Фукуяма биография. Фрэнсис Фукуяма: биография, исследовательская и научная деятельность

Родился 27 октября 1952 года в Чикаго (США). Получил степень бакалавра искусств в Корнелльском университете, степень доктора философии в Гарварде, где изучал политологию. В 1979-1980, 1983-89 и в 1995-96 годах он работал в отделе политологии "RAND Corporation", а в 1981-1982 и в 1989 годах - в департаменте политического планирования Государственного департамента США, сначала как сотрудник средиземноморского отдела, затем - в качестве заместителя директора по военно-политическим отношениям в Европе. В 1981-82 годах также входил в состав американской делегации на египетско-израильских переговорах по вопросу палестинской автономии. В 1996-2000 годах Фрэнсис Фукуяма был профессором в Школе общественной политики в университете Джорджа Мэйсона. В настоящее время - постоянный консультант корпорации RAND в Вашингтоне (округ Колумбия). Сотрудник факультета общественной политики George Mason University , член редколлегии "Journal of democracy". Автор работ "Конец истории и Последний человек" (1992), "Доверие: общественные добродетели и путь к процветанию" (1995). Женат, имеет троих детей.

Полемика о "конце истории" началась в 1989 г., еще до выхода книги "The End of History and the Last Man", когда ее фрагмент был опубликован в "The National Interest". Многие поняли слова о достижении человечеством "конца истории" буквально (например, Дуайт Уэйнмен в статье "Voyage Into the Digital Universe"). По мнению Уэйнмена, Фукуяма идеализирует принципы либеральной демократии и свободного рынка и не видит возможностей их развития и улучшения. "Говоря о наступлении "конца истории", я имел в виду не свершившийся факт, а то, что, на мой взгляд, ждет нас в будущем", - писал Фукуяма в статье "The End of History, Five Years Later" ("Конец истории - пять лет спустя"). Ни история, ни ее изучение не подошли к концу - под "концом истории" подразумевалась победа либерализма над авторитаризмом. Однако если тот или иной конфликт сводится на нет, это влечет за собою новые конфликты, - резонно возражает Фукуяме статья "Introduction" .О Фукуяме высказываются и российские исследователи: так, литературовед Д.Затонский в статье "Постмодернизм: Гипотезы возникновения" (журнал "Иностранная литература" , 1996, № 2) критически рассматривает работу Фукуямы "Конец истории", помещая ее в контекст культуры постмодернизма. Основная специальность Фрэнсиса Фукуямы - современные международные отношения. На эту тему можно прочесть его статьи "The U.S.-Japan Security Relationship After the Cold War" (1993); "The United States and Japan After the Cold War" . Именно "холодная война" и распад СССР являются отправными пунктами в вышеупомянутой концепции "конца истории". Точку зрения Фукуямы на последствия распада СССР можно узнать из его статьи "Trapped in the Baltics" .В 1995 г. Ф.Фукуяма опубликовал новую фундаментальную работу "TRUST: The Social Virtues and the Creation of Prosperity" ("Доверие: общественные добродетели и путь к процветанию", см. выдержки из нее в рубрике Global Business Network "Book club"). В работе рассматривается общественное доверие как главный элемент социального развития. До выхода книги в свет Фукуяма подробно рассказал о ней в интервью органу Центра Демократических Институтов "New Perspectives Quarterly" "The Culture of Prosperity" . Работа "Доверие..." вызвала разноречивые отклики в прессе (см. на странице издательства "PENGUIN" наиболее любопытные отзывы). Так, в рецензии Дэрила Коэна в "The Online Journal of Ethics" предполагается, что "доверию" суждено стать самым ходовым, если не затасканным, словом нашего времени. Интереса заслуживает также статья Уилла Хаттона "How to Shore up the Social Capital" , опубликованная в журнале "The Guardian" . Историк и социолог, Фукуяма откликается и на новейшие вопросы современности - так, в статье "Trust Still Counts in a Virtual World" , опубликованной в журнале "Forbes" , он подвергает сомнению то, что сегодняшние возможности виртуального общения могут заменить привычные формы отношений между людьми. С другой стороны, Дэйл Даферти в статье

Американский футуролог японского происхождения, автор концепции «конца истории» и эксперт корпорации RAND .

Анализируя тенденции развития общества, Фрэнсис Фукуяма ссылается на Гегеля , наблюдавшего поражение прусской монархии от Наполеона как победу идеалов Французской революции и надвигающуюся универсализацию государства, воплотившего принципы свободы и равенства и сформулировавшего в 1806 году работе «Феноменология духа» положение о конце истории.

«В 1992 году Фрэнсис Фукуяма опубликовал книгу «Конец истории и последний человек», в которой заявил, что итогом исторического развития является система государственного управления в духе либеральной демократии, лучший пример которой - Европейский союз.
Вместе с тем конец истории, по Фукуяме, - это ещё не конец событий, так как возможны откаты от найденной совершенной формы правления.
Основным предметом анализа у Фукуямы стала эволюция социального капитала. Эволюцию технологий он воспринимает как угрозу, поскольку появление постлюдей приведёт к расколу общества, неравенству и кризису либеральной демократии. Эта книга в целом отражала ситуацию начала 1990-х и предсказывала тренд вплоть до сентября 2001 года.
В 1993 году в ответ Фукуяме Самюэль Хантингтон публикует в американском политологическом журнале «Международные отношения» (Foreign Affairs) статью «Столкновение цивилизаций». А через три года выходит его книга «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»…»

Турчин А.В. , Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 36.

Характерно, что «…классические философы, такие как Платон и Аристотель , не употребляли язык прав: они говорили о благе человека и счастье человека, о доблестях и обязанностях, необходимых, чтобы таковых достичь. Современное применение термина «права» несколько беднее, поскольку не включает в себя ряд более высоких целей человека, провидимых этими классиками.
Но оно также и более демократично, универсально и легко воспринимаемо.
Великие битвы за права, начиная с Американской и Французской революций, являются свидетельством того, что в политике это понятие выступает на передний план.
Слово «право» подразумевает моральное суждение (например, «правое дело»), и оно более всего заставляет нас вести дискуссию о природе справедливости и о тех целях, которые мы считаем для человечества существенными».

Фрэнсис Фукуяма, Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции, М., «Аст»; «Люкс», 2004 г., с. 155-156.

Фрэнсис Фукуяма не видит возможностей методик креатива - так как не знает о них и обсуждает только четыре класса технологий, которые могут быть использованы для создания постчеловека:
- технологии манипулирования мозгом человека с целью изменить его поведение;
- нейрофармакологические воздействия, то есть применение лекарственных препаратов, позволяющих модифицировать эмоции и поведение человека;
- разнообразные технологии, направленные на существенное продление жизни человека;
- технологии генной инженерии - именно на их основе могут осуществляться наиболее радикальные проекты переделки человека».

ФУКУЯМА, ФРЕНСИС (Fukuyama, Francis) (р. 1952) – американский политолог и социолог, автор либеральных концепций о перспективах развития современного общества.

Родился в Чикаго в семье ученых-обществоведов, этнических японцев, полностью принявших американский образ жизни. Сам Фукуяма даже не владеет японским языком, хотя знает французский и русский. В 1970 поступил в Корнельский университет для изучения классической литературы и в 1974 получил степень бакалавра политической философии. Продолжил образование в Йельском университете по курсу сравнительной литературы, затем поменял его на курс по политическим наукам в Гарварде. В 1977 защитил докторскую диссертацию по советской внешней политике на Ближнем Востоке.

В начале карьеры считал себя не академическим ученым, а политическим аналитиком. В 1979 начал работать в корпорации RAND – созданным ВВС США исследовательском институте по проблемам безопасности, где числился с перерывами до конца 1990-х. В 1981 его пригласили работать в госдепартамент США. Здесь он работал при Р.Рейгане в 1981–1982 и при Д.Буше-старшем в 1989, занимая пост заместителя директора Штаба планирования политики при Государственном департаменте США. Как видный специалист по Ближнему Востоку, входил в начале 1980-х в состав американской делегации на египетско-израильских переговорах по палестинской автономии. Во времена Буша-старшего Фукуяма прославился своим прогнозом воссоединения Германии и был первым, кто начал публично требовать роспуска Организации Варшавского договора.

В 1989 вышла его знаменитая статья Конец истории?. Позже на ее основе Фукуяма издал книгу (1992). Он доказывал, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», либеральная идеология западного общества окончательно победила всех своих соперников на поле битвы идей. Концепция «конца истории» вызвала бурную дискуссию среди обществоведов всего мира, продолжающуюся до наших дней.

В 1990-е Фукуяма начал работать в основном как ученый-социолог, став академическим специалистом, автором ряда интеллектуальных бестселлеров – Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния (1995), Великий разрыв. Человеческая природа и воспроизводство социального порядка (1999), Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции (2002), Государственное строительство: управление и мировой порядок в 21 веке (2004). С 1996 по 2001 Фукуяма занимал должность профессора государственной политики в школе государственной политики в университете Джорджа Мэйсона, а с 2001 является профессором международной политической экономии в школе перспективных международных исследований при университете Джонса Хопкинса.

Уйдя в науку, Фукуяма продолжал участвовать в политической жизни Америки. Активно выступая за устранение диктатора Ирака С.Хусейна, он, однако, в 2003 не поддержал решение американского правительства о вторжении в Ирак. Фукуяма известен критическими заявлениями относительно перспектив развития постсоветской России, которая, по его мнению, «может начать обратное развитие в направлении авторитарного, агрессивного, националистического государства».

Фукуяма является один из членов Президентского совета по вопросам биоэтики при Д.Буше-младшем.

В России концепция «конца истории» Фукуямы часто понимается очень упрощенно, как пропаганда американского образа жизни: американский либерализм – якобы последняя и высшая стадия мировой истории. Однако идеи Фукуямы гораздо сложнее. Приветствуя эволюцию политических и экономических институтов по направлению к современной либеральной демократии, он, однако, не склонен восхвалять все те процессы, которые сопутствуют этому движению.

Сравнивая данные по развитым странам Запада, в «Великом разрыве» он подчеркнул, что с середины 1960-х в развитых странах резко усилились негативные явления, вызванные дезорганизацией семейных отношений, ростом преступности и падением доверия между людьми. Происходит резкое повышение уровня преступлений всех видов, растут бродяжничество, пьянство и т.п. Что касается института семьи, то и здесь наблюдается резкое падение рождаемости, постоянно растет уровень разводов, а так же процент детей, рожденных вне брака. Самое главное, по мнению Фукуямы – рост недоверия между людьми, одновременный упадок доверия к общественным институтам и друг к другу. Все это и есть, как назвал его Фукуяма, Великий Разрыв – рост состояния аномии , потери ориентации в жизни, некоей «промежуточности», когда старые нормы деформированы или разрушены, а новых еще нет. Общество фрагментизируется, превращаясь в толпу одиночек.

Скрупулезно изучив статистику и данные многочисленных исследований о разных сферах жизни общества, Фукуяма не просто констатировал цивилизационный кризис, но и предложил очень интересное его объяснение.

Ахиллесова пята революционных процессов развития, считает он – это отставание неформальных культурных ценностей и норм от новых требований. Чтобы подчеркнуть важность неформального «социального порядка», Фукуяма использует понятие «социальный капитал». Именно ценности, которыми руководствуются люди в повседневной жизни, являются основой доверия между людьми и их сотрудничества. Поэтому, по мнению Фукуямы, именно становление, укрепление и упадок моральных ценностей приводит к своеобразной цикличности общественной жизни. Первый раз «связь времен» распалась при переходе от феодализма к капитализму, второй раз – при переходе от капитализма к формирующемуся постиндустриальному обществу.

Те проблемы современных развитых обществ, которые выразились в Великом Разрыве, возникли, по мнению Фукуямы, из-за чрезмерной индивидуализации людей. Подтверждением этому служат, например, богатые азиатские страны с традиционным доминированием коллективистских ценностей (Япония). Им пока удается избежать (или, по крайней мере, временно предотвратить) многие негативные последствия Великого Разрыва. Впрочем, Фукуяма считает маловероятным, чтобы азиатским странам удалось в течение нескольких поколений придерживаться традиционных ценностей. Их тоже ждет свой Великий Разрыв, но несколько позже.

Концепция Фукуямы, казалось бы, глубоко пессимистична: современное общество поражено тяжелой болезнью, путь назад невозможен, а путь вперед может быть связан с дальнейшим обострением проблем. Однако американский социолог оптимистичен в своих прогнозах. Культурный прогресс, как он утверждает, основан на самоорганизации – «социальный порядок, однажды подорванный, стремится переустроиться заново».

Уже в 1990-е, по мнению Фукуямы, стало заметно, что «Великий Разрыв изживает себя и что процесс обновления норм уже начался». Как гражданин Америки, страны с пуританскими духовными ценностями, Фукуяма указывает, прежде всего, на «возвращение к религиозности». В этом отношении его идеи во многом перекликаются с трудами российско-американского социолога Питирима Сорокина, относящимися к рубежу 1930–1940-х. Однако если Сорокин считал исторический процесс «бегом по замкнутой прямой», то Фукуяма видит прогресс общества в росте социального капитала в каждом новом цикле. Благодаря этому возможному (но не гарантированному) росту «стрела Истории направлена вверх».

Труды Фукуямы вызывают большой резонанс среди современных обществоведов потому, что он творчески продолжает традиции своих предшественников. Как известно, в изучении макротенденций развития общества конкурируют два подхода – линейно-прогрессивный (К.Маркс , И.Мечников, Д.Белл, У.Ростоу) и циклический (Н.Данилевский , О.Шпенглер , П.Сорокин , Л.Гумилев). Фукуяма совмещает как первое, так и второе направления, сводя воедино линейное видение истории с цикличностью. Политическая и экономическая история общества развиваются, как он полагает, по законам прогресса и линейности (эта идея отражена в концепции «Конца истории»), а социальная и моральная сферы жизни подвержены цикличности (что нашло отражение в концепции «Великого разрыва»).

Основные труды: Великий разрыв . М., ООО «Издательство АСТ», 2003; Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию . М., «Издательство АСТ», 2004; Конец истории? – Вопросы философии. 1990, № 3; Конец истории и последний человек . М., АСТ, 2004; Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции . М., АСТ, 2004.

Наталия Латова

Фрэнсис Фукуяма - американец японского происхождения. Он родился 27 октября 1952 года в Чикаго. В 1974 году он окончил Корнеллский университет, а в 1977 получил в Гарварде степень доктора политических наук. Его карьера началась в Управлении политологических исследований РЭНД-корпорации, где он работал с 1979 по 1996 год. С 1996 года по настоящее время Ф. Фукуяма является профессором политологии в Университете Дж. Мэйсона в городе Фэрфаксе (штат Виржиния).

В 1989 г. Ф. Фукуяма опубликовал в журнале «National Interest» статью с интригующим названием - «Конец истории?». Она была перепечатана более, чем в тридцати странах. А в 1992 году он опубликовал книгу «Конец истории и последний человек», а в 1995 - «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния». Эти книги окончательно закрепили за ним славу блестящего политолога. Но позднее появились и новые свидетельства его таланта - книги «Великое крушение» и «Наше постчеловеческое будущее», а также многочисленные статьи («Главенство культуры», «Началась ли история опять?», «Почему мы должны беспокоиться?» и др. Остановимся здесь на самых значительных работах Ф. Фукуямы.

Понимание исторического развития Ф. Фукуямы

В книге конец истории и последний человек Фукуяма пытается ответить на вопросы: «Имеет ли история направление, и есть ли смысл думать, что может существовать универсальная эволюция в направлении либеральной демократии и действительно ли почти все общества развиваются в определенном направлении или их истории движутся по циклическим или просто случайным путям?». В качестве предполагаемого механизма направленных исторических изменений он выбирает естественные науки, так как благодаря научному знанию происходят различные исторические изменения, меняется форма производства, культура, образование и так далее.

Фукуяма считает, что первым из способов, которым современная наука порождает изменения, это военное соревнование. Второй способ – это прогрессивное покорение природы с целью удовлетворения желаний человека, по-другому это называется экономическим развитием. «Угроза войны заставляет государства выстраивать свои социальные системы по чертежам, наиболее выгодным для создания и внедрения технологий. Современная наука дает решающее военное преимущество тем обществам, которые могут разрабатывать, производить и внедрять технологии наиболее эффективно, и относительное превосходство растет вместе с ростом скорости технологических изменений». По его мнению, именно эти обстоятельства побудили советское правительство предпринять фундаментальные реформы в экономики, чтобы в дальнейшем сохранить конкурентоспособность в экономической и военной сфере.


В своих рассуждениях Фукуяма приходит к выводу, что науки порождают направленность истории. Далее у него возникает другой вопрос, если науки создают направленность истории, «может ли человечество в целом обратить направленность истории путем утери научного метода или запрета на него?». Этот вопрос он делит на два:

1. может, ли наука быть сознательно отвергнута современными обществами?

2. может, ли глобальный катаклизм послужить причиной невольной утраты современной науки?

Размышляя над этими вопросами, он приходит к выводу, что сознательно от благ цивилизации, которые создаются с помощью научных достижений, человечество не откажется. Даже глобальный катаклизм не может стать причиной утраты современной науки: «Поскольку даже если удастся уничтожить современное оружие и накопленные знания, позволяющие его создать, нельзя уничтожить память о методе, который сделал это оружие возможным. Зависимость человека от науки после катаклизма может даже усилиться, если она окажется по природе своей экологической, то есть если лишь с помощью науки можно сделать Землю снова обитаемой».

Он приходит к выводу, что циклическая история возможна только в том случае, если существующая цивилизация исчезнет полностью, не оставив ни каких следов. Поступательное же движение науки порождает направленность истории. «Господство современной науки вряд ли можно обратить вспять, при каких-либо обстоятельствах».

Западные институты, равно как и научный метод, который был открыт на Западе, обладают универсальной применимостью. Существует глубинный исторический механизм, который ведет к долгосрочной конвергенции поверх культурных границ: во-первых, наиболее сильно в экономике, затем в сфере политики, и наконец - в культуре. В первую очередь этот процесс движется вперед благодаря современной науке и технологиям, способности которых создавать материальное богатство, и орудия войны настолько велики, что делают науку и технологии необходимыми для всех обществ

Развивая свое предположение Фукуяма, не задумывается об отрицательных последствиях научного прогресса.

Первым кто усомнился, во благе науки был Ж. Ж. Руссо. Французский философ XX века Рено Генон считает, так же как и Руссо, что научные достижения ведут современный мир к гибели. «Новые изобретения, число которых с каждым днем возрастает, становятся все более и более опасными благодаря тому, что они апеллируют к таким силам, чья истинная природа остается совершенно неизвестной для использующих их людей. И более чем вероятно, что именно благодаря этим тревожным изобретениям современный мир сам породит причину собственной гибели, если движение в этом направлении не будет остановлено в ближайшее время, пока это еще возможно».

Анализируя статью, Цофнас А. Ю. написал: «История по Фукуяме развертывается, главным образом, в экономико-идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений – к удовлетворению материальных потребностей и к теоретическому обоснованию своего места в обществе и государстве».

§ 2. Влияние идеологии на развитие истории

Фукуяма убежден, что именно наука ведет к капитализму в сфере экономики и к либерализму в сфере политике. Но есть такие страны, которые прошли первые этапы индустриализации, стали экономическими развитыми, урбанизированными, обладающие сильными государственными структурами, но при этом не стали ни капиталистическими не демократическими. К ним относятся государства с центральным планированием экономики и коммунистическим режимом. Ярким примером такого государства может служить Советский Союз. Благодаря идеологической пропаганде среди малограмотного населения Советский Союз начал не только быстрыми темпами развиваться, но и распространять свою идеологию. По мнению Э. М. Чорана чтобы выделяться среди других народов, найти свое неповторимое лицо, народу нужна безумная идея, которая, ставя перед ним цели, ведет его вперед. Так коммунистическое учение действует как стимулятор: толкает вперед, способствует расширению.

Фукуяма считает, что именно распространение коммунизма помешали становлению демократии в XX веке, так как она разрушающе действовала на зачатки демократии в отстающих странах. Коммунистические идеи особенно в послевоенное время распространялись с невероятной быстротой. «Считалось, что тоталитарное государство может не только вечно длить свое существование, но размножаться по всему миру, реплицируя себя как вирус. Когда коммунизм был занесен в Восточную Германию, на Кубу, во Вьетнам, в Эфиопию - он всюду появлялся снабженный авангардной партией, централизованными министерствами, полицейским аппаратом и идеологией, охватывающий все стороны жизни. И эти институты действовали независимо от национальных или культурных традиций рассматриваемых стран».

Чтобы не допустить распространения коммунизма, демократические государства начали распространять свою политику. Основная мысль, состоит в том, что западная либеральная демократия – вот та идейная основа, единственная идеологическая модель, которая, победив другие, обеспечит нам бесконфликтный, непротиворечивый мир.

Это противостояние вошло в историю как «Холодная война». Этот термин был введен в обращение У. Черчиллем в Фултоне 5 марта 1946 года. В своем обращении он констатировал, что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму». В ходе «Холодной войны» идет постоянная гонка вооружения, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз. Гонка вооружения способствовала развитию экономическому кризису в социалистических странах, которые на собственном опыте убедились в неэффективности центрального планирования. Вскоре были предприняты некоторые реформы, которые привели к распаду Советского Союза и исчезновению коммунистических идей. «Идеологическая угроза, которую они представляли для либеральных демократий, исчезла, а после ухода Красной армии из Восточной Европы во многом исчезла и военная».

Фукуяма видит в повороте социалистических стран к демократическим ценностям, к использованию рыночных механизмов в экономике, торжество либерально-демократических идей. Он имеет все основания считать эту победу окончательной, и потому выдвигает лозунг о "конце истории". Тезис конца истории базируется на основных двух постулатах: идее окончательной победы либерализма над коммунизмом в идеологической борьбе и на представлении современного западного общества как некого демократического и эгалитарного идеала, который и достигнут благодаря либерализму.

С падением коммунизма историческая задача человечества была решена, и более нет, и не может быть угрозы либеральной демократии в мировом масштабе и историческом смысле. Идеология либерализма – основа для объединения людей Земли в единое Человечество. А ее единственно мыслимое следствие – универсальная и окончательная форма правления в виде либеральной демократии западного образца. Правда, отмечает Фукуяма, победа эта произошла пока только в форме идей, а в реальном мире до победы еще далеко. К концу ХХ в., считает Фукуяма, у западной идеи либерализма не оказалось "никаких жизнеспособных альтернатив". Над фашизмом и коммунизмом одержана внушительная победа, национализм и религиозный фундаментализм успешно нейтрализуются системой.

Даже если многим странам еще далеко до стандартов либеральной демократии, данная идея незримо присутствует как идеальная цель где-то впереди. «То чему мы, вероятно, свидетели,- не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления».

По мнению Загоровского А.В. Конец истории не возможен, так как если идеологическая вражда будет преодолена, останутся другие противоречия между государствами. Изменение системы международных отношений, если и снимет некоторые сегодняшние проблемы, то неизбежно усилит другие, породит новые.

Принимая участие в дискуссии, вокруг статьи Фукуямы, Лебедева М.М. высказала мнение: «конец истории должен означать, в том числе и конец либерально – демократической идеологии. Существование различных идеологий и идейных течений в мире нормально и естественно. Именно многообразие идей и их противоречивость составляет основу развития мирового сообщества. В будущем же вовсе не исключено появление новых, совершенно иных мировых идеологий» .

Задача мировых сообществ заключается в том, чтобы научиться улаживать противоречия, которые существуют или будут существовать между различными идеями такими способами как переговоры, посредничество, консультации. В мире социальной науке сегодня одно из центральных мест занимает положение, согласно которому общественное развитие предполагает не столько конфронтационность, непримиримое столкновение различных идей, культур, ценностей, сколько их взаимное обогащение, диалог и через это их гармонизацию. Таким образом если говорить о конце истории, то это скорее конец истории войн, насилия, и нет смысла связывать конец истории с победой либеральной идеологии

Однако и сам Фукуяма признается, что конец истории печален: «Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?» .

Фукуяма Ф

Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию


Перевод с английского Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина
М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730, с.
Серия Philosophy
ISBN 5-17-024084-8, ISBN 5-9577-1416-Х

Формат: PDF 33 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: русский

Широкая известность к Фрэнсису Фукуяме, одному из наиболее талантливых и оригинальных американских социологов «среднего поколения», пришла в 1989 г., когда в журнале «The National Interest» была опубликована знаменитая статья «Конец истории?». С тех пор профессор Школы углубленных международных исследований при Университете Джонса Хопкинса, член президентского Совета по биоэтике и консультант корпорации «RAND» опубликовал четыре книги, каждая из которых неизменно вызывала общественный резонанс. Недавно вышло в свет русское издание классической работы Фукуямы «Конец истории и последний человек», а теперь вниманию отечественного читателя предлагается политико-экономическое исследование «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию».
В своей рецензии на американское издание этой работы Ф. Фукуямы видный российский экономист В. Иноземцев подчеркивал особенности «Доверия», отличающего эту книгу от схожих по теме исследований: «В то время, когда самые заметные футурологические эссе наполнены поражающими читателя цифрами и фактами, иллюстрирующими, как правило, весьма очевидные и поверхностные процессы, Ф. Фукуяма избирает путь, основанный на глубинном осмыслении сущности социальных трансформаций. Следуя лучшим европейским традициям, идущим от эпохи Просвещения, автор предваряет анализ общества исследованием человека и черт его личности; формируя представленную в книге экономическую концепцию как продолжение своих философских исканий, воскрешает метод Адама Смита, воплотившего в «Богатстве народов» методологический инструмент, созданный в «Теории нравственных чувств». И тот факт, что приверженец подобного, в полной мере научного, подхода не только признан сегодня узким кругом специалистов, но и принят читающей публикой повсюду в мире, говорит о многом».
Доверие, по Фукуяме, - ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Именно доверие определяет прогресс; успех «самореализации» конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от «одного, распространившегося повсюду элемента культуры - уровня доверия, существующего в обществе». По распространенности доверия в современных иерархических структурах Фукуяма выстраивает классификацию человеческих обществ: к группе с высоким уровнем доверия он относит «избранные», «основанные на доверии» либеральные демократии (США, Германия, Япония), тогда как традиционалистские страны (Китай, Мексика), европейские «легковесы» (Франция, Италия), равно как и страны Восточной Европы и бывшего СССР он причисляет к обществам с низким уровнем доверия.

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции. По обе стороны «линии доверия». Андрей Лактионов 5

ДОВЕРИЕ

Предисловие 7

ЧАСТЬ I. ИДЕЯ ДОВЕРИЯ: НЕВЕРОЯТНАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СОЗИДАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

  • ГЛАВА 1. О ситуации человека и конце истории 13
  • ГЛАВА 2. Двадцатипроцентное решение 31
  • ГЛАВА 3. Масштаб и доверие 47
  • ГЛАВА 4. Язык добра и зла 64
  • ГЛАВА 5. Социальные добродетели 79
  • ГЛАВА 6. Искусство ассоциации по всему свету 90

ЧАСТЬ II. ОБЩЕСТВА С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ И ПАРАДОКС СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  • ГЛАВА 7. Пути и перепутья социализированности 107
  • ГЛАВА 8. Горсть песка 119
  • ГЛАВА 9. «феномен Будденброков» 141
  • ГЛАВА 10. Итальянское конфуцианство 161
  • ГЛАВА 11. Франция: лицом к лицу 188
  • ГЛАВА 12. Корея: компания с китайской начинкой 212

ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ И ЗАДАЧА ПОДДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ

  • ГЛАВА 13. Экономические системы без разногласий 249
  • ГЛАВА 14. Глыба гранита 269
  • ГЛАВА 15. Сыновья родные и приемные 286
  • ГЛАВА 16. Работа на всю жизнь 306 ГЛАВА 17. Денежная клика 320
  • ГЛАВА 18. Немецкие гиганты 341
  • ГЛАВА 19. Вебер и Тейлор 360
  • ГЛАВА 20. Доверие в команде 377
  • ГЛАВА 21. Свои и чужие 398
  • ГЛАВА 22. Рабочее место доверия 413

ЧАСТЬ IV. АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КРИЗИС ДОВЕРИЯ

  • ГЛАВА 23. Живут ли орлы стаями? 435
  • ГЛАВА 24. Закоренелые конформисты 459
  • ГЛАВА 25. Выходцы из Африки и выходцы из Азии 479
  • ГЛАВА 26. Исчезающая середина 499

ЧАСТЬ V. ОБОГАЩЕННОЕ ДОВЕРИЕ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В XXI ВЕКЕ

  • ГЛАВА 27. «Опаздывающие» 529
  • ГЛАВА 28. Дивиденды от масштаба 544
  • ГЛАВА 29. Многие чудеса 558
  • ГЛАВА 30. После конца социальных проектов 566
  • ГЛАВА 31. Одухотворение экономической жизни 577

Примечания 590
Библиография 681
Послесловие. Ребята, давайте жить дружно. Дмитрий Травин 711