Боевые ракетные комплексы. Боевые ракетные комплексы Развертывание и эксплуатация


4 декабря 1950 г. вышло Постановление Совмина, санкционировавшее начало работ по теме «Н2» - создание ракет на высококипящих компонентах топлива. В ноябре 1951 г. ОКБ-1 НИИ-88 (главный конструктор С.П. Королев) был завершен эскизный проект одноступенчатой ракеты Р-11.

Постановлением Совмина от 13 ноября 1953 г. было решено серийное производство ракет Р-11 развернуть на заводе №385 в г. Златоусте, возложив обеспечение работ на СКБ-385. Своим ответственным представителем в СКБ-385 Королев назначил Макеева. 11 марта 1955 г. приказом министра оборонной, промышленности Д.Ф. стинова В.П.Макеев был назначен главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем, главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королева по ракете Р-11.
Ракета имела инерциальную систему управления. Боевая часть была фугасного типа и содержала 535 кг взрывчатого вещества. Однокамерный жидкостный реактивный двигатель С2.253 с вытеснительной подачей топлива был разработан в ОКБ-2 (главный конструктор А.И. Исаев). В двигателе в качестве окислителя использовалась азотная кислота АК-2И, основным горючим был керосин, а пусковым горючим - ТГ-02 «Тонка». Органами управления ракеты служили поворотные газоструйные рули.
Первый этап летных испытаний в объеме пусков 10 ракет Р-11 прошел с 18 апреля по 2 июня 1953 г. на полигоне Капустин Яр. Пуски ракет Р-11 с головной частью весом 540 кг производились на дальность 270 км (4 ракеты) и 250 км (6 ракет).
Первый успешный пуск ракеты состоялся 21 мая 1953 г. Пять ракет достигли района цели (четыре, запущенные на дальность 270 км, и одна - на дальность 250 км), три ракеты не достигли цели, два пуска были аварийными (первый - из-за неисправности системы управления ракета упала на расстоянии 765 м от пускового стола; девятый - из-за не герметичности двигательной установки).

Второй этап летных испытаний, также в объеме 10 пусков, был проведен на том же полигоне с 20 апреля по 13 мая 1954 г. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км (по тактико-техническим требованиям - 1,5 км) и боковому отклонению 0,66 км (по тактико-техническим требованиям - 0,75 км). Авария произошла на шестом пуске 5 мая 1954 г. на 80-й секунде вследствие выхода из строя автомата стабилизации по всем каналам.
В декабре 1954 г. - январе 1955 г. проведены пять успешных пристрелочных испытаний. Ракета Р-11 после 10 зачетных испытаний, проведенных в январе - феврале 1955 г., была принята на вооружение 13 июля 1955 г. с индексом ГАУ 8А61. Однако фактически ракета 8А61 в войска не поступала.

26 августа 1954 г. вышло Постановление Совмина о создании на базе ракеты Р-11 ракеты - носителя ядерного заряда для сухопутных войск. Новая ракета получила индекс Р-11М. Основным ее отличием была боеголовка, оснащенная спецбоеприпасом «РСД-4» мощностью 10 кт.

Принципиальные различия были в наземном оборудовании комплекса. При транспортировании ракета Р-11 перевозилась на полуприцепе с автомобилем типа ЗИС-151, время перехода из походного положения в боевое составляло около 3,5 часа. Запуск ракет производился с пускового стола, который в походном положении перевозился на автомобиле. Установщик ракеты был сделан на шасси тяжелого артиллерийского тягача. Для ракет Р-11М была создана специальная самоходная пусковая установка (СПУ), что резко повысило мобильность комплекса, а время перехода из походного положения в боевое сократилось до 30 минут.
Летные испытания ракета Р-11М прошла в три этапа с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. Всего было произведено 22 пуска. В начале 1958 г. проведено пять зачетных пусков, и Постановлением Совмина от 1 апреля 1958 г. Р-11М была принята на вооружение под индексом 8К11 в качестве оперативно-тактической ракеты сухопутных войск.

Самоходная пусковая установка «объект 803» была разработана в 1955–1956 гг. на ленинградском Кировском заводе под руководством К.Н. Ильина. Стартовый агрегат 8У218 "Тюльпан" (объект 803):
Разработчик – СКБ Кировского завода. Разработана в 1955-1956 гг. Главный конструктор – К.Н. Ильин.
Изготовитель – завод № 47. Серия с 1959 по 1962 гг., выпущено 56 ед.
База – ИСУ-152К.
Время подготовки к пуску – 30 минут.
Расчет – 5 чел.
Вес – 40 т.
Скорость: без ракеты – до 42 км/ч. Запас хода – 300 км.

Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на характерной трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед пуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой стол.

СПУ «объект 803» получила индекс 8У218 и серийно выпускалась Кировским заводом с 1959 г. «Объект 803» был снят с производства по Постановлению Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г. 1959 г. «Объект 803» был снят с производства по Постановлению Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г.

20 августа 1957 г. вышел приказ министра оборонной промышленности о передаче двух ракет Р-2 Китаю. В дальнейшем туда передали и Р-11. В 1960–1961 гг. в КНР было сформировано 20 полков с ракетами Р-2 и Р-11.

В мае 1955 г. на базе артиллерийской бригады большой мощности Воронежского военного округа была сформирована 233-я инженерная бригада РВГК. Первоначально она была вооружена ракетами 8А61, а затем - ракетами 8К11.
В августе 1958 г. из подчинения заместителя министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск были переданы «инженерные бригады РВГК», оснащенные принятыми на вооружение в 1955 г. управляемыми ракетами Р-11М.

Статус:


СССР:
- 1955 г. май - директивой Начальника Генерального штаба Советской Армии № 3/464128, 233 инженерная бригада (бывшая артиллерийская бригада большой мощности Воронежского военного округа) переведена на штат трех отдельных дивизионов с присвоением нумерации дивизионов и вручением Знамен. С июля 1960 по апрель 1963 г. третий дивизион выводился из состава части и существовал, как самостоятельная часть в составе 1 Танковой Армии. Этой же директивой бригада перевооружена на комплексы с ракетами Р-11 (8А61), позже Р-11М (8К11, с 1959 г.). Это первая строевая часть с ракетами Р-11. 233 ибр РВГК базировалась в Клинцах. С 15-м отдельным дивизионом из состава 233 ибр проводились показательные опытные учения с боевыми пусками ракет Р-11 - после этих учений из состава дивизионов "убрали" технические и парковые батареи и оставили только ракетно-технический взвод.

1955 г. - командиром батареи майором Ямниковым (233 инженерная бригада) проведено первое комплексное занятие на новой технике.
- 1956 г. 27 июня - на Государственном полигоне в Капустином Яру командиром батареи 233 инженерной бригады майором Марамзиным произведен первый в истории существования части выстрел из новой техники. С тех пор до 1965 г. частью произведено более 40 выстрелов.

1957 г. 7 ноября - ракеты Р-11М впервые показаны публике на параде на Красной площади в Москве.

1958 г. - начало НИОКР Р-11МУ (тема "Урал") по результатам которых была создана ракета Р-17 (ОКБ-385).

1958 г. 7 мая - принято решение о передислокации 233 инженерной бригады в ГДР (г.Кохштедт) и подчинении Главнокомандующему ГСВГ. Передислокация произведена с 6 сентября по 6 октября 1958 г. В Германию 233 ибр убыла фактически имея на вооружении ракеты Р-11 / 8А61, а ракеты Р-11М / 8К11 бригада была перевооружена через год - в 1959 г. Бригада находилась в ГСВГ до 1966 г.

1958 г. август - инженерные бригады РВГК переданы из подчинения заместителя министра обороны по специальному вооружению и ракетной технике (позже - командующего РВСН) в состав сухопутных войск:
1. 77-я бригада РВГК - сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр, после чего передислоцирована в Прикарпатский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2). После ракет Р-2 бригада перевооружена на ракеты Р-11 / 8А61 и затем на Р-11М / 8К11.
2. 90-я бригада РВГК - сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр, передислоцирована в Киевский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2). После ракет Р-2 бригада перевооружена на ракеты Р-11 / 8А61 и затем на Р-11М / 8К11.
3. 233-я бригада РВГК - вооружена ракетами Р-11 (с 1955 г.) и Р-11М (фактически с 1959 г.), дислокация - ГСВГ.

1959-1962 г.г. - промышленностью произведено не менее 56 СПУ 8У218 (ист. - Широкорад А.Б.).

1960 г. 1 июля - на базе 199-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады сформирована 199-я гвардейская ракетная бригада вооруженная ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Первый пуск бригадой произведен в 1962 г. на полигоне 60-Б в пос.Дамановский (Белоруссия).

1960 г. - завершено вооружение 159 ракетной бригады ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Формирование 159-й РБР (в/ч 11702) начато в 1958 г. в Клинцах на территории ракетной бригады вооруженной ракетами Р-2. В конце 1958 г. без вооружения 159 РБР передислоцирована в г.Тахиа-Таш Туркестанского ВО. В январе 1959 г. в бригаду начали поступать личный состав и техника - первоначально формировался третий ракетный дивизион. В мае 1959 г. в/ч 11702 без 3-го дивизиона передислоцировалась в г. Кировоград и была переподчинена Киевскому ВО.
Два прибывших дивизиона были фактически без техники, но в Тахиа-Таше остался укомплектованный и вооруженный ракетами Р-11М дивизион, на базе которого позже была сформирована ракетная бригада, передислоцированная в Байрам-Али. Два дивизиона, прибывшие в Кировоград, с начала 1960 г. получили на вооружение технику ракетного комплекса с ракетами Р-11М. Таким образом, в 1959 г. комплексами с ракетой Р-11М вооружен 3-й дивизион 159 РБР (г.Тахиа-Таш), а второй и первый дивизионы вооружены Р-11М в 1960 г. (Кировоград, Киевский ВО). После перевооружения 159 РБР на комплексы 9К72 в 1962 г. в Кировограде сформирован третий дивизион и дивизион из Тахиа-Таша выведен из состава бригады.

1960 г. - всего в ВС СССР 5 ракетных бригад с ракетами Р-11М.
- 1961 г. - принято решение об оснащении комплексом 8К11 армий стран-участников Варшавского Договора. Поставки начаты в этом же году.

1961 г. 10 и 13 сентября - в ходе учений "Волга" на атомном полигоне на о.Новая Земля прошли реальные боевые пуски ракет 8К11 с ядерными боевыми частями. 10 сентября 1961 г. мощность взрыва составила 12 кт, что было выше расчетной мощности. 13 сентября 1961 г. мощность взрыва составила только 6 кт (ниже расчетной), однако, заряд был взорван на заданной высоте и все мишени были уничтожены, а боевое поле получило высокую степень заражения, фоновые значения радиации восстановились только к 1977 г.

1962 г. - часть бригад размещены в составе ГСВГ (ГДР) с последующим перевооружением на комплекс 8К14.

1965 г. 18 мая - последний пуск войсковой Р-11. Ракета снята с вооружения. Всего за время испытаний и эксплуатации произведено 78 пусков (в т.ч. 1 пуск неудачный).

1967 г. - комплекс 8К11 начинает сниматься с вооружения. По западным данным всего произведено 2500 ракет Р-11М.

1970 г. - на вооружении 50 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).

1971 г. - на вооружении 40 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).
- 1972 г. - на вооружении 20 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).

1973 г. - на вооружении 10 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).

1974 г. - на вооружении СА СССР комплексов нет.

Экспорт:


Болгария - были поставки Р-11/Р-11М.

Венгрия:
- 1970-е годы начало - на вооружении есть комплекс 8К11 SCUD-A, 12 ПУ, 5-я отдельная ракетная бригада "Таполка".

ГДР:
- 1962 г. сентябрь - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 5 ракетная бригада "Bruno Leuschner" (г.Демен) и 3-я ракетная бригада "Otto Schwab" (г.Таутенхайн).
- 1970 г. - еще есть на вооружении 2 ракетных ("самоходных артиллерийских") бригад.

Иран:
- 1979 г. и позже - реэкспорт SCUD-A из КНДР. До конца войны с Ираком произведено 120 пусков;
- 1988 г. с февраля - использование химических БЧ;
Китай:
- 1957 г. 20 августа - приказ министра оборонной промышленности СССР о передаче Китаю ракетных технологий (Р-2, Р-11 и др.), передана документация на производство Р-11.
- 1960-1961 г.г. - сформировано 20 полков (дивизионов) с ракетами Р-2 и Р-11.

КНДР:
- 1965 г. - первые поставки SCUD-A/B;
- 1991 г. - на вооружении 54 шт. SCUD-А/В/C;

Польша:
- 1962 г. - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 18-я ракетная бригада (г.Болеславец) и еще одна.
- 1963 г. - польские ракетчики приняли участие в учениях с пусками ракет на полигоне Капустин Яр.
- 1963 г. 4-й квартал - в Польшу поставлены первые 6 комплексов 8К11 с СПУ 2У218.
- 1965 г. - еще есть на вооружении (2 бригады), за все время поставлено 48 ПУ (4 ракетные бригады).

Эта ракета почти также знаменита, как автомат Калашникова, и боль­ше известна под условным наименованием «Скад» (Scud), нежели под собственным названием Р-17. Не всякий специалист вспомнит, что ком­плекс, в состав которого она входит, кроме аббревиатуры 9К72, носит название «Эльбрус».

История «Скада» восходит к ракете Р-11, которая создавалась в самом начале 1950-х гг. в ОКБ-1 (главный конструктор СП. Королёв) в рамках научно-исследовательской работы по теме Н-2.

Тема Н-2, начатая по Постановлению Совмина СССР и ЦК КПСС от 4 декабря 1950 г., предусматривала создание баллистических ракет даль­него действия (БРДД) на долгохранимых компонентах топлива. Первые советские дальние ракеты Р-1 и Р-2, созданные на основе немецкой А-4 («Фау-2») и принятые на вооружение в 1950 и 1952 гг, соответственно, заправлялись жидким кислородом и этиловым спиртом. Использование криогенного окислителя резко снижало подвижность ракетного комплек­са и оперативность его использования, а этиловый спирт, как известно, является жидкостью «повышенной социальной опасности».

Эскизным проектированием ракеты на долгохранимом топливе руко­водил М.К. Янгель, в то время - директор НИИ-88, в который входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала. экспериментальные цеха и более десяти конструкторских бюро, в т.ч. ОКБ-1.

Ведущим конструктором ракеты в 1950-1953 гг. был Евгений Синильщиков, которого затем сменили молодые специалисты Виктор Макеев и Михаил Решетнёв.

Окислителем для нового изделия была выбрана азотная кислота АК-20Ф, а горючим - керосин Т-1. В качестве пускового компонента использовалась «тонка» (ТГ-02 - триэтиламинксилидин), которая самовоспламенялась при контакте с азотной кислотой. Принятая вытеснительная схема подачи топлива обеспечивала простоту и надежность конструкции ракеты. Жидкостный двигатель (ЖРД) С2.253 был создан в ОКБ-2 того же НИИ-88 под руководством A.M. Исаева.

На старте новая ракета, получившая секретное название Р-11 (и «открытый» индекс 8А61) была в 2,5 раза легче Р-1 при аналогичной дальности полёта. Увы, боевая часть (БЧ) оказалась на четверть легче. но при этом относительная масса полезного груза (ПГ) увеличилось до 11,5 %, по сравнению с 5,9 % у ракеты Р-1.

Основные тактико-технические данные ракет Р-11 и Р-17/Р-17М
Ракета Р-11/Р-11М ("Scud-A") Р-17/Р-17М ("Scud-B")
Дальность стрельбы, км 80-270/80-150 50-300
Стартовая масса, кг 5350/5647 5862

Масса незаправленно ракеты, кг

1645 2076

Масса ГЧ, кг

фугасная

химическая

Длина, мм 10424 11164
Диаметр корпуса, мм 880 880
Размах стабилизаторов, мм 1810 1810
Тип ЖРД, тяга у земли, тс С2.253, 8,3 С5.2, 13,3
Длительность активного участка, с 90 60
Ресурс ЖРД, с н/д 100

Эскизный проект Р-11 был завершён в ноябре 1951 г. В апреле-мае 1953 г. на Государственном центральном полигоне Капустин Яр были проведены летно-конструкторские испытания (ЛКИ) Р-11. Еще до начала испытаний, в феврале 1953 г. освоение серийного производства ракеты было поручено уральскому СКБ-385 (г. Златоуст, позднее переехало в Миасс). 13 июля 1955 г. ракету приняли на вооружение. Еще 11 апреля 1955 г. главным конструктором СКБ-385 и заместителем СП. Королева по Р-11 был назначен В.П. Макеев.

Однако исходная Р-11 в войска так и не поступила: учитывая недоcтатки, выявленные при испытаниях, в январе 1954 г. был подготов­лен технический проект усовершенствованной ракеты Р-11М (8К11). Существенным изменениям подверглись двигатель, рулевые машинки, система подачи компонентов горючего и ряд других систем. Технология производства была упрощена, а стоимость изготовления снижена. документацию для серийного производства Р-11М также передали в СКБ-385. После выполнения пяти зачётных пусков в 1958 г. Р-11М при­шли на вооружение как оперативно-тактическую ракету сухопутных войск с ядерным зарядом.

Ракетная техника в те годы развивалась стремительно; зачастую, одна ракета еще собиралась в опытном производстве, а на кульманах инструкторов уже рождались чертежи нового изделия. Так было и с Р11М. Весной 1957 г. вышло Постановление правительства, которым СКБ-385 поручалось создание улучшенной ракеты Р-11МУ (8К12). В июне того же года ведущим конструктором ракеты был назначен моло­дой, но уже опытный инженер Юрий Бобрышев.

Проектом предусматривалось повысить технологичность конструк­ции, а новая редакция конструкторской документации требовала учесть выявленные недостатки и полезные наработки. В частности, планировалось усовершенствовать систему управления (СУ) путем введения дублирования электроцепей и отдельных элементов. Остальные элементы конструкции ракеты и наземного оборудования заимствовались в Р-11М без изменений.

В ходе проектирования выяснилось, что из-за потяжелевшей СУ достичь заданной дальности невозможно. Проектанты и конструкторы начали искать выход из создавшегося положения. Можно было увеличить емкость топливных баков, но это приводило к неприемлемому росту габаритов ракеты. Бесперспективными были попытки увеличить удельный импульс тяги (экономичность двигателя) - мешала вытеснительная система подачи топлива: ее форсирование также вело к увеличению давления наддува и росту массы баков.

Подсказка пришла из другого проекта. В это время СКБ-385 занима­юсь параллельно и разработкой ракеты для подводных лодок Р-13. На ней стоял двигатель с турбонасосной подачей, которая позволяла повысить удельный импульс тяги, при одновременном снижении массы баков. Дело оставалось лишь за подходящим ЖРД.

По воспоминаниям Ю.А. Бобрышева, группа специалистов СКБ-385 выехала в Москву на поиски необходимого «движка». Двигатель нужной массы был найден в ОКБ-3 НИИ-88, которое возглавлял главный конструктор Д.Д. Севрук. Данный двигатель обозначался как изделие С3.42 и был предназначен для зенитной ракеты 217 системы С-25. В течение нескольких дней специалисты СКБ-385 и ОКБ-3 провели компоновочные проработки, в результате которых был создан двигатель С3.42 тягой 13 тс. По расчетам, он обеспечивал для Р-11МУ достижение максимальной дальности не менее 240 км. Проект, предложенный СКБ-385, получил поддержку главного кон­дуктора СП. Королева, заместителя председателя Госкомитета по оборонной технике (ГКОТ) К.Н. Руднева и руководства Главного артиллерийского управления (ГАУ) Министерства обороны. В результате постановление ЦК КПСС и Правительства за № 378-18 от 11 апреля г. было подписано Н.С. Хрущевым: разработка оперативно-тактической ракеты Р-17 с дальностью стрельбы от 50 до 240 км поруча­лось СКБ-385 (головной разработчик). В мае 1959 г. были согласованы и утверждены требования к новой ракете, а ГАУ присвоило изделию индекс 8К14. Основными смежниками были определены:

  • НИИ-592, главный конструктор Н.А. Семихатов - по бортовой СУ;
  • ОКБ-3, главный конструктор Д.Д. Севрук - по двигателю на первом этапе работ;
  • НИИ-944, главный конструктор В.И. Кузнецов - по гироскопическим приборам;
  • НИИ-6 - по разрывному заряду и обычному снаряжению БЧ;
  • НИИ-1011 МСМ, научный руководитель Ю.Б. Харитон, главный конструктор С.Г. Кочарянц - по спецзаряду и комплекту электроавто­матики;
  • ГСКБ, главный конструктор В.П. Петров - по комплексу наземного оборудования;
  • завод №784 Киевского СНХ, главный конструктор С.П. Парняков - по приборам прицеливания;
  • ОКБТ Ленинградского Кировского завода, главный конструктор Ж.Я. Котин - по пусковой установке (ПУ) на гусеничном ходу;
  • ЦКБ ТМ, главный конструктор Н.А. Кривошеин - по ПУ на колесном ходу.

Изготовление опытных изделий для ЛКИ поручалось Златоустовскому машиностроительному заводу, а серийное производство и ведение серийной конструкторской документации - Боткинскому машинострои­тельному заводу (директор В.А. Земцов, главный конструктор В.Я. Тохунц, а затем - Е.Д. Раков).

Успеху проекта во многом способствовала его высокая унификация с комплексом Р-11 на стартовом гусеничном агрегате 8У218. При разработке ракеты 8К14 конструкторы ориен­тировались на использование наземного обо­рудования, разработанного для 8К11. Такой подход существенно сократил затраты денеж­ных средств и времени (Р-17 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев).

По сравнению с Р-11, новая ракета была несколько длиннее, хотя внешне, особенно издали, их было не отличить. Поэтому на Западе все ракеты на гусеничном транспортировщике - и Р-11М, и Р-17 - называли Scud-A. Так же, как и у Р-11, головная часть Р-17 выполнялась неотделяемой (при попадании в цель пустой корпус ракеты, обладающий из-за высокой скорости встречи с мишенью огромной кинетической энергией, значительно усиливал поражающее действие обычного - неядерно­го - заряда).

Но внутренняя компоновка Р-17 существен­но отличалась от прототипа. Баки горючего и окислителя поменялись местами, изменилась компоновка хвостового отсека в связи с при­менением ЖРД с насосной подачей. Уже в ходе проектирования двигатель С3.42 был заменен на более легкий и мощный С5.2 (9Д21) раз­работки A.M. Исаева - он имел массу на 40 кг меньше, но «выдавал» на 300 кгс большую тягу.

Кроме того, Р-17 отличалась от предше­ственницы компонентами топлива. Если Р-11 использовала в качестве горючего керосин Т-1, то на Р-17 применили углеводородную смесь ТМ-185, по составу близкую к скипидару. Это горючее при зажигании давало плавные харак­теристики ЖРД и обеспечивало более устойчи­вое горение с азотной кислотой, чем обычный керосин. Для повышения эксплуатационных свойств к горючему добавлялись различные присадки (легкое масло пиролиза повыша­ло стойкость к окислению, полимердистиллят и трикризол предотвращали кристаллизацию воды при отрицательных температурах).

В качестве окислителя использовался «меланж» АК-27 - смесь концентрированной азотной кислоты, четырехокиси азота, соли алюминия и йода. Химическое зажигание обеспечивало пусковое горючее ТГ-02.

Уже 12 декабря 1959 г. на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск Р-17. В целом он был успешным, за исключением повышенного бокового отклонения от цели. Впрочем, ошибку вскоре выявили и устра­нили, и последующие шесть пусков прошли практически без замечаний. Максимальная дальность ракеты была определена в 300 км, максимальная гарантированная - в 275 км, а минимальная в 50 км. Максимальная высота траектории полета - 86 км, минимальная - 24 км, полетное время - от 165 до 313 сек. СУ обеспечивала среднее отклонение по дально­сти от 180 до 610 м и в боковом направлении от 100 до 350 м. Органы управления раке­ты - газодинамические рули, установленные на срезе сопла двигателя.

24 марта 1962 г. ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 с ракетой 8К14 на стартовом агрегате 2П19 (гусеничный транспортер на базе ИСУ-152К) постановлением Совмина СССР был принят на вооружение. Колесная ПУ транспортных испы­таний не выдержала - требовались доработки рамы шасси.

ПУ 9П117 на четырехосном колесном шасси автомобиля МАЗ-543А была принята на воо­ружение Постановлением Совмина СССР за № 75-26 от 27 января 1967 г., и в дальнейшем заменила 2П19, но эта замена была произве­дена не повсеместно. К концу 1980-х гг. 2П19 все еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника считалась более предпо­чтительной.

Комплекс 9К72 оказался достаточно надеж­ным и простым, Но, одновременно, стал последним оперативно-тактическим ракет­ным комплексом сухопутных войск, исполь­зовавшим жидкостную ракету. Кроме ракеты Р-17/Р-17М с различными головными частя­ми - ядерными 9НЗЗ (РА-17), 9НЗЗ-1 (РА-104, РА-104-1, РА-104-2) или 8Ф14 (269А) мощностью до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 - он включал подъемно-транспортное, заправочное, испытательное и вспомогательное оборудование Всего в состав комплекса входили 25 наиме­нований различной техники, в том числе ПУ как на колесном, так и на гусеничном ходу. В состав ракетной бригады комплексов 9К72 вхо­дили батарея управления и метеорологическая батарея, три отдельных ракетных дивизиона (по три стартовых батареи с одной ПУ в каж­дой, батарея управления, ракетно-технический и хозяйственный взводы, медицинский пункт техническая батарея и объединенная ремонт­ная мастерская, инженерно-саперная рота и взвод радиационной и химической разведки, автомобильный взвод, хозяйственный взвод и медицинский пункт. Всего в бригаде было девять ПУ, до 500 автомашин специального и общего назначения, 800 человек личного состава (в собственно стартовых батареях - 243 человека); численность личного состава одной стартовой батареи - 27 человек.

Вышеприведенный список оборудования и личного состава дает понять относительность «простоты» комплекса. Все последую­щие тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы, принятые на вооруже­ние Советской (Российской) армии («Темп-О» «Ока», «Точка», «Точка-У», «Искандер»), осна­щались твердотопливными ракетами.

За долгие годы службы комплекс неодно­кратно модернизировался и использовался для различных опытно-экспериментпальных работ. В частности, ракета 8К14-1 (Р-17М), сохранив все основные тактико-технические характери­стики исходной Р-17, получила возможность использования более тяжелых БЧ измененной формы, оснащенных ампульными аккумуля­торными батареями и баллонами высокого давления. В целом Р-17М, взаимозаменяемая с ракетой Р-17, прошла летные испытания в 1964 г.

Прорабатывался вариант ракеты с отделяемой БЧ, оснащенной системой самонаведения. Работы велись в рамках темы «Аэрофон» в 1980-х годах в ЦНИИ автоматики и гидравлики. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления БЧ, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в БЧ. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 г. и показали большую зависимость точности стрельбы от погодных условий в месте старта и у цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Комплекс 9К72 широко поставлялся на экспорт. Согласно заявлению Комитета министров оброны Варшавского договора от 30 января 1989 г. в странах Варшавского договора состо­яла на вооружении 661 ракета Р-17. Кроме того, изделия поставлялась в Иран, Ирак, КНДР, Ливию, Сирию, Южный Йемен, Вьетнам, Перу, ОАЭ и в другие страны. 30 «Скадов» было даже приобретены в Восточной Европе в середине 1990-х Соединенными Штатами и использовались в качестве мишеней при отра­ботке противоракетных систем.

Р-17 стала одной из немногих послевоеных БРДД, широко применявшихся в боевых действиях. Только в Афганистане ракетные бригады выпустили по врагу около 1000 ракет, Несколько боевых пусков произвел Египет по израильским укреплениям на Синае в ходе октябрьской войны 1973 г. Во время боевых действий в Персидском заливе в 1991 г., Ирак активно обстреливал своими ракетами цели в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. «Скады» широко применяли обе стороны ирано-иракской войны (1980-1988 гг.).

Относительно простой и неприхотливый «Скад» стал основой для развития ракетостроения в таких странах, как КНДР, Иран и Ирак, где были созданы свои ракеты с «нацио­нальной спецификой».

Путем удлинения топливных баков Р-17М в Ираке были созданы баллистические раке­ты «Аль-Хуссейн» (дальность до 600 км) и «Аль-Аббас» (900 км). Северокорейцы также модернизировали свои «Скады», доведя их дальность до 500 км. В 1993 г. КНДР провела испытания ракеты «Нодон» дальностью до 1300 км, которая также была создана на осно­ве технических решений Р-17.

Пожалуй, самой яркой страницей в истории Р-17 стали попытки создания на ее основе космических ракет-носителей. Иракцы в середине 1980-х годов привлекли к сотруд­ничеству известного предпринимателя и бал­листика канадца Джеральда Булла. Под его руководством к концу 1980-х годов в стране был создан прототип космического носителя «Аль-Абейд» со связкой из пяти «Скадов» на первой ступени. Ракета была испытана 5 декабря 1989 г., достигнув высоты в 25 км. Но убийство Булла в 1990 г., а затем и «Война в Заливе» поставили крест на космических пла­нах Багдада.

Северная Корея пошла несколько иным путем. По имеющимся данным, возможно, с китайской помощью, корейцы создали уве­личенный вариант «Скада» большего диаме­тра и с более мощным двигателем. Ракета стала первой ступенью космического носителя «Тэпходон-1»; вторую ступень образовывала модифицированная Р-17, а третью - небольшой твердотопливный двигатель. 31 августа 1998 г. мир облетела сенсация; КНДР запу­стила в космос свой первый спутник! Увы, сенсация жила недолго: средства контроля космического пространства США и России так и не обнаружили северокорейский аппарат на орбите...

Не остался в стороне и Иран. Создав на базе Р-17 (не без помощи КНДР) несколько баллистических ракет средней дальности, 2 февраля 2009 г. Исламская республика запустила на орбиту свой первый спутник «Омид» («Надежда»). Ракета-носитель «Сафир» («Посланник») также создана на базе техно­логий «Скада»: фотографии демонстрируют потрясающее сходство деталей первой ступе­ни с Р-17.

Признаем, далеко не каждой ракете удалось пройти путь от боевого изделия до космическо­го носителя. «Скад» этот путь прошел!

Основные характеристики исходных и модернизированных вариантов ракеты
Обозначение НАТО Scud-A Scud-B Scud-C Scud-D
Обозначение разведывательного управления МО США ss-1b ss-1c ss-1d ss-1e
Официальное обозначение Р-11М Р-17 Р-17М Р-300
Принята на вооружение 1957 1964 1965 1989
Длина корпуса, м 10,7 11,25 11,25 12,29
Диаметр корпуса, м 0,88 0,88 0,88 0,88
Стартовая масса, кг 4400 5900 6400 6500
Дальность стрельбы максимальная, км 150 300 575-600 700
Пусковое горючее, кг 950 985 600 985
Точность стрельбы (КВО), м 4000 900 900 50

("Обозрение армии и флота")

Р-17 (индекс ракеты - 8К14, по классификации МО США и НАТО - SS-1c Scud B, экспортное обозначение R-300, неофициально - «керосинка») - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива, входящая в ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус».

История создания

Попытки дальнейшей модернизации ракет Р-11М (проект Р-11МУ, индекс ГРАУ 8К12) показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя (с целью увеличения дальности ракеты свыше 150 км при массе полезной нагрузки не менее 900 кг). Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит появилась реальная возможность повысить точность ракеты (по дальности).

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д. Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В. П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1 С. П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в ГАУ (Главном артиллерийском управлении). Постановлением ЦК КПСС и правительства № 378-181 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14, ведущим по изделию назначен подполковник А. В. Титов, а по системе управления подполковник П. В. Захаров.

Разработчиками основных систем Р-17 от смежных организаций промышленности были назначены:

    по бортовой системе управления - главный конструктор НИИ-592 Н. А. Семихатов;

    по двигателю (С3.42) на первом этапе летных испытаний - главный конструктор ОКБ-3 НИИ-88 Д. Д. Севрук;

    по двигателю (С5.2) со второго этапа летных испытаний - главный конструктор ОКБ-5 А. М. Исаев;

    по гироскопическим приборам (1СБ9, 1СБ10, 1СБ12) главный конструктор НИИ-944 В. И. Кузнецов;

    по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части (8Ф44) - НИИ-6;

    по спецзаряду и комплекту электроавтоматики ГЧ 8Ф14 - научный руководитель НИИ-1011 МСМ Ю. Б. Харитон, главный конструктор С. Г. Кочарянц;

    по комплексу наземного оборудования - главный конструктор ГСКБ В. П. Петров;

    по приборам прицеливания (8Ш18) - главный конструктор завода 784 Киевского СНХ С. П. Парняков;

    по стартовому агрегату на гусеничном ходу (2П19) - главный конструктор ОКБТ Ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котин;

    по стартовому агрегату на колесном ходу (2П20) - главный конструктор ЦКБ ТМ Кривошеин.

Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11 (однако потребовалась выполнить определенные доработки).

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М, конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5 (во главе с главным конструктором А. М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.
Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр (КапЯр) 12 декабря 1959 г.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками (в первую очередь меньший по весу, благодаря чему удалось дополнительно увеличить дальность ракеты) и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М. Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 г.

24 марта 1962 г. постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.
Стартовый агрегат 2П20 на колесном шасси МАЗ-537 (разрабатываемый одновременно с гусеничным 9П19) испытания не выдержал и на вооружение принят не был. В 1967 году принята на вооружение пусковая установка 9П117 на четырёхосном самоходном шасси МАЗ-543П.

В 1960-х гг. были пересмотрены правила индексации вооружения с целью их упорядочения. Именно тогда ракетам перестали присваивать индекс «К», который заменили на индекс «М» (причем наименование комплекса от наименования ракеты стало отличаться только одной буквой). Однако для ракет, уже стоявших на вооружении (в том числе и 8К14), индексация осталась старой, но были присвоены новые индексы для ракетных комплексов (которые до этого отдельных индексов не имели). Комплекс из ракеты 8К14 с комплектом оборудования и техники, обеспечивающей её эксплуатацию, получил индекс 9К72.

Базовая модель Р-17 предназначалась в первую очередь для использования с ядерными боевыми частями, так как недостаточная точность не гарантировала эффективности применения фугасных боевых частей (Боевые части 8Ф44 выпускались в меньших объемах, чем ЯБЧ, и шли в первую очередь на экспорт в комплекте с ракетами Р-17Э).

Позже для комплекса 9К72 были созданы химические боевые части, для которых была разработана модификация ракеты 8К14-1 (которая постепенно заменила базовую модификацию 8К14). Соответственно модернизировались и пусковые установки.

В процессе эксплуатации комплекса 9К72 Заказчиком (Министерством обороны) неоднократно ставились вопросы о необходимости модернизации для повышения его боевой эффективности. С этой целью выполнялись соответствующие НИОКР и предпринимались попытки разработки новых модификаций комплекса (к примеру, 9К73 - с облегченной пусковой установкой, транспортируемой вертолётом, 9К77 - с повышенной дальностью, 9К72-1 - с отделяемой боевой частью, управляемой на конечном участке траектории с помощью оптической головки самонаведения и другие). Однако ни одна из этих модификаций на вооружение принята не была.

В 1970-х годах на Воткинском заводе малыми партиями выпускались ракеты-мишени Ла-17М (5С1Ю), разработанные на основе Р-17, которые использовались при отработке зенитных ракетных комплексов. В 1995, 2001 и 2002 г.г. при отработке противоракетного комплекса С-300 и его модификаций в качестве мишеней использовались серийные боевые ракеты 8К14.

Конструкция

Основные характеристики изделия

Длина изделия от опорных пят до вершины головной части

Диаметр корпуса изделия

Размах по стабилизаторам

Вес незаправленного изделия с головной частью 269А

Вес полностью заправленного изделия с головной частью 269А

Двигатель 9Д21

Жидкостный, реактивный

Подача компонентов топлива в двигатель

Турбонасосным агрегатом, работающим от газогенератора

Способ раскрутки ТНА

От пороховой шашки

Вес незаправленного изделия с головной частью 8Ф44

Вес полностью заправленного изделия с головной частью 8Ф44

Компоненты топлива двигателя:

горючее пусковое

горючее основное

окислитель

Способ зажигания компонентов топлива

Химический (самовоспламенение)

Заправка изделия компонентами топлива:

окислителем

основным горючим

В горизонтальном положении изделия

пусковым горючим

В вертикальном положении изделия на стартовом агрегате

Характер заправки

Объемно-весовой

Заправочный вес топлива и сжатого воздуха при температуре +15°С

В том числе:

вес окислителя АК-27И

вес горючего ТМ-185

вес пускового горючего ТГ-02

вес сжатого воздуха

Система управления

Автономная инерциальная

Исполнительный элемент системы управления

Газовые рули

Система аварийного подрыва

Автономная

Максимальная дальность

Минимальная дальность

В качестве основных компонентов топлива Р-17 использовала ТМ-185 (на основе нефтепродуктов: полимердистиллат - 56 %, легкое масло пиролиза - 40 %, трикрезол - 4 %) и АК-27И (на основе азотной кислоты). В качестве пускового горючего - ТГ-02 «Самин».
Имеет максимальную дальность 300 км. Ракеты могли нести как обычную фугасную, так и ядерную боевую часть (в 1960-1970-е гг. были разработаны во ВНИИТФ и приняты на вооружение пять образцов ЯБЧ мощностью 10, 20, 200, 300 и 500 кт).

Боевые части в химическом снаряжении (3Н8, 8Ф44Г и 8Ф44Г1) именовались «специальными боевыми частями», так как в СССР официально отрицалось наличие на вооружении химического оружия. Модификация ракеты 8К14-1 имела дополнительные трубопроводы для задействования ампульных батарей боевой части и дозаправки воздухом пневмоблока БЧ при подготовке к пуску. Передний стыковочный шпангоут, изготовленный не из дюралюминия, а из стали, обеспечивал возможность использования более тяжелых боевых частей с «нестандартной» (с формой, отличающейся от конусной) геометрией, таких как 3Н8 (а впоследствии - 9Н78 с ГСН).

Кроме того, ракета 8К14-1 имела некоторые отличия в эксплуатации (в частности, имела газоструйные рули заводской установки,

благодаря чему исключалась необходимость монтажных операций с рулями на технической позиции).

В странах, выпускавших 8К14 по лицензии, проводились разработки по увеличению дальности ракеты (в оснвном за счет уменьшения веса боевой части. В частности, в КНДР была разработана модификация, в которой за счет снижения боевой нагрузки была увеличена емкость топливных баков и соответственно выросла дальность полета ракеты. В то же время точность ракеты ухудшилась почти в два раза по сравнению с советским оригиналом. Западным разведкам было известно про работы по увеличению дальности ракеты Р-17, которые выполнялись в СССР, и ошибочно предполагалось, что комплекс с увеличенной дальностью (9К77) поступил на вооружение советской армии. Все разработки модификаций Р-17 с увеличенной дальностью в западной литературе получили обозначение Scud-С.

Дальнейшее развитие модели известно также под корейским названием «Нодон-1» («Труд-1»). Первое успешное испытание проведено КНДР в 1993 г. с улучшенной точностью стрельбы. Данная модификация часто фигурирует в зарубежных источниках под обозначением Scud-D (также как 9К72-1 с ГСН, разработанная в СССР по проекту «Аэрофон»). Следует, однако, отметить, что данные обозначения не являются официальными и в различных источниках могут использоваться неточно. Кроме того, существует значительное количество модификаций 8K14 даже в рамках указанных серий, в связи с чем приведенные ниже данные по ним следует считать ориентировочными.

В СССР проводились работы (ОКР «Аэрофон») по повышению точности ракетного комплекса путем создания отделяемой управляемой боевой части в обычном снаряжении 9Н78 (массой 1017 кг) с оптической головкой самонаведения 9Э423 (ракета 8К14-1 состыкованная с боевой частью 9Н78 получила индекс 8К14-1Ф). На пусковые установки устанавливался комплект сопряжения 9Ф59. Доработанный ракетный комплекс, доукомплектованный машиной подготовки данных 9С751, машиной ввода данных 9С752, машиной регламентного обслуживания 9В948, комплектом арсенального оборудования 9Ф820 и пр., получил наименование 9К72-1 (некоторые источники ошибочно указывают индекс 9К72О, где «О» - оптический). Максимальная дальность для ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность - 50-100 м (в зависимости от масштаба аэрофотоснимков, используемых при подготовке эталона). Комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию (приказ МО СССР № 026 от 1990 года), однако на вооружение принят не был (ввиду неудовлетворительной точности в условиях недостаточной видимости и сильной зависимости от других условий).

Сравнительные ТТХ

Тактико-технические характеристики

Р-17М? (9К77)
«Эль Хуссейн»

Р-17ВТО (9К72-1)

«Эль Аббас»

Страна

Индекс ГРАУ

Код НАТО

Длина, м

Диаметр, м

Взлётная масса, кг

Двигательная установка

Одноступенчатая, жидкостная

Дальность стрельбы, км

КВО, м

Боевое применение

Р-17, принятая на вооружение в 1962 году, после укомплектования ею ракетных бригад сухопутных войск СССР, армий стран-участниц Варшавского договора и др. соц. стран, активно поставлялась на экспорт в безъядерном варианте (в Китай ракета не поставлялась в связи с ухудшением советско-китайских отношений). Экспортная Р-17 (Р-17Э или Р-300) и её модификации неоднократно применялись в региональных конфликтах.

Ракетные программы КНДР, Пакистана и Ирана использовали технологии Р-17 для создания своих ракет средней дальности.

Война судного дня (1973)

Небольшое количество Р-17 было использовано Египтом против Израиля во время войны 1973 года.

Ирано-иракская война (1980-1988)

Около 600 Р-17 и их модификаций было использовано для обстрела городов как Ираком, так и Ираном во время ирано-иракской войны (так называемая «война городов»). Иракцы разработали на основе Р-17 ракеты большей дальности - «Аль-Хусейн» (англ. Al Hussein (missile)) и «Аль-Аббас».

Война в Афганистане (1979-1989)

Более 2000 ракет использовала советская армия в Афганской войне.

Война в Персидском заливе (1991)

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году иракцы обстреливали модифицированными Р-17 территории Израиля (40 ракет) и Саудовской Аравии (46 ракет) (по другим данным, было запущено 98 ракет). В целом эффективность этих ракетных обстрелов была незначительна - по данным израильской стороны две трети из запущенных ракет упали в ненаселённой территории, жертвами ракетных обстрелов на территории Израиля стали 2 человека, ещё 11 получили тяжёлые ранения. Значимый результат был лишь у одной атаки - ракета попала в американские казармы в городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё две сотни получили ранения.

Военные осматривают ракету типа «Scud» сбитую в пустыне ЗРК MIM-104 «Пэтриот»

Для отражения атак были применены американские зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», об эффективности применения которых существуют противоречивые утверждения. По израильским данным, в зоны действия «Пэтриотов» попали не более 47 «Скадов», по которым было выпущено в общей сложности 158 противоракет. Согласно данным Министерства Обороны Израиля, «Пэтриотам», несмотря на перерасход противоракет (в том числе случай с расходом 28 единиц на цель), удалось перехватить не более 20 % запущенных иракцами ракет. В других источниках данные сильно варьируются (от 9 % по оценкам Контрольной Палаты Администрации США до 36 % в российских источниках, в американских источниках сейчас указываются цифры до 52-80 %, во время войны назывались так же цифры до 100 %). Столь различные данные связаны с объективной сложностью оценки результатов стрельб - даже близкие подрывы ЗУР «Пэтриот» не уничтожали боеголовки Р-17, а лишь отклоняли их от курса. В этих условиях, учитывая низкую собственную точность ракет Р-17, критерий причисления поражённых ракет к «сбитым» носит субъективный характер. Однако с учетом того, что одна ракета Р-17 в три раза дешевле одной ракеты «Пэтриота», экономический урон США был нанесен.

Гражданская война в Йемене (1994)

Во время гражданской войны в Йемене в 1994 году, как сепаратисты Южного Йемена, так и правительственные вооружённые силы применяли ракеты типа Р-17.

Вторая чеченская война

В сентябре 1999 года на базе 60-го учебного центра боевого применения ракетных войск сухопутных войск (в/ч 42202, Капустин Яр, площадка 71) для участия в боевых действиях на Кавказе была сформирована в/ч 97211 (630-й отдельный ракетный дивизион), на вооружении которой состоял ракетный комплекс 9К72. Командир дивизиона подполковник Захарченко И. И. Дислоцировался 630-й ордн в районе бывшей станицы Русской на границе с Чечней, и в ходе ведения боевых действий в период с 1 октября 1999 года по 15 апреля 2001 года произвел 250 пусков ракет 8К14-1. Были отстреляны ракеты, в том числе и просроченные, при этом ни одного отказа зафиксировано не было. После израсходования запаса ракет дивизион сдал технику на базу хранения и в апреле 2001 года был передислоцирован на 71-ю площадку полигона Капустин Яр. В 2005 году 630-й ордн первым в РФ получил комплекс 9К720 «Искандер».

КНДР - более 30 ПУ Scud-B/C и до 200 ракет

Вьетнам - некоторое количество Scud-B

Афганистан - с 1989 г. РК 9К72 состоял на вооружении ракетного батальона гвардии особого назначения Министерства государственной безопасности Республики Афганистан.

Сняты с вооружения

С 1988 года производство ракет 8К14 (8К14-1) на Воткинском заводе прекращено. С учетом того, что срок технической пригодности ракеты составляет 22 года (гироприборы подлежат замене после 20 лет эксплуатации), в настоящее время срок технической пригодности всех выпущенных на Воткинском заводе ракет истек. Это является основной причиной снятия ракет Р-17 с вооружения.

Кроме того, США рассматривают ракеты Scud как «оружие массового поражения» (один из компонентов ядерного оружия - носитель, так как ракета Р-17 способна нести боевую часть весом до тонны, что дает возможность использовать ее для доставки даже устаревших ядерных боеприпасов второго поколения), а потому предпринимаются активные усилия (методом политического давления и финансовой заинтересованности) к уничтожению имеющихся в мире комплексов Scud. Так, США профинансировали уничтожение комплекса 9К72 на Украине, оказывали помощь в уничтожении техники и оборудования комплекса 9К72 в Венгрии, Болгарии[прим. 1], также планируют профинансировать уничтожение 8К14 в Ливии.

Белоруссия - 60 ПУ, комплекс снят с вооружения, 22-я смешанная ракетная блигада, на вооружении которой стоял 9К72, расформирована 3 мая 2005 года.

Болгария , состоял на вооружении:

    46-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Самоков) - комплекс снят с вооружения и ликвидирован в 2002 году. По некторым данным уничтожено 64 ракеты.

    129-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Карлово) - по состоянию на 1989 год

    66-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Ямбол) - по состоянию на 1989 год

Венгрия , состоял на вооружении MN 1480 (из состава 5-й смешанной ракетной бригады) Тапольца (венг. Tapolcá). MN 1480 прекратил свое существование в 1990 году, а в мае 1995 было завершено уничтожение (преимущественно методом подрыва) имеющейся техники и оборудования комплекса 9К72. Последняя из восьми пусковых установок 9П117М1 в настоящее время экспонируется в парке-музее военной истории в Кецеле.

Румыния , состоял на вооружении:

    32-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Текуч) - по состоянию на 1989 год

    37-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Инеу) - по состоянию на 1989 год

Украина - комплекс снят с вооружения в 2007 году, 12 апреля 2011 года завершена его утилизация. Согласно некоторым источникам, было утилизировано (за счет финансирования США) 185 боевых ракет, 50 пусковых установок и остальное оборудование и техника. При этом, по заявлению украинской стороны, до 1998 года на Украине имелось 117 пусковых установок «Скад», и 63 из них были демонтированы Украиной за счет собственнных средств до 2005 года.

Чехословакия , состоял на вооружении:

    311-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йинце (англ.)русск.) - по состоянию на 1989 год

    321-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Рокицани) - по состоянию на 1989 год

  • 331-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йичин) - по состоянию на 1989 год

С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. После 10 зачетных испытаний в январе - феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение. Всего за период испытаний было произведено 35 пусков из кторых 29 были удачными.

Разработка ракеты Р-11В на высококипящих компонентах: азотной кислоте и керосине была начата в 1953 году в НИИ-88 (ОКБ-1). Главный конструктор - С.П. Королёв.

Р-11 по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полёта. Малые габариты при высоких лётно-тактических характеристиках, возможность длительного хранения в заправленном состоянии делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа.

Жидкостный двигатель С2.253А (главный конструктор - Исаев) с вытеснительной подачей компонентов топлива работал на горючем Т-1 (керосине) и окислителе АК-20И. Компоненты топлива под давлением редуцированного воздуха из специального пневмоблока прорывали мембраны и, поступая в газогенераторы, самовоспламенялись. Возрастающее давление прорывало мембраны газогенераторов, и газы поступали в баки горючего и окислителя, создавая давление, необходимое для вытеснения компонентов в двигатель.

Система управления - инерциальная. Расчетное отклонение по дальности и боковое ±3000 м.

Самоходная ПУ об. 803 для ракет 8А61 и 8К11 была разработана на Лининградском Кировском заводе в 1955-1956 годах под руководством К.Н.Ильина. Пусковая установка установлена на шасси артиллерийской установки ИСУ-152К. Вес ПУ 40 т, максимальная скорость хода 42 км/час. Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на характерной трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед пуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой ствол. ПУ 06.803 получила индекс 8У218 и серийно выпускалась Кировским заводом с 1959 года. 06.803 был снят с производства по Постановлению № 1116 от 10.10.1962 г.

Летные испытания Р-11 были начаты в апреле 1953 года на полигоне Капустин Яр. Первый этап испытаний проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года и предусматривал пуски 10 ракет. Первый успешный пуск ракеты Р-11 состоялся 21 мая 1953 года.

По результатам летных испытаний был проведен ряд доработок конструкции ракеты - установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечить практически полное их опорожнение. Существенным изменениям подверглась конструкция двигателя, были приняты меры для обеспечения его полной герметизации.

Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км.

С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. После 10 зачетных испытаний в январе - феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение. Всего за период испытаний было произведено 35 пусков из кторых 29 были удачными.

В 1958 году переданы в состав Сухопутных войск три инженерные бригады РВГК, имевшие на вооружении ракетные комплексы Р-11 оперативно- тактического назначения.

По Постановлению Правительства от 26 августа 1954 года была разработана ракета Р-11М для Сухопутных Войск, которая в отличие от Р-11 оснащалась ядерным зарядом "РДС-4" мощностью 10 кт. После проведения пяти зачётных пусков в 1958 году Постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракету Р-11М приняли на вооружение.

Для штатной эксплуатации ракеты Р-11М в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол перевозился на автомобиле, а в боевое положение устанавливался прямо на грунт. Впоследствии по техническому заданию ОКБ-1 на Ленинградском Кировском заводе для ракеты Р-11М разработали самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка. Такой стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и осуществить ее запуск, затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района. Причём время подготовки ракеты к пуску сокращалось с двух часов до 30 минут.

На базе ракеты Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А, пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе международного геофизического года в 1958 году.

20 августа 1957 года вышел приказ МО о передаче ракет Р-2 Китаю. В дальнейшем туда передали и Р-11. В 1960- 1961 годах в КНР сформировано 20 полков с ракетами Р-2 и Р-11.

Первая в мире баллистическая ракета подводных лодок и первая советская баллистическая ракета, запущенная из подводного положения.

В январе 1954 года перед советскими ракетостроителями была поставлена новая задача. Необходимо было отработать вопрос о вооружении подводных лодок баллистическими ракетами и разработать по итогам проект «большой подводной лодки с реактивным вооружением».

Первая баллистическая ракета морского базирования Р-11ФМ создавалась на базе сухопутной ядерной Р-11 , которыми вооружались инженерные бригады резерва Верховного Главнокомандования. Разработчик — ОКБ-1 , главный конструктор Сергей Королев, впоследствии эту тему передали в СКБ-385 , которое возглавил ученик Королева Виктор Макеев (ныне это «Государственный ракетный центр им. академика В.П.Макеева «).

Ракета Р-11ФМ. Изображение: sgan2009.ru

Первые стрельбы со стенда, имитирующего ПЛ, прошли уже в сентябре 1954 года. Первый старт из надводного положения (ставший первым в мире запуском баллистической ракеты с борта субмарины) осуществили 16 сентября 1955 года, в качестве лодки-носителя использовалась переоборудованная лодка Б-67 проекта 611.

После доводки ракета Р-11ФМ была принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года в составе ракетного комплекса Д-1 . Одновременно с этим начались работы над задачей подводного старта ракеты. 10 сентября 1960 года с борта все той же испытательной Б-67 , вновь переоснащенной (проект ПВ611), был осуществлен первый в СССР подводный старт ракеты Р-11ФМ.

Ракета одноступенчатая, жидкостная. Длина ракеты 10,3 метра, стартовая масса 5,5 тонн. Компоненты топлива: керосин и азотная кислота. Дальность ракеты 150−160 км. Забрасываемый вес 975 кг, боевая часть — неотделяемый ядерный моноблок мощностью 10 кт.

В качестве носителя ракеты предполагалось использовать дизельные лодки измененного проекта 611 (611АВ). Главный конструктор — Николай Исанин. Лодка несла две ракеты в вертикальных шахтах высотой 14 метров, смонтированных в середине корпуса.

Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с лодки Б-67, Белое море, 16 сентября 1955 г. (кадры из фильма «Подводная эскадра «Севмаша», студия «Севмашфильм», 2006 г. Фото: militaryrussia.ru

Стрельба ракетами штатно велась в надводном положении, при волнении моря не более 4−5 баллов и на скорости 8−12 узлов. Предстартовая подготовка ракеты начиналась в подводном положении, и занимала до двух часов. После всплытия лодки ракета была готова к применению приблизительно через пять минут — за это время стартовый стол выдвигался на уровень верхнего среза шахты.

Ракеты Р-11ФМ несли пять лодок проекта 611АВ и, до появления более совершенной ракеты Р-13 , три первые лодки проекта 629.

Комплекс Д-1 с ракетами Р-11ФМ был снят с вооружения в 1967 году: прогресс не стоял на месте, и СССР заполучил новые стратегические атомоходы с более совершенным вооружением.