В каком году было образование арабского государства. Арабские завоевания и арабский халифат

Началом истории Арабского Халифата можно считать восшествие на престол преемника пророка Мухаммеда, а окончанием – убийство последнего халифа монголами в 1258 году.

Халиф или калиф – по-арабски «преемник». Именно это звание имели право носить наследники пророка, возглавлявшие это государство больше шести веков. Они создали огромную империю на Ближнем Востоке, Северной Африке и послужили распространению ислама на огромные территории.

В мировой истории были государства, называвшие себя так, но по-настоящему это название мог носить халифат, чья история закончилась в тринадцатом веке.

Эпоха «Праведного халифата»

Первым халифом стал тесть Мухаммеда и его сподвижник Абу Бакр. Поскольку пророк не оставил наследника, лидеры мусульманской общины выбрали его после смерти Мухаммеда в том же году в Медине, которую пророк избрал в качестве столицы.

Это было началом эпохи «Праведного халифата», в течение которой правили четверо «праведных халифа».

После известия о смерти Мухаммеда от ислама отошла практически вся Аравия, исключая Медину и несколько областей. Абу Бакр вернул в лоно ислама вероотступников и сразу направился походом на Византию и Персию.

Абу Бакр, принявший титул «повелитель правоверных» и передавший его всем своим наследникам, правил всего два года: с 632 по 634 год. Перед смертью он назначил халифом Умар ибн Хаттаба. Тот продолжил завоевания и присоединил Месопотамию, Вавилонию, Сирию, западный Иран…

Он процарствовал и провоевал около десяти лет. Умер в 644 году, тогда совет мусульманских лидеров возвел на престол Усмана Ибн Аффана, который присоединил восточный Иран вплоть до Амударьи. Его убийство вызвало междоусобицу и приостановило завоевания и распространение ислама.

Последний из четырех «праведных халифов» Али ибн Абу Талиб, зять, двоюродный брат и соратник Мухаммеда, воцарившийся в 656 году, правил 6 лет. После его убийства настала эра Омейядского халифата и длилась до середины восьмого века.

Эра Омейядского халифата

Муавия ибн Абу Суфьян – стал первым из Омеядов, взошедшим на трон в 661 году, провозгласил своего сына наследником престола, преобразовав, таким образом, государство с выборной формой правления в наследственную монархию.

Столицу новый правитель, принявший имя Муавия I, перенес из Медины в сирийский Дамаск.

Империя разрасталась, заходя на территории Испании, Португалии, Западной Индии. Но на пути стала Византия. Две попытки штурма Константинополя были предприняты воинами халифата, и обе безрезультатно.

Император Лев II и болгарский хан Тервелл действовали храбро и остановили захватчиков в 717-718 гг, спася этим Византию и Малую Азию. Также провалилась и арабская кампания по захвату европейских территорий. Карл Мартелл отразил нападение на Францию в 732 году и тем остановил вторжение в Европу.

Несмотря на эти неудачи, Омейяды правили огромными территориями, это была одна из крупнейшей империй в мировой истории. Но такое расширение не могло обойтись без внутренних потрясений.

В одном государстве оказались народы с разными укладами, традициями и, наконец, вероисповеданием, воспринимавшие друг друга до этого враждебно. Необходимо было срочно формировать управленческую систему, которая позволила бы эффективно править уже миллионами людей.

В этом вопросе арабы переняли опыт персидской и византийской империй. Мусульмане продолжительный срок были в меньшинстве на завоеванных территориях. Но постепенно местное население стало исламизироваться. Это привело к росту напряженности между арабами-мусульманами и мусульманами других национальностей.

Добавляли сложности в итак напряженные отношения религиозные противоречия в самом исламе. Именно тогда возникли два исламских течения – сунниты и шииты. Шииты были сторонниками правления Али, считая существующую власть узурпаторской.

Династия Аббасидов

Все эти распри в итоге и привели к краху династии Омейядов. На протяжении всего своего правления им приходилось не только бороться со своими идейными противниками, но и подавлять мятежи местного населения, армии, усмирять непокорных правителей провинций, преодолевать родовые конфликты и дворцовые интриги.

747 год — начало краха Омейядов. Мятеж вспыхнула на востоке Халифата, а затем перекинулся в Иран и Ирак. В 749 году повстанцы провозгласили Абу Аль-Аббаса потомком Мухаммеда, а в 750 году правительственная армия была разгромлена, и Аббасиды, так называлась теперь новая правящая династия, получили контроль над большей частью Халифата.

Все члены правящей династии были уничтожены. Только один представитель этой семьи выжил и уехал в Испанию, где основал государство – эмират, позже получивший название халифат.

Сначала эта династия выбрала своей столицей Куфу, город в южной части Ирака, а затем, в 762 году, начали строительство Багдада. Аббасиды сделали ставку на тех, кто раньше считался людьми «второго сорта» — неарабов-мусульман, получив широкую поддержку в захвате власти. Именно потому они решили построить совершенно новую столицу для новой династии.

Их царствование продолжалась с 750 года с воцарения Кровопроливца – так не без гордости называл себя основатель династии, а закончилась в 1258 году разрушением этого государства и убийством последнего халифа.

Основными чертами, характеризующими этих умных и тонких правителей, дипломатов и воинов, даже видавшие виды современники называли жестокость, коварство и бессердечие.

Впрочем, получив во владение разобщенную, часто полыхавшую мятежами страну, для управления подобные качества были скорее необходимы, чем вредны. Но именно на период правления этой династии пришелся «золотой век» арабской культуры.

Они не были сторонниками захватнической политики предыдущих государей. Большое внимание представителями этой династии уделялось науке, искусству. Мирные отношения с соседями способствовали торговле, культурному обмену. Поднималось благосостояние землепашцев, развивались ремесла, медицина, астрономия, философия. Багдад становится не только одним из самых больших городов мира, но и центром науки.

В частности, халифы оказывали покровительство «Дому науки» — прототипу современного научно-исследовательского института. Туда стекались знания во всех отраслях со всего мира, систематизировались, и на основе этого делались новые исследования.

Огромные территории государства не позволяли эффективно и быстро решать возникающие проблемы: напряженность между суннитами и шиитами, произвол в местном управлении, несправедливость судов… Поддержавшие изначально правящую династию, разочаровавшись, стали грозной силой, начавшей угрожать самим Аббасидам.

Дальнейшая судьба халифата

В Испании правили потомки единственного выжившего Омейяда, губернаторы областей стали передавать свою власть из поколения в поколение, по сути, став местными князьками, малоуправляемыми верховной багдадской властью, в распоряжении у них были даже собственные армии. Некоторые настолько ощущали свою безнаказанность, что даже переставали платить подати в казну халифату.

В восьмом веке произошло зарождение региональных династий в Северной Африке, Индии, Египте, Сирии, Центральной Азии.

Поддержка шиитов, приведшая Аббасидов к власти, постепенно слабела. Возник ряд сектантских направлений, в частности, в Северной Африке, главы которых считали себя соперниками действующей династии.

В десятом веке халифы постепенно теряли свое влияние на обширные территории, становясь все более зависимыми от своей гвардии, которая не спасла их от внешних вторжений.

Турки-сельджуки, принявшие ислам, в одиннадцатом веке начали свое завоевание Сирии, Ирана, Ирака, Анатолии. Основав свое государство, захватив многие регионы халифата, они сохранили халифа в Багдаде как знаковую фигуру ислама. Но уже через несколько десятилетий на смену сельджукскому влиянию к власти на территориях некогда могущественного халифата пришли турки из Центральной Азии.

Последний подъем государство пережило в двенадцатом веке, восстановив свое влияние на соседних от Багдада территориях. Но в тринадцатом веке оказалось бессильным перед новой грозной силой из Средней Азии: монголы завоевали Иран, Ирак.

В 1258 году монгольский военачальник Хулагу-хан захватил и разграбил Багдад, последнего халифа закатали в ковер и затоптали лошадьми, а членов его семьи казнили.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть".

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский , или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский , или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Исламское государство : Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей.

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман).

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.

Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки ), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Арабы издавна населяют Аравийский полуостров, большую часть территории которого занимают пустыни и сухие степи. Кочевники-бедуины передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Вдоль побережья Красного моря проходил важный торговый путь. Здесь в оазисах возникли города, а позже крупнейшим торговым центром стала Мекка. В Мекке родился основатель ислама Мухаммед.

После смерти Мухаммеда в 632 году светская и духовная власть в государстве, объединившем всех арабов, перешла к его ближайшим сподвижникам - халифам. Считалось, что халиф («халифе» в переводе с арабского - заместитель, наместник) всего лишь замещает умершего пророка в государстве, получившем название «халифат». Первые четыре халифа - Абу-Бакр, Омар, Осман и Али, правившие один за другим, вошли в историю как «праведные халифы». Им наследовали халифы из рода Омейядов (661-750).

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии, распространяя новую религию ислам среди завоеванных ими народов. За несколько лет были покорены Сирия, Палестина, Месопотамия и Иран, арабы прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию. Им не смогли оказать серьезного сопротивления ни Сасанидский Иран, ни Византия, обескровленные многолетними войнами друг против друга. В 637 году после долгой осады в руки арабов перешел Иерусалим. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы мусульмане не тронули. В 751 году в Средней Азии - арабы сразились с войском китайского императора. Хотя арабы и победили, у них не было более сил продолжать свои завоевания дальше на восток.

Другая часть арабского войска завоевала Египет, победоносно двинулась вдоль берега Африки на запад, а в начале 8 века арабский полководец Тарик ибн Зияд переплыл через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров (в современную Испанию). Войско правивших там вестготских королей было разгромлено, и к 714 году был завоеван почти весь Пиренейский полуостров, за исключением небольшой области, населенной басками. Перейдя за Пиренеи арабы (в европейских хрониках их называют сарацинами) вторглись в Аквитанию, заняли города Нарбонну, Каркассон и Ним. К 732 году арабы дошли до города Тур, но под Пуатье потерпели сокрушительное поражение от объединенных войск франков во главе с Карлом Мартеллом. После этого дальнейшие завоевания были приостановлены, а на Пиренейском полуострове началось отвоевание занятых арабами земель - Реконкиста.

Арабы безуспешно пытались взять и Константинополь - то внезапными атаками с моря и с суши, то упорной осадой (в 717 году). Арабская конница проникла даже на Балканский полуостров.

К середине 8 века территория халифата достигла наибольших размеров. Власть халифов тогда простиралась от реки Инд на востоке до Атлантического океана на западе, от Каспийского моря на севере до Нильских порогов на юге.

Столицей халифата Омейядов стал сирийский Дамаск. Когда в 750 году Омейяды были свергнуты Аббасидами (потомками Аббаса, дяди Мухаммеда), столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад.

Самым знаменитым багдадским халифом был Харун ар-Рашид (786-809). В Багдаде при нем было построено огромное число дворцов и мечетей, поражавших своим великолепием всех европейских путешественников. Но сделали этого халифа знаменитым удивительные арабские сказки «Тысячи и одной ночи».

Однако расцвет халифата и само его единство оказались непрочным. Уже в 8-9 веках прокатилась волна мятежей и народных волнений. При Аббасидах огромный халифат начал стремительно распадаться на отдельные эмираты во главе с эмирами. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей.

На Пиренейском полуострове еще в 756 году возник эмират с главным городом Кордовой (с 929 года - Кордовский халифат). В Кордовском эмирате правили испанские Омейяды, не признавшие багдадских Аббасидов. Спустя некоторое время стали появляться самостоятельные династии в Северной Африке (Идрисиды, Аглабиды, Фатимиды), Египте (Тулуниды, Ихшидиды), в Средней Азии (Саманиды) и в других областях.

В 10 веке единый когда-то халифат распался на несколько самостоятельных государств. После того как в 945 году Багдад был захвачен представителями иранского рода Буидов, за багдадскими халифами была оставлена только духовная власть, они превратились в своеобразных «пап Востока». Окончательно Багдадский халифат пал в 1258 году, когда Багдад захватили монголы.

Один из потомков последнего арабского халифа бежал в Египет, где он и его потомки оставались номинальными халифами до завоевания Каира в 1517 году османским султаном Селимом I, провозгласившим себя халифом правоверных.

После смерти Мухаммеда арабами правили халифы – военные вожди, выбиравшиеся всей общиной. Первые четыре халифа были выходцами из ближайшего окружения самого пророка. При них арабы впервые вышли за пределы своих исконных земель. Халиф Омар, наиболее удачливый военачальник, распространил влияние ислама практически на весь Ближний Восток. При нем были завоеваны Сирия, Египте, Палестина – земли, ранее принадлежавшие христианскому миру. Ближайшим противником арабов в борьбе за земли оказалась Византия, переживавшая тяжелые времена. Длительная война с персами и многочисленные внутренние проблемы подорвали мощь византийцев, и арабам не составило труда отобрать у империи ряд территорий и разбить византийское войско в нескольких сражениях.

В каком-то смысле арабы были “обречены на успех” в своих походах. Во-первых, превосходная легкая конница обеспечивала арабской армии мобильность и перевес над пехотой и тяжелой кавалерией. Во-вторых, арабы, захватив страну, вели себя в ней в соответствии с заповедями ислама. Имущества лишались только богачи, бедноту завоеватели не трогали, и это не могло не вызывать симпатии к ним. В отличие от христиан, нередко принуждавших местное население принимать новую веру, арабы допускали религиозную свободу. Пропаганда ислама на новых землях носила скорее экономический характер. Происходило это следующим образом. Покорив себе местное население, арабы облагали его налогами. Тот, кто переходил в ислам, освобождался от значительной части этих налогов. Христиане и евреи, издавна жившие во многих ближневосточных странах, не подвергались гонениям со стороны арабов – им просто приходилось платить налог на свою веру.

Население в большинстве покоренных стран воспринимало арабов как освободителей, тем более что те сохраняли за покоренным народом определенную политическую самостоятельность. В новых землях арабы основывали полувоенные поселения и жили своим замкнутым, патриархально-родовым миром. Но такое положение дел длилось недолго. В богатых сирийских городах, славящихся своей роскошью, в Египте с его многовековыми культурными традициями, знатные арабы все больше проникались привычками местных богачей и знати. Впервые в арабском обществе произошел раскол – приверженцы патриархальных устоев не могли смириться с поведением тех, кто отказывался от обычая отцов. Оплотом традиционалистов стала Медина и месопотамские поселения. Их противники – не только в вопросе устоев, но и в политическом плане – жили преимущественно в Сирии.

В 661 году произошел раскол между двумя политическими группировками арабской знати. Халиф Али, зять пророка Мухаммеда, старался примирить традиционалистов и сторонников нового уклада. Однако эти попытки ни к чему не привели. Али был убит заговорщиками из секты традиционалистов, а его место занял эмир Муавия, глава арабской общины в Сирии. Муавия решительно порвал со сторонниками военной демократии раннего ислама. Столица халифата была перенесена в Дамаск, древнюю столицу Сирии. В эпоху Дамасского халифата арабский мир решительно раздвинул свои границы.

К VIII веку арабы подчинили себе всю Северную Африку, а в 711 году начали наступление на европейские земли. О том, какую серьезную силу представляло собой арабское войско, можно судить хотя бы по тому факту, что всего за три года арабы полностью овладели Пиренейским полуостровом.

Муавия и его наследники – халифы династии Омейядов – за короткий срок создали государство, равных которому история еще не знала. Ни владения Александра Македонского, ни даже Римская империя в пору своего расцвета не простирались так широко, как халифат Омейядов. Владения халифов раскинулись от Атлантического океана до Индии и Китая. Арабам принадлежала почти вся Средняя Азия, весь Афганистан, северо-западные территории Индии. На Кавказе арабы покорили Армянское и Грузинское царства, превзойдя тем самым древних владык Ассирии.

При Омейядах арабское государство окончательно утратило черты прежнего патриархально-родового строя. В годы зарождения ислама халифа – религиозного главу общины – выбирали общим голосованием. Муавия же сделал этот титул наследственным. Формально халиф оставался духовным владыкой, однако в основном занимался светскими делами.

Сторонники развитой системы управления, созданной по ближневосточным образцам победили в споре с приверженцами старых обычаев. Халифат все более начинал походить на восточную деспотию древних времен. Многочисленные чиновники, подчиняющиеся халифу, следили за уплатой налогов во всех землях халифата. Если при первых халифах мусульмане были освобождены от налогов (за исключением «десятины» на содержание бедных, заповеданной самим пророком), то во времена Омейядов было введено три главных налога. Десятина, уходившая прежде в доход общины, теперь поступала в казну халифа. Кроме нее, все жители халифата должны были платить налог на землю и подушный налог-джизию, тот самый, который раньше взимали только с немусульман, живущих на мусульманской земле.

Халифы династии Омейядов заботились о том, чтобы сделать халифат подлинно единым государством. Для этой цели они ввели в качестве государственного языка на всех подвластных им территориях арабский. Важную роль в становлении арабского государства сыграл в этот период Коран – священная книга ислама. Коран представлял собой собрание изречений Пророка, записанное его первыми учениками. Уже после смерти Мухаммеда было создано несколько текстов-добавлений, составивших книгу Сунны. На основе Корана и Сунны чиновники халифа вели суд, Коран определял все важнейшие вопросы жизни арабов. Но если Коран все мусульмане признавали безоговорочно – ведь это были изречения, продиктованные самим Аллахом, — то к Сунне религиозные общины относились по-разному. Именно по этой линии в арабском обществе произошел религиозный раскол.

Суннитами арабы называли тех, кто признавал Сунну в качестве священной книги наряду с Кораном. Суннитское течение в исламе считалось официальным, поскольку его поддерживал халиф. Те же, кто соглашался считать священной книгой только Коран, составили секту шиитов (раскольников).

И сунниты, и шииты были весьма многочисленными группировками. Разумеется, раскол не ограничился только религиозными разногласиями. Шиитиская знать была близка к семейству Пророка, руководили шиитами родственники убитого халифа Али. Кроме шиитов, халифам противостояла и еще одна, чисто политическая секта – хариджиты, ратовавшие за возврат к исконному родовому патриархату и дружинным порядкам, при которых халифа выбирали все воины общины, а земли делились поровну между всеми.

Династия Омейядов продержалась у власти девяносто лет. В 750 году военачальник Абул-Аббас, отдаленный родственник пророка Мухаммеда, сверг последнего халифа и уничтожил всех его наследников, объявив халифом себя. Новая династия – Аббасиды – оказалась гораздо более прочной, чем предыдущая, и просуществовала вплоть до 1055 года. Аббас, в отличие от Омейядов, был выходцем из Месопотамии, оплота шиитского течения в исламе. Не желая иметь ничего общего с сирийскими владыками, новый правитель перенес столицу в Месопотамию. В 762 году был основан город Багдад, ставший на несколько сотен лет столицей арабского мира.

Структура нового государства оказалась во многом схожа с персидскими деспотиями. При халифе состоял первый министр – визирь, вся страна делилась на провинции, в которых правили назначенные халифом эмиры. Вся полнота власти была сосредоточена во дворце халифа. Многочисленные дворцовые чиновники являлись, по существу, министрами, отвечавшими каждый за свою сферу. При Аббасидах количество ведомств резко возросло, что поначалу помогало управлять обширной страной.

Почтовая служба отвечала не только за организацию курьерской службы (впервые созданной еще ассирийским владыками во II тысячелетии до н.э.). В обязанности министра почты входило и поддержание государственных дорог в приличном состоянии, и обеспечение гостиниц вдоль этих дорог. Месопотамское влияние проявилось в одной из важнейших отраслей хозяйственной жизни – земледелии. Ирригационное земледелие, с глубокой древности практиковавшееся в Месопотамии, при Аббасидах было распространено повсеместно. Чиновники из специального ведомства следили за постройкой каналов и дамб, за состоянием всей ирригационной системы.

При Аббасидах военная мощь халифата резко возросла. Регулярное войско состояло теперь из ста пятидесяти тысяч воинов, среди которых было много наемников из варварских племен. В распоряжении халифа находилась также его личная гвардия, воинов для которой готовили с раннего детства.

Халиф Аббас к концу своего правления заслужил титул «Кровавого» за жестокие меры по наведению порядка на покоренных арабами землях. Впрочем, именно благодаря его жестокости халифат Аббасидов на длительный срок превратился в процветающую страну с высокоразвитой экономикой.

В первую очередь, процветало сельское хозяйство. Развитию его способствовала продуманная и последовательная политика правителей в этом отношении. Редкостное разнообразие климатических условий в различных провинциях позволяло халифату полностью обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами. Именно в это время арабы стали придавать большое значение садоводству и цветоводству. Предметы роскоши и парфюмерные изделия, произведенные в государстве Аббасидов, были важными предметами внешней торговли.

Именно при Аббасидах начинается расцвет арабского мира как одного из главных промышленных центров в эпоху Средневековья. Завоевав множество стран с богатыми и давними ремесленными традициями, арабы обогатили и развили эти традиции. При Аббасидах Восток начинает торговать сталью высочайшего качества, равной которой Европа не знала. Клинки из дамасской стали ценились на Западе необычайно высоко.

Арабы не только воевали, но и торговали с христианским миром. Небольшие караваны или отважные купцы-одиночки проникали далеко на север и на запад от границ своей страны. Предметы, изготовленные в халифате Аббасидов в IX – X веках, находили даже в районе Балтийского моря, на территориях германских и славянских племен. Борьба с Византией, которую мусульманские владыки вели почти непрестанно, была вызвана не только стремлением захватить новые земли. Византия, имевшая давно налаженные торговые связи и пути по всему известном в ту эпоху миру, была основным конкурентом арабских купцов. Товары из стран Востока, Индии и Китая, ранее попадавшие на Запад через византийских купцов, шли и через арабов. Как бы плохо ни относились к арабам христиане на европейском Западе, но Восток для Европы уже в эпоху Темных веков стал основным источником предметов роскоши.

Халифат Аббасидов имел немало общих черт и с европейскими королевствами своей эпохи, и с древневосточными деспотиями. Халифы, в отличие от европейских правителей, сумели не допустить чрезмерной самостоятельности эмиров и других высокопоставленных чиновников. Если в Европе земля, предоставлявшаяся местной знати за королевскую службу, почти всегда оставалась в наследственной собственности, то арабское государство в этом плане было ближе к древнеегипетским порядкам. По законам халифата, вся земля в государстве принадлежала халифу. Он наделял за службу своих приближенных и подданных, но после их смерти наделы и все имущество возвращались в казну. Только халиф имел право решать, оставить земли покойного его наследникам, или нет. Вспомним, что причиной распада большинства европейских королевств в период Раннего Средневековья была именно власть, которую забирали в свои руки бароны и графы на землях, пожалованных им королем в наследственное владение. Королевская власть распространялась только на земли, принадлежавшие лично королю, а иные из его графов владели гораздо более обширными территориями.

Но полного спокойствия в халифате Аббасидов не было никогда. Жители покоренных арабами стран постоянно стремились вернуть независимость, поднимая бунты против единоверцев-захватчиков. Эмиры в провинциях также не желали мириться со своей зависимостью от благосклонности верховного правителя. Распад халифата начался практически сразу после его образования. Первыми отделились мавры – североафриканские арабы, завоевавшие Пиренеи. Независимый Кордовский эмират в середине Х века стал халифатом, закрепив суверенитет на государственном уровне. Мавры на Пиренеях сохраняли независимость дольше многих других исламских народов. Несмотря на постоянные войны против европейцев, несмотря на мощный натиск Реконкисты, когда почти вся Испания вернулась к христианам, до середины XV века на Пиренеях существовало мавританское государство, сжавшееся в конце концов до размеров Гранадского халифата – небольшой области вокруг испанского города Гранады, жемчужины арабского мира, потрясавшей своей красотой соседей-европейцев. Знаменитый мавританский стиль пришел в европейскую архитектуру именно через Гранаду, окончательно завоеванную Испанией лишь в 1492 году.

Начиная с середины IX века распад государства Аббасидов стал необратимым. Одна за другой отделялись североафриканские провинции, за ними – Средняя Азия. В самом сердце арабского мира еще резче обострилось противостояние между суннитами и шиитами. В середине X века шииты захватили Багдад и долгое время управляли остатками некогда могучего халифата – Аравией и небольшими территориями в Месопотамии. В 1055 году халифат был завоеван турками-сельджуками. С этого момента мир ислама окончательно утратил единство. Сарацины, утвердившиеся на Ближнем Востоке, не оставляли попытки завладеть западноевропейскими землями. В IX веке они захватили Сицилию, откуда позднее были вытеснены норманнами. В Крестовых походах XII – XIII веков европейские рыцари-крестоносцы сражались с сарацинскими войсками.

Турки же со своих малоазиатских территорий двинулись на земли Византии. За несколько сот лет они покорили себе весь Балканский полуостров, жестоко притесняя прежних его обитателей – славянские народы. А в 1453 году Османская империя окончательно завоевала Византию. Город был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

Интересные сведения:

  • Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата).
  • Омейяды – династия халифов, правившая в 661 – 750 гг.
  • Джизия (джизья) – подушный налог на немусульман в странах средневекового арабского мира. Джизию платили только взрослые мужчины. Женщины, дети, старики, монахи, рабы и нищие были освобождены от ее уплаты.
  • Коран (от ар. «кур’ан» – чтение) – собрание проповедей, молитв, притч, заповедей и других речей, произнесенных Мухаммедом и составивших основу ислама.
  • Сунна (от ар. «образ действий») – священное предание в исламе, сборник рассказов о поступках, заповедях и изречениях пророка Мухаммеда. Представляет собой пояснение и допаолнение к Корану. Составлена в VII – IX вв.
  • Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 750 – 1258 гг.
  • Эмир – феодальный правитель в арабском мире, титул, соответствующий европейскому князю. Обладал светской и духовной властью, Поначалу эмиров назначали на пост халифы, позднее этот титул стал наследственным.

С древних времен Аравийский полуостров населяли кочевые племена скотоводов. Сплотить их воедино удалось основателю ислама Мухаммеду. Созданное им государство всего лишь за сто лет сумело превратиться в одну из сильнейших держав мира.

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Первая волна

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Вторая волна

Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.

Пятидесятитысячное войско под командованием Укбы ибн Нафи сумело взять город Кайруан и превратить его в кротчайшие сроки в главный форпост для дальнейшего военного продвижения. Эта же крепость стала и столицей новой области Ифрикии, находящейся на территории современного Туниса.

Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.

Подавить восстание помешала и очередная гражданская война и восстание в Сирии. Вторую североафриканскую кампанию пришлось в срочном порядке свернуть.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.