План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Животные Африки". В пустыне живу

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

«Чудо Африка»

· Сформировать у детей элементарные представления об особенностях географического положения Африки (место на карте, на глобусе).

· Сформировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

· Уточнить представления детей о животных Африки: внешний вид, характерные особенности.

· Упражнять в образовании сложных слов, прилагательных.

· Продолжать развитие таких психических процессов как память, мышление.

· Воспитывать бережное отношение к животным.

· Напомнить ребятам, что без взрослого нельзя уезжать куда-либо.

· Учить произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться.

Материал:

иллюстрации: пустыня, оазис, саванна (летом, зимой), тропический лес; аудиозапись «Маленькие дети, ни за что на свете…», релаксационная музыка, расслабляющий текст; изображения животных: верблюд , лев, зебра, слон, жираф, шимпанзе, крокодил.

Ребята стоят у доски, на которой физическая карта мира. На столе глобус. Включается фрагмент песни «Маленькие дети, ни за что на свете…»

Про какой материк вы слышали в песне? Почему нас отговаривают от путешествия?

А вы смелые, сильные? Можно ли одним гулять? Сейчас вместе со мной понарошку, мы отправимся в Африку.

Кто из вас может показать, где находится Африка на карте? На глобусе?

Садитесь в самолет. Посмотрите в иллюминаторы. Полетели.

Африка! Африка!

Волшебная страна.

Отправимся мы в Африку.

Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,

Как звери там живут…

Скорей летим мы в Африку,

Джунгли нас зовут!

Вот мы и приземлились. Для начала нужно узнать на какие зоны делится Африка: пустыня, саванна, тропики. Какую зону местности художники изображают желтым цветом? Отправимся в Африканскую пустыню .

Садитесь на песок аккуратно. Почему? (горячий) Какая погода в пустыне? Оденем панамки, чтобы избежать солнечного удара.

Могут ли в такой местности жить растения? (молочай, верблюжья колючка, полынь, финиковая пальма)

Могут ли быть животные? Отгадайте, кто это: зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. Почему верблюда называют «корабль пустыни»? Почему ему не жарко? Зачем ему горб?

Ребята, где бы нам отдохнуть от такой жары? Оазис – островок жизни в пустыне. Отправимся к нему.

Мы оказались в тени деревьев финиковых пальм, можно снять панамки. Ложитесь на ковер головой друг к другу, закрывайте глаза. Постарайтесь расслабиться и отдохнуть под звук моего голоса и музыки. (под релаксационную музыку читается текст описательного характера)

Пустыня позади, отправляемся в саванну . Чем покрыта земля в саванне? (трава, баобабы) Всегда ли природа одинакова в саванне? Сколько сезонов? (зима: засушливая, трава желтая, нет листьев на баобабах; лето: трава сочная, зеленая, на баобабах листья, плоды)

Обсуждение животных, живущих в саванне.

Зебра

Жираф

Слон

Чей грозный рык можно услышать?

Что за коняшки на всех тельняшки?

Тут входит, голову задрав, не потому что важный граф, а потому что он…

У этого крошки столбики – ножки, глаза – поварёшки. А ушки покуда? Столовое блюдо.

Какое семейство? Одиночка или нет? Чем внешне отличается лев от львицы? На кого охотится? Как пьет?

Зачем полоски? Как защищаются от хищников? Чем питаются?

Какой он по внешности? Как и чем питается?

Какой он? Для чего слону хобот? Чем похож на человека?

Наше путешествие продолжается, отправляемся в тропический лес – джунгли!

Скажите ребята, какой он? (густой, богатый растительностью) Что это на деревьях? (корни) В таких лесах живут обезьяны. Какие? (горилла, шимпанзе) Чем они похожи на человека? (ухаживают друг за другом, используют орудия и т. д.) Как пьют воду обезьяны?

Отгадайте загадку. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно. Тем, кто в реку угодил, нос откусит… Крокодил. Какой он? Что помогает ему плавать?

Вот и закончилось наше путешествие, надо отправляться домой. Занимайте свои места в самолете. Пока летим обратно, поиграем в игру «Скажи какой?»

У льва большая грива, он большегривый,

У страуса тонкие ноги, он…

Крокодил плавает в воде, он…

У обезьяны длинный хвост, она…

У жирафа длинная шея, он…

У слона длинный нос, он… Молодцы! Вот мы и домой прилетели.

Государственное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Животные Африки»

Возраст: 6 лет

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Иванова Анна Евгеньевна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2016

Задачи:

1. Обучающие:

  • систематизировать и углубить представления детей о животном мире жарких стран;
  • закрепить представления о местонахождении материка на географической карте.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умения составлять рассказ о животных жарких стран, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных жарких стран;
  • развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, любознательность.

Материалы:

Звукозапись песни «Африка», картинки животных разных материков, иллюстрации с изображением животных Африки, глобус, карта.

Ход НОД:

Ребята, мы с вами живём в удивительном мире, как он называется?

(Планета Земля.)

Какую форму имеет наша планета? (Наша планета круглая, она имеет форму шара.)

Давайте посмотрим на глобус, а что такое глобус? (Это маленькая земля.)

Правильно, это макет планеты Земля. А где мы ещё можем увидеть полностью всю планету? (На карте.)

Скажите, что именно мы видим на карте? (Материки, океаны, реки и озёра.)

А сегодня мы с вами поговорим об Африке. (Воспитатель включает песню «Африка»)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на столе лежит конверт с картинками животных разных материков.Возьмите картинки только тех животных, которые живут в Африке. (Дети отбирают картинки животных Африки и закрепляют их на магнитной доске, где висит карта Африки).

Какие молодцы, правильно отобрали картинки с животными, теперь мы с вами назовем этих животных (Дети называют животных).

- Ребята, перейдем на эту зеленую полянку и поговорим о жизни животных Африки.(дети садятся на коврик)

Африка-самый загадочный материк. И живут на нем самые интересные животные

Это фламинго. Они едят съедобные водоросли и пигмент, содержащийся в них, окрашивает их перья в такой яркий цвет.

Зебры
У зебр полосатые не только туловище, но даже грива, хвост и кожа. Лишь кончики морды и хвоста черные. Однако одинаковых зебр нет – у каждой из них свой черно-белый рисунок. Подобная окраска помогает зебрам прятаться, ведь их злейшие враги – львы и пантеры – всегда начеку!

Жираф
Жираф со своей длинной шеей по росту не меньше, чем двухэтажный дом. С таким ростом ему не трудно издалека обнаружить приближающегося льва. Длинная шея помогает животному щипать сочную листву высоких акаций. А вот чтобы напиться, жирафу приходится нелегко: ему нужно раздвинуть передние ноги и сильно согнуть шею – только тогда он сможет дотянуться до воды.

Африканский крокодил
Крокодил – это крупное пресноводное пресмыкающееся, или рептилия. И вдобавок очень опасное. С виду сонный крокодил молнией бросается на жертву. Самка откладывает яйца на берегу, а вылупившихся детёнышей переносит во рту.
Слишком резвых детёнышей мать успокаивает, подбрасывая их вверх.

Лев и львица
Лев – самый крупный представитель кошачьих в Африке. Этот царь зверей никого не боится. Его рев слышен на много километров вокруг. Удивительно, но охотятся не львы, а львицы. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса.


Носороги
Носороги не слишком дружелюбны. Этих животных легко узнать по двум рогам – большому и маленькому. После еды носорог отдыхает где-нибудь в тени, укрывшись от палящего солнца. Ему также нравится поваляться в грязи – так животное защищается от укусов назойливых насекомых.

Гепард
Гепард большой любитель антилоп. Он не такой сильный, как пантера, но зато великолепный бегун. Это самое быстрое млекопитающее на планете: гепард развивает скорость до 100 км/ч.


Африканский слон
Слон – самое крупное животное из всех живущих на суше. Он может весить 6 тонн. Бивни у слона растут всю жизнь. Уши у африканского слона намного больше, чем у азиатского, и также служат для обмахивания. Однако самое лавное - это хобот: хоботом слон набирает воду для питья, обдает свое тело ка из душа, щиплет траву, срывает листву с высоких деревьев.

Бегемот
Гиппопотам (или бегемот) в переводе означает «речная лошадь». И это правда: почти всё время бегемот проводит в озере или в реке. Часто животное погружается полностью, и на поверхности остаются видны лишь ноздри и глаза. Иногда бегемот разевает пасть и обнажает грозные клыки. Это огромное млекопитающее весом свыше трёх тонн может переходить реку по дну и задерживать дыхание более чем на 3 минуты.


Буйволы
Буйволы – это сильные африканские быки, которые живут в тропиках, неподалёку от водоёмов. Их прозвали «шлемом викинга» - за крупные изогнутые рога.
Буйволы часами стоят в воде или даже купаются в грязи – так они избавляются от назойливых москитов и других кусачих насекомых.

Пантера (леопард)
Пантера, или леопард, - одинокий хищник, прекрасно лазающий по деревьям. Именно сидя на дереве, пантера любит подстерегать добычу. Часто, после удачной охоты хищник затаскивает добычу на дерево, подальше от многочисленных прожорливых воришек.


Павианы
Павианы живут семьями и постоянно кочуют с места на место в поисках пищи: растений, насекомых, птиц и даже молодых газелей. Ночью на время сна павианы забираются высоко на дерево, чтобы их не смогла обнаружить пантера. Почувствовав опасность, павианы шипят и выставляют свои большие клыки.

Вот так, ребята, мы с вами выяснили, что в Африке живут самые-самые животные.

В этих конвертах хранятся загадки. Чтобы прочитать ответы, надо вставить недостающие гласные.

(карточки со словами и недостающие гласные- ребенок находит правильное слово и вставляет букву)

Слова: жираф, крокодил, зебра, слон, обезьяна.

Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев… (жираф).

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (крокодил).

Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Видел когда - нибудь
Лошадь - матроску?…(зебра)

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…(слон).

Рассмешит всех без обмана

Мастер в построенье рож!

Уморителен! Но все ж,

Сей циркач, на нас похож! (обезьяна)

А в этих конвертах хранятся слова, которые я попрошу вас прочитать

(предоставить детям конверт со словами)

Слова: Африка, слон, носорог, бегемот, буйвол, пантера, зебра, лев, гепард.

А теперь предлагаю побыть веселыми мартышками

Физкультурная минутка (координация речи с движением)

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Языки покажем.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Ребята, мы немножко отдохнули и нам пора отправляться в путь.

Предлагаю поиграть в игру:

Игра «Подбери признак»:

У жирафа длинная шея, значит он - длинношеий.

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)

У льва большая грива, он какой? (большегривый)

У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)

У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).

Слон, зебра, бегемот и жираф - травоядные животные. Что значит травоядные животные?

А лев - хищное животное. Почему его так называют?

Дети, зачем зебре полоски, а жирафу пятна? Кто из вас может объяснить?

Перед возвращением домой предлагаю немножко поиграть:

Игра « назови во множественном числе»

Слон-слоны, зебра-зебры, лев-львы, обезьяна-обезьяны, жираф-жирафы, бегемот-бегемоты, крокодил-крокодилы, буйвол-буйволы.

Игра « Назови противоположности»

Сильный-слабый, длинный-короткий, большой-маленький, высокий-низкий, тихий-громкий

Ребята, пора возвращаться домой! Вам понравилось наше путешествие?.

Еще хочу вам рассказать о том, что в Африке не только животные удивительные(самые быстрые, большие, высокие), но и растут интересные растения. С одним из них я хочу вас познакомить-это мухоловка. (показать детям, как оно ловит мух) . Поэтому еще раз хочу вам напомнить, что трогать, нюхать незнакомые растения нельзя.

Воспитатель подводит итог, обсуждает с детьми их успехи, что им понравилось больше всего?


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»

Цели : уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире, актуализировать знания детей по теме «Животные Африки » .

Образовательные задачи :

Расширять и углублять знания детей о животных Африки .

Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи.

Продолжать формировать потребность в двигательной активности через выполнение различных упражнений.

Развивающие задачи :

Развивать познавательные интересы .

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Развивать речь как средство общения.

Развивать устойчивое внимание , память, воображение.

Развивать логическое мышление .

Воспитательные задачи :

Воспитывать стремление изучать животный мир.

Воспитывать умение действовать в команде.

Воспитывать желание помочь в трудных ситуациях.

Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение.


Ход НОД:

Воспитатель :Ребята,посмотрите нам пришло письмо. Кто же его нам прислал? Давайте узнаем. (читает письмо)

«Дети!Срочно приходите.! Бедным зверям помогите! Бармалей нас напугал, он нас всех заколдовал!Мы забыли кто мы есть, что нам пить и что нам есть. А как деточек зовут мы забыли вовсе тут. !По пути вам придется препятствия преодолевать, Бармалеевы задания выполнять.»

В-ль- кто узнал откуда это письмо? Кто его прислал? Как нам поступить?

В-ль : На чем мы можем отправиться в наше путешествие (ответы детей)

На чем быстрее?Давайте отправимся на самолете.

Но сначала надо подумать, что нам взять с собой?
Дети: Карту, компас, бинокль, подзорную трубу и конечно аптечку.
Воспитатель: Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:
РА-РА-РА – начинается игра
СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса,
Пустыня Сахара –
Самая большая пустыня мира,
Здесь сухо и жарко.
И почти ничего не растет
Только:
Завывает ветер – У-У-У
Шуршит песок - Ш-Ш-Ш
Ползают и свистят змеи – С-С-С

Вот и самолет. Надо занять места согласно билету.

Задание «Найди свое место» :На билетахразное количество точек, а на сиденьях самолета (стульчиках) цифры.

Займите свои места. Внимание! Все готовы!

Пристегнуть ремни (хлопок внизу) . Полетели (звучит музыка)

Физминутка : мы отважные пилоты

Посмотрите ребята, где мы пролетаем

Пора приземляться и спасать животных.

Внимание! Посадка! Отстегнуть ремни (хлопок)

Доска Материк лежит большой

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет. (Африка)

Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.

Дети подходят к карте, педагог показывает местонахождение Африки.

Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан.
Африка-это второй по площади материк после Евразии. В Африке проживает около 1 миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества, именно здесь нашли самые древние останки наших предков. Африка – самый жаркий материк планеты.

Кто покажет Африку на глобусе?

А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)

Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый)

Воспитатель : Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
Дети : пустыня.

А что вы знаете про пустыню?

Что это такое? (ответы детей).

Что есть в пустыне?

Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей. На севере Африки расположена самая большая на земле пустыня - Сахара, а на юге - Калахари (показ на карте).

Воспитатель. Ребята, кто может жить в пустыне?

Дети : Верблюд.

Чем известен верблюд?

Дети : горбами.

Вы знаете, что у него в горбах? Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!

А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?

Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.

Воспитатель :

Ребята, как называют люди верблюда? (кораблем пустыни).
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
- А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)

Для чего людям верблюды нужны?
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды

Воспитатель: Устали, жарко, а вот и Оазис!
Что такое оазис? (В оазисе живут животные, живут и люди. Здесь есть растительность, звери приходят на водопой)
Молодцы, вы много знаете, давайте сделаем зарядку.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно;
Вместе раз, это брасс
одной, другой – это кроль!
Вышли на берег.

Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

Встанем, выдохнем, вздохнем

Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)

Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.

Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.

Какие же животные обитают в саванне? В реках? Мы это обязательно узнаем и поможем тем, кто попал в беду

(подходим к столу на котором разрезные картинки)

Ребята,Бармалей и правда всех заколдовал, всех перемешал. Давайте соберем картинки и расскажем кто это.

Задание : «Собери картинку и расскажи о животном» .

Молодцы! Справились с заданием. Давайте назовем каких животных заколдовал Бармалей и сделаем пальчиковую гимнастику :

В жарких странах (легкими движениями пальцев проводить по столу)

Носороги (руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)

Просто ходят по дороге (руками движения вперед)

Мокнут в речке бегемоты (ладони вверх, сжимаем и разжимаем пальцы)

Львы выходят на охоту (раскрывать пальцы веером)

Крокодилы (раскрывать соединенные у запястий руки)

Обезьяны (руки приставить к голове,показать уши)

Зебры – жители саванны (растопыренные пальцы прыгают по столу)

И тропические птицы (большие пальцы переплести и махи ладонями)

Есть чему тут подивиться (ладони переворачивать вверх-вниз)

(раздается плач)

Ребята, кажется кто – то плачет?Давайте послушаем (ходим прислушиваемся, возле мольберта останавливаемся)

Да это же мамы плачут –они потеряли своих детенышей. Ох, уж этот Бармалей, и здесь навредил. Поможем мамам найти своих детенышей?

Игра с мячом «Кто у кого?»(у слонихи –слоненок,у тигрицы- тигренок ит. д.)

Физминутка :

Пошли мамы погулять,а их детки догонять.

Жирафик - бегом,

А слонята – пешком

А зебрята поскакали и в конце пути упали.

(садимся на стульчики) .

Ребята,Бармалей приготовил для нас еще одно задание : «Отгадай загадки и найди отгадки» (придумать загадки самим)

Он выше чем огромный шкаф

И все зовут его (жираф)

«И петь не поет и летать не летает»… Кто же это?

В Африке живет самая крупная птица в мире.
Это страус.

Воспитатель:

Спросите меня дети.

«За что же народ его птицей считает?»

У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.

Вместо носа хобот,вместо ног столбы

И стоят как горы серые (слоны)

Полосатый словно зебра и усатый словно кот.

По лесным зеленым дебрям на охоту он идет (тигр)

Грива есть,но он не лошадь.

Нет короны, а он царь…. (лев)

Царь зверей.

Лев относится к семейству кошачьих и является вторым по величине после тигра из ныне живущих кошек.У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой, как у льва? А шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста есть кисточка длинных волос.

А вы можете мне показать, как рычит лев?

Ребята, а что кушает лев?

В Африке главной добычей льва является антилопа гну и зебра, ведь лев - очень хищное животное.

Лев – дикое или домашнее животное?

А вот это Гепард – самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. А вы умеете так же быстро бегать? Ну-ка ребята, покажите.

На носу большущий рог носит каждый ….(носорог)

В реках Африки живет злой ,зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл всех проглотит (крокодил)

В жаркой Африке живет отрастил большой живот,

Чтобы от жары укрыться забирается в водицу….(бегемот)

Очень вкусные бананы на обед у….(обезьяны)

Надели коняшки-полосатые рубашки….(зебра)

(находим фигурки- выставляем на стол) .

Давайте посчитаем сколько животных мы нашли? Какой по счету? Между кем стоит носорог, бегемот?

Ну что- же, ребята и с этим заданием мы справились.

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вырыл)
Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)
И передвигаются все звери по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)
А черепаха? (ползает)

Мы сегодня путешествовали в Австралии.
-Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
-Африка – это царство холода.

у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Отгадайте, про что можно сказать?

Слоновый…(хобот, хвост)

Носорожий..(рог)

Львиная…(пасть)

Жирафья…(шея)

Страусинные…(перья)

Крокодиловые…(яйца

Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

Садимся в самолет,пристегнулись (хлопок,полетели (звучит музыка) .

Выходим (становимся в круг) Понравилось вам наше путешествие ?

Итог
1.Колючее растение. (кактус)
2.Самое длинношеее животное (жираф)
3.Самая крупная нелетающая птица Африки (страус)
4.Самая крупная человекообразная обезьяна (горилла)
5.Кто море синее тушил в сказке К.Чуковского (крокодил)
7.Самый жаркий континент? (Африка)

Ребята, мы сегодня с вами поговорили только о некоторых животных Африки, а там живет еще много-много разных интересных зверей, но о них мы поговорим в следующий раз.

Физкультминутка «Мартышки».

Мы – веселые детишки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Конспект НОД «Путешествие в Африку» (образовательная область «Познание»)

Цель: Активизировать познавательно-речевую деятельность детей через игру.

Задачи:


1)Уточнить знания детей о зонах Африки, ее растительном и животном мирах.
2)Закрепить знания детей о среде обитания животных жарких стран, их питании, повадках.
3)Активизировать словарь детей по теме: «Животные жарких стран»
4)Развивать познавательные способности детей, настойчивость, взаимопомощь, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности в процессе развивающих игр.
5)Воспитывать у детей доброту, взаимопомощь, отзывчивость, умение работать в коллективе.

Предварительная работа:
-Знакомство на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с материками, океанами; с растительным и животным миром Африки.
-Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций.
-Чтение книг: «Айболит», «Бармалей» К.Чуковского; «Слоненок», «Маугли», «Рикки-тикки-тави» Р. Киплинга.
-Просмотр мультфильмов «Маугли», «33 попугая»

Ход:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята вы ничего не слышите? А мне послышался какой-то странный звук в почтовом ящике. Давайте посмотрим. Здесь письмо!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы совсем уже стали большие и скоро пойдете в школу: научились считать, немного читать, думать и рассуждать.

А кто прислал письмо – неизвестно, узнаем мы это тогда, когда выполним все задания и сможем найти клад .

Вот карта. Дети, какой материк изображен на карте?Да,конечно это Африка, самый жаркий материк! На ней указано, где находится клад . На карте есть условные обозначения. Как вы думаете, что может обозначать :

- ! (внимание) ;

- ? (неизвестная проблема или задание, которое нужно выполнить) ;

Х (клад ).

А что показывают стрелки? (направление маршрута пути) .

Итак, приглашение мы получили, можно отправляться в путь.

2. Основная часть.
Воспитатель: Скажите, а как же нам лучше добраться до Африки?
Дети: на самолете, на корабле…
Воспитатель: Давайте так и сделаем, сначала полетим на самолете, а потом через Средиземное море поплывем на корабле. Но сначала надо подумать, что нам взять с собой?
Дети: Карту, компас, бинокль, подзорную трубу и конечно аптечку,панамку.

Воспитатель: Наденьте кепки, закройте глаза,теперь откройте. Вы превратились в кладоискателей.
Воспитатель: Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:
РА-РА-РА – начинается игра
СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса,
Воспитатель: Сели в самолеты, полетели! (дети обегают круг, изображая самолеты, прибегают к кораблю)
Вот наш корабль! (макет парусника)
(Слайд 1) Занимайте места согласно билетам.
(дети получают карточки с разным количеством точек и ищут соответствующую цифру)
Воспитатель: Заняли места,
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас зовут!”

Звучит песня «Красной шапочки» на сл. А.Рыбникова

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Что-то наш парусник замедлил ход, а вот и совсем остановился, нет ветра. Давайте подуем на флажки, может ветер появится.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Воспитатель: Вот и ветер! Снова в путь, видна Земля! Африка! (Слайд 2)

А теперь давайте посмотрим карту. В какой части африки мы оказались? (В пустыне) Это начало нашего пути. Куда указывают стрелочки? Да, ребята нам надо пройти через всю пустыню. Скажите, от какого слова образовано слово «пустыня»? (Слайд 3)
Дети: Пустыня от слова «пусто». Земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, растений и животных здесь мало. Пустыня Сахара – самая большая в мире, ее называют «Королевой пустынь».
Воспитатель: Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)
(Слайд 4)
Воспитатель: Ребята, отгадаем загадки и узнаем, кто ещё живет в пустыне?

Загадки

1) Шелестя сухой травой,
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея) (Слайд 5)

2) Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)! (Слайд 6)

Дети: Молодцы, дети можем продолжить наш путь.

Давайте посмотрим карту, куда идти дальше? (Оазис) Поедем дальше на верблюдах (имитация поездки на верблюдах)

Воспитатель: А вот и оазис впереди. (Слайд 7)
Что такое оазис? (В оазисе живут животные, живут и люди. Здесь есть растительность, звери приходят на водопой)
Молодцы, вы много знаете. И так, а сейчас мы разучим настоящий танец путешественников. (Звучит музыка)

Повторяйте за мной.

Начинаем ползти в гору по конату

Пробираемся сквозь джунгли

Потом летим на самолете,

А теперь достаём фонарик!

Воспитатель: Хорошо повеселились, отдахнули продалжаем наш путь. Куда показывают стрелочки? (Саванна) (Слайд 8)

Воспитатель: мы попали в африканскую саванну.
Чем покрыта земля в саванне? (травой). (Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья.

Какие животные живут в саванне? (Здесь обитает много разных животных, называют их при показе слайда) (слайд 9 животных африканской саванны)

Дети, вы слышите звуки? Кто-то плачет? Это детёныши африканских животных потеряли своих мам. Давайте им поможем найти родителей?

1Игра «Найди пару»

Дети, молодцы вы помогли животным. Они вас благодарят. А нам пора отправлятся дальше

Куда показывает стрелка?

А какой здесь еще есть знак? (ответы детей ) ;

Вы помните, что он означает? (ответы детей ) ;

Как вы думаете, мы справимся с этим заданием?

Ну, тогда в путь?

(Отправляемся по намеченному маршруту)

2 Игра «Четвёртый лишний»

Дети, животные всё перепутали, и не могу понять кто из них лишний. Давайте им поможем

(Ответы детей: Лишний – лев, потому, что он хищник, а остальные звери – травоядные.
Лишний – кенгуру, живет в Австралии, а остальные звери живут в Африке.
Воспитатель: Молодцы все правильно. Давайте присядем и поиграем в игру.
3 Игра «Подбери слово»
Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вырыл)
Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)
И передвигаются все звери по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)
А черепаха? (ползает)

В. – А теперь мы отправимся к реке.

Музыка

По реке плывёт бревно

Ох и злючее оно

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит…

Дети : - Крокодил (Слайд 10)

В. – Побежим поскорее прочь от этой речки. Здесь опасно.

В. – Ой – ой – ой. Что это закапало? Чувствуете это дождик, открывайте скорей зонтики.

Знаете, почему пошёл дождь?

Мы попали в джунгли

(показ картинки и его местоположение на карте)

4 Игра с зонтом

Воспитатель говорит: – «светит солнышко», ребята ходят по группе. «Идет дождь» ребята прячутся под зонтик.

Дети : - Тропический лес – это деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые, сочные. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышите визг? Кто издаёт звуки? Посмотрите, а кто это там веселится?

(Воспитатель привлекает внимание к карте с изображением обезьяны)

(Слайд 11)

Воспитатель: Дети, посмотрите на карту внимательно. Под пальмой стоит крестик, а это означает, что где то здесь спрятан наш клад. Давайте поищем. Дети находят клад, спрятанный под пальмой (Комнатное растение)

Воспитатель: Дети как вы думаете, кто спрятал клад? Догадались? Клад спрятала я. Ну, а вы все молодцы, старались и поэтому заслужили сладкое угощение. Вам понравилось путешествие? Где мы были? Кого встретили? Куда бы вы ещё хотели отправиться? А сейчас пора возвращаться в детский сад.


Описание материала: предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы. Данный материал полезен воспитателям детских садов в работе по познавательному развитию детей.

Предметная область: ребенок и окружающий мир, обогащение и развитие речи, стимулирование развития коммуникабельности.

Цель: обеспечение разностороннего представления детей об окружающем мире; уточнение, закрепление и расширение знаний о животных и птицах Африки.

Задачи:

Образовательные: углубление знаний о птицах: уточнение названия птиц далёких стран, их внешних признаков и строения. Развитие стремления детей к познавательной деятельности, развитие логического мышления и памяти, расширение кругозора.

Воспитательные: воспитание в детях любви и заботы к животным и птицам, уважение друг к другу, воспитание дружеских отношений.

Коррекционные: активизация речевого общения детей; обучение умению правильного подбора и образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, обучение давать ответы на вопросы полными предложениями.

Организация образовательной среды:

  • для мотивации: показ глобуса и его применение в работе
  • для проведения НОД:

демонстрационный материал: подзорная труба; указатель с надписями; картинки животных и птиц для показа на занятии, картинки природы.

раздаточный материал: раскраски с птицами и животными; цветные карандаши.

Предварительная работа:

  • педагога: составление презентации, изготовление указателя, приготовление демонстративного материала, рассказ познавательного материала о птицах и животных.
  • с родителями: беседы с детьми на данную тему.
  • с детьми: чтение произведений о птицах. Дидактические игры.

Форма организации совместной деятельности воспитателя и детей: беседа, игра, взаимопомощь (общение, игровая деятельность, самостоятельная продуктивная деятельность) .

Ведение НОД:

1. Мотивация:

Входит ребенок с глобусом.

Посмотрите, что я вам принёс. Хотите поиграть?

Ребята, что же это он принес? (глобус) . Для чего предназначен глобус? (Глобус - это наша планета, уменьшенная во много раз. На глобусе легко увидеть, где находится наша огромная страна, наша станица) . Давайте покажем, где находится Россия на глобусе. Видите, какая она большая? А вот и место, где мы живём.

По глобусу можно путешествовать. Как? Сейчас увидим!

Давайте отправимся в путешествие. Чтобы отправится в дальние страны, надо перелететь через высокие горы, преодолеть моря, океаны. На чём можно это сделать? (на самолете, автобусе, поезде, автомобиле) .

Итак, мы отправляемся в путешествие в Африку. Покажете её на карте?

Что необходимо брать с собой в путешествие?

Полетим мы на самолете! Все заняли свои места? Наш самолёт готов? Одеть шлемы – дети одевают панамки от солнца в качестве шлемов.

Полёт прошел быстро. Я посмотрю в подзорную трубу, а вы посмотрите в бинокли. Что вы видите (показываются картинки пустыни, саванны) .

«Материк лежит огромный, самый сухой и жаркий. Лето там круглый год!»

Это, конечно же, Африка. А попали мы в африканскую саванну. Ребята, что такое саванна? (это равнинное место, где почти не растут деревья) .

(поставить указатель)

Здесь стоит какой-то указатель. «Налево пойдешь - в тропическом лесу окажешься. Направо пойдешь - пустыню Сахара увидишь»

Беседа + показ слайдов презентации

Ребята, идти в пустыню не надо, потому что там жарко. Там так жарко, что можно жарить яичницу. А всё-таки если нам надо пойти в пустыню, что необходимо взять с собой? (нужно одеться в плотную белую одежду, взять с собой воду)

Видите растение? (Кактус) . Как он выживает без воды?

А вы знаете, кто такой «корабль пустыни» ?

Оказывается, вы все знаете! Не страшно мне в вами путешествовать в самые дальние страны.

(включение аудиозаписи рыка льва)

Слышите грозный рык? Это же сам лев! (показ фотографии льва) В саванне сложно спрятаться, потому что там мало растительности. Чтобы подружиться со львом, надо отгадать его загадки об Африке. Наш лев добрый и справедливый как Симба из мультфильма Король Лев.

Ловкие, хвостатые, любят бананы, лазят по деревьям (обезьяны)

Огромные, сильные, у них есть хобот, всех зверей они сильней (слоны)

Пятнистые, длинношеие, длинноногие (жирафы)

Выносливые, двугорбые, их используют как средство передвижения (верблюды)

Сильный, желтогривый царь зверей (львы)

Зеленые, опасные, живут в реках (крокодилы)

Полосатые, в чёрно-белую полоску (зебры)

А знаете кто это? Это фенёк – пустынная лисица. Ведёт ночной образ жизни, то есть охотится ночью, а днём спит. Посмотрите какие у неё большие уши! Ими фенёк может слышать то, что находится очень далеко.

А каких животных Африки вы знаете ещё?

Гепард – самое быстрое животное на планете.

Посмотрите, сколько тут животных. Давайте не будем их пугать. У зверей, так же как и у, нас, людей, каждая мама любит своего детеныша.

Давайте поиграем.

Я показываю картинку, а вы говорите кого любит эта мама.

Скажите, кого же любит эта «мама» :

Слониха - слоненка

Жирафа - жирафенка

Львица – львенка

Крокодилица - крокодильчика

Зебра – зебрёнка

Страусиха - страусенка

Верблюдица - верблюженка

Интересно, почему животные гуляют вместе? (У жирафа, как вы уже знаете, высокий рост, зоркие глаза и чуткие уши. Это помогает ему увидеть приближающихся хищников и предупредить других животных о приближающейся опасности)

Я предлогаю вам ещё одну игру.

Вспомните, о ком у нас так говорят в народе и продолжите фразы:

  1. Разговорчивый, как… (сорока)
  2. Важный, как… (индюк)
  3. Воркуют, как… (голуби)
  4. Величавый, как… (павлин)
  5. Мудрый, как… (ворон)
  6. Длинноногий, как… (цапля)

Да, ребята, вы молодцы.

А посмотрите…, что это за птица?

Эта розовая птица – фламинго. Этих птиц называют «птицами утренней зари» .

В старинной легенде рассказывается о том, как фламинго, помогал людям, умирающим в от голода. Фламинго выклевывал из своего собственного тела кусочки мяса и кормил ими людей. Кровь текла по перышкам, окрашивая их в розовый цвет. Так, цвет фламинго всегда будет иметь розовый оттенок, чтобы потомки спасенных не забывали о подвиге этой птицы.

Длина тела фламинго от 90 до 120 см, а вес обыкновенного фламинго составляет примерно 4 кг.

Живут они на берегах и мелководьях морей, океанов, озерах тропических и субтропических зон Африки, Америки, Азии и Южной Европы.

Эти красивые птицы ведут малоподвижный образ жизни. Продолжительность их жизни в естественных условиях точно не известна, но в неволе они доживают до 30 лет.

Питаются эти птицы своеобразно. Излюбленная пища фламинго - синезеленые водоросли.

Чтобы насытиться, фламинго съедает в день большое количество пищи – 1 кг. Собирая пищу, фламинго иногда заходят далеко в воду, и даже плывут, но делают это редко и неохотно.

Но вопреки легенде цвет фламинго розовый из-за содержащихся в еде питательных веществ. При недостатке пищи цвет становится почти белым. Поэтому, если вы увидели белого фламинго, знайте, он неправильно питается.

Родители кормят птенцов в течение двух недель. Позднее их птенцы начинают питаться самостоятельно. Ушедшие из гнезда птенцы, больше похожие на «гадких утят» приобретают белое оперенье, которое по мере их взросления розовеет.

Для гнездования фламинго выбирают недоступные места болот и соляных озер. Чтобы устроить гнездо, птицы собирают глину и растительные остатки, затем утаптывают их ногами. Данная масса высыхает на солнце и становится твёрдой. Но иногдаиз-за отсутствия строительного материала, самки откладывают яйца на песок. В гнездо фламинго откладывают одно или два, иногда три яйца с тонкой скорлупкой. Высиживают яйца оба родителя поочередно, в течение 30 дней. Через месяц появляются птенцы, покрытые бело-серым пухом.

Физминутка: (проходит под музыку группы Барбарики «Африка» ) .

Пора возвращаться домой к родителям. А чтобы побыстрее добраться домой, я взмахну волшебной палочкой, закрывайте свои глазки –один, два, три - нас домой верни. Ребята, вот мы и в нашей комнате.

9. Самостоятельная продуктивная деятельность детей:

Смотрите, здесь вас ждет сюрприз – волшебные раскраски с названием «Африка» . Но на них не хватает цвета у животных и птиц. Помните все цвета животных? Тогда вам задание: раскрасьте их на раскрасках.

10. Подведение итогов НОД

Понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось? А что не понравилось? Что нового о животных и птицах вы узнали?

Не забудьте, ребята, что мы не должны обижать животных и птиц, а должны о них заботиться!