Истоки и реалии договора по рсмд. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

В середине 1970-х годов и в США, и в СССР появились системы лазерного, инфракрасного и теленаведения ракет на цели. Теперь точность их попадания могла достигать 30 метров. Ядерный удар мог уничтожить силы противника до того, как тот запустит механизм ответного удара.

США модифицировали расположенную в Западной Европе систему передового базирования, в ответ на что СССР развернул на западных границах около 300 ракет средней дальности, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели.

Это позволяло СССР за минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — от портов до центров управления.

Тогда США приняли решение разместить в 1983 году в Европе 572 ракеты «Першинг-2», которые могли долететь до командных пунктов и пусковых установок советских ракет за шесть-восемь минут.

В 1980 году пост президента США занял Рональд Рейган. В 1981 году он предложил отказаться от размещения ракет в Европе в обмен на то, что СССР ликвидирует ракеты, установленные на западных границах. Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев в ответ предложил также вывести из Европы и тактическое оружие и ликвидировать систему передового базирования, однако США на такие условия не согласились.

Сменивший на посту лидера СССР Брежнева Юрий Андропов заявил в 1983 году, что готов к переговорам только в том случае, если дополнительно будут проведены переговоры по вопросам космического вооружения. К тому моменту в США проводились работы по созданию полномасштабной системы космического базирования, которая бы позволила перехватить ядерный удар со стороны СССР. США отказались от проведения таких переговоров.

Вопрос о переговорах поднимался еще несколько раз, но стороны так и не могли прийти к соглашению относительно условий. Ситуация несколько смягчилась после смерти министра обороны Дмитрия Устинова и прихода к власти Михаила Горбачева.

В 1985 году СССР уже был готов обсуждать договор по ракетам без включения в него пункта о космических вооружениях.

В 1985 году в Женеве прошли переговоры между СССР и США по вопросам ядерных вооружений — стратегических и средней дальности. Несмотря на то, что Рейган и Горбачев не достигли конкретных договоренностей, начало диалогу было положено.

В следующий раз лидеры держав встретились осенью 1986 года в Рейкьявике по инициативе Горбачева. Основной идеей переговоров был взаимный отказ от переноса гонки вооружений в космос и кардинальное сокращение ядерного вооружения. Рейган, впрочем, в искренность намерений СССР не верил. «Русские не хотят воевать, они хотят одержать победу, угрожая ядерным оружием», — писал он после встречи премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер.

И снова никаких договоренностей достигнуто не было.

«Рейкьявик не провал, а прорыв… Мы заглянули за горизонт», — тем не менее отмечал тогда Горбачев.

Прогресс наметился в сентябре 1987 года. СССР был согласен разработать единую классификацию ракет средней и меньшей дальности и включить в будущий договор оперативно-тактические ракетные комплексы СС-23, хотя они и не подходили под определение РСМД. США же были готовы избавиться от крылатых ракет наземного базирования «Томагавк» и отказаться от развертывания в Европе ракетных комплексов «Лэнс-2».

8 декабря 1987 года Рейган и Горбачев в Вашингтоне подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Согласно ему, государства должны были уничтожить все ракеты наземного базирования с радиусом действия 500-5500 км. Это был первый в истории случай упразднения целого класса вооружений.

Срок ликвидации ракет меньшей дальности составлял полтора года, средней — три. Ракеты уничтожались методом прожига ступеней. За три года в СССР было уничтожено 1846 ракет, 825 пусковых установок, 812 корпусов головных частей, тысячи других элементов ракетных комплексов. США ликвидировали 846 ракет, 289 пусковых установок, 442 корпуса головных частей.

«Процесс сокращения ядерных вооружений без этого договора бы точно не начался, — рассказал «Газете.Ru» глава Центра международной безопасности ММО Алексей Арбатов. — И угроза для СССР со стороны американских ракет средней дальности была очень большой. Этот договор ликвидировал угрозу. Поэтому для Советского Союза, а впоследствии для России этот договор имел огромное значение в плане укрепления безопасности.

Сейчас обе стороны соблюдают этот договор, но обвиняют друг друга в нарушениях. На самом деле эти нарушения имеют технический характер.

Прошло 30 лет, появились новые системы вооружения, новая техника, о которой 30 лет назад никто и не думал. И сейчас, если бы была политическая воля в двух сторон, можно было бы дать указания военным и дипломатам создать новую комиссию по проверке соблюдения этого договора, и они бы за месяц договорились, как снять эти взаимные подозрения».

Однако не исключена и перспектива расторжения договора.

«Давление внутри США очень сильное. В следующем году, если это давление не будет снято соглашением о новых методах контроля, конгресс США может просто заставить президента расторгнуть этот договор, -— поясняет Арбатов.

— Сейчас этот договор для России гораздо важнее, чем он был 30 лет назад для СССР.

Потому что если будут развернуты американские ракеты средней дальности, это произойдет уже не в Германии или Великобритании, а в Польше и Прибалтике. И это угрозу для России составит гораздо большую, чем тогда для была Советского Союза. И парировать ее практически невозможно».

Президент США Дональд Трамп на встрече со своими сторонниками в Неваде обвинил Россию в несоблюдении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и заявил, что Белый дом может подписать указ о его расторжении в течение нескольких недель. По словам Трампа, Россия не соблюдает свою часть сделки и разрабатывает ракеты, запрещенные этим договором. Глава Белого дома при этом добавил, что такая ситуация ставит США в невыгодное положение, поскольку такие страны, как Китай, развивают вооружения, при этом на них не распространяются данные ограничения.

Что за договор о РСМД?

Договор РСМД является одним их ключевых договоров Холодной войны, подписанным Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года. Документ был подписан с целью уменьшить опасность возникновения войны (в том числе, с применением ядерного оружия) и упрочить мир.

Договор является бессрочным и касается только России и Соединенных Штатов. Он предполагает уничтожение и отказ от дальнейшего производства всех комплексов баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней и меньшей дальности.

Какие ракеты и в каком количестве были уничтожены?

Согласно договору, ликвидации подлежали советские баллистические РСД «Пионер» (СС-20), Р-12 (СС-4), Р-14 (СС-5) и КРНБ РК-55 (С-Х-4), а также меньшей дальности ОТР-22 (СС-12) и ОТР-23 (СС-23). США должны были ликвидировать баллистические РСД «Першинг-2», КРНБ BGM-109G («Томагавк»), а также ракеты малой дальности (РМД) «Першинг-1A». Срок по их ликвидации, установленный договором, — РСД — 3 года, РМД — 1,5 года.

Ракеты следовало уничтожить путем подрыва или методом прожига ступеней. В первые 6 месяцев после вступления договора в силу допускалась ликвидация до 100 РСД методом пуска.

Через 18 месяцев после вступления договора РСМД каждая из сторон ликвидировала все свои ракеты меньшей дальности (свыше 500 до 1000 км) и пусковые установки таких ракет, а также связанные с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательные сооружения и все вспомогательное оборудование.

Через три года после вступления договора в силу были ликвидированы ракеты средней дальности (свыше 1000 до 5500 км). В итоге СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, а США — 846 комплексов.

Какие будут последствия выхода США из договора?

По словам председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федора Лукьянова , намерения США выйти из договора в первую очередь связаны с тем, то данный договор перестал быть актуальным.

«Договор РСМД давно атаковали, поскольку он не отвечает реальности. В США есть очень влиятельная группа людей, наиболее заметным из которых является помощник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон , который считает, что этот договор устарел прежде всего потому, что он двусторонний и ограничивает только Россию и США, а основные угрозы идут из разных мест и прежде всего со стороны Китая, который в договор не входит. Поэтому в США считают, что пора менять вообще саму модель двусторонних договоров, поскольку они больше не актуальны, сейчас уже не Холодная война и все происходит не в том виде, как это раньше было», — говорит Лукьянов.

По словам эксперта, США не ограничатся выходом только из этого договора, но также могут не продлить и американо-российский договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений-3» (СНВ-3), который предусматривает сокращение стратегических носителей ядерного оружия и обмен данными о стратегических силах.

«Я могу предположить, что последний остающийся договор о СНВ, так называемый СНВ-3, который американцы называют New START, тоже едва ли будет продлен — по той же причине. США в целом не считают модель двусторонних договоров актуальной. Это означает, что мы вступаем в совершенно новую реальность, и произойдет это, вероятно, через какое-то время. Сейчас нет, поскольку на данный момент бессмысленно пытаться что-либо сделать по внутриполитическим причинам. Но когда тем или иным образом ситуация образуется, то начнутся некие консультации на тему новых моделей возможного укрепления взаимного доверия в сфере стратегической стабильности, и основаны они будут уже не на тех принципах, что были раньше. Что это будут за принципы, пока не понятно. Насколько США будут активно развивать после выхода из договора те виды вооружения, которые договор запрещает, тоже пока не понятно. Сами американцы утверждают, что их главная озабоченность — Китай, поэтому если ракеты и будут размещать, то это будут прежде всего азиатские территории. Но все это предмет дальнейшего выяснения», — говорит Лукьянов.

Опасность выхода из договора, по словам Лукьянова, в первую очередь заключается в том, что в такой ситуации исчезают какие-либо институты и механизмы взаимного сдерживания, а самое главное — взаимопонимания. «Эта модель была основана на определенных принципах проверки прозрачности. Если это уходит, а ничего нового не приходит, то тогда возникает полная нестыковка стратегических культур и взаимное непонимание будет усугубляться. Чего ждать конкретно, трудно сказать. Пока Трамп только заявил, что США намерены выйти из договора, но как это будет сделано, пока неизвестно. Хотя, понимая логику и психологию администрации Трампа и людей, которые его окружают, можно понять, что США пришли к решению по смене международных институтов», — говорит Лукьянов.

По словам политолога и президента Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николая Злобина , нужно еще дождаться разрыва договора, поскольку в США есть много противников выхода из него. «В первую очередь американские военные и Пентагон выступают против выхода из договора. Я думаю, что будет сильное сопротивление и обсуждение в Конгрессе. Во-вторых, если президент и объявит о таком выходе, то это не значит, что с завтрашнего дня ситуация изменится. Это будет довольно длительная процедура, от полугода до года. Ожидать непосредственных изменений не следующий день нет никакого смысла. В целом у американцев есть ряд аргументов, и разумнее всего с российской, европейской и китайской сторон попытаться эти аргументы услышать, снять американские опасения и заставить таким образом США остаться в рамках этого договора. Если этого не произойдет, то страны, в которых есть сухопутные границы, окажутся в очень уязвимой ситуации, потому что ракеты среднего и малого радиуса действия предназначены для такого рода расстояний, а США сами по себе будут вне досягаемости этих ракет», — говорит Злобин.

Выход из договора усугубит ситуацию, касающуюся мировой безопасности, но причины на разрыв у США тоже весьма существенны, считает эксперт. «На сегодняшний день только двум странам запрещено выпускать ракеты средней и малой дальности, в то время как остальные страны могут это делать. В этом смысле американцы ставят вопрос о необходимости переписать договор, чтобы туда вошли все страны, способные производить такие ракеты. Но Китай явно не хочет вступать в этот союз и ограничивать себя. Но надо иметь в виду, что китайские ракеты и китайская граница в Россией самая большая в мире по протяженности. Сейчас у России с Китаем замечательные отношения, но никто не знает, что будет через двадцать лет. Перепады в отношениях вещь довольно постоянная. Я надеюсь, что американцы не выйдут из этого договора, и если они останутся в договоре, то все проблемы, которые сегодня озвучивает Трамп, нужно будет решать», — говорит Злобин.

Последствия выхода из договора могут быть очень тяжелыми, если участниками договора будут оставаться только Россия и США. По словам Злобина, сегодня нужны совершенно другие договоренности. «Нужна другая система координат международной безопасности, поскольку нужно учитывать не только ядерное, но и гиперзвуковое оружие. Ракеты малой и средней дальности сегодня являются идеальным оружием для ведения локальных войн. Это очень опасно, что оно может попасть в руки локальных лидеров, криминальных группировок, террористов и т.д. Поэтому контроль над этим нужно сохранять. Другое дело, в каком объеме этот контроль можно будет вести, учитывая нынешний договор. Я не вижу хорошего выхода из этой ситуации ни в ту, ни в другую сторону, и здесь нужно просто проявить мировым лидерам мудрость, сесть за стол переговоров и начать вести разговор не только об этих ракетах, а вообще о новом уровне международной безопасности с учетом новых видов вооружений, которые мы сегодня имеем. Мы живем сегодня в мире постъядерного оружия, где вообще нет никаких договоров. Конечно, сам по себе выход США из договора РСМД ухудшит ситуацию, но мы ее и так ухудшаем, не делая ничего с учетом новых реалий», — говорит Злобин.

Возможный выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) вызвал шквал критики. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини заявила, что «мир не нуждается в новой гонке вооружений», а госминистр в МИД Германии Нильс Аннен назвал такое решение «катастрофическим». Пекин усмотрел в происходящем шантаж и предложил Вашингтону «подумать дважды». Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что любое действие будет «встречать противодействие» и напомнил США о «доле ответственности» за глобальную стабильность.

Заявление Трампа критикуют и на родине: сенатор Рэнд Пол назвал его «деструктивным», «уничтожающим десятилетия работы». Однако американский президент не сказал ничего нового, скорее констатировал уже свершившийся факт: подписанный 30 лет назад договор из-за ряда обстоятельств утратил силу, превратившись в реликт Холодной войны. Он не обеспечивает безопасность, парируя давно не существующие угрозы, зато связывает руки – в больше степени США, но и России тоже.

Времена меняются

Договора о ликвидации ракет обсуждался все 80-е годы и был подписан Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом только после ряда серьезных уступок со стороны СССР. Например, пришлось уничтожить сотню ракетных комплексов «Ока», хотя они не попадали под определение РСМД. В итоге СССР «порезал» 1846 установок – на 1000 больше, чем США.

В этой связи договор часто ругают за «мягкотелость», однако он поистине паритетный: Советский Союз лишился возможности вести ограниченную ядерную войну в Европе, отвечающую «доктрине Устинова»; США больше не могли реализовать концепцию «мгновенного обезглавливающего удара» по СССР при помощи размещенных в Европе ракет, предложенную министром обороны Шлезингером.

Значение ДРСМД сложно переоценить - до него в атомной войне теоретически мог быть победитель, что повышало риск начала конфликта до экстремального. После исполнения договора сверхдержавы могли лишь обменяться «взаимоуничтожающими», а потому бессмысленными межконтинентальными ударами.

В 2000 году недавно избранный президент России Владимир Путин заявил, что страна может выйти из ДРСМД в ответ на выход США из Договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО) – второго ключевого документа, обеспечивавшего паритет между СССР и Соединенными Штатами. Он запрещал создание, испытание и развертывание систем, направленных на борьбу со стратегическими баллистическими ракетами. Несмотря на угрозу, Соединенные Штаты все-таки денонсировали соглашение; началось строительство комплексов ПРО в Центральной и Восточной Европе.

Над отечественными силами стратегического сдерживания вновь нависла угроза: не уничтожения на земле, как в 1980-е годы, а перехвата запущенных ракет. В перспективе, пусть и отдаленной, такое ослабление ядерного потенциала России сведет на нет постулат гарантированного взаимного уничтожения – краеугольный камень существующего ядерного паритета.

С 2001 года тема ПРО становится одной из самых острых во взаимоотношениях с Западом. Владимир Путин вновь и вновь возвращается к ней, последний раз – в нашумевшем «оружейном» послании Федеральному собранию 2018 года. «Мы долго уговаривали американцев не разрушать договор о ПРО. Все тщетно», - сокрушался президент, презентуя сенаторам новые разработки ВПК.

Взаимные обвинения

Россия не раз намекала на то, что компоненты «ЕвроПРО» станут приоритетными целями в угрожаемый период: «Люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что они жили до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ПРО, мы вынуждены будем подумать о том, чтобы купировать угрозы», - говорил Путин в 2016 году.

«Купирование» требует соответствующего оружия, так что обеспечение национальной безопасности диктовало необходимость вновь начать выпуск ракет малой и средней дальности. Вероятно, Россия уже их производит: под подозрением западных специалистов находится «Новатор 9М729» - крылатая ракета для комплекса «Искандер». Предполагается, что это сухопутный аналог ракеты морского базирования «Калибр». Ее дальность оценивается в 5500 км, что совершенно достаточно для поражения целей на всем европейском театре военных действий. «Новатор», размещенный в Сибири, сможет держать под прицелом Западное побережье США.

США высказывают претензии по поводу этой ракеты с 2013 года; заявляется, что, как минимум, две батареи «Искандеров» уже вооружены 9М729. Российская сторона обвинения отрицает, утверждая, что дальность «Новатора» не превышает «конвенционные» 500 км. Заявлениям не верят: пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску говорила , что, если Россия не оправдается, «союзники будут считать, что наиболее правдоподобная оценка заключается в том, что Россия нарушает ДРСМД».

Россия со своей стороны тоже обвиняет США в нарушении договора: претензии к универсальным пусковым установкам ПРО в Румынии и Польше, которые легко могут быть переоборудованы для запуска крылатых ракет морского базирования Tomahawk. Кроме того, Россия настаивает, что американские ударные «беспилотники» – те же крылатые ракеты, а в договоре нет оговорок относительно того, должны ли ракеты СМД обязательно быть одноразовыми. Наконец, создание ракет-мишеней средней дальности для испытаний ПРО – это тоже нарушение буквы ДРСМД.

Отстаивая легальность своих разработок, США пускается в настолько хитрую казуистику, объясняя, например, что в документе говорится о запуске (Launch) ракет, а беспилотные аппараты совершают взлет (Take-off), что становится очевидным: в рамках действующего соглашения сторонам никак не договориться. ДРСМД нуждается в модернизации, однако для России ключевым аспектом нового договора является урегулирование проблемы ПРО, а Соединенные Штаты демонстративно не идут ни на какие уступки в этом вопросе.

Третья сторона

Конфликт с Россией по поводу ПРО - не единственная причина для США денонсировать ДРСМД. И возможно даже не главная, так как Соединенные Штаты едва ли рассчитывают, выйдя из договора, вновь разместить в Европе ракеты, нацеленные на Россию. Хотя в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах до сих пор хранятся американские термоядерные бомбы времен Холодной Войны, европейцы едва ли обрадуются появлению на своих территориях новых установок. Имеющийся арсенал тяготит страны: требование о вывозе бомб содержится в программах четырех из шести партий Бундестага, а бывший премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс заявил , что хранение атомных боеприпасов – «бессмысленная традиция» и «глупость».

Не связанный никакими договорами Китай активно развивает класс вооружений, запрещенный для США и России. По мнению американского адмирала Гарри Харриса, это позволило Народно-освободительной армии (НОАК) обзавестись «самой внушительной и самой гибкой ракетной силой в мире» - свыше 2000 баллистических и крылатых ракет. 95% из них нарушали бы ДРСМД, если бы Китай участвовал в договоре, подчеркнул адмирал.

Требование Трампа к Пекину «присоединиться к новой сделке» по РСМД - то есть, уничтожить 95% ракет, очевидно носит риторический характер. На фоне возрастающего противостояния между Китаем и США старый договор с несуществующим СССР об ограничении эффективного вооружения наверняка кажется американским военным пережитком прошлого. Несмотря на заверения отечественных официальных лиц в обратном, Россия едва ли может не ощущать угрозы, исходящей от китайских ракет средней и малой дальности, так же как и США осознавая бессмысленность самоограничения в сложившихся обстоятельствах.

Главным договором, затрагивающим нестратегические ядерные вооружения, является советско-американский Договор о ракетах средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), подписанный в Вашингтоне в декабре 1987 г. Этот документ, имеющий бессрочный характер, впервые в истории предусматривал взаимную и проверяемую ликвидацию целых двух классов нестратегического ракетно-ядерного оружия СССР и США - баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. При этом запрет охватывал не только развернутые, но и складированные ракеты, их производство и испытания.

Согласованный в рамках Договора режим проверки также носил беспрецедентно интрузивный характер включая проведение инспекций на местах и постоянный мониторинг объектов. Предусмотренные Договором сокращения были выполнены к июню 1991 г., т. е. еще до распада СССР. В соответствии с его положениями Советский Союз уничтожил 1846 ракет средней и меньшей дальности: РСД-10 (или СС-20 по западной классификации), Р-12, Р-14, РК-55, ОТР-22 и ОТР-23.

Соединенные Штаты уничтожили 846 единиц («Першинг-2», КРНБ «Томагавк», «Першинг-1А», «Першинг-1В»). После распада Советского Союза в декабре 1991 г. его правопреемниками по Договору стали все 12 государств СНГ. Однако фактические обязательства по этому документу в части проведения инспекций на объектах, заявленных согласно Договору, несли только 6 государств - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения. Соответствующие решения были приняты в июле и октябре 1992 г. Прибалтийские государства формально вышли из состава СССР в сентябре 1991 г.

Они полагали, что были аннексированы Советским Союзом в 1940 г. незаконно и, следовательно, не могли выполнять принятые им юридические обязательства включая Договор о РСМД. С согласия сторон эта точка зрения была принята, и бывшие советские объекты на территории этих стран остались вне режима верификации. Договор, подписанный в 1987 г., естественно, не предусматривал проведение проверок на территории союзных государств. После распада Советского Союза Москва была бы заинтересована проводить проверку на бывших советских объектах в странах Центральной и Восточной Европы включая Прибалтику на предмет полного уничтожения этими странами всей инфраструктуры РСМД. Однако в начале 1990-х годов Россия такой вопрос не ставила. По условиям Договора проведение инспекций предусматривалось в течение 13 лет после вступления Договора в силу, т. е. до 2001 г. В 2001 г. в соответствии с российско-американским заявлением такая деятельность было прекращена.

После изменения российско-американского ядерного баланса, вызванного односторонним выходом США из Договора по ПРО в 2002 г., а также вступления в НАТО прибалтийских государств оживилась дискуссия о возможном выходе России из Договора о РСМД. Насколько известно, впервые о возможности такого выхода было заявлено с российской стороны в ходе встречи между министрами обороны России и США в 2004 г. Впоследствии о возможности такого шага стали говорить и представители военного руководства. Наконец, в октябре 2007 г. на встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом президент Путин заявил о неприемлемости ситуации, когда только Россия и США придерживаются запрета на обладание РСМД, а другие страны таким запретом не связаны.

В ноябре 2007 г. в ООН было распространено совместное заявление Российской Федерации и Соединенных Штатов, призывающее все страны мира присоединиться к глобальному запрету на РСМД. Действительно, уже сейчас до территории России и ее союзников достают ракеты Китая, Пакистана, Индии, Израиля и КНДР. В перспективе к ним могут присоединиться Иран, а также некоторые арабские государства. Кроме того, страны - члены НАТО, Япония и Южная Корея не связаны какими-либо международно-правовыми ограничениями, запрещающими им создавать РСМД. Однако все неядерные союзники США, имеющие потенциал ракетостроения, являются членами ДНЯО и отказались от создания ядерного оружия, которым можно было бы оснастить их ракеты.

Как уже упоминалось, Великобритания и Франция в одностороннем порядке отказались от обладания РСМД наземного базирования. Что касается азиатских государств, их отказ от РСМД представляется маловероятным. У Китая такие системы являются основой ядерных сил, и Пекин готов подключиться к процессу ядерного разоружения лишь тогда, когда арсеналы других ядерных государств сократятся до уровней, сопоставимых с китайским. Пакистан рассматривает РСМД как важнейшую гарантию безопасности, нейтрализующую превосходство Индии по обычным вооружениям и вооруженным силам. Для Дели помимо Пакистана еще большее значение имеет ядерное сдерживание Китая.

Израиль полагает необходимым держать под прицелом Тегеран и арабские столицы, удаленные от него на расстояние свыше 500 км. В этих условиях присоединение к глобальному мораторию на РСМД означало бы для этих стран отказ от ключевого компонента их национальной безопасности, тогда как Россия и США сохранили бы многие тысячи единиц ядерного оружия на стратегических носителях, авиации среднего и тактического радиуса действия и в составе ТЯО с дальностью менее 500 км. Следует отметить, что после подписания Договора в 1987 г. ситуация с азиатскими ракетно-ядерными странами не слишком изменилась в худшую сторону.

Крупнейший ракетноядерный потенциал среди этих стран - китайский - остается примерно на том же уровне, что и в конце 1980-х годов, и в нем постепенно расширяется как раз стратегическая составляющая. При этом политические отношения между Москвой и Пекином существенно улучшились. На момент подписания Договора Израиль уже располагал РСД «Иерихон». КНДР пока не имеет ядерных боеголовок, которыми она могла бы оснастить свои ракеты. Трудно представить себе и сценарий ядерного противостояния между Россией и Индией - традиционными стратегическими партнерами. Определенные опасения имеются в отношении Пакистана, однако связанная с ним опасность исходит скорее не от санкционированного использования его ядерного арсенала, а от перспектив его попадания в руки исламистов. Выход России и США из Договора о РСМД никак не поможет бороться с подобной ситуацией.

Вся горбачёвская разрядка – коту под хвост. Зря мы, выходит, так усердно уничтожали свои СС-20, «Темп-С» и «Оку», державшие в страхе всю Западную Европу. Конгресс США готовит денонсацию советско-американского договора 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Того и гляди, вдоль российских границ – в Прибалтике, на Украине и в Грузии – появятся американские «Першинги» с ядерными боеголовками, ничтожное подлётное время которых – от двух минут! – может свести на нет всю российскую противоракетную оборону. Обложили Россию со всех сторон. Впрочем, у нас тоже найдётся чем ответить.

А началось всё с того, что на похоронах генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева присутствовавший там госсекретарь США Джордж Шульц поймал за рукав члена политбюро Михаила Горбачёва: «Вот он, шанс изменить историю!». Шанс этот, впрочем, представился американцам лишь три года спустя, когда Горбачёв стал генсеком. Уже летом 85-го он в одностороннем порядке ввёл мораторий на развёртывание советских ракет в ГДР и Чехословакии. А затем Москва предложила Вашингтону программу «поэтапной ликвидации» ракет средней и меньшей дальности, размещённых вдоль границ стран Варшавского договора. Взамен на зеркальные действия американцев, божившихся, что ни в Германии, ни в Англии их «Першингов» никогда более не будет. Историкам ещё предстоит оценить роль Горбачёва в подписании этого договора. Но, так или иначе, под занавес 1987 года советско-американский договор о ликвидации ракет средней (до 5 тыс. километров) и меньшей (от 500 километров) дальности был подписан. А чтобы продемонстрировать, как тогда писали газеты, «свою добрую волю», Горбачёв распорядился пустить под нож едва принятые на вооружение ракеты «Ока» дальностью до 480 километров. Они не подпадали под действие договора, не относясь по техническим характеристикам к ракетам меньшей дальности, зато крайне пугали США (а ещё больше их партнёров по НАТО). И согласие Горбачёва уничтожить эти ракеты Джордж Шульц назвал «настоящим подарком судьбы». К июню 1991 года – аккурат к распаду СССР подгадали, надо же какое «совпадение»! – СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов. Американцы – 846 комплексов. Ну и что же, достигли разрядки в Европе? Сегодня выясняется, что не достигли. Всё стало намного хуже. Значительно хуже, чем в 80-е.

«Забытые навыки холодной войны»

В те времена у Советского Союза имелся надёжный «пояс безопасности» в виде стран Восточной Европы, входивших с СССР в военный альянс. У России нынче ничего подобного нет. Польша, Чехословакия и ГДР теперь в НАТО, как и бывшая советская Прибалтика. Американские ядерные боеголовки с ничтожным подлётным временем вот-вот могут появиться в Грузии, Азербайджане и на Украине. И, может быть, в Молдавии. Кроме того, разместить ракеты средней и меньшей дальности готовы Германия с Англией. Тридцать лет назад тамошние левые изо всех сил противились подобным планам – и прогнули-таки свою линию! Сегодня ничего подобного нет и в помине.

А почему бы и нет, ведь русским нечем ответить! Да и военных союзников не то что в Западной, но и в Восточной Европе у России – ни одного!

В начале августа войска НАТО в Европе – 25 тыс. штыков – в ходе учений Saber Guardian отрабатывали, как написали в The New York Times, «забытые навыки холодной войны», с тем лишь отличием, что противник не Советский Союз, а Россия. Танковые, военно-воздушные, пехотные, инженерные и «специальные» подразделения учились эффективно атаковать. Не сдерживать Российскую армию, перешедшую чужую границу, – атаковать! Ничего похожего в постсоветской истории ещё не было. Даже бронетехнику закамуфлировали по-новому, с учётом особенностей российского пейзажа. Примечательно, что по сценарию учений вторжению сил альянса в Россию предшествовали ракетные удары. Таким образом конгрессмены озаботились денонсацией вашингтонского договора 30-летней давности, что называется, «за пять минут до вовремя». Ну а что же Москва? Америка со дня на день может расторгнуть былые договорённости и напичкает Старый Свет ракетами, против которых беспомощны все наши С-400. Бывшие советские республики наперебой предлагают Вашингтону себя в качестве плацдарма для ядерного удара – Украина, Молдавия, Латвия, Литва, Грузия, а теперь ещё и Азербайджан. А нам – хоть бы хны?

Оказалось, мы первыми начали

Не исключено, что денонсация договора о РСМД – довольно-таки неуклюжая попытка Вашингтона снова втянуть Россию в затратную гонку вооружений. Нападать на РФ никто не собирается, а вот истощить наш карман было бы совсем неплохо. Впрочем, вполне возможно, что главная цель американцев на сей раз не мы, а Китай. В первую очередь «обложить» собираются Поднебесную, заставляя Пекин тратить на оборону баснословные деньги, которые при прочих раскладах можно было бы израсходовать на развитие экономики. Что же до России, то денонсация американцами договора о РСМД даже может сыграть нам на руку. Вряд ли вы это помните, но ещё осенью 2003 года тогдашний министр обороны России Сергей Иванов обсуждал со своим американским коллегой Дональдом Рамсфелдом – не свернуть ли Америке и России былые договорённости? Повод был очевидный: ракетами средней и меньшей дальности обзавелись Индия, Пакистан, Корея, Иран и Израиль. «Эти страны расположены недалеко от наших границ, – разъяснял Сергей Иванов, – и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами – Россия и США. Но вечно так продолжаться не может».

Американцев на тот момент больше волновали Ирак и Афганистан. А Европа ещё не стала для них настолько своей в доску, чтобы размещать там свои «Першинги», не опасаясь за последствия. Германией правил «друг Москвы» Герхард Шрёдер, а не согласная на всё Ангела Меркель. Францией – Жак Ширак, воспротивившийся военной операции НАТО в Ираке. Грузия и Украина всё ещё оставались в российской орбите влияния, хотя до «оранжевой революции» и «революции роз», принципиально изменивших политический расклад у российских границ в пользу США, оставались считаные месяцы. Латвия, Литва и Эстония ещё не вступили в НАТО, и многим в Москве подобная перспектива казалась оторванной от реальности. В общем, денонсация договора о РСМД энтузиазма у Вашингтона не вызвала.

Но за три последующих года ситуация у российских границ принципиально изменилась. Грузия и Украина отвернулись от Москвы. Вступили в Североатлантический альянс бывшие советские республики Прибалтики. Вашингтон объявил о планах сосредоточить систему противоракетной обороны в странах Восточной Европы. И в феврале 2007-го тогдашний глава Генштаба ВС России Юрий Балуевский объявил о готовности Москвы «пересмотреть договорно-правовую систему ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии». В том числе и о выходе в одностороннем порядке из договора о РСМД. А глава РВСН Николай Соловцов объявил о готовности «восстановить производство баллистических ракет средней дальности»: «Как класс БРСД были уничтожены, но вся документация осталась, технология тоже. Если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено в кратчайшие сроки (позже генерал Соловцов называл и необходимые сроки – год-полтора. – Ред.). С новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления и с новыми возможностями». Пару дней назад глава Центра исследований внешнеполитического механизма США ИСК РАН Сергей Самуйлов вновь подтвердил: «Если американцы выйдут из договора, то мы просто возобновим производство – соответствующая технология у нас есть». Вот только где мы сможем разместить эти наши ракеты? Нет больше Варшавского договора, и нет больше союзных республик. Хотя кое-что всё-таки есть.

Венесуэла – российский ядерный плацдарм

Во-первых, у России появились военные базы в Сирии. А ещё российские ракеты не прочь разместить египтяне. Сталин и Брежнев о подобных возможностях даже мечтать не могли. Говорите, у нас нечем пальнуть, ведь все свои РСМД мы, кажется, уничтожили ещё в 91-м? А вот американцы знают наверняка – есть. Два года назад, когда корабли Каспийской флотилии отстрелялись «Калибрами» по территории Сирии, за океаном случилась истерика – русские нарушают договорённости Горбачёва и Рейгана! Хотя в договоре указано: размещение ракет дальностью свыше 500 километров на флотских, а не наземных носителях не противоречит соглашению о РСМД. При этом заокеанские эксперты припомнили – на подобных условиях в своё время настояли не русские, а американцы.

Во-вторых, Европа неплохо простреливается из Крыма и Калининграда, а подлётное время у наших РМД – те же 2 минуты, что и у американцев. К тому же в Вашингтоне недавно усомнились в заявленной дальности наших Р-500 наземного комплекса «Искандер-М» – 500 километров. В них, как сообщил интернет-портал «Военное обозрение», американцы «увидели более широкие возможности, сопоставимые с комплексом «Калибр». «Мы знаем, что Россия нарушает договор о РСМД, – ещё три года назад констатировал тогдашний помощник госсекретаря США Фрэнк Роуз. – И русские это тоже знают».

А в-третьих, кто вообще сказал, что российский ответ на американские «Першинги» в Европе непременно должен быть симметричным? Можно применить принципиально иной подход, основанный, в общем, на той же логике. Американцы подтягивают свои «Першинги» к нашим границам? А что нам мешает подтянуть свои ракеты к американским границам? Сколько там от Нью-Йорка до Венесуэлы, 3,5 тыс. километров? Раз на Кубе размещать наши ракеты как бы не с руки (хотя кто или что нам мешает пересмотреть договорённости времён Карибского кризиса?), то Венесуэла для этого подойдёт в самый раз. Президент Мадуро укрепляет свою власть, разогнав бранчливый парламент и создав взамен подконтрольную национальную ассамблею. «Роснефть» инвестирует в тамошнюю нефтянку 6 млрд (и ещё почти 2,5 млрд дают китайцы). А кто ещё может гарантировать безопасность таких инвестиций лучше, чем силы РВСН РФ? Соглашение о размещении российских баллистических ракет малой дальности было достигнуто ещё при Уго Чавесе, в 2009 году, так что Вашингтону есть о чём задуматься. Мадуро, к слову, неоднократно заявлял о готовности к подобному шагу, так что, по сути, весь вопрос – в политической воле Москвы.

Грузины и молдаване готовы умереть за Америку

Но есть и плохие новости, о которых, впрочем, уже говорилось выше. «Есть предпосылки к серьёзным изменениям на Южном Кавказе, – полагает глава Центра грузинских исследований Виталий Арьков, – вплоть до размещения военных баз США. Азербайджан активно «обрабатывают», а в Грузии военная база НАТО и вовсе существует де-факто с 2015 года в Крцаниси под видом совместного с Минобороны Грузии учебного центра». И добро бы американские планы превращения региона в антироссийский военный плацдарм поддерживало бы одно только грузинское руководство – беда в том, что, как уверяет эксперт, «в грузинском обществе всё больше людей начинают склоняться к мысли о желательности размещения в стране военной базы США. А раньше такого настроя не было». И если американцы решат разместить в регионе свои РСМД, то, по словам эксперта Василия Папавы, «они встретят массовую поддержку среди населения».

Вот и в Молдавии ситуация складывается неоднозначно. Да, президент там стоит на пророссийских позициях. Однако министр обороны – проамериканский. «США наращивают военное влияние в Молдавии», – сообщает агентство Regnum, и недалёк тот день, когда «Першинги», направленные в сторону РФ, могут появиться на молдавской военной базе в Бульбоаке, в нескольких километрах от границы с Приднестровьем. Для удара по Крыму место не сыскать лучше. Вот, кстати: юридически Молдавия – нейтральная страна. И, казалось бы, никаких американских «Першингов» там не может быть по определению. Но тем не менее появление «Першингов» в Бульбоаке – вопрос уже практически решённый (если, конечно, своего веского слова не скажет молдавский народ). Вот такие они, особенности государственного нейтралитета.

«В общем, решение Вашингтона денонсировать договор о РСМД может быть чревато последствиями, которых американцы никак не ожидают, – полагает конгрессмен-республиканец Дана Рорабакер, – мало того что оно «носит бессмысленный характер и наносит ущерб национальным интересам США». Конгрессмен отмечает, что американцам ещё предстоит заново наладить производство РСМД, в то время как у России они уже есть, – в частности, Рорабакер упомянул о МБР РС-26 («Ярс-М»), которые можно классифицировать и как межконтинентальные баллистические ракеты, и как РСД. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что и у американцев есть кое-какие припасы «двойного назначения» – речь в первую очередь о развёрнутой в Румынии системе ПРО Aegis Ashore. Так что, по сути, мы квиты.

Константин СИВКОВ, военный эксперт:

– Не стоит недооценивать последствий решения конгресса касательно денонсации договора о РСМД. Это очень, очень серьёзная угроза для нашей страны. Речь идёт о высокоточных американских ракетах, способных нанести сокрушительный и, полагаю, неотразимый удар по российской системе командных пунктов и управления ядерными силами. Включая установки межконтинентальных баллистических ракет. Но нам действительно есть чем ответить. Прежде всего восстановить систему, известную как «мёртвая рука». Гарантирующую, что даже в случае полного уничтожения системы управления РВСН России по США будет нанесён удар возмездия. Начать боевое развёртывание ракетных комплексов морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122. А ещё у нас есть «P-500» – крылатые ракеты средней дальности. Ну и не забываем об Х-102, радиус поражения которых как у СС-20, которых так боялись американцы, – 5500 километров. Полагаю, что нам эти комплексы следует развернуть на территории Сибири, разместив их на грузовиках или железнодорожных платформах (которые, как считают эксперты, практически неуязвимы для обезглавливающего удара). Ну и есть у нас самоходная суперторпеда «Статус-6», оснащаемая боеголовками большого калибра, до 120 мегатонн. Как уверяют разработчики, её применение инициирует разрушительные геофизические процессы на территории США – такой себе «рукотворный Йеллоустоун» с плохо предсказуемыми последствиями.