Где находится штаб квартира обсе. Чем занимается организация? История и правовой статус ОБС

Что такое ОБСЕ? История данной организации такова. В 1973-м прошло международное совещание, на котором обсуждались вопросы сотрудничества и безопасности в Европе (СБСЕ). Участие принимали 33 государства. Оно окончилось подписанием главами стран и правительств в Хельсинки акта, который стал долгосрочной программой действий по строительству единой мирной, демократической и процветающей Европы. Организация является ключевой для Европейского сообщества. Она имеет широкие полномочия для разрешения различных конфликтов, мониторинга соблюдения прав человека в отдельно взятых странах, контроля

Эволюция организации

Что такое ОБСЕ? Согласно Хельсинкским заключительным договоренностям к основным направлениям деятельности организации относятся следующие вопросы, касающиеся европейской безопасности: сотрудничество в сферах науки, экономики, технологий, окружающей среды, в гуманитарной и других областях (права человека, информация, культура, образование). В этом и заключается миссия ОБСЕ. Важными вехами развития стали заседания государств-участников в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.).

Большое значение приобрели встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Париже (1990-й), Хельсинки (1992-й), Будапеште (1994-й), Лиссабоне (1996-й) и Стамбуле (1999-й). В результате постепенной институционализации и принятия решений о создании должности Генерального секретаря (1993-й) и Постоянного Совета СБСЕ приобрела черты международной региональной организации. В соответствии с решением Будапештского саммита в 1995-м СБСЕ изменила свое название на ОБСЕ. Расшифровка аббревиатуры:

В 1996-м на Лиссабонской встрече глав стран-участниц были приняты весьма важные решения и документы. Во-первых, была определена концепция европейской безопасности в 21-м столетии. В ней шла речь о необходимости обустройства новой Европы без границ и разделительных линий. По сути, этот документ являлся основой для создания Европейского союза. Во-вторых, был обновлен ДОВСЕ (договор об обычных вооружениях).

Что такое ОБСЕ? Сегодня участниками организации являются 56 стран, включая все европейские, постсоветские, Канаду, США и Монголию. Такой состав ОБСЕ позволяет организации решать многие вопросы на мировом уровне. Её мандат охватывает огромный перечень вопросов военно-политической, экологической, экономической и научной сфер. Задачами организации являются: противодействие терроризму, контроль вооружений, экологическая и экономическая безопасность, защита демократии и прав человека, а также многие другие. Страны, входящие в ОБСЕ, имеют равный статус. Решения принимаются на базе консенсуса. Существуют различные институты ОБСЕ. Что это такое, мы разберемся ниже.

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

Саммит

Саммитами называются встречи представителей стран-участниц на высшем уровне. Они являются представительными форумами с участием глав государств и правительств, которые проводятся, как правило, раз в два-три года для обсуждения положения дел в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, принятия соответствующих решений, определения главных направлений деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В заседаниях Совмина принимают участие министры иностранных дел государств, входящих в состав организации. Он является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Постоянный совет - это действующий орган, в рамках которого на уровне постоянных представителей государств-участников проводятся политические консультации, принимаются решения по всем вопросам текущей деятельности ОБСЕ. Пленарные заседания ПС проходят каждый четверг в Вене.

Парламентская ассамблея

Организация ОБСЕ имеет свою Парламентскую ассамблею. Пленарные заседания проводятся дважды в год при поддержке Секретариата ПА, расположенном в Копенгагене. Председатель ОБСЕ поддерживает контакт с ПА на постоянной основе, информирует ее участников о работе организации. Председатель ПА избирается сроком на один год.

Секретариат

Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.

Действующий председатель

Что такое ОБСЕ? Лицом данной организации и главной политической фигурой является Действующий председатель. Он отвечает за координацию и консультации по вопросам текущей В своей работе Действующий председатель опирается на помощь:

  • Предшественника и преемника, которые действуют совместно с ним в формате тройки.
  • Специальных групп, которые он же и назначает.
  • Личных представителей, которые также назначаются Действующим председателем, с предоставлением конкретного мандата и определением перечня задач в различных сферах компетенции ОБСЕ.

Бюро демократических институтов и прав человека (сокращенно БДИПЧ)

Данная структура способствует проведению демократических выборов в государствах-участниках (включая направление наблюдательных миссий), а также оказывает практическую помощь в утверждении демократических институтов и прав человека, укреплении основ гражданского общества и верховенства права. Офис БДИПЧ находится в Варшаве.

Верховный комиссар по вопросам нацменьшинств (ВКНМ)

Данное несет ответственность за раннее предупреждение конфликтов, связанных с проблемами национальных меньшинств. Секретариат ВКНМ находится в Гааге.

Представитель по вопросам свободы СМИ

Это должностное лицо способствует выполнению странами-участниками своих обязательств в сфере средств массовой информации. Должность представителя по СМИ является критически важной для обеспечения нормального функционирования открытого демократичного общества, а также системы подотчетности правительств своим гражданам. Этот институт ОБСЕ был создан в конце 1997 года.

Миссии ОБСЕ

Миссии функционируют как своего рода "полевые" структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.

Экономический и экологический форум

Это ежегодные мероприятия, которые проводятся с целью придания импульса экономикам государств-участников. На них также происходит внесение предложений относительно практических мер, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами.

Форум по сотрудничеству в области безопасности

Данный орган осуществляет свою работу на постоянной основе в Вене. Он состоит из представителей делегаций государств-участников ОБСЕ, занимается обсуждением вопросов контроля над вооружениями, разоружением, укреплением мер доверия и безопасности.

История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

  • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
  • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

Основные органы характеризуются следующим образом.

Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

Функциональные органы ОБСЕ:

  • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
  • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
  • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
  • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
  • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
  • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Основные направления деятельности ОБСЕ:

  • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
  • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
  • 3) действия в сфере человеческого измерения.

Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

От СБСЕ к ОБСЕ.

Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры. На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Значимость.

Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР. По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации.

Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.

После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».

Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией. Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания» своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х – начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организационных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Штатов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась «продвигать» ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале 21 в. Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности.

Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты. При этом разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров иностранных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий. В основном миссии Организации преследуют две задачи: урегулирование или предотвращение конфликтов на территории стран-членов ОБСЕ и информирование о кризисных ситуациях. Как правило, миссии отличаются друг от друга по числу задействованных сотрудников (от 3 до 600 человек) и по конкретным задачам, определяемым соответствующим мандатом ОБСЕ. В начале 21 в. ОБСЕ поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении и 7 бюро в Минске, на Украине, в Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье: именно их деятельность освещалась в международных СМИ и специализированных политологических изданиях. По мнению российских и зарубежных политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась пост-конфликтным урегулированием. Так, например, основная задача миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (создана 8 декабря 1995) заключалась в мониторинге соблюдения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения») и укрепления мира демократии и стабильности в регионе. Так же как и в Боснии, миссия ОБСЕ в Косово играла ведущую роль в вопросах, связанных с восстановлением этой территории, институциональным строительством и укреплением демократии. В обоих случаях непосредственным разрешением конфликта занималась НАТО, а ОБСЕ доставалась трудная и неблагодарная работа в рамках послевоенного урегулирования и восстановления. Так, например, закрытие миссии ОБСЕ в Косово в конце 1998 де-факто означало отказ этой организации от участия в урегулировании этнического конфликта между сербами и албанцами и передачу миротворческих функций НАТО.

Несомненным успехом ОБСЕ в Закавказье являлось создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху (1992) для урегулирования вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Группа, куда вошли представители Великобритании, Германии, Российской Федерации, США и Франции, занималась разрешением карабахского конфликта, а ее наблюдатели следили за соблюдением перемирия между конфликтующими сторонами. В 1993 Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана («Уточненный график»), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном. В конце концов, в 1994 обе стороны, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня, действующее по настоящее время.

Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успехом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредственно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттеснена великими державами – сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Армению и Азербайджан приостановить военные действия.

Действующие структуры, институты и бюджет ОБСЕ.

Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасностисобирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности . Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц.

Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 6 саммитов. Cамыми значимыми были:

Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;

Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;

Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т. д.;

Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье.

Совет министров иностранных дел. Своеобразным «заменителем» саммитов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет Встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Его основная функция заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия генерального секретаряосуществляетоперационную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством генсека. Полномочия секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды. Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по информационным технологиям также находятся в ведении Секретариата.

На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская АссамблеяОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человекаявляется по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИотслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюроВерховного комиссара по делам национальных меньшинств(Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ.

Особое место в организационной структуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе занимают Меры по укреплению доверия и безопасности. Этапрограммабыла создана с целью ослабления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европейском континенте. В ее рамках были подписаны такие документы как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе ), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон; Договор об «открытом небе» , позволяющий государствам участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга, в особенно в сфере безопасности. В рамках Мер по укреплению доверия и безопасности, Действующий Председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполнением ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу,находящийся в Женеве.

В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые на Организацией местах.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работает около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой организации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошло в своем развитии три основных стадии. На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х «разрядка» в отношениях между СССР и США сделала возможным и многосторонние переговоры, касающимся военных аспектов безопасности в Европе. Именно в этот период (1986–1992) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990), Договор по открытому небу (1992) и т.д. Затем, распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы. Это было прежде всего вызвано изменением самого «приоритета угроз»: в то время как военная конфронтация по линии «Восток – Запад» ушла в прошлое, интенсивность этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.

ОБСЕ сыграло определенную миротворческую роль в первой половине 1990-х, но после неудач в Югославии было оттеснено НАТО, а затем и ЕС на второй план. Не обладая ни эффективными инструментами для проведения политики «принуждения к миру», ни политической волей к действию, ОБСЕ была во многом заменена другими действующими лицами в сфере европейской безопасности. Общий принцип консенсуса в организации, начитывающей 53 государства с различными интересами, также не способствовал повышению эффективности СБСЕ/ОБСЕ.

Неудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, Организации возвратиться в конце 1990-х к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой деятельности этой организации. Материалы в Интернете – Сайт ОБСЕ: http://www.osce.org

Данила Бочкарев

Литература:

Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ . М., Политиздат, 1986
Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии . – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ОБСЕ в документах (1973–1994) , М.: Наука, 1997
Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье . – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9
Загорский А.В. Хельсинкский процесс . М., «Права человека», 2005



создана в 1995 г. на основе преобразования Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали заключительный акт Совещания, определяющий принципы поведения государств на континенте.

Отличное определение

Неполное определение

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)

(прежнее название – СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ – СБСЕ) – (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE) – Conference on Security and Cooperation in Europe – CSCE).

Первоначально СБСЕ было задумано как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР и союзных с ним государств для выработки мер уменьшения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. Проводилось в несколько этапов:

Этап первый – с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел государств.

Этап второй – с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. в Женеве (с перерывами), на котором внесено около 200 предложений по всем разделам повестки совещания и согласован текст Заключительного акта.

Этап третий – с 30 июля по 1 августа 1975 года в Хельсинки на уровне руководителей государств. В ходе него 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дан старт общеевропейскому процессу – многоплановой деятельности стран Европы, США и Канады. (В настоящее время в ОБСЕ участвуют 55 государств).

Заключительный акт включает в себя следующие основные договоренности:

В международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, принятие десяти принципов взаимоотношений между государствами-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;

В военно-политической области – согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

В экономической области – согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области – согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Договоренности в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. При их принятии действует правило консенсуса.

В развитие этих договоренностей состоялись Белградская (1977-1978 гг.), Мадридская (1980-1983 гг.), Стокгольмская (1984 г.), Венская (1986 г.) и ряд других встреч представителей европейских государств для обмена мнениями о ходе выполнения Заключительного акта и выработки дополнительных мер по обеспечению европейской безопасности.

Особое значение для эволюции СБСЕ имело Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ (19-21 ноября 1990 г.). На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД). Был также одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

Другим важным результатом Парижского совещания стали решения об институционализации процесса СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

С 10 сентября по 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Этапным событием для развития общеевропейского процесса стала Хельсинкская встреча на высшем уровне 1992 г.

Принятый в Хельсинки документ – «Вызов времени перемен» – дал импульс началу превращения СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и разнообразные возможности принимать меры практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

Стокгольмская встреча СМИД (14-15 декабря 1992 г.) продолжила этот процесс. Был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности СБСЕ.

Задачам повышения эффективности СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов была посвящена встреча СМИД СБСЕ в Риме (30 ноября – 1 декабря 1993 г.)

Римский СМИД принял Декларацию по агрессивному национализму, нацеливающую хельсинкский процесс на противодействие этому опасному источнику современных конфликтов.

Одобрен ряд решений по структурному укреплению СБСЕ, в том числе о создании Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников.

В декабре 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В документах саммита – Политической декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» и других решениях нашли отражение принципиальные положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, о необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников. Политически значимым событием стало принятие Декларации в связи с 50-летием окончания Второй мировой войны.

Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Военно-политические договоренности («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.) заложили основу единого пространства доверия.

7-8 декабря 1995 г. в Будапеште состоялась встреча СМИД, которая была сфокусирована на двух ключевых темах – новой модели безопасности и вкладе ОБСЕ в ее урегулирование. По модели был принят промежуточный документ, который подвел итоги годичной дискуссии и наметил ориентиры дальнейшей работы.

2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ.В принятых документах – Декларации лиссабонского саммита и Декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» – подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.

Другой важный результат Лиссабона – принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания.

Принятые в Лиссабоне «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. Они позволяют использовать общеевропейский формат для постановки и рассмотрения вопросов о дальнейших мерах укрепления доверия и военной безопасности. Вместе с тем все заметнее в работе ОБСЕ проявился акцент «гуманитарно-конфликтной» проблематики на пространстве бывших СССР и СФРЮ.

18-19 декабря 1997 г. в Копенгагене состоялась шестая встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Ее главным результатом стало развернутое решение о начале предметной работы над Хартией европейской безопасности. Зафиксированы «основные направления» Хартии, в целом идущие в русле предложений российской стороны.

Очередная, седьмая встреча СМИД ОБСЕ прошла 2-3 декабря 1998 г. в Осло. Значимым политическим итогом СМИД стало принятие Декларации, в которой отражены подходы России к роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности, основным актуальным проблемам, а также рискам и вызовам современной Европы. В Декларацию вошли также положения о полицейских операциях ОБСЕ.

Значительное место в дискуссиях на СМИД заняли косовская проблематика, конфликтные ситуации на территории СНГ. Принят ряд решений, в частности, по Грузии, Молдове, об укреплении возможностей ОБСЕ, по Центральной Азии. Было подтверждено положение о территориальной целостности СРЮ.

Министры признали целесообразность принятия ряда мер по дальнейшему укреплению ОБСЕ, в первую очередь в сферах раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

Шестой по счету саммит ОБСЕ состоялся 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле. Российскую делегацию возглавил Б.Н.Ельцин. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.

27-28 ноября 2000 года в Вене прошло восьмое заседание СМИД ОБСЕ. На нем были приняты декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи – министерскую декларацию.

3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Также приняты:

План действий по борьбе с терроризмом, который содержит долгосрочную программу работы Организации в этой области;

Документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога;

Набор заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдове, Нагорному Карабаху, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии);

Ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.

Главный итог встречи заключается в создании предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ, в котором она оказалась в начале ХХI века из-за приоритетного внимания гуманитарно-правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества.

12 июня 2002 года на Лиссабонской международной конференции был принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним», в котором была дана оценка роли международных и региональных организаций при реализации стратегий и планов противодействий терроризму и сформулированы принципа сотрудничества между ними.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ . М., Политиздат, 1986
Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии . – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ОБСЕ в документах (1973–1994) , М.: Наука, 1997
Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье . – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9
Загорский А.В. Хельсинкский процесс . М., «Права человека», 2005

Найти "ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) " на