У кого хорошо развита забота о потомстве. Кто как заботится о потомстве

Значение заботы о потомстве

Большое значение, особенно у незрелорождающихся животных, приобретает родительская забота о потомстве, т. е. действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства. В процессе эволюции у многих групп животных возникли приспособления к защите и питанию развивающегося потомства со стороны родительской особи. Сюда относится и прохождение эмбриональных стадий развития в теле матери. Однако понятие «забота о потомстве» применяется лишь к постэмбриональному периоду. В ряде случаев забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой пищи для будущего потомства, но материнская особь при этом не встречается с ним (превентивная забота о потомстве). Так, некоторые осы откладывают яйца на парализованных ими насекомых, которых прячут в специально вырытых норках, но затем уже не заботятся о вылупившихся личинках.

Более высокой формой заботы о потомстве является уход за потомством, проявляющийся в двух основных формах: пассивной и активной. В первом случае взрослые особи носят с собой яйца или молодых животных в специальных кожных углублениях, складках, сумках. Молодые животные при этом иногда питаются выделениями материнской особи. Эта форма ухода за потомством встречается у отдельных видов иглокожих, ракообразных, моллюсков, пауков, рыб (морской конек и игла, некоторые тропические окунеобразные - цихлиды), земноводных (жаба-повитуха, американская пипа, лягушка gastrotueca marsupiata), низших млекопитающих (ехидна, сумчатые). При активном же уходе за потомством взрослые особи выполняют специфические действия, направленные на обеспечение всех или многих сфер его жизнедеятельности - личинок насекомых, молоди рыб, птенцов, детенышей млекопитающих. Кроме устройства убежищ, кормления, обогрева, защиты, очищения поверхности тела и т. п. родители у многих высших животных (птиц и млекопитающих) также обучают свое потомство (например, находить пищу, распознавать врагов и т. д.).

Именно активный уход за потомством, высокоразвитая забота о нем делают возможным незрелорождение, а тем самым и все обусловленные им особенности психического развития. При этом эволюция заботы о потомстве знаменовалась, с одной стороны, интенсификацией и дифференциацией действий родителей по отношению к потомству, с другой стороны, усилением его зависимости от взрослых животных. Одновременно резко понизилась плодовитость. Однако возрастающая забота о потомстве влечет за собой и растущее противоречие между потребностями родительской особи и ее потомства. Это противоречие регулируется естественным отбором в сторону наибольшего прогресса вида. В. А. Вагнер охарактеризовал это формулой: минимум жертв матери - максимум требований потомства.

Таким образом, прогрессивные эволюционные приобретения, обеспечившие более гибкое приспособление растущего организма к условиям его жизни в постнатальном онтогенезе, имеют весьма сложную природу и включают в себя разные формы заботы о потомстве в зависимости от степени зрелорождаемости. Всем комплексом этих факторов определяется в каждом случае конкретный ход постнатального развития поведения.

Из книги Рассказ о жизни рыб автора Правдин Иван Федорович

Нерест и забота о потомстве На нерестилища рыбы, готовящиеся к размножению, приходят в так называемом брачном наряде, хотя не для всех рыб этот наряд служит украшением. Нерестующую горбушу или кету мало украшает вырастающий у них на спине горб, красивая голова становится

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

ГЛАВА 14 РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит

Из книги Первопоселенцы суши автора Акимушкин Игорь Иванович

Свадебные танцы и увы, семейные заботы Это редкое и незабываемое зрелище! К сожалению, немногим из людей повседневные заботы позволяют присутствовать на спектаклях, которые по весне церемонно разыгрывают пауки-волки перед капризными своими паучихами. Доктор Бристоу

Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич

4.2. Значение коэволюции В 60-х годах ХХ века Л. Маргулис предположила, что эукариотические клетки произошли в результате симбиотического союза простых прокариотических клеток, таких как бактерии. Маргулис выдвинула гипотезу, что митохондрии (клеточные органеллы, которые

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Муравьи, кто они? автора Мариковский Павел Иустинович

Семья и забота о потомстве Воспитание потомстваИнстинкт заботы о потомстве сильно развит у муравьев. При опасности, разорении муравейника, нападении на него врагов, муравьи, прежде всего, бросаются спасать свое потомство: яички, личинок, куколок, в то время, как другие

Из книги Генетическая одиссея человека автора Уэллс Спенсер

8 Значение культуры В начале времен, когда был создан мир и родились боги, у каждого из них была своя обязанность по сохранению земли. Их тяжкий труд привел к жалобам и требованиям найти лучшее решение. Однажды богиня воды Намму решила создать из глины человека. Это

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

8 Значение культуры Эпиграф к этой главе - переложение мифа о сотворении, взятое из книги Артура Коттерелла «Энциклопедия мировой мифологии» (Arthur Cotterell. Encyclopedia of World Mythology. - Paragon, Bath, 1999).Сокращенную версию бортового журнала Кука с корабля «Резолюшн» можно найти в книге

Из книги По следам минувшего автора Яковлева Ирина Николаевна

Значение углеводов Углеводы играют особую роль среди веществ, поступающих в организм с пищей, поскольку именно они являются основным, а для нервных элементов – единственным источником энергии для клеток. Поэтому уровень углеводов в крови – один из важнейших

Из книги Мир животных. Том 5 [Рассказы о насекомых] автора Акимушкин Игорь Иванович

Социальное значение На высокую ценность этого качества – управляемости – указывает распространенность фамилии Смирнов, самой популярной русской фамилии после библейских Иванов и Петров. Основной массе населения русского государства фамилии стали присваивать с

Из книги Почему мы любим [Природа и химия романтической любви] автора Фишер Хелен

Гносеологическое значение имитации Подражательное, имитационное обучение имеет важный аспект – обучение путем аналогии, т. е. самоподражательное. Человек, усвоивший некое понятие, чтобы научиться его использовать, должен рассмотреть ряд конкретных примеров

Из книги Животный мир Дагестана автора Шахмарданов Зияудин Абдулганиевич

БОЛЬШИЕ ЗАБОТЫ МАЛЕНЬКОЙ ДВИНИИ Кончилась короткая прохладная ночь пермского лета. Как всегда, первым проснулся ветер, вдруг всколыхнувший сонные лапы вальхий и седые от росы веера папоротников. Затем проснулась вода, поймавшая еще неяркие перламутровые отблески

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Свадебные танцы и, увы, семейные заботы Это редкое и незабываемое зрелище! К сожалению, не многим из людей повседневные заботы позволяют присутствовать на спектаклях, которые по весне церемонно разыгрывают пауки-волки перед капризными своими паучихами. Доктор У. Бристоу

Из книги автора

«Особое значение» Одно из первых значительных изменений, происходящих с вашим сознанием, когда вы влюблены, связано с тем, что объект любви приобретает для вас, как говорят психологи, «особое значение». Любимый человек кажется необыкновенным, уникальным, самым важным

Из книги автора

Из книги автора

Родительский вклад (почему у большинства животных самки чаще заботятся о потомстве) Теория Р. Фишера прояснила одну из загадок теории полового отбора Ч. Дарвина. А именно: каким путем могли возникнуть и сформироваться предпочтения в выборе полового партнера. Однако и в

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У самок млекопитающих к моменту деторождения начинают проявляться родительские инстинкты, которые выражаются, прежде всего, в устройстве логовищ, нор и других убежищ для будущего потомства, а также в поиске хорошо защищенных и кормных мест.

Так, самки копытных ко времени родов уходят в малодоступные или густо заросшие растительностью места. У стадных оленей самки на время уединяются. Обитающие в северных морях киты мигрируют в теплые южные воды, где температурные условия и штилевые погоды благоприятны для молодняка.

Самка горбатого кита с китенком

У ластоногих размножение происходит на особых «детных» лежбищах. Беременные и имеющие детенышей самки каланов обосновываются в спокойных, хорошо защищенных от штормов бухтах, образуя в них однополые группы. А самки хомяка, тушканчиков, соболя, куницы запасают корм на первые послеродовые дни, что позволяет им в этот трудный период оставаться неотлучно при выводке.

Но особенно сильно материнский инстинкт начинает проявляться с момента появления на свет детенышей. Заботы о потомстве у млекопитающих могут принимать различные формы.

Медведица с медвежатами. Молоко у медведицы жирное и густое

Самка ехидны вынашивает снесенное яйцо в образовавшейся на брюхе сумке. Утконос высиживает 1-2 яйца в норе, где устраивает для этого гнездо. Самка кенгуру, лежа в момент родов на спине, вылизывает дорожку между половым отверстием и сумкой, облегчая тем самым преодоление этого пространства своему крошечному детенышу. Некоторые самки сами помещают детеныша в сумку, схватывая его губами.

Отличается немалым разнообразием и уход за новорожденными детенышами. Это заметно уже даже по способу кормления. Например, в большинстве случаев матери кормят новорожденных лежа, реже сидя, как зайцы или стоя (большинство копытных, иногда волки).

Зайчиха с зайчонком

У не имеющих сосков клоачных детеныши слизывают молоко с поверхности железистого поля на брюхе матери. Недоразвитые, неспособные самостоятельно сосать новорожденные кенгуру и некоторых других видов сумчатых как бы прирастают к соску, сильно разбухающий конец которого заполняет всю ротовую полость. Молоко впрыскивается в рот такого детеныша при помощи сокращения специального мускула, сжимающего млечную железу матери.

У китов детеныш захватывает концом рта сосок, выдвигающийся в подсосный период из особой карманообразной складки брюха матери, и молоко, как у сумчатых, струей впрыскивается ему в рот сокращением особых мускулов.

Самка бегемота с потомством

Благоустройство гнезда, поддержание в нем чистоты, охрана выводка также представляют собой яркое выражение родительских инстинктов. Так, например, самка кролика утепляет гнездо выщипанным с брюха пухом, другие звери устраивают подстилку из мягких растительных материалов.

Поедание матерью мертвых плодов, кала детенышей, перевод их из загрязненного убежища в другое, смена подстилки — все это тоже проявление родительской заботы о потомстве.

Что же касается поддержания чистоты тела детенышей, то этот инстинкт, по-видимому, свойствен всем млекопитающим без исключения. Мать часто вылизывает шерсть детенышей, выискивает у них блох. Самки енотовидных собак и барсуки часто выносят маленьких щенков из нор «на воздух» и через некоторое время снова бережно возвращают в гнездо. У некоторых же зверей самка массирует языком брюшко и промежность неспособных еще к самостоятельной дефекации новорожденных, что вызывает у них выделение кала и мочи, и поедает все выделения.

Кошка тщательно вылизывает своих котят

Присутствуют в комплексе родительских инстинктов и воспитательные моменты. Так, непослушных детенышей родители «наказывают», приводя этим в повиновение. Наблюдая, например, лисий выводок у норы, можно сделаться свидетелем того, как один из родителей, схватив замешкавшегося на поверхности после тревожного сигнала детеныша, сильно встряхивает его несколько раз и утаскивает в нору.

Обезьяны пользуются такими «воспитательными» приемами по отношению к непослушным детенышам, как шлепки, покусывание, подталкивание, потягивание за руку и пр. Обезьяны нередко поддерживают или подсаживают детенышей при лазании, образуют своими телами «мост», по которому детеныши переправляются с дерева на дерево.

Обезьяна с детенышем (Таиланд)

Медведица забирает в рот всю голову перетаскиваемого новорожденного медвежонка. Губами за загривок держат детенышей многие грызуны и насекомоядные. У ондатры детеныши так прочно присасываются к соскам, что, спасаясь от врага и ныряя в воду, мать сразу уносит на себе весь выводок.

Белка переносит бельчонка

Львица с детенышем

Самки землеройки-белозубки и некоторых других землероек переводят своих подросших детенышей «караваном»: молодые зверьки последовательно держатся за шерсть впереди идущего, а первый — за шерсть матери. У некоторых млекопитающих самки более или менее постоянно носят детенышей на себе.

Держась на спине матери, перемещаются молодые опоссумы, коала, бегемоты, муравьеды, ящеры; детеныши ленивцев, каланов, обезьян помещаются на груди или на брюхе, а иногда и на спине. Молодые летучие мыши удерживаются на матери во время ее полета, прицепившись зубами к соску или к особому придатку паховой области, а когтями к телу.

Опоссум с детенышами


Разные виды летучих лисиц (крыланы) с детенышами

Особенно ярко проявляются родительские инстинкты при непосредственной опасности, грозящей гибелью потомству. У некоторых видов мать в таких случаях пытается отвлечь внимание врага. Так, например, поступают соболи, лисы, а иногда и зайцы, олени, лоси, детеныши которых в момент опасности затаиваются.

Самки моржей и китов даже тогда, когда им самим грозит смерть, не покидают детенышей. Стадо копытных при нападении хищников образует вокруг молодых защитное кольцо.

В крайнем случае мать может самоотверженно защищать потомство, что свойственно многим хищникам, а также моржам, китам, диким свиньям и даже зайцам и белкам. Самка ящера при нападении врага помещает своего детеныша на брюшную поверхность и отбивается длинным хвостом, хорошо защищенным острыми чешуями.

Самки разных видов иногда проявляют заботу о чужих детенышах. Чаще это бывает в случае потери собственного потомства в период лактации, когда молоко начинает «перегорать».

Но иногда и вне периода лактации у самок проявляется материнский инстинкт по отношению к чужим находящимся поблизости осиротевшим детенышам. В условиях неволи это наблюдалось у обезьян, лисиц и некоторых других зверей, а в естественных условиях у джейранов, сайгаков, косуль и др.

Лиса с лисятами

Доля участия обоих родителей в заботах о потомстве неодинакова. Самцы большинства моногамных видов в той или иной мере участвуют в воспитании детенышей, выкармливании их, охране гнезда и гнездового участка. У полигамов, как правило, заботится о выводке только самка.

Самцы же некоторых видов, например, тигров, медведей, соболей, не только не заботятся о своих детенышах, но даже пожирают их, если самка не успеет вовремя укрыть выводок или отогнать самца.

Редкое явление представляют самки, которые не проявляют заботы о потомстве, если не считать лактации, легко покидают детенышей в случае опасности и не всегда к ним возвращаются. И, наоборот, часто молодые самки проявляют излишнюю заботу, затаскивая детенышей до смерти.

Большинство детенышей млекопитающих рождаются абсолютно беспомощными и даже слепыми - на родителей в этом время ложится множество обязанностей: уход за ними, кормление, стимуляция метаболических процессов в организме, защита от естественных врагов.

Заботу о потомстве у млекопитающих, которую проявляют самки, можно объяснить ярко выраженным материнским инстинктом, который включается с момента родов. Но откуда берется у самцов-млекопитающих забота о потомстве, если большинство животных все-таки придерживаются полигамных отношений и живут стаями?

Биологи до сих пор не нашли ответа на этот вопрос, и можно только удивляться, почему старшие «братья и сестры» новорожденных копытных не убегают в страхе, учуяв хищников, а образуют вокруг малышей и самок плотное кольцо, чтобы спасти жизнь детенышей.

С момента родов материнский инстинкт проявляется наиболее выражено – многие млекопитающие не способны расстаться с новорожденными ни на минуту. Ехидна вынашивает снесенное яйцо в сумке, кенгуру в течение 8 месяцев не выпускает кенгуренка самостоятельно побегать – взрослые кенгурята противятся подобной заботе, как подростки пубертатного возраста. Куницы и хорьки заранее делают в норе запасы, чтобы в дальнейшем не оставлять своего выводка без защиты.

Самка афалины – дельфин – во время первых вдохов дельфиненка поддерживает его на поверхности, и в этом ей помогают – а заодно и охраняют от естественных врагов – другие самки.

Особенно сильно материнский инстинкт развит у шимпанзе – ученые-биологи наблюдали случай, когда самка трясла новорожденного до тех пор, пока он не стал подавать признаков жизни.

Приматы при уходе и воспитании подрастающего поколения недалеко ушли от человека, наблюдать за ними всегда умилительно и трогательно:

  • многие из них носят малышей на руках – детеныши крупных приматов в состоянии уцепиться за шерсть матери не ранее 3-4 месяцев;
  • становятся приемными мамами, если у детеныша погибла родительница;
  • чистят у детей шерсть и выбирают блох;
  • стимулируют массажными движениями процесс переваривания пищи;
  • наказывают за проказы шлепками и выговаривают что-то на своем языке.

В защите потомства принимают участие не только самки, но и самцы обезьян, вне зависимости, является ли детеныш ребенком доминантного самца - хотя подобное случается редко.

У собак, песцов, соболей, зайцев, лис и многих других животных, мать не нападает, а убегает, рискуя своей жизнью, чтобы отвести подальше врагов от логова и обезопасить детей.

Некоторые биологи считают, что у кенгуру материнский инстинкт просыпается тогда, когда малыш оказывается в сумке - иначе бы новорожденному детенышу не пришлось самостоятельно преодолевать путь от родовых путей до своего временного жилища.

Некоторым самкам приходится демонстрировать не только чудеса храбрости, защищая малышей от естественных врагов, но и отгонять от выводка отца малышей, который часто принимал участия в выборе жилья и его обустройстве. Как пример можно привести соболей, тигров или гепардов – защищать новорожденных и прививать им основные навыки самкам этих видов приходиться самостоятельно.

Одними из самых самоотверженных матерей считаются моржихи, нерпы и киты – они не покидают новорожденных, даже если на них нападают касатки или подошли китобои.

  • Самоотверженно защищает потомство белка – на своего врага она налетает, как маленькая молния;
  • самка дикой свиньи, когда опасность грозит потомству, приходит в такую ярость, что одинокий волк опасается приближаться к беснующейся фурии.

Трогательная забота о потомстве во многом определяется бытом – полигамный или моногамный уклад семьи. При моногамии большинство самцов принимают такое же участие в жизни и воспитании детенышей, как и самки. В полигамных семьях наибольшее, на что способны самцы – это охрана детенышей от естественных врагов – а о кормлении детей и их воспитании приходиться задумываться только самкам.

Усыновление чужих малышей скорее исключение из правил в естественных условиях, в зоопарках и вольерах самки нередко берут на себя заботу о чужих малышах.

В природе чаще всего животные признают чужих малышей, пока имеется лактация – но у джейранов, косуль и сайгаков «усыновляют» детей даже те самки, которые в этом году не обзавелись потомством.

Был описан случай, когда в Центральной Азии нашли интересную «семью» – собака усыновила маленькую обезьянку, которая настолько освоилась с приемной матерью, что не отпускала ее шерсть даже тогда, когда она уходила от остального выводка добывать пищу.

Несмотря на трогательную заботу о потомстве у млекопитающих, объяснить ее можно только инстинктом – рефлексы были выработаны природой с целью сохранения вида.

Если самка болеет или оказывается в стрессовой ситуации, то забота о потомстве у нее может исчезать, а материнский инстинкт извратиться.

Однако было замечено, что в большинстве случаев поедание приплода происходит только когда потомство рождается больным и неспособным к дальнейшему выживанию.

Не всегда материнский инстинкт проявляется у животных сразу же после родов - молодые самки могут оставить новорожденных при появлении естественных врагов, но будут защищать выводок, когда малыши будут способны следовать за родителями.

Как только детеныши млекопитающие становятся самостоятельными – у них наступает половая зрелость – родительский инстинкт ослабевает и детеныши изгоняются из семьи или стаи собственными родителями - им пора вновь обзоводиться потомством.

Моя младшая сестра Катя купила себе пару хомячков породы Джунгарики, мальчика и девочку, серенького и рыжего. Это такие маленькие пушистые животные подсемейства грызунов. Назвала она их Дима и Лариса, и-за чего все друзья смеялись над ней, потому что она дала грызунам человеческие имена.
Через месяц или два Лариса забеременела, и сестра моя столкнулась с необходимостью покупки для хомячьего семейства большой клетки. Ведь джунгарики, как и все грызуны, плодятся очень активно.
Интересно, но самцы хомяков не любят Заботиться о своем потомстве.

У них чаще всего нет родительских чувств, они даже могут поесть своих детенышей, как делают некоторые кошки и собаки. Поэтому Сестра сразу рассадила Ларису и Дмитрия по разным клеткам, когда заметила беременность Ларисы. А иногда и сами самки отгоняют кавалера, когда чувствуют скорое появление детенышей, чтобы защитить их от большого и толстого взрослого хомяка.
Скоро сестре пришлось позаботиться уже и о хомячьем приплоде: четырех маленьких “пушистиков”. Уже через двадцать минут после их рождения Лариса радостно наминала семена за обе щеки, а потом взялась кормить малых.
Нельзя сказать, что джунгарики помешаны на ухаживание за своими детьми. Самка только кормила Свое потомство и грела его, лежа рядом. Больше никакой ласки она детям не предоставляла. Я удивился, когда сравнивал такое поведение с кошачьим. Кошка же чаще всего сразу бежит к котятам, услышав их жалобный писк, вылизывает их и поет им мурлыкая колыбельную, рычит и выпускает когти, увидев, что к маленьким подходит кто-то чужой.
После мы решили дать кратковременное разрешение Диме посмотреть на Своих детей. Лариса во время свидания стерегла, чтобы он, не дай Бог, не схватил кого-то из малых, и не слопал. Но хомячок никого не стал есть, он даже вылизывал и обнюхивая Ларису и детенышей. Я считаю, что он соскучился по своей семье, сидя в отдельной клетке. Это хорошо, потому что чаще всего эти грызуны воюют за территорию и кусают друг друга, а дружат редко.

(No Ratings Yet)

  1. Животные – помощники человека Есть домашние животные, которые нужны человеку для потребления. Это, в основном, домашняя скотина: коровы, овцы, домашняя птица. Есть животные, которых содержат ради красоты, уюта – кошки,...
  2. Моя сестра Анюта подобрала на улице черную блестящую Кошку. Точнее, сама кошка выскочила на сестру, когда та спокойно сидела на скамейке во дворе. Кошка не захотела уйти от Анюты, а...
  3. Волк – животное хищное. Вся сущность волка нацелена на то, чтобы выжить самому, догнать и побороть добычу. Поэтому этот зверь на севере имеет теплую шубу, острые клыки, хороший нюх на...
  4. Сочинение о себе Здравствуйте, меня зовут Александр Дорофеев и мне 12 лет. Я родился в Москве 23 августа 1999 году, где проживаю до настоящего времени. Наша семья небольшая – это...
  5. Лев Николаевич Толстой – великий русский прозаик XIX века. Его смело можно назвать автором, который способен уместить на страницах своего романа целую жизнь героя, раскрыть его характер, вложить в его...
  6. Еще с раннего детства родители должны приучать своих детей к самостоятельности. Ведь если сделать это слишком поздно, или же не делать вообще, то человек, который вырастет из избалованного малыша, не...
  7. ЛЮБИМЫЙ ПЕРСОНАЖ МОЯ ЛАРИСА ОГУДАЛОВА В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, хрупкая и незащищенная. Лариса...
  8. Из рассказа моего папы о своем детстве Вчера я попросил своего папу рассказать о его детстве. – Расскажи какую-нибудь историю, – надоедал я отцу, пока он не сдался. – Ну,...
  9. Русская литература 1-й половины XIX века “Творец всегда изображается в своем творении и часто – против воли своей” (Н. М. Карамзин). (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Сколько великих...
  10. Антон Павлович Чехов Моя жизнь. Рассказ провинциала (1896) Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать...
  11. В основу рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые...
  12. Кто еще из русских поэтов прибегал в своем творчестве к приему цветописи и в чем его различие и сходство с реализацией этого приема у С. А. Есенина? Отвечая на вопрос,...
  13. Летом я обычно приезжаю к бабушке в деревню. Мои дед с бабой живут на берегу моря и работают в лесничестве. Все время они заняты работой с растениями и животными в...
  14. Шел 3172 год до нашей эры, в мире правило добро и полная доброта, все жители мира EinCraft жили в полной гармонии с природой, да и просто друг с другом. По...
  15. Какие поэты ХХ-го века в своем понимании искусства оказались близки автору “Определения поэзии” и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему? Раскройте развитие указанной темы в лирике А. А....
  16. Джек Лондон это один из замечательных Американских писателей, который отображал в своих произведениях борьбу людей за жизнь и справедливость. Жизнь писателя длилась недолго, прожил он всего 40 лет, но за...
  17. Мать – самый главный человек в жизни любого. На рассвете жизни ребенок ощущает лишь ее любовь и слышит ее песни, полные материнской нежностью и домашним теплом. На протяжении всей жизни...
  18. Со мной по соседству живет бабушка Зина. Она прикармливает котов из всего нашего поселка. Я считаю, что у котов также развитые средства массовой информации. Точнее, массового информирования. Они определенным образом...
  19. Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным...
  20. Мое любимое животное – это собака. В нашей семье уже шесть лет живет лохматый пес Боцман. Он не имеет породы, следовательно, называется он беспородным. Боцман небольшой, невзрачный с себя собака....
  21. Во многих славянских государствах, жила и живет традиция делать Куклы-мотанки и класть их в коляски к детям. Мотанка издавна была первым подарком ребенку от родных, поздравлением его с рождением. Мотанку...
  22. Три варианта рассказа про книгу: “Питер Пэн” Недавно я закончил читать книгу “Питер Пэн”. В ней рассказывается о приключениях трех детей Венди, Джона и Майкла после их знакомства с необычным...
  23. В сентябре зацветает гладиолус. Его название происходит от латинского слова “меч”. Листья растения длинные, напоминают шпагу. Оно высоко поднимается к небу. Особенно радуют глаз необычайное цветение. Цветы гладиолуса бывают разного...
  24. Л. Н. Андреев РАССКАЗЫ Краткое содержание: Рассказ о Сергее Петровиче Сергей Петрович – студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у...
  25. Леонид Николаевич Андреев Рассказ о семи повешенных (1906) Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается...
  26. В творчестве каждого великого писателя найдется хотя бы несколько произведений, посвященных детям, или о детях. Иван Андреевич Бунин не исключение. Его всегда волновали вопросы: откуда в человеке возникают те или...
  27. Шукшин предпочитал писать о деревне. Однако внешние приметы деревенской жизни не особенно занимали писателя. Он сосредоточился на другом: его рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с...
  28. В рассказе Эдгара Аллана По “Лягушонок” говорится о судьбе несчастного карлика по имени Лягушонок и его подруги Трипетты, которая тоже была лилипуткой. Их обоих захватил в плен один из генералов...
Рассказ как животные заботятся о своем потомстве