Первый международный трибунал. Международные трибуналы: кого и как судило мировое сообщество

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает воз­можность создания международных учреждений для осущест­вления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреж­дения конституируются и функционируют на основе междуна­родных договоров или, как свидетельствует практика, на осно­ве акта Совета Безопасности ООН.

Истории известны два выполнивших свои задачи судеб­ных органа, именовавшихся Международными военными три­буналами. Они действовали сразу же после окончания второй мировой войны.

Первым - в соответствии с Соглашением между прави­тельствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 авгу­ста 1945 г. - был образован Международный военный трибу­нал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международно­го военного трибунала.

Трибунал состоял из четырех членов и четырех замести­телей - по одному от каждого из названных государств. Каж­дое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовав­шие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как ин­дивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсу­димых были предусмотрены процессуальные гарантии, вклю­чая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивиду­альную ответственность: преступления против мира (планиро­вание, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение м

еждународных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи вой­ны), преступления против человечности, убийства (истребле­ние, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).

Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахож­дением был назначен Берлин, где и состоялось первое органи­зационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его дея­тельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок засе­даний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматри­вались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибу­нала считался окончательным, не подлежал пересмотру и при­водился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии - единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помило­вании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г."

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приго­воре.

Второй Международный военный трибунал был предна­значен для суда над главными японскими преступниками и по­лучил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.

Этот Трибунал включал представителей 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Пре­дусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (пред­ставитель США); все остальные государства, представленные в трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

Потенциальная возможность создания новых международ­ных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апарте­ид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, лица, обвиняемые в совер­шении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Кон­венции, признавших юрисдикцию такого суда".

Существуют различные научные предложения и офици­альные проекты формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. В отличие от прежних и действующих трибуналов он не должен быть ограничен временными и пространственными пре­делами.

В последние годы проблемой осуществления уголовной юрисдикции на межгосударственном уровне активно занима­лась Комиссия международного права ООН, перед которой этот вопрос был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 г. От имени Комиссии подготовлены рекомендации относи­тельно учреждения такого суда на основе многостороннего до­говора в форме Устава (статута). Суд предполагается как орган юстиции в отношении физических лиц, а не государств (впро­чем, допускается в перспективе распространение его компетен­ции и на государства). Юрисдикция суда должна охватывать преступления, определяемые в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества, и иные подобные деяния, отнесенные к "международным и транснациональным" (очевидно, имеются в виду и преступления международного характера), и, следовательно, должна быть связана с соответствующими меж­дународными конвенциями.

Некоторые специалисты считают преобладающей точку зрения, согласно которой юрисдикция Суда должна быть огра­ничена такими деяниями, как агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, которые в ком­плексе именуются преступлениями по общему международно­му праву.

Признано единственно приемлемым включение в Устав точ­ных формулировок относительно подлежащих рассмотрению преступлений и назначаемых Судом наказаний за каждое пре­ступление. Основными мерами наказания должно быть по­жизненное заключение или лишение свободы на определенный срок. Предметом дискуссии остается вопрос о возможности при­менения смертной казни.

Предполагаемая структура Суда: председатель, замести­тели, президиум, выполняющий как судебные, так и админист­ративные функции. Непосредственное рассмотрение дел и вынесение приговоров осуществляют судебные палаты, а также апелляционная палата. В контакте с Судом должна находиться независимая прокуратура. Обсуждаются два варианта ее дея­тельности: 1) самостоятельное расследование, проводимое в со­ответствующих государствах от имени международного Сооб­щества; 2) расследование через национальные компетентные органы в рамках сотрудничества. Предусмотрено соблюдение процессуальных гарантий в пределах как минимум ст. 14 и 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Уникальной по своему характеру можно считать Резолю­цию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относитель­но учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооружен­ный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) трибунала*.

Устав определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских кон­венций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, при­менение видов оружия, предназначенных для причинения из­лишних страданий, геноцид и т. д.

Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а так­же включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Ме­ждународного трибунала. Ими стали представители Великобри­тании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии. Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выде­ляют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелля­ционную камеру (пять судей). Местопребывание - г. Гаага.

В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по рас­следованию и составлению обвинительного заключения, огово­рены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в со­ответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения при­говоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судеб­ное разбирательство и осуществление судопроизводства в со­ответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защи­ты жертв (потерпевших) и свидетелей.. Лицо, в отношении ко­торого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафик­сированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бес­платной помощью переводчика и на другие процессуальные га­рантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, опре­деленном Трибуналом из перечня государств, заявивших о го­товности принять осужденных лиц; при этом применяется за­ законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безо­пасности ООН был создан Международный трибунал по Руан­де с целью судебного преследования лиц, ответственных за ге­ноцид и другие серьезные нарушения международного гумани­тарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах анало­гичны приведенным выше формулировкам.

Презюмируя преимущественное применение национальных судебных и прочих органов в процессе борьбы с преступлениями международного характера, современное мировое право предусматривает возможность формирования соответствующих учреждений для разрешения конфликтов в особых ситуациях. Данные институты функционируют на основании договоров либо, как практика показывает, в соответствии с актом СБ Организации Объединенных Наций. Называются они Международными трибуналами. В разное время в истории действовало несколько таких организаций. Далее рассмотрим, что такое Международный трибунал и какова его деятельность.

Историческая справка

Известны два мировых органа, которые выполнили свои судебные задачи. Их деятельность осуществлялась непосредственно после Второй мировой. Первый Международный трибунал был сформирован по Соглашению правительств СССР, Франции, Великобритании и США. Его деятельность была направлена в отношении лидеров фашистской Германии. Вопросы по формированию, компетенции и юрисдикции регулировал Устав Международного военного трибунала 1945 года.

Вторая аналогичная организация была образована по соглашению представителей 11 стран: Филиппин, Индии, Нов. Зеландии, Австралии, Канады, Нидерландов, Франции, Великобритании, США, Китая и СССР. В качестве правовой основы деятельности выступал Устав Международного военного трибунала. Организация была сформирована для разбирательства по делу главных японских преступников. Этот Международный трибунал назывался Токийским. Поговорим подробнее о первой организации.

Состав и задачи первой мировой организации

Международный трибунал был сформирован из четырех членов и такого же количества заместителей. От каждого государства-участника присутствовал также главный обвинитель и соответствующий персонал. Они действовали как комитет, выполняя обязанности как в сотрудничестве, так и самостоятельно. Подсудимым предоставлялись гарантии, в том числе были выделены защитники. В соответствии с юридической основой, Международный трибунал наделялся правом на осуждение и наказание лиц, действия которых повлекли индивидуальную ответственность. К таким нарушениям относят преступления:

  • Против мира. В эту категорию включены подготовка, планирование, развязывание и последующее ведение агрессивных боевых действий или войны, нарушающей международные договоры.
  • Против человечности. К ним относят убийства, порабощение, истребление, отправку в ссылку и прочие жестокости относительно гражданского населения.
  • Военные преступления – действия, которые нарушают обычай либо закон войны.

Работа органа

1 Международный трибунал был сформирован с ориентацией на неопределенное число процессов. Постоянным местонахождением организации являлся Берлин. Здесь же состоялось 1 организационное заседание (9 октября 1945 года). На практике деятельность органа ограничилась проведением Нюрнбергского процесса. Порядок судебного разбирательства и заседаний фиксировался в регламенте и Уставе. В качестве санкций к преступникам предусматривалась смертная казнь либо иное наказание. Приговор, который постановил Международный трибунал, был окончательным и не подлежал пересмотру. Исполнение наказания осуществлялось в соответствии с приказом Контрольного совета Германии. Это единственный орган, в чью компетенцию входило рассмотрение ходатайства от осужденных о помиловании и изменении решения, которое вынес Международный трибунал. ООН приняла резолюцию, которая подтверждала принципы мирового права, воплощенные в приговоре и юридических основаниях Нюрнбергского процесса. Смертная казнь после отклонения прошения о помиловании была исполнена в ночь на 16 октября 1946 года.

Токийский процесс

Второй Международный трибунал действовал с одним главным и 10 дополнительными обвинителями. В качестве первого выступал представитель США, назначавшийся главнокомандующим оккупационной армии Японии. Токийский процесс проходил с начала мая 1946-го до середины ноября 1948 года. Итогом рассмотрения дела стало вынесение обвинительного приговора.

Юридическая обоснованность организаций

Предпосылки к тому, чтобы создавать новые Международные трибуналы, Международный уголовный суд и прочие учреждения мирового масштаба, зафиксированы в конвенциях о глобальных преступлениях против человечества. Так, в соответствии с одной из них, дела подозреваемых в совершении геноцида должны рассматриваться компетентными органами той страны, на территории которой было совершено данное преступление, либо таким мировым исполнительным органом, который может обладать юрисдикцией относительно сторон Конвенции, которыми были признаны пределы компетенции данного института. Сегодня разрабатываются разные официальные проекты, и существует несколько научных предложений о том, чтобы сформировать постоянный Международный военный трибунал для рассмотрения дел, а также преследования лиц, обвиняемых в совершении преступления против мирового права. В отличие от предыдущих и действующих организаций, он не должен ограничиваться пространственными и временными рамками.

Проблема осуществления юрисдикции на мировом уровне

В течение нескольких последних лет этим вопросом занималась соответствующая Комиссия ООН. Перед ней данную проблему поставила, в свою очередь, Генеральная Ассамблея. Комиссия подготовила свои рекомендации относительно формирования Международного компетентного органа на основании многостороннего соглашения в форме Устава. Предполагается, что деятельность такого рода организаций будет направлена в отношении физических лиц, а не стран в целом. Тем не менее, в перспективе допускается распространение компетенции и на государства. Юрисдикция Суда должна охватить преступления, которые определены в Кодексе: против безопасности человечества и мира, а также прочие нарушения, которые относятся к категории "транснациональные и международные". В связи с этим она должна иметь связь с соответствующими Мировыми Конвенциями. По мнению некоторых специалистов, Международные уголовные трибуналы должны рассматривать дела, связанные только с определенными преступлениями против мирового права. В частности это: геноцид, агрессия, злодеяния против человечности, связанные с боевыми действиями мирового масштаба.

Структура организаций

Единственно приемлемым признано включение в Уставы Международных трибуналов точных формулировок в отношении преступлений, подлежащих рассмотрению, а также наказаний, назначаемых за них. В качестве основной меры принимается пожизненное заключение либо лишение свободы на конкретный период. Вопрос о возможности использовать смертную казнь остается предметом дискуссий. Если говорить о формировании единого органа, то его структура, предположительно, должна включать в себя председателя, заместителей и президиум.

Последний должен выполнять как административные, так и непосредственно процессуальные задачи. Рассмотрение дел и последующее вынесение приговора выполняют соответствующие палаты: судебная и апелляционная. Тесное взаимодействие с органом должна осуществлять Независимая прокуратура. На обсуждении находятся два варианта ее деятельности. Прокуратура может выполнять расследование в соответствующих странах от имени Международного сообщества самостоятельно или посредством компетентных национальных органов в рамках сотрудничества. При этом предусматривается соблюдение соответствующих процессуальных гарантий в пределах ст. 14, 15 Мирового пакта о политических и гражданских правах как минимум.

Резолюция СБ Организации Объединенных Наций от 25 мая 1993 г.

Ее можно считать уникальной в своем роде. Резолюция была составлена по учреждению Международного трибунала для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях мирового гуманитарного права в бывшей Югославии. На этой территории имел место трагический крупномасштабный конфликт. Вместе с принятием Резолюции был утвержден и Устав. Он определяет юрисдикцию органа по отношению к лицам, совершающим нарушения положений Женевских конвенций 1949 года и прочих норм. К рассматриваемым преступлениям относят: умышленные убийства или причинения тяжких страданий, бесчеловечное обращение и пытки, взятие мирного населения в заложники либо их неправомерное депортирование, использование особых видов вооружения, геноцид и прочее. В Трибунале присутствуют 11 независимых судей, которые выделяются государствами и избираются из предоставленного СБ списка Генеральной Ассамблеей на четыре года. Кроме того, в составе Международного трибунала присутствует обвинитель. Его назначает по рекомендации Генсекретаря ООН Совет Безопасности. В мае 1997 года был избран новый состав судей. Ими стали представители Гайаны, Колумбии, Замбии, Египта, КНР, США, Португалии, Франции, Италии, Великобритании. В составе организации выделено две судебные камеры (по 3 судьи в каждой) и 1 апелляционная (5 судей). Местонахождение организации – г. Гаага.

Кроме полномочий обвинителя по рассмотрению дела и формированию заключения, оговариваются и права подозреваемого. К ним, в числе прочего, относятся услуги адвоката. В Уставе сформулированы права обвиняемого в процессе рассмотрения его дела. Они соответствуют гражданским и политическим мировым нормам. Устав регламентирует процедуру судебного рассмотрения, порядок вынесения заключения (приговора), назначение наказания в форме лишения свободы.

Срок тюремного заключения определяется с учетом судебной практики по делам бывшей Югославии. В соответствии со ст. 20, обеспечивается оперативное и справедливое разбирательство, осуществление обвинительного производства на основании правил процедур и доказывания при абсолютном уважении прав подследственного и обеспечении надлежащего уровня защиты свидетелей и потерпевших. Подозреваемый заключается под стражу. Его информируют об обвинениях, которые ему предъявляются, и направляют на территорию, где расположен Трибунал. Ст. 21 регламентирует права обвиняемого. В числе прочих, указывается на публичное и справедливое рассмотрение дела, возможность защиты себя самостоятельно или с помощью выбранного адвоката. Обвиняемый может воспользоваться бесплатно услугами переводчика и прочими процессуальными гарантиями.

МТМП

Международные трибуналы и Суды рассматривают не только преступления на суше. Конфликты имеют место и в акваториях разных стран. Для их разрешения был сформирован Международный трибунал ООН по морскому праву. Располагается он в Германии, городе Гамбурге. Созван он был в 1994 году. На основании соответствующей Резолюции в Генеральной Ассамблее орган имеет статус наблюдателя. Трибунал состоит из 21 представителя государств-членов. Избирается орган на девятилетний срок с правом переизбрания. Исполняя свои обязанности, представители обладают дипломатической неприкосновенностью. Из судей выбирается председатель, а также заместители на трехлетний срок с правом переизбрания.

Компетенция

Международный трибунал по морскому праву решает споры сторон соответствующих правовых отношений. В частности, он рассматривает дела физических и юридических лиц стран-участников Конвенции, которые осуществляют деятельность в мировом районе дна, государств-сторон прочих соглашений, касающихся проблем, охватываемых ею либо предусматривающих обращение в данный орган.

Обращения, связанные с Россией

В 2002 году Международный морской трибунал рассматривал требование РФ к Австралии о незамедлительном освобождении судна "Волга" под банковскую гарантию. Оно было захвачено властями в исключительной зоне за незаконную ловлю рыбы. Данное требование было удовлетворено. Япония в 2007 году два раза обращалась в МТМП с требованиями к РФ по вопросу задержания и конфискации двух судов - Tomimaru и Hoshinmaru. И в первом, и втором случае в слушаниях участвовала российская делегация. Был назначен также специальный представитель РФ – Загайнов, сотрудник постоянного представительства России в ООН. Нидерланды в 2013 году обратились с требованием к нашей стране по ситуации с судном "Арктик Санрайз".

В связи с данным делом Министерством по иностранным делам РФ был опубликован комментарий о том, что Россия исходила из того, что данное дело не попадает под юрисдикцию МТМП. В нем Правительство страны обращало внимание также на оговорку, которая была сделана в процессе ратификации Конвенции 1982 года. В соответствии с ней, кроме прочего, страна не принимает процедуры, ведущие к принятию обязательных решений для сторон относительно споров, касающихся деятельности, обеспечивающей соблюдение законов, связанных с суверенными правами и юрисдикцией. По дипломатическим каналам аналогичное заявление поступило и в Трибунал. Организация учла мнение России и при принятии решения отметила, что те исключения, на которые РФ ссылалась, применимы исключительно к части, которая касается ст. 297, абз. 2 и 3 Конвенции. Речь, в частности, шла о морских научных исследованиях и рыболовстве. В результате рассмотрения дела организация обязала Россию незамедлительно освободить судно с экипажем и вывести его в воды вне российской юрисдикции с залогом в 3,6 млн евро.

Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.

Предпосылки создания

История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.

Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции , ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе - крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.

Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.

Первая ласточка

Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров - нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.

Результатом этого стало создание Международного военного трибунала. Он был учрежден в соответствии с соглашениями, подписанными представителями СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне в августе 1945 года. Располагался этот орган в Нюрнберге, судебные слушания проводились в поверженной столице Третьего рейха - в Берлине.

Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.

Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.

Принципы

Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:

  • Преступления против мира. То есть разжигание войны путем грубого нарушения международных договоров, планирование наступательных военных операций в мирное время, а также участие в планах и заговорах, ведущих к началу боевых действий.
  • Военные преступления. Намеренное нарушение обычаев войны, жестокость по отношению к мирному населению, уничтожение заложников, увод в рабство жителей оккупированных территорий, разрушение населенных пунктов, не вызванное военной необходимостью, применение запрещенных видов оружия.
  • Преступления против человечности. Убийства, пытки, порабощение представителей мирного населения независимо от времени начала войны, преследование определенных групп по расовым, политическим или религиозным мотивам.

Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.

Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

Принципы формирования

Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.

Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.

Долгий процесс

Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.

За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов - Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.

Критика МТБЮ

Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.

Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.

Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).

Международный трибунал по Руанде

Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.

Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.

Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.

Международный уголовный суд

Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.

В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.

Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений - геноциде, военных преступлениях, агрессии.

Деятельность

Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.

Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.

Международный трибунал по морскому праву

В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.

Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.

Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ТРИБУНАЛЫ - международные судебные учреждения, привлекающие физических лиц к ответственности за совершённые ими международные преступления или преступления международного характера.

Три-бу-нал по Кам-бод-же соз-дан в со-от-вет-ст-вии с Со-гла-ше-ни-ем (2003 год) ме-ж-ду ООН и пра-ви-тель-ст-вом Ко-ро-лев-ства Кам-бод-жа о пре-сле-до-ва-нии в со-от-вет-ст-вии с кам-бод-жий-ским пра-вом за пре-сту-п-ле-ния, со-вер-шён-ные в пе-ри-од Де-мо-кра-ти-че-ской Кам-пу-чии с 17.04.1975 года по 06.01.1979 года. На-хо-дит-ся в городе Пном-пень (Кам-бод-жа). Со-гла-ше-ние пре-ду-смат-ри-ва-ет соз-да-ние чрез-вы-чай-ных па-лат (ка-мер) для на-ка-за-ния лиц, ви-нов-ных в ге-но-ци-де и др. пре-сту-п-ле-ни-ях уго-лов-но-го ха-рак-те-ра.

Кам-бод-жий-ские су-дьи, с од-ной сто-ро-ны, и су-дьи, на-зна-чен-ные Выс-шим со-ве-том су-дей по пред-став-ле-нию Ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря ООН (ме-ж-ду-народные су-дьи), - с дру-гой, долж-ны слу-жить в ка-ж-дой из двух чрез-вы-чай-ных па-лат (ка-мер). Ком-плек-то-ва-ние па-лат (ка-мер) про-ис-хо-дит сле-дую-щим об-ра-зом: су-деб-ная па-ла-та (ка-ме-ра) со-сто-ит из 3 кам-бод-жий-ских су-дей и 2 ме-ж-ду-народных су-дей; па-ла-та Вер-хов-но-го су-да, ко-то-рая вы-сту-па-ет в ка-че-ст-ве апел-ля-ци-он-ной па-ла-ты и па-ла-ты пер-вой ин-стан-ции, со-сто-ит из 4 кам-бод-жий-ских и 3 ме-ж-ду-народных су-дей.

Кро-ме этих уго-лов-ных три-бу-на-лов, соз-да-ны и функ-цио-ни-ру-ют Спе-ци-аль-ный суд по Сьер-ра-Ле-о-не для су-деб-но-го пре-сле-до-ва-ния лиц, не-су-щих наи-боль-шую от-вет-ст-вен-ность за серь-ёз-ные на-ру-ше-ния ме-ж-ду-народного гу-ма-ни-тар-но-го пра-ва и пра-ва Сьер-ра-Ле-о-не, со-вер-шён-ные на тер-ри-то-рии Сьер-ра-Ле-о-не с 30.11.1996 года (в городе Фри-та-ун); Спе-ци-аль-ный три-бу-нал по Ли-ва-ну для су-деб-но-го пре-сле-до-ва-ния лиц, ви-нов-ных в на-па-де-нии на пре-мьер-ми-ни-ст-ра стра-ны 14.02.2005 года (в Гаа-ге); спе-ци-аль-ные ко-мис-сии по Вос-точ-но-му Ти-мо-ру (в городе Ди-ли).

Международный трибунал – орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. Трибунал функционирует не на постоянной основе, он учреждается для рассмотрения дел, объединенных общими признаками (например, преступлений, совершенных на определенной территории). Орган создается, если преступления носят массовый характер, а государство, где они совершаются, не в состоянии защитить граждан. Для учреждения необходим международный договор или резолюция Совета Безопасности ООН. Устав ООН прямо не предусматривает право СБ ООН создавать трибуналы. Согласно статье 29 Устава, Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Помимо Международного суда, который является главным судебным органом ООН, существует целый ряд международных судов и трибуналов, ассоциированных с ООН в разной степени.

Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде

Резолюцией СБ ООН 827 (1993 г.) был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), деятельность которого сосредоточена на судебном преследовании и предании суду высших руководителей, подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г. В их числе нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Штаб-квартира МТБЮ в Гааге (Нидерланды). Работа МТБЮ еще не окончена, к настоящему времени были выдвинуты обвинения против 161 человека, в отношении 147 из них судебные разбирательства завершены.

На основе резолюций СБ ООН 955 (1994 г.) и 977 (1995 г.) был создан Международный трибунал по Руанде (МТР). Причиной для его учреждения стали события, произошедшие в стране в 1994 г. на фоне гражданской войны - радикально настроенные представители племени хуту убили порядка 1 млн тутси и хуту. МТР осуществляет судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде и соседних государствах руандийскими гражданами в 1994 г. Штаб-квартира МТР в Аруше (Танзания). Работа должна быть завершена до конца 2015 г. Трибунал рассмотрел 93 дела против высших должностных лиц и офицеров, крупных предпринимателей, религиозных и общественных лидеров. В отношении 61 из них были вынесены обвинительные приговоры.

Трибунал над "красными кхмерами"

Трибунал над "красными кхмерами" - международно-национальный суд, созданный ООН и правительством Камбоджи. Его официальное название - Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии.

Юрисдикция палат распространяется на преступления против человечности, военные преступления и геноцид, а также другие преступления (убийства, пытки и преследования за религиозные убеждения), совершенные с 17 апреля 1975 г. по 6 января 1979 г. В этот период, когда страной правили «красные кхмеры» (экстремистское крыло камбоджийской компартии во главе с Пол Потом), были убиты, умерли от голода, болезней и каторжного труда от 1,7 млн до 2,75 млн человек.

Трибунал был учрежден в соответствии с соглашением, заключенным ООН и правительством Камбоджи 6 июня 2003 г. (ратифицировано парламентом Камбоджи в 2004 г., вступило в силу в 2005 г.). В его состав вошли как камбоджийские, так и иностранные судьи. Местом пребывания трибунала был выбран Пномпень. Высшая мера наказания - пожизненное заключение. Судьи приступили к работе весной 2009 г.

К этому времени в живых остались пятеро лидеров "красных кхмеров". Им было предъявлено обвинение в геноциде, нарушении прав человека и военных преступлениях. Главный идеолог движения Нуон Чеа, президент Демократической Кампучии Кхиеу Сампхан и начальник тюрьмы С-21 Канг Киек Иеу были приговорены к пожизненному заключению. Заместитель премьер-министра по иностранным делам Иенг Сари не дожил до приговора (скончался в марте 2013 г.). Его жена Иенг Тирит, возглавлявшая министерство социального обеспечения, была признана недееспособной.

Кроме этих главных обвиняемых, трибунал вел расследование в отношении ряда «красных кхмеров» более низкого уровня - руководителей трудовых лагерей и командиров, отвечавших за арест и перевозку заключенных (их имена не разглашаются). Однако никто из них не был арестован, в связи с чем в адрес правительства Камбоджи раздавались обвинения в нежелании сотрудничать с ООН в привлечении к суду всех виновных. По мнению же действующего премьер-министра страны Хун Сена, новые аресты могут негативно сказаться на внутриполитической ситуации в стране.

С учетом времени, необходимого для рассмотрения апелляций, ожидается, что трибунал завершит работу в конце 2018 г.

Специальные трибуналы по Сьерра-Леоне и Ливану

По резолюции СБ ООН 1315 (2000 г.) в 2004-2013 гг. действовал Специальный суд (трибунал) по Сьерра-Леоне, который осуществлял уголовное преследование лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права и законов страны, совершенные на ее территории после 30 ноября 1996 г. во время гражданской войны. Штаб-квартира располагалась в столице, в г. Фритаун. В 2012 г. экс-президент Чарльз Тейлор, признанный виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности был приговорен к 50 годам тюрьмы. В 2013 г. трибунал выполнил свой мандат и завершил работу.

Согласно резолюции СБ ООН 1757 (2007 г.) действует Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Его цель - судебное преследование лиц, виновных в гибели 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других лиц. Трибунал наделен также юрисдикцией над обвиняемыми в "других преступлениях в Ливане, совершенных с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности". Штаб-квартира в Гааге (Нидерланды). В январе 2015 г. срок полномочий был продлен до марта 2018 г. В январе 2014 г. начался суд по делу пятерых обвиняемых. Поскольку по международным ордерам, выданным трибуналом на их арест, никто задержан не был, слушания проходят заочно.

МТБЮ, МТР и СТЛ являются вспомогательными органами СБ ООН.

Международный уголовный суд

В 2002 г. начал работу Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута, принятого на конференции полномочных представителей под эгидой ООН в июле 1998 г. в Риме. Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Это независимая структура, связанная с ООН особым соглашением о сотрудничестве. МУС может возбуждать дела по представлению СБ ООН.

Создание Международного трибунала по пиратству

В мае 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой, касающейся судебного преследования пиратов, включая возможное создание Международного трибунала по пиратству. С 2010 г. СБ ООН принял несколько резолюций, призывающих продолжить рассмотрение этого вопроса.