Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого. Затруднение в ситуации

Конспект занятия по познавательному развитю мир «Гиганты прошлого».

Цели: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира (динозавры, птеродактили). Познакомить с различными видами древнейших животных и местом их обитания. Дать понятие профессии «палеонтолог» и ввести в словарный запас детей. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания и памяти. Развивать воображение, логическое мышление, умение рассуждать и доказывать. Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе. Воспитывать познавательный интерес к работе палеонтологов.

Методика проведения:

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели.

Дети: Динозавры.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о динозаврах. Скажите, а кто такие динозавры? Кто знает, когда жили динозавры?

Ответы детей

Воспитатель: Много миллионов лет назад, во времена, которые назывались мезозойской эрой, на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чём-то похожие на современных рептилий – крокодилов, ящериц, черепах. Но динозавры были особенными. Среди них были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники из когда-либо живших на Земле. На суше динозавры расселились повсюду, став её полновластными хозяевами. Вот почему мезозойскую эру называют эрой динозавров.

«Динозавр» означает «страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат был размеров примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.

У динозавров ноги подпирали туловище снизу, как у зверей и птиц. Вот поэтому динозавры могли быстро бегать, причём некоторые из них- на задних ногах.

Динозавры были сухопутными животными, хотя некоторые из них жили вблизи воды и умели плавать. Но в мезозойскую эру на Земле процветали и другие необычные рептилии. Одни из них освоились в море. Тела у них были обтекаемой формы, а конечности превратились в приспособленные для плавания ласты. А в небе, ещё не было птиц, безраздельно властвовали крылатые ящеры – птерозавры. Их крылья были образованы тонкой кожаной перепонкой, натянутой между удлиненными передними конечностями и хвостом.

По сохранившимся скелетам, ихтиозавры внешне удивительно походили на современных дельфинов. Они тоже питались рыбой и кальмарами и были самыми быстрыми пловцами в океане.

Кетцалькоатль («крылатый змей») – самый крупный из летющих ящеров. Размах его крыльев был как у небольшого самолета!

Ирина Гришина
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого»

Познаю мир для детей старшего дошкольного возраста .

Гиганты прошлого .

Цель : ввести понятие «прошлое » на примере представителей животного мира, животных в далеком прошлом и вымерших (динозавры, подвести детей к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого .

Материал. Плакат с изображением динозавров, книга с изображение динозавров, фигурки динозавров, карандаши, восковые мелки и альбомный лист для рисования на каждого ребенка.

Воспитатель. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым , люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то что было и прошло ; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое , становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое . Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше.

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом , люди погружались в старину все дальше и дальше . И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей или нет?

Ответы – предположения детей .

Воспитатель. Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать .

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон» .

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах? Период когда жили динозавры называется – эра динозавров.

Ответы предположения детей .

Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты с изображением динозавров.

Что вы думаете об этих животных, глядя на их внешний вид?

Ответы детей .

Воспитатель. Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер» , а как вы считаете, страшны ли динозавры?

Ответы детей .

Физминутка.

Почемучка потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел ,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Воспитатель. Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов , были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни.

Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры. (Рассматривают плакат с динозаврами) . Диплодоки длиной 27 м, весом 11 тонн; бронтозавры длиной 21 м, весом 30 тонн; брахиозавры длиной 28 м, весом 100 тонн.

Существовали также и плотоядные динозавры (хищники) : теранозавры длиной 6 м, весом 7 тонн; мегалозавры длиной 9м, весом 9 тонн; королевские теранозавры (самые свирепые) высотой 5,5 м, длиной 12 м и весом 6,5 тонны, зубы у них достигали 18см (показать на линейки 18см) .

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников. Самыми известными представителями панцирных ящеров были стегозавр и анкилозавр, которых можно было бы назвать живыми танками. Некоторые динозавры были защищены частично, так, например, у тороназавров шея была прикрыта костяной оборкой.

Примерно 85-65 миллионов лет назад на Земле жили гадрозавры – один из самых распространённых видов динозавров. У них было около 2000 зубов, и по мере того как старые зубы изнашивались , на их месте вырастали новые.

И наконец, была группа рогатых ящеров, типичными представителями которых были трицеротопы, населяющие землю 60-70 миллионов лет назад. У них было три рога : один на носу, а два других – над глазами.

Доисторические летающие существа.

Насекомые появились на Земле примерно 300 миллионов лет назад. Это были первые летающие существа.

Птерозавры (летающие ящеры) бороздили воздушные просторы Земли 195 – 65 миллионов лет назад. Самыми крупными летающими животными считаются кетзалкоатлы, размах крыльев которых достигал 12 м.

Первыми настоящими птицами, возможно, были гестерорнисы – громадные водоплавающие зубастые птицы длиной до 2 м, которые не умели летать. Они населяли Землю около 80 миллионов лет назад.

Доисторические млекопитающие.

Млекопитающие – это теплокровные животные, которые рождают живых детенышей и вскармливают их своим молоком. Большинство из них покрыты шерстью или мехом. Они произошли от рептилий примерно 190 миллионов лет назад. Первые млекопитающие были похожи землероек, их длина достигала 10 см. землю населяли и предки сумчатых животных. Дипротодон – это доисторический вомбат размером с медведя гризли. Прокоптодон – это гигантский кенгуру .

Дидактическая игра «Представь себе» .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе у нас фигурки разных динозавров. Выберите себе одну фигурки и представьте себе, как этот динозавр жил в прошлом . Своими представлениями поделитесь с нами.

Ответы детей . Дети выбирают себе одну фигурку с динозавром, сравнивают с плакатом, называют, кто это и составляют небольшой рассказ с его участием.

Воспитатель. Молодцы ребята. Ваши рассказы – представления очень интересные. Предлагаю пройти за столы и нарисовать понравившегося динозавра.

Дети проходят за столы, рисуют динозавров.

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии ? (мы говорили о динозаврах)

Кто такие «гиганты прошлого » ? (это крупные животные, которых называли динозаврами) .

Как называется период, когда жили динозавры? (период, когда жили динозавры называют - эрой динозавров) .

Назовите динозавров, которых вы запомнили?

Кто такие доисторические летающие существа? (летающие ящеры – птерозавры, кетзалкоатлы, гесперорнисы)

Кто такие доисторические млекопитающие? (животные – динозавры, которые рождают живых детенышей и вскармливают детенышей своим молоком ).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Непосредственная образовательная деятельность познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Гиганты прошлого» Подготовила: воспитатель старшей группы МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко» Ярославцева Т.В.

Общие черты теропод: - ходили на задних мощных лапах - питались мясом - Пасть вооруженная множеством острых, загнутых внутрь зубов Питание: Мясо других динозавров Алиорам

Антеозавр Вероятно, обитал в зарослях по берегам водоемов, молодые особи (с длинной и низкой мордой) могли питаться мелкой добычей в воде или на берегу, взрослые охотились на крупных позвоночных из засады.

Мегалозавр Добычей мегалозавра могли служить сарколесты, лексовизавры и цетиозавры. Предполагается что вместе с хищничеством он мог получать пищу и подбирая падаль.

Растительноядные

Паразауролоф Общие черты гадрозавров: - ходили на четырех лапах, но хорошо себя чувствовали на двух - питались растительностью - голова с клювом в форме утиного - в пасти множество зубов для перемалывания растительной пищей. Питание: папоротники, хвойная растительность

Анатотитан Общие черты гадрозавров: - ходили на четырех лапах, но хорошо себя чувствовали на двух - питались растительностью - голова с клювом в форме утиного - в пасти множество зубов для перемалывания растительной пищи Питание: папоротники, хвойная растительность

Пахицефалозавры Жили эти животные большими стадами, питались растительной пищей. Стегозавры На спине у них располагались огромные костные пластины, а хвост был покрыт острыми шипами. Анкилозавры были защищены сверху костным панцирем. Кончик хвоста представлял собой костный вырост в виде шишки с шипами. Он служил защитой при нападении мощных хищников.

Динозавры правили миром нашей планеты в течение 130 миллионов лет - в 100 раз дольше, чем на Земле существует человеческий род. А 65 миллионов лет назад динозавры вымерли.

Спасибо за внимание!

Павленко Валентина Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» воспитатель ЯНАО, г. Надым

Образовательная область: «Познавательное развитие»

, «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , .

Образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность
  • дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов)
  • расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта
  • познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания
  • формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа
  • закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда
  • развивать любознательность, познавательную активность

Воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме
  • беседы о профессии палеонтолога
  • просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле
  • игры с макетом «Древний мир»
  • экскурсия в выставочный музей г. Надыма, Дом природы
  • занятие «Путешествие в прошлое человека»
  • заучивание стихотворения о динозаврах
  • рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики
  • изготовление плоскостных и объемных животных разными способами

Оборудование:

  • предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»
  • презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»
  • стенд «Наука палеонтология»
  • наборы древних животных
  • глобус
  • муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок
  • бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей
  • карточки «Скелет мамонта»
  • операционные карты
  • вырезанные из картона заготовки – части тела мамонта, цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, простые карандаши (по необходимости)
  • пластиковые хомутики для соединения деталей

Музыка для фона; фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности) .

1. Введение в ситуацию:

Упражнение «Ветерок»

Цель:

Формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.

Воспитатель: - Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску) . Что изображено на картинках?

Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.

Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное) . Картинки разные, между ними нет ничего общего.

Дидактическая игра «Найди загаданное слово»

Цель:

Создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения.

Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон» ) :

Это игрушка?

Это животное?

Травоядное?

Животное большое или маленькое?

Да! Очень большое!

Живет в жарких странах?

Хобот есть?

Это слон?

К какой картинке подходит картинка «слон» ? («мамонт» ) .

Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.

Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?

Дети: Кто такие палеонтологи?

Ребенок: (заранее подготовленный) . Палеонтолог - это ученый–исследователь.

Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.

Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог» ) . Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной» ) .

2. Актуализация знаний:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?

Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.

Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?

Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.

Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?

Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.

Воспитатель: Глобус вращается (вращает) , так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.

3. Затруднение в ситуации:

Беседа по теме: «Как работают палеонтологи» .

Рассматривание экспонатов и иллюстраций

Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске) . Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.

Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:

  • раскопки палеонтологов
  • музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др

Кости (муляжи) .

Научный сотрудник (воспитатель) : - Что делают ученые?

Кому могли принадлежать эти кости и черепа?

Что могут сказать ученые?

(Дети указкой демонстрируют скелет на картинке)

Коллеги, что вы знаете о динозаврах?

1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный

Жил когда-то, но мы его помним.

2 ребенок: Динозавра давно уже нет –

По костям его создан скелет.

3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи –

С деревьев листву доставать ею умеет.

Научный сотрудник (воспитатель) : Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему? Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал.

Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы) .

4. Открытие нового знания:

Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.

  1. слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
  2. слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
  3. слайд. Животные: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.

О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима

(рассказ ребенка о мамонте)

4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.

Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж - в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.

5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком.

Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений:

6 слайд. Скелет мамонта.

Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.

7 слайд. Мамонт.

Задание «Восстанови животное по скелету»

У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.

Физкультминутка «Динозаврики и мамонты» :

У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На носу, на животе.

На шее, на локтях.
На коленях и носках.
У мамонта есть шерсть
Очень длинная,

Густая везде:
На лбу, на ушах,
На носу и животе.
На локтях, коленях, шее.

С нею мамонтам теплее!

(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.)

Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается.

Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши) . Что это? А это какая часть тела?.. Работа предстоит большая и

ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы) : а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!

Практическая работа: коллективное изготовление мамонта.

Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем.

6. Осмысление.

Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?

Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?

А кто такие палеонтологи?

Какие новые знания вам помогли в работе?

Какие новые умения вы приобрели?

Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?

Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи!

Общая фотография на память.

Экспонат мамонт помещается в мини – музей.

Занятие по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Гиганты прошлого»

ЗАДАЧИ

Образовательные:
-Формировать представление о динозаврах, углубление и систематизация знаний об условиях их жизни.
Развивающие:
-Развивать у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров.
-Формировать у детей познавательные умения:
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
-наблюдать, проводить опыты;
-отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т.д.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
- воспитывать культуру поведения, наблюдательность, чувство взаимопомощи, поддержки, умение работать в группе и в одиночку.

Воспитатель . (Слайд) Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым, люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то что было и прошло; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. (Слайд)

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину все дальше и дальше. И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей или нет?

Ответы – предположения детей

Период когда жили динозавры называется – эра динозавров. Ребята а вы хотите узнать какие динозавры населяли землю, как они выглядели и чем питались? (слайд)

Воспитатель . Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать.

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах?

Ответы предположения детей.

(Слайд) « плакат динозавры»

Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты с изображением динозавров.

Что вы думаете об этих животных, глядя на их внешний вид?

Ответы и предположения детей.

(Слайд)

Воспитатель . Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер», а как вы считаете, страшны ли динозавры?

Воспитатель . (Слайд) Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов, были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни.

(Слайд) Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры. (Рассматривают плакат с динозаврами). Диплодоки длиной 27 м, весом 11 тонн; бронтозавры длиной 21 м, весом 30 тонн; брахиозавры длиной 28 м, весом 100 тонн. (Слайд) Брахиозавр –один из самых массивных динозавров: длина его достигала 25 метров, высота - 13 метров, весил этот гигант около 80 тонн!

Компсогнат - самый мелкий динозавр, длина его не превышала 70см, причем большая часть приходилась на длинный хвост. Несмотря на малый размер, компсогнат был весьма ловким и проворным хищником.

(Слайд) Воспитатель : Существовали также и плотоядные динозавры (хищники) : теранозавры длиной 6 м, весом 7 тонн; мегалозавры длиной 9м, весом 9 тонн; королевские теранозавры (Слайд) (самые свирепые) высотой 5, 5 м, длиной 12 м и весом 6, 5 тонны, зубы у них достигали 18см (показать на линейки 18см) .

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников. Самыми известными представителями панцирных ящеров были стегозавр и анкилозавр, которых можно было бы назвать живыми танками. Некоторые динозавры были защищены частично, например рогатые динозавры

(Слайд) Динозавры откладывали яйца, и из них появлялись детеныши

(Слайд) (Слайд) (Слайд) (Слайд)

(Слайд) Дидактическая игра «Представь себе».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе у нас фигурки разных динозавров. Выберите себе одну фигурки и представьте себе, как этот динозавр жил в прошлом. Своими представлениями поделитесь с нами.

Воспитатель . Молодцы ребята. Ваши рассказы – представления очень интересные

Динамическая пауза «Динозаврика» (Слайд) (Слайд) (Слайд)

Воспитатель : для того чтоб мы узнали,о том какие животные населяли землю много лет назад ученные – палеонтологи и археологи занимаются исследованиями и раскопками . (Слайд)

Палеонтологи исследуют не только останки животных и растений, но и их окаменевшие следы, отброшенные оболочки, и другие свидетельства их существования. (Слайд)

(Слайд) обратить внимание детей на то, как ведутся раскопки

Воспитатель : Палеонтологи свои находки выставляют в музеях, и мы с вами можем их увидеть (Слайд)

Воспитатель : Кто помнит, как называется профессия, люди которой занимаются раскопками и поисками древностей? (археологи) Я предлагаю вам побыть археологами. Для этого нужно будет разделиться на пары и подойти к столу, " месту наших раскопок". Вы - археологи, которые ищут кости динозавров и собирают скелет по предложенным схемам. В работе археологи используют кисточки. Будьте внимательны, сначала вам нужно собрать косточки, а затем выложить на цветной бумаге скелет в соответствии с предложенной схемой.

Воспитатель : Вы закончили работу? Предлагаю сосчитать, сколько костей нашла каждая группа археологов. В какой группе костей оказалось больше?

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? (мы говорили о динозаврах)

Кто такие «гиганты прошлого»? (это крупные животные, которых называли динозаврами) .

Как называется период, когда жили динозавры? (период, когда жили динозавры называют - эрой динозавров).

Назовите динозавров, которых вы запомнили?

Воспитатель: И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный. (Слайд)