Творчество шукшина краткое содержание. Шукшин, Василий Макарович – краткая биография

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Василий Шукшин писал всего лишь немного больше десяти лет, но после него осталось такое наследие, которое не всегда оставляют писатели, имевшие долгий творческий путь.

Первые рассказы Шукшина повествуют о людях, с которыми он вырос, кого видел каждый день. В его произведениях очень четко отражаются различные духовные и моральные изменения, которые происходят с людьми.

Шукшин – реалист, поэтому в его романах и рассказах нет места надуманности. При этом каждый персонаж является интересной и глубокой личностью, которая имеет свои особые черты. Н протяжении каждой истории автор держит читателя в напряжении, заставляет задумывается о реалиях и делать определенный выбор. Несмотря на то, что герои первых рассказов Шукшина простые люди, они все равно часто размышляют о смысле жизни и своем место в нем, просто делают это достаточно просто, без пафоса и высокопарных фраз.

Автор всегда старается раскрыть для читателя именно духовный образ своих героев. В своих романах он говорит о том, что не всем и не всегда удается найти истину, но даже ее поиски являются возможностью лучше познать себя и раскрыть свою душу. Все герои Шукшина умеют критически себя оценивать, анализировать свои поступки и пытаются понять, как нужно жить, чтобы совесть всегда оставалась чистой. Очень часто главные герои переживают душевные надломы, сильное напряжение.

В произведениях Шукшина есть много трагизма. Писатель очень остро реагировал на человеческую злость, невежество, произвол и безнаказанность, которая существовала и существует в обществе. Поэтому он старался показать в своих произведениях то, что человек, несмотря на обстоятельства, всегда должен оставаться человеком, иначе темнота его попросту поглотит.

(1929 - 1974) - писатель, режиссер, актер, сценарист.
Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Сростиского района, Бийского округа, Сибирского края в крестьянской семье. Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, и реабилитирован посмертно в 1956 году.Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке - Куксина) (1909 - 1979) взяла на себя все заботы о семье. Сестра - Наталья Макаровна Шукшина (1931 - 2005). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.
В 1943 году Василий Шукшин окончил семилетку и поступил в Бийский автомобильный техникум. Проучившись два года и так и не закончив техникум пошел работать в колхоз в своем селе. В 1946 году покинул родное село.
В 1947-1949 годах работал слесарем - такелажником и разнорабочим в Калуге и Владимире. С 1949 по 1953 год служил матросом на Балтийском флоте, потом радистом на Черноморском флоте. Тут он впервые попытался писать рассказы. В 1953 году демобилизовался с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в родное село.
Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости в 1953-1954 годах Василий Шукшин был учителем истории и директором школы сельской молодежи в своем родном селе Сростки.
В 1954 году поступил во ВГИК на режиссерское отделение. В 1960 году Василий Шукшин окончил режиссерский факультет ВГИКа, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. В 1958 году опубликован первый его рассказ «Двое на телеге». В 1956 году состоялся его дебют в кино в картине Герасимова «Тихий дон». В 1958 году снялся в первой своей главной роли в фильме Хуциева «Два Федора».
Первая книга Шукшина - «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начал работать режиссёром на киностудии имени Горького.В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино.В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Через два года после окончания ВГИКа Шукшин поставил драму "Ваш сын и брат", получившую Государственную премию РСФСР. Роли в фильмах "У озера" (директор Черных), "Печки-лавочки" (Иван Расторгуев) и "Калина красная" (Егор Прокудин) принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов.
1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра режиссёром Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».Похоронен в понедельник, 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет и привокзальная площадь в Бийске. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.

Премии и награды:
1964 - Живёт такой парень (фильм) удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции - «Золотой лев Святого Марка».
1969 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - За художественный фильм «Ваш сын и брат»
1969 - Заслуженный деятель искусств РСФСР
1967 - Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1971 - Государственная премия СССР - за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У озера»
1974 - Калина красная (фильм) - первая премия на Всесоюзном кинофестивале
1976 - Ленинская премия - за совокупность творчества (посмертно)

Читайте так же:







Последние оценки: 5 5 4 3 4 1 1 5 5 5

Ваше мнение очень важно для нас.
Оцените пожалуйста текст:
1 2 3 4 5

Комментарии:

Нормальный текст Самое главное что кратко и понятно

Где краткое содержание? Нужно прям самое главное и покороче.

Ну хотя бы на 4 написано нормально(хорошо)++++

Текст норма, но а где краткое содержание биографии чем это все переписывать лучше я с книги перепишу

где краткое содержание

Говоря о Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие. Осознавший глубинно.

Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно и хорошо,- таков был Шукшин в творчестве. Его собственное духовное становление, рост личности неотъемлемы от все более глубоких постижений таланта - актерских ролей, режиссуры и писательской, чисто литературной работы. Все вместе это являло собою це­лостный непрерывный процесс. Я предлагаю разложить этот процесс на удобные для рассмотрения “составляющие”, если мы хотим постигнуть тайну жизненности его дарования, все-таки невозможно.

Сам художник незадолго до своей смерти, как известно, вроде бы даже и склонен был многое пересмотреть в своем творческом сосуществовании, чтобы выбрать для себя нако­нец что-то одно.

Эту ориентацию на зрелость, на завершен не поиска подсказали Шукшину Шолохов и Бондарчук, когда артист, создавая образ солдата Лопахина в фильме “Они сражались за Родину”, получил возможность сполна постичь и выразить еще одно и, пожалуй, наиболее дорогое в нем для всех народ­ное качество-чистейший, беспримесный и предельно скром­ный героизм человека нынешнего. Героический характер человека-борца, сознающего себя сегодня мыслящей, актив­ной, деятельной частью народа, частью Родины, а потому и идущего на подвиг, на борьбу за нее осознанно-во весь рост.

Последняя роль в кино и в жизни - Лопахин - обозначи­ла новую огромную высоту художественной, писательской ответственности, когда Шукшин вдруг почувствовал необходимость решающего, окончательного выбора между лите­ратурой только - и только кинематографом. Но было ли это возможно вообще?.. Ведь доселе оба эти дарования отнюдь не были разъединены в его творческом существе художника: напротив, они существовали именно как целое. Шукшин, едва придя в искусство, всегда выражал себя в нем монолитно: он не “писал” и не “играл” своих героев,- он жил их жиз­нью, носил их в душе, в самом существе своем еще до того, как они оживали на страницах его сценариев или появлялись на экране.

В литературу Шукшина привел именно кинематограф. Он закончил Институт кинематографии и стал режиссером. Но уже тогда обнаружился в нем писатель. Причем писатель-драматург, писатель-сценарист, даже в прозе, в новеллистке остающийся драматургом. Писатель со своим голосом, своей динамикой, своей темой, разрабатываемой им, пусть интуи­тивно на первых порах - но опять с тем же редкостным единством и целостностью натуры, прошедшей через все преграды. Через трудное преодоление судьбы, заявившей о себе необычностью, духовной и нравственной масштабно­стью таланта, резко выраженной социальной природой. Его современностью.

Во всех общепризнанных удачах Шукшина индивидуаль­ность художника, все присущие ему особенности выразились полностью прежде всего в своей идейной, гражданственной мощи. Ибо Шукшин, сила его воздействия на нас - прежде всего в глубинном моральном содержании творчества, в его воспитывающем значении. С этих позиций писатель говорит и о прошлом, и о настоящем. Для него именно этим дорого духовное богатство, которое оставляют нам деды и прадеды, а потом отцы и матери наши. Шукшин требует по­нимать, беречь и хранить святыни народной жизни, не делая из них кумира, но обращая их в движимый, повседневно тре­бующий приращения и умножения человеческий, нравствен­ный капитал. Измена им, забвение этих ценностей есть свя­тотатство. Даже горько, покаянно впоследствии осознанное, все равно обернется оно неминуемой черной бедой для Егора Прокудина...

Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых “низов” народа, из русской “глубинки”. Шел со своими собственными “университетами”. С тем доскональным, ничем не замени­мым, практическим-трудовым, рабочим знанием жиз­ни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою и сегодня все еще достаточно нелегкого, а уж в пору шук­шинского детства особенно тяжкого и горького. Но это - всег­да университеты. Всегда без кавычек, понимаемые как шко­ла настойчивости и трудолюбия, а главное, как школа, обу­чающая знанию самой жизни. Известно, что важнее этого знания ничего нет, а для художника и быть не может.

Когда Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, тут нет ни малейшей натяжки. Сравнения эта справед­ливы: в их основе несомненная народность, искренность таланта. Но еще очень важно то, что он у Шук­шина - свой. Шукшин не похож на Куприна, Чехова пли Гоголя - да и ни на кого другого. И язык у него - не бунинский, не шолоховский, не лесковский... И хотя всюду возмож­ность аналогии - пусть даже подспудной - бывает очень соблазнительна, в данном случае не стоит, однако, ей подда­ваться. Взаимная симпатия Шолохова и Шукшина, несом­ненно, была порождена их общей центростремительной си­лой - непредвзятым обращением к душе народа, к образу русского трудового человека, в котором и заключено вечное чудо жизни, вечный ее огонь.

В самом деле. Шукшин во всем, за что бы ни брался, был художником неповторимым, артистом подлинным.

Все киносценарии написаны Шукшиным подобно тому, как писал их Довженко,- рукой большого и зрелого драматурга. Хотя в то же время сценарии эти остаются еще и безуслов­ным достоянием прозы. И если “Калину красную” можно счи­тать своеобразной кино-повестью, то и роман, и сценарий, а вернее, кинороман, или кино-поэму о Разине “Я пришел дать вам волю”, несомненно, следует отнести еще и к тем лучшим и редким произведениям русской (да и не только русской) эпической, масштабной прозы, где сама исто­рия, не успев ожить на экране, уже наполнилась живой, пре­красной, образной жизнью героев. Шукшин сам хотел играть и сыграл бы Степана Разина. Настолько могуч его актерский дар. Но он был больше чем актером, ибо был еще и замеча­тельным режиссером. Он и тут сумел выйти “из ряда вон”

Вот и получается: как ни ищи сравнений - их нет. Шук­шин не был “похож”, разумеется, на писавших и игравших своп пьесы Шекспира и Мольера; но ему ведь даже и это ле­стное “сходство” - вроде бы тоже ни к чему. Он - Шукшин. Этим все сказано. Он - сам по себе. Он был - и остается - удивительным явлением нашей жизни.

Жизнь словно сама становится гегемоном, формообразующим началом во всем этом великолепном разноликом творче­стве, которое покоряет нас ощущением не “сходства”, но сущности. Истинности. Правды. Ее неподдельной живой гар­монии.

Что и говорить, у этого творчества всегда есть форма. Да еще какая! Она не блещет “искусностью”, псевдосовременостью - тем показным лоском, внешним изяществом, виртуозностью, в которых всегда есть подспудное любование со­бою, своим мастерством, своей одаренностью (если только она есть). Шукшин же пишет так естественно, как говорит и мыслит его народ. Он играет своп роли так же просто, как существует: без натуга, без грима, без малейшего желания быть замеченным, услышанным, оставаясь словно в пределах ощущения собственного, личного, духовного бытия. Та­кова всегда бывает высочайшая ступень мастерства, та сту­пень искусства, где оно, это искусство, как бы уже исчеза­ет,- будто даже перестает существовать. Перед нами остает­ся видимое глазу, а еще больше - чувству, первозданное чудо жизни. Простое чудо. Некий, словно сам по себе творя­щий, животворный источник жизни.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив в 1943 году семилетку, будущий режиссер поступил в автомобильный техникум в Бийске. Через 2,5 года Василий Макарович бросает учебу и начинает работать колхозе. В 1946 году уезжает из родного села, работает слесарем на Калужском турбинном заводе, а затем на Владимирском тракторном заводе.

С 1949 года Шукшин по призыву служит в военно-морском флоте. В это время писатель создает свои первые рассказы, делится ими с сослуживцами. В 1953 года Шукшин из-за язвы желудка был уволен в запас. Василий Макарович возвращается в родное село Сростки, сдает экстерном аттестат зрелости и устраивается учителем русского языка в местную школу.

Творческая деятельность

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Свою первую небольшую роль Василий Макарович сыграл в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» . В 1958 году Шукшин получает главную роль в фильме «Два Федора». В этом же году был впервые опубликован рассказ писателя «Двое на телеге» в журнале «Смена».

С 1963 года Василий Шукшин, биография которого была пестра на разные профессии, работает режиссером в ЦКДЮФ. Вскоре в журнале «Новый мир» вышли рассказы «Классный водитель», «Гринька Малюгин» и первая книга писателя «Сельские жители».

В 1964 году был закончен первый полнометражный фильм Шукшина – «Живет такой парень», в котором снялся Л. Куравлев.

Последние работы

Несмотря на то, что Василий Макарович сильно мучился от язвы желудка, актер принимает приглашение С. Бондарчука сняться в новом фильме. Во время съемок фильма «Они сражались за родину», 2 октября 1974 года, Василий Шукшин умер. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

За свою краткую биографию Шукшин был трижды женат. С первой женой, односельчанкой Марией Шумской они расписались в 1955 году. В 1963 году Шукшин женился на Виктории Софроновой, дочери писателя А. Софронова. У них родилась дочь Екатерина.

В 1964 году Василий Макарович вступил в брак с Лидией Александровой (Чащиной). В этом же году мужчина познакомился с Лидией Федосеевой. Шукшин долго не мог определиться, с какой из женщин остаться, но в конце выбрал Федосееву. У них родилось две дочери – Мария и Ольга.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Отец Шукшина был расстрелян во время коллективизации, когда мальчику было всего 5 лет.
  • Первая жена не хотела давать Василию Макаровичу развод, поэтому, чтобы жениться во второй раз, ему пришлось потерять паспорт.
  • Чтобы Шукшин мог поступить в Московский ВГИК, его матери пришлось продать самую большую на тот момент ценность семьи – корову.
  • Характерной особенностью творчества Шукшина, по мнению критиков, является противопоставление колорита деревенской и городской жизни.

Василий Макарович Шукшин

Василий Макарович Шукшин , будущий известный режиссер родился 25 июня 1929 года в селе Сростки, в семье крестьянина. Получив семилетнее образование в 1943 году, становится студентом автомобильного техникума. Отучившись всего пару лет, он оставляет учебу и отправляется работать. Еще через полгода, он уезжает из родного края и устраивается на работу слесарем в турбинном заводе города Калуга, после он еще работал на тракторном заводе, но уже в городе Владимир.
В 1949 году Василия Макаровича призывают на срочную службу в армии. Именно там он сочиняет свои первые работы и с удовольствием читал их своим сослуживцам. В 1953 был уволен в запас, по причине, обнаруженной у него язвы. По возвращению в родной край, сдает экстернов экзамена на аттестат зрелости и идет работать учителем русского языка в сельской школе.
В 1954 году Шукшин поступает во ВГИК на режиссерское отделение.
Его дебютная, пускай и незначительная роль, была сыграна в 1956 году, в фильме «Тихий Дон» (фильм С. Герасимова). Уже через два года, в 1958 году, Василий Шукшин получил главную роль в киноленте «Два Федора». В этом же году печатается его первый рассказ в журнале «Смена» под названием «Двое на телеге».
В 1963 году Василий Макарович оканчивает ВГИК и идет работать режиссёром в ЦКДЮФ. Спустя недолгое время, в периодическом издании «Новый мир» выходят опубликованные рассказы «Гринька Малюгин», а так же «Классный водитель». В это же время публикуется дебютная книга Шукшина «Сельские жители».
В 1964 году заканчивает свою дебютную полнометражную киноленту под названием «Живет такой парень».
В 1974 год выходит один из наиболее популярных кинофильмов Василия Макаровича – «Калина Красная».
Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года во время съемок фильма «Они сражались за Родину». Похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
Василий Шукшин был четыре раза женат. Его первой женой была его "землячка" или, как он говорил, "односельчанка" - Мария Шумская, официально их брак был зарегистрирован 1955 году.
Второй брак Василия Макаровича был официально подтвержден в 1963 году, когда его избранницей стала дочь писателя Софронова – Виктория Софронова. От второго брака Василий и Виктория имеют общего ребенка – дочку Екатерину.
Третий брак Василия Шукшина был зарегистрирован в 1964. На этот раз спутницей жизни Василия Шукшина стала Лидия Чащина. В этом же году знакомится с Лидией Федосеевой. Долго находясь в подвешенном состоянии, Василий не может определиться, с кем из двух женщин хочет связать свою жизнь дальше, и в 1967 году Василий все-таки выбрал Лидию Федосеевну. В этом браке появляется еще две дочери – Мария(1967) и Ольга(1968).