Русский язык в семье народов. Презентация на тему "русский язык в семье славянских языков"

РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ

СЛАВЯНСКИХ

ЯЗЫКОВ


Цель:

  • показать обучающимся родство славянских языков и место русского языка среди них;
  • совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения (умение анализировать учебный материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владеть монологической и диалогической речью).

Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.


Разделение общеславянского языка

ОБЩЕСЛАВЯНСКАЯ ВЕТВЬ

ЯЗЫКОВ

ЗАПАДНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА

ЮЖНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА



Появление славянской письменности

Начало письменности-особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях- святых Кирилле и Мефодии.


Создание азбуки

  • Кирилл создает славянскую азбуку по образу и подобию греческой, которая, в свою очередь, была заимствована из финикийской письменности, относящейся к VII в. до н. э.
  • До Кирилла у славян, по-видимому, существовала какая-то письменность на основе «черт и резов». В источниках того времени остались лишь косвенные упоминания у авторов, принадлежавших к тем народам, которые уже имели свою письменность. Сохранились и позднейшие припоминания самих славян о своих древних письменах.




Как проявляется родство всех славянских языков?

  • В наличии общих слов, а также в некотором фонетическом и грамматическом сходстве.

Украинский

Белорусский

Болгарский

Польский


Некоторые слова в современном русском языке (совершенно, на первый взгляд, непохожие) являются исторически родственными.

  • Слова «врач» и «врать» исторически оказываются родственными словами. Установить это удалось при сравнении родственных славянских языков. Основным из древних значений болгарского слова «врач» является значение «знахарь», «колдун». Сербохорватское «врач» также означает «чародей, колдун, предсказатель, знахарь», так как врач знал, как заговаривать болезни. В старославянском языке слово «врать» имело значение «говорить». Сравните: «заговаривать», «говорить». Лишь позднее оно стало означать «говорить неправду, лгать», а его исконное значение «говорить» сохранилось в слове «врач»

Родство общеславянских слов.

  • Живот – «часть тела у человека, животного» Общеславянское слово индоевропейского характера. Первоначальным значением слова живот было – «жизнь, нажитое, имущество»

«Не жалея живота своего»


Аргументы

  • Сходство в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом.
  • Этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными.
  • Существование старославянского языка, понятного всем славянским народам в IX – X вв.
  • Не сохранилось текстов на этом языке.
  • Не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен.
  • Слишком различны славянские языки, непонятны без перевода представителям другой группы славян.


Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее.

Русский язык входит в группу славянских языков и в подгруппу восточнославянских. Он является самым распространённым языком славянским языком: зная русский, люди без труда смогут понимать языки других ветвей славянской группы. Также русский язык имеет множество диалектов и сложную грамматическую систему, из-за чего его трудно учить. Лексическая система русского языка по сравнению со всей славянской группой богата и разнообразна: в русском языке более восьмидесяти процентов исконно русских слов, однако наблюдаются и заимствования из других языков. Также в синтаксисе русского языка наблюдается свободный порядок слов, большую роль играет интонация. В основе письменности русского языка, как и всей восточнославянской ветви, лежит кириллица. Сначала литературный язык был неярким и тусклым, однако большое влияние на него оказало творчество А. С. Пушкина.

Формирование русского национального языка.

Русский язык прошел длительный путь исторического развития. Выделяют три периода развития русского языка:

Ранний период (VI-VII – XIV века).

Средний период (XIV-XV – XVII века).

Поздний период (XVII-XVIII – конец XX – начало XXI века).

I период (ранний) начинается после выделения восточных славян из общеславянского единства и формирования языка восточных славян (древнерусского языка) – предшественника русского, украинского и белорусского языков. Этот период характеризуется наличием в языке старославянизмов, церковно-славянской лексики, тюркских заимствований.

II период (средний) начинается с распада языка восточных славян и выделения собственно русского языка (языка великорусской народности). Ко второй половине XVII века складывается русская нация и оформляетсярусский национальный язык, опирающийся на традиции говора Москвы.

III период – это период развития русского национального языка, оформления и совершенствования русского литературного языка.

В XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков; общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка сыграл М.В. Ломоносов , написавший «Российскую грамматику» и разработавший теорию о трех стилях (высоком, среднем, низком).

В XIX веке на всем протяжении столетия ведутся споры о том, что считать основой грамматики русского литературного языка, какую роль должен играть церковно-славянский язык в развитии его стилей, как относиться к простонародному языку и просторечию? В этом споре принимают участие прежде всего Н.М. Карамзин и его сторонники-западники и славянофилы во главе с А.С. Шишковым.



Решающее влияние на выработку норм русского литературного языка оказало творчество А.С. Пушкина , который в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности : любое слово допустимо в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

Понятие национального языка. Формы национального языка и их характеристика.

Национа́льный язы́к -социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.

Национальный язык - форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Диалекты – разновидности языка, являющиеся средством общения коллектива, объединенного территориально (сельские жители разных областей и районов). Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения, имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. (управленцев, военных, актеров, музыкантов, спортсменов, студентов и др.).

7) стилистические особенности использования форм национального языка.(Не нашла)


Цель урока: 1.Получить представление о месте русского языка среди других славянских языков. 2. Развивать умение рассуждать на заданную тему. 3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, желание его изучать.


Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. А. Куприн

  • Объясните, как вы понимаете высказывание писателя А. И. Куприна?
  • Обоснуйте свою точку зрения.

Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку – предку – праязыку .

Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком.


В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселяющий обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Праславянский язык просуществовал до середины 1-го тысячелетия н. э .


С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом.

Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.


Постепенно славянские языки разделились на три группы:

1). Восточнославянские языки;

2). Западнославянские языки;

3). Южнославянские языки.


В 10 веке, с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.


С течением времени старославянский язык, подвергнувшись звуковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковнославянского и до 17 века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка.


Древним восточнославянским языком является язык древних восточных славян.

Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство – Киевскую Русь , образовали единую древнерусскую народность.


Древнейшие памятники письменности

11-13 веков являются общими для всех восточнославянских языков.

На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская Правда», «Слово о полку Игореве»


В истории русского языка

выделяются три периода:

1). 6-7-14вв.;

2). 15-17вв.;

3). 18-20вв.


Первый период начинается выделением восточных славян(предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.

С этого времени ведёт своё существование и восточнославянский ( древнерусский ) язык.


Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и возникновение языка великорусской народности.

Существенные сдвиги в общественной жизни, происшедшие на рубеже средневековья и нового времени, вызвали серьёзные изменения в языке.


Развитие экономических и политических связей Московской Руси, рост авторитета Москвы, распространение документов московских приказов явилось причиной того, что говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в 17веке русского национального языка.


В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная основа, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) вырабатываются нормы русского национального литературного языка. В истории русского языка наступает третий период.



  • Используя данные рисунки, расскажите о группе славянских языков.


  • Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.
  • В чём выражаются родственные связи этих языков?
  • Приведите примеры, доказывающие родство славянских языков.

В зависимости от происхождения исконно русские слова подразделяются на три основные группы:

слова общеславянские,

восточнославянские и

собственно русские.


Общеславянские слова унаследованы древнерусским языком из языка-основы, существовавшего

до5-6вв. нашей эры на территории, заселённой в доисторическое время славянскими народами.


К общеславянским словам относятся: 1). Название лиц по родству (мать, дочь, сын, брат и.т.д.);

2). Название занятий и орудий труда (жнец, лекарь, пастух, ткать, сечь); 3). Название жилища, одежды, домашней утвари (дом, двор, окно, свеча); 4). Название пищи и продуктов (каша, квас, пирог, мёд. кисель); 5). Название растений, предметов и явлений природы (соха, плуг, серп, берёза, липа, сосна, земля, поле. гора, небо, зима, утро, солнце).


Восточнославянские(древнерусские) слова возникли в11-14вв.

Сюда входят слова, общие

Для русского, украинского

И белорусского языков,

составляющих некогда

единство – Древнерусский

язык. Таких слов много

(дядя, мужик, плотник,

белка, зодчий. кладовая,

корзина, коромысло,

мешок, скатерть, самовар,

лодка, цветок, кружево).


Собственно русские слова появились с14в. (после деления восточнославянского языка на русский,

украинский, белорусский).

К ним относятся все слова, за исключением заимствований(бабушка, дедушка, женщина, мужчина, мальчик, ребёнок, телёнок, кукушка, ласточка, ромашка, одуванчик, сказка, вьюга и.т.д.).


Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В9в. Этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а в конце 10в. (после принятия христианства) распространился на Руси.


Как отличить старославянизмы

от исконно русских слов?

Во-первых, старославянизмы обозначают отвлечённые понятия ( великодушие, добродетель, благо, внимание и.т.д.); научные понятия ( вселенная, изречение, местоимение, правило и.т.д.); церковно-религиозные понятия ( воскресенье, жертва, порок, храм, священник и.т.д.).


Во-вторых, с фонетической стороны характеризуются неполногласными сочетаниями : -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло, -ере-, -еле- ( град, здравый, глава, брег );

сочетаниями : -ра-, -ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-( работа, ладья ); сочетанием жд , соответствующим русскому ж: хождение (хожу), одежда (одежа), чуждый (чужой).

Согласным щ на месте русского м ощь (мочь), горящий (горячий), освещение (свеча).

Начальными а, е вместо я, о: азъ (я), агнец(ягнёнок), един(один), езеро (озеро).


В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения:

Приставки: воз-, из-, низ-, пре-, пред-, чрез- ( воздать, презирать, низвергнуть, предпочитать, чрезмерный);

Суффиксы существительных: -ени-, -енств-, -еств-, - знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) ( единение, главенство, жизнь, хранитель, кормчий, гордыня). Суффиксы прилагательных и причастий: -айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ-, -им-, -ом-, -ущ-, -енн- ( добрейший, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный).

Первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико- и др. ( благодарить, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушный и др.).


Тренировочное упражнение.

  • К данным старославянизмам подберите соответствующие русские слова.

П ра х –

Г ла ва-

Н ра в –

П оро х

Г оло ва

Н оро в

Е лень –

О лень

Неве жд а –

Чу жд ый –

Ст ра на –

К ра ткий –

В ра та -

Неве ж а

Чу ж ой

Ст оро на

К оро ткий

в оро та

Все ли соответствующие русские слова совпадают со старославянскими по значению?


Сочинение – рассуждение.

(Мысли об истории русского языка).

  • При написании используйте словосочетания: праславянский язык,

распространение письменности, восточнославянский (древнерусский язык), общеславянские слова, древнейшие памятники письменности, говор Москвы в основе национального литературного языка, собственно русские слова, использование старославянизмов.

  • Для придания речи особой выразительности используйте старославянизмы.

Продолжите предложения:

Я сегодня узнал….

Мне было интересно…..


Домашнее задание.

§ 1, Упр.4


Технологическая карта урока по русского языку на тему «Русский язык в семье славянских языков» (программа М. М. Разумовской).

Разработчик конспекта: Харитонова Дарья Михайловна

Программа по русскому языку 5 - 9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов

Класс : 8

Тема урока : Русский язык в семье славянских языков

Тип урока : «открытия» новых знаний
Цели урока:

Деятельностная цель: формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный, правильно оформляя свои мысли.
Содержательная цель:
познакомить с историей возникновения русского языка; сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

    осознание роли русского языка в семье славянских языков

    понимание эмоций других людей, умение сопереживать

    уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Регулятивные УУД:

    самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать

    работать по плану, сверяя свои действия с целью

    владеть приемами обобщения, анализа, классификации

Познавательные УУД:

    делать выводы и заключения по итогам совместной работы класса и учителя

    находить ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные УУД:

    правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения

    умение слушать точку зрения другого

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык – история – литературное чтение – развитие речи

Оборудование : доска, мультимедийная приставка, схема «Языковое древо», Толковый словарь С. И. Ожегова, листы самоанализа.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный момент

(1-2 минуты)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами вводный урок. Я уверена, что после летних каникул на учебу вы пришли отдохнувшие, повзрослевшие. Сегодня всем вам уже по 14 лет, а кому – то и больше. А сколько вы думаете лет русскому языку?
Наш с вами язык выделился из древнерусского языка примерно в конце XIII - начале XIV века. Давайте посчитаем, сколько же ему лет.

Язык, который мы видим сегодня, складывался веками. Поэтому сегодня мы обратимся к истории родного языка.

Приветствуют, садятся. Внимательно слушают.

Один из учеников отвечает: «Русскому языку уже много сотен лет»

«Нашему языку 700 лет».

    Актуализация знаний

(4-5 минут)

Записываем число, «Классная работа».

У каждого слова есть своя история. Без слова трудно представить существование современного общества. Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вдумчиво и выразительно прочтем слова Александра Ивановича Куприна о языке, которые послужили эпиграфом к нашему занятию.

Как вы понимаете изречение писателя?
Свою точку зрения обоснуйте.

Обучающиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

Один ученик по выбору учителя читает эпиграф с экрана:

Слайд 1

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры».

Объясняют понимание изречения:

Становление языка есть путь, который проходит человек в своем развитии. Человек творит слово, следовательно, творит мир.

    Постановка учебной задачи
    (4-5 минут)

Пропустим одну строчку для темы урока, которую мы сформулируем чуть позже. Запишем слова под диктовку: прадед, прабабушка, предок, праязык, прародители, прародина

Что общего у этих слов?

Что обозначает эта приставка, какого ее лексическое значение?

Для более точного толкования обратимся к нашему
помощнику – Толковому словарю.

Так о чем мы будем говорить сегодня? О каком языке?

Так мы подошли к тебе нашего занятия о прошлом родного языка.

Запишем тему урока: «Русский язык в семье славянских языков».

Обучающиеся пропускают строку, записывают слова. Один ученик работает у доски. Ребята выделяют приставку ПРА –

Размышляют над лексическим значением приставки.

Обращаемся к словарю:

«при добавлении к существительным образует существительные со значением прямого родства определённой степени по восходящей или нисходящей линии»

Отвечают на вопрос:
Мы поговорим о предке родного языка, о праязыке.

Записывают тему урока

    «Открытие»
    нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания.

(7-8 минут)

Давайте обратимся к упражнению №1 в учебнике. Обратите внимание, на парте у каждого из вас есть карточка «языковое древо». Прочитайте внимательно текст.

Какой вывод вы можете сделать, сделав это упражнение?

Правильно, в связи с этим, как вы думаете, что мы будем изучать на данном уроке?

Замечательно,молодцы.

Один ученик читает текст громко и выразительно. Класс слушает и внимательно смотрит на раздаточный материал.

Причем у праславянского языка тоже есть прародитель - индоевропейский язык.

Класс внимательно слушает.

    Первичное

закрепление

(4-5 минут)

Вы очень внимательно слушали историю о становлении языковой системы.

А сейчас прошу закрыть учебники, убрать, выданную вам карточку, и схематично зарисовать «Языковое древо» себе в тетрадь.

Расскажите то, что вы запомнили из услышанного, опираясь на схему, которую кратко отразили в тетради. Ребята, слушаем внимательно, в случае дополнения, поднимаем руки.

Обучающиеся закрывают учебники, делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради.

Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают.

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)

Выполним упражнение №4, которое позволит нам узнать: насколько важно помнить и чтить историю народа, языка, а также вспомнить правила правописания и пунктуации. Прежде чем приступить к письменному заданию, давайте озвучим высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пишем, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Приступаем к работе.

Хорошо, теперь давайте проверим работу, выполненную на доске, и оценим ее. Внимательно посмотрите, все ли согласны?

Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает.

Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.

«Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее».

Класс проверяет работу ученицы.

Отвечают на вопрос аргументировано.

    Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)

Ребята, давайте подведем итог урока. Попробуем написать мини-сочинение на тему сегодняшнего занятия. Вам необходимо выбрать тему в зависимости от уровня сложности.

Ребята, выбравшие базовый уровень, пишут сочинение на тему «Русский язык в семье славянских языков», иначе говоря, обобщают пройденный сегодня материал. В своей работе вы обязательно должны ответить на следующие вопросы: Назовите предшественников русского языка? Какие языки являются наиболее родственными русскому? Зачем человеку знать историю родного языка? Также на доске перед вами записаны словосочетания, которые помогут вам в работе.

«праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык».

Учащимся, которые выбрали повышенный уровень, необходимо написать сочинение – рассуждение на тему эпиграфа занятия. Поразмышляйте над высказыванием А. И. Куприна и сделайте соответствующие выводы.

При наличии времени, несколько учеников зачитывают свои работы.

Сдаем тетради на проверку.

Выбирают уровень сложности выполнения задания

Пишут сочинение по теме

На экране прописано (Слайд 2)
Базовый уровень – «Русский язык в семье славянских языков»
1.Назовите предшественников русского языка?

2.Какие языки являются наиболее родственными русскому?

3.Зачем человеку знать историю родного языка?

Словосочетания-подсказки:

праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык

Повышенный уровень – «Русский язык и народ»

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры»

Слайд 3

«Критерии оценивания»

Базовый уровень – мах оценка 4

Повышенный уровень - мах оценка 5

Сдают тетради на проверку

    Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)

На вашей парте лежат листы самоконтроля, заполните, пожалуйста.

Сдаем листочки.

Сегодня мы очень плодотворно поработали. Все молодцы.

Записываем домашнее задание: ст. 6, упр. 5 (выписать определения из словаря предложенных слов), найти и выписать имена ученых, которые внесли вклад в развитие истории языка.

Спасибо за урок, можете идти!

Учащиеся заполняют листы самоанализа

(Приложение 1 )

Сдают листочки

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Лист самоанализа

    На уроке понравилось больше всего _______________________________________________________________________________________

    Мне показалось сложным ________________________________________________________________________________________

    Мне бы хотелось, чтобы на следующем уроке было больше (например, работы у доски, сочинений) _____________________________________

    Мое настроение на уроке (нарисуйте соответствующий смайлик)

РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ

СЛАВЯНСКИХ

ЯЗЫКОВ

Урок русского языка
в 9к классе сош № 3
Учитель – Мартынова М.Б.

ЦЕЛИ:

  • показать учащимся родство славянских языков и место русского языка среди них;
  • вызвать у учащихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры;
  • продолжать формирование навыков монологической и дискуссионной речи.

ПЛАН УРОКА

  • Общеславянский язык – прародитель славянских языков.
  • «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. Практикум.
  • Языки-братья. Практикум.
  • Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд - 1

Приветствие. Рапорт.

Тема нашего урока « Русский язык в кругу славянских языков».

Он посвящён проблемам развития славянских языков.

Слайд - 2

На уроке мы постараемся определить родство славянских языков и место русского языка среди них, также коснёмся вопросов истории развития славянской письменности, литературы, культуры, продолжим работу над развитием монологической и дискуссионной речи.

Слайд 3

План работы на уроке.

Работа в тетрадях. Записать число, классная работа, тему урока.

Слайд 4

Начнём мы работу на уроке с защиты проекта по теме «Общеславянский язык – прародитель славянских языков». Представит его нам Семенчук Р.

2. ЗАЩИТА ПРОЕТА «ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК - ПРАРОДИТЕЛЬ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ»

Слайд 5

Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются языке – в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.

Давным-давно задумались люди над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Кто знает, может, нам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… и во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать.

Языки народов мира очень разнообразны по структуре и по истории своего развития. Некоторые из языков обнаруживают сходство в словарном запасе, фонетическом строе и грамматике, другие, напротив, далеки друг от друга.

Слайд 6

Классификация языков по степени их родства называется генеалогической (от греч. «родословная»). Генеалогически языки делятся на семьи, а внутри семей – на группы. В семьи и группы языки объединяются по общности их древнего источника.

Русский язык входит в индоевропейскую семью. Эта семья – самая многочисленная (в неё входят около ста языков). Среди групп индоевропейских языков выделяется славянская группа, она одна из самых крупных в этой семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около трёхсот миллионов человек.

2) Все славянские языки восходят к древнему праязыку, который условно называют общеславянским языком. Выделение славян из общеиндоевропейского единства произошло в глубочайшей древности, приблизительно к началу 3 тысячелетия до нашей эры. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Общеславянский язык просуществовал до середины 1 тысячелетия нашей эры.

Карта – 1 Слайд 7

Слайд 8

Итак, с течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.

Постепенно общеславянские языки разделились на три группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую.

Карта - 2 Слайд 9

Слайд 10

Восточнославянская группа языков просуществовала примерно до 14 – 15 в. и в связи с расселением племён со временем распалась на русский, украинский и белорусский – близкородственные языки.

В 14-15 в. восточнославянская группа делится на три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский.

Слайд 11 кириллица + Слайд 12

Почти все общеславянские языки имеют письменность. У восточных и южных славян, за исключением хорватов, письменность основана на кириллическом алфавите, или кириллице, - алфавите, который был создан родоначальниками славянской письменности Кириллом и Мефодием, а западные славяне пользуются латинским алфавитом.

Слайд 13

Родство славянских языков несомненно. Оно проявляется, например, в лексическом составе. Так, одинаково или похоже звучат некоторые названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках, например, отец, мать, сын, сестра и др.

Русский

украинский

белорусский

болгарский

польский

чешский

отец

отець

айцец

отец

oiciec

otec

мать

мати

маци

майка

matka

matka

сын

син

сын

син

В НАЛИЧИИ ОБЩИХ СЛОВ, А ТАКЖЕ В НЕКОТОРОМ ФОНЕТИЧЕСКОМ И ГРАММАТИЧЕСКОМ СХОДСТВЕ. ТАК, НАПРИМЕР, ОБЩИМИ ДЛЯ ЭТИХ ЯЗЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ГОЛОВА, РУКА, ЗЕМЛЯ, ЕСТЬ И МНОГИЕ ДРУГИЕ.

НО, НАРЯДУ СО СХОДСТВОМ, ЭТА ЛЕКСИКА ИМЕЕТ ФОНЕТИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ.

НАПРИМЕР, РУССКОМУ СЛОВУ ПИТЬ В УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПИТИ , В БЕЛОРУССКОМ – ПiЦЬ , БОЛГАРСКОМ – ПИЯ , СЛОВЕНСКОМ – piti и т. П.

Слайд 14

Самый ранний литературный язык, на котором написаны древнейшие славянские памятники, - общеславянский. Это такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская правда», «Слово о полку Игореве».

Слайд 15

А вот как создавались первые рукописные книги.

В монашеской келье…

Из-под пера летописца Нестора…, писавшего «Повесть временных лет»

Слайд 16 - 18

А так выглядели страницы первых рукописных книг, с которых и начиналась история русской письменности.

3.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Как мы с вами увидели, существует множество особенностей, сближающих и разделяющих родственные языки. На уроке мы пронаблюдаем за этими особенностями. Например, одной из отличительных черт русского языка от украинского и белорусского в области морфологии является отсутствие особой звательной формы в русском языке.

Над этой темой работала ещё одна группа учеников, они провели исследование и сейчас нам представят свои выводы.

Слайд 19

СООБЩЕНИЕ « Утрата звательной формы в русском языке при сохранении её в украинском и белорусском»

В древнерусском языке сущ-ые изменялись по семи формам падежей. Форма зват. падежа применялась в русском языке при употреблении обращений. Это звучало так, сестро, дочере, сыно, коню и т.д.

С течением времени русский язык потерял форму звательного падежа, хотя она до сих пор сохраняется в укр. и белор. яз.

Хотя можно обратить внимание на то, что часто в разговорной речи употребляются выражения боже! и господи! Это остатки утратившей формы.

Также некоторые поэты и писатели использовали форму звательного падежа в языке художественных произведений, например, Пушкин «Чего тебе надобно, старче?» или Гоголь «Поворотись –ка, сынку!»

Слайд 20


4. «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. Практикум.

Слово учителя .

Как уже было замечено, «Слово о полку Игореве» - один из древнейших текстов славянской письменной речи, написанный языком, понятным для всех славян. Прежде чем приступить к работе с этой книгой, мне хотелось бы прочитать слова выдающегося учёного Лихачева, которые, на мой взгляд, очень точно передают значение этого произведения.

« Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны».

Д.С. Лихачёв.

Слайд 21

Давайте поработаем с источником и выполним следующее задание: откройте древнерусский текст «Слова…», найдите в тексте обращения, употребленные в звательной форме, выпишите их в тетрадь (3 – 4 примера).

Слайд 22

Проверим:

«Не лепо ли ны бяшитъ, братие… » не пора ли нам, братия, начать о походе Игоревом слово

« О Бояне , соловию старого времени!» о боян, старинный соловей,

« О русская земле !»

Разминка (физ. пауза)

Слайд 23

5. РАБОТА С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

А сейчас мы переходим ко второй части урока, где проследим за особенностями, являющимися общими для всех славянских языков. В этом нам помогут этимологические словари.

Этимологические словари существуют, главным образом, чтобы объяснять происхождение и историю отдельных слов и морфем.

Готовясь к уроку, группа ребят провела исследовательскую работу и обнаружила, что некоторые слова в современном русском языке (совершенно, на первый взгляд, непохожие) являются исторически родственными.

Обертышев С.

СООБЩЕНИЕ.

Слова «врач» и «врать» исторически оказываются родственными словами. Установить это удалось при сравнении родственных славянских языков. Основным из древних значений болгарского слова «врач» является значение «знахарь», «колдун». Сербохорватское «врач» также означает «чародей, колдун, предсказатель, знахарь», так как врач знал, как заговаривать болезни. В старославянском языке слово «врать» имело значение «говорить». Сравните: «заговаривать», «говорить». Лишь позднее оно стало означать «говорить неправду, лгать», а его исконное значение «говорить» сохранилось в слове «врач»

Слайд 24

Вопрос что же помогают узнавать этимологические словари?

Слайд 25

ПРАКТИКУМ.

Пользуясь этимологическим словарём, покажите на примере общеславянского слова «живот» родство всех трёх групп славянских языков. Выпишите словарную статью в тетрадь.

Слайд 26

ПРОВЕРКА.

Живот – «часть тела у человека, животного» Общеславянское слово индоевропейского характера. Первоначальным значением слова живот было – «жизнь, нажитое, имущество»

Слайд 27

ПРОСМОТР СЦЕНЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» (по пьесе М. Булгакова, режиссёр Л. Гайдай)

Слайд 28

Вопрос. О чём идёт речь в этом диалоге?

Задание: прочитайте диалог, найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Запишите несколько слов, относящихся к разным эпохам.

Какой приём придаёт этой сцене иронический характер?

Герой этой пьесы соединил в своей речи лексику разных эпох

ИОАНН (кричит режиссёру Якину ). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

ЯКИН (хрипит ). Живота…

ЗИНА. Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

ИОАНН. Живота? Ну будь по-твоему…

ЯКИН. Зинаида, подскажи мне что-нибудь по-славянски.

ЗИНА. Паки.

ЯКИН. Паки. Паки. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

ИОАНН. Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

ЯКИН. Языками не владею, ваше благородие.

ИОАНН. Жалую тебе шубу с царского плеча.

ЗИНА (Якину). Благодари! Благодари!

ЯКИН. Весьма вами благодарен.

ЯКИН (чуть позже ). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Пустой слайд.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, каково же место русского языка в кругу славянских языков. Современный русский язык находится в определённых отношениях ко всем другим славянским языкам. На примере «Слова о полку Игореве» обнаружили элементы, отличающие русский язык от родственных языков. Работая с этимологическим словарём, увидели наоборот общие признаки. Так существовал ли на самом деле язык общий для всех славян? Какие аргументы можно привести «за» и «против»?

Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка

Ребята, как вы думаете, можно ли полагать, что общеславянский язык существовал, обоснуйте своё мнение.

Аргументы

Против

  • Не сохранилось текстов на этом языке.
  • Не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен.
  • Слишком различны славянские языки, непонятны без перевода представителям другой группы славян.

За

  • Сходство в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом.
  • Этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными.
  • Существование старославянского языка, понятного всем славянским народам в IX – X вв.
  • Большинство алфавитов славянских языков близки по количеству и звуковому значению букв, несмотря на рзность наертаний
  • О едином языке писали древние летописцы, о нём упоминает Ломоносов.

Слайд 29

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

В конце урока мне вновь хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева.

« Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее»

Д.С. Лихачёв.

Итак, мы приближаемся к завершению нашей работы, давайте подведём итоги.

ОЦЕНКИ.

Итоги работы.

Слайд 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. выписать из этимологического словаря не менее 10 слов, происхождение которых восходит к индоевропейской семье языков;
  2. произвести этимологический анализ одного слова (по выбору), имеющего общеславянские корни.