее развитие; * на общение с родителями и другими родственниками (в случае расторжения брака между родителями, раздельного проживания родителей, нахождения в лечебном учреждении, в случае задержания, ареста, заключения под стражу); * на защиту и восстановление своих законных прав и интересов; * на выражение своего мнения при решении любого вопроса в семье; * на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; * владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании; * на жилье и защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей); * право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования. Ребенок в семье имеет право:












С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Законом этот возраст не ограничен. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любых вопросов, затрагивающих его интересы. По вопросам, затрагивающим интересы ребенка, обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства. При достижении ребенком 10 лет, учет его мнения в разрешении спора является обязательным и только с согласия ребенка этого возраста возможно: * изменение его имени, фамилии; * восстановление прав родителя, который был лишен родительских прав; * усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка; * передача его на воспитание в приемную семью (ст. 57 СК РФ).


Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка? Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а при достижении 14 лет самостоятельно в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст.56 СК РФ).


Имеют ли право родители причинить вред здоровью детей? Нет, не имеют. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ч.1 ст.65 СК РФ).


Какие права и обязанности по воспитанию и образованию детей имеют родители? Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (ч.1 ст.61 СК РФ). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (ст.63 СК РФ).


Международные организации по защите прав личности: Комитет по правам ребенка, ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Европейский союз, Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ, Совет Европы, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.


Российские организации по защите прав человека (детей): Российский детский фонд, Детская общественная приемная при Министерстве образования РФ, Центр развития демократии и прав человека, Независимые российские общественные организации по защите прав детей, Городские общественные организации по защите прав женщин и детей, Молодежная Школа прав человека и правовой культуры, Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека, Молодежное правозащитное движение, Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование", Фонд защиты гласности, Российские правозащитные сети, Союз комитетов солдатских матерей, Гуманитарно-политологические Центры, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)


Каждый должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей. Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили, такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы



Все дети имеют равные права, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей. * право учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях; * право на имя и принадлежность к стране; * право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание; * право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства, если родственники не могут помочь; * право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически, так и умственно

Защита прав человека гарантирована государством. Существуют законодательные нормы, относящиеся к обеспечению благоприятного развития ребёнка и становления личности. От уровня его образования и моральных качеств зависит процветание общества. Обратить внимание на несовершеннолетних членов социума призывает международный праздник.

Когда отмечают

Всемирный день ребенка справляют 20 ноября во многих развитых странах. Событие учреждено Резолюцией № 836 (IX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) в1954 году. Дата не является общегосударственным выходным в России, однако связанные с ней акции поддерживаются властями.

Кто празднует

К торжествам по случаю Международного дня ребенка имеют отношение все дети. В мероприятиях принимают участие их родители, родственники, близкие люди. Праздник считают своим учителя, воспитатели, правозащитные и благотворительные организации соответствующей специализации. Он отмечается всеми, кто по профилю своей деятельности связан с педагогикой.

История и традиции праздника

Событие берёт начало в 1954 году. 14 декабря прошло заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Итогом стало принятие документа, рекомендовавшего странам мира учредить подобный праздник с 1956 года. Позднее Организация решила проводить мероприятия 20 ноября. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к подписанию «Декларации прав ребёнка» в 1959 году.

Событие знаменуется многочисленными акциями, направляющими внимание на защиту прав несовершеннолетних. На Западе проходят демонстрации и флешмобы (коллективные действия по заранее определённому сценарию). Поднимается вопрос о целесообразности абортов. В дискуссиях обсуждается моральная сторона подобных операций. Приверженцы запрета прерывания беременности идут по улицам с лозунгами и плакатами. Они выдвигают требования на законодательном уровне запретить медицинскую процедуру.

Благотворительные фонды проводят сбор денег, вещей, учебников для детских домов и малоимущих семей. Общественные организации устраивают просветительские занятия в различных учреждениях, в том числе школах. Слушателям рассказывают о базовых правах несовершеннолетних. Описываются механизмы противодействия и предупреждения нарушений законодательства.

Всемирный день ребенка 2019 ознаменовывается акциями в крупных городах. В их ходе раздаются листовки, памятки. Поднимаются вопросы голода и бедности. Говорится о масштабах проблем и способах их преодоления. Известные деятели культуры, искусств, звёзды шоу-бизнеса записывают видеоролики. В них призывают людей заботливо и внимательно относиться к детям, не быть безразличными к трудностям, с которыми они сталкиваются.

В преддверии Всемирного дня помощи детям устраиваются семинары, конференции, лекции. Почётные грамоты, премии, ценные подарки вручаются правозащитникам, общественным деятелям, педагогам за выдающиеся достижения. Многие семьи поддерживают традицию поздравлений в адрес своих чад. Средства массовой информации публикуют сюжеты о проходящих мероприятиях. Транслируются программы, посвящённые вопросам воспитания. Сюжеты рассказывают истории о жизни воспитанников детских домов. Их усыновители становятся героями интервью.

В России более широко отмечается , установленный 1 июня. Чиновники высшего ранга обычно упоминают в выступлениях о памятной дате. Органы власти устраивают спортивные соревнования, выставки фотографий, поделок, рисунков. Учреждения культуры проводят выступления творческих коллективов с песенными и танцевальными номерами.

Защита прав детей - главная деятельность каждой страны, которая сконцентрирована на построении хороших условий для жизни каждого ребенка. Проблема недостаточного обеспечения прав этой уязвимой категории населения является мировой проблемой, которая требует решительных и конкретных действий.

Охрана интересов детей - глобальная проблема мирового сообщества

Международная защита прав детей - главный и самый действенный инструмент охраны, содействия и развития стратегий и программ по улучшению условий проживания детей на всей Земле. Если государственные механизмы действуют в пределах конкретной страны, то интернациональные в состоянии повлиять на любую страну.

Роль последних трудно переоценить, поскольку слабое внутригосударственное развитие некоторых стран третьего мира не может гарантировать защиту прав детей на нормальном уровне.

Причина возникновения международного института охраны прав ребенка

На данный момент ни одно государство на Земле не может обеспечить полной безопасности подрастающего поколения. Это можно проследить по показателям и статистике правоохранительных органов. Во всех странах развивается детская беспризорность, высокие смертность, подростковая преступность и бесконтрольность. Все это в очередной раз указывает на необходимость решения данной проблемы на глобальном уровне. Поэтому защита прав и интересов детей - это в первую очередь международная деятельность.

История возникновения международного института защиты прав детей

Международное сообщество начало обращать внимание на необходимость урегулирования вопроса защиты прав детей лишь в начале 20-го века. Первая мировая война открыла глаза на существование насилия и бесчеловечности, показала истинную картину беззащитности детской части населения.

Лишь в 1919 году Лига наций создала специальный орган детской обеспеченности, который решал самые острые проблемы того времени, а именно: детское рабство, эксплуатация труда, бездомность, торговля детьми и их органами, проведение над ними экспериментов, проституция и тому подобное.

Роль ООН в урегулировании вопроса защиты детей в мире

Но только Вторая мировая война смогла в полной мере заставить международное сообщество принять немедленные действия по остановке насилия, антигуманности и холокоста. Защита прав детей стала важным звеном работы новой мировой организации - ООН. Она закрепила принцип уважения прав и интересов человека, исключая любое унижение и дискриминацию.

Детские интересы в контексте этих принципов провозглашаются приоритетными и безоговорочными. На данный момент ООН проводит ежегодные исследования уровня жизни детей на всей планете, организует волонтерские мероприятия, финансирует проекты лечения болезней и наказывает субъектов нарушений соответствующих конвенций и резолюций.

Направления защиты прав детей

ООН проводит такие действия по охране детских интересов и свободы:

1. Принятие деклараций и конвенций охраны интересов детей.

2. Оказание помощи неблагополучным районам Земли через специальный Детский фонд ООН.

3. Защита прав детей проводится на основе исследований реального состояния детского благополучия в каждом государстве.

4. Применение специальных санкций к государствам, организациям, отдельным людям за совершение незаконных действий в отношении детей.

Специальные запреты относительно незаконных действий в сфере детского благополучия

Деятельность ООН создала действительно нормальные условия для урегулирования вопроса детской безопасности и охраны. Эта организация приняла несколько специализированных актов в данном направлении для решения острых проблем современности.

Резолюциями ООН было запрещено привлечение детей к опасным и вредным работам или труд сверх установленного времени. Также было введено ограничение по применению некоторых видов наказаний в отношении лиц моложе 18-16 лет, например смертной казни. Был установлен категорический запрет пыток, истязаний в отношении детей.

Запрет ранних детских браков

В 1962 году была провозглашена конвенция о запрете детских браков, которая является обязательным для выполнения каждым членом ООН. Она требует установления во внутригосударственных законах минимального брачного возраста. Конечно, ООН устанавливаеь определенные исключения из данных случаев, если они будут необходимы для защиты интересов сторон.

Социальная защита прав детей в данном случае важна для азиатских и африканских стран, где каждый второй брак происходит в возрасте 9-12 лет. Это влечет также ранние сексуальные контакты, неизлечимые венерические болезни, высокую смертность.

Вред ранних детских браков в Африке трудно переоценить, так как возраст невесты, как правило, 10-13 лет, а жениха - 20-25. Девочки уже на первых годах такого совместного проживания имеют серьезные половые проблемы, венерические болезни. Это также является препятствием для получения ими образования, реализации умственного потенциала. Такие девушки по статистике беременеют в 12-14 лет, что приводит к многочисленным смертельным исходам.

Декларация прав ребенка

Специальным и основополагающим документом по защите прав человека стала Декларация прав ребенка. Она несколько расширяет права и гарантии охраны прав, провозглашенные в Декларации прав человека, а именно:

1. Если у ребенка обнаружена умственная отсталость или физические недостатки, он нуждается в специальной помощи.

2. Право ребенка на нормальное развитие.

3. Право ребенка на получение образования.

4. Защита детей от пыток, жестокости, нечеловеческого поведения.

5. Право ребенка на нормальное питание, дом, медицинскую помощь и духовное развитие. Защита прав детей - важная деятельность мирового сообщества и каждого государства.

Уполномоченный по правам ребенка

Эффективным механизмом защиты ребенка в современных государствах является институт уполномоченного по правам ребёнка. Данные ЮНИСЕФ показывают, что он является независимым инструментом надзора, защиты и помощи детям в конкретном государстве. Федеральные государства, как правило, имеют несколько таких уполномоченных лиц (их количество соответствует количеству федеральных единиц).

Защита прав несовершеннолетних детей - это основная задача такого субъекта. Достижение этой цели может происходить организационными, правовыми, нормотворческими, представительными и другими мерами.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев

Комиссар по правам беженцев также осуществляет свою деятельность в отношении детей-беженцев, а именно: предоставление убежища, поиск организаций помощи, инициирование принятия международных актов охраны детей.

Правовая защита прав детей со стороны этого субъекта заключается в ежегодных докладах о необходимости принятия тех или иных срочных действий. Реагирование на них Ассамблеей ООН приводит к принятию разнообразных конвенций, имеющих обязательную силу.

Эксплуатация детского труда в мире

К сожалению, одной из самых острых проблем современности остается эксплуатация детского труда и торговли детьми. По данным МОТ, около 250 миллионов детей используются в качестве рабочей силы. Условия их работы являются неприемлемыми в современном обществе: сверхурочное рабочее время, вредные условия, слишком молодой возраст, отсутствие нормального отдыха, пренебрежение нормальным физическим и психологическим развитием несовершеннолетних работников.

День защиты прав ребенка в мире призван обратить внимание людей на эту проблему. Это означает, что если гражданин лично не сталкивается с этим, он не может игнорировать эту ситуацию.

Суды, разрешающие дела в отношении детей

Учитывая психологические особенности детей, в мире распространяется практика создания специальных судов по делам несовершеннолетних или отдельных подразделений в уже существующих органах.

Современное название судебного процесса в вопросе несовершеннолетних - ювенальная юстиция. Первые такие суды были созданы в конце 20-го века в Австралии, Канаде и США, а сейчас в мире уже около 60 стран практикуют такую схему. Защита прав ребенка детей в таких органах приближена к международным стандартам, поскольку кадровое, организационное и правовое обеспечение подстроены под детскую психологию. Защита прав детей в РФ находится на неудовлетворительном уровне.

Охрана прав детей в РФ

Анализ существующих законодательных документов позволяет сделать вывод, что все они построены на основе международных официальных стандартов с конкретизацией отдельных особенностей (связанных с ситуацией в стране).

Закон о защите прав ребенка закрепляет за детьми права на: образование (среднее и начальное), медицинскую помощь, нормальное воспитание в семье, духовное развитие, собственность, имя, фамилию и жилье.

Эти права являются неисчерпаемыми и отстаиваются в судебных органах в случае нарушения или оспаривания. Различные отрасли права (гражданское, административное) защищают права детей, устанавливаются санкции за нарушение соответствующих норм. Закон о защите прав ребенка - необходимый документ, который может действительно защитить эту уязвимую часть населения. Известно, что ребенок в силу своего психического и физического развития не может самостоятельно отстоять свои права, однако это осуществляют родители, усыновители, патроны, орган опеки и попечительства.

Здравоохранение в РФ: защита детских интересов

Закон об охране прав ребенка не одобрен в РФ, однако немало отраслевых правовых актов охраняют интересы несовершеннолетних. Если принимать во внимание такую важную сферу, как здравоохранение, то дети занимают в ней приоритетные место.

Сейчас несовершеннолетние обладают следующими правами:

1. На бесплатный медицинский осмотр, консультацию во время учебного или воспитательного периода.

2. На бесплатные оздоровительные процедуры в специальных детских медицинских лагерях и санаториях.

3. На обретение бесплатных лекций на тему профилактики заболеваний.

4. На получение информации о состоянии здоровья от высококвалифицированных специалистов.

Также предусматривается специальная проверка для несовершеннолетних (18 лет), страдающих алкоголизмом или наркозависимостью. Они могут бесплатно воспользоваться услугами специальных диспансеров, а специалисты в области наркологии и психологии могут предоставить им консультации, советы.

День охраны прав ребенка

День защиты прав ребенка официально установлен 1 июня, а берет свое начало с 1950 года. Также были приняты празднования Всемирного дня ребёнка 20 ноября и Дня защиты африканских детей 16 июня.

1 июня является днем защиты нерождённых детей. Он призван остановить женщин всего мира, которые планируют делать аборт. В этот день проводятся массовые демонстрации, митинги и пикеты в столицах и городах каждой страны.

16 июня отмечается День охраны детей в Африке. Защита прав ребенка достигает нормального уровня на всех континентах, кроме африканского. Этот день призван привлечь внимание мирового сообщества на недопустимо низкий уровень жизни маленьких граждан в этой части Земли.

Таким образом, защита прав детей - это важное направление работы каждой международной организации, государства, учреждения и самих людей. Комплексный подход к решению острых проблем позволит действительно найти выход даже из самой сложной ситуации. Дети - наиболее уязвимая часть населения, а потому они нуждаются в постоянном уходе, внимании и помощи. Именно они являются будущими трудовыми ресурсами планеты, а игнорирование детских проблем - это путь к неблагополучию и искривлению моральных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всемирный день прав ребёнка

(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)

Учитель: Липаева А.П.

Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара

Дата проведения: 20.11.09.

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: праздник

Цели:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
  • воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
  • способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.

Вступление.

Учитель . Уважаемые родители, учителя!

Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)

  1. Основная часть.

Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.

Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется

«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)

Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.

(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)

Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?

Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.

Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?

Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?

(выступают учащиеся)

(слайд №3)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
  3. Право на образование.
  4. Право на отдых и досуг.
  5. Право на заботу и воспитание родителями.
  6. Право на имя при рождении.
  7. Право на медицинскую помощь.
  8. Право иметь имущество.
  9. Право свободно выражать свои взгляды.
  10. Право на свободное перемещение.
  11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  12. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  13. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)

В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».

Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?

Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.

(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )

1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.

Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?

2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.

Ведущий . А если слабый?

1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.

Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?

2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.

(Спартанцы убегают)

Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.

Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.

(слайд №5)

Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.

Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)

Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»

Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?

(Из зала ответы)

Ответы детей:

  1. Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
  2. Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
  3. Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
  4. Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.

Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.

Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.

Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.

(песня)

Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?

Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)

«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»

(Врываются разбойники)

1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.

2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.

1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.

2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.

1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?

Ребята . Нет!

Ведущий . Что, что такое?

Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?

Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…

Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.

Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.

Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)

Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.

Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)

Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.

Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.

Сказочница! (хором)

(выходит Сказочница)

Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.

Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.

(Сценка про Моню)

Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.

  1. «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
  2. «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
  3. «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
  4. «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)

Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.

Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)

Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!

(танец девочек)

Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)

Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».

(Сценка «Бабушки и внуки».)

Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.

Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

  1. Подведение итогов (заключительное слово учителя).

Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)

02.10.2016

Дети, любимые всеми маленькие существа, способны кардинально изменить жизнь взрослых людей и наполнить окружающий мир всеми цветами радуги. Среди разнообразных торжественных событий, посвященных прекрасным и очаровательным созданиям, в частности, отмечают и Всемирный день ребенка. Что же это за праздник и почему именно 20 ноября было выбрано для проведения праздничных мероприятий?

Традиция проведения торжественных мероприятий, посвященных Всемирному дню ребенка, существует десятки лет в 129 странах, входящих в состав ООН. В основе его создания лежит идея заботы о маленьких, прекрасных существах, благодаря которым окружающий мир наполняется волшебством и радужными красками. Ведь дети постоянно нуждаются в особом внимании.

Учреждение праздника Всемирного дня ребенка состоялось в 1954 году Резолюцией № 836 (IX) ГА ООН. Через пять лет 20 ноября 1959 года была принята «Декларация прав ребенка. Через тридцать лет в этот же день состоялось принятие правового документа «Конвенции о правах ребенка». Поэтому, дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана не случайно. К ней были приурочены дни проведения важных событий мирового уровня в области прав детей.

К основным целям учреждения Всемирного дня ребенка относится улучшение благополучия детей на всей планете, разработка рабочих программ, проводимых странами ООН в интересах ребенка в атмосфере межнациональной солидарности и сотрудничества.Всемирный день ребенкастал центром внимания мировой общественности в решении глобальных вопросов снижения детской смертности и улучшения качества жизни прекрасных созданий.

Многие организации следят за неблагополучными семьями. В сфере здравоохранения постоянно разрабатываются методики спасения больных детей, которые раньше считались неизлечимыми. На базе ООН организован специальный Детский фонд, деятельность которого направлена на сохранение здоровья очаровательных малышей, улучшение качества их жизни и оказания помощи беременным женщинам.

Во всем мире широко известная сеть ресторанов быстрого питания «McDonald’s», постоянно проводит благотворительные акции, приуроченные к Всемирному дню ребенка. При покупке еды происходит автоматическое пожертвование части от оплаченной суммы, а собранные средства направляются на помощь тяжелобольным детям. 20 ноября в РФ - не красный день в календаре, но связанные с ним акции активно поддерживаются властями.

Всемирный день ребенка - прекрасная традиция и самая лучшая причина для благотворительности, которой занимаются многие известные люди и организации. Приобщайтесь и вы к этому прекрасному празднику, принимайте активное участие в жизни, развитии детей, создавая для них почву дружбы, добра, любви и взаимопонимания.