Военно воздушные силы российской федерации состав. Задачи военной авиации

Становление ВВС и Войск ПВО Российской Федерации (1992–1998 гг.)

Процесс распада Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе – 2500 боевых).

Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в Российской Федерации практически вдвое (в первую очередь – на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.

В связи с расформированием большого количества радиотехнических частей исчезло сплошное радиолокационное поле над территорией государства. Была значительно ослаблена и общая система противовоздушной обороны страны.

Россия, последняя из бывших республик СССР, приступила к строительству Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил (указ Президента РФ от 7 мая 1992 г.). Приоритетами этого строительства явились недопущение существенного снижения уровня боеспособности соединений и частей ВВС и Войск ПВО, сокращение личного состава за счет пересмотра и оптимизации их организационной структуры, снятие с вооружения устаревших образцов вооружения и военной техники и т.д.

В этот период боевой состав ВВС и авиации ПВО был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31). Общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась почти втрое – с 281 до 102 авиаполков.

По состоянию на 1 января 1993 г., ВВС РФ имели в боевом составе: два командования (дальней и военно-транспортной авиации (ВТА)), 11 авиационных объединений, 25 авиадивизий, 129 авиаполков (в том числе 66 боевых и 13 военно-транспортных). Самолетный парк составлял 6561 машину, без учета хранящихся на базах резерва самолетов (в том числе 2957 боевых).

Одновременно были приняты меры по выводу объединений, соединений и частей ВВС с территорий стран дальнего и ближнего зарубежья, включая 16-ю воздушную армию (ВА) с территории Германии, 15 ВА – из стран Балтии.

Период 1992-го – начало 1998 гг. стал временем большой кропотливой работы руководящих органов ВВС и Войск ПВО по разработке новой концепции военного строительства Вооруженных Сил России, ее воздушно-космической обороны с реализацией принципа оборонной достаточности в развитии Войск ПВО и наступательного характера в применении Военно-воздушных сил.

В эти годы ВВС пришлось принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте на территории Чеченской Республики (1994–1996 гг.). В дальнейшем полученный опыт позволил более продуманно и с высокой эффективностью провести активную фазу контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999–2003 гг.

В 1990-х гг., в связи с началом распада единого противовоздушного поля Советского Союза и бывших стран - участниц Организации Варшавского Договора, возникла острая необходимость воссоздания его аналога в границах ранее бывших союзных республик. В феврале 1995 г. странами Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ, призванной решать задачи по охране государственных границ в воздушном пространстве, а также для ведения согласованных коллективных действий войск ПВО по отражению возможного воздушно-космического нападения на одну из стран или коалицию государств.

Однако, оценивая процесс ускорения физического старения оружия и боевой техники, Комитет по обороне Государственной Думы Российской Федерации пришел к неутешительным выводам. В результате была выработана новая концепция военного строительства, где предполагалось еще до 2000 г. осуществить реорганизацию видов Вооруженных Сил, сократив их число с пяти до трех. В рамках этой реорганизации предстояло объединение в одном виде двух самостоятельных видов Вооруженных Сил: Военно-воздушных сил и Войск ПВО.

Новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры» к 1 января 1999 г. был сформирован новый вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы. В короткие сроки Главным командованием ВВС была разработана нормативно-правовая база нового вида Вооруженных Сил, что позволило обеспечить непрерывность управления объединениями ВВС, поддержание их боевой готовности на требуемом уровне, выполнение задач боевого дежурства по противовоздушной обороне, а также проведение мероприятий оперативной подготовки.

К моменту объединения в единый вид Вооруженных Сил РФ Военно-воздушные силы насчитывали в своем боевом составе 9 оперативных объединений, 21 авиационную дивизию, 95 авиаполков, в том числе 66 полков боевой авиации, 25 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов, базировавшихся на 99 аэродромах. Общая численность самолетного парка составляла 5700 самолетов (в том числе 20% учебных) и более 420 вертолетов.

В состав Войск ПВО входило: оперативно-стратегическое объединение, 2 оперативных, 4 оперативно-тактических объединения, 5 корпусов ПВО, 10 дивизий ПВО, 63 части зенитных ракетных войск, 25 истребительных авиаполков, 35 частей радиотехнических войск, 6 соединений и частей разведки и 5 частей радиоэлектронной борьбы. На вооружении имелось: 20 самолетов авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50, более 700 истребителей ПВО, более 200 зенитных ракетных дивизионов и 420 радиотехнических подразделений с радиолокационными станциями различных модификаций.

В результате проведенных мероприятий была создана новая организационная структура ВВС, включавшая в себя две воздушные армии: 37-ю воздушную армию Верховного Главного командования (стратегического назначения) (ВА ВГК (СН) и 61-ю ВА ВГК (ВТА). Вместо воздушных армий фронтовой авиации сформированы армии ВВС и ПВО, оперативно подчиненные командующим войсками военных округов. На Западном стратегическом направлении создан Московский округ ВВС и ПВО.

Дальнейшее строительство организационно-штатной структуры ВВС осуществлялось в соответствии с утвержденным в январе 2001 г. Президентом РФ Планом строительства и развития Вооруженных Сил на 2001–2005 гг.

В 2003 г. в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005–2006 гг. – часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В и комплексами «Бук». В апреле 2007 г. на вооружение ВВС была принята зенитная ракетная система нового поколения С-400 «Триумф», предназначенная для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения.

В начале 2008 г. в составе ВВС имелось: оперативно-стратегическое объединение (КСпН), 8 оперативных и 5 оперативно-тактических объединений (корпуса ПВО), 15 соединений и 165 частей. В августе того же года части Военно-воздушных сил приняли участие в грузино-южноосетинском военном конфликте (2008 г.) и в операции по принуждению Грузии к миру. В ходе проведения операции ВВС было выполнено 605 самолето-вылетов и 205 вертолето-вылетов, в том числе на выполнение боевых задач 427 самолето-вылетов и 126 вертолето-вылетов.

Военный конфликт выявил определенные недостатки в организации боевой подготовки и системе управления российской авиации, а также необходимость значительного обновления самолетного парка ВВС.

Военно-воздушные силы в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации

В 2008 г. начался переход к формированию нового облика Вооруженных Сил РФ (в том числе и ВВС). В ходе проведенных мероприятий Военно-воздушные силы перешли на новую организационно-штатную структуру, более соответствующую современным условиям и реалиям времени. Были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному (штаб – г. Санкт-Петербург), Южному (штаб – г. Ростов-на-Дону), Центральному (штаб – г. Екатеринбург) и Восточному (штаб – г. Хабаровск).

За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития Военно-воздушных сил, а также подготовки руководящего состава органов управления. При таком подходе произошло распределение ответственности за подготовку и применение сил и средств военной авиации и исключалось дублирование функций, как в мирное время, так и на период боевых действий.

В 2009–2010 гг. был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления Военно-воздушными силами. В результате общее количество объединений ВВС сокращено с 8 до 6, все соединения ПВО (4 корпуса и 7 дивизий ПВО) переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Одновременно происходит активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения приходят их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.

В их числе: фронтовые бомбардировщики Су-34, многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, различные модификации сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, среднемагистральный грузовой военно-транспортный самолет нового поколения Ан-70, легкий военно-транспортный самолет типа Ан-140-100, модифицированный штурмовой военно-транспортный вертолет Ми-8, многоцелевой вертолет средней дальности с газотурбинными двигателями Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 (различных модификаций) и Ка-52 «Аллигатор».

В рамках дальнейшего совершенствования системы противовоздушной (воздушно-космической) обороны в настоящее время идет разработка нового поколения ЗРС С-500, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача комплекса – борьба с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности, а при необходимости и с межконтинентальными баллистическими ракетами на конечном участке траектории и, в определенных пределах, на среднем участке.

Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время они предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Процесс распада Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе – 2500 боевых).
Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР
сократилась в Российской Федерации практически вдвое (в первую очередь – на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.

В связи с расформированием большого количества радиотехнических частей исчезло сплошное радиолокационное поле над территорией государства. Была значительно ослаблена и общая система противовоздушной обороны страны.
Россия, последняя из бывших республик СССР, приступила к строительству Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил (указ Президента РФ от 7 мая 1992 г.). Приоритетами этого строительства явились недопущение существенного снижения уровня боеспособности соединений и частей ВВС и Войск ПВО, сокращение личного состава за счет пересмотра и оптимизации их организационной структуры, снятие с вооружения устаревших образцов вооружения и военной техники и т.д.
В этот период боевой состав ВВС и авиации ПВО был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31). Общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась почти втрое – с 281 до 102 авиаполков.
По состоянию на 1 января 1993 г., ВВС РФ имели в боевом составе: два командования (дальней и военно-транспортной авиации (ВТА)), 11 авиационных объединений, 25 авиадивизий, 129 авиаполков (в том числе 66 боевых и 13 военно-транспортных). Самолетный парк составлял 6561 машину, без учета хранящихся на базах резерва самолетов (в том числе 2957 боевых).
Одновременно были приняты меры по выводу объединений, соединений и частей ВВС с территорий стран дальнего и ближнего зарубежья, включая 16-ю воздушную армию (ВА) с территории Германии, 15 ВА – из стран Балтии.
Период 1992-го – начало 1998 гг. стал временем большой кропотливой работы руководящих органов ВВС и Войск ПВО по разработке новой концепции военного строительства Вооруженных Сил России, ее воздушно-космической обороны с реализацией принципа оборонной достаточности в развитии Войск ПВО и наступательного характера в применении Военно-воздушных сил.

В эти годы ВВС пришлось принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте на территории Чеченской Республики (1994–1996 гг.). В дальнейшем полученный опыт позволил более продуманно и с высокой эффективностью провести активную фазу контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999–2003 гг.
В 1990-х гг., в связи с началом распада единого противовоздушного поля Советского Союза и бывших стран — участниц Организации Варшавского Договора, возникла острая необходимость воссоздания его аналога в границах ранее бывших союзных республик. В феврале 1995 г. странами Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ, призванной решать задачи по охране государственных границ в воздушном пространстве, а также для ведения согласованных коллективных действий войск ПВО по отражению возможного воздушно-космического нападения на одну из стран или коалицию государств.
Однако, оценивая процесс ускорения физического старения оружия и боевой техники, Комитет по обороне Государственной Думы Российской Федерации пришел к неутешительным выводам. В результате была выработана новая концепция военного строительства, где предполагалось еще до 2000 г. осуществить реорганизацию видов Вооруженных Сил, сократив их число с пяти до трех. В рамках этой реорганизации предстояло объединение в одном виде двух самостоятельных видов Вооруженных Сил: Военно-воздушных сил и Войск ПВО.

Новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры» к 1 января 1999 г. был сформирован новый вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы. В короткие сроки Главным командованием ВВС была разработана нормативно-правовая база нового вида Вооруженных Сил, что позволило обеспечить непрерывность управления объединениями ВВС, поддержание их боевой готовности на требуемом уровне, выполнение задач боевого дежурства по противовоздушной обороне, а также проведение мероприятий оперативной подготовки.

К моменту объединения в единый вид Вооруженных Сил РФ Военно-воздушные силы насчитывали в своем боевом составе 9 оперативных объединений, 21 авиационную дивизию, 95 авиаполков, в том числе 66 полков боевой авиации, 25 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов, базировавшихся на 99 аэродромах. Общая численность самолетного парка составляла 5700 самолетов (в том числе 20% учебных) и более 420 вертолетов.
В состав Войск ПВО входило: оперативно-стратегическое объединение, 2 оперативных, 4 оперативно-тактических объединения, 5 корпусов ПВО, 10 дивизий ПВО, 63 части зенитных ракетных войск, 25 истребительных авиаполков, 35 частей радиотехнических войск, 6 соединений и частей разведки и 5 частей радиоэлектронной борьбы. На вооружении имелось: 20 самолетов авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50, более 700 истребителей ПВО, более 200 зенитных ракетных дивизионов и 420 радиотехнических подразделений с радиолокационными станциями различных модификаций.
В результате проведенных мероприятий была создана новая организационная структура ВВС, включавшая в себя две воздушные армии: 37-ю воздушную армию Верховного Главного командования (стратегического назначения) (ВА ВГК (СН) и 61-ю ВА ВГК (ВТА). Вместо воздушных армий фронтовой авиации сформированы армии ВВС и ПВО, оперативно подчиненные командующим войсками военных округов. На Западном стратегическом направлении создан Московский округ ВВС и ПВО.
Дальнейшее строительство организационно-штатной структуры ВВС осуществлялось в соответствии с утвержденным в январе 2001 г. Президентом РФ Планом строительства и развития Вооруженных Сил на 2001–2005 гг.
В 2003 г. в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005–2006 гг. – часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В и комплексами «Бук». В апреле 2007 г. на вооружение ВВС была принята зенитная ракетная система нового поколения С-400 «Триумф», предназначенная для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения.

В начале 2008 г. в составе ВВС имелось: оперативно-стратегическое объединение (КСпН), 8 оперативных и 5 оперативно-тактических объединений (корпуса ПВО), 15 соединений и 165 частей. В августе того же года части Военно-воздушных сил приняли участие в грузино-южноосетинском военном конфликте (2008 г.) и в операции по принуждению Грузии к миру. В ходе проведения операции ВВС было выполнено 605 самолето-вылетов и 205 вертолето-вылетов, в том числе на выполнение боевых задач 427 самолето-вылетов и 126 вертолето-вылетов.
Военный конфликт выявил определенные недостатки в организации боевой подготовки и системе управления российской авиации, а также необходимость значительного обновления самолетного парка ВВС.

ВВС в новом облике Вооруженных Сил РФ

В 2008 г. начался переход к формированию нового облика Вооруженных Сил РФ (в том числе и ВВС). В ходе проведенных мероприятий Военно-воздушные силы перешли на новую организационно-штатную структуру, более соответствующую современным условиям и реалиям времени. Были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному (штаб – г. Санкт-Петербург), Южному (штаб – г. Ростов-на-Дону), Центральному (штаб – г. Екатеринбург) и Восточному (штаб – г. Хабаровск).
За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития Военно-воздушных сил, а также подготовки руководящего состава органов управления. При таком подходе произошло распределение ответственности за подготовку и применение сил и средств военной авиации и исключалось дублирование функций, как в мирное время, так и на период боевых действий.
В 2009–2010 гг. был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления Военно-воздушными силами. В результате общее количество объединений ВВС сокращено с 8 до 6, все соединения ПВО (4 корпуса и 7 дивизий ПВО) переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Одновременно происходит активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения приходят их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.
В их числе: фронтовые бомбардировщики Су-34, многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, различные модификации сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, среднемагистральный грузовой военно-транспортный самолет нового поколения Ан-70, легкий военно-транспортный самолет типа Ан-140-100, модифицированный штурмовой военно-транспортный вертолет Ми-8, многоцелевой вертолет средней дальности с газотурбинными двигателями Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 (различных модификаций) и Ка-52 «Аллигатор».

В рамках дальнейшего совершенствования системы противовоздушной (воздушно-космической) обороны в настоящее время идет разработка нового поколения ЗРС С-500, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача комплекса – борьба с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности, а при необходимости и с межконтинентальными баллистическими ракетами на конечном участке траектории и, в определенных пределах, на среднем участке.
Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время они предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Любое государство во все времена нуждалось в преданных людях, которые были бы готовы выступить на его защиту в любой момент. Ведь человечество на протяжении всей своей истории использовало насилие для покорения более слабых. Поэтому воинское искусство стало неотъемлемым видом деятельности в каждом государстве. В данном случае нужно отметить, что люди, занимающиеся подобным ремеслом, всегда пользовались почетом и уважением в обществе. Этот факт неудивителен, ведь они всегда находились в состоянии риска. Работа таких людей была связана с выполнением опасных задач. На сегодняшний день суть военного ремесла несколько изменилась. Однако статус военнослужащих является прежним. Данный сектор человеческой деятельности сильно развит во многих современных государствах. Если говорить конкретно о Российской Федерации, то эта страна имеет одну из наиболее боеспособных армий во всем мире. Вооруженные силы состоят из нескольких в составе которых работают профессионалы. На фоне всей структуры российской армии выделяется военная авиация. Этот сектор вооруженных сил играет значимую роль. При этом большинство граждан РФ стремятся проходить службу именно в авиационной отрасли, что обуславливает существование множества учебных заведений, которые выпускают специалистов в данной сфере.

Понятие военно-воздушных сил

Задачи военной авиации

Любое подразделение боевого типа существует для выполнения определенных задач. Современная военная авиация России в данном случае не является исключением. На этот функциональный элемент вооруженных сил возлагается большое количество различных направлений деятельности. Учитывая данный факт, можно выделить наиболее актуальные задачи военной авиации России, например:

  • защита воздушного пространства над территорией государства;
  • поражение живой силы противника с воздуха;
  • осуществление транспортировки личного состава, вооружения, провизии;
  • проведение разведывательных мероприятий;
  • поражение воздушного флота противника;
  • боевое содействие наземным силам.

При этом нужно отметить тот факт, что современная военная авиация России постоянно эволюционирует. Это приводит к расширению её функциональных задач. Помимо того, действующим законодательством на авиацию могут возлагаться иные обязанности.

Боевой состав авиации

Новая военная авиация России, то есть формирование независимой РФ, представлено большим количеством различной техники. На сегодняшний день в составе этого сектора вооруженных сил присутствуют различные по своим техническим характеристикам летательные аппараты. Все они пригодны для выполнения боевых задач любого рода и сложности. Следует заметить тот факт, что техника военной авиации принадлежит отечественному производителю в полном объеме. Таким образом, в деятельности военной авиации используются следующие аппараты:


Существует также сектор специальной авиации, куда входят аппараты, используемые для реализации нетипичных задач. Сюда можно отнести самолеты-заправщики, воздушные командные пункты, самолеты-разведчики, а также авиационные комплексы наведения и радиообнаружения.

Перспективные инновации

Вооружение государства эффективно лишь в том случае, если оно постоянно развивается. Для этого необходимо изобретать новые технологии, которые помогут в осуществлении задач военного сектора. В авиационной сфере на сегодняшний день существует несколько инновационных разработок. К примеру, род истребителей в скором времени пополниться новыми самолетами 5-го и 4-го поколения, к которым относится Т-50 (ПАК ФА) и МиГ - 35. Не осталась в стороне и транспортная авиация. В скором времени в авиапарке этого рода летательных аппаратов появятся новые самолеты: Ил-112 и 214.

Обучение в соответствующем секторе

Следует осознавать тот факт, что военная авиация России состоит не только из самолетов, но еще и людей, личного состава, который непосредственно выполняет функциональные задачи представленной сферы вооруженных сил. Поэтому наличие квалифицированных кадров просто необходимо. Для подготовки специалистов в упомянутой сфере в нашем государстве функционируют училища военной авиации России. В таких учебных заведениях занимаются подготовкой квалифицированных профессионалов для Вооруженных сил РФ.

Качества, необходимые для поступления в специализированные учебные заведения

Авиационные училища военной авиации России - это особые места образования. Иными словами, для поступления в подобного рода заведение человек должен обладать рядом определенных качеств. Прежде всего необходимо иметь отличное здоровье. Ведь управление летательными аппаратами связано с большими нагрузками на организм. Поэтому любые отклонения от нормы поставят крест на карьере летчика. Помимо того, желающие статье пилотами должны обладать следующими характеризующими аспектами:

  • иметь высокий уровень успеваемости по предметам общеобразовательного характера;
  • обладать высокой стрессоустойчивостью;
  • человек должен быть готов к командной работе;

В данном случае все представленные моменты присущи далеко не всем людям. Однако, военная сфера - это достаточно специфичный род деятельности, который требует служащих с особым складом характера. Если человека в будущей профессии привлекает лишь форма летчика военной авиации России, то ему явно не следует работать в этой области.

Перечень училищ

Для всех, кто желает пополнить ряды профессионалов военной авиации Российской Федерации, на территории государства функционируют специальные учебные заведения. Следует отметить, что для поступления в подобные места, необходимо обладать всеми перечисленными выше личностями качествами, пройти конкурс и ряд испытательных экзаменов. Каждый год требования к абитуриентам в конкретные учебные заведения военной авиации меняются. Что касается выбора того или иного вуза, то он достаточно велик. На сегодняшний день в России функционируют следующие специализированные училища:


Таким образом, все желающие связать свою жизнь с полетами в небе могут смело поступать в представленные учебные заведения, что впоследствии даст возможность заниматься любимым делом.

Заключение

Таким образом, в РФ на сегодняшний день достаточно сильно развит летный сектор вооруженных сил, что подкреплено соответствующими фото. Военная авиация России переживает момент технической эволюции. Это значит, что через несколько лет мы увидим в небе совершенно новые летные аппараты. Помимо этого, государство не жалеет средств на подготовку специалистов в соответствующей области военного искусства.