Готовый проект на тему разнообразие родного края. Проект по окружающему миру "разнообразие природы родного края"

Светлана Евгеньевна Иванова
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе «Разнообразие природы родного края»

Проект по теме «»

Цель :познакомиться с разнообразием природы родного края , способствовать включению учащихся в активный познавательный процесс; развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, привлекать родителей к выполнению школьного семейного задания; воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе .

Планируемые результаты

Предметные

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Метапредметные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Оборудование :книжная выставка «Природа вокруг нас » , сообщения, презентация, видеоролик, выставка рисунков.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и присели.

2. Разминка.

1) Начнём наше занятие с разминки :

Прослушайте и закончите стихотворение :

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг ?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг … . (природа )

3. Актуализация ранее изученного

1)Давайте вспомним, что такое природа .

Заполните кластер «Природа » .

Работать будем в группах по 4 человека.

Природа

Неживая Живая

Полезные ископаемые Реки Растения Животные

Травы кустарники деревья

Звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся

Замечательно!

2. Фронтальный опрос.

3. Проверка д\з.

4. Сообщение темы и задач урока .

1. Сформулируйте тему нашего занятия? (открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края » )

Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края .

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

2) Отгадывание ребуса.

Отгадайте ребус : Р 1 а

Молодцы, правильно!

Давайте вспомним этапы работы над проектом.

1 этап : Изучение темы.

2 этап : Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.

3 этап : Оформление работы на листах А4

4 этап : презентация сообщений

Творческое название нашего проекта «Разнообразие природы родного края » (открыть на доске )

Физминутка

5. Работа над темой урока .

1. Сообщение учителя о Донецком кряже.

Донецкий кряж (Донецкий угольный бассейн- возвышенность на юге Восточно-Европейской равнины, на границе Украины и России. Общая площадь кряжа 23 тыс. км.

Донецкий кряж является возвышенностью с ровными межречными пространствами и долинами, которые имеют горный характер. Средняя высота поверхности равняется 200-300 м. Высшая его точка - Могила Мечетная - поднимается на 367 м над уровнем моря. Поверхность глубоко расчленена речными долинами, оврагами и балками.

Естественный ландшафт области дополняется наличием глубоких карьеров, терриконов, обвалов.

Преображенский В. С. так характеризует рельеф Донецкого кряжа : «Одной из важнейших общих черт рельефа Кряжа является сочетание обширных равнинных междуречных пространств с относительно глубокими, крутосклонными долинами, имеющими нередко горный облик».

Долины глубокие, нередко с выходами коренных пород на склонах. Водоразделы имеют вид слабоволнистых равнин, почти полностью распаханных. Характерная черта рельефа - наличие форм антропогенного происхождения :терриконы, карьеры и другое. Характерной чертой природного ландшафта кряжа являются многочисленные балки, многие из которых, в силу их непригодности длясельского хозяйства, остаются в первозданном виде.

Грунты на окраинах кряжа - чернозёмы, в центре - серые оподзоленные. В поймах речек и балок - луговые чернозёмы, луго-болотные, преимущественно с засоленными грунтами.

Гипотеза проекта Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества : леса, луга, реки – то мир природы нашего края богат и разнообразен .

2. Презентация

3. Работа над пословицами.

Рядом с человеком всегда жили животные – собаки, кошки, домашние птицы и многие другие. И нам всегда свойственно любопытство и любознательность, особенно детям. Замечая особенности поведения животных, люди делились этими наблюдениями друг с другом, передавали знания из поколения в поколение. Так и появились пословицы и поговорки о животных. Кстати, не только домашние прирученные животные фигурируют в этих пословицах. Человеку интересны также были и дикие звери. Существует большое количество интересных пословиц и поговорок о животных

Без осанки и конь корова.

В холод кошка мышей не ловит.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Дай курице грядку - изроет весь огород.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Не все коту масленица.

Лошадь узнают по бегу, а сову по полёту.

У хорошего хозяина нет плохой лошади.

4. Сообщения.

5. Загадки.

Физминутка

6. Охрана живой природы . Видеоролик

6. Итог урока . Рефлексия. Д\з выполнить задания на стр. 85, прочитать страничку для любопытных стр. 86.


Урок с применением ИКТ

Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:

Метапредметные:



оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:


Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!


Вводная беседа:



- Назовите тему проекта.


Формулировка темы урока







(В группе и индивидуально).

3. Защита проекта
А) 1 группа




Вначале работы:

После этого:

Сфотографировали их.


В конце работы:



Б) Заслушивание сообщений



Итог:
Что нового узнали?






В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.

После этого:



Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:

2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Г) Заслушивание сообщений


Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения


- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)





(Зачитывание писем)

презентация результатов
1 группа – альбом



2 группа – газета



4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,

Пришла из лесу птичница


Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)



5.Итог урока

- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)





полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным







Домашнее задание

- Урок закончен.



Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока

Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений

«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:

- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом

Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета

Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)

Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.

МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов средняя школа №50 г.Екатеринбурга

ПРОЕКТ «Разнообразие природы родного края»

УРАЛ

Выполнил ученик 3Б класса ХОДЫРЕВ БОГДАН

Цели проекта: -сформировать у учащихся представления о разнообразии природы родного края, -познакомить с особенностями групп животных и растений, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, -развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, -способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру, развитию нравственных и эстетических качеств

Задачи: -изучить растительный и животный мир родного края, -систематизировать знания о лекарственных растениях, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе, -повысить уровень сознания у учащихся к чистоте в природе, -воспитывать чувство гордости за нашу любимую Родину, -развивать внимание, сообразительность

Природа -это все, что нас окружает и не сделано руками человека.

Природа нашего края разнообразна, богата, красива!

Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух континентов: Европы и Азии. С запада от Урала лежит Западно -Европейская равнина, с востока – Восточно -Сибирская низменность. В центре региона – Уральская горная система. Протяженность Уральских гор около 2500 км – от Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана.

На Урале огромные площади отведены под заповедники и заказники, площадь некоторых из них больше, чем площадь небольших европейских государств, поэтому здесь любителей природы встречает не имеющие аналогов в Европе видовое разнообразие как флоры, так и фауны.

Дятел

Дятлы – птицы черные с красными пятнами на голове и брюшке. Имеют гибкий язык почти такой же длины, как и клюв. В начале марта дятел начинает стучать по дереву и привлекает самку. Гнезда не строят, а выдалбливают дупла. В них и откладывают от 2 до 8 яиц, которые будут лежать на трухе на дне дупла. Родители сидят на яйцах по очереди. Кормят птенцов очень часто. Они быстро перелетают с дерева на дерево и достают корм из-под коры, клювом добираются до ходов, в которых находятся личинки и насекомые. Длинным языком, покрытым щеточками и смоченным в липкой слюне, дятел легко достает добычу из этих ходов. Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена, пустую- выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек. Весной долбят березы и пьют сок. В конце лета питаются поспевшими ягодами.

Капустница

Эту красивую светлую бабочку можно увидеть на опушках, лугах, в садах. Эти легкие создания природы поднимаются в небо на высоту 20 – 70 метров, и могут развивать приличную скорость, равную 20 – 30 км/ч. Длина тела 30мм, покрыто тонкими волосками, состоит из головы, груди и брюшка. У неё 6 ножек, на каждой ноге по два острых коготка. Челюсти представляют собой хоботок, скрученный спиралью. Когда она пьёт цветочный нектар, хоботок выпрямляется, глаза большие. Длинная пара усиков очень чувствительна. Зрение и обоняние развито хорошо. У капустницы две пары крылышек, покрытые чешуйками. Питается нектаром цветов, никакого вреда нашей природе. А вот её потомство – бедствие для огородников. За сезон самка откладывает яйца 2-3 раза. Она отложит около 100 яиц, и улетит, больше не думая и не заботясь о потомстве. Через неделю из яиц выбираются гусеницы. Они поедают сочную мякоть листьев. В состоянии гусеницы пробудет 2 – 4 недели. Птицы неохотно клюют гусениц капустницы, потому что эти для защиты выделяют ядовитый секрет.

Кузнечик

Кузнечики относятся к самым древним отрядам насекомых, они развивались примерно 300 миллионов лет назад. Отличительная черта кузнечиков – очень длинные усики, превышающие длину тела. Передняя пара крыльев превращена в кожистые надкрылья. Левое надкрылье – поверх правого. У самок имеется яйцеклад, вытянутый и сплюснутый с боков. А самцы кузнечиков способны стрекотать, потирая приподнятые надкрылья, друг о друга. В основаниях надкрыльем имеются элементы звукового аппарата. Приподняв надкрылья, кузнечик быстро вибрирует ими, усиливая звуковую силу стрекотания. Когда кузнечик, выше приподнимает крылья, стрекотание его звучит тоном ниже, но громче. Звуки, производимые самцами, указывают, что данная территория занята или служат для привлечения самок. Кузнечики – хищники, они питаются другими мелкими насекомыми, например колорадского жука, гусениц бабочек, что и делает их полезными для человека. Однако они могут приносить и некоторый вред, так как потребляют и растительную пищу, объедают почки и молодые листья культурных растений. Зимуют они в почве в фазе яиц, откладываемых небольшими группами или поодиночке. Весной из яиц появляются личинки. Они развиваются 50-70 дней, проходя 5-7 возрастов. Кузнечики заселяют неудобные участки, поросшие бурьянной растительностью и кустарниками, обычно это склоны предгорий, оврагов.

Майский жук

Майский жук - одно из самых известных насекомых. И далеко не с лучшей стороны. Личинки жука - страшные вредители. Они живут в земле, поедая корни и стебли растения. Личинки жука необычайно прожорливы, и их десяток может уничтожить всю растительность на одном квадратном метре. Взрослые жуки тоже любят поесть. Они обгрызают молодые листочки на деревьях. Почти все пять лет майский жук живёт под землёй. Первое лето питается перегноем и корешками трав. На зиму личинки забираются в глубину метра на полтора, а весной снова перебираются поближе к корням. На втором году личинки питаются уже корнями юных деревьев. На третий год личинки достигают размеров 5-6 сантиметров – и способны перегрызть корень даже взрослого дерева. На четвёртом году жизни личинка превращается в куколку, через месяц-два – в жука. И эти молодые жуки продолжают жить под землёй – до следующей весны. И ближе к маю, когда становится тепло и на деревьях появляется листва, майские жуки начинают свои полёты.

Оса

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей. В каждое гнездо самка помещает добытое на охоте живое (пчелу, муху, гусеницу, паука) и откладывает в его тело яйцо. Таким образом, личинка обеспечена живым кормом на весь период развития. Вход в гнездо плотно запечатывается, оса к нему не возвращается, а сразу же приступает к строительству нового гнезда и заготовке нового насекомого для следующей личинки. Молодая оса сама выбирается наружу. Взрослые насекомые питаются нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Нередко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также арбузов и ягод. В период жаркого лета осы представляют серьезную угрозу не только для пчеловодов, так как способны уничтожить пчелиную семью полностью, но и для человека: они агрессивны и могут нападать без повода. Жало ос не имеет зазубрин, они могут жалить много раз. Очень опасны укусы в область лица, ротовую полость. Рекомендуется применить примочку разбавленным водой нашатырным спиртом, смазать пораженное место соком подорожника, петрушки, приложить лёд, применить любой антигистаминный препарат и немедленно госпитализировать пострадавшего в лечебное учреждение

Пиявки

Пиявки - подкласс кольчатых червей. Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. . Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самый крупный представитель до 45 см. Все пиявки - хищники, питающиеся кровью большей частью теплокровных животных или моллюсков, червей и т. п.; , встречаются также виды, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи - около полутора лет. Живут они преимущественно в пресных водах или во влажной траве. Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми она может прикрепляться к подводным предметам. Пиявка присасывается к ним передним концом, сгибается в дугу, перемещается.

Шмель

Шмели - это крупные густоопушённые пчёлы. Эти полезные насекомые неустанно носятся от цветка к цветку и поэтому являются ценнейшими опылителями. Хоботок у шмелей очень длинный, и с его помощью они легко добираются до нектара цветков с узкими и глубокими венчиками. Гнёзда шмели устраивают в земле или в другом удобном месте. Покинутая мышиная норка, моховая кочка, дупло, гнездо белки, скворечник - все годится для этой цели. У рабочих шмелей на задних лапках есть аппарат для собирания пыльцы; он состоит из «корзиночки» и «щеточки». Пачкаясь в цветочной пыльце, шмели переносят ее с цветка на цветок и опыляют растения. Шмели жалят не так больно, как осы и пчелы. Кроме того, они менее поворотливы и гораздо миролюбивее. Поэтому на их гнезда часто нападают мыши, барсуки, лисицы и поедают шмелиный мед, личинок и куколок. Для шмелей критическими факторами оказались распашка земель и обработка угодий пестицидами. Исчезают цветущие луга, применяются удобрения - и все реже гудят весной неутомимые труженики-шмели. Численность этого вида насекомых находится на критически низком уровне в связи с интенсивным выпасом скота и сенокошением - и то и другое приводит к гибели гнезд.

Муравьи

Муравьи, как представители группы насекомых, знакомы каждому человеку. Они распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Известно около 10 тыс. видов этих насекомых. Размеры тела их бывают от 8 до 30 мм. Окраска от светло-жёлтой до чёрной. У большинства видов развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчёл, семьи насчитывают до 1 млн. особей в муравейнике. У них есть и свои пастбища. Они выводят тлей и доят их. Питаются эти насекомые беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений и выделением тлей.

Крот

Кроты-маленькие подземные зверьки с длиной тела от 4 до 20 см. Имеют окрас шерсти от черного до темно-серого. Шерсть у кротов растет прямо, что позволяет им свободно перемещаться под землей в любом направлении. Весят от 8 до 160 грамм. Зрение слабое, у некоторых видов глаза и вовсе затянуты кожей, но очень хорошо развито осязание и обоняние. Крот роет землю передними лапами и в отличие от мышей и прочих грызунов не грызет землю передними резцами, поэтому обитает в местах мягкого грунта. Питаются кроты дождевыми червями, майскими жуками, куколками различных бабочек. В поисках пищи проделывают в земле длинные переходы(на глубине от 0,5 до 2 метров) и могут прокопать за сутки до 60 метров подземных галерей. В поисках пищи кроты повреждают корни деревьев и различных хозяйственных культур, в связи с этим люди пытаются бороться с ними химическими средствами, убивая тем самым этих симпатичных и полезных животных(польза от кротов состоит в том, что они рыхлят почву, способствуя её увлажнению и аэрации, а также уничтожают большое количество вредителей).

Ежик

Приблизительно пятнадцать миллионов лет назад появились ежи на нашей планете. Большинство из них имеют хвосты. Он короткий - только три сантиметра, незаметен, поскольку прячется под иголками. У ёжика приблизительно десять тысяч иголок. Раз в три года происходит их постепенное обновление. Иглы растут достаточно долго, приблизительно год. По своей природе ежики подслеповаты, хотя и способны различать цвета. Однако у них тонкое обоняние и невероятно острый слух. Во рту насчитывается тридцать шесть зубов, как и у людей, к старости они могут выпасть.

ЩУКА

Щука распространена в пресных водах, живет в водных зарослях, непроточных или слабопроточных водах. Длина рыбы до 1,5 метра, масса до 35 кг. Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленая, серо-желтая, спина темнее, бока с крупными бурыми пятнами. Кормится преимущественно рыбой. Самки щуки начинают размножаться на четвертом, реже третьем году жизни. Нерест происходит при температуре +3-6 градусов сразу после таяния льда. Рыбы находятся на мелководье и шумно плещутся. В зависимости от температуры воды развитие икры происходит 8-14 дней, личинки, которые из нее выводятся, имеют 6-7 мм в длину. В водоеме щука держится в зарослях водной растительности, обычно она там держится неподвижно и, затаившись, внезапно бросается на добычу. Пойманная, она проглатывается почти всегда с головы - если щука схватила ее поперек тела, то, перед проглатыванием быстро разворачивает головой в глотку. Щука довольно широко разводят в прудовых хозяйствах. Эта рыба также является важным объектом спортивного и любительского рыболовства.

ЗАЯЦ-РУСАК

Заяц-русак довольно крупный, тело до 70 см длиной, весит от 4 до 7 кг. Его летняя окраска - серая, чуть коричневатая, шерсть блестящая, шелковистая. Зимний мех немного светлее летнего. Линяет заяц весной и осенью. Русак любит открытые пространства: поля, луга, опушки, вырубки, поляны. В хвойных лесах живет редко. Встречается у рек, в оврагах рядом с полями зерновых и недалеко от деревень (особенно зимой). Зайцы активны обычно в сумерки и ночью. Днем лежит в неглубоких ямках под кустом, за поваленным деревом или в стогу сена. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Бегает заяц быстро, его скорость до 50 км/ч по прямой дороге. Путает следы. Неплохо умеет плавать. Как и все зайцы, русаки - тихие звери: они издают пронзительный крик только когда их поймают или ранят. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. А еще заяц стучит лапами, как в барабан. Питаются побегами, корой деревьев и кустарников, семенами, травой, а на полях - подсолнечником, гречихой, овощами, арбузами. Живут русаки 5-7 лет, некоторые до 10. На зайцев охотятся лисы, волки, рыси, орлы и, конечно, люди. Охотники истребляют зайцев в больших количествах, поэтому сейчас зайцев-русаков не так много, как раньше. Зайцы гибнут и из-за того, что поедают обработанные ядами от вредителей посевы на полях. Ученые призывают бережнее относиться к этим животным.

Лось

Лось- парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых. Длина тела лося может достигать до трех метров, а высота в холке до 2, 5 метров, длина хвоста животного может варьироваться от 12-15 см. Это очень спокойный и миролюбивый зверь, даже не смотря на его грозный и устрашающий вид. Излюбленные корма лося – побеги пихты, сосны, ивы, рябины, малины, черемухи, шиповника, брусники, черники. Подсчитано, что за год лось примерно проедает пять тонн растительности. Рога лоси сбрасывают в декабре, а новые успевают отрасти к августу. Наиболее опасны для лосей такие враги: волки в стаях, медведи. Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час. Они отлично плавают, причем могут плыть со скоростью до 10 километров в час. Лоси даже могут нырять и задерживать дыхание до 30 секунд. У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику. Лося можно одомашнить.

Сирень

Кустарник высотой до 6м. Цветет в конце мая. Листья ярко- зеленые, корни мощные. Цветки появляются вместе с листьями, с сильным ароматом. Осенью листья сирени не желтеют, опадают зелеными. Хорошо растет на открытых солнечных местах с низкими грунтовыми водами. Терпит бедные почвы, но обильно цветет и формирует красивый куст на плодородных и средних по богатству почвах. В засушливое лето молодые растения необходимо поливать. На бедных почвах обязательно подкармливать. Регулярная обрезка рано весной поддерживает форму куста, а срезка части цветущих побегов способствует обильному цветению на следующий год. В медицине используются листья и цветки.

Береза

Слово береза означает «светлый, ясный». Род листопадных деревьев и кустарников. Берёза самая распространенная из наших лиственных пород и является важнейшей древесной породой, произрастающей в лесах. Кора обычно гладкая, покрыта слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающейся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розовая, у некоторых серая, коричневая и даже черная. Листья цельные, зубчатые, с перистым жилкованием. Цветы собраны в сережки. Размножаются семенами. Возраст большинства представителей рода не превышает 100-120 лет, отдельные деревья достигают 300 лет. Большинство видов морозостойки, нетребовательны к почвам и светолюбивы. Широко используется в столярном деле, изготовлении фанеры, в бумажной промышленности, идет на внутреннюю отделку помещений и всевозможные изделия. Из бересты гонят деготь, изготовляют корзины, художественные резные изделия.

Рябина

Рябина обыкновенная - дерево высотой до 20 м. Растет в хвойно-мелколиственных лесах, по опушкам и прогалинам, а также в зарослях кустарников по берегам рек и озер. Часто разводится как декоративное растение в парках и садах. Весной она покрыта белыми, кремовыми или возовыми ароматными цветами, летом они привлекательны из-за своих блестящих кожистых ярко-зеленых листьев, которые в сентябре-октябре приобретают изумительный багряный оттенок, проходя стадии желтого и оранжевого. И, наконец, поздней осенью и зимой они украшены шикарными гроздьями блестящих ягод, цвет которых от розового, оранжевого, ярко-красного и коричневого. Плоды рябины необычайно богаты витамином С и издавна используются в домашней кулинарии для изготовления вина, пива, джемов, варений, желе, киселей, десертов и соусов. На вкус они кисло-горькие, поэтому употреблять их рекомендуется в готовом виде с добавлением сахара. Говорят, что ягоды рябины становятся слаще на вкус после первых заморозков, но, если вы планируете их использовать - оставляя их на ветках в ожидании этих самых заморозков, вы рискуете остаться и вовсе без ягод, ведь они являются любимым лакомством птиц.

Земляника

Лесная земляника растет она на лугах, среди кустарников и в осветленных лесах, на опушках и полянах. В нашей местности она особенно крупная и сочная. Корневище земляники короткое, побеги ползучие, укореняющиеся в узлах (усы). Зацветает в конце мая - начале июня, цветет все лето. Плоды созревают в конце июня - августе. Листья у земляники снизу покрыты шелковистыми волосками. Природа наделила их способностью регулировать запасы влаги в кустике. Лесная земляника - ценное растение. Эта лесная ягода - копилка витаминов. Плоды содержат полезные для организма человека вещества: витамин С, каротин, кислоты (яблочная, лимонная, салициловая), дубильные вещества, эфирные масла и микроэлементы: медь, марганец, хром. Особенно много железа, которое находится в семенах. Листья богаты витамином С, дубильными веществами. Ягоды земляники лесной едят в свежем виде, а также используют для приготовления соков, отваров, компотов, варенья, сиропов, настоев. Лекарственным сырьем являются ягоды и листья в свежем и высушенном виде. Землянику издавна применяют в народной медицине чуть ли не от всех болезней. Землянику называют «царицей» растительного мира, потому что она отличается богатейшим химическим составом. Считается, что в этой ягоде содержится много еще не изученных веществ, которые, возможно, и делают ее столь целительной.

Крапива

На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, получившим всеобщее признание, можно назвать, пожалуй, одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В 19 веке европейцы процеживали через крапивное сито мед и просеивали муку. Крапива повышает удои у крупнорогатого скота, а также яйценоскость у гусей и кур. В настоящее время крапива успешно применяется в медицине и кулинарии – она входит в состав многих аптечных сборов. Крапиву используют в косметических целях, хорошо останавливает кровотечения. Из крапивы готовят вкусный зеленый борщ. В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.

РОМАШКА

Ромашка - однолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, ветвистый высотой от 20 до 60 см. Корень тонкий, стержневой, мало разветвленный. Листья очередные, сидячие длиной 2- 5 см. Цветочные корзинки с белыми лепестками, в середине с желтыми цветками. Цветет с мая по сентябрь. Растет по краям полей, обочинам дорог, на пустырях и лугах. Растение широко применяется в лечебных и косметических целях. . Ромашка обладает прекрасными противовоспалительными свойствами, препараты из ромашки показаны при бессоннице, нервном перенапряжении. Ромашка является противовирусным средством и применяется при простудных заболеваниях, при гриппе. Ромашка очень благотворно влияет на желудочно-кишечный тракт, снимает спазмы и воспаление. Помогает заживлять ранки и трещинки. Содержит: медь, селен, цинк, яблочную, салициловую, никотиновую кислоту. Широко применяется в косметологии. Снимает воспаление, покраснение, раздражение кожи

Сосна

В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны.

Черемуха

Листопадное дерево иногда кустовидное высотой около 10-17 м, с простыми зубчатыми листьями. Цветёт в апреле-июне. Цветки белые, собраны в длинные рыхлые поникающие кисти. Плодоносит в июле. Плод - округлая костянка, сначала зеленая, при созревании чёрная, 8-10 мм, сладкая, сильно вяжущая.

Лопух

Лопух (репейник) - это многолетнее травянистое растение с прямым, твёрдым, упругим, войлочноопушенным стеблем. В первый год образовываются очень большие прикорневые листья на длинных прямых, сочных черешках. На второй год - высокий (до 3 м) прямой стебель с небольшими красно-фиолетовыми корзинками соцветий, расположенными на верхушках цветоножек. Цветёт лопух в июне-августе. Растёт повсюду: в лесах и кустарниках, вблизи жилья, по канавам, на влажных пустырях, вдоль дорог и т. п. С лечебной целью используют корни, листья и верхушки репейника. Препараты из лопуха обладают ранозаживляющими, мочегонными и потогонными свойствами. Применяют их при некоторых кожных заболеваниях, при воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта, горла, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

Подорожник

Подорожник растёт по обочинам дорог - отсюда и его название. Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы. С лечебной целью используются трава и семена растения. В народной медицине листья подорожника большого применяют наружно при длительно не заживающих ранах или язвах. Листья растения применяются при порезах, нарывах, ушибах, зубной боли. Сок из листьев оказывает болеутоляющее противовоспалительное действие при укусах пчел, ос, шмелей и даже змей. Это растение используется при лечении злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта, а также как отхаркивающее и противовоспалительное средство при заболеваниях бронхолегочной системы. Семена, содержащие много слизи, используются как сильное обволакивающее и успокаивающее средство при воспалении слизистой оболочки глаз и кишечника.

Калина

Калина обыкновенная - это кустарник высотой 2-4 м. Свое название «калина» получила за окраску плодов, сходное с цветом раскаленного железа.(калить- нагревать до красна). Цветет калина с конца мая до июля, плоды созревают в августе-сентябре. Калина является быстрорастущим деревцем. Ее годовой прирост достигает 30-70 см. Доживает калина до пятидесятилетнего возраста. Калина растет в смешанных и лиственных лесах, на мокрых лугах, по берегам рек, болот, в зарослях кустарников, по опушкам лесов, берегам озер, на лесных вырубках с влажной почвой. Сухие почвы и прямое освещение не любит. Считается растением неприхотливым. В 1948 г. было установлено, что кора калины обыкновенной может служить лекарственным сырьем для получения кровоостанавливающего экстракта. Кора заготавливается ранней весной, когда её легче снимать. Полезными свойствами у калины обладают все ее части: ягоды, семена, кора, корни, цветы.

Пижма

Пижма является многолетним растением, высота которого достигает 150 сантиметров. Корневище пижмы деревянистое, длинное и ветвящееся. Растение имеет многочисленные стебли, которые ветвятся в верхней части, слегка опушенные или голые. Самые нижние листья растения черешковые, остальные - жесткие и сидячие. Листья пижмы очередные, с верхней стороны темно-зеленого цвета, с нижней - желёзистые с точками. Лекарственным сырьем у пижмы являются цветочные корзинки, сбор которых проводят в период полного цветения. Соцветия срезают с цветоносными стеблями длиной не более 2 сантиметров. Собранное сырье сушат в хорошо проветриваемом помещении или в тени под навесом. Высушенное сырье хранят в тканевых мешках или картонных коробках не более 2 лет.

Мать и мачеха

Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветные. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отхаркивающие средство. Окрас цветков золотисто-жёлтый. Листья прикорневые и появляются после того, как растение отцвело, имеют округло-сердцевидную форму, немного угловатые, достаточно плотные, имеются неровные зубчики на краю, снизу и сверху листики беловойлочные. Когда прикасаешься к листьям, они кажутся тёплыми, верхняя поверхность голая, холодная. Семянки у мать-и-мачехи с хохолком. Мать-и-мачеха растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, на полях.

Мухомор

Растет одиночно и небольшими группами с июня до осенних заморозков. Грибы очень ядовитые. Лоси с удовольствием едят их. Для лесных великанов они полезны Прорастает в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Говорят, что свое название мухомор получил за то, что у старых грибов шляпка загибается по краям вверх, образуя блюдечко. В это блюдечко попадает вода и становится ядовитой для мух. Мухомор – красивый гриб, Лоси лишь его едят Только очень ядовит. И при этом говорят: - Нет надежнее мекстуры! Съел- и нет температуры! Мухомор -целебный гриб, Он для нас не ядовит.

Широкие, привольные,

Родимые края…

Берёзка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Кругом так славно, солнечно,

Куда ни поглядишь,

Над озером тихонечко

Колышется камыш.

Плывут протокой узкою

Утята чередой.

Люби природу русскую,

Храни, читатель мой!

Транскрипт

1 МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховский муниципальный район Московская область Проект на тему «Разнообразие природы родного края» Автор проекта обучающийся 3 А класса Блашников Георгий Андреевич Руководитель проекта учитель начальных классов Динейко Ирина Александровна Серпухов год 1

2 Оглавление Введение 3 1 Природа, растения и животные Калужской области 4 2 Растительный мир Калужской области 5 3 Животный мир Калужской области 7 4 Климат в Калужской области 9 5 Речная сеть 10 6 Почвы 11 7 Уникальные места 12 Заключение 13 2

3 Введение Данная тема мною была выбрана не случайно. Современные люди не приучены беречь природу, у них отсутствует культура поведения в окружающей среде, и это может привести к необратимым последствиям. Поэтому говорить о красоте природы, которая нас окружает, призывая задуматься над тем, чего мы лишимся, если не изменим своего отношения к ней, важно и актуально. Я живу на Калужской земле, и меня заинтересовало, какими природными ресурсами обладает мой родной край. Цель проекта: изучить разнообразие природы родного края (Калужской области). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Узнать, какие растения, животные обитают на территории Калужской области. 2. Какими водными ресурсами богата калужская земля. 3. Какие уникальные места имеются в родном крае. 4. Выступить перед одноклассниками с проектом с целью обратить их внимание на окружающий нас прекрасный и разнообразный растительный и животный мир, задуматься о последствиях неправильного поведения в окружающей среде, призвать бережно относиться к природе, и привлечь к составлению фотоальбомов своих впечатлений о природе - «Прекрасное рядом». 3

4 Природа, растения и животные Калужской области Калужская область распростёрла свои чудесные просторы в самом центре Восточно-Европейской равнины. Этот дивный край завораживает всех путешественников своими сказочными лесами, которые покрывают собой едва ли не весь регион. Мягкий умеренно-континентальный климат предоставляет возможность насладиться всеми временами года, исследуя эту прекрасную землю. Древняя Русская платформа, на которой расположена область, изобилует полезными ископаемыми. В толще земли можно обнаружить бурый уголь, известняк и фосфориты. А теперь более подробно опишем этот край реликтовых лесов, чтобы прочувствовать красоту и первозданное разнообразие здешней природы. 4

5 Растительный мир Калужской области Регион расположен сразу в двух зонах, которые выделяют исходя из типа растительного покрова. Хвойно-широколиственные леса отвоевали для себя самую большую площадь и теперь гордо пестрят деревьями, мерно покачивающимися на ветру. В центральной и восточной части притаились широколиственные леса, которые своими небывалыми красотами невольно притягивают взоры пытливых исследователей. Однако в наше время состав лесов неуклонно меняется. Теперь леса постепенно приобретают смешанную форму, а на первые места по численности выходят берёза и осина. 5

6 Растительный мир области чрезвычайно богат. Сосудистые растения представлены сразу 1121 видом. Просто небывалый размах. Среди этого многообразия можно выделить хвощи, подобные карликовым ёлочкам, и папоротники, когда-то, в прошлом, сравнимые по высоте с самыми высокими деревьями современности. Мхи и лишайники укрывают влажные луга и болотистые местности сплошным ковром, а водоросли безраздельно царствуют в многочисленных водоёмах. Грибы не отстают от собратьев и протягивают свои грибницы на сотни километров, скрываясь под землёй до благоприятного момента, когда появится возможность выйти из тьмы на поверхность. Травянистая растительность очень разнообразна и, в основном, типична. Однако на фоне обычных видов встречаются и редкие и охраняемые растения. Это различные виды орхидных: венерин башмачок, пальчатокоренники, пыльцеголовники, ятрышники, неоттианте, дремлики и другие; чилим или водяной орех; ковыль перистый (степной вид); медвежий лук или черемша; плауны; папоротники: сальвиния, многоножка, страусник, ужовник, гроздовники и многие другие. 6

7 Животный мир Калужской области Животный мир не уступает в разнообразии растительному. На территории региона живут и развиваются сразу три вида животных это степные виды, северные и западноевропейские. Многие из них сейчас являются охраняемыми: обитает на некоторых водоемах области выхухоль - реликтовый эндемичный вид, занесенный в Красную книгу МСОП; встречается крупная летучая мышь гигантская вечерница - естественно редкий вид; отмечаются такие птицы, как чёрный аист, скопа, беркут, орланбелохвост, сапсан, балобан; среди громадного числа видов насекомых заслуживают особого внимания жук восковик-отшельник, некоторые виды шмелей, красавец аполлон обыкновенный - бабочка, являющаяся редкой во всем мире, и другие. Многочисленность водоёмов Калужской области и чрезвычайные различия условий существования в них привели к тому, что количество видов рыб, живущих на территории региона, перевалило за число 41. В водах обитают традиционные виды рыб щука, лещ, плотва и окунь. В регионе существуют многочисленные рыбные хозяйства, занятые выращиванием толстолобика и карпа. 7

8 В густых лесах можно встретить лося, кабана, зайца русака и даже лисицу. Земноводные представлены 11 видами. Это различные лягушки, а также тритоны, жабы. В области насчитывается 7 видов пресмыкающихся. Самым опасным представителем этого вида является гадюка, яд который способен привести к печальным последствиям, если укушенному вовремя не оказана необходимая медицинская помощь. Безопасной змеёй является уж, довольно распространённый в этих местах. Ещё часто встречаются различные ящерицы. В Калужской области существует 267 видов птиц и около 68 видов млекопитающих. Животный мир региона чрезвычайно богат и вполне заслуживает внимания туристов, которые занимаются исследованиями живой природы. 8

9 Климат в Калужской области Умеренно-континентальный климат приводит к довольно чёткой выраженности времён года. Самая холодная северная часть области, чуть-чуть теплее в центральной части. Самым тёплым местом на карте региона традиционно является юг, лесостепная зона которого находится в благоприятных погодных условиях в течение года. Зимой, в январе, на территории Калужской области средняя температура находится на отметке -9 градусов. Летом же чрезвычайно повышается влажность, а средняя температура в июле держится в пределах +19 градусов. Среднегодовая температура на северной стороне региона равна значению +3 градуса, тогда как на южной оконечности Калужской области этот показатель составляет +3,6 градуса. Годовая сумма осадков равна мм, причем две трети их выпадает в виде дождя и одна треть в виде снега. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западных направлений. 9

10 Речная сеть Весь комплекс природных условий и, прежде всего, климат обусловливает широкое развитие речной сети. По территории области протекает 2043 реки, около 200 из них имеют протяженность более 10 км. Реки области относятся к Волжскому бассейну, и лишь на западе протекают реки Днепровского бассейна - Болва и Снопоть. Самые крупные реки области: Ока, Угра, Жиздра, Протва, Шаня, Вытебеть, Болва, Рессета, Ресса, Суходрев. Все реки характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением. Многие из них в пойме имеют озерастарицы. Озер в области мало, а уж крупных - тем более. Длина самого крупного - 4 км (Желоховское), остальные едва ли достигают длины 2-3 км. Озера пригодны для рыбалки, а на их берегах оборудованы базы отдыха. В области 19 водохранилищ, среди наиболее крупных можно назвать Ломпадь, Неполоть, Брынское, Милятинское. К водным ресурсам можно отнести и болота, они на территории имеются, но их очень мало, да и предназначение у них определено: здесь обнаружены залежи торфа, которые активно разрабатываются. 10

11 Почвы Географическое положение области на стыке лесной и лесостепной зон определило весьма значительную здесь пестроту почвенного покрова. Господствующими же являются дерново-подзолистые почвы, которые в центральных и восточных районах сменяются светло-серыми лесными. 11

12 Уникальные места Множество уникальных мест в Калужской области и многие из этих мест сейчас являются особо охраняемыми природными территориями: в Ульяновском районе существует Государственный заповедник "Калужские засеки"; на многие километры протянулся по области национальный парк "Угра"; практически во всех районах существуют памятники природы и число их в будущем будет расти. 12

13 Заключение В заключении хотелось бы сказать, что цель, которую я перед собой поставил, достигнута, природа Калужской области изучена и поражает своим разнообразием. С точки зрения экологии, Калужская область входит в число наиболее чистых и благоприятных для проживания. Мною были сделаны фотографии, отражающие красоту родного края (см. Приложение, с). В дальнейшем планируется составление фотоальбомов нашего класса о природе Калужской земли - «Прекрасное рядом», и оказание посильной ежедневной помощи по сохранению природы. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! Список литературы и интернет-ресурсов: 1. Атлас Калужской области / Автор-составитель В. В. Трефилов; Ред. Н. В. Солнцева. - Калуга: Золотая аллея, с экз. -- ISBN (в пер.) 2. Официальный сайт муниципального района «Жуковский район» 3. Статья «Животный мир Калужской области» В.А. Марголина, доцента Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, к.б.н. 4. «О Красной книге Калужской области» Алексеев С.К., Сионова М.Н., Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся 13

14 (сборник статей). Вып. II. Под ред. Сионовой М.Н., Поляковой Э. А. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского С Хвойный лес 14

15 Берёзовый лист Маленький водопад 15

17 Рыжковские горки 17

18 18


МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ П А С П О Р Т ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ "ПЕЩЕРА ТУТ-КУШ" г. Горно-Алтайск 2012 г. ПАСПОРТ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ 1. Наименование объекта: Пещера

Животный мир ХМАО Бурые медведь Волк Бурундук Белки Заяц Лось Куница Северный олень Лиса Соболь Песец Бобр Ондатра Лесной олень Содержание: Бурый медведь Бурый медведь- типичные обитатели обширных лесных

ЗАДАНИЯ Муниципального этапа областной олимпиады школьников по биологии. 5 класс 2015-2016 учебный год Максимальный балл 104 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Максимальное количество баллов - 61 ЗАДАНИЕ 1. Задание включает

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Андрей Филиппович Кнорр Заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО

Тема: Природные зоны Евразии. Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Задачи: Ознакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями

Сведения об объектах сельского туризма, расположенных на территории муниципального образования «Грайворонский район» п/п Наименование объекта сельского туризма 1 Гостевой дом Крестьянское подворье на Ворскле

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Краткая аннотация к программе «Биология» Биология в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение живой и неживой природы, изучение организма

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГБУ РС(Я) «ДИРЕКЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ООПТ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РС(Я)» Семь чудес реки Лена Тойон- Аринский наскальный рисунок. Рисунок

Предмет Класс УМК Окружающий мир 4 класс «Начальная школа XXI века» Тема и номер урока в теме Базовый учебник Зона степей (урок 2:Степи и человек) Окружающий мир 4 класс в 2 частях Н.Ф. Виноградова и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 8 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Пояснительная записка. Воспитанию любви к Родине, укреплению их физического и психического здоровья детей и подростков служит природное окружение, оно же способствует развитию эстетических и нравственных

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. 5 (220). Экология. Природопользование. Вып. 5. С. 44 49. О. Ю. Ленская, М. Г. Ботова ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО

Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии 6-9класса общеобразовательных учреждений. География России.И.И

Жизнь деревьев.- М.: МАХАОН, 2014.- 32с. Где зародилась жизнь на Земле? Какие существуют леса на нашей планете? Что вы знаете о жизни деревьев? Всё это вы сможете узнать, открыв эту книгу серии «Discovery».

Светлолобова С.Б., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухова Урок окружающего мира Зона степей (4 класс) Цели урока: Сформировать

Пояснительная записка «Географическое краеведение» 6 класс Данная программа составлена на основании: Авторской программы Л. В. Макарцевой и Р. В. Маркиной для 6 класса общеобразовательных школ. Саратов

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 6 КЛАССЫ 1 Задание 1 Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл; правильным ответом

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

Приложение 2 Педагогическая диагностика по определению уровня социо культурных представлений у детей о Родном Крае. Старшая группа. 1 задание. Проводится в конце первого квартала. Цель: Определить уровень

Команда 1 -массив верховых болот, с клюквой и морошкой (какие виды птиц и животных живут на болотах, которых необходимо охранять? Какие редкие растения растут на болотах?) -на болоте находится исток большой

Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Задания по географии 6 класс (экстернат). 2012-2013 учебный год учитель: Прохорова Ольга Ивановна e-mail: [email protected] II полугодие Гидросфера Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных

Семчук Ирина Михайловна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 40 Тюменская область. г. Сургут ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Приложение к рабочей программе КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА на 2013-2014 учебный год Предмет: окружающий мир Класс: 2д Учитель Васильева И.Н. Количество часов за год: 68ч Количество

ЗАПОВЕДНИК «ВИШЕРСКИЙ» РОЛЬ ЗАПОВЕДНОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заповедник «Вишерский Заповедная река Ниолс Средняя тайга Красновишерск ЗАПОВЕДНИК БАСЕГИ Гора

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Методический материал по изучению окружающей среды Тема Водноболотные угодья Национального парка Гауя. Содержание «Изведаем болото!» Получить основные знания о болоте, характерных для него растениях, животных;

Таблица соответствия между содержанием учебника «Биология-7», Образовательным стандартом основного общего образования по биологии и ресурсами портала http://fcior.edu.ru (раздел «Основное общее образование»

Коммерческое предложение о продаже земельного участка площадью 9,2597 га расположенного в административных границах Счастливского сельского совета Девелопер: ООО «Сити-Cтейт» Киевская область 2010 2 Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

3 й класс. Открытый урок. Мы и окружающий мир. Тема: Животный мир степной зоны. Задачи: 1) Развитие представлений учащихся о степной зоне, растительности степи. Формирование знаний о многообразии животного

Технологическая карта урока «Природная зона степей» Ф.И.О. учителя: Паршукова Е.С. Тема урока: «Природная зона степей», автор программы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (УМК «Гармония»), раздел «Природные зоны

Дополнительный материал к уроку П.С. Лопух, О.В. Сарычева, Л.В. Шкель Вспоминаем: Благодаря каким оболочкам на Земле существует жизнь? Размышляем: Как вы понимаете словосочетание «условия жизни»? О чем

ОХОТА НА КАМЧАТКЕ ОХОТНИЧЬИ БАЗЫ КАМЧАТКИ К а м ч а т к а уникальный р е г и о н с нетронутой цивилизацией природой! Она привлекает туристов со всего мира! Камчатка это зеленые леса, голубые озера и кристально

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЗЕР ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Седова О.С. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Шуя Ивановской области, Россия Идея развития

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 136 Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,

Пояснительная записка Окружающий мир 1 класс УМК «Система Занкова» Роль и место дисциплины в образовательном процессе Адресат Соответствие государственному образовательному стандарту Цель и задачи Специфика

1 вариант. Часть 1 А1. Какой из отрывков является частью гимна современной России? 1) Славься, славься ты, Русь моя, Славься ты, русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна.

МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Геологическая история Земли Геологическая история Земли. Земная кора, Называть: геологический возраст литосфера, мантия,

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

«БАБОЧКА НАД ЗАЛИВОМ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для -4 классов разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных

Открытый урок в 4классе на тему: Природная зона степь. Географическое положение зоны, её особенности. Животный и растительный мир. ПР/Р Нахождение на карте природных зон зону степей; работа с атласом-определителем.

Кабинет биологии Влажные препараты п/п. Внутреннее строение рака. Внутреннее строение птицы. Развитие крысы Глаз крупного млекопитающего Развитие курицы Внутреннее строение крысы Тритон Развитие костной

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. Виталий Бианки. Ульяновский

Земельные ресурсы (возобновляемые) Земельные ресурсы мира Земельные ресурсы мира ограничены. Из всех земельных ресурсов около четверти приходится на арктические пояса пустынных полярных зон и тундры, лесотундр

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5

Trip-point Travel Lifestyle Inspiration Плитвицкие озера: хорватский заповедник, похожий на страну эльфов Плитвицкие озера из рода тех достопримечательностей, увидев фото которых, думаешь, что наверняка

Пояснительная записка 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения

Название ООПТ Кеть-Касский Местоположение ООПТ в структуре административно-территориаль-ного деления Томская область, Верхнекетский район. Категория ООПТ Государственный природный заказник. Профиль Зоологический.

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 (34) учебных часов Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени Н.А.Хардиной городского округа Самара Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г «Согласовано» Заместитель