Илон Маск в очередной раз покоряет звезды. За успешным запуском Falcon Heavy следили во всём мире

Пассажиром космического электрокара стал персонаж Дэвида Боуи

С той самой площадки Космического центра имени президента Кеннеди, с которой НАСА запускало свои ракеты с астронавтами на борту, в просторы вселенной вонзилась гигантская ракета, окрещенная Falcon Heavy и построенная компанией SpaceX, принадлежащей миллиардеру-предпринимателю Илону Маску.

Несмотря на ветреную погоду, предстартовый отсчет прошел гладко, без всяких заминок. , окутанная пламенем и дымом. Через 15 секунд над огромными толпами зрителей пронесся шум ракеты, мчавшейся со скоростью звука. А еще через 3 минуты самая загадочная часть полета осталась позади. Стартовые двигатели отвалились, а вторая ступень ракеты неслась к орбите Земли.

Спустя приблизительно 8 минут после запуска два боковых ускорителя почти синхронно приземлились на посадочную площадку на мысе Канаверал. А с третьим – центральным – ускорителем вышла промашка. Вместо того, чтобы сесть на плавучую платформу у берегов Флориды, он упал в океан.

Через 7 часов после запуска ракеты Илон Маск сообщил, что третий и окончательный двигатель вывел его спортивную машину на эллиптическую орбиту вокруг Земли, а затем выведет ее на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса...

Falcon Heavy («Тяжелый сокол») - турбокомпрессорный вариант ракеты «Фалкон 9», которая вот уже несколько лет доставляет грузы в космос. Ее запуск явился важнейшей вехой в космических полетах. Впервые ракета такой мощи была запущена в космос частной компанией, а не правительственным космическим агентством.

На борту ракеты находилось другое детище Илона Маска - красная электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещен наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity» (к слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен). Ожидается, что электрокар «Теслы» будет кружить вокруг солнца миллионы лет. «Все это глупый фан, но в жизни глупый фан имеет огромное значение», - заявил Маск. Выйдя на орбиту, ракета стала посылать видеоизображения манекена, сидящего в электромобиле, на ветровом стекле которого можно было прочесть слова: "Don"t Panic" («Без паники»). Эти слова взяты из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Успех запуска Falcon Heavy открывает перед SpaceX перспективы создания еще более мощных ракет, которые должны воплотить в жизнь мечту Маско о посылке людей на планету Марс. Эту миссию должна была совершить ракета нового поколения BFR («большая ракета Фалкон). Ориентировочно BFR будет готова к запуску к середине 2020 годов. «То, что запуск «Фалкона» прошел без сучка и задоринки вселяет в меня уверенность в успех проекта BFR», - надеется Маск. Он добавил, что успешный запуск Falcon Heavy подтолкнет и другие компании, и страны на более амбициозные цели в космосе. «Мы хотим новой космической гонки. Они эти гонки, всегда возбуждают», - сказал Маск.

Илон Маск мечтает о жизни людей на Земле и на Марсе. Он из числа тех предпринимателей нового поколения, которые как Джеффри Безос, основатель «Амазона» и ракетной компании «Блу Ориджин» хочет заселить вселенную миллионами людей. Эту же цель преследует и компания «Планетарные ресурсы», в которую щедро инвестирует Люксембург. Стоит упомянуть и компанию «Лунный экспресс», которая намерена установить регулярную транспортную связь между Землей и Луной.

В нынешней ситуации Falcon Heavy позволит SpaceX состязаться за контракты по посылке в космос более объемистых шпионов-спутников. Некоторые эксперты в области полетов в космос требуют от НАСА использования ракет частных компаний, таких как «Тяжелый сокол» вместо гигантской и более дорогой ракеты SLS, которая сейчас строится для посылки астронавтов на Луну.

По данным на начало 2012 года, две трети компании SpaceX принадлежит Маску. В числе владельцев также называют Google, Fidelity Ventures, Draper Fisher Jurvetson, Founders Fund, Valor Equity Partners, Capricorn и т.д.

Компания Маска спутала карты глобального бизнеса своими низкими ценами и возможностью использовать вновь ступеней ракет. Falcon Heavy способен вывести на низкую земную орбиту 140 тысяч фунтов (63,5 тыс кг) груза. Цена его запуска составляет $90 млн (запуск же «Фалкон 9» оценивается в $62 млн). В контексте космических запусков эти цифры отнюдь не впечатляют. Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза.

Нынешний запуск заставил замолчать критиканов, которые критиковали SpaceX за то, что эта ракета вынесла в космос глубоко засекреченный спутник Zuma. В СМИ появились сообщения о том, что тот запуск был неудачным. Компания Маска решительно отвергает эту версию. В прошлом году Маск заявил, что два «космических туриста» будут заброшены «Фалконом Хейви» на Луну. А в понедельник он заявил, что компания не имеет никаких срочных планов переделки ракет для этого путешествия.

В добрый путь, мистер Маск!

Миннеаполис.

Космическая компания Илона Маска SpaceX запустила тяжелую ракету-носитель Falcon Heavy, которая должна доставить находящийся внутри нее автомобиль Tesla к солнечной орбите.

Ракета Falcon Heavy стартовала с космодрома космического центра имени Кеннеди во Флориде. На ее борту находится капсула с личным автомобилем Илона Маска − красным Tesla Roadster, в стереосистеме которого, по плану Маска, играет песня Дэвида Боуи «Space Oddity».

От Falcon Heavy благополучно отделились два ускорителя (вернулись на Землю) и первая ступень (что с ней, пока неизвестно). Вторая ступень ракеты доставит Tesla к гелиоцентрической орбите. Автомобиль будет обращаться вокруг Солнца, приближаясь то к Земле, то к Марсу.

Онлайн-трансляцию запуска смотрело более 2,2 миллионов человек

Корреспондент. net объясняет, почему это круто.

Первый автомобиль в космосе

Вишневый Tesla Roadster, который принадлежал Илону Маску, отправился на эллиптическую орбиту вокруг Солнца.

Автомобиль впервые в истории человечества оказался в открытом космосе. Основатель Маск уверяет, что путешествие машины может продлиться несколько тысяч лет.

Как написал в своем блоге Илон Маск, в машине есть книга Дугласа Адамса "Автостопом по галактике", полотенце и табличка с надписью Don’t Panic. В Tesla играет композиция Space Oddity Дэвида Боуи. Маск уверял, что это сделано для того, чтобы манекену за рулем "не было скучно".

Маск отмечал, что "время от времени орбита машины будет очень близка к Марсу". Однако двигателей для корректировки орбиты у электрокара нет.

Прорыв SpaceX Falcon Heavy

SpaceX Falcon Heavy − первая в своем роде, самая мощная в мире ракета-носитель, предназначенная для многократного использования. С 2013 года запуск Space X Falcon несколько раз откладывался.

Ракеты, способные перенести полезную нагрузку массой более 20 тонн, классифицируются как ракеты-носители сверхтяжелого класса. Чтобы выйти на орбиту, ракета должна развить скорость свыше 8000 метров в секунду на расстоянии 160 километров над поверхностью Земли.

Чтобы проиллюстрировать эти цифры, представьте себе, что ракета сможет перенести два полностью загруженных городских автобуса на высоту большую, чем 50 Эверестов, и на скорости, которая в 32 раза превышает крейсерскую скорость Boeing 747.

Falcon Heavy достигла этой цели, используя три ускорителя, «связанных вместе».

Частный бизнес

Со времен запуска первых космических миссий, освоение космоса, как правило, было сферой государственной. Правительства создали и финансировали такие организации, как НАСА, Европейское космическое агентство, Российское агентство «Роскосмос» и Японское агентство аэрокосмических исследований.

Наряду с этими агентствами были созданы частные космические компании. Однако, учитывая огромные затраты на исследование космоса, космическими инновациями всегда занимались правительства.

Но в XXI веке все начинает меняться. SpaceX придумала, как снизить затраты на запуск многоразовых ракет-носителей и повысить их эффективность. Новая космическая индустрия развивается огромными темпами, и компания SpaceX находится впереди всех.

Амбиции SpaceX не заканчиваются на запуске космических спутников с помощью Falcon Heavy. Ракета была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать и для пилотируемых миссий. Также SpaceX планирует завершить испытания своей капсулы для астронавтов Dragon2 – контракт с двумя космическими туристами, чьи имена пока не разглашаются, уже подписан. Они отправятся в недельный полет вокруг Луны.

Маск меняет ландшафт всей космической индустрии, с далеко идущими последствиями.

Ближе к Марсу

Falcon Heavy − это первая действующая ракета, которая способна доставить людей на Луну и Марс. Таким образом, SpaceX восстанавливает возможности человечества для осуществления таких миссий.

Цель Маска − уже в следующем десятилетии осуществить пилотируемый полет на Марс.

Компания Илона Маска (Elon Musk) SpaceX запустила к Марсу свою тяжелую ракету Falcon Heavy и, таким образом, совершила первый в истории запуск тяжелой орбитальной ракеты. Целью миссии является выведение автомобиля Tesla на орбиту вокруг Солнца. Окно для запуска на эту траекторию открывается раз в два года. Ее особенность в том, что именно такая орбита позволяет наиболее эффективно расходовать топливо для полетов к Марсу. Если все пройдет удачно, машина, как и другие космические тела, будет обращаться вокруг Солнца, время от времени приближаясь то к Земле, то к Марсу. До Самого Марса автомобиль не долетит, так как у него нет двигателей, необходимых для корректировки положения в космическом пространстве.

Прямая трансляция велась на официальном канале компании в сервисе YouTube. Как сообщает сайт, запуск состоялся 6 февраля только в 23:45 по московскому времени, так как компании пришлось откладывать его несколько раз из-за сильного ветра. Ракета Falcon Heavy имеет в три раза больше двигателей, чем было у ракеты Falcon 9, а ее общая грузоподъемность составляет около 64 тонн. При этом, планируется, что на Марс она сможет доставить около 17 тонн. Таким образом, грузоподъемность ракеты почти вдвое выше, чем у ближайших конкурентов.

Если испытание будет проходить успешно и далее, то компания Space X укрепит свои коммерческие перспективы и осуществит в 2018 году еще два запуска. Она планирует запустить спутник для Саудовской Аравии также в начале этого года. Кроме того, компания имеет заказ и от ВВС США.

В этот раз Falcon Heavy не несет ничего сверхтяжелого. В качестве нагрузки решили использовать автомобиль Tesla Roadster, в котором находится манекен по имени Starman. Он одет в костюм SpaceX, предназначенный для запланированных миссий экипажа Dragon. Также манекен слушает Дэвида Боуи, везет с собой диск с произведениями писателя Айзека Азимова (Isaac Asimov) и книгу Дугласа Адамса (Douglas Adams) «Автостопом по Галактике». Кроме того, в машине находится табличка с надписью «Без паники!» (Donʼt panic).

ВАШИНГТОН, 7 фев — РИА Новости. Новая мощнейшая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX успешно осуществила свой первый испытательный полет: в космос улетел спортивный автомобиль владельца SpaceX Илона Маска.

Разгонный блок ракеты Falcon Heavy разбился при посадке Разгонный блок сверхтяжелой ракеты, которая отправилась в тестовый полет, упал в воду на скорости 480 километров в час после того, как у него сработал один двигатель из трех.

Старт ракеты с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) был дан в 23:45 мск.

"Потрясающий запуск", — подвел итоги старта ведущий трансляции. Спустя час после запуска как конкуренты, так и партнеры поспешили поздравить компанию Илона Маска с успехом, в который, казалось, сам Маск до конца не верил.

"Мы все знаем, сколько усилий необходимо приложить для первого старта новой ракеты, и мы все стали свидетелями потрясающего достижения сегодня", — заявил исполняющий обязанности руководителя НАСА Роберт Лайтфут. Он поздравил как саму компанию, так и сотрудников НАСА, обеспечивших возможность старта с площадки космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал.

Поздравил с успешным стартом и глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон — конкурент Маска, реализующий программу создания многоразового суборбитального корабля. "Чудесно видеть, как коммерческие космические компании раздвигают границы (возможного)", — написал Брэнсон в своем микроблоге Twitter, адресовав поздравления Илону Маску и SpaceX. Поздравления с успешным стартом направил и глава United Launch Alliance Тори Бруно.

Не оставил без поздравлений триумфатора и президент США Дональд Трамп. Поздним вечером по Вашингтону, почти через шесть часов после запуска он написал в своем Twitter: "Поздравляю Илона Маска и SpaceX с успешным запуском Falcon Heavy. Это достижение наряду с коммерческими и международными партнерами НАСА продолжает демонстрировать американское мастерство в самом лучшем свете".

Красная машина летит к красной планете

Хотя создатели ракеты предупреждали, что шансы на успех запуска практически равны шансам на аварийный старт, который, как опасался сам Маск, мог обернуться грандиозным "салютом", все прошло без происшествий и строго по плану: отделение боковых ускорителей произошло через две минуты после старта, минутой позднее отделился центральный блок первой ступени. Через десять минут после старта произошло штатное отделение второй ступени ракеты-носителя, и ее верхняя ступень вышла на предварительную орбиту.

Спустя примерно час после старта компания возобновила прерванную вскоре после запуска прямую трансляцию и начала наделавшую настоящий переполох в соцсетях трансляцию космического путешествия Tesla Roadster, за рулем которой сидит манекен по имени Starman в скафандре SpaceX.

"И вот автомобиль на земной орбите", — написал Илон Маск, ведущий прямую трансляцию в своем Twitter. По его словам, верхняя ступень ракеты с автомобилем в течение пяти часов будет оставаться в магнитосфере Земли, после чего должно состояться последнее, третье включение двигателей ракеты для дальнейшего путешествия спортивной машины к Марсу. На электронной панели машины манекена есть надпись: "Не паникуй!".

Так и произошло: в расчетное время, через шесть часов после старта, двигатель верхней ступени, несущей в качестве полезной нагрузки красный автомобиль Tesla Roadster, был включен третий раз для выхода за пределы магнитосферы Земли. Как подтвердил Маск, "третье включение двигателей прошло успешно. Превзошли орбиту Марса и движемся к поясу астероидов".

Как он сообщил на пресс-конференции после запуска, батарея верхней ступени ракеты-носителя рассчитана на работу в течение порядка 12 часов после запуска. Предполагается, что в течение этого времени SpaceX будет получать сигнал от своего "космического автомобиля", который путешествует в космосе под музыку Дэвида Боуи. После, как надеется Маск, "он будет оставаться в космосе, может, миллиарды и миллиарды лет…".

"Может, потом его найдут будущие племена инопланетян, которые будут задаваться вопросом: что они делают? Может, они молятся на эту машину? Почему у них в машине еще маленькая машина? Это их вообще запутает!" — сказал, смеясь, Маск. Видимо, именно для встречи с инопланетянами на приборной доске Tesla установлена ее миниатюрная модель с астронавтом в ней, а на зеленом электронном плато машины выбита надпись на английском языке: "Сделано на Земле людьми" (Made on Earth by Humans). Главной задумкой Маска при выборе симулятора груза в дебютном полете было то, чтобы он не был скучным, чтобы "было несерьезно и смешно". Ему это очевидно удалось, трансляцию старта его автомобиля в далекий космос смотрели, по данным СМИ, более трех миллионов человек, а трансляцию полета красной гоночной машины на фоне голубеющего земного шара — более пяти миллионов человек.

© 2019 Associated Press


© 2019 Associated Press

Самая мощная, многоразовая и дешевая?

Falcon Heavy, старт которой SpaceX превратила в своеобразное шоу, создана на базе ракеты-носителя Falcon 9. Ее первая ступень оснащена жидкостными ракетными двигателями Merlin, по девять в центральном и двух боковых разгонных блоках. Для демонстрационного старта используются два ускорителя, сохраненных после предыдущих стартов Falcon 9.

После старта, по задумке SpaceX, все три ускорителя первой ступени должны были совершить посадку. Боковые, уже летавшие на других миссиях Falcon 9, практически синхронно приземлились на площадку неподалеку от места старта. Центральный должен был приземлиться на баржу в Атлантике, однако трансляция его посадки прервалась за несколько секунд до предполагаемого приземления.

Издание Verge позже сообщило со ссылкой на источник, что центральный ускоритель первой ступени ракеты-носителя Falcon Heavy не смог приземлиться на плавучую платформу, рухнул в воды Атлантического океана на скорости более 480 километров в час и разбился. Информация подтвердилась в ходе пресс-конференции SpaceX.

Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы доставить на низкую — околоземную орбиту до 64 тонн груза, на Марс — около 16,8 тонн, а на Плутон — до 3,5 тонн. Как отмечают эксперты, она является четвертой в списке мощнейших ракет-носителей, созданных за всю историю освоения космоса, вслед за советскими "Энергия" и "Н-1", а также американскими Saturn 5 и "Спейс Шаттл". Поскольку все они давно завершили свои полеты, новейшая Falcon Heavy является теперь, как заявляют ее создатели, "самой мощной ракетой-носителем в мире".

"После старта Falcon Heavy в два раза превзойдет самые мощные действующие ракеты в мире. С грузоподъемностью 64 тонны (для LEO), что больше груженого пассажирами, экипажем, багажом и топливом самолета Boeing 737, Falcon Heavy может поднять груз в два раза тяжелее, чем ближайшая к ней по классу действующая Delta IV Heavy, и сделать это за треть от стоимости ее старта", — сообщила компания накануне старта.

Согласно информации SpaceX, стоимость полета на новой Falcon Heavy составляет 90 миллионов долларов. Для сравнения, рейс на Falcon 9 стоит 62 миллиона долларов.Полет на создаваемой НАСА сверхмощной SLS в 2012 году оценивался в 500 миллионов долларов, о реальной стоимости еще не достроенной ракеты пока не известно. Отвечая на вопрос журналистов о том, каким он видит применение Falcon Heavy, Маск заявил, что он считает, что "клиентам решать, что они захотят отправить что угодно". "Я думаю, она откроет новые возможности, вдохновит другие компании в том числе, по всему миру могут сказать, если коммерческая компания SpaceX может сделать это, то и мы можем тоже, мы можем больше и лучше. Мы хотим космическую гонку! Гонки это драйв!" — сказал Маск. При этом он признался, что затраты на разработку и создание ракеты оказались "гораздо больше, чем он хотел бы признавать". "Мы трижды были готовы отменить проект, потому что это оказывалось гораздо сложнее, чем мы думали вначале, думаю, наши инвестиции составили порядка полумиллиарда долларов и даже больше", — сообщил владелец и главный вдохновитель SpaceX.

Известно, что SpaceX уже заключила три контракта на старт Falcon Heavy: два коммерческих запуска для телекоммуникационных компаний Arabsat и ViaSat и один — для Вооруженных сил США.

Покорив сердца и умы триумфальным стартом Falcon Heavy, Маск заявил, что теперь его компания с еще большей уверенностью приложит все усилия к разработке новой ракеты BFR. О том, что станет полезной нагрузкой в ее первом полете, который планируется на начало 2020-х годов, он, по его признанию, пока не задумывался. Наверняка, это будет "что-то несерьезное и смешное". Ведь, по словам бизнесмена, "именно несерьезное и смешное — то, что важно".

Эра искусственных небесных тел началась 4 октября 1957 года, на околоземную орбиту был запущен советский аппарат "Спутник-1". Всего за шестьдесят лет в космос отправились почти 8 000 спутников..

Человек запускает в космос ракеты уже более 60 лет. За это время столь волнительный процесс прошёл путь от события планетарного масштаба до рутинной новости, которая легко теряется где-то между биржевыми сводками и прогнозом погоды. В какой-то мере эта обыденность закономерна: за минувшие полвека было взято огромное число космических “высот” - от запуска первого искусственного спутника Земли до прогулки человека по Луне. Правда, взяты эти “высоты” были, в основном, на старте, а в следующие десятилетия отрасль словно упёрлась в небесную твердь.

Рядовой гражданин всё чаще вспоминал о “звёздной” теме после очередного неудачного пуска, чем после новой победы в освоении новых миров.

Космонавтика словно утратила дух авантюризма и присущий ей трепет перед покорением неизведанного. Большие задачи - вроде возвращения человека на Луну, полёты к Марсу и даже его колонизация - декларировались, но так и оставались в планах.

В начале 21-го века инициативу неожиданно перехватил бизнес.


Илона Маска уже сравнивают с Тони Старком (хотя должны с Говардом Хьюзом)

Со-основатель платёжной системы PayPal Илон Маск учредил частную компанию SpaceX , которая поставила перед собой задачи, казавшиеся тогда чем-то фантастическим. Вопреки устоявшейся практике, Маск решил развивать технологию возврата и многоразового использования ступеней ракет-носителей: то, что раньше топилось в мировом океане, теперь эффектно совершало мягкую вертикальную посадку и взлетало опять - прямо как в старых кинофильмах или рассказах писателей 100-летней давности.


Кадр из фильма "Место назначения - Луна" (1950)


Сравнение посадки Falcon 9 и ракеты из фильма "Небо зовёт"

Маск удешевил запуски и теперь получает контракты на доставку к МКС грузов, вывод спутников к околоземной орбите и организует туристические полёты к Луне. Но все эти успехи лишь разминка перед главной задачей, озвученной более 10 лет назад - пилотируемому полёту к Марсу. И очередной рубеж, отделяющий SpaceX от этой невообразимой задачи, Маск преодолел буквально на днях, когда был успешно произведён пуск тяжёлой ракеты Falcon Heavy .


Запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Этот пуск приковал к себе внимание миллионов зрителей и тут важно отметить следующее.

Рядовому землянину, для которого спутниковая навигация или видеосвязь с любой точкой мира уже давно не воспринимается как чудо техники, вновь стал интересен космос. Своей последовательностью и целеустремленностью Маск возвращает нам “время первых” с его фантастическим чувством сопричастности: на наших глазах происходит что-то большое и едва ли не историческое. Но, как мне кажется, сколь технически новаторским не был проект SpaceX , он не смог бы достучаться до столь огромного числа, в общем-то, далёких от космонавтики людей без одной важной составляющей.


Синхронное возвращенние на Землю ступеней Falcon Heavy

Маск оказался первым кое в чём другом, не менее важном. Он превратил запуск ракеты в зрелище, словно срежиссированное в Голливуде.

К Марсу и Поясу астероидов отправилась ракета, которую седлает электрокар Тесла, за его рулём сидит buster в скафандре; в бардачке лежит томик Дугласа Адамса «Автостопом по галактике » и полотенце; на информационном табло автомобиля горит надпись «Don’t Panic » (и полотенце, и надпись отсылают к упомянутому роману), в repeat-режиме звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity и всё это непрерывно транслируется через YouTube.


Вид из кабины Tesla, удаляющейся от Земли

Все эти несложные и, в общем-то, недорогие мелочи стали вишенкой на торте, чей вкус стал давно приедаться. Конечно, кто-то уже поспешил назвать всё это промоакцией и трюком . Но если трюк сработал и всё больше людей ждут новостей из космоса, который бороздит красный кабриолет - почему бы и нет?

Тем более, что все эти киношные примочки и отсылки к массовой культуре уже выливаются в народное творчество:

1. Кто-то отправил Теслу в далёкую-далёкую галактику:

3. Не обошлось без отсылок к ретровейв-культуре "80-ых:

4. А там, где "80-ые - там и Фрэнк Дребен:

5. Не обошли вниманием и напряжённое возвращение ступеней:

6. И напоследок - мой любимый, где Тесла как бы говорит "Oh Hi Mark!":