Российская организация в международных организациях. В какие международные организации входит рф

Российская Федерация являясь участницей целого ряда влиятельных международных организаций, региональных структур, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительными ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами и объединениями в различных частях мира в рамках многовекторного внешнеполитического курса, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику в качестве ответственного и конструктивного члена международного сообщества, способствует формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня, решению глобальных и региональных проблем.

Россия - один из ключевых участников международных отношений. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами - членами ООН. Из государств - членов ООН Российская Федерация прекратила дипломатические отношения с Грузией (прекращены 2 сентября 2008 года)

Россия придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН.

Россия входит в « Большую двадцатку » экономически развитых государств, ранее также входила в « Большую восьмёрку » (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ . Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), СНГ, ЕАЭС (Евразийское экономический союз), ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности).

Своими высокими темпами экономического роста, основанного на стабильном экспортном и расширяющемся внутреннем спросе, уникальными природными и накопленными финансовыми ресурсами, ответственной социально-экономической политикой Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов, участвует в международных усилиях по предотвращению и преодолению кризисных явлений. Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры, определению ориентиров международного развития, исходя из того, что общность модернизационных вызовов открывает дополнительные перспективы углубления международного экономического сотрудничества .

Россия входит в такие организации, как: ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ВЭФ(Всемирный экономический форум), МВФ (Международный валютный фонд), ВБ (Всемирный банк), МБРР (Международный банк реконструкции и развития), Лондонский и Парижский клубы кредиторов, Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ), МАГИ (Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), МФК (Международная финансовая корпорация), ЧБТР (Черноморский банк торговли и развития), АзБР (Азиатский банк развития), Организация черноморского экономического сотрудничества, Европейский деловой клуб, Форум Кран-Монтана.

К отраслевым организациям, в которых Россия также принимает активное участие, можно отнести: ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), МЭА (Международное энергетическое агентство), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), Общий фонд для сырьевых товаров, МОТ (Международная организация труда), Кимберлийский процесс, МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения), Европейская энергетическая хартия, Дунайская комиссия, ISO (Международная организация по стандартизации), Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро.

В истекшем году ориентировались на закрепление позиций России в качестве влиятельного государства, активно участвующего в формировании объединительной повестки дня международных отношений, выстраивании коллективных усилий в интересах поиска путей решения фундаментальных проблем современности. С учетом опасности соскальзывания ситуации в мире в сторону дестабилизации, в том числе на фоне глубинных потрясений на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, твердо отстаивали принципы верховенства права, демократические нормы и коллективные начала в международных отношениях, безальтернативность центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и стабильности.

Единогласное принятие, в развитие российской инициативы и Женевских российско-американских договоренностей от 14 сентября 2013 г., резолюции 2118 Совета Безопасности ООН позволило вернуть обсуждение сирийского вопроса в русло политико-дипломатической работы. Согласованные действия мирового сообщества способствовали запуску процесса уничтожения запасов сирийского химического оружия, что предотвратило его попадание в руки международных террористов. Россия оказала активное, в том числе финансовое, содействие процессу подготовки и проведения операции по вывозу с территории Сирии компонентов химического оружия .

В русле российско-американской инициативы (7 мая 2013 г.) активно работали в пользу созыва международной конференции по Сирии, призванной на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. способствовать созданию условий для преодоления кровопролитного, разрушительного конфликта в этой стране политическим путем, через инклюзивный межсирийский диалог.

Результатом целенаправленных усилий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стало достижение сбалансированной договоренности между «шестеркой» и Ираном (Женева, ноябрь 2013 г.), позволяющей заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых длительных проблем в новейшей истории мировой политики. Женевская договоренность базируется на концепции, выдвинутой Президентом Российской Федерации, и подразумевает признание права Тегерана на мирный атом, включая право на обогащение урана, при условии прояснения всех остающихся у международного сообщества вопросов и после постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ. Не менее важным считаем закрепленное по итогам переговоров понимание сторон о необходимости окончательного разрешения ситуации на основе принципов поэтапности и взаимности.

Наращивали усилия в рамках многосторонней сетевой дипломатии. Успешным было российское председательство в «Группе двадцати». По итогам саммита «двадцатки» (Санкт-Петербург, 5-6 сентября 2013 г.) одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, содействия международному развитию, отраженных в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года, по квотам и реформе управления МВФ. Итоги встречи в верхах свидетельствуют о востребованности «двадцатки» не только для участвующих в ней государств, но и для всего международного сообщества. В целом, председательство нашей страны в «Группе двадцати» подтвердило способность России играть весомую роль в решении фундаментальных проблем современного развития.

Активно способствовали укреплению роли БРИКС в системе международных отношений. На саммите в Дурбане (март 2013 г.) зафиксирована общность позиций партнеров по наиболее острым вопросам мировой политики – сирийскому кризису, иранской ядерной программе, международной информационной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения. По российской инициативе разработан первый вариант проекта международной стратегии развития Объединения.

Сотрудничество с партнерами по Содружеству Независимых Государств (СНГ) Россия развивала на основе долговременной стратегии, призванной стимулировать многомерные интеграционные процессы. Совместную с партнерами работу в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) выстраивали с прицелом на создание к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На заседаниях Высшего Евразийского экономического совета (Астана, май и Минск, октябрь) главами государств «тройки» ЕЭП (Россия, Белоруссия, Казахстан) согласованы конкретные ориентиры на пути к созданию ЕАЭС, принято решение о структуре и сроках подготовки проекта договора о Евразийском экономическом союзе, достигнуты договоренности об этапах продвижения к полному устранению барьеров в интересах обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Повышенное внимание уделялось реализации положений Договора о зоне свободной торговли (ДЗСТ) от 18 октября 2011 г., который рассматриваем в качестве действенного инструмента активизации торгово-экономической кооперации на пространстве СНГ. Подписан Протокол о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан .

На системной основе продолжалась работа по укреплению Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прежде всего в вопросах реагирования на современные вызовы и угрозы, повышения уровня оперативной подготовки воинских контингентов и формирований Организации.

Последовательно действовали в интересах развития сотрудничества с Европейским союзом, не упуская из вида стратегическую цель – формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. В диалоге с ЕС акцентировали внимание на преимуществах устранения неоправданных ограничений, сдерживающих развитие сотрудничества на различных направлениях, а также в контактах между людьми. В ходе саммита Россия-ЕС (Екатеринбург, июнь 2013 г.) и встречи по линии Правительство Российской Федерации – Европейская комиссия (Москва, март 2013 г.) рассматривались приоритетные направления отношений Россия-ЕС, включая разработку нового базового соглашения, взаимодействие в сферах энергетики и торговли, визовую либерализацию. Предпринимались последовательные шаги по развитию двустороннего взаимодействия с государствами-членами Евросоюза.

Отношения России с ЕС осложнились во второй половине года вследствие реализации программы ЕС «Восточное партнерство», ориентированной на создание для ряда государств СНГ ситуации ложного выбора между развитием сотрудничества в западном или восточном направлениях.

Уровень взаимодействия с Организацией Североатлантического договора (НАТО) соизмеряли с ее готовностью учитывать законные интересы России в сфере безопасности, проводя курс на поддержание стабильного и предсказуемого диалога с альянсом. В рамках политического диалога по линии Совета Россия-НАТО (СРН), в том числе в формате заседаний на уровне министров иностранных дел (Брюссель, апрель и декабрь 2013 г.), добивались выполнения решений лиссабонского саммита СРН 2010 г. о выстраивании подлинно стратегического партнерства с целью создания общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. В рамках СРН предметно обсуждались международные проблемы и региональные кризисы (Сирия, Иран, Афганистан), тематика строительства европейского сегмента глобальной системы ПРО США и расширения альянса. Продолжалось осуществление совместных проектов и программ сотрудничества в сфере реагирования на общие вызовы безопасности .

Важным элементом усилий по поддержанию стабильности на глобальном и региональном уровнях оставались отношения с США. Их значительный потенциал был подтвержден продуктивной совместной работой на сирийском и иранском направлениях. Несмотря на сохранявшие в двусторонних отношениях раздражители, такие как продолжающееся развертывание элементов глобальной системы ПРО и регулярные попытки экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан и компаний, Россия оставалась открытой для наращивания равноправного партнерства.

Предпринимались шаги по углублению интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в том числе в интересах стимулирования инновационного развития страны, ускоренного подъема Сибири и Дальнего Востока.

Особое значение придавали укреплению стратегического партнерства с Китаем, зримо набирающим вес в мировой экономике и политике. Прорабатывали с Пекином широкий круг вопросов как двусторонней повестки дня, так и международной проблематики, в том числе на площадках ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС. Общность подходов двух стран к узловым проблемам современности определила роль российско-китайского взаимодействия в качестве важнейшего барьера на пути размывания ключевых принципов международного права.

В отношениях с Индией неизменно придерживались курса на укрепление стратегического партнерства. Плотный политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровнях, позволял детально прорабатывать имеющиеся и перспективные области сотрудничества. Согласованные позиции двух стран по международной повестке дня зафиксированы в развернутом Совместном заявлении «Дальнейшее углубление стратегического партнерства в интересах мира и стабильности на планете» (Москва, октябрь 2013 г.).

Заметное развитие получили разноплановые связи с Вьетнамом, Японией и Южной Кореей.

Обеспечивали продвижение российской инициативы о запуске многостороннего диалога по формированию архитектуры безопасности и устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Состоялись первые экспертные консультации по данной тематике (ноябрь 2013 г.).

Многообразие и сложность международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную прогнозную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности действий всех ветвей власти и соответствующих ведомств.

Список литературы

  1. Маковик Р.С. Международное право: учебное пособие / отв. ред. Маковик Р.С. – СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 455 с.
  2. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электр. ресурс] Режим доступа URL: http://www.mid.ru/
Количество просмотров публикации: -
  • Священный союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже в 1815 г. после падения империи Наполеона.
  • Содружество Независимых Государств (СНГ) организовано в 1991 г., после распада СССР. В 1998 г. в него входили 11 независимых государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Из бывших союзных республик в СНГ не вступили только Грузия, Латвия, Литва и Эстония.
  • Здание Интерпола в Лионе, Франция. 11 Интерпол - мещуна-родная полицейская организация по борьбе с преступностью. Россия является членом Интерпола.
  • В иностранных газетах и журналах "большую семёрку" обозначают символом "G7", а после присоединения к ней России - "G8".

В современном мире существуют сотни организаций, в которых участвуют практически все государства мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮТ

Все международные организации можно разделить на две группы. Первая - организации всемирные, например Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В эти организации может вступить на определённых условиях любая страна. Большинство таких организаций входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти все страны мира. Вторая группа - организации региональные. Они образованы в интересах стран какого-либо региона или континента, например Организация американских государств (ОАГ) или Европейский союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция. Таким образом, первый принцип деления международных организаций - географический.

Второй принцип деления международных организаций - по сфере их деятельности. Существуют организации политические, например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), или военно-политические (НАТО). Есть также организации экономические (Всемирная торговая организация - ВТО), научные и культурные (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО).

Имеется ряд международных организаций, перед которыми стоит сразу несколько целей и задач. Так, Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики и культуры.

УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Россия стояла у истоков создания многих международных организаций. После победы над наполеоновской Францией державы-победительницы (Россия, Пруссия, Великобритания и Австрия) созвали международный конгресс. Он проходил в 1814- 1815 гг. в столице Австрии - Вене. На конгрессе были установлены новые политические границы, а также образован Священный союз. Монархи Австрии, Пруссии и России договорились следить за соблюдением международных законов и за сохранением мира в Европе.

На Венском конгрессе была также создана первая международная специализированная организация - Центральная комиссия по судоходству на Рейне, крупнейшей реке Европы. Вплоть до начала XX в. появились ещё несколько специальных организаций. Россия принимала участие в большинстве из них, например во Всемирном почтовом союзе, образованном в 1874 г.

В течение 20-30-х гг. XX в. появились комплексные международные организации, в первую очередь Лига Наций. Она была образована в 1919 г. Лига Наций явилась предшественницей современной Организации Объединённых Наций. Перед Лигой стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. И всё же благодаря усилиям именно Лиги Наций удалось погасить многие политические и военные конфликты, вспыхивавшие в 20-х и 30-х гг.

В 1917 г. в России произошли две революции - Февральская и Октябрьская. Вместо Российской империи на политической карте мира в 1922 г. появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В первые годы существования СССР другие государства не признавали его, и поэтому страна долго не могла вступить ни в одну международную организацию. Но в конце 20-х гг. картина изменилась: Советский Союз установил дипломатические отношения со многими западными государствами, а в 1934 г. был принят в Лигу Наций. СССР сразу стал членом её высшего органа - Совета, который принимал самые важные решения.

После Второй мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности (в который входят также США, Великобритания, Франция и Китай) и обладает правом вето, т. е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые Организацией Объединённых Наций.

В послевоенный период мир как бы раскололся на две части. Появилось два военно-политических блока. В 1949 г. США и их союзники (Федеративная Республика Германии, Великобритания, Италия и др.) объединились в Организацию Североатлантического договора. (Любопытно, что у истоков создания НАТО стоял высокопоставленный английский военный - Ким Филби, являвшийся одновременно и советским разведчиком.) В ответ на это в 1955 г. СССР и ряд государств Восточной Европы (Польша, Болгария, Германская Демократическая Республика, Венгрия и др.) создали Организацию Варшавского Договора (ОВД). Сразу после этого стали возникать политические, военные и экономические организации, в которые могли вступить только члены одного из этих двух главных политических блоков. Например, СССР и его союзники не могли быть членами НАТО и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые объединяли только западные капиталистические государства. Членами же Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) являлись только социалистические страны.

В 1991 г. распалась вся социалистическая система, в том числе Советский Союз. Исчезли политические и экономические организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала членом тех организаций, в которые СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.

Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в своё законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России ещё не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в собственной стране (т. е. сохраняется обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др.

Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС).

Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых.

"Общее" море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В неё вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является прежде всего развитие политических и экономических связей причерномор-ских государств.

Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 1998 г. СНГ состояло из 12 государств. Россия играет в Содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти все государства Содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т. е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.

Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить своё влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охрану внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно ещё и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАУИЯМИ

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве.

Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе и Россия, стали терпеть большие убытки. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены переговоры между странами - членами ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.

РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛУБЫ

Среди международных организаций есть несколько не совсем обычных. Их часто называют клубами, так как членство и условия приёма в эти организации строго не оформлены. Попасть в них очень трудно. Условия приёма могут меняться - всё зависит от страны, которая хочет вступить в такую организацию. Быть членом клуба очень престижно, поскольку это даёт возможность влиять на политические и экономические процессы, происходящие в мире. В 1997 г. Россия вступила в три подобные организации - Лондонский и Парижский клубы и в "большую семёрку", которая в результате стала "большой восьмёркой".

Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию "надёжного должника", то она может установить официальные отношения с этим клубом добиться определённых льгот. В конце XX в. экономический кризис в нашей стране привёл к тому, что её внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается "надёжным должником". Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует ещё один международный клуб - стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно "свои кровные". Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т. д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

После распада СССР большинство советских кредитов перешло к России, и сейчас другие государства должны нашей стране более 100 млрд долларов - почти столько же, сколько должна сама Россия. Большая часть этих долгов не выплачивается или выплачивается очень медленно, так как должники России - в основном бедные развивающиеся страны. Поэтому наша страна решила вступить в Парижский клуб. Российские кредиты и состояние выплат по ним были внимательно изучены в Парижском клубе, и его специалисты решили, что большую их часть можно получить обратно. В 1997 г. Россия стала членом этой престижной международной организации.

"Большая семёрка" - объединение семи ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств "большой семёрки" проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

Важным для России является членство (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Данная организация, будучи созданной в 1991 г. распада СССР, включила в себя большинство бывших советских республик, за исключением стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В 2014 году в СНГ входят, помимо РФ, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Украина де-факто входит в СНГ, но не подписывала Устав. Не подписывала Устав и Туркмения, при этом заявив о себе как об «ассоциированном члене» организации. Грузия после конфликта с Россией вышла из СНГ в 2009 г. Россия несет функцию внешних границ СНГ в Средней Азии и Закавказье.

Еще одна геополитически важная для России организация - Таможенный союз ЕврАзЭС, куда вместе с ней входят Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающей единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Территория входящих в эту региональную организацию стран занимает 60% территории Евразии. Основные провозглашенные задачи ШОС - укрепление безопасности и стабильности, экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, культурное и научное взаимодействие, борьба с , экстремизмом и сепаратизмом.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет собой военно-политический союз, который в современном виде существует с 2002 года. В ОДКБ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Заявленная задача организации - защита совместными усилиями территориально-экономического пространства от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Другие организации

После того как в 1991 году СССР распался, Россия была юридически признана государством-правопреемником СССР. Поэтому она заняла место бывшего Советского Союза в Совете Безопасности ООН и ряде других организаций.

Организация Объединенных Наций (ООН) считается, пожалуй, главной среди тех, что возникли после Второй мировой войны. Создана она была в 1945 году с целью поддержания мира в различных регионах планеты. Она обладает немалыми финансовыми возможностями, аппаратом управления и даже вооруженными силами. Россия была одной из стран, принимавших участие в создании ООН. А будучи державой-победительницей во Второй мировой войне, она вошла в высшего исполнительного органа организации - Совета Безопасности ООН, где состоит и по сей день. В с этим Россия обладает правом вето, т.е. правом наложить запрет на любое принимаемое ООН решение.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - одна из тех, где участвует Россия. Цель ОБСЕ - поддерживать безопасность и мир в Европе.

Помимо вышеперечисленных, РФ входит в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Совет Европы, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического (СБЕР), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация объединенных по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное по атомной энергии (МАГАТЭ), Группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная авиационная (ФАИ), Азиатская парламентская ассамблея (АПА) и т.д.

Связанная статья

Совет 2: В какие международные организации входит Россия

Российская Федерация является правопреемником и продолжателем членства СССР во многих международных организациях. Самыми крупными из них являются ООН, в которой РФ состоит в качестве постоянного члена, а также экономическая Большая Восьмерка.

ООН и Большая Восьмерка

Организация Объединенных Наций является гарантом поддержания международного мира и безопасности. Она объединяет в своей работе 15 государств-членов. Пять из них – Великобритания, КНР, Россия, США и Франция – являются постоянными, а еще десять – Австралия, Аргентина, Люксембург, Руанда, Республика Корея, Литва, Иордания, Нигерия, Чад и Чили – временными. Последняя группа стран время от времени изменяется. В разное время в непостоянных членов СБ ООН входили Бразилия, Япония, Индия, Колумбия, Пакистан, Италия, Канада, Германия и другие страны.

Большая Восьмерка (G8) – это подобие международного клуба, который объединяет Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию. Необходимо отметить, что G8 - не организация, так как у нее нет своего устава и утвержденного секретариата. Обыкновенно, страны, входящие в состав этой организации, не заключают какие-то официальные пакты, а лишь договариваются об определенной линии поведения на международной арене.

К сожалению, из-за последних событий в Украине остальные члены этой организации приостановили членство России в Большой Восьмерке. Правда, временно, а не окончательно, до разрешения сложившейся ситуации.

Другие организации, членом которых является Россия

Этот список весьма обширен. Россия состоит во многих .

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная организация объединяет 57 стран из Северной Америки, Европы и Центральной Азии.

Организация Черноморского экономического сотрудничества. Эта структура состоит из 12 стран Причерноморья и Южных Балкан.

Совет государств Балтийского моря. Он был основан в 1992 году в Копенгагене при участии не только России, но и Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии.

Совет Европы. Эта структура курирует сотрудничество государств-членов в области прав человека и развития демократии, а также культурного взаимодействия.

Или СНГ. В данную организацию, кроме России, также входят еще 9 стран.

УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Россия стояла у истоков создания многих международных организаций. После победы над наполеоновской Францией державы-победительницы (Россия, Пруссия, Великобритания и Австрия) созвали международный конгресс. Он проходил в 1814- 1815 гг. в столице Австрии - Вене. На конгрессе были установлены новые политические границы, а также образован Священный союз. Монархи Австрии, Пруссии и России договорились следить за соблюдением международных законов и за сохранением мира в Европе.

На Венском конгрессе была также создана первая международная специализированная организация - Центральная комиссия по судоходству на Рейне, крупнейшей реке Европы. Вплоть до начала XX в. появились ещё несколько специальных организаций. Россия принимала участие в большинстве из них, например во Всемирном почтовом союзе, образованном в 1874 г.

В течение 20-30-х гг. XX в. появились комплексные международные организации, в первую очередь Лига Наций. Она была образована в 1919 г. Лига Наций явилась предшественницей современной Организации Объединённых Наций. Перед Лигой стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. И всё же благодаря усилиям именно Лиги Наций удалось погасить многие политические и военные конфликты, вспыхивавшие в 20-х и 30-х гг.

В 1917 г. в России произошли две революции - Февральская и Октябрьская. Вместо Российской империи на политической карте мира в 1922 г. появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В первые годы существования СССР другие государства не признавали его, и поэтому страна долго не могла вступить ни в одну международную организацию. Но в конце 20-х гг. картина изменилась: Советский Союз установил дипломатические отношения со многими западными государствами, а в 1934 г. был принят в Лигу Наций. СССР сразу стал членом её высшего органа - Совета, который принимал самые важные решения.

После Второй мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности (в который входят также США, Великобритания, Франция и Китай) и обладает правом вето, т. е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые Организацией Объединённых Наций.

В послевоенный период мир как бы раскололся на две части. Появилось два военно-политических блока. В 1949 г. США и их союзники (Федеративная Республика Германии, Великобритания, Италия и др.) объединились в Организацию Североатлантического договора. (Любопытно, что у истоков создания НАТО стоял высокопоставленный английский военный - Ким Филби, являвшийся одновременно и советским разведчиком.) В ответ на это в 1955 г. СССР и ряд государств Восточной Европы (Польша, Болгария, Германская Демократическая Республика, Венгрия и др.) создали Организацию Варшавского Договора (ОВД). Сразу после этого стали возникать политические, военные и экономические организации, в которые могли вступить только члены одного из этих двух главных политических блоков. Например, СССР и его союзники не могли быть членами НАТО и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые объединяли только западные капиталистические государства. Членами же Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) являлись только социалистические страны.

В 1991 г. распалась вся социалистическая система, в том числе Советский Союз. Исчезли политические и экономические организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала членом тех организаций, в которые СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве.

Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе и Россия, стали терпеть большие убытки. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены переговоры между странами - членами ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.

Определение 1

Международными организациями считаются любые объединения, деятельность и членство которых имеют международный характер. Другими словами, международными организациями являются межправительственные организации, представленные не отдельными физическими и юридическими лицами, а государствами.

Любая межправительственная международная организация характеризуется рядом признаков, которые характеризуют ее правовую природу. Но только благодаря совокупности этих признаков представляется возможным определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.

  1. Первый признак состоит в том, что основанием для создания международной организации является международное соглашение. Поскольку международная организация представляет собой объединение суверенных государств, то вполне объяснимым является тот факт, что именно они могут создавать ее и наделять определенными полномочиями.
  2. Вторым признаком является то, что для каждой международной организации характерна автономная правовая воля и в пределах своей правоспособности международная организация обладает определенной самостоятельностью. Решения принимаются в строгом соответствии с учредительными документами и являются актами самой организации, а не группы государств, создавших ее. Любая международная организация является самостоятельным субъектом международного права с присущими этой самостоятельности атрибутами.
  3. Третий признак заключается в обязанности международной организации иметь определенную внутреннюю структуру, которая состоит из руководящих и вспомогательных органов, которые наделены четкими полномочиями. Важным является то, что некоторые органы должны функционировать на постоянной основе или с определенной периодичностью. Структурные подразделения могут иметь различный правовой статус, но сам факт их наличия обязателен, потому что организационная структура говорит о постоянном характере деятельности международных организаций.
  4. Суть четвертого принципа в том, что международная организация, созданная в соответствии с принципами и нормами международного права, характеризуется собственным правовым статусом, который состоит из специфических прав, обязанностей, компетенции и ответственности организации. Правовой статус закрепляется в учредительных актах, которые являются коллективной волей государств-учредителей. При этом отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в этих актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.
  5. Пятым признаком является единая цель всех международных организаций – координация и сотрудничество в различных областях и международное сотрудничество.

Замечание 1

Итак, международной организацией признается объединение государств на постоянной основе, которому присущи собственный правовой статус, функциональная самостоятельность и внутренняя структура. Международная организация создается для координации международного сотрудничества в достижении общих целей.

В современном международном праве все международные (межправительственные) организации характеризуются международной правосубъектностью. Объем правосубъектности устанавливают государства-учредители.

Международные межправительственные организации имеют следующую классификацию (рис. 1):

Рисунок 1. Виды международных организаций. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

  • по предмету деятельности: политические, экономические, финансово-кредитные, по вопросам торговли, здравоохранения и т.д.;
  • по кругу участников: универсальные, межрегиональные, региональные, локальные;
  • по порядку вступления: открытые, закрытые;
  • по объему и характеру полномочий: общей компетенции, специальной компетенции;
  • по статусу участников: межправительственные, межведомственные;
  • по целям и принципам деятельности: правомерные и противоправные;
  • по количеству членов: всемирные и групповые.

Участие России в международных экономических организациях

Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.

Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:

  • организации системы ООН;
  • специализированные экономические и научно-технические организации;
  • организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).

Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Замечание 2

Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, - она активно участвует в их деятельности. Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:

во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО; с другой - Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

  • Организация исламского сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Международная организация по миграции.