Что время как его чувствуете. Что такое чувство времени? Методы развития ощущения времени

Управление времнем – легко и просто

Графики и бланки

Новые бланки (на основе «Учебного органайзера»)

1. Бланк дневного хронометража. Содержит большой раздел задач, с отметками о выполнении.

2. Бланк сводного учета показателей. Удобен для отслеживания изменений намеченных показателей, включает табличное и графическое представления.

3. Бланк оперативного управления. Содержит бланки управления регулярными и контекстными задачами дневного уровня, бланк хронометража с большим количеством заданных показателей.

Хронокарта Гастева Построена по принципу графика Гантта. Может пригодиться для учета времени на начальном этапе. Неудобна своей некомпактностью, удобна наглядностью. Формат А4.

Годовой график на 2000 и 2001 годы Наиболее удобная из известных нам форм годового графика (оси: месяцы/дни, субботы и воскресенья отмечены белыми и черными квадратиками). Дает хороший обзор. Формат А4.

Годовой график на 2001 год - вертикальный вариант Похож на предыдущий, но вертикальный (слева направо месяцы, сверху вниз числа). Более спартанское исполнение - эргономичнее за счет удаления многих подробностей. Формат А4.

Недельный график Одна из многих возможных форм. (Стоит заметить, что система годовой + недельный графики является вполне достаточной для всех форм планирования, и, по всей видимости, наименьшей из возможных систем, охватывающих все периоды планирования в году). Формат А4.

Протокол совещания (начало и продолжение) Также лишь одна из возможных форм. Начало - со списком участников итп; продолжение - только часть, посвященная затронутым вопросам и принятым решениям. Для текущих заметок в ходе совещания можно использовать свободное пространство в левой колонке, после списка вопросов. Формат А4.

На днях договорились встретиться с приятелем в полдень на «пушке». Я подошел туда в 11.55, осмотрелся по сторонам в поисках Игоря, и не найдя его глазами, достал журнал и увлекся чтением. Прошло уже 20 минут после назначенного срока, когда меня дернули за рукав. Игорь с виноватой миной развел руками:

Прости, опять опоздал. Вроде и спланировал, и пробок не было, но… сам видишь! Как будто время со мной играет в прятки. Вечно опаздываю, куда бы не отправлялся. Особенно обидно, когда важная встреча, а ты приходишь на 10-15 минут позже, чем договорились.

Ладно, не отчаивайся. Наверно у тебя слабо развито чувство времени, потому и не можешь вовремя появляться там, где спланировал. Отсюда и складывается впечатление, «что время играет с тобой в прятки».

А что такое чувство времени?

В самом деле, что такое чувство времени? Это внутренний голос, способный дать ответы на вопросы следующего плана: «сколько времени займет подготовка отчета о выполненном проекте?», «Сколько ехать от дома до офиса?», «Который сейчас час?». Собственно, для многих этот голос известен под термином «внутренние часы». Вот как иллюстрирует эту способность человеческого организма известный изобретатель Г.С. Альтшуллер, «…я просто чувствую движение времени, выработалось такое качество. Знаю, сколько «стоит» та или иная работа. Чувствую полезную загруженность времени, и если она мала – это воспринимается как состояние физического дискомфорта…». Чувство времени – физическое ощущение его движения. Восприятие телом, а не умом. И это очень важно. Потому что телесное восприятие – функция, не требующая вмешательства сознания. Следовательно, оно дает нам возможность разгрузить мозг для любой другой деятельности. Важное отличие – чувствовать время, а не считать (прикидывать) в голове, сколько займет та или иная работа.



Многие заменяют чувство времени сознательным расчетом. Раскладывают цепь событий на звенья и фиксируют длительность каждого звена. Далее суммируют – и получают продолжительность события. Этот подход умозрителен, а чувствовать время можно только телом, практически на рефлекторном уровне. Центр чувства времени располагается чаще всего в области грудной клетки. У некоторых – в окрестностях сердца, у других ближе к животу. Задайте себе вопрос: «сколько по времени я буду выполнять это упражнение?». И постарайтесь определить, откуда вы получаете ответ. Прикидываете в голове, который час? Вспоминаете, когда последний раз смотрели на часы? Определяете время по внешним факторам (звон часов, приход коллеги…)? Или перемещаете свое внимание в область груди? Сосредотачиваетесь на своих ощущениях? Фактически вы задаете ряд вопросов: «это займет 10 минут? 5 минут? 20 минут?» Получаете ответ «да» или «нет», и через ряд таких вопросов вы приближаетесь к правильному ответу, когда почувствуете комфортное состояние – «именно столько, 20 минут!». Обычно, это приятная тяжесть, некая неторопливая пульсация в груди.

Чувство времени есть у любого нормального человека. Отличия лишь в точности определения времени. Свои внутренние часы мы вырабатывали с детства. Именно тогда, в детстве, день казался длинным, и время тянулось. Именно тогда наше чувство времени было латентным и давало большие погрешности. Взрослея, мы уже четко знали, что урок длится 45 минут, перемена 10 минут, дорога от школы домой – 15 минут. И сейчас каждый из нас может сказать, сколько времени займет то или иное событие, особенно если мы делали его многократно. Будь то домашние дела, различного рода рабочая рутина, время на дорогу от дома до работы и прочее. Чувство времени есть у каждого из нас. Только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено, плюс-минус полчаса – это норма жизни. К чему приводит такая разлаженность внутренних часов – мы рассмотрим чуть позже.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ЧЕЛОВЕКА

О.Н. КУЗНЕЦОВ, А.Н. АЛЕХИН, Т.В. САМОХИНА, Н.И. МОИСЕЕВА

Адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды. Изучение отражения времени в психологическом плане до сих пор преимущественно ограничивалось изучением восприятия времени, относительно мало затрагивая другие психические процессы и социально-психологические аспекты отражения времени.

Оценка точности воспроизведения временных интервалов в каждый конкретный период развития личности испытуемого является результирующей его жизненного опыта и генетически обусловленной биоритмологической индивидуальности, опирающейся на динамические характеристики соматического и нервного функционирования. Дифференциально-психологические особенности и зрелость понятий «настоящего, прошлого и будущего», «быстрого» и «медленного», способность оценки человека и предмета по отношению к личному времени, эмоциональное отношение к скорости реакции окружающих связаны не только с уровнем восприятия, но и с интеллектуально-понятийным, эмоциональным и волевым развитием личности как субъекта познания. Генетически определяющее значение отражения особенностей времени объективного мира в формировании адекватного образа окружающей реальности обусловливает необходимость разработки системного подхода к методам исследования психологии времени, органически интегрирующего изучение взаимодействия восприятия, мышления, речи и эмоций при ориентации в изменяющейся по времени окружающей среде.

Группа авторов, объединив совместные усилия в разработке единого физиолого-психологического методического подхода к изучению «психического времени» при нормальной и патологической адаптации к изменяющимся условиям существования в процессе развития личности, пришла к необходимости существенного дополнения и модификации классических методик исследования. Мы постарались использовать в целях изучения времени наиболее перспективные для этих целей психологические методы (пиктограмма, проективные тесты, семантический дифференциал и др.). Одновременное исследование различных аспектов восприятия и понимания времени у одного и того же человека позволяет интегративно оценить уровень развития отражения времени, а также его связь с особенностями личности и психических процессов. Батарейный принцип построения, использованный в подходе, повышает валидность предлагаемого нами комплекса для оценки степени развития чувства времени как показателя адаптированности.

Изучение восприятия времени вызвало и появление соответствующих тестов. Для этого использовались: тест определения длительности индивидуальной минуты, исследования восприятия более коротких временных интервалов - 7, 10 и 30 с в виде словесной оценки предъявляемых интервалов времени, воспроизведения их и отмеривания заданного интервала времени.

I . Определение длительности «индивидуальной минуты»

Испытуемому предлагается определить отрезок времени длительностью в 1 мин, при этом он может вести счет до 60. Исследователь фиксирует время секундомером, учитывает степень точности определения длительности заданного интервала времени и частоту и значение недооценок или переоценок этой длительности.

1. Словесная оценка предъявляемых коротких интервалов времени. Щелчком секундомера или иным способом (мигание лампы) задаются интервалы времени различной длительности (7, 10 и 30 с), испытуемый словесно оценивает их длительность.

2. Отмеривание заданного интервала времени. Исследователь называет какой-либо отрезок времени (7, 10 и 30 с), а испытуемый его отмеривает с помощью щелчка секундомера или стука. Количество заданных интервалов и их диапазон зависят от решаемой задачи. Тесты 2 и 3 являются взаимосвязанными. Те лица, которые переоценивают заданные интервалы времени, как правило, недоотмеривают их, и наоборот, тенденции к недооценке соответствует тенденция к переотмериванию интервалов времени , , .

3. Воспроизведение предъявленного интервала времени. Исследователь предлагает испытуемому с помощью щелчка секундомера

или стука повторить ранее воспроизведенный отрезок времени (7, 10 и 30 с).

4. Тест Франкенхойзе p . Испытуемый читает список случайных цифр с тем, чтобы за 1 с произнести одну цифру. Его внезапно останавливают и предлагают оценить, сколько прошло времени. Сравнивается субъективное восприятие времени с объективно прошедшим, дополнительно учитывается количество реально происшедших событий: число прочитанных цифр.

К методикам, отражающим временную шкалу индивидуума, относятся, кроме того: оценка длительной простой двигательной реакции - ВАР , ; оценка точности слежения за движущимся объектом - РДО . Эти методики очень информативны, но обследования достаточно длительны, и поэтому применяются они в отдельности, а не в совокупности с другими тестами.

Из тестов неаппаратурной оценки индивидуальной шкалы времени наиболее удобны тесты 1 и 2.

5. Исследование собственного произвольного ритма двигательной активности в единицу времени. Для исследования необходимо любое записывающее устройство, на (котором с помощью ключа, воздушной передачи (капсула Марея) или с использованием обычных микрофонов передается двигательная активность. Испытуемому предлагается равномерно постукивать по датчику в приятном для него ритме. Скорость и длительность записи зависят от поставленной задачи. Мы фиксировали количество ударов за 1 мин. Тест можно усложнить: на записи выделять среднюю частоту постукивания, ритмические группировки, акцентуированные движения. Желательно выделение скрытых, медленноволновых компонентов ритма, что возможно осуществить как приемами периодограммного анализа с использованием ЭВМ, так и средствами когерентной оптики.

В нашей работе анализ бумажной записи на очень малой скорости - 2 мм в мин после ее пересъема на обычную фотопленку стал проводиться с использованием лазерной установки ОПТАН .

Было проведено исследование способности воспроизводить заданный метрономом ритм как в условиях его прослушивания, так и после выключения метронома. Этот тест можно варьировать, создавая условия шума или задавая переменный ритм. Оценка результатов производится так же, как в тесте 1.

II . Методика исследования представлений человека о свойствах времени

Тест зрительного представления понятий о времени (пиктограмма представлений о скорости времени). Испытуемому предлагается нарисовать картинки, обозначающие понятия «быстро» и «медленно». Выявлено два принципиально разных подхода:

а) Обозначение с помощью распространенных символов (ракета, мчащаяся лошадь и т. п. для понятия «быстро» и черепаха для понятия «медленно»).

б) Обозначение через программу действия (изображение процессов, где требуется быстрота и, наоборот, где спешить нельзя - чтение, например, и т.д.). Девочка С., 9 лет ученица III класса, изобразила, что в течение дня она делает быстро и что медленно.

В оценке пиктограмм учитывается наличие и степень дифференцирования приводимых понятий:

1) Испытуемый может совсем не дифференцировать понятия, изображая, например, часы и полагая, что этим все исчерпано. Дифференцировка оценивается на 1.

2) Слабая попытка дифференцирования - например, рисуется стоящий телевизор или человек (оценивается на 2).

3) Сформировано отражение одного из понятий: например, полет птицы отражает «быстро», а отражения понятия «медленно» не найдено (оценка 3).

4) Отражение понятия «быстро» и «медленно» через соответственно быстрые и медленные свои собственные действия (оценка 4).

5) Отражение понятий через чужие действия (оценка 5). Например, рисуется медленно идущий человек или мчащийся автомобиль.

6) Отражение понятий с помощью общезначимых символов, практически тождественных языку (оценка 6), например изображение ракеты и черепахи.

III . Тест семантических ассоциативных связей при определении понятий настоящего, прошлого и будущего

Испытуемому предлагается назвать 5 и более слов, связанных с понятиями настоящего, прошлого и будущего. В качестве примера приводим ответы С.

Таблица 1

Бланк методики «семантический дифференциал»

Год. . . . . .

Месяц. . . . . .

День. . . . .

Час. . . .

рождения

Дата. . . .

Час. . . .

Мин. . . . .

исследования

Определяемое понятие

будущее,

прошедшее,

настоящее время

Длительное

Мгновенное

Активное

Пассивное

Напряженное

Расслабленное

Радостное

Печальное

Стремительное

Застывшее

Плотное

Пустое

Яркое

Тусклое

Понятное

Непонятное

Большое

Маленькое

Неделимое

Делимое

Тревожное

Спокойное

Цветное

Серое

Объемное

Плоское

Широкое

Узкое

Далекое

Близкое

Непрерывное

Прерывное

Реальное

Кажущееся

Частное

Общее

Постоянное

Изменчивое

Глубокое

Мелкое

Ощущаемое

Неощущаемое

Светлое

Темное

Замкнутое

Открытое

Обратимое

Необратимое

Ритмичное

Неритмичное

Настоящее - сейчас, в данный момент, в это время, сегодня это делается. Прошлое - давнее, прошедшее, то что было, бывало, это делалось. Будущее - завтра, это будет, буду делать.

Критерии оценки теста семантических ассоциаций:

1) сколько слов предложено для каждого из понятий;

2) использование частей речи: глаголов, обозначающих действие, местоимений, обозначающих временные отношения, и существительных, отражающих категории времени. Преобладание тех или иных частей речи (табл. 1).

IV . Тест семантического дифференциала

Методика состоит в том, что испытуемый оценивает понятия - настоящее, прошлое и будущее время по предложенным нами 25 шкалам. Каждая шкала - отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными - антонимами, характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. При помощи СД можно оценить координаты точки в СП (семантическом пространстве), расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых. Семантический дифференциал отражает, по мнению его создателей, «аффективные компоненты значения». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта (приводится бланк теста СД; опросник).

Таблица 2

Характеристика «настоящего времени» у здоровых испытуемых при факторном анализе методики СД

№ шкалы

Факторы

0,736

0,697

0,655

0,295

0,572

0,730

0,307

0,665

0,462

0,620

0,289

0,564

0,279

0,351

0,489

0,507

0,719

0,697

0,321

0,545

0,803

0,687

0,388

0,726

0,443

0,546

0,257

0,263

0,294

0,342

0,497

0,273

0,303

0,472

0,304

0,332

0,289

0,419

0,328

0,318

0,464

0,262

Сумма квадратов элементов

3,085

2,989

1,869

1,683

1,599

В табл. 2 показаны данные факторизации методики СД, проведенной у здоровых испытуемых, - 138 обследований (курсанты ВМОЛА, спортсмены, сотрудники

НИИ и др.), рассматривается понятие «настоящее время».

Факторный анализ шкал проводился отдельно для каждого понятия и выявил в общем идентичные факторные структуры. Табл. 2 упорядочена таким образом, что факторы расположены в порядке убывания дисперсии. В строках факторные нагрузки меньше 0,250 заменены прочерками.

Уже после того, как работа была сдана в печать, нам стало известно, что по такому же принципу составлен опросник (10 вопросов) в монографии Е.И. Головахи и А.А. Кроника, которые в отличие от нас выделяют не 5, а 3 фактора, из коих 2 (эмоциональный фактор и фактор напряженности) совпадают с выделенными нами, а третий - «континуальность - дискретность» относится как более частный случай к нашему фактору «структура времени» (Головаха Е.И., Кроник А.А . Психологическое время личности. - Киев, 1984).

Фактор 1 (в порядке убывания факторной нагрузки): радостное-печальное, яркое-тусклое, светлое-темное и т.д. Фактор 2: напряженное-расслабленное, тревожное-спокойное, стремительное-застывшее, активное-пассивное и т.д. Фактор 3: бесконечное-мгновенное, постоянное-изменчивое, далекое-близкое. Фактор 4: неделимое-делимое, непрерывное-прерывное. Фактор 5: реальное-кажущееся, обратимое-необратимое.

Первые три фактора из вышеперечисленных представляют собой, как и у Остуда , факторы оценки, активности и величины. Можно предположить, что факторы 4 и 5 отражают специфику переживания психического времени - степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и одновременности.

При анализе СД нас интересовало: содержание факторов, особенности восприятия трех моментов времени, выявление того, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной.

Таким образом, специально сконструированные шкалы для методики СД, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позволяют оценить индивидуальные различия переживания временных аспектов реальности.

V . Тест социальной перцепции временных характеристик личности

Тест социально-интуитивной перцепции динамики поведения разработан и введен для изучения дифференциальных характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро - медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека. Тест включается в качестве дополнения социально-перцептивного интуитивного теста, составленного нами на основе стимульного материала теста Зонди . Отобранные Зонди стимульные группы психически больных в ремиссионно-реабилитационном периоде заболевания наиболее отчетливо выявляли специфику программ общения (маниакальную, депрессивную, паранойяльную, кататоническую, эпилептическую, истерическую, агрессивную, конфромную). Депрессивные лица, кататоники, эпилептики в значительной степени противоположны маниакальным, агрессивным, паранойяльным по таким динамическим характеристикам поведения, как «быстро - медленно». На первом этапе исследования выявляется и фиксируется в графике традиционный аффективный выбор предпочитаемых и отвергаемых для общения лиц. На втором этапе испытуемому предлагается распределить все фотокарточки на группы по параметрам «быстро - медленно». Такая инструкция дает возможность выявить способность восприятия тонких различий в динамически-временных характеристиках личности. При расшифровке анализируется точность восприятия скорости поведенческих реакций по отношению к наиболее отличающимся по параметру «быстро - медленно» группам и эмоциональное отношение к быстроте и медленности прогнозируемых для общения поведенческих реакций.

По предварительным данным, наиболее хорошо адаптирующиеся лица обладают достаточно высокой точностью перцепции времени поведенческих реакций предполагаемых партнеров общения, предпочитают положительно оценивать быстро реагирующих лиц. В состоянии неустойчивой адаптации и дезадаптации точность перцепции значительно нарушается, характерна парадоксальная перцепция (к быстрым относятся наиболее медленные лица, и наоборот). Предпочтение медленных лиц мы встречали у наиболее дезадаптированных испытуемых.

В заключение следует подчеркнуть, что чувство времени как характеристика человека является важным интегративным показателем уровня развития познавательных процессов и эмоциональности. Предлагаемый нами комплексный методический подход к изучению чувства времени является первой попыткой интегративного физиолого-психологического изучения восприятия и отражения времени у человека.

С этих позиций нами проведены исследования

чувства времени у детей с разным уровнем психического развития, у спортсменов, у лиц практически здоровых (слушатели ВМОЛА, сотрудники НИИ и др.), у лиц, переживающих кризисные состояния (суициденты).

Комплексное исследование перцепции, понятия эмоционального и личностного отношений применительно ко времени с медико-психологических позиций клинически информативнее отдельных показателей, что позволяет непосредственно использовать полученные результаты в практике (в психотерапии, в психологическом консультировании). Было бы преждевременным давать точные качественные критерии надежности и валидности. Однако опыт показывает достаточную надежность метода при повторном тестировании.

Согласованность общего уровня развития чувства времени при различных тестах, качественно-количественное изучение чувства времени определяет общую направленность изучения валидности предлагаемого комплекса. Дальнейшее содержательное, общепсихологическое обогащение понятия чувства времени и статистические исследования различных групп позволят определить критерии и границы валидности.

1. Беляева-Экземплярская С. П. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчета времени человеком. - Вопр. психол. 1965. № 5. С. 59-70.

2. Лисенкова В. П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. - Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 113-119.

3. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. - Физиологический журнал СССР. 1975. № 1. С. 3-12.

4. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния нервной системы. - В кн.. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зиминой, В.И. Климовой-Черкасовой. Л., 1978. С. 165-194.

5 Митина Л. М. Влияние интенсивности стимула на оценку и отмеривание временных интервалов разной длительности. - Вопр. психол. 1977. № 1. С. 64-73.

6 Точилов К. С. Практикум по физиологии труда. - М., 1970. - 214 с.

7. Филиппович А. И., Лапина И. А. Математическая обработка биологических сигналов когерентной оптики. - В кн.: Применение математических методов и ЭЦВМ в медико-биологических исследованиях. Л., 1982. Ч. 1. С. 119-120.

8. Федорова Т. Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии. - В сб. Психологические исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 80-81.

9. Кузнецов О. Н., Лебедев А. В., Лукичев Н А. Методы количественной оценки нарушения восприятия человека как личности в патопсихологическом исследовании. - В сб.: Системный подход в использовании методов психологического исследования при решении научно-практических задач. Пенза , 1983. С . 39-40.

10. Osgood Ch. Е ., Suici G.J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana : Univ. of Illinois Press, 1957.

Поступила в редакцию 22.XI 1983 г .

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

способность к непосредственной правильной оценке времени; у животных времени совпадает с бессознательным чувством естественного ритма их жизни. У человека является побочным продуктом индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ" в других словарях:

    Чувство времени - способность к непосредственной правильной оценке времени. У человека оно является результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное, тогда как у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством… … Начала современного естествознания

    чувство - [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

    Сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    - (ЧСВ) концепция, использованная Карлосом Кастанедой в своих книгах, описываемое как чувство превосходства над кем либо или чем либо, значимости самого себя и своих поступков. Понятие ЧСВ чрезвычайно емко, и дон Хуан потратил немало времени… … Википедия

    ЧУВСТВО ВИНЫ - – аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии. Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дежавю (фр. déjà vu уже виденное) психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще».… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разум и чувства (значения). Чувство и чувствительность Разум и чувства Sense and Sensibility … Википедия

    А; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь

    чувство - а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений

    Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью… … Википедия

Книги

  • Чувство времени - ключ к успеху. Время вокруг нас и внутри нас , Бреслав И.С.. Из этой книги Вы узнаете: - что даже при полной изоляции от внешнего мира человек ощущает смену дня и ночи; - почему одни люди постоянно опаздывают, а по другим можно проверять часы; - что…
  • Чувство времени --- КЛЮЧ к успеху: Время вокруг нас и внутри нас , Бреслав И.С., Брянцева Л.А.. …

Чувство времени это умение правильно оценить время, успеть уложится в отведенный ранее срок. Оно есть у любого человека, вот только степень его развитости у всех различна. Допустим, я знаю, за сколько выгуляю домашнего питомца, и как быстро отведу ребенка в детский сад, знаю, сколько времени у меня занимает дорога на работу . Но при этом не всегда мои внутренние часы работают безупречно, иногда они дают сбой. И если для меня это не критично, скажем 1-5 минут (при этом очень редко), то для кого-то неточный расчет времени – большая проблема.

Тут речь не идет о пунктуальности , хотя темы переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Непунктуальный человек часто опаздывает из-за своей рассеянности, легкомысленности, безответственности и недисциплинированности. Он может знать счет времени и его внутренние часы могут быть хорошо настроены.

Зачем человеку чувство времени

Чувство времени помогает правильно планировать рабочий день. Когда мы составляем план, то выделяем на каждую встречу, задачу, мероприятие определенное количество времени. Если мы значительно превышаем лимит времени на тот или иной пункт можем поставить под угрозу срыва весь план.

Развив в себе это чувство, вы никогда не потеряете счет времени ни в дороге, ни на скучном рабочем собрании, ни на веселой корпоративной вечеринке…

Чувство времени не просто помогает нам успеть сделать то, что мы запланировали, оно дает нам возможность делать это без суеты, спешки и нервозности, то есть более качественно и продуктивно .

Внутренние часы помогут (пусть приблизительно) определить время в ситуации, когда нет возможности быстро взглянуть на часы.

Для того чтобы повысить точность своих внутренних часов начните их развивать, выполняйте ниже приведенные упражнения на развитие чувства времени и скоро вы почувствуете результат.

Как развить чувство времени

КАЛИБРОВКА

Решив что-то сделать, в уме «прикиньте», какое время вам понадобится на выполнение этой задачи, а после сравните затраченное время с прогнозируемым. Главное - не занижать и не завышать необходимый для реализации срок. Хорошо если расхождение между ними не будет больше 1-5 минут (речь не о 10-20 минутном деле). Чем дальше вы зашли за пределы 5 минут, тем хуже точность ваших внутренних часов.

Это упражнение можно практиковать в любом месте и в любое время. Нужно-то всего две вещи: часы и какое-нибудь дело. При регулярной практике вы научитесь чувствовать время и планировать все дела с максимальной точностью.

Конечно, в некоторых делах невозможно рассчитать, сколько времени придется затратить, но мы же не глупые люди и понимаем, что загонять себя в рамки, занимаясь каким либо творческим процессом неправильно. Но тем не мене знать счет времени (для дел не связанных с творчеством) полезно и художнику, и писателю, и композитору.

ХРОНОМЕТРАЖ

В течение дня отмечайте на бумаге, сколько времени у вас заняло выполнение того или иного дела. Таким образом, вы разгружаете память. Цель - выработать чувство времени, а не запоминать, что и когда мы делали, а делая запись, мы переводим фокус нашего внимания на время.

Примерно на третьей неделе вы лучше начнете чувствовать изменение в настройках внутренних часов (течение времени) и измените политику расходования своего времени. Тут главное в самом начале не переусердствовать. Начать лучше с 2-3 дней хронометража в неделю. Затем лучше сделать перерыв. Потом провести хронометраж 5 рабочих дней. Снова перерыв. Как и мышцы, наше чувство времени нужно нагружать плавно, но регулярно.

КОТОРЫЙ ЧАС

Перед тем, как поглядеть на часы, каждый раз, пробуйте угадать, сколько времени они покажут. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем точнее будут ваши предположения.

Научившись точно угадывать, можно это упражнение на развитие чувство времени усложнить. Перед тем как заснуть, приказывайте себе проснуться без будильника в определённый час, не сразу, но через какое-то время у вас это будет получаться.

Этих упражнений для того, чтобы научиться хорошо чувствовать время должно хватить и тем, кто обычно «часов не наблюдает», и уж тем более тем, кто и так планирует свое рабочее время . Научившись чувствовать время, вы обеспечите себе годы стабильной и успешной жизни, так что не откладывайте, а начните выполнять эти не сложные упражнения прямо сейчас.

Научиться чувствовать время значит сделать большой шаг в саморазвитии, личностном росте и самопознании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

04.07.2008

Что такое чувство времени?

Можете ли вы в эту самую минуту сказать сколько сейчас времени? Не смотрите на часы. Ответьте себе. А теперь сверьтесь с будильником. Каково расхождение? Чем ближе вы к фактическому времени – тем лучше ваше личное чувство времени. На него могут оказывать влияние совершенно разные факторы. Если вы в творческом порыве – время останавливается, если у вас стресс – вы не можете объективно оценить ход времени. И так далее. У каждого из нас, кроме этого, свои биологические часы.

Если человека лишить ориентиров во времени (от настоящих часов до природных – вроде движения Солнца), он всё же сможет фиксировать ход времени. И на каком-то его промежутке даже с приличной точностью. Правда, если испытуемых просят сказать, когда пройдут пять минут, люди отмечают разные временные промежутки вокруг реального значения.

Однако настоящая загадка – это не ошибки людей в определении времени, а, напротив, сам факт того, что человек «внутри себя» вообще ощущает его ход. Объяснений этому было предложено масса: от сердцебиения до некоего «встроенного часового механизма» в мозгу, вроде часов в компьютере, который, мол, меряет, условно, секунды с минутами и задаёт биологические ритмы. Между тем, каких-то специальных встроенных часов в человеке ученые так и не нашли.

Прямо сейчас вы можете проверить свое внутреннее состояние.

При повышении нервного напряжения способность оценки времени изменяется. Если напряжение усиливается, ваше субъективное время будет течь быстрее, если напряжение чрезмерно и уже начались процессы психического торможения, ваше время замедляет ход
Тест прост: попробуйте оценить 10-секундный интервал времени, не глядя на часы. Если ваше время короче астрономического не более, чем на 1,5 сек - это неплохо. Если же оно отклоняется более этого, все равно в какую сторону, ваш стресс пересекает критическую черту. Такой вот тест на наличие у вас стресса. Диагноз поставлен – нужно бороться. Вот так чувство времени может установить причину внутреннего состояния.

А нужно ли вообще чувство времени современному человеку? Как вы считаете? Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут… И никуда не успевают… П О Ч Е М У???

Многие просто плывут по течению жизни, даже не задумываясь о ее быстротечности. Не успел сегодня – завтра будет день – будет пища. Во всяком деле хороша золотая середина. Нервно смотрящий на часы и всюду пытающийся успеть человек тоже крайность. Так как же подчинить себе время? Как жить так, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Есть такое понятие как самоменеджмент. Это идеал. Как всегда – идеала не достичь, он как линия горизонта – к ней упорно движешься, но никогда не достигнешь. НО именно движение к идеалу и дает стимул развития. Тайм-менеджмент – часть самоменеджмента. Зная законы и методики тайм-менеджмента каждый выбирает свои. Под себя. Под свои условия работы и жизни.

Чтобы найти резервы времени – нужно понять где и на чем вы его теряете. Сделайте анализ потери времени. Думайте о том, что полезного или приятного можно было сделать за потерянное время. Если вы таким образом сэкономите хотя бы 30 минут в день – это будет прекрасный результат. Умножьте эти 30 минут на неделю, месяц, год и вы поймете СКОЛЬКО у вас будет времени для развития, отдыха и общения с любимыми.

Вырабатывайте в себе «чувство времени» (чаще смотрите на часы и проверяйте себя). Когда удалось сэкономить время, придумайте для себя поощрения, сделайте что-то полезное или приятное для себя.

И, наконец, принимайте твердое решение, что вы будете заниматься самоменеджментом в ближайшее время, не пропуская ни одного дня. И это решение нужно «заякорить». Мне очень помогают планы на день, неделю. Можно заключить с собой «договор» на экономию времени. Даже его прописать как настоящий. Очень самодисциплинирует. Главное, чтобы это было для вас приятно. Наверняка могут возникнуть внутренние протесты и отговорки. А вот тут нужно проявить характер. Иначе опять скатитесь до суеты и вечного цейтнота.

При прохождении тренинга по тайм-менеджменту мои слушатели часто начинают задумываться о смысле жизни и главных целях. Можно, конечно, так и продолжать бесцельное существование и всегда находить себе оправдание. Кому что нравится. Кому-то даже нравится везде опаздывать и ничего не успевать. Только нравится ли это окружающим?

Чувство времени – реальная оценка мира. Когда мой клиент говорит, что будет через 10 минут, сам же находится в 30 км от места встречи – я понимаю, что чувство времени – не его конек. Когда мой менеджер ставит себе задачу за день встретиться с 40 клиентами – я понимаю, что этих клиентов можно даже в базу не вносить. Вместе вырабатываем стратегию ведения бизнеса.

Маленький совет по самоменеджменту. Активно используйте для записи списков дел карманный компьютер, ноутбук, электронный органайзер, записную книжку мобильного телефона. Эти электронные носители информации с точностью до секунды напомнят вам о запланированном мероприятии.

Пусть все у вас обязательно получится.

Жанна Пятирикова

Полное или частичное копирование статьи возможно при размещении
обратной активной ссылки на страницу статьи нашего сайта, с указанием авторства.