Роль ввс сша в современных военных конфликтах. Авиация в локальных войнах незавоеванная победа

В длительной и оказавшейся роковой для Советского Союза войне в Афганистане военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности – спектр задач, стоявших перед советскими летчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы – очень высока. Неудивительно, что самолеты и вертолеты были самой главной целью афганских моджахедов, постоянно совершенствовавших свою систему противовоздушной обороны. Читатель, наверное, удивится, узнав, что боевые потери советской авиации исчислялись десятками и сотнями единиц техники. Многие летчики погибли смертью храбрых… Уникальность данной книги в том, что она стала результатом долгой и кропотливой работы автора по сбору личных свидетельств военных летчиков, в разное время служивших в Афганистане. На их основе автор анализирует бесценный опыт применения военной авиации в локальной войне.

Из серии: Военная авиация XX века

* * *

компанией ЛитРес .

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ВОЙНЫ

На первом этапе войны на боевой деятельности авиационной группировки в Афганистане серьезно сказывались недостатки в материально-техническом обеспечении войск. Часто на голых камнях, в пустынной местности летчикам и техникам приходилось оборудовать посадочные площадки, стоянки для авиационной и специальной техники, совместно с частями и подразделениями сухопутных войск организовывать их охрану и оборону. Ввиду того что подготовка к вводу войск в Афганистан была проведена наспех, войска во многом оказались не готовы к войне. Тыловое, продовольственное, вещевое, бытовое обеспечение имело множество проблем: так, не хватало элементарных запчастей, отсутствовали фонари и спецоборудование для ремонта самолетов и вертолетов в полевых условиях.

По словам одного из летчиков Ан-12 Виктора Викторовича Истратова: «Обеспечение летного состава в части было никудышным. Достаточно сказать, что постельное белье мы стирали себе сами, элементарный душ в модуле отсутствовал. Спасали бани-самострои и знаменитая «бучила» в торце 31-й полосы в Джелалабаде. Запомнился постоянно горячий компот в летной столовой. Удивительная забота о здоровье пилотов – чтобы горло не заболело. Готовили отвратительно. Постоянно была тушенка».

Такая необустроенность стала причиной распространения инфекционных болезней. Только вирусом гепатита в войсках 40-й армии за первый год пребывания в Афганистане переболело 17 тысяч человек, из них 280 человек летного и 291 человек инженерно-технического состава. Источники воды в стране имели большую зараженность, фактически вода без спецобработки была практически непригодна для употребления.

Еще одной серьезной проблемой на первом этапе стала подготовка летного состава. В первые годы войны при отборе авиационных кадров для выполнения боевых задач в Афганистане нередко допускался поверхностный подход к их деловым и моральным качествам, что сказывалось на воинской дисциплине и соблюдении правопорядка. Так, за пьянство и контрабанду в течение первых четырех лет из Афганистана досрочно было откомандировано 346 офицеров и 495 прапорщиков.

Опыт быстро подсказал необходимость создания специальной отборочной комиссии, на которую возлагались задачи изучения моральных и психологических качеств прибывавших в ВВС ТуркВО военнослужащих, их состояния здоровья, уровня подготовки по специальности. Параллельно этой же комиссией велась разъяснительная работа, касавшаяся прежде всего особенностей пребывания советских войск в Республике Афганистан.

При этом использовались традиционные методы, формы и средства мирного времени, как то: политические занятия, политинформации, политчасы, беседы и лекции.

Однако по прошествии десятков лет после окончания войны стоит все-таки признать, что политическим работникам не удалось до конца разъяснить, в чем заключался интернациональный долг в Афганистане. По всей видимости, они и сами не все понимали из-за отсутствия полной и объективной информации, четких разъяснений партийно-политических органов. Политработники, как и все, исполняли интернациональный долг, овладев главной формой партийно-политической работы времен Великой Отечественной войны – личным примером. Очень часто во время боевых действий при гибели или ранении командира замполиты брали командование на себя.

Немаловажно и то, что в советское время политработники не изучали такие дисциплины, как социология, психология, психодиагностика или психоанализ. Считалось, что «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый в 1961 г. XXII съездом КПСС, обеспечит политические и моральные качества военнослужащих при выполнении интернационального долга.

Системный подход работа с кадрами приобрела после выхода директивы командующего войсками Туркестанского военного округа. В соответствии с ее требованиями осуществлялась подготовка командиров не только на основе индивидуального и дифференцированного подхода, но и применялось поэтапное их обучение в округе, армии, частях и подразделениях.

Практика осуществления плановых замен в составах афганских полков заключалась в том, что из полков, находившихся в Союзе, в Афганистан отправлялись вертолетные эскадрильи в полном составе, звенья. То есть полк, дислоцированный в Афганистане, носил один неизменный номер, но его эскадрильи могли принадлежать различным полкам и по окончании срока командировки возвращались в свои части. По этой же схеме происходили плановые замены и в отдельных вертолетных эскадрильях. Доукомплектование подразделений отдельными экипажами осуществлялось в случае боевых потерь или единичных замен.

Одновременно была выработана система подготовки авиационных кадров для замены в Афганистан. До 1986 г. летный состав готовился для замены в два этапа в местах постоянного базирования и доподготовки на аэродромах Афганистана непосредственно в районе боевых действий. Например, короткую доподготовку (обычно это была неделя) для летчиков армейской авиации давали на аэродроме Каган.

После организации 1038-го Центра подготовки летного состава подготовка к замене в части, дислоцирующиеся на аэродромах Афганистана, проводилась в три этапа, каждый из которых состоял из теоретической и летной подготовки.

Первый этап проводился на аэродромах постоянного базирования, второй этап – в 1038-й ЦПЛС на аэродроме Чирчик и полигоне Чирчик-Горный, третий этап – на аэродромах Афганистана.

Такая подготовка была крайне необходима, так как посадки и взлеты с высокогорных или запыленных площадок, при высоких температурах являются одними из самых сложных элементов в летной подготовке пилота-вертолетчика. Вот что вспоминает об этом Герой Советского Союза, летчик-испытатель Василий Петрович Колошенко: «Двигатели, выбрасывая из жаровых труб раскаленные газы, раскручивают несущий винт. Несущий винт отбрасывает вниз горячий воздух и перемешивает его с раскаленными газами, выходящими из двигателей. Эта смесь, опускаясь до земли, растекается в стороны, поднимает пыль, а затем поднимается вверх и вновь попадает в винт. Вокруг вертолета образуется настолько плотная пелена из воздуха, раскаленных газов и пыли, что еще до взлета вертолет оказывается в нисходящем потоке воздуха. Подняться вертикально вверх вертолет с тяжелым грузом не может, для этого недостаточно его многих тысяч лошадиных сил».

В результате прохождения программы доподготовки в специальных центрах летный состав был в целом готов к ведению боевых действий с применением новых тактических приемов в условиях Республики Афганистан. В процессе доподготовки командиры частей определили состав штатных групп различного тактического назначения исходя из индивидуальных особенностей каждого летчика. Летный состав, не освоивший программу доподготовки с хорошим качеством, откомандировывался в свои части. При такой методике подготовки летного состава к боевым действиям существенно снижалось количество боевых и небоевых потерь.

Система целенаправленной подготовки авиационных кадров к боевым действиям в целом себя оправдала – личный состав включался в боевые действия в основном более или менее подготовленным в техническом, тактическом и морально-психологическом отношениях.

И все же требовалось два-три месяца боевой работы, чтобы заметно возросло качество техники пилотирования, тактического мышления и боевого применения летного состава. Так, точность бомбометания у летчиков с отличной подготовкой по прибытии в Афганистан составляла 60 м, с хорошей – 90 м и с удовлетворительной – 130 м. По истечении срока адаптации она понижалась более чем вдвое, значительно возрастало количество прямых попаданий. Примерно в такой же прогрессии росли результаты применения неуправляемых ракет и стрелково-пушечного вооружения.

Особенностью в деятельности летного состава было также и то, что непосредственно в ходе боевых действий летчикам приходилось постигать все боевые возможности своих вертолетов. То, что еще вчера в мирных условиях считалось невозможным и недопустимым, здесь становилось нормой. Такой нормой в ходе войны в Афганистане стали развороты с креном 45 градусов и более, боевое применение всех видов средств поражения на углах пикирования в 30 градусов и более, уникальные посадки вертолетов на карнизы гор на высотах три и более тысячи метров, эвакуация больных и раненых из труднодоступных мест, доставка негабаритных грузов на внешней подвеске. Жизнь и боевая обстановка заставили значительно расширить рамки летной эксплуатации вертолетов. Статистика более чем десяти тысяч полетов на диапазоне высот от двух до пяти и выше тысяч метров убеждала, что хорошо тренированный, психологически подготовленный летчик выдерживает около часа полета в этих условиях.

Эксплуатационные данные, которые соответствовали требованиям боевой учебы вертолетчиков в мирное время, перестали удовлетворять их в реальной боевой обстановке. Превышения расчетных характеристик, как следствие, повлекли за собой многие явления, к которым как летчики, так и техники оказались не подготовленными даже теоретически. Так, вертолетчики вынужденно познакомились с такими необычными явлениями, как «затягивание в пикирование», «валежка», «подхват», «вихревое кольцо» и т. д. Каждый такой случай становился предметом тщательного анализа: разбирались действия летчика в каждом необычном явлении, учитывались все параметры полета, на каком этапе при выполнении какого элемента оно возникло. По крупицам собирался опыт, и обрабатывались рекомендации по каждому конкретному случаю.

Большую работу в научном обосновании этих явлений и выработке практических рекомендаций проделали: доктор технических наук, профессор полковник А. Володко; кандидаты технических наук полковники А. Устенко, М. Елкин, Г. Самойлов, Г. Кузнецов, командиры и летчики-испытатели Центра боевого применения армейской авиации, руководители аппарата управления боевой подготовки генерал-майор авиации П. Навицкий, полковник А. Кошелев, В. Селезнев, В. Тарасов, А. Шуренков, И. Смирнов, летчики-испытатели ГНИИ ВВС и специалисты ОКБ имени M.Л. Миля во главе с конструктором вертолетов М. Тищенко.

Таким образом, шла наработка, обобщение и внедрение в практику боевого опыта, который учитывался прежде всего в документах по подготовке летного состава.

В сложных условиях горно-пустынной местности для полного использования летно-тактических характеристик и боевых возможностей техники и успешного выполнения боевых задач возникала необходимость изыскивать новые приемы и способы боевых действий. Исходя из особенностей каждого периода характер деятельности летного состава ВВС 40-й армии по выполнению боевых задач изменялся. В большей степени это касалось подготовки и выполнения боевых задач летным составом.

Увеличение вероятности быть сбитым средствами ПВО противника повлекло за собой не только изменение тактики действий авиации, но и усиление внимания к вопросам морально-психологической подготовки летного состава, более предметную отработку всех вопросов взаимодействия авиации с наземными войсками при их поддержке, высадке тактического воздушного десанта и обеспечении его боевых действий. Переход к активным боевым действиям ночью внес серьезные коррективы не только в организаторскую работу авиационных и общевойсковых командиров, но и повлек за собой увеличение морально-психологических нагрузок летного состава, повышение четкости в организации поисково-спасательного обеспечения и проведения поисково-спасательных работ в ходе боевых действий.

Особое внимание уделялось целевым полетам летного состава для ведения боевых действий. Так, прибывшие летчики под руководством опытных инструкторов обязательно выполняли полеты в районе аэродрома и полеты на выполнение отдельных боевых операций. На это указывали требования директивы МО СССР от 12 мая 1981 г. В ней отмечалось, что опыт боевых действий наших войск в Афганистане показал наиболее слабое звено в их подготовке – горную и ночную подготовку. Указывалось на ряд недостатков в решении тактических вопросов, огневой подготовки, низкую физическую выносливость. Ставилась задача по коренному улучшению подготовки войск к действиям в условиях горной местности и ночью и, в частности, к обучению армейской авиации действиям в горах и ночью совместно с общевойсковыми соединениями и частями.

Основными задачами, которые приходилось решать летному составу, были авиационная поддержка, а также прикрытие и сопровождение войск. Однако, кроме того, советские летчики выполняли довольно широкой спектр задач.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989 (М. А. Жирохов, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Жаркое небо Афганистана. Ч. II

Истребительная авиация

Виктор Ю. Марковский/ Харьков Фото В. Максименко, С. Привалова, Б. Гаврилова

Среди самолетов, переброшенных в Афганистан при вводе советских войск, большую часть составляли истребители. По численности к началу января 1980 г. они уступали лишь вертолетам - «воздушным рабочим» фронтовой авиации. Появление истребителей в ВВС 40-й армии было вызвано опасением контрмер со стороны Запада. «Агрессивный империализм, - гласила официальная легенда, рвется установить на склонах Гиндукуша нацеленные на СССР ракеты», поэтому возможность открытого столкновения с американцами и их союзниками рассматривалась вполне серьезно; на этот счет в докладной записке ЦК КПСС говорилось: «… нам придется иметь дело с объединенными силами США, других стран НАТО, Китая и Австралии». Не исключалось и втягивание в войну соседних с Афганистаном мусульманских государств, которые могли бы придти на помощь «братьям по вере».

С учетом этих прогнозов и строилась операция по «оказанию помощи народу и правительству Афганистана в борьбе против внешней агрессии». Для прикрытия с воздуха в состав 40-й армии включили зенитно-ракетную бригаду, а на аэродромы ДРА перелетели четыре эскадрильи с 48-ю МиГ-21. Командование группировкой истребительной авиации (ИА) принял на себя полковник А. Шпак. Чтобы сохранить операцию в тайне, переброску осуществляли с близлежащих аэродромов ТуркВО Мары и Кокайды. На всякий случай в повышенную боевую готовность были приведены и другие части ВВС и ПВО, вплоть до самых отдаленных военных округов; к перебазированию для защиты «южных рубежей» готовили даже полки тяжелых перехватчиков Ту-128 с севера.

Нападения ожидали в первую очередь с южного направления, откуда могли прорваться самолеты с авианосцев американского 7-го флота, и со стороны «пакистанской военщины», располагавшей к этому времени более чем 200 боевыми самолетами. Граница с Ираном, охваченным антишахской революцией и занятым собственными проблемами, считалась относительно безопасной.

На юге истребители разместили на аэродроме Кандагар, расположенном на краю Регистанской пустыни. Центральные и восточные районы прикрыли эскадрильи, базировавшиеся на Баграм - мощную военно-воздушную базу в 50 км на север от Кабула, весьма подходившую для базирования ИА. Построенный еще при короле Захир-Шахе аэродром служил основной базой и учебным центром афганских ВВС; на нем находились полки МиГ-21 и Су-7БМК, сыгравшие немалую роль в дни апрельской революции 1978 г. Первоклассная бетонная ВПП Баграма, уложенная американцами (друживший с СССР Захир-Шах постройку инженерных сооружений поручил все же западным фирмам), имела длину 3300 м, а ее ширина позволяла истребителям взлетать сразу звеном. На стоянках были построены мощные укрытия для самолетов -настоящие крепости из валунов и камней, залитых бетоном, оборудованные убежищами, связью и всеми необходимыми коммуникациями. Накрыть стоящие в них самолеты можно было только прямым попаданием. Аэродром имел ремонтную базу, мастерские, склады и хранилища для горючего. Его радиотехническое оборудование и средства руководства полетами, как все в афганской армии, были советского происхождения и полностью подходили для новых «постояльцев».* Близость Баграма к границе СССР упрощала снабжение. Кроме истребителей, на аэродроме разместили разведывательную эскадрилью МиГ-21 Р и вертолеты, развернули полевой командный пункт и узел связи.

Первую зиму авиаторам пришлось провести в палатках и оборудованных на скорую руку землянках. Затем появились домики-модули, сборные ангары для техники и целые кварталы самостроя из единственно доступного материала -досок от бомботары и снарядных ящиков. Через несколько лет эти временные постройки так разрослись, что прилетавшие на смену полки встречали целые поселки бомботарных домов, среди которых были даже бани с саунами.

Вторжение империалистов в Афганистан так и не состоялось, но пропаганда свое дело сделала: многие из оказавшихся в декабре 1979 г. в ДРА искренне верили, что буквально на несколько часов опередили американцев и даже «слышали гул их самолетов»!

Противника в воздухе не оказалось, но очень скоро истребителям нашлась другая работа. 10 января 1980 г. в 20-й афганской пехотной дивизии вспыхнул мятеж, для борьбы с которым пришлось привлечьтанки и авиацию советского контингента. Мятеж подавили, уничтожив около ста восставших и потеряв двух советских солдат (еще двое были ранены). С тех пор удары по наземным целям стали основным занятием ИА.

До весны 1980 г. советское командование старалось не вести масштабных боевыхдействий. Предполагалось, «обозначив» свое присутствие в Афганистане и посадив там правительство Кармаля, вывести войска. Но «дружественный афганский народ» на поверку оказался не очень восприимчив к идеалам социализма, а неуклюжие попытки наладить «новую жизнь», зачастую противоречившие местным обычаям и законам шариата, лишь множили количество недовольных. Жителям горных селений, слабо разбиравшимся в тонкостях политики (многие всерьез считали, что Советский Союз захватили китайцы и поэтому «шурави» пришли на афганскую землю), было не привыкать бороться за свою свободу, а обращению с оружием у пуштунов учились с детства.

Для ликвидации очагов сопротивления советским войскам в конце февраля был отдан приказ: совместно с частями афганской армии начать активные боевые действия, прежде всего в приграничных с Ираном и Пакистаном районах. Первую крупную операцию провели в провинции Кунар в марте 1980 г. Продвижение советского мотострелкового полка в направлении г. Асадабада поддерживали истре-бит%ли. Специфика афганских условий сразу дала о себе знать - движение войск сопровождалось непрерывными обстрелами, а прилетавшие летчики не могли отыскать прячущиеся среди скал и нагромождений камней огневые точки - мешали большая скорость, да и время подлета (авиацию вызывали по радио) позволяло противнику сменить позиции. Пилотам, знавшим, что цели должны находиться «где-то здесь» (пользуясь при этом устаревшими картами, не менявшимися с 50-х годов), пришлось наносить удары по площадям, накрывая квадраты вдоль дороги. Дважды при этом под огонь авиации попадали свои войска; к счастью, обошлось без жертв.

В то же время пришлось усилить авиационную группировку и на западе Афганистана: часть истребителей перебросили на аэродром Шинданда - крохотного городка в пустыне у иранской границы, ставшего опорным пунктом советских войск в этих местах. Шинданд, Баграм, а также Кандагар и в дальнейшем оставались базовыми аэродромами ИА, между которыми при необходимости производилась переброска самолетов для сосредоточения мощных ударных групп. Северные провинции ДРА Балх, Джузджан и Фариаб в основном «обслуживали» МиГ-21 с аэродрома Кокайды, находившегося в Узбекистане всего в 25 км от границы, летчики которого называли местные банды «своими подшефными».

На первом этапе войны самолетный парк ИА состоял только из МиГ-21 модификаций СМ, СМТ и бис. Тяжеловатый и не особенно любимый летчиками в Советском Союзе МиГ-21СМТ имел в афганских условиях свои достоинства: увеличенный запас топлива обеспечивал ему большую продолжительность (и на 200- 250 км большую дальность) полета, зачастую так необходимую в рейдах над лишенными ориентиров горами и пустынями. При постановке задач командование ВВС 40-й армии не делало особых различий между истребителями и истребителями-бомбардировщиками. Работы хватало всем, а по выучке летчики-истребители не уступали пилотам ИБА (бомбометание и штурмовка входили в курс боевой подготовки ИА). Хотя прицельное оборудование МиГ-21 (самолет имел только стрелковый прицел АСП-ПФД) выглядело более скромным по сравнению с лазерными дальномерами и допплеровскими радиосистемами Су-17 и Су-25, но в горах, занимающих 80% территории Афганистана и служивших основным прибежищем противнику, сложная автоматика давала много промахов, и на первый план выходили навыки и индивидуальные приемы летчиков, прицеливавшихся при сбросе бомб «по кончику ПВД».

Обычно МиГ-21 несли не более двух 250-кг бомб - сказывались разреженный воздух высокогорья и жара (уже при обычных для этих мест +35°С тяга двигателей Р-13-300 падала на 15%). В этих условиях при нормальном взлетном весе разбег достигал 1500 м против обычных 850 м, а с «пятисотками» самолет, к тому же, становился слишком труден в управлении на взлете и заметно терял скороподъемность. Брать большую бомбовую нагрузку за счет сокращения заправки было рискованно -летчики предпочитали иметь навигационный запас топлива при возвращении домой. Если обнаружить аэродром все же не удавалось, инструкция предписывала взять курс на север и после полной выработки горючего катапультироваться над советской территорией.

В первый период боевых действий тактика не отличалась разнообразием: к цели самолеты, ведомые опытным летчиком, шли в строю колонны или пеленга, для эффективности удара смыкая боевой порядок перед атакой или становясь в круг. Штурмовка цели производилась последовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами, НАР и пушечным огнем. Ответная стрельба из автоматов и дедовских винтовок при этом не принималась в расчет, и на открытой местности летчики МиГов отваживались снижаться до предельно малых высот для достижения внезапности атаки. Включив форсаж и выйдя на сверхзвук, они подавляли врага громовым раскатом ударной волны, от которой вьючные лошади и верблюды (основной транспорт душманов) в ужасе разбегались по окрестностям. Удары наносились группами в 4-8 истребителей: в условиях, когда каждый дувал в кишлаках, скала и расщелина в горах могли служить укрытием для противника, атака меньшими силами была неэффективной. При необходимости на бомбардировку баз и укрепленных районов уходили 12-16 самолетов. Особенностью действий ИА стала работа по объектам, расположенным в высокогорных районах, куда не могли «дотянуться» вертолеты и штурмовики. Истребители участвовали и в проводке транспортных колонн, образуя «внешнее кольцо» охраны. Над самой колонной непосредственное прикрытие вели сопровождавшие ее вертолеты.

Для более надежного взаимодействия с авиацией в состав колонн стали включать корректировщиков и авианаводчиков (их назначали из числа летчиков и штурманов, по разным причинам ос"са-вивших летную работу). При проведении боевых операций их придавали каждому мотострелковому или десантному батальону. Обязанности наводчика требовали постоянного внимания, хорошей ориентировки на"местности, тактических способностей - от него зависела эффективность авиационной поддержки, и при мощных налетах место на КП занимал командир работавшего полка. Корректировщики, сопровождавшие войска в боевых порядках, должны были обладать еще и немалой выносливостью: им приходилось волочить на себе громоздкую 23-кг рацию. Положение своих войск при штурмовке обозначалось цветными дымами сигнальных шашек, по ним же при поиске целей, руководствуясь командами с земли, определялись летчики. Противник быстро оценил значение «управляющих» и старался вывести их из строя в первую очередь. Пленные моджахеды рассказывали, что их специально инструктировали по обнаружению и уничтожению авианаводчиков. Среди авиаторов офицеры боевого управления несли наибольшие потери, заслужив строки в песне: «Враг знает точно - там, где дым, лежит наводчик невредим, и силу своего огня он направляет на меня…» Другой тактической новинкой стало взаимодействие авиации с артиллерией -летчики обрабатывали недоступные для нее цели и блокировали попытки противника выйти из-под обстрела.

У истребителей, базировавшихся в Шинданде, «дежурной целью» стал лежавший неподалеку Герат - старинный торговый город на пересечении важных

дорог, по которым велось снабжение гарнизонов. Вплотную к городу подступала обширная «зеленая зона», и хозяйничавшие в ней банды свободно чувствовали себя не только в окрестных поселках, но и в самом городе. За право контроля над Гератом шла непрерывная борьба, в которой обстрелы и операции по очистке сочетались с попытками переговоров и даже взаимных торгов (моджахеды соглашались оставить в покое местную цементную фабрику в обмен на обещание пощадить родную деревню одного из местных «авторитетов»). Веское слово в этой борьбе оставалось за авиацией. Временами налеты на древний город следовали беспрерывно, и в результате западная часть Герата, где, по словам побывавших в городе журналистов, «бомбардировки были более чем интенсивными», была полностью разрушена и превращена в развалины.

Чаще всего применялись бомбы ФАБ-250 и ОФАБ-250-270 с площадью поражения до 1200 м2, а также разовые бомбовые кассеты РБК-250-275, вмещавшие 150 осколочных боеприпасов АО-1сч* и накрывавшие цели на площади до 4800 м2. Еще большей эффективностью обладали «шарики» РБК-500,

разлетавшиеся в радиусе 350- 400 м. Пара самолетов с РБК могла полностью «накрыть» кишлак.

Широко использовались НАР С-5М, запускавшиеся из универсальных блоков УБ-16-57 и УБ-32-57. Против живой силы крупных банд и в местах базирования моджахедов применялись также специальные НАР С-5С со стреловидными поражающими элементами. Каждая такая ракета несла 1000 оперенных стальных стрел, на подлете к цели выбрасываемых вперед вышибным зарядом и способных изрешетить все живое на 15- 20 м2. Немалое воздействие на противника оказывал и сам вид залпа десятков ракет, после которого цель исчезала в сплошных разрывах. Другим распространенным видом оружия были крупнокалиберные 240-мм НАР С-24, большая дальность пуска которых позволяла летчикам увереннее чувствовать себя в стесненных для маневра горных распадках во время выхода из атаки. Мощная осколочно-фугасная боевая часть С-24 разносила в пыль толстостенные глинобитные дувалы, за которыми укрывались душманы, и превращала в груды камней огневые точки в горах.

Направлявшиеся в Афганистан истребительные полки оставляли на месте часть самолетов (чтобы не оголять аэродром основного базирования) и обычно имели в своем составе две усиленные эскадрильи с общим числом 30-35 самолетов. Особенно большую нагрузку несли учебно-боевые МиГ-21УС/УМ. Помимо тренировок, спарки использовались в вывозных полетах, в которых летчики знакомились с районом боевых действий, для ведения разведки и целеуказания (место инструктора при этом занимал опытный летчик или штурман, хорошо знавший местность). С помощью спарок выполняли и контроль результатов налетов.

Для дневной и ночной фотосъемки местности применялись МиГ-21Р, оснащенные аэрофотоаппаратами АФА-39 и АШФА. В состав их оборудования входил и магнитофон, на который летчик записывал «путевые впечатления». Разведывательные МиГи использовались при

ночных ударах, подсвечивая район налета «люстрами» - осветительными авиабомбами САБ-100 и САБ-250. Они участвовали в атаках и поиске караванов с оружием, особенно по ночам (если днем досмотр вели поисковые группы на вертолетах, то скрывавшийся в темноте караван вез явно не изюм, и его судьба решалась однозначно…). Экипажи МиГ-21Р, лучше других знавшие, где искать цель, вели и «свободную охоту» - самостоятельный поиск и уничтожение противника. В этом случае они несли подвесные баки, две РБК-250-275 или 2-4 НАР С-24.

Афганские истребители летали на МиГ-21МФ и МиГ-21бис (к весне 1980 г. в Мазари-Шарифе находились также 50 МиГ-17Ф/ПФ, использовавшихся для штурмовки). В технике пилотирования многие из них не уступали советским летчикам, и причина этого крылась отнюдь не в глубокой «идейной убежденности». Афганские пилоты большей частью были выходцами из знатных пуштунских и таджикских родов, чувствовали себя в воздухе раскованно и мало обращали внимания на всевозможные наставления и ограничения, излюбленные в наших ВВС. При этом, однако, их боеспособность нельзя было назвать высокой: летали афганцы от силы 2-3 дня в неделю с обязательным предписанным Кораном выходным по пятницам. Выполнением боевых задач они себя особо не утруждали, считая бомбовую нагрузку из пары «соток» вполне достаточной (да и те часто ложились в стороне от цели, особенно если она прикрывалась зенитным огнем). Случалось, из взрывателей бомб оружейники «забывали» вынуть чеки, превращая их в бесполезный груз. Штаб 40-й армии отмечал: «в самостоятельных действиях у афганцев пропадает желание воевать» и, чтобы повысить результативность боевой работы, советским инструкторам нередко прихо-

дилось самим занимать места в кабинах афганских самолетов.

Подготовка машин союзников оставляла желать лучшего, а при малейшем повреждении самолеты даже не пытались восстанавливать,пуская на запчасти, а то и просто разворовывая. Достопримечательностью Шиндандского аэродрома долгое время был «промазавший» при посадке самолет, хвост которого торчал из пролома в стенке местного КП, со второго этажа которого как ни в чем ни бывало продолжали разноситься команды. ВВС ДРА теряли в 3-4 раза больше машин, чем советские части - получение дармовой техники из СССР было гарантировано. Впрочем, о судьбе поставок ни у кого не было иллюзий, и среди этих самолетов попадались успевшие повоевать подремонтированные машины, еще хранившие на бортах звездочки -отметки о боевых вылетах. Всего же, по официальным оценкам, на оказание военной помощи ДРА было израсходовано более 8 млрд. долларов.

Основная тяжесть боевой работы оставалась на советских авиаторах, не знавших ни выходных, ни праздников. За год пребывания в ДРА они успевали налетать 2,5-3 нормы «мирного времени», при этом на отдельных самолетах выполнялось 450-470 вылетов. За 1984 г. на ИА приходилось 28% от общего числа БШУ и 6% всех разведрейдов. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в ИБА, и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов. Со временем еще более возросшая нагрузка заставила комплектовать полки вторым составом летчиков и техников из других частей. Это позволяло приобрести боевой опыт работы большему числу авиаторов и, по возможности, удержать нагрузки на людей в допустимых пределах (хотя и при этом каждый рабочий день, начинавшийся еще до восхода солнца, длился 12-14 часов, а полк успевал «переработать» 15, 20, а то и 30 тонн бомб, и «допустимые пределы» сводились к тому, что люди все же не падали от усталости).

Хотя многие вылеты приходилось выполнять на пределе возможностей техники, надежность МиГ-21 оказалась весьма высокой. Боеготовые машины в полках составляли 85-90%, и даже по сложным системам - навигационному и радиооборудованию - число отказов было небольшим. Нарекания вызывало остекление

фонаря, быстро желтевшее и терявшее прозрачность от солнца и пыли (недостаток, унаследованный и МиГ-23). Вездесущая, всепроникающая пыль полностью забивала топливные фильтры уже через 5-7 часов работы и выводила из строя топливную автоматику, что грозило остановкой двигателя в полете. В летнюю жару садившиеся самолеты встречали с поливальными машинами или просто с ведрами воды, чтобы быстрее охладить перегревшиеся тормоза - иначе давлением могло «разнести» пневматики. Интенсивная эксплуатация все же не могла не сказываться на состоянии техники -из-за недостатка времени регламентные работы выполнялись на скорую руку (привычно записывая: «…в полном объеме»), ремонтировать и латать самолеты приходилось на месте. После года работы на них накапливались многочисленные дефекты, был полностью «выбит» ресурс и по возвращении в СССР истребители приходилось отправлять в капитальный ремонт.

*Десантники, взявшие Баграм под контроль еще до начала ввода войск, все сохранили в целости. Операция по захвату аэродрома была подготовлена с особой тщательностью - спецназовцы прекрасно ориентировались ночью на авиабазе и быстро овладели всеми узловыми сооружениями; на имевшихся у них планах были указаны даже расстановка мебели в помещениях и направления, в которых открывались входные двери.

"Авиабомба АО- 1сч имеет массу 1,2 кг, ее корпус отлит из сталистого чугуна, дающего множество осколков с убойной силой в радиусе до 12 м.

По своей эффективности БЧ С-24 не уступала тяжелому снаряду и давала при разрыве до 4000 крупных осколков, поражавших противника в радиусе 300- 400 м.

При уничтожении «крепких орешков» типа скальных укрытий и пещер, служивших душманам убежищами и складами, наилучшие результаты давали толстостенные бомбы ФАБ-250тс и особенно ФАБ-500тс, имевшие прочный кованый корпус (обычными фугасками поразить пещеру можно было лишь при попадании в малозаметное устье, а взрывы на поверхности давали только выбоины). Толстостенная бомба, пробивая с^алу и разрываясь в толще камня, вызывала обвалы и обрушивание сводов пещер. Такие боеприпасы широко применялись при «закрытии» базы в горном массиве Луркох в провинции Фарах в январе 1981 г., в Черных горах в сентябре того же года, где душманы пытались перерезать дорогу на Кандагар, и в других местах.

2 О применении в Афганистане Ми Г-23 читайте в следующих номерах «АиВ»

Продолжение. Начало в № 3"94

АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ "В небе Афганистана" - воспоминания командира вертолета Ми-24 50 ОСАП смены 1982-1983гг. Абзалова Раиса, в которых он рассказывает о своем становлении, как летчика, и однополчанах, с которыми довелось летать в Афганистане. Отрывки из книги были напечатаны районным издательством г. Кукмор (РТ) в 2008 году. Материалы предоставлены автором. Баграм. Панджшерская операция Ахмад Шах контролировал Панджшерское ущелье. Оно находилось севернее Кабула, начиналось в 20 км от Баграма. Ахмад Шах закончил Военную академию в Англии. Был образованным, пользовался большим авторитетом у своих соплеменников. До нас наши войска весной пытались взять Панджшер. Принимали в этом участие и летчики, которых мы заменили. Потеряли они тогда 2 экипажа. Был сбит Ми-8 при выполнении десантирования посадочным способом и Ми-24 при оказании помощи подбитому экипажу. Существенные потери были и среди наземных войск. Тем не менее, часть ущелья была захвачена, и удерживали его до н.п. Анава и чуть далее до 30 км. В середине августа началась подготовка операции по дальнейшему захвату Панджшера, как коротко называли пристанище Ахмад Шаха. Обе эскадрильи нашего полка перебросили на аэродром Баграм - один из крупнейших аэродром, построенных в Афганистане американцами, который мог принимать летательные аппараты всех типов. Взлетно-посадочная полоса находилась в идеальном состоянии. Прилетели две эскадрильи из Джелалабада. Там же на аэродроме базировалась отдельная вертолетная эскадрилья и 2 звена штурмовиков нового поколения Су-25, проходивших войсковые испытания в боевых условиях. Также участвовали в операции истребители МиГ-21. Можно было сказать, что Баграм был крупнейшей авиабазой советских ВВС в то время. По прилету в Баграм нашлись, как всегда, однакашники по училищу. Я встретил Володю Гуль, с которым вместе учились в одном классном отделении. Он уже целый год пробыл здесь в местной части. Также, как и я, летал командиром в-та Ми-24. Вечером не обошлось без застолья. Я в то время пил мало, а вот мой ведущий, тоже встретивший знакомых, «принял на грудь» да так, что наутро командир полка нашу пару отстранил от полетов. Пришлось ходить дежурными по модулю, в котором нас разместили. Операция началась с нанесения бомбового удара по укрепленным районам. Применяли даже объёмные бомбы. Сначала работали самолеты, потом вертолеты. Не говоря об артиллерии, которая нанесла удар до вылета авиации. Особенно старались уничтожить средства ПВО противника. На этот раз учли прежние ошибки, и, чтобы не было больших потерь, масштабной высадки десанта не производили. Панджшер решили брать постепенно, а не разом, как у нас России принято. Через два дня и нас, наконец, допустили к вылетам. Так мне хотелось побывать в этом знаменитом ущелье, которого все боялись. Летали мы туда в составе звена на поддержку наземных войск. Действовали по команде авианаводчиков, которые находились в передовых частях войск. В звене я летал четвертым ведомым, а, как рассказывали предшественники, чаще сбивали ведомые экипажи. Поэтому мы все были начеку. Зарядили 2 блока НУРСов, тогда у нас были снаряды С-5, по 32 снаряда в каждом блоке, подвесили 2 осколочно-фугасные бомбы калибра 100 кг, предназначенные для уничтожения живой силы противника. С таким боезарядом мы тогда летали на все задания. В составе звена по вызову полетели на поддержку войск в ущелье, где наши войска, пробиваясь с боями, захватывали все новые позиции. В равнинной местности мы набирали высоту до 4000 метров, а потом летели в сторону ущелья. До нас вертолеты летали на предельно-малой высоте, но от таких полетов пришлось отказаться, чтобы не быть пораженным огнем стрелкового оружия и уменьшить потери экипажей. В наше время мы чаще летали на больших высотах. При подлете к позиции войск ведущий звена устанавливал связь по радио с авианаводчиком, мы становились в круг, прикрывая друг друга на расстоянии 800-900 метров один вертолет от другого. Наземные войска обозначали себя дымовыми шашками или передний край нахождения войск. Затем авианаводчик по радио давал нам целеуказание по нахождению противника. В этой операции духи находились в местах недоступных даже для артиллерии. Поэтому нам приходилось, по команде авианаводчика, отрабатывать эти места. Начинал работать ведущий звена, затем мы, ведомые, не забывая прикрывать ведущего, а ведущие - нас, когда мы были на боевом курсе. Эту тактику применяли ещё во время Второй мировой войны штурмовики Ил-2. В первом заходе мы избавлялись от бомб, потом стреляли из НУРСов. Куда их направишь, туда они и летели, но в горах, как потом показала практика, от НУРСов и бомб толку не было. Горы невозможно уничтожить ни чем. Бомбы скатывались вниз, а потом взрывались. Поразить противника было не так легко. Но, как нам говорили сухопутные офицеры, когда мы над ними кружились, им было легче. Боевики переставали их обстреливать. Так мы по очереди звеньями и находились над позициями наших войск. В день приходилось выполнять по 3-4 вылета с перерывами на заправку топливом и зарядку боеприпасами. Все это мы выполняли, как говорится, силами экипажа. В этот вылет мы полетели с нашим замполитом, майором Голощаповым В.А. в качестве ведущего звена. Заняли установленную высоту над позициями войск. Авианаводчик указал цель, по которой мы должны были отработать. Замполит наш, как все, в основном, маленькие ростом, был уж слишком холериком. Сам дерганный и других дергал. Когда с ним летишь, то обязательно что-нибудь случалось. Слишком он был исполнительный не в меру. Ведущий сделал 3 захода и мы вместе с ним, но он ни как не мог обнаружить цель. В авиации принято работать только после ведущего группы. Я прекрасно видел эту цель и, дурак, дал команду своему летчику-оператору на сброс бомб, но он, как всегда, промазал. Бомбы взорвались в 100 метрах от наших войск. Поднялся такой гвалт в эфире, что нас сразу вернули на аэродром. Ну, думаю, сейчас после посадки закуют в кандалы. Повезло, что никто не пострадал. Разбор закончился тем, что нам запретили бомбометание. Мой оператор, Володя Макаров, был из ДОСААФ, к тому же из староверов, вроде. В армию он подался по материальным соображениям. Большой тяги у него к летной работе не было. Но, правда, не пил и не курил. Натуральный материалист, но судьба вот забросила его в Афганистан, и здесь он развернулся по части маленького бизнеса. На следующий день мы опять той же группой полетели на поддержку войск. По целеуказанию отработали одну из вершин ущелья, где засели боевики. Израсходовали весь боезапас. И тут ведущий завел нас в район ущелья, еще не занятый нашими войсками. Встали мы в круг, помню, высота у меня была 3700, вдруг мне по радио сообщили, что по мне произведен запуск ракеты. И тут я вспомнил Бога: если есть БОГ, то мы должны остаться живыми. Сам же сделал противоракетный маневр, благо высота позволяла. Потом, когда мы приземлились на аэродроме, ребята нам сказали, что ракета пролетела мимо и взорвалась в облаках выше нас. Сам я этого не наблюдал. Что нас спасло, - не знаю. Панджшерская операция продолжалась около 2 недель. В итоге наши войска отвоевали еще 50 км ущелья и на этом остановились. Дальше не пустили воины Ахмад Шаха. Потери на этот раз среди войск были минимальные, сбили только один МиГ-21 прямо над аэродромом Баграм. Противник ударил там, где не ждали. Такая это война была в Афганистане. Переносная ракета попала прямо в сопло двигателя, летчик катапультировался из самолета. Парашют с телом приземлился в 500 метрах от ВПП аэродрома. Пока наши добрались до катапульты, афганцы утащили тело летчика. За сбитый самолет или вертолет, тем более за тело летчика, афганцам платили, как нам говорили, до 5000 долларов. Тело они унесли по кирязам – подземным каналам, по которым подаётся вода на поля в жаркое время года. В равнинной местности они прорыты у многих населенных пунктов. Часто, используя эти подземные коммуникации, боевики скрытно нападали на воинские подразделения. Так случилось и на этот раз. Так как катапульта была вся в крови все поняли, что летчик мертв. Это был Сашка из Черниговки с соседнего нашего истребительно-разведовательного полка. Труп так и не нашли, и афганцы его не выдали. До сих пор он числиться пропавшим без вести, хотя произошло это на глазах сотен людей. После завершения операции мы перелетели на свой аэродром. В дальнейшем, каждый год наши пытались взять это ущелье, но никому не удалось продвинуться более 50-80 км. Говорят там были большие месторождения лазурита и ещё кой-чего. Нам это не ведомо было знать и до сих пор, не знаем. А Ахмад Шах, хоть и был противником, но пользовался негласным авторитетом у наших, хотя бы за то, что не допускал издевательств над плененными военнослужащими. Сильных и непоколебимых все уважают. Он был из таких

Генерал-майор запаса Н. Головизин,
кандидат военных наук;
полковник запаса А. Вострокнутов
кандидат исторических наук

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов второй половины XX - начала XXI века свидетельствует о возрастающей роли военно-воздушных (воздушно-космических) сил, являющихся инструментом политики, с помощью которого нападающая сторона, воздействуя на противника, стремилась достичь поставленных военно-политических целей. Авиация, по взглядам командования вооруженных сил США, была и остается одним из основных средств, способных наносить удары на всю глубину театра военных действий (ТВД) или территории противника. Массированное применение ВВС в начальный период военного конфликта предопределяет не только захват инициативы, но и исход противоборства. Кроме того, авиация - самый мобильный вид ВС для создания и наращивания группировок войск на любом ТВД.

В настоящей статье рассматривается опыт применения и роль ВВС США в локальных войнах и вооруженных конфликтах, начиная с войны во Вьетнаме и до настоящего времени.

В войне во Вьетнаме военно-воздушные силы США привлекались к выполнению широкого круга задач в интересах видов вооруженных сил, а также вели самостоятельные действия, которые иногда принимали форму воздушных операций целевого назначения. Наиболее типичными задачами ВВС являлись: борьба за господство в воздухе; поддержка сухопутных войск и флота во время операций; изоляция поля боя; высадка и выброска воздушных десантов; обеспечение аэромобильных операций; удары по объектам глубокого тыла в целях подрыва военно-экономического потенциала противника и морального духа населения; ведение воздушной разведки; перевозка войск и материально-технических средств.

Война во Вьетнаме показала, что США вели боевые действия, имея как численное, так и техническое превосходство своих ВВС над авиацией Вьетнама. Если в августе 1964 года на американских авиабазах в районе боевых действий находилось около 680 боевых и вспомогательных самолетов, то через 2,5 года их количество увеличилось до 2 тыс. При этом патриоты Южного Вьетнама вообще не имели авиации, а Демократическая Республика Вьетнам располагала ограниченным количеством тактических истребителей.

В войне во Вьетнаме впервые было применено принципиально новое активное средство противовоздушной обороны (ПВО) - зенитные управляемые ракеты (ЗУР). Это оружие резко повысило боевые возможности ПВО и внесло коренные изменения в характер противоборства между авиацией США и противовоздушной обороной Вьетнама. В результате США потеряли 4 118 самолетов. Из них зенитной артиллерией было поражено 2 550 самолетов (60 %), зенитными ракетными комплексами - 1 293 (31) и истребительной авиацией - 320 (9). Поражение во вьетнамской войне и огромные потери в авиационной технике заставили американское командование коренным образом пересмотреть взгляды на боевое применение военно-воздушных сил и искать пути кардинального снижения потерь.

По мнению специалистов ВВС США, только широкое использование достижений в области микроэлектроники в компьютерной технике, в системах наблюдения, разведки, связи и высокоточного оружия (ВТО), а также применение композиционных материалов при создании авиационной техники должны были вывести ВВС на новый технический уровень, который позволял бы наносить поражение любому противнику.

Эти взгляды окончательно сформировались в концепцию "воздушно-космической мощи", изложенную в уставе AFM 1-1 в редакции 1984 года под названием "Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США".

В данном документе определялись следующие ключевые задачи ВВС: завоевание господства в воздухе и космосе, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка наземных (морских) сил (средств), участие в специальных операциях, воздушные переброски, ведение воздушно-космической разведки, воздушно-космических действий на море, а также основные принципы применения ВВС: единство управления, целеустремленность, наступательность, массированное применение сил и средств, маневренность, экономия, безопасность, внезапность, простота замысла.

Обновление концепции строительства и боевого применения военно-воздушных сил США произошло в 1990 году, когда был опубликован официальный доклад "ВВС и национальная безопасность США: глобальный размах - глобальная мощь".

К середине 1990-х годов военно-политическое руководство США выработало долгосрочную концепцию развития ВВС. Результаты исследований были отражены в докладе "Глобальное воздействие: перспективы ВВС в XXI веке", опубликованном в конце 1996 года. Данная концепция предусматривала трансформацию американских ВВС в воздушно-космические, а в отдаленном будущем в космическо-воздушные силы. В дальнейшим многие положения этих документов легли в основу концепции "Мгновенного глобального удара".

Применение авиации в последующих локальных войнах и конфликтах в Ираке (1991, 1998, 2003), Югославии (1999), Афганистане (2001) и Ливии (2011) подтвердило доктринальные взгляды специалистов ВВС США относительно решающей роли военно-воздушных сил.

В этих конфликтах применение авиационных группировок США (и их союзников) характеризовалось решительностью, сосредоточением усилий на выполнении наиболее важных оперативных задач, широким применением ВТО, что обеспечивало достижение поставленных целей с минимальными потерями и в относительно короткие сроки, централизацией управления и децентрализацией исполнения боевых задач.

Так, в ходе операции "Буря в пустыне" (Ирак, 1991) общая группировка боевой авиации насчитывала около 2 200 самолетов (из них более 1 800 самолетов США). Основной формой применения авиации была воздушная наступательная операция (ВНО), целями которой являлись: завоевание господства в воздухе, нарушение системы государственного и военного управления, поражение группировок сухопутных войск, а также объектов военно-экономического потенциала. ВНО предполагала нанесение семи массированных ракетно-авиационных ударов (РАУ).

Воздушно-наступательная операция продолжалась 3 сут и охватила всю территорию Ирака. Было выполнено более 4 700 самолетовылетов. В последующем авиацией велись систематические боевые действия, наносились групповые и одиночные авиаудары по вновь выявленным и непораженным объектам. Силы и средства ПВО многонациональной группировки осуществляли прикрытие наиболее важных административно-промышленных центров, группировок войск и ВМС, авиационных баз от ударов оперативно-тактических ракет и авиации Ирака.
В ходе операции "Буря в пустыне", продолжавшейся 43 дня, было достигнуто существенное ослабление военного и экономического потенциала Ирака.

В целом аналогично действовала коалиционная группировка ВВС против Ирака и в 1998 году (операция "Лис пустыни"). На первом этапе операции была проведена ВНО, продолжавшаяся 73 ч. Было нанесено 10 РАУ на глубину до 1000 км (большей частью в темное время суток), выполнено 650 самолетовылетов, применено более 1000 крылатых ракет воздушного и морского базирования.

Всего за указанный период боевых действий высокоточными боеприпасами было поражено свыше 100 объектов на территории Ирака. В этой операции также были достигнуты цели по ослаблению военного и экономического потенциала государства.

В Югославии (1999) в рамках операции "Решительная сила" основным содержанием военных действий группировок войск НАТО с началом вооруженного вторжения были массированные РАУ, в последующем - групповые и одиночные авиационные и ракетные удары по промышленно-экономическим, энергетическим, военным объектам и объектам инфраструктуры. Разведывательная авиация вела непрерывную воздушную разведку, а истребительная осуществляла прикрытие боевых порядков ударных групп. Наземные, морские силы и средства ПВО защищали аэродромы базирования, корабельные группировки и боевые порядки ударных групп.

За 78 сут операции авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 тыс. бомб и ракет. Для достижения поставленных целей привлекалось 1 259 самолетов, в том числе 983 американских, применялись корректируемые авиабомбы и управляемые ракеты, крылатые ракеты морского ("Томахок") и воздушного базирования (AGM-86C/D CALCM), применялись боеприпасы с обедненным ураном, а также графитовые бомбы для поражения энергетических объектов Югославии.

В операции "Шок и трепет" в марте-апреле 2003 года авиация коалиционных сил (США и Великобритании) использовалась в условиях уже достигнутого ранее превосходства в воздухе. Военные действия начались с группового ракетно-авиационного удара по всем учреждениям Ирака, чтобы дезорганизовать работу органов военного и государственного управления страны.
Наиболее активное применение КР отмечалось в первые дни войны. Так, 21 марта 2003 года корабли ВМС США, находившиеся в Персидском заливе и Красном море, выпустили по иракским целям примерно 320 КРМБ.

В последующем РАУ наносились сериями как в темное, так и в светлое время суток. В этом состоит одно из отличий операции "Шок и трепет" от военных операций прошлых лет ("Буря в пустыне", "Решительная сила", "Несгибаемая свобода" и т. д.), которые начинались с проведения первого и последующих массированных ракетно-авиационных ударов в темное время суток в рамках воздушной кампании (воздушной наступательной операции).

В целом в военной операции "Шок и трепет" по сравнению с предыдущей - "Буря в пустыне" - применение авиации антииракской коалиции было более результативным. Совершив примерно одинаковое количество боевых вылетов (около 41 тыс. в операции 1991 года и 41 404 - 2003-го) и использовав в обеих операциях практически одинаковое число высокоточных средств поражения, авиация коалиционных сил, по данным, опубликованным в американской печати, уничтожила почти в 4,5 раза больше целей, чем 12 лет назад.

Следует отметить, что с каждым новым конфликтом интенсивность использования КРВБ и КРМБ постоянно возрастала по мере того, как выявлялись их преимущества перед другими видами оружия. В течение первых четырех дней операции "Буря в пустыне" на крылатые ракеты пришлось только 16 % ударов, а уже через два месяца - 55 % В период проведения операции "Лис пустыни" КР было нанесено около 72 % всех ударов (более 370 ракет). И если в ходе операции "Буря в пустыне" за 43 дня воздушной кампании по противнику выпустили 282 КР, то в операции "Шок и трепет" за 15 сут - уже около 700. При проведении операции "Решительная сила" против Югославии натовцы израсходовали около 700 КРВБ и КРМБ: 70 % из них - для поражения стационарных объектов, имеющих высокую степень защищенности и сильную систему ПВО, 30 % - по государственно-административным и промышленным объектам двойного назначения.

Особое место в череде вооруженных конфликтов, развязанных Соединенными Штатами и их союзниками, занимает операция коалиционных сил в Афганистане (начало вторжения 2001 год). Она имела значительные отличия от всех других операций как по форме применения сил и средств, так и по продолжительности.

ВНО в Афганистане не проводилась, так как опыт Югославии и попытки нанесения авиаударов по позициям "Аль-Каиды" в конце 1990-х годов показали, что таким образом невозможно в сжатые сроки разгромить мотивированного, подготовленного к ведению боевых действий в горнопустынной местности противника.

В связи с этим командованием НАТО была применена принципиально новая тактика: поддержка ударами авиации (групповыми и даже одиночными) наступления наземных сил союзников, которыми в этой войне для США были отряды "Северного альянса". Для организации взаимодействия к этим отрядам прикомандировывались подразделения американского спецназа, функцией которых была разведка целей и поддержание радиоконтакта с ВВС США и их союзников.

Однако, достигнув быстрого успеха в наземной операции в 2001 году, в дальнейшем американские войска столкнулись с длительной партизанской войной.

Основным содержанием конфликта в Ливии (2011) было проведение операции НАТО "Начало пути" по закрытию воздушного пространства страны (введению бесполетной зоны). Планом операции предусматривалось достижение господства в воздухе ВВС стран НАТО и обеспечение возможности беспрепятственного нанесения ударов по органам государственного управления и военным объектам на территории Ливии. Предусматривалось также решение задач по установлению и поддержанию непрерывного контроля воздушного пространства над территорией этой страны в ходе всей операции.

Для достижения целей операции на первых ее этапах привлекалось 156 боевых самолетов, 15 самолетов ДРЛО и У Е-3А системы АВАКС, 14 самолетов разведки и РЭБ, а также 28 транспортно-заправочных самолетов (всего 218 единиц). В ходе операции происходило наращивание группировки ВВС многонациональных сил (МНС), и уже через три дня после ее начала общее количество привлекаемых самолетов составляло 283 единицы, из них 199 - ударной авиации.

В результате ведения боевых действий в период с 19 по 22 марта 2011 года многонациональными силами была практически уничтожена система ПВО Ливии, узлы связи, авиация на аэродромах и выведена из строя аэродромная сеть. К 23 марта задача установления над территорией страны зоны, запретной для полетов, была в основном выполнена. При этом самолеты ВВС США и ОВВС НАТО совершили 440 боевых вылетов.

В дальнейшем при переходе к операции "Объединенный защитник" боевое применение авиации МНС было сведено, главным образом, к патрулированию воздушного пространства над территорией Ливии, а также к нанесению точечных ударов самолетами тактической авиации (ТА) по объектам вооруженных сил Ливии. Всего с 31 марта по 15 августа авиацией МНС было совершено 18 884 вылета. Таким образом, основным содержанием данной операции было поддержание бесполетной зоны, установленной в ходе операции "Начало пути".

Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что высокая эффективность боевых действий авиации США и их союзников (по крайней мере, в большинстве конфликтов последних двух десятилетий) за счет массированных ударов высокоточным оружием по средствам ПВО, аэродромам базирования истребительной авиации противника и центрам управления обеспечивала завоевание и удержание господству в воздухе.

Успеху боевых действий ВВС США способствовали также эффективное применение космических средств разведки, связи, систем радиоэлектронной борьбы, проведение мероприятий по оперативной маскировке, четкая организация систем управления и взаимодействия, которая устойчиво функционировала на протяжении всего периода операций.

Проведенные ВВС США и НАТО операции показали возрастающую роль ВТО, доля которого постоянно увеличивается. В операции "Буря в пустыне" доля высокоточного оружия составила 8 %, в ходе операции "Решительная сила" увеличилась до 35 %, "Несгибаемая свобода" в 2001-м - до 57, а в ходе операции "Шок и трепет" в 2003 году - до 68 % всех применяемых боеприпасов.

О значении и роли военно-воздушных сил в современных войнах и конфликтах в последнее время говорят многие военные специалисты и эксперты за рубежом. В частности, представляет интерес мнение официального лица, имеющего непосредственное отношение к этому Воздушная кампания против террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в России) привела к определенному прогрессу, но ее недостаточно, заявила министр ВВС США Дебора Ли Джеймс на авиасалоне в Дубае 11 ноября 2015 года. "Военно-воздушные силы крайне важны. Они могут сделать многое, но не всё", - подчеркнула Дебора Ли Джеймс. "В конечном счете они не могут оккупировать территорию и, что очень важно, они не могут управлять территорией", - отметила министр ВВС. По ее мнению, именно по этой причине для успеха борьбы с ИГ необходимы наземные силы США.

Описание:

Военно-воздушные силы России начинают интенсивное перевооружение. В 2011 году на вооружение ВВС поступят первые современные беспилотники, к 2020 году все части ВВС будут переведены в постоянную боевую готовность, а к 2030 году российские военные ответят США «качественно новым видом военно-космической обороны».

В ближайшие десять лет Военно-воздушные силы РФ намерены перевести все свои части на постоянную боевую готовность. «Это главная цель проводимых организационных мероприятий», -- заявил во вторник главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Перевод частей на постоянную готовность будет осуществляться постепенно: новый облик российские ВВС примут в 2020 году.

Толчком для преобразований в российской боевой авиации стала не только комплексная реформа армии, но и прошлогодний конфликт в Южной Осетии.

По данным Минобороны России, тогда ВВС потеряли один бомбардировщик Ту-22М3 и три штурмовика Су-25. Грузинская сторона заявляла о 19 сбитых самолетах. Независимые эксперты из Moscow Defense Brief публиковали данные о шести потерянных летательных аппаратах (причем часть самолетов, по данным журнала, была уничтожена в результате «дружественного огня»). Министерство обороны опровергло информацию экспертов. Тем не менее еще год назад замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын оценил потери российских ВВС в пятидневной войне как «неоправданно высокие».

Новая техника

«В этом году мы подымаем машину», -- главком ВВС Александр Зелин пообещал, что осенью-зимой 2009 года в России состоится полет истребителя пятого поколения.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) разрабатывается с начала 1990-х. Командующий перечислил его основные боевые технические качества: «сверхманевренность, малозаметность, возможность одновременной атаки нескольких целей, высокая безопасность полета, мощный бортовой комплекс обороны». Для испытаний уже созданы три образца новейшего самолета.

До принятия на вооружение самолета пятого поколения основой ВВС останутся истребители МиГ-29 и Су-27 (на этих проверенных машинах летают пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» -- о полетах на авиабазе в подмосковной Кубинке смотрите сюжет Infox.ru), штурмовики Су-25, разведчики Су-24Р, МиГ-25Р. По словам главкома ВВС России, к концу этого года несколько строевых частей будут переведены на модернизированные Су-27СМ и Миг-29СМТ. А в ближайшие годы будут приняты на вооружение переходные к пятому поколению истребители Су-35С и МиГ-35С.

Российская армия получит и первый учебно-боевой самолет ЯК-130. В 2009-2010 годах будет поставлено 12 таких машин, всего же до 2015 года в ВВС поставят до 60 Яков. ЯК-130 -- самолет двойного назначения: может быть использован для подготовки летчиков фронтовой авиации и применен в локальных конфликтах и антитеррористических операциях.

Обновление техники коснется и парка вертолетной авиации. Основным боевым вертолетом станет Ми-28Н. Пока в составе Вооруженных сил РФ состоит 12 новых машин: четыре из них входят в состав Центра боевой подготовки переучивания летного состава армейской авиации ВВС в Торжке (один борт потерпел аварию 19 июня 2009 года в ходе учений на Гороховецком полигоне в результате самопроизвольного выстрела неуправляемых ракет). Еще шесть Ми-28 переданы 487-му отдельному вертолетному полку в Буденновске (два вертолета ожидают поступления в войска).

Беспилотники

Первые беспилотные летательные аппараты поступят на вооружение в 2011 году -- заявил главком ВВС России Александр Зелин. Генерал-полковник подтвердил, что он «не исключает варианты закупок иностранных образцов для использования в интересах Вооруженных сил России». Однако Зелин отметил, что российская промышленность продолжает разрабатывать свои варианты БЛА. Эта позиция соответствует намерению Минобороны России изучить опыт иностранных разработчиков и применить полученные навыки на российской технике. Командующий ВВС заметил, что согласно концепции развития беспилотной авиации БЛА входят в состав Военно-воздушных сил и «вопрос о передаче беспилотной авиации в другие виды войск на сегодняшний день не стоит».

Космическая оборона

«Уже к 2030 году США получат возможность наносить скоординированные по времени высокоточные удары в глобальном масштабе практически по всем целям на территории Российской Федерации», -- сообщил российский военачальник . Этому способствует развитие средств воздушно-космического нападения иностранных государств. По данным главкома ВВС Александра Зелина, на вооружения армии США поступят гиперзвуковые самолеты и ударные беспилотные аппараты. Россия же ответит на это «качественно новым видом военно-космической обороны». По словам генерал-полковника, уже созданы бригады, на вооружения которых поступают комплексы ПВО С-400 и С-500. При этом Зелин отметил, что С-500 создается не на базе С-400. «Это новое оружие, способное поражать гиперзвуковые и баллистические цели», -- уточнил генерал.