Гаттерия (туатара) – древнейший вид пресмыкающихся. Виды древнего человека, виды человека древнейшего, внешний вид древнейшего человека

Niramin - Июн 20th, 2016

В проливе Кука, разделяющем Северный и Южный острова Новой Зеландии, обитает древнейшее существо – уникальная трехглазая рептилия гаттерия или туатара (лат. Sphenodon punctatus). Это «живое ископаемое», представители которого существовали на Земле еще около 200 млн. лет назад, можно встретить исключительно на территории скалистых островов пролива. Поэтому уникальную рептилию строго охраняют, а желающим увидеть гаттерию в естественной среде необходимо получить специальный пропуск, в противном случае нарушителей ждет строгое наказание вплоть до тюремного заключения.

Гаттерия выглядит как обыкновенная ящерица и во многом схожа с игуаной. Ее оливково-зеленое тело, достигающее длины около 70 см, украшено желтыми пятнами разных размеров, которые расположены на ее конечностях и боках. На спине вдоль позвоночника тянется небольшой гребень, из-за которого местные жители называют рептилию туатара, что в переводе звучит как «колючая». Невзирая на сходство с ящерицами, гаттерия относится к особому отряду клювоголовых. Это связано с тем, что рептилии в юном возрасте обладают подвижными костями черепа. Поэтому передний конец верхней челюсти во время движения головой опускается вниз и отгибается назад, напоминая клюв. Кроме того, у молодых особей на затылочной части имеется особенный светочувствительный орган – третий глаз. У этой удивительной рептилии замедленный обмен веществ. Поэтому она очень медленно растет и достигает половой зрелости только к 15-20 годам. Гаттерия относится к долгожителям и живет около 100 лет.

Питается рептилия в основном различными насекомыми, червями, пауками и улитками, а в период размножения гаттерия не брезгует и мясом птенцов серых буревестников, в гнездах которых она часто обустраивается для совместного проживания.

Из-за уникальности гаттерии, на всех островах, где она встречается, введен специальный режим. Здесь отсутствуют собаки, кошки, свиньи и грызуны. Их вывезли отсюда, чтобы те не поедали яйца и молодых особей.

















Фото: Гаттерия.


Видео: Living fossil — The amazing Tuatara reptile

Видео: Tuatara

Видео: Tuatara

Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.

Стадии становления человека

Известно, что их три, а именно:

  • древнейшие представители людского рода;
  • современное поколение.

Данная статья посвящена исключительно 2-й из вышеперечисленных стадий.

История древнего человека

Приблизительно 200 тыс. лет тому назад появились люди, которых мы называем неандертальцами. Они занимали промежуточное положение между представителями древнейшего рода и 1-м современным человеком. Древние люди были весьма неоднородной группой. Исследование большого числа скелетов позволило сделать вывод, что, в процессе эволюции неандертальцев на фоне разнообразия строения, определились 2 линии. Первая была ориентирована на мощное физиологическое развитие. Визуально самые древние люди отличались низким сильно скошенным лбом, заниженным затылком, слабо развитым подбородком, сплошным надглазным валиком, крупными зубами. Они обладали весьма мощной мускулатурой, при том что их рост составлял не более 165 см. Масса их мозга достигла уже 1500 г. Предположительно древние люди использовали зачаточную членораздельную речь.

Вторая линия неандертальцев отличалась более утонченными чертами. У них наблюдались значительно меньшие надбровные валики, более развитый подбородочный выступ и тонкие челюсти. Можно сказать, что вторая группа существенно уступала в физическом развитии первой. Однако у них уже наблюдалось значительное увеличение объема лобных долей мозга.

Вторая группа неандертальцев боролась за свое существование посредством развития внутригрупповых связей в процессе охоты, защиты от агрессивной природной среды, врагов, другими словами, при помощи объединения сил отдельно взятых особей, а не путем развития мускулатуры, как первая.

В результате такого эволюционного пути появился вид Homo sapiens, что переводится как "Человек разумный" (40-50 тыс. лет назад).

Известно, что небольшой промежуток времени жизнь древнего человека и первого современного была тесно взаимосвязана. Впоследствии неандертальцы подверглись окончательному вытеснению кроманьонцами (первыми современными людьми).

Виды древних людей

В связи с обширностью, неоднородностью группы гоминид принято выделять следующие разновидности неандертальцев:

  • античные (ранние представители, жившие 130-70 тыс. лет назад);
  • классические (европейские формы, период их существования 70-40 тыс. лет назад);
  • пережиточные (жили 45 тыс. лет назад).

Неандертальцы: повседневная жизнь, занятия

Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей.

Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений.

Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них.

Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку.

Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием: поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед.

Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.

Орудия неандертальцев

Они незначительно отличались от тех, которые использовали их предшественники. Однако спустя время орудия древних людей стало более сложным. Новообразованный комплекс дал начало так называемой мустьерской эпохи. Как и ранее, орудия изготавливались преимущественно из камня, однако их формы становились все разнообразнее, а техника вытачивания - сложнее.

Основная заготовка оружия - отщеп, образующийся в результате скалывания с нуклеуса (куска кремня, имеющего специальные площадки, с которых производилось скалывание). Для данной эпохи было характерно приблизительно 60 разновидностей орудия. Все они - вариации 3 основных: скребло, рубильца, остроконечник.

Первое используется в процессе разделывания туши животного, обработки дерева, выделки шкур. Вторые - это уменьшенный вариант ручных рубил ранее существовавших питекантропов (в длину они были 15-20 см). Новые их модификации имели длину 5-8 см. Третье орудие было с треугольным очертанием и острием на конце. Они применялись в качестве ножей для резания кожи, мяса, дерева, а также как кинжалы и наконечники дротиков, копий.

Помимо перечисленных видов, у неандертальцев имелись и такие как: скребки, резцы, проколки, выемчатые, зубчатые орудия.

Кость также служила основой для их изготовления. До наших времен дошло очень мало фрагментов таких экземпляров, а целиком орудия можно увидеть еще реже. Чаще всего это были примитивные шилья, лопаточки, острия.

Орудия различались в зависимости от разновидностей зверей, на которых охотились неандертальцы, а следовательно, и от географического региона, климата. Очевидно, что африканские орудия отличались от европейских.

Климат местности обитания неандертальцев

С этим неандертальцам повезло меньше. Они застали сильное похолодание, образование ледников. Неандертальцы, в отличие от питекантропов, которые обитали в местности, подобной африканской саванне, жили, скорее, в тундре, лесостепи.

Известно, что первый древний человек, так же как и его предки, осваивал пещеры - неглубокие гроты, небольшие навесы. Впоследствии появились уже постройки, расположенные на открытом пространстве (на стоянке на Днестре найдены останки жилища, изготовленного из костей, зубов мамонта).

Охота древних людей

В основном неандертальцы охотились на мамонтов. До наших дней он не дожил, однако всем известно, как выглядит этот зверь, так как были найдены наскальные рисунки с его изображением, нанесенные людьми позднего палеолита. Помимо этого, археологи находили останки (иногда даже весь скелет целиком или туши в вечномерзлом грунте) мамонтов в Сибири, на Аляске.

Для поимки такого большого зверя неандертальцам приходилось потрудиться. Они выкапывали ямы-ловушки либо загоняли мамонта в болото, чтобы тот увяз в нем, затем добивали.

Также промысловым животным являлся пещерный медведь (он больше нашего бурого в 1,5 раза). Если крупный самец поднимался на задние лапы, то он достигал 2,5 м в высоту.

Неандертальцы охотились также на зубров, бизонов, северных оленей, лошадей. С них можно было получить не только само мясо, но и кости, жир, шкуру.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг . Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть - сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог - стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло . Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос . Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила . Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня . Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Находки из пещер Схул и Джебел Кафзех

Первая находится неподалеку от Хайфы, вторая - на юге Израиля. Они обе расположены на территории Ближнего Востока. Эти пещеры знамениты тем, что в них были найдены останки людей (костные), которые были более близки к современным людям, чем к древним. К сожалению, они принадлежали лишь двум индивидуумам. Возраст находок 90-100 тыс. лет. В связи с этим можно говорить, что человек современного вида в течение многих тысячелетий сосуществовал с неандертальцем.

Заключение

Мир древних людей весьма интересен и до конца еще не изучен. Возможно, со временем нам откроются новые тайны, которые позволят взглянуть на него с иной точки зрения.

Существует такое понятие, как «антропогенез» , которое является частью биохимической революции, приведшей обезьяну из джунглей к вполне самостоятельной человеческой особи, которая в то время отличалась ото всех остальных возможностью говорить, трудится, что-либо производить. У вида Homo Sapiens есть сознание, и это основное, что отличает людей на данный момент от животных и прочих обитателей планеты Земля.

Дети по школьной программе проходят этапы эволюции человека на уроках истории, биологии и естествознания. Человеком, положившим начало изучения человека и теорию его происхождения, стал всем известный Карл Линней еще в 18 веке, сопоставив обезьяну и человека. Далее, уже в 19 веке, Буше де Перта нашел различного рода орудия и инструменты, принадлежавшие человеку, как раз примерно того времени, когда на планете еще были мамонты. Это опровергало божественную теорию о создании мира. Но только Чарльзу Дарвину удалось совершить реальный переворот в изучении появления жизни на Земле. Уже в конце 19 века появляются труды Дарвина, в которых говорилось о том, что человек, так или иначе, — часть природы, он появился не просто по мановению волшебной палочки. Человек и обезьяна имели общего предка.

Эволюция представлена скорее не линейно, а кустообразное, так как, разумеется, не все виды дриопитеков в результате привели к австралопитекам. Всего выделяют шесть этапов развития человека:

  1. Дриопитек.
  2. Австралопитек.
  3. Древнейший человек.
  4. Древний человек или неандерталец.
  5. Кроманьонец.
  6. Современный человек.

В данной статье рассматривается два вида: древнейший человек и неандерталец, их сходства и различия.

Древнейший человек

Древнейший человек , которого также называют человеком прямоходящим, включал в себя много разных подвидов. Основные из них – питекантропы и синантропы.

Не стал брать пример со своих предков и решил осваивать новые территории: на западе они достигли Испании, на востоке – Индонезии. Вышеназванные синантропы обитали в Китае, а питекантропы обосновались на берегу Яванского моря, на территории нынешнего Таиланда и Индонезии. Некоторые останки предшественников неандертальцев были найдены даже недалеко от Кавказа, ближе к Русской равнине.

Данный вид ученые считают прямым предком человека . Рост человека прямоходящего составлял порядка полутора метров, плюс-минус 10 сантиметров. Лицо становилось уже больше похоже на человеческое, однако все также наблюдалось именно архичный тип строения черепа. Свое название получили непросто так: их отличием от человека умелого стало именно прямохождение, что здорово приблизило их к эволюции.

(какое их название на латыни) активно использовали самые разные орудия труда, питались не только растительной пищей, но и ели мясо, причем в их рацион входило мясо и крупных животных. И человека заодно тоже, потому что человек прямоходящий занимался каннибализмом. Ученые считают, что это был не вынужденный каннибализм, иногда эректусы вполне сознательно охотились на своих собратьев.

Одевались они в шкуры самых разных животных, проживающих на их территории. Еще одно из отличительных свойств – освоение и приручение огня. Таким образом, у наших предков появилась возможность готовить на огне, жарить и варить пищу.

Древние люди

На смену им пришли неандертальцы . Их рост составлял 165-175 см , их отличали широкие надбровные дуги, также широкие скулы, немаленький нос и достаточно короткие руки, чем-то напоминающие лапы.

Следует отметить, что мозг у неандертальцев был даже больше, чем у современного человека! Также существуют предположения, что неандертальцы могли говорить. Разумеется, их речь, если и была, то значительно отличалась от современной. Однако, тем не менее, это был огромный шаг в развитии человека.

Обитали они, судя по местонахождению останков, в районе Восточной и Западной Европы, Африки, Кавказа и даже Ближнего, а то и Среднего Востока.

Неандертальцы уже предпочитали жить в собственноручно возведенных хижинах, которые, скорее всего, имели разделение по комнатам: имелась кухня, специальная мастерская для изготовления орудий и спальня-гостиная.

Если, кстати, говорить об орудиях, то неандертальцы довольно сильно продвинулись в этом деле, так как стали появляться самые различные копья и рубилы, которые помогали им упростить охоту на животных, разделать их и приготовить. Они уже умели пользоваться огнем, это им подарок от человека прямоходящего.

Различия и сходства древнейшего человека и неандертальцев

Прежде всего, это, конечно, более развитый скелет . Уже выше было сказано о том, что средний рост неандертальцев превышал рост синантропов и питекантропов примерно на 10-15 см, размер черепа был в разы больше, а мозг по размерам даже превосходит мозг современного человека. Стоит заметить, что первые, в отличие от всех предшественников данных двух видов, они стали ходить с прямой спиной.

Места их обитания особо не отличаются, в этом их очевидное сходство. Еще одним сходством можно выделить умение готовить и пользоваться огнем, этого не было даже у человека умелого.

Древние люди, в отличие от человека прямоходящего, обладают речью, язык неандертальцев весьма похож на смешение некоторых современных языков, в которых гласных звуков в разы меньше, чем согласных.

Неандертальцы обладают намного более развитым и совершенным сознанием: они имели некоторые представления об искусстве, были найдены подобия музыкальным инструментам, наскальные рисунки и даже нечто вроде скульптуры! Хотя, наверное, скульптура – слишком громкое слово для их ваяний.

Заключение

Несмотря на значительные различия и в образе жизни, и в питании этих двух представителей разных этапов эволюции человека, у них все-таки имеются некоторые сходства.

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства и с магией, в том числе военной.


Когда-то человек научился управлять своим телом не только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки животных. Особенно подражание животным было развито у племен охотников, которые с помощью подобных движений пытались магически воздействовать на свою добычу.

С течением времени человек начал воспроизводить определенные последовательные движения, которые определил для себя словом «танец», под какой-то источник ритма. В большинстве индоевропейских языков это слово произносится созвучно, что еще раз доказывает, что когда-то данное древнее сообщество людей имело один язык для общения и единые представления о мироздании. Впоследствии представления об окружающем мире вылились в обрядовые танцы, призванные влиять на природу.

На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни.

В древности пляски входили в обязательный круг обрядов Родового Ведания и существовали у всех арийских народов, в том числе и у славян. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Мифы утверждают, что раньше такие танцы исполнялись богами и духами, а позже переданы в мир людей как символы присутствия божества в мире. Эти ритуальные танцы выступали в роли связующих элементов между Небом и человеком, а исполнители идентифицировали себя с богами-воителями.

Пение, музыку и пляски А.Н. Афанасьев считает необходимыми элементами древних праздников и обрядов, а эротичность языческих танцев объясняет символикой плодородия. Обрядовый смысл древних славянских плясок отражает суть строения Вселенной и изменений Природы в мировоззрении древних славян. В плясовых движениях можно найти множество тайных знаний. Танцы передавали человеку мифологические знания и не сводились только к сексуальному завлечению и эстетическому наслаждению.

Древней особенностью славянского танца была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод - в Украине, Польше и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной Болгарии и некоторых других южных славянских землях. Русский хоровод выражает суть мирового круговращательного движения.

Плавная обрядовая пляска с ускорениями и со спущенными длинными рукавами также имеет родовое значение и восходит к древним магическим временам. Она хорошо дошла до нас в известной сказке о Царевне-лягушке, где царевна выступает как жена Ивана Царевича и оборачивается то змеей, то белой лебедью, то кукушкой, то красавицей Василисой Премудрой. «Праздничный пир у царя. Василиса прячет в свои рукава косточки съеденных лебедей и выливает в рукава часть налитого ей вина. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох (жен старших царевичей), а они ссылаются на лягушку. Та тотчас подхватила Ивана Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды; махнула левой - стали летать разные птицы...» Размахивание рукавами, разбрасывание положенных туда лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое действо, а необычная пляска чаровницы - танец, по всей видимости, в честь бога растительности Переплута и орошающих эту растительность вил - русалок.

Во время плясок было в ходу питие особого напитка, также входящего в сложные ритуальные действия. Нередко неистово пляшущие, отдав все силы обряду, падали без чувств, и их отпаивали водой с настоем разных трав.

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника удивил такой факт: казаки целый день могли плясать гопак и тренироваться под собственное пение.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно проявляясь в станичные и войсковые праздники. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве. Танцы вприсядку, не будучи боевым искусством, могут базироваться на тех же принципах, что и воинская казачья практика: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом. Например, в бою под Яссами в 1577 г. запорожцы как раз таким способом вполне дезориентировали турецких стрелков на какое-то время. Во время сражений перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы. Под музыку, с пляской ходили в бой.

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской Сечи Н.В. Гоголь: «Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: “Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!” И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов».

Вполне возможно, что такие танцы служили первой системой накопления боевых знаний (в то время еще не сформировалось традиций письменного изложения каких-либо знаний). Обучение проводилось либо изустно, либо в виде показа движений.

Совместный танец, единовременность, такт - условия объединения людей в единый организм. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой. Этим объясняется важная роль такта. Кафры поют и танцуют большими группами так согласно и равномерно, что производят впечатление огромной, пущенной в ход машины. У многих племен ритм должен быть безупречен и всякое нарушение его наказывается смертью».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.


В русской воинской традиции бойцов по скорости движений и мышления условно делили на две категории:

1. «Живчики» - быстрые в движениях и решениях.

2. «Спокойные» - медлительные, терпеливые, выносливые, стойкие, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Можно выделить также наиболее гармоничных бойцов, сочетающих в себе черты предыдущих типов. Помните, как у Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут».

При достаточном допущении можно утверждать, что первый тип больше характерен для южного населения России, второй - для крестьянского сословия северных и восточных районов, третий - для центральных областей и русского воинства в целом.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Танец вприсядку есть сумма боевых движений «живчиков», применяемых в плясе. Для выносливых и терпеливых более характерны медлительные танцы с «ломанием», переходящие в борьбу. Для «универсальных» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми ее вариантами медленного «ломания» и пластичных «взрывов» движений. В этих танцах тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Способы боя «вприсядку» были широко распространены среди всадников и особенно широко применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Бой вприсядку включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках и четвереньках), выпрыгивания и «колеса». Казаки применяли различные техники боевого пляса, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая - к нуждам пехотинца-разведчика.

Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами «битием в долони» (ладони). «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», - говорится в народной поговорке. Кроме хлопков в ладоши, в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. В старину это называли «плесканием». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки». При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом становится крепкой и напряженной. При небольшом воображении можно понять, что данные «хлопушки» весьма пригодятся кулачному бойцу для нанесения «оплеух» и встречных ударов ногами.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков и ударов в дальнейшем составляются виртуозные хлопушечные комбинации, строятся целые пляски, как, например, старинная русская мужская пляска «Плескачи» или «Плескач».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию.

Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени.

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине боевой пляс называют «скобарь» или «ломание» - «ломать веселого». Подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен. «Веселого ломают» под гармошечный наигрыш. Перед началом «ломания» плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия, где отношение к победе, поражению, жизни или смерти было иным. Постепенно танцующий входит в определенное психическое состояние «неума», а «ломание» переходит в обрядовый или в свободный бой против одного или нескольких супротивников.

Обрядовые поединки шли по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш.

В «ломание» входят: приплясывание и притоптывание, поведение плечами, скачки, махи руками, удары о землю (тросткой или палкой, кулаками, ногой) и др. - все эти действия призваны были обеспечить разминку, внешнюю расслабленность и внутреннюю собранность тела перед боем. Особо важна и музыкально-поэтическая форма - ведущая роль инструментального наигрыша, причем специального: «Горбатого», «На задор», и частушки - припевки насмешливо-вызывающего характера.


Шествие-пляска с «ломанием», с завершением в виде боя (драки) является элементом традиции и занимает свое место в жизни общины.

Прежде широко проводились состязания плясунов. Чаще такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда в переплясе были другие правила, соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого заканчивался набор плясовых «выкрутасов».

Как свидетельствует исследователь боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца».

С. Г. Максимов. Русские воинские традиции

Энергичное расселение, бурная экспансия ареала говорит о появлении все новых экологических черт у человека, то есть периодически изменяется его экологическая роль в биосфере. Мы говорим о человеке, в то время как на самом деле, не принимая в расчет обезьян, на планете сменилось как минимум три вида и два подвида людей. Кто же они такие?

Австралопитек умелый.

Хотя переводится его название просто как «южная обезьяна», но многие специалисты относят его к роду человеческому. Они обознач ают его - человек умелый . Появился он в Африке на границе раннего и среднего плиоцена, около 5 млн. лет тому назад и дожил до древнего плейстоцена (около 1,5 млн. лет назад). Это был житель тропической саванны. Он выдержал конкуренцию с другими австралопитеками, разделил с ними экологическую нишу, и в этой связи у него произошло смещение многих морфологических и экологических признаков. Он перестал быть потребителем травы, но и не стал чистым хищником. Другие австралопитеки, специализировавшиеся на том или другом, как мы помним, проиграли копытным или крупным хищникам и сошли со сцены. Человек умелый стал настоящим всеядным, имел богатейший рацион из травы, семян, корней, мелкой и крупной дичи и остался в саванне единственным из крупных приматов.

Между древнейшими австралопитеками и первыми представителями человека умелого, по-видимому, существовало множество переходных форм. Только в конце этого ряда, за 2 млн. лет до нас, последний из австралопитековых приобрел вполне человеческие черты.

У него были многочисленные достижения, порожденные его крупным мозгом: он завоевал всю тропическую саванну. Для него же характерны и первые искусственные жилища. От них остались круги камней, которыми подпирались, видимо, шесты, державшие на себе шкуры. Такие шатры были сделаны почти два миллиона лет назад.

Человек умелый производил и использовал множество примитивных каменных орудий, что тоже помогало в конкурентной борьбе. Это была первая культура каменных орудий, или олдувайская. Так ее назвали Луис и Мэри Лики, обнаружившие и описавшие эти орудия в ущелье Олдувай в Танзании. Часто эту культуру называют «галечной», потому что орудия изготавливали из речной гальки. Более поздние австралопитеки (презинджантропы) на самом закате своей истории делали уже тщательную обработку своих изделий. Они подравнивали орудия, чтобы получить требуемую величину, форму, вес. Такие уже более сложно изготовленные орудия относят к ашельской культуре, названой по поселку Ашель во Франции. Ашельская культура просуществовала более миллиона лет, орудия этого типа делали питекантропы и даже ранние неандертальцы.

В те времена существовал громадный «тропический коридор» из лесов и саванн. Он опоясывал Индийский океан по восточному побережью Африки, по Индийскому субконтиненту и далее до Малайского архипелага. По нему-то и распространились на огромные территории умелые люди. Они прожили до великого оледенения. Когда оно началось, то и тропики тоже пострадали от холода и иссушения. Климат настолько резко изменился, что человек умелый быстро потерял свою среду обитания, то есть целый комплекс необходимейших ресурсов и условий.

Изменения климата привели не только к исчезновению на планете нашего предка - человека умелого, но и к смене целой фауны. Так что этот австралопитек ушел с биосферной сцены вместе с большим числом сожительствовавших с ним видов. Их комплекс, как я уже отмечал, называют гиппарионовой фауной, из-за многочисленных видов входивших в ее состав трехпалых лошадей (гиппарионов). Многие животные этой фауны являлись предками современных африканских видов. Среди них были так называемые гребнезубые и гребенчатозубые мастодонты, древние родичи слонов. В биоценозы человека умелого входили древние носороги, жирафы, антилопы, родственники оленей - плиоцервусы и круазетоцеросы, а также быки - парабосы. Все они паслись в саванне и исчезли вместе со всей фауной в конце плиоцена - начале плейстоцена. Многие из них тоже изменили свои экологические роли, изменили внешность. Их потомки - жирафы, антилопы, олени - и сейчас обитают на равнинах планеты.

Человек прямоходящий (питекантроп)

Однако человек на планете остался. Примерно полтора миллиона лет назад в популяциях этого самого умелого человека появились особи нового зародившегося там вида - человека прямоходящего (питекантропа). Перевести на русский язык его название не трудно - обезьяночеловек. Так он был назван за некоторые обезьяньи черты внешности, но это был уже вполне человек. Несмотря на обезьяньи черты лица этого примата по осанке он отличался от человека умелого. Он был повыше ростом, имел прямую осанку и вполне человеческую походку. Он не ковылял по саванне, согнувшись, как его предок - австралопитек. По местам находок этот человек имел много названий: синантроп (находка в Китае), явантроп (находка на Яве). Все они представители одного вида ископаемых людей. Этот только что появившийся вид обладал новыми возможностями в отличие от своего предшественника. У него была своя экологическая роль. Вначале он тоже был чисто тропическим животным, но гораздо лучшим охотником, чем австралопитек. В охоте он специализировался на крупную дичь саванны, поэтому у него появились многие новые качества в сравнении со своим предком.

Объем мозга тоже возрастает в сравнении с человеком умелым почти на треть, достигая в среднем 950 куб. см. У некоторых групп человека прямоходящего это увеличение было еще сильнее. Так, мозг синантропа в среднем имеет объем 1040 куб. см. Размах варьирования мозга, правда, значителен - от 700 до 1200 куб. см, так что возможности для дальнейшего развития имелись и немалые. Вспомним, у человека умелого в среднем мозг был 508 куб. см, да ведь и сам этот человек был невелик - менее полутора метров, но встречались его особи с мозгом до 720 куб. см, а это уже больше, чем минимальные размеры мозга питекантропа. Как видим, слишком резкого увеличения объема мозга с переходом к человеку прямоходящему не произошло, но качественные изменения значительны.

Наряду с увеличением массы тела и увеличением мозга у него продолжалась структурная перестройка мозга, в котором уже выпячиваются и увеличиваются зоны, связанные с восприятием зрительных образов, речью, осуществляющие контроль над действиями окружающих.

Сильно увеличивается в мозгу область, свя-занная с манипулир ованием предметами, и область, управляющая целенаправленными действиями. Это сразу дает о себе знать в создании новых ору-дий. Они у питекантропов значительно сложнее и сделаны более искусно, чем у австралопитеков.

Однако технологию изготовления своих орудий питекантроп заимствовал у человека уме-лого. Это были все те же произведения ашельской культуры, сделанные теми же методами, что и миллион лет назад. Даже тот же набор их типов. Правда, сделаны они были более тщательно, лучше оббиты и заострены. Новшество в изготовлении орудий заключалось в том, что питекантроп, ис-пользуя огонь, обнаружил, что обработанные на нем кость или дерево становятся заметно тверже. Это дало толчок к появлению огромного числа орудий из дерева и кости, обработанных на костре.

Основное преимущество обезьяночеловека состояло в повышен-ной миграционной способности. Как охотник на крупную дичь, один из хищников высшего порядка, он все чаще уходил из тропической зоны в высокие широты, там охота была производительней. С уменьшением там видового разнообразия сильно вырастала численность каждого вида. Соответственно это сказывалось на росте плотности здесь охотничьих животных. Однако там было холодно, питекантроп стал приспосабливаться к холоду. Именно этот наш предок научился пользоваться огнем и сохранять его. Правда, добывать огонь он не умел и пользовался готовым - от извержений вулканов или лесных пожаров. Костер помогал преодолеть холод, делал пищу более качественной. Люди использовали пламя не только для обороны от крупных хищников-конкурентов, но с его помощью могли отвоевывать у них удобные жилища - пещеры. Получивший огонь, человек прямоходящий стал меньше зависеть от изменений климата. И он смог уцелеть в начале оледенения.

У нового вида людей произошло еще одно важное изменение. К ожа их заметно потеряла шерсть, но зато на ней сильно возросло количество потовых желез. Число потовых желез у современного человека от 2 до 5 млн, ни у одного млекопитающего нет такого количества. Ученые предполагают, что такая сеть потовых желез необходима для надежного охлаждения организма. Особенно это стало нужно при тяжелых физических нагрузках, да еще в сильную жару. Густой волосяной покров препятствовал бы испарению и слипался бы от высыхающего пота. Возможно, поэтому покров этот так видоизменился .


Экологическая роль человека прямоходящего, таким образом, расширилась настолько, что он ушел из тропиков, стал охотником-хищником с очень незначительной долей в рационе растительной пищи. В этом качестве человек завоевал практически всю планету.

Между тем климат становится все более суровым, и питекантроп из-за наступления льдов лишается больших территорий для своей охоты. К тому же у этого вида еще слишком мало приспособлений для защиты от холода. Недостаточно быстро адаптируясь к нарастанию суровых условий, питекантроп постепенно вымирает, что обусловлено как похолоданием, так и недостатком пищи. Остатки популяций этих людей скорее всего были ассимилированы или уничтожены новым, более конкурентоспособным, видом человека. Заметим, что если человек умелый обитал на планете около 3,5 млн. лет, то историческая жизнь питекантропа была несколько короче - всего 1,5 млн. лет.

Многие популяции человека прямоходящего, а особенно самые северные, получили специализацию к суровым зимним условиям. Где-то среди них и сформировался новый вид, мало отличимый от нас с вами. Это был уже человек почти современного вида, но другого подвида - человек разумный (неандерталец).

Человек ледовой эпохи - неандерталец

В суровых условиях тундры, а возможно, тундростепи, неандерталец, лишенный большую часть времени года растительной пищи, становился совершенным мясоедом. (В наше время такого рациона придерживаются народности Крайнего Севера.) Диета, очень богатая животными белками, способствовала многим переменам в морфологии и физиологии этого человека. Вполне возможно, что она отразилась и на объеме его мозга. По данным антропологов у неандертальцев объем мозга в среднем больше, чем у современного человека. У этих наших родственников очень сильно развита нижнетеменная область мозга в связи с усилением трудовой физической деятельности. Что и говорить, физические нагрузки у ледникового человека были самые большие за всю историю человеческого рода. Структурно же у неандертальца мозг мало отличался от мозга синантропа, а по величине найдены все переходы от объема в 1055 и до 1700 куб. см.

Охота, практически полное мясоедение, - это уже новая роль. С нею связано отсутствие волос, потеря их произошла, видимо, от повышения нагрузок и началась еще у предков. Неандерталец охотился днем, под палящим солнцем. Известно, что все крупные хищники - ночные охотники. Охотник-человек, уходя от конкуренции с ними, изменил время своей охоты. Почему же это сравнительно небольшое по величине существо превзошло даже самых крупных зверей по удачливости своего промысла? А у него просто изменились способы охоты. Особенно это проявилось в районах самых высоких широт. Ведь первобытный человек был специализированным охотником. Его добыча оказалась совершенно специфической, и экологическая ниша заметно сузилась. Он стал хищником, потребителем таких животных, которые по своим размерам специальных хищников не имели. Часто он был даже хищником крупных хищников, то есть суперхищником.

В этом и б ыла его совершенно особая экологическая роль, ни до, ни после него ни одно животное не занимало в экосистемах подобную экологическую нишу. Объекты его охоты более никому не были доступны: мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь. Мелкий и хилый по сравнению с ними человек для такой охоты объединился в промысловые группы и придумал себе разные охотничьи подспорья и снасть (ямы, камни, копья, копьеметалки и пр.). Он очень умело организовывал свою групповую охоту, чему способствовали крупный мозг и начальные навыки речи. Он все лучше изготавливал оружие. Эти люди тоже унаследовали ашельскую культуру орудий, но довольно быстро, уже в верхнем плейстоцене, у них распространилась новая культура изготовления орудий - мустьерская. Она названа по пещере Ле-Мустье расположенной на юго-западе Франции. Эти каменные орудия по техническим данным сильно превосходили ашельские. В то же время охотники-неандертальцы все меньше производили орудий из кости и дерева, отдавая предпочтение камню.


Человек ледовой эпохи накапливал и передавал опыт не только приемов охоты, но и знания повадок различной дичи. Так и стал неа ндерталец хищником самого высшего порядка, потребителем даже очень крупных хищников пещерных медведей. Роль уникальная, дающая возможность жить еще одному виду фауны - человеку, удлиняющая цепи питания. Длинная цепь питания позволяет более плавно передавать вещество, продлевать планетарный круговорот.

Что же случилось с этим подвидом разумного человека далее? Неандерталец появился около 500 тыс. лет назад, до него на протяжении 200 тыс. лет, видимо, были и другие подвиды человека разумного, от которых осталось очень мало следов. Эти остатки обычно объединяют под общим названием «ранний человек разумный». Каменные орудия этих людей известны в большом количестве, а вот костных остатков почти нет.

Самое жестокое и продолжительное оледенение началось 250 тыс. лет назад и закончилось только 75 тыс. лет назад. Оно шло от района Альп, и его назвали Рисским, тогда же с европейского севера надвигалось Заальское оледенение, стремительно сокращая территории неандертальца. На просторах Северной Америки происходило в это же время Иллионийское оледенение, и все это холодное время с несколькими короткими потеплениями выдержал человек разумный - неандерталец.

В отличие от человека умелого и от человека прямоходящего он стал из всеядного животного чистым мясоедом. Как уже отмечалось, его жертвы - мамонт, шерстистый носорог, южный слон, собственных хищников до этого не имели, пещерные медведи сами были крупными хищниками. Не много хищников было и у зубра или огромного быка тура. Ясно, что неандерталец имел свой большой ресурс, на который не было других потребителей.

Можно полагать, что суперохотник ледового периода поедал крупных животных своего фаунистического окружения весьма интенсивно. Многие виды верблюдов и лошадей, гигантские олени и бобры были съедены племенами этих охотников совершенно. Та же участь ожидала и более крупных животных - шерстистого носорога, мастодонта, мамонта и даже пещерного медведя. Так что неандерталец уже к концу ледникового периода основательно подорвал свою кормовую базу. Дольше него сохранялись на планете из ледниковой фауны только крупные лесные виды и мелкие звери открытых пространств. Они имели своих хищников - волков, рысей, лисиц. Итак, снова можно отметить потерю ресурса и в большей мере изменение климатических особенностей местообитания. Видимо, на всей Земле после оледенения климат очень смягчился, что и повлекло за собой вымирание ледниковой фауны. Вместе с ней ушел с планеты и неандерталец.

Какие же виды крупных млекопитающих исчезли вместе с неандертальцем, не дожив до конца плейстоцена? Их очень много. Сам неандерталец появился в среднем плейстоцене и к голоцену уже вымер, стало быть, на планете он просуществовал менее 500 тысяч лет. Это значительно меньше питекантропа, а тем более - австралопитека умелого. Одновременно с неандертальцем появились и одновременно с ним вымерли: большой и малый пещерный медведи, пещерный лев, около 20 видов мамонтов, примерно 10 видов лесных слонов, большерогие олени.

Множество крупных зверей, появившихся еще в плиоцене и даже раньше, то есть задолго до неандертальца, тоже вошли в плейстоценовую фауну и закончили свой век вместе с неандертальцем или во время его жизни на планете. Это медведь Денингера, росомаха Шлоссера, около 15 видов саблезубых кошек, гребнезубые и бугорчатозубые мастодонты. Их было более 30 видов. Архидискодонтные слоны - более десятка видов, дейнотерии - родичи древних слонов. Их тоже было около 10 видов, многочисленные виды лошадей: лошадь Стенона, сиваликская и санменская лошади и еще не менее дюжины видов этих копытных исчезли в позднем плейстоцене. Около 30 видов носорогов, древние бегемоты и верблюды, появившись в эоцене, в плейстоцене уже закончили свое существование. Тогда же вымерли 9 видов быков, 2 вида бизонов. Несколько видов гигантских ленивцев - мегатериев в это же время исчезли с планеты на американских континентах.

Кроманьонец - человек каменного века

При изучении жизни неандертальцев исследуют те слои, в которых остались их кости и следы их жизнедеятельности. Такие раскопки позволяют приблизительно узнать, чем и когда кончил этот древний человек, а также кто появился после него. Слои с орудиями неандертальцев заканчиваются, затем идут слои практически вообще без орудий, и только потом начинаются слои с орудиями другого подвида людей, к которому относимся и мы. Как же объяснить это время относительного «безлюдья» на нашей планете?


Скорее всего, этот второй подвид человека разумного, живший наряду с первым, вначале был весьма малочисленным. Выживать в лед овые времена ему было куда труднее, чем неандертальцу. Отсюда и стерильные от орудий слои между неандертальцами и современными людьми. В суровое холодное время их ареал был невелик, но с потеплением они вышли на передний план. Кроманьонец получил тогда заметное преимущество. Климат ему подходил больше, чем неандертальцу. Оставшиеся виды дичи кроманьонец с его более тонкими охотничьими снастями отлавливал удачливее. Да и большую общественную охоту он мог организовать лучше с его большими возможностями связной речи. Если питекантроп умел использовать огонь, а неандерталец - сохранять его, то кроманьонец научился получать огонь. Он же изобрел иглу и стал шить теплую прочную одежду, прекрасно пригнанную к телу.

Используя оставшиеся р есурсы своих предшественников, а кроме того, значительно расширяя реестр собственных, этот человек научился еще и заметно смягчать действие неблагоприятных факторов на свои популяции. Его роль только начиналась 40 тыс. лет назад, а примерно через 20 тыс. лет он остался один на планете, без своего родственного подвида.

Обычно близкие виды, остро конкурирующие за ресурс, оказываются весьма агре ссивны друг к другу. У хищников возможно прямое уничтожение соперника. Однако мала вероятность того, что кроманьонец расправился с последними неандертальцами. Убивать человека ледовой эпохи как конкурента не было смысла, ибо жил он другой жизнью и основные ресурсы его были другими. Немного-численных сохранившихся к тому времени неандертальцев кроманьонец, скорее всего, ассимилировал, о чем говорят найденные промежуточные типы скелетов. Остатки же ресурсов неандертальца тоже достались кроманьонцу.

Это был период потепления климата, этакая длительная оттепель в последней трети Вюрмского оледенения. Новый подвид появившегося на Земле человека обладал некоторыми прогрессивными чертами, у него была более развита и сложна глотка. Это давало ему повышенные возможности связной речи. Челюсти его были не столь могучи, как у неандертальца, и нижняя имела подбородочный выступ. В общем, его череп не отличался от нашего. Этот подвид умел изготавливать более совершенные инструменты для охоты и хозяйства, он впервые изготовил устройство для изготовления различных орудий - резец. Так что именно этот человек впервые на Земле занялся производством средств производства, чего не могло делать ни одно животное.

Кроманьонец был пещерным человеком, как и его предки, и это привязывало его к жилью, то есть располагало к оседлости. Окончательно оседлыми этих людей сделало потребление сначала рыбы и моллюсков, а затем и растительной пищи - семян злаков. Племена их, как и предки, охотились на крупную дичь, но одновременно необычайно расширяли реестр пищевых видов организмов. Тем самым он многократно увеличил ассортимент пищевых ресурсов и с исчезновением крупной дичи стал легко переключаться на другие виды пищи.

Роль даже суперхищника очень коротка. Ведь крупные животные имеют самую ничтожную скорость размножения, и плодовитый человек, если бы это была его единственная работа, убрался бы с биосферной сцены сразу вслед за своей съеденной дичью. А он не ушел, ибо остались на планете животные поменьше, но тоже довольно крупные, например быки, бегемоты. Сохранились на Земле и очень крупные жирафы, слоны, киты, наконец! У некоторых из них были свои хищники, и гораздо крупнее, чем человек, но человеческий ум помог ему успешно конкурировать и взять на себя часть работы львов, тигров и даже волков. Надо думать, что это сразу существенно снизило численность крупных хищников на Земле.

Кроманьонец существенно изменил характеристики своей экологической ниши, освоив множество новых видов пищи. Он стал настоящим эврифагом, поэтому его роль как универсального и эффективного консумента в биосфере необычайно расширилась. Этот вид уже трудно прогнать с биосферной сцены, скорее всего он сможет пережить фауну, в составе которой он появился.

Имеются предположения о том, что человечество уже пережило планетарную катастрофу, в которой большая его часть погибла. Это произошло как раз во времена кроманьонцев на закате мамонтовой эры. Связана она была с острыми конкурентными отношениями за пищевые ресурсы. Племена боролись за последних уходящих с планеты крупных травоядных: мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей и быков. Недостаток дичи у них был настолько ощутим, что большая часть человечества тогда была уничтожена в междоусобицах за охотничьи участки племен. Это по многим причинам маловероятное происшествие будто бы дало толчок к овладению людьми растениеводством, а вслед за тем - животноводством. В чем же сомнительность этих печальных событий?

Первая причина невозможности вымирания человека вслед за крупными и средними копытными состоит в том, что, прежде чем избавляться от излишка соплеменников, человек уморил бы сначала голодом конкурентов - крупных хищников: волков, львов. Тем не менее они продолжали существовать, оставаясь менее удачливыми охотниками в сравнении с человеком. Вторая причина в том, что эти гиганты были менее удобными охотничьими объектами, чем средние и мелкие копытные: олени, свиньи, дикие козлы и бараны. Потерю мамонтов древние люди ощутили скорее всего менее тяжело, чем индейцы потерю бизонов. Наконец третья и более вероятная причина состоит в том, что экологическая ниша кроманьонца все время расширялась. Она включала все больше растительных кормов. Он как бы возвращался в своей биоценотической роли к человеку умелому (австралопитеку). В это же время все более многочисленными становились приморские поселения. Здесь люди становились оседлыми, ибо море устойчиво снабжало их пищей. Как видим, тесной связи их численности с поголовьем мамонтов и носорогов не наблюдается.

И все-таки человек перешел к выращиванию животных для пищевых целей. Часто по этому поводу говорят о появлении в биосфере нового биохимического цикла, автором которого был человеческий гений. Земледелие и скотоводство, по мнению многих экологов, — это искусственные экосистемы (агроценозы), и живут они по новым своим собственным законам (Моисеев, 1996). Мне не видится это человеческое изобретение таким уж биосферным новшеством. Давайте разберемся, в чем здесь может быть новизна.

Человек был хищником - потребителем копытных животных. Как любой другой такой же хищник он имел экологические механизмы, управляющие этой системой (хищник  жертва). Для своего процветания он должен был не допускать избыточной плотности популяции своей дичи. Отбирать из стада он мог только уклоняющихся особей: больных, уродливых, с психическими недостатками и нарушениями, а также старых и отбившихся от стада молодых зверей. В отличие от волка человек не был узкоспециализированным потребителем копытных и поэтому не имел врожденного иммунитета к их заболеваниям. Отличался он от волка приемами своей охоты и охотничьим снаряжением. Тем не менее человек-охотник не выделялся из общей картины биоценотических отношений. В культуре людей-охотников были заложены экологические закономерности взаимодействий системы «хищник  жертва», и они неукоснительно выполнялись. Традиции племени не разрешали убийство беременных самок, не разрешали они и избыточной добычи. Впоследствии появились уже человеческие черты в управлении охотой, начался расчет стада охотничьих животных относительно числа людей племени. Отсюда в некоторых племенах появились запреты на рождаемость. Так что регуляция шла не только популяции добычи, но и своей собственной.

Хозяин и создатель стада кормовых животных должен заботиться о пище для них, то есть не допускать излишней плотности особей на месте их пастьбы. Ему необходимо убирать из стада больных и старых животных, а также уродливых, недоразвитых, с уклоняющимся поведением. Так он ведет направленный отбор на увеличение продукции, получая все более плодовитых, быстрее набирающих вес особей. Попутно отбирает он и спокойных, все более ручных животных, о чем ни один хищник в природе обычно не заботится. И, наконец, ему приходится охранять свое стадо от хищников и вороватых соплеменников.

Итак, животноводство в своей основе имеет все те же правила взаимодействия, характерные для системы «хищник  жертва». При выполнении их хозяин стада удачлив и сыт, как, например, тигр, «пасущий» свое стадо кабанов. Попытки модификации экологических правил пастухом имеют результатом перевыпас, эпизоотии и ведут к потерям и голоду. Получается, что животновод - это тот же крупный хищник. Новизна здесь невелика, она состоит только в отборе, направленном на увеличение мяса от каждой особи, да в одомашнивании, дабы сделать охоту менее трудоемкой. Что касается мест зимовок для своего скота, так это за миллионы лет до нас «изобрели» еще муравьи, для выпасаемых ими тлей. Далее я еще не раз вернусь к рассмотрению животноводства как к одному из достижений человечества.

Подведем краткий итог становления, развития и смены видов и подвидов человека в фауне Земли. На протяжении около 5 млн лет в составе разных земных фаун появлялись и сменяли друг друга виды и подвиды человека. Они достигали все большего интеллектуального совершенства. Внешность их изменялась в сторону появления все большей стройности телосложения, потере волос и увеличения роста. Мы, видимо, самые высокие среди прочих видов людей.

Между тем, с совершенствованием человека неуклонно и быстро уменьшался срок жизни каждого нового его вида на планете, их исторический возраст. Эта тенденция должна дать пищу для размышления о судьбе человечества. Скорость смен фаун на Земле также возрастает, что говорит и об эволюционном ускорении изменений условий обитания здесь. Я думаю, что человечеству осталось существовать не так уж много тысячелетий, а возможно и столетий, если люди не предпримут каких-то кардинальных попыток продления своей исторической жизни. Пока же общественная тактика выживания направлена к сокращению срока пребывания человека на Земле, то есть она вполне гармонична с наблюдаемой эволюционной тенденцией.

У современного человека волосяных луковиц на коже не меньше, чем у человекообразных обезьян, но волосы значительно тоньше и короче, поэтому на многих участках тела они практически не заметны.