Международное космическое право кратко. Xvi международное космическое право

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в 1957 г. Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым соответствующее правовое регулирование, в котором главная роль, естественно, должна быть отведена международному праву1. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.

Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин «моментальное право».

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом «быстрого правового реагирования» явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений :

  • о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права2. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

В рамках СНГ в 1991 г. было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. На основе Соглашения создан Межгосударственный совет для руководства этой деятельностью. Соглашение призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию космоса. Ряд положений посвящен космическим комплексам, финансированию и др. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена на Объединенные стратегические вооруженные силы.

Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себя обязательства делиться результатами с другими странами.

Субъектами космического права, как и иных отраслей международного права, являются государства и международные организации. Вместе с тем в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.

В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства, за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г. с последующими дополнениями и др.

В России с 1993 г. был издан Закон о космической деятельности. Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Российское космическое агентство. Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью.

Понятие, сущность и основные особенности международного космического права

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались “общая заинтересованность человечества в космическом пространстве” и необходимость обсуждения в рамках ООН характера “правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства”.

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства-новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях”, принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

Договор по космосу 1967 года устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

Если бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области.

Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

Анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.

Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности.

Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о “правовом вакууме” в сфере космической деятельности.

Советские и другие прогрессивные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Советская, а позже - российская концепция международного права исходит из тесной взаимосвязи научно-технического прогресса и права. Прогресс науки и техники не может не отражаться на развитии международного права. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.

Однако международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов.

Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Международное право-это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства.

Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Теоретическая полемика ученых-юристов завершилась официальным признанием государствами применимости международного права, включая Устав ООН, к космическому пространству и небесным телам [п. 1а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.]. Через год государства признали применимость международного права, включая Устав ООН, к деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства [преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г.]. Договор по космосу 1967 года уже содержит обязательные для применения материальные нормы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом {ст. I), а деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН (ст. III).

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Д. К. Гурбанова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Статья посвящена нормативно-правовым аспектам регулирования и использования космического пространства,а также права касающееся космической деятельности.

Ключевые слова: космическое пространство, международно-правовое регулирование, космическая деятельность, закон.

THE PROBLEM OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE USE OF SPACE

D. K. Gurbanova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Article is devoted to legal aspects of the regulation and use of outer space, as well as rights relating to space activities.

Keywords: outer space, international legal regulation, space activity, law.

Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т. е. на высоте свыше 100 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению (ст. II Договора по космосу).

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Государства должны осуществлять космическую деятельность в соответствии с обязательствами по международному праву, включая обязательства по Уставу ООН.

Космическая деятельность - это деятельность в космическом пространстве, а также деятельность на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве. Основные виды космической деятельности: дистанционное зондирование Земли, непосредственное телевещание из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деятельность в космосе. Свободы космоса реализуются при строгом соблюдении ограничений, установленных Договором по космосу 1967 г.

К концу ХХ века резко увеличились масштабы международного сотрудничества в области освоения космоса, началась стремительная коммерциализация космической деятельности. Поэтому в настоящее время международно-правовые отношения в сфере использования и исследования космического пространства регулируются международным космическим правом (далее - МКП). Основными источниками МКП являются, в первую очередь, ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (1963, 1982, 1986, 1992, 1996), международных договоров и иных документов. Кроме этого, существует большое число двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

аспекты сотрудничества в космосе. Однако до сих пор в рамках международного космического права имеется ряд неопределенностей и пробелов, а именно неопределенность правового статуса космических туристов, проблема определения статуса геостационарной орбиты, проблема добычи полезных ископаемых в космосе, проблема координации космической деятельности международными организациями и др.

В настоящее время идет стремительное формирование спроса на услуги космического туризма . В 1960-1970-е годы, когда вырабатывались основные положения космического права, о туризме по понятным причинам не слишком задумывались. Вплоть до сегодняшнего дня отсутствует международно-правовое разграничение между профессиональными космонавтами и туристами. Все они наделяются почетным статусом посланцев человечества в космос, а Соглашение о спасении космонавтов распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

Правовой статус космических туристов нуждается в серьезной проработке в различных аспектах. На сегодня «белыми пятнами» в праве остаются вопросы, связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и исполнителем соответствующей услуги, гарантированием безопасности космических туристов, критериями отбора, особенностями предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы выходят и на более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении такой деятельности и контроле за ее осуществлением.

Нормами международного права должны быть предусмотрены лишь некоторые положения общего характера, которыми бы, в частности, было легализовано наличие соответствующей категории лиц, дано определение космических туристов и общие признаки правового режима их деятельности. Нуждается в уточнении и степень распространения норм международного транспортного (авиационного) права на лиц, которые осуществляют суборбитальные путешествия в космическое пространство.

Следующей проблемой является урегулирование отдельных вопросов в отношении геостационарной орбиты (далее - ГСО). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 35 786 км. над экватором Земли.

ГСО требует учета трех моментов. Во-первых, спутник, находящийся на ГСО, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на земном экваторе (как бы зависает над поверхностью Земли); во-вторых, это явление полезно для размещения на ГСО спутников связи и, в частности, спутников систем непосредственного телевизионного вещания; в-третьих, в геостационарном пространстве можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи.

Проблема, состоит в том, что количество позиций для одновременного и эффективного функционирования спутников на геостационарной орбите является ограниченным (лимитированным). Сейчас на этой орбите находится около 650 спутников разных стран. Но потребности в этом с каждым днем возрастают.

Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке . Этот статус вытекает из общих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства. Необходимо более подробное урегулирование статуса геостационарной орбиты.

На сегодняшний день также стала актуальной проблема добычи полезных ископаемых в космосе. Так в апреле 2012 года американская компания «Planetary Resources», поддержанная основателями Google и известным кинорежиссером Джеймсом Кемероном, а также рядом других западных бизнесменов и публичных личностей, заявила, что займется поиском полезных ископаемых, однако делать это она будет не на Земле, а в космосе, в частности на астероидах . Однако правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе остаётся неоднозначным. Договор по космосу, принятый ООН в 1967 году, не запрещает добычу ресурсов в космосе, до тех пор, пока горнодобывающая станция не представляет де-факто «захвата» части космического пространства. Впрочем, в тексте Договора не упомянуто, кто может владеть ресурсами, полученными в космосе .

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех стран».

Кроме того, необходимо отметить, что при всем многообразии органов и организаций, занимающихся сейчас международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии, которое давно и успешно занимается всеми аспектами вопросов, связанных с международным сотрудничеством в плане мирного использования ядерной энергии. Такая организация по своему правовому положению должна быть более тесно связана с органами Организации, чем иные специализированные учреждения ООН. Такое решение вопроса способствовало бы расширению международного сотрудничества в космической сфере и гармонизации практики применения международного космического права

1. Писаревский Е. Л. Правовые основы космического туризма // Туризм: право и экономика. М. : Юрист, 2006. № 2. С. 9-14.

2. Вылегжанин А., Юзбашян М. Космос в международно-правовом аспекте [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-seventh/04.htm (дата обращения: 16.03.2015).

3. В США создана компания для добычи полезных ископаемых в космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.cybersecurity.ru/space/149345.html (дата обращения: 16.03.2015).

4. Монсерат Ф. Х. Правовые аспекты коммерческой деятельности в космосе // Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права. Киев, 2007. С.201-202.

© Гурбанова Д. К., 2015

  • 9. Понятие, виды и форма международных договоров. Порядок и стадии их заключения
  • 10. Порядок вступления в силу, действия и прекращения действия международных договоров.
  • 11. Оговорки к международным договорам. Депозитарий.
  • 12. Основания недействительности международных договоров.
  • 13. Способы выражения государством согласия на обязательность для него международного договора.
  • 14. Толкование международных договоров.
  • 15. ООН: история создания, цели, принципы и организационная структура.
  • 16. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы.
  • 17. Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция.
  • 18. Европейские сообщества: основные этапы развития, организационная структура.
  • 20.Права человека в международном праве: основные документы и их характеристика.
  • 21.Европейский суд по правам человека: история создания, структура, порядок формирования.
  • 22. Европейский суд по правам человека: условия обращения, принятие решения.
  • 23. Международные финансово-экономические организации: цели, принципы, система органов, порядок принятия решений (на примере одной организации).
  • 24. Система ГАТТ-ВТО: основные этапы развития, цели и принципы
  • 25. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, порядок приобретения и утрата гражданства.
  • 27. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 28. Международно-правовая ответственность индивидов.
  • 29. Международно-правовые основания выдачи.
  • 30. Международный уголовный суд.
  • 31. Дипломатические представительства: функции, состав.
  • 32. Порядок назначения и отозвания дипломатических агентов.
  • 33. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и сотрудников.
  • 34. Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.
  • 35. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 36. Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.
  • 37. Государственные границы: виды, порядок установления.
  • 39. Правовой режим Арктики; о.Шпицберген.
  • 40. Правовой режим Антарктики.
  • 41. Внутренние морские воды и территориальное море: понятие, правовой режим.
  • 42.Прилегающие зоны и открытое море: понятие, правовой режим.
  • 43. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф: понятие, режим.
  • 44. Международно-правовой режим «Района».
  • 45. Международные каналы и проливы.
  • 47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.
  • 48. Международно-правовое регулирование космоса.
  • 49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • странами, минуя территорию государства флага воздушного судна; ж) перевозки между аэропортами одного и того же иностранного государства. Применение любого из перечисленных прав определяется двусторонними соглашениями: заинтересованных государств Токийская конвенция 1963 год по преступлениям на воздушном судне, на борту на весь полет юрисдикция государства его регистрации.

    Полет считается с момента заведения двигателей с целью взлета до момента окончания посадки – окончание посадочного пробега судна.

    Исключение:

    1. преступление направленное против граждан, над территорий которого судно пролетает.

    2. гражданином государства делается нарушение

    3. судно само нарушило правила полета.

    48. Международно-правовое регулирование космоса.

    Международная Федерация Аэронавтики (МФА) в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км.

    Космическое право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между различными государствами, а также государств с международными межправительственными организациями в связи с осуществлением космической деятельности и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и др. небесных тел. К. п. как отрасль современного международного права начало складываться в 60-х гг. 20 в. в связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало которой было положено запуском в СССР 4 октября 1957 первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Основополагающие принципы международного К. п. содержатся в Договоре о космосе 1967: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; частичная демилитаризация космического пространства (запрещение размещать любые объекты с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового уничтожения) и полная демилитаризация небесных тел; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; распространение на деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел основных принципов международного права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты; международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причинѐнный космическими объектами; предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; оказание помощи экипажам космических кораблей в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

    Значительный вклад в формирование и развитие К. п. внѐс СССР; по его инициативе был заключѐн в 1967 Договор о космосе, а в 1968 - Соглашение о спасании космонавтов. В 1971 Советский Союз выступил с предложением разработать международный договор о Луне, а в 1972

    С предложением заключить Конвенцию о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Советский Союз добивается запрещения использования космического пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как лучший способ обеспечения использования космического пространства исключительно в мирных целях. Советское правительство ещѐ в 1958 выступило с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства (это предложение вошло в качестве составной части в советский проект договора о всеобщем и полном разоружении).

    К. п. развивается в 2 главных направлениях. С одной стороны, это процесс конкретизации и развития принципов договора 1967 (Соглашение 1968 о спасании и Конвенция 1972 о международной ответственности за ущерб - первые шаги в этом направлении). Совершенствование техники космических полѐтов выдвигает вопрос о целесообразности и возможности установления высотного предела распространения государственного суверенитета в надземном пространстве (т. е. определение понятия космического пространства), заслуживает внимания проблема разработки мер правового характера для предотвращения засорения и заражения космоса. Другое направление развития К. п. непосредственно связано с использованием искусственных спутников Земли и орбитальных станций для связи, телевещания, метеорологии, навигации и изучения природных ресурсов Земли. Важное значение приобретает международноправовое регулирование в области космической метеорологии в целях взаимного обмена метеоданными и координации метеорологической деятельности различных стран.

    К космическим проблемам, в том числе и к их международно-правовому аспекту, значительный интерес проявляют специализированные и др. учреждения ООН. Изучением проблем К. п. занимается целый ряд неправительственных международных организаций: Межпарламентский Союз, Международный институт космического права, Ассоциация международного права, Институт международного права и др. Во многих государствах созданы научно-исследовательские центры по изучению проблем К. п. (в СССР эти проблемы изучаются в различных научноисследовательских учреждениях, созданы также Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства АН СССР и Комитет космического права Советской ассоциации международного права).

    49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.

    Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями

    существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

    Киотский протокол - международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

    По состоянию на 26 марта 2009 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого

    списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 году и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придѐт новое соглашение. Предполагалось, что такое соглашение будет достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене.

    Количественные обязательства

    Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования - механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

    Цель ограничений - снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

    Механизмы гибкости

    Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

    торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках; проекты совместного осуществления - проекты по сокращению выбросов парниковых газов,

    выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счѐт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

    механизмы чистого развития - проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счѐт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

    50. Понятие, источники и предмет регулирования международного гуманитарного права (МГП). Международное ядерное право: понятие и основные источники.

    Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    Международное право вооружѐнных конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

    Ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружѐнные конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

    Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для

    всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.

    В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью.

    Международное ядерное право - это отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии В 1956 г. в целях эффективного многостороннего сотрудничества была создана универсальная

    международная атомная организация - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а также региональные организации - Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ) и др.

    Многосторонние соглашения в ядерной области позволили обеспечить более высокий уровень международного сотрудничества. К таким соглашениям необходимо отнести Конвенцию МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г., Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.. Международную конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. и др.

    Одним из направлений развития международного атомного права является заключение договоров между государствами и международными организациями. Важную роль в этой группе международных соглашений играют двусторонние и трехсторонние договоры о гарантиях и осуществлении контроля за ядерными объектами и материалами, заключенные между правительствами многих государств и МАГАТЭ. Украина, добровольно став в 1994 г. неядерным государством, также заключила такой договор с МАГАТЭ.

    Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

    Цель работы Агентства в стране – констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ – орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки – Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или

    использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

    Важный компонент атомного права составляют двусторонние и многосторонние договоры, имеющие цель предотвратить ядерный вооруженный конфликт: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 197! г.; Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1971 г.; Договор ОСВ-1 между СССР и США 1972 г.; Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.; Соглашение между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия 1976 г.; Договор СНВ-1 между СССР и США 1991 г.; Договор СНВ-2 между Россией и США 1993 г. и др.

    Соглашения о создании безъядерных зон в Антарктике, Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Африке также способствуют предотвращению ядерной войны.

    Ключевые термины и понятия

    Международное космическое право; космическое пространство; частично демилитаризованная зона; небесные тела; полная нейтрализация; геостационарная орбита; делимитация воздушного и космического пространства; космический объект; космонавт; космическая деятельность; запускающее государство; международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами; международное непосредственное телевизионное вещание; дистанционное зондирование Земли; ядерные источники энергии; неправительственные юридические лица; коммерческая космическая деятельность; международное частное космическое право; международная гарантия в отношении подвижного оборудования.

    Становление международного космического права

    Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исследования и использования космического пространства и небесных тел.

    Международное космическое право, по доктринальной оценке, прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом этапе.

    Первый этап (1957–1967) начинается с разработки основ международного космического права. Пионерами в этой области были советский юрист Коровин (1934) и чешский юрист Мандль (1932).

    Международные документы появились после запуска в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли и учреждения в 1958 г. в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях (резолюция 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.). Первая сессия этого комитета оказалась бесплодной, ее бойкотировали СССР, Польша, Чехословакия, Индия и Египет. Причиной этого явилось неадекватное представительство в комитете социалистических и развивающихся стран (по три от каждой группы) и США с союзниками (12 стран). Эта несправедливость была устранена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г. (в состав комитета вошли 24 государства – 7 социалистических, 7 развивающихся и 10 капиталистических). Этот орган ГА ООН получил и новое название – Комитет по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу), и приобрел статус постоянного.

    С этого времени Комитет проводит ежегодные сессии, а в 1962 г. он учредил Юридический и Научно-технический подкомитеты, которые также собираются ежегодно. С 1962 г. Комитет принимает решения на основе консенсуса. В его состав по данным на 2014 г. входят уже 76 государств.

    В первых резолюциях, подготовленных с участием Комитета ООН по космосу, были сформулированы следующие принципы, регулирующие космическую деятельность:

    • – международное право, включая Устав ООН распространяется на космическое пространство и небесные тела;
    • – космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами;
    • – к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, обращается просьба представлять Комитету ООН по космосу информацию для регистрации запусков;

    Генеральному секретарю ООН предлагается вести общедоступную регистрацию информации, представляемой государствами, производящими запуск аппаратов;

    • – связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию;
    • – выраженное США и СССР намерение не размещать в космическом пространстве каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения и призыв ко всем государствам следовать этому намерению и воздерживаться от установки такого оружия на небесных телах или размещения такого оружия в космическом пространстве каким-либо другим образом.
    • 13 декабря 1963 г. Генеральная Ассамблея ООП приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII)). В ней нашли отражение положения предыдущих резолюций и ряд других принципов.

    Текст данной Декларации, носящей рекомендательный характер, лег в основу юридически обязательного для государств – участников Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор был подписан 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступил в силу 10 октября того же года. По состоянию на 2014 г. участниками Договора являются 103 государства.

    Принятие Договора по космосу завершило первый этап становления международного космического права. Оно стало новой отраслью международного права, отражающей специфические отраслевые принципы в данной области международных отношений:

    • – исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества;
    • – космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами;
    • – космическое пространство и небесные тела свободны для научных исследований;
    • – космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
    • – космическое пространство и небесные тела исследуются и используются в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания мира и международной безопасности и развития международного сотрудничества;
    • – государства обязуются не выводить на орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
    • – Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях;
    • – космонавты считаются посланцами человечества в космос;
    • – государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность и ущерб, причиненный космическими объектами.

    К этим принципам следует добавить запрещение испытаний ядерного оружия в космическом пространстве в соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

    Второй этап (1968–1979) становления международного космического права характеризуется его бурным развитием. В этот период принимаются Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

    Космическая деятельность приобретает экономический характер. Создаются международные организации, свидетельствующие о коммерциализации космической деятельности: Соглашение о Международной организации спутниковой электросвязи "Интелсат" 1971 г., Соглашение о создании международной системы и Организации космической связи "Интерспутник" 1971 г., которое было пересмотрено в 1997 г., Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи "Инмарсат" 1976 г., которая была пересмотрена в 1996 г., Европейское космическое агентство 1975 г.

    В 1968 г. в Вене проводится первая всемирная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-1).

    Космическая деятельность с самого начала была неотъемлемой частью развития вооружений. Ведутся работы по созданию ударных спутниковых систем и противоспутникового оружия. В 1977 г. заключается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой, в частности, содержится обязательство не прибегать к военному или к любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Понятие "средства воздействия на природную среду" относится к преднамеренному управлению природными процессами для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства.

    На этом этапе завершается успешная нормотворческая деятельность Комитета ООН по космосу, поскольку из-за противоречий между различными группами государств не удается вырабатывать юридически обязательные акты.

    Вместе с тем на третьем этапе (1980–1996) принимаются важные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие декларации рекомендательного характера, но имеющие большое морально-политическое значение. Одобрены Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992) и принята Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (1996).

    На третьем этапе продолжалась борьба за предотвращение военного использования космоса. В 1981 г. СССР внес в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 г. – проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Оба проекта были переданы Конференции по разоружению, но по существу не обсуждались.

    В 1987 г. были приняты Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам (РКРТ). Режим РКРТ в настоящее время объединяет более 30 государств, включая США и Россию. Режим РКРТ представляет собой джентльменское соглашение "об односторонней сдержанности" в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.

    В 1982 г. в Вене состоялась вторая Всемирная конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях ЮНИСПЕЙС-П, основным итогом которой стало расширение Программы ООН по применению космической техники.