Что значит быть миротворцем? Миротворческие операции: Министерство обороны Российской Федерации Кто служит в миротворческой армии при оон.

В целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация , военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН . Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Миротворцы ООН в работе!

    ✪ Работа миротворческих сил ООН

Субтитры

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945-1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер . Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963-1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в

Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности

Президент Украины Петр Порошенко 18 февраля предложил Совету национальной безопасности и обороны , с чем СНБО согласился. Украинские власти обратятся к ООН и Евросоюзу и попросят о развертывании на территории Украины миротворческих миссий по поддержанию мира и безопасности. Это значит, что Украина официально признает, что не в состоянии самостоятельно справиться с конфликтом на Донбассе.

Боевики против

Боевики и Россия сразу же выступили с . "Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений. Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной", - сказал представитель боевиков "ДНР" на переговорах контактной группы Денис Пушилин.

Сергей Нарышкин назвал возможное введение миротворцев на восток Украины "элементом эрозии минских договоренностей". "Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, и, на мой взгляд, это может быть элементом эрозии минских соглашений", - отметил спикер Госдумы РФ. также заявил, что заявления Украины о приглашении на восток страны миротворцев якобы ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.

Почему же боевики, которые буквально несколько недель назад поддерживали идею размещения миротворцев на Донбассе, сейчас столь резко изменили точку зрения? Все дело в подходе. В администрации Порошенко уточнили - имеется в виду приглашение миротворцев как на линию столкновений, так и на российско-украинскую границу на донбасском участке, а не только на линию разграничения, как того хотели боевики. Кроме того, Киев не видит там миротворцев России и Белоруссии, о чем "мечтали" самопровозглашенные республики. Обращение властей Украины будет в первую очередь к западным странам.

Новости по теме

Ввод "голубых касок" на границу между Донбассом и Россией будет означать перекрытие этой самой границы и невозможность поставок вооружений и живой силы из России на Донбасс. Без этого "республики" не смогут "выжить" и без поставок боеприпасов просто прекратят сопротивление. Ни в "ДНР"/"ЛНР", ни в России на это не пойдут. Поэтому в реальности стоит рассматривать вопрос возможного участия миротворцев ООН в урегулировании конфликта на Донбассе в обход позиции РФ. Но возможно ли это?

Миротворцы в деле

Что значит ввод миротворцев в зону конфликта? В первую очередь – его заморозку на неопределенное время. Если посмотреть на список миротворческих миссий ООН за последние 15 лет – самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня. Это больше 10 лет. К примеру, в Косово операция длится с 1999 года.

Во-вторых, миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это уже упомянутый контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. До этого были миссии в других странах Балкан – Хорватии, Македонии, Югославии, Боснии. Если посмотреть на 2000-2015 годы – это Афганистан, Либерия, Кот-Д"Ивуар, Гаити, Бурунди, Судан, Чад, ЦАР, ДР Конго, Ливия, Мали и другие подобные страны. И если Украина попадет в этот список, авторитета стране это не добавит.

В-третьих, существуют два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Если говорить о первом – в Украине уже действует наблюдательная миссия ОБСЕ, эффективность которой в урегулировании конфликта весьма сомнительна. Если же речь идет о военнослужащих миротворческих сил ООН – возникнут серьезные проблемы с выдачей мандата на ввод "голубых касок".

Право Совбеза ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя возложенную на него функцию, Совет может учреждать операцию ООН по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Новости по теме

Глава VI Устава рассматривает вопросы "мирного разрешения споров". Операции ООН по поддержанию мира традиционно опирались на Устав. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН, и он никогда не делал ссылку на главу VI Устава.

Глава VII содержит положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал делать ссылки на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этом контексте ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как правовое основание для действий Совета Безопасности, но и как заявление о твердой политической воле и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето. Это значит, что Россия может ветировать любое решение СБ ООН, ведь она официально не признана участником конфликта. К примеру, в 2014 году Россия наложила вето в Совете Безопасности ООН на предложенный западными странами проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму. При этом Китай воздержался от голосования. Впоследствии Крым был присоединен к Российской Федерации.

Новости по теме

Если бы Россию официально признали участником конфликта, решение о конкретных мерах могла бы принять Генассамблея ООН, где не существует право вето, а решения принимаются 2/3 голосов членов. Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира. Но осуществляет контроль над миротворческой деятельностью ООН через посредство Специального комитета по операциям по поддержанию мира.


Однако в определенных ситуациях Генеральная Ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной Ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет Безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной Ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Как принимаются решения о вводе миротворцев в зону конфликта

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

Новости по теме

Все заинтересованные стороны ООН;

Правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

Государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

Региональные и другие межправительственные организации;

Другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Новости по теме

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах. Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии. Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.



Численность военного и полицейского персонала - 103 тыс. 798 человек по состоянию на 31 декабря 2014 года:

Военнослужащие - 89 607;

Полиция - 12 436;

Военные наблюдатели - 1755.

Международный персонал - 5325;

Местный персонал - 11 762.

Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира, - 122 тыс. 729 человек.

Страны, предоставившие военный и полицейский персонал -128.

Общее число погибших (текущие операции) - 1543.

Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года - 3315.

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года: приблизительно 7,06 млрд долл. США. Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 декабря 2014 года): приблизительно 1,28 млрд долл. США.

P. S. Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы миссии ОБСЕ. Еще один вариант, обсуждавшийся и ранее – полицейская миссия Евросоюза.

Изнасилования и растление несовершеннолетних, распространение смертельных болезней, неспособность предотвратить убийства мирных жителей - вот неполный перечень обвинений, ежегодно предъявляемых миротворцам ООН. Каждый такой случай сразу же оказывается в центре внимания СМИ: особенно возмущает мировую общественность, что преступления совершают те, чья обязанность - защищать и спасать людей, причем за неплохие деньги. Сколько правды в этих обвинениях и почему ООН не может справиться со своими «голубыми касками», выясняла «Лента.ру».

У ООН нет своей армии, - в случае необходимости вооруженные силы в распоряжение Организации предоставляют страны-участники. В 1948 году «голубые каски» были впервые введены в зону ближневосточного конфликта. С тех пор они провели 69 операций по поддержанию мира. Постепенно сложилось разделение на страны, предоставляющие миротворцев, и страны, их спонсирующие, и с каждым годом разница между ними становится все более очевидной. В первой тройке государств, отправляющих своих солдат для участия в миссиях ООН, - Бангладеш, Пакистан и Индия. В десятку входят также Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет. Топ-пять стран-доноров - США, которые вносят 27 процентов средств на миротворческие операции, Япония, Великобритания, Германия и Франция. Своих военнослужащих страны-доноры посылают в основном туда, где затронуты их политические интересы. В остальных горячих точках, которые располагаются преимущественно к югу от Сахары, службу под голубым знаменем ООН несут главным образом солдаты из бедных стран, причем, по мнению стран-доноров, делают это неудовлетворительно. И все чаще с высоких трибун в Нью-Йорке звучит вопрос: на что идут миллиарды долларов, выделяемые для миротворческих миссий?

Бессмысленные и бесполезные

Основная претензия к миротворцам ООН - они не справляются со своими обязанностями. Притчей во языцех стала история Сребреницы: в июле 1995 года, после того, как ООН объявила о создании «зоны безопасности» в этом городе, боснийские сербы устроили там резню, жертвами которой стали более восьми тысяч мусульманских мужчин и подростков. 400 голландских миротворцев, которые должны были обеспечивать периметр «зоны безопасности», в происходящее не вмешивались.

Страшным провалом миссии миротворцев стал геноцид в Руанде 1994 года. Несмотря на то что в стране были дислоцированы 2,5 тысячи «голубых касок», они не смогли воспрепятствовать началу межэтнической бойни, в результате которой погибли около 800 тысяч человек. Более того, боевики-хуту зверски убили десятерых безоружных бельгийских миротворцев (по словам очевидцев, их сперва кастрировали, а потом замучили до смерти). После этого Брюссель быстро и решительно отозвал свой контингент, его примеру последовали и другие страны.

За последние пять лет зафиксировано более 15 случаев массовых убийств в зоне ответственности миротворцев, включая Южный Судан и Дарфур, где жертвами нападений стали около 1200 человек, и Демократическую республику Конго (ДРК), где погибли более 150 человек. По сообщению Human’s Right Watch, ооновские миротворцы находились всего в пяти милях от места расправы и заранее знали о нападении, но никаких мер не предприняли.

Секс в обмен на продовольствие

Хуже того: все чаще «голубые каски» обвиняются в преступлениях против тех людей, которых они должны защищать. Согласно данным доклада Управления служб внутреннего надзора ООН, с 2008-й по 2013 годы зафиксировано 480 случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев, в 2014 году - 79. Реальные цифры гораздо выше, многие пострадавшие просто не обращаются в полицию. Большинство эпизодов приходится на Либерию, Гаити, ДРК и Южный Судан. В каждом третьем случае жертвой является ребенок. Миротворцы покупают секс за наличные, расплачиваются дешевыми ювелирными изделиями, духами и бижутерией, мобильными телефонами и продуктами питания. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают под угрозой применения оружия. По данным правозащитников, гражданский персонал миссий зачастую ведет себя еще хуже.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Миротворцы находятся под защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, согласно которой все сотрудники организации, включая «голубые каски», ограждаются от любых преследований и подсудны только органам государства, чьими гражданами они являются. Изначально предполагалось, что конвенция должна удержать страны-члены ООН от соблазна использовать ложные обвинения в качестве политического оружия. На практике же получается, что государства неохотно возбуждают дела против своих граждан за преступления, которые те предположительно совершили, воюя в другой стране под флагом ООН, и предпочитают спускать все обвинения на тормозах, в крайнем случае назначая смешные сроки. Постоянные заявления руководства Организации о «нулевой терпимости» к преступлениям миротворцев влекут за собой ничтожные последствия.

Сексуальными преступлениями и неэффективностью список проблем не исчерпывается. Миротворцев обвиняют в коррупции при распределении помощи, воровстве, вождении в нетрезвом виде, регулярных убийствах гражданских лиц. Как утверждают гаитянские власти, именно солдаты ООН из Непала в 2010 году занесли на остров холеру, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Американский суд подтвердил, что штамм имеет южноазиатское происхождение. Число заболевших исчисляется сотнями тысяч, вспышки холеры зарегистрировали в Доминиканской республике, на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Невиноватые они

Разумеется, эти инвективы не остаются без ответа. Страны, предоставляющие миротворцев, жалуются на низкую оплату: в месяц на солдата выделяется около тысячи долларов; страны-доноры отказались платить больше, указывая, что бюджет миротворческих миссий и без того достиг рекордного значения в 8,5 миллиардов долларов. В ответ им напомнили, что эта сумма значительно меньше военного бюджета большинства стран первого мира. Дошло до того, что позиции сторонам пришлось согласовывать через посредника, - прямая дискуссия сразу же выливалась в конфликт.

Страны-доноры, заседающие в Совбезе и определяющие рамки применения силы, упрекают в том, что они не дают миротворцам достаточных полномочий: выдаваемый мандат накладывает на военнослужащих массу ограничений. Многие проблемы объясняются тем, что у миротворцев по сути связаны руки: чаще всего в качестве задачи им ставится защита гражданских лиц, а открывать огонь позволяют лишь в целях самообороны. Так, незадолго до начала конфликта в Руанде «голубые каски» получили информацию о крупных партиях оружия, которые завозятся в страну и тайно передаются боевикам хуту. Руководство миссии запросило у Нью-Йорка разрешение на перехват, но получило категорический отказ, поскольку эти действия выходили за рамки мандата.

Иногда проблемы возникают просто из-за неверной оценки масштаба ситуации. В начале конфликта в Южном Судане миссия ООН насчитывала 7,5 тысяч человек, которые физически не могли предотвратить всплеск насилия: максимум, на что они были способны, - предоставить убежище на своих базах какой-то части мирных жителей. После многочисленных жалоб размер миссии увеличили до 14 с лишним тысяч, но к этому моменту и масштабы насилия пропорционально возросли. Миротворцев применяют слишком поздно, в ограниченном объеме и ставят перед ними невыполнимые задачи - неудивительно, что результат оказывается далек от ожидаемого. Когда «голубым каскам» не суют палки в колеса, им сопутствует успех: так, развертывание в 2013 году в ДРК бригады оперативного реагирования с широким мандатом способствовало быстрой и решительной победе над движением М23.

Кроме того, страны, отправляющие миротворцев, недовольны тем, что другие державы распоряжаются их солдатами, при том что сами они почти не влияют на принимаемые решения. В числе прочих этот аргумент выдвигает Индия, претендующая на место постоянного члена Совбеза. Лучше всего это мнение выразил посол Бразилии в ООН Антонио Патриота: «Реформированный Совет Безопасности, который более полно представляет расстановку сил в современном мире, будет иметь больше легитимности, необходимой для разработки мандатов для миротворческих операций».

Деньги, обучение, престиж

Невзирая на все свое недовольство, бедные страны, тем не менее, не собираются отказываться отправлять своих миротворцев в горячие точки.

Во-первых, это дает возможность хотя бы временно перевести часть военнослужащих на баланс ООН. Для тех стран, где армия наемная - к примеру, для Индии, - это немаловажное соображение. Во-вторых, миротворческие операции - это бесплатная и высокоэффективная тренировка личного состава, хоть и сопряженная с риском потерь. По словам бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Алена Ле Роя, «предложение значительно превышает спрос, и мы можем выбирать: существует определенная конкуренция между странами, которые хотят участвовать в миротворческой деятельности». Ник Бернбэк, чиновник департамента по поддержанию мира, указал, что «военные части, которые поступают в распоряжение ООН, доводятся до международных стандартов - таким образом, страны получают обратно более качественные подразделения». Ну и, наконец, участие в миссиях ООН - это возможность продемонстрировать флаг и набрать какой-никакой политический капитал.

Но главное - миротворцам ООН пока нет альтернативы. Попытки заменить их региональными «голубыми касками» провалились. В Африке, где проходит львиная доля миротворческих операций, военнослужащие Африканского союза выступают пока на вторых ролях. Они хорошо себя показали в боях в Сомали против движения «Аль-Шабаб», однако в Мали и Центрально-Африканской республике (ЦАР) действовали крайне неудачно. Дошло до того, что миротворцев Африканского союза из Чада обвинили в тайной поддержке мятежников-мусульман. Претензий к африканским «голубым каскам» набралось не меньше, чем к ооновским, не говоря уже о том, что они хуже обучены, снаряжены и укомплектованы. Чтобы стабилизировать ситуацию, пришлось перебросить сотни солдат из бывшей метрополии - Франции, которые смогли навести относительный порядок. Но не успела операция завершиться, как в прессе появились выдержки из доклада одного из высокопоставленных чиновников ООН, в котором французы обвинялись в массовом сексуальном насилии в отношении местных детей. В итоге все опять закончилось развертыванием в Мали ооновских «голубых касок».

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Виды ВС РФ Сухопутные войска Миротворческие операции

Участие России в миротворческих операциях






Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.

В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединенных Наций.

В то же время Россия несет особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооруженного конфликта и на основании соответствующего соглашения все еще находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы .

Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

29 мая ежегодно отмечается Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций (International Day of United Nations Peacekeepers). Он был учрежден в 2002 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН с тем, чтобы отдать дань уважения всем служащим миротворческих контингентов организации и почтить память отдавших свои жизни на службе под ее флагом с 1948 г. Начиная с 2008 г. этот день сопровождается проведением мероприятий, объединенных общей темой. Тема 2017 г. - "Вклад в достижение мира во всем мире".

История миротворческой деятельности

Миротворческая деятельность рассматривается ООН как один из ключевых инструментов управления кризисами.

  • Первая миротворческая миссия ООН, получившая название "Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия", была учреждена 29 мая 1948 г. Она заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами во время арабо-израильской войны 1948-1949 гг.
  • Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в ноябре 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск (Франции, Англии и Израиля) из зоны Суэцкого канала (Египет) во время арабо-израильской войны 1956-1957 гг. Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.
  • С 1948 г. ООН учредила в общей сложности 71 операцию по поддержанию мира.
  • В 1988 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при проведении миротворческих операций, Силы ООН по поддержанию мира были награждены Нобелевской премией мира.
  • За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,5 тыс. миротворцев погибли, в том числе 117 в 2016 г.
  • В настоящее время миротворческий контингент насчитывает 113 тыс. человек из 124 государств-членов ООН. Они участвуют в 16 текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Америке, Азии и Африке.

Мероприятия

В честь дня миротворцев в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке генеральный секретарь ООН или его первый заместитель проводит церемонию возложения венков в память о миротворцах, погибших при исполнении обязанностей.

Кроме того, проходит посмертное награждение военных, полицейских и гражданских сотрудников ООН, погибших в предыдущем году, медалью Дага Хаммаршельда (генсек ООН в 1953-1961 гг., погиб в авиакатастрофе в Северной Родезии, ныне Замбия). Медаль была учреждена в 1997 г. на заседании Совета Безопасности ООН по случаю 50-й годовщины миротворческой деятельности.

В 2014 г. была учреждена медаль "За исключительную отвагу" имени капитана Мбайе Дианя, военнослужащего из Сенегала, спасшего сотни мирных жителей во время геноцида 1994 г. в Руанде и погибшего при исполнении служебных обязанностей.

День миротворцев отмечается и в самих миссиях по поддержанию мира. Проводятся различные мероприятия для укрепления связей с местным населением - спортивные и литературные конкурсы, концерты, конференции и семинары, посещения школ и приютов.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"