Заполнить таблицу органы размножения рыб. Кормление и уход за мальками

  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.

    Надкласс водных животных, для которых характерно жаберное дыхание.

    Строение. Внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей. Кожа рыб делится на дерму и ороговевший эпидермис (поверхностный пласт). Движущая сила при плавании рыб вырабатывается плавниками: парными (грудные и брюшные) и непарными - спинной, анальный, хвостовой. Позвоночник рыб состоит из отдельных, не сращенных позвонков. Позвонки рыб амфицельные (то есть их обе торцевые поверхности вогнутые), между позвонками находятся хрящевая прослойка. От позвонков в стороны отходят реберные отростки, к которым прикрепляются ребра. Имеется сосудистая дуга, которая защищает большой кровеносный сосуд - брюшную аорту. Плавание рыб осуществляется благодаря сокращению мышц, которые объединены сухожилиями с позвоночником. Головной мозг рыб принято разделять на 3 большие части: передний, средний и задний мозг. Нюх и вкус позволяют рыбам ориентироваться в химическом составе окружающей среды. У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Основным органом газообмена рыб являются жабры, которые расположены по сторонам ротовой полости. Пищу захватывают и удерживают зубами, находящимися во рту. В целом все рыбы могут быть разделены на травоядных, хищников, детритофагов и всеядных.

    Размножение. Типы размножения :

      Двуполое размножение - является наиболее обычной и широко распространенной его формой. При этом способе репродукции, самки и самцы внутри вида являются четко отделенными. При этом некоторые виды могут демонстрировать очень ярко выраженные вторичные половые признаки, или половой диморфизм.

      Гермафродизм - изменение пола особями одного вида. Последовательное функционирование проявляется в виде функционирования как самцов на протяжении одной части жизни, и как самок - на протяжении другой (морские окуни).

      Партеногенез – очень редкий тип размножения. Заключается в развитии яйца без оплодотворения сперматозоидом этого же вида. Контакт со сперматозоидами выполняет роль стимула, который побуждает яйцо начать развитие. При этом сперматозоиды не вносят в яйцо своего генетического материала, то есть все потомки при таком размножении будут самками.

    Образ жизни. Внешней средой для рыб является вода. Рыбы обитают как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев.

    Факторы водной среды :

      Биотические факторы - это живые организмы, окружающие рыбу и вступающие с ней в различные взаимоотношения.

      Абиотические факторы - это физико-химические свойства среды обитания. К наиболее важным абиотическим факторам относятся температура воды, солёность, содержание газов и др.

    Большинство рыб не заботятся о своем потомстве. Однако существует ряд видов, которые сооружают различные гнезда, охраняют икру и личинок.

    16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.

    Земноводные - самый малочисленный класс позвоночных, представленных 3-мя отрядами:

    Хвостатые (саламандры и тритоны);

    Безногие (червяк);

    Бесхвостые (лягушки, жабы, чесночницы и т.д.).

    Строение. Как обитатели суши, земноводные дышат легкими, имеют два круга кровообращения, трех камерное сердце; у земноводных намечается разделение крови на артериальную и венозную. Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Передвигаются земноводные при помощи конечностей пятипалого типа с шарообразными суставами. Температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды. Все земноводные питаются только подвижной добычей. У земноводных глаза похожи на глаза рыб. У высших земноводных есть верхние и нижние подвижные веки. Органы обоняния функционируют только в воздушной среде. В органе слуха новый отдел - среднее ухо. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.

    Размножение. Все земноводные раздельнополые. В период размножения яичники, наполненные зрелыми яйцеклетками, заполняют у самок почти всю брюшную полость. Их яйца лишены оболочек, защищающих их от высыхания, и, как правило, не могут развиваться вне воды. В связи с этим у земноводных развивается личинка, обитающая в воде. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки.В жизненном цикле земноводных чётко выделяются 4 стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.

    Биология тритонов. Самый мелкий тритон нашей фауны: максимальная общая длина 89 мм (длина тела 58 мм). Кожа в водоемах гладкая, на суше слабозернистая. Спинной гре­бень у самцов фестончатый, непрерывно (без выемки) пе­реходящий в хвостовой. Хвост у самцов немного короче или равен длине тела, у самок почти равен или немного длиннее. В брачный период на пальцах задних конечностей у самцов отрастают лопасти. Окраска сверху оливково-зеленая или бурая, с темными пятнышками или без них. По бокам головы 3 продольные темные полоски, особенно за­метна проходящая через глаз. Брюхо желтоватое или оран­жевое, с мелкими темными пятнами. Хвост у самцов в брачный период имеет голубую полосу с перламутровым блеском и оранжевую кайму снизу. Небные зубы в виде двух продольных близко расположенных параллельных ря­дов, немного расходящихся сзади. В водоемах кормятся двукрылыми (включая личинок), другими насекомыми, ракообразными, моллюсками и т.д.; на суше, главным образом, жуками, гусеницами бабочек, многоножками, пауками, дождевыми червями и другими животными. Личинки поедают дафний, личинок комаров и других мелких водных беспозвоночных. Сами тритоны становятся добычей самых разных хищников. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии, птицы и некоторые водные бес­позвоночные (личинки). У многих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

    Биология лягушек. К органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь. Почки по происхождению первичные, по расположению - туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку. Пищеварительная система амфибий во многом сходна с таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желёз. Добычу бесхвостые земноводные ловят с помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинбк из икры зависят от температуры окружающей среды. Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки - головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от рыб.

    Биология жаб. Туловище - короткое, шея не выражена, хвоста нет, парные конечности хорошо развиты, причем задние конечности в два-три раза больше передних и служат для характерного передвижения прыжками. Тело разделено на голову, туловище и пятипалые конечности. Голова подвижна, соединена с туловищем. Скелет разделён на отделы: осевой скелет (позвоночник); скелет головы (череп); скелет парных конечностей. Конечности обычно и первично пятипалые. Кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижными прыжками. На голове могут быть кожные окостенения, связанные с роющим образом жизни, например, у чесночницы. Эти образования могут принимать причудливую форму костяного шлема. Глаза у лягушек расположены так, что она может видеть округ почти на 360 градусов. Органы вкуса развиты слабо. Амфибии способны неплохо различать четыре типа вкусовых веществ – сладкое, горькое, кислое и соленое. Органы вкуса земноводных, которыми служат луковицеобразные тельца, сосредоточены в их носовой полости, в слизистой оболочке неба и языка. Интенсивность обмена веществ у амфибий очень невысока, а температура тела непостоянна. Половое созревание большинства лягушек происходит в возрасте 6-12 месяцев. В это время самцы начинают петь по вечерам. Самки обычно намного крупнее и толще самцов.

    При помощи метания икры, но у разных видов это происходит по-разному. Например, такой вид как атерина-грунион подплывают максимально близко к берегу и во время прилива оказываются практически на голом песке, именно в этот влажный песок они и откладывают свою икру, после чего она самцами. У атерина-грунион процесс откладывания и оплодотворения икры происходит очень быстро, ведь они должны успеть до того момента, как их настигнет следующая волна. Мальки вылупляются из икринок довольно скоро, и с наступлением прилива малыши отправляются в .

    Красную икру лососевых рыб ценят как вкусный и полезный . Интересно то, что рыбы для метания икры мигрируют из соленых вод в водоемы. Эти рыбы работают сообща - парами. Самец и самка предварительно выкапывают своеобразное гнездо на дне пресноводного водоема, одновременно они защищают приглянувшуюся территорию от рыб-конкурентов. Очень важным моментом для лососевых является то, чтобы половые клетки обоих родителей появились в воде одновременно, иначе оплодотворения не произойдет. Многие виды лососевых рыб способны к размножению лишь раз в жизни в большей степени от того, что просто после нереста. Например, так происходит с тихоокеанским лососем.

    В природе, конечно, существуют и виды рыб. Они не мечут икру, а производят на свет уже вполне сформировавшееся потомство - мальков, которые сразу могут жить и развиваться самостоятельно. Одной из странных особенностей живородящих рыб является то, что после метания мальков мамаша может запросто съесть собственных детенышей, она просто не может отличить их от другого корма.

    Размножение – это интереснейший феномен жизненного цикла организмов, который обеспечивает не только их существование, но и эволюцию. Жизнь рыбок удивляет своим разнообразием и приспособляемостью к самым различным условиям. И однозначно ответить на вопрос из заголовка просто невозможно. Размножение может происходить в разном возрасте и различными способами. Некоторые рыбы мечут икру с последующим оплодотворением или без него, другие рождают уже маленьких рыбок. Давайте же узнаем о размножении рыб подробнее.

    Партеногенезом у рыб называется такой способ полового размножения, когда икре самки не нужно оплодотворение самцом.

    Данный способ считается половым, так как развитие организма идет из половой клетки, хоть и без слияния мужской и женской гамет. У рыб он встречается довольно редко и так же редко приводит к «вылуплению» жизнеспособной молоди.

    Неоплодотворенная икра, которая развивается таким способом, прекрасно соседствует с оплодотворенной, не загнивает и не губит кладку. Она может развиться до личиночной стадии, но при рассасывании желточных мешков личинки обычно погибают. Однако чаще всего икра развивается лишь до стадии дробления.

    Партеногенез можно встретить у таких рыб, как сельдь, осетровые, карповые, лососевые.

    Что такое гиногенез

    Гиногенез считается частным случаем партеногенеза. Он происходит без участия самцов данного вида. Стимуляция икры к развитию совершается за счет сперматозоидов самцов других видов рыб, близких к данному. Спермий проникает в яйцеклетку, но слияния их ядер не происходит. Среди «новорожденных» мальков абсолютно нет самцов. Гиногенез встречается у моллинезий и серебряных карасей. Стимулируют их икру к развитию сперматозоиды карпа, плотвы и еще некоторых видов.

    Что такое гермафродитизм

    Если у рыбы одновременно или последовательно присутствуют мужские и женские половые признаки, а также репродуктивные органы, то это и есть гермафродитизм. Иными словами, такие рыбы могут развивать и икру, и сперматозоиды. Однако самооплодотворять икру они не способны, так как созревание половых продуктов происходит не одновременно, а поочередно. Некоторые рыбы могут изменять пол несколько раз за свою жизнь. Способность к гермафродитизму есть у таких рыб, как гуппи, морской губан, красный пагелл, сельдевые, карповые, лососевые, окуневые.

    Половой способ

    Этот вид размножения наиболее распространен среди рыб. Для него нужны самка и самец. Икра при этом может оплодотворяться по-разному:

    • Внутренним способом. Осеменение происходит внутри тела рыбы. Встречается у меченосца, гуппи, гамбузии и других.
    • Наружным способом. Оплодотворение икры происходит в воде. Встречается у большинства видов рыб.

    Развитие икры идет также неодинаково. И в зависимости от него рыбы бывают:

    • . В заднем отделе яйцевода самки есть структура, схожая с плацентой млекопитающих. Благодаря ей мать может обеспечивать эмбрионы необходимыми веществами. Икра развивается от 30 до 50 дней. Возле анального плавника в этот период можно наблюдать «пятно беременности» темного цвета. Если заводчик заметил, что брюшко самки стало прямоугольным, то дня через три можно ожидать мальков. На свет они появляются уже самостоятельно плавающими и способными питаться. Живородящими являются , меченосцы, формозы и т. д.
    • Яйцеживородящими. Оплодотворенная икра прикрепляется к яйцеводу, точнее его заднему отделу и развивается там до тех пор, пока не появятся мальки. Так происходит у большинства хрящевых рыб.
    • Яйцекладущими. Икру они откладывают непосредственно в воду. Этот способ наиболее распространен.

    При первом и втором способе обычно выживает больше «детенышей» по сравнению с третьим.

    Еще ученые выделяют рыб, которые размножаются моноциклично, то есть один раз в жизни (речной угорь, речная минога, тихоокеанский лосось и другие) и полициклично, то есть несколько раз на протяжении жизни (это большинство рыб).

    Есть также классификация в зависимости от того, в какой субстрат осуществляется нерест:

    • литофилы с кладкой на каменистом грунте;
    • псаммофилы с кладкой на песке;
    • фитофилы с кладкой на растениях;
    • остракофилы с кладкой в мантийной полости моллюска;
    • пелагофилы с икрой, плавающей в толще воды;
    • пелофилы с кладкой в иле.

    Некоторые виды рыб безразличны к субстрату, другие строят специальные гнезда из растений, пузырьков воздуха и т. д.

    Несколько слов о продуктивности

    Под продуктивностью здесь имеется в виду количество потомства, которое может дать рыба. У аквариумных особей оно может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч. Количество икринок напрямую зависит от возраста, наследственности, здоровья, питания и условий жизни. Менее плодовиты рыбы – «хорошие родители», то есть те, что заботятся о потомстве, например, инкубируют его во рту, вынашивают на теле и т. п.

    Как определить готовность рыб к размножению

    Тут все индивидуально. Некоторые виды, например гамбузия, готовы давать потомство уже спустя 1-2 месяца после своего рождения. Другим на достижение половой зрелости потребуется 15-30 лет. На сроки созревания влияет:

    • Жизненный цикл. Чем он короче, тем раньше созревание, и наоборот.
    • Видовая принадлежность.
    • Условия обитания и климат.

    Если у рыбы появился «брачный наряд», то значит она готова к тому, чтобы давать потомство. Это может быть яркий окрас, пигментные пятна, разрастание кожного покрова и т. д.

    А вот еще парочка интересных фактов:

    • Самцы достигают половой зрелости раньше, чем самки.
    • У молодых рыб первые несколько нерестов малопродуктивны.

    Наша статья подошла к концу. Здесь мы ознакомились кратко с основными способами размножения рыб. Надеюсь, информация была интересна и полезна.

    Видео о развитии рыбок: от икринки до взрослой особи:

    Жизнь рыб довольно удивительна и разнообразна. Некоторые их виды размножаются, метая икру. При этом существует множество способов такого размножения. В одних случаях, икринки развиваются без оплодотворения их самцом, в других - оплодотворение необходимо. Также существуют живородящие виды особей. Рыбы могут размножаться при различных условиях и разными методами. Появившись на свет, маленькие детеныши по-разному подготовлены к самостоятельной жизни. Итак, как размножаются рыбы?

    Особенности размножения рыб

    «Как размножаются рыбы?» - вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Все виды рыб размножаются разными способами и в разном возрасте. В большинстве случаев, размножение происходит половым способом. Однако, некоторым видам присущи партеногенез и гиногенез - способы размножения без оплодотворения самцом.

    Что такое партеногенез и гиногенез?

    Партеногенез представляет собой один из способов размножения, при котором оплодотворение самцом не требуется. Икринки развиваются до момента дробления, после чего, соседствуя в нерестовых буграх с оплодотворенными икринками, начинают свое развитие таким способом. Только из полностью развитых икринок появляются мальки. При таком способе рыбам удается сохранить всю кладку яиц , не допуская загнивания икринок. Партеногенезом размножаются следующие виды особей:

    • сельдь;
    • осетровые;
    • лососевые;
    • карповые и некоторые другие виды.

    Стоит отметить, что большинство икринок, развиваясь партеногенезом, все же погибают, лишь небольшая часть доживает до стадии вылупления. Лишь у иссыккульского чебачка такой способ размножения приводит к появлению большого количества жизнеспособного потомства.

    Гиногенезом является метод рождения мальков без оплодотворения их самцами этой особи. При таком способе рождаются мальки только женских особей. Оплодотворение икринок происходит за счет сперматозоидов самцов других видов рыб, которые проникают в икринку, находясь поблизости. После того как оплодотворение произошло, икринка начинает свое развитие.

    Половой способ размножения

    Как правило, многие виды рыб являются однополыми. Однако, среди таких особей встречаются виды, называемые гермафродитами. Гермафродиты - это особи, способные развивать как икру, так и сперматозоиды. Хотя такие особи не могут производить самооплодотворение своих икринок, поскольку их половые продукты (икринки или сперматозоиды) созревают не в одно время, а по очереди. Например, красный пагелл на протяжении жизни способен менять пол: молодые особи пагелла, как правило, самки, по мере взросления рыбы яичники сменяются на семенники.

    Такая способность - гермафродитизм, присуща также сельдевым, лососевым, карповым, окуневым видам.

    Оплодотворение икринок также происходит разным способом:

    • внутренним;
    • наружным.

    Большинство видов рыб размножаются наружным способом оплодотворения, при котором яйца оплодотворяются, находясь в воде. Внутренним способом размножаются, как правило, хрящевые, хотя такой вид увеличения популяции характерен и для костистых (морской окунь, бельдюга) и карпозубообразных (меченосцы, гуппи, гамбузия) видов особей.

    В зависимости от развития икринок, все виды рыб условно различают по следующим категориям:

    • живородящим;
    • яйцеживородящим;
    • яйцекладущим.

    Яйцекладущий способ развития является наиболее распространенным и представляет собой отложение икринок (яиц) непосредственно в воду. При яйцеживородящем способе, оплодотворенные икринки прикрепляются к заднему отделу яйцевода самки и там продолжают развитие до самого рождения мальков. Одним словом, в момент вымета икринка разрывается и рождаются мальки.

    Яйцеживородящий способ размножения применим к большинству хрящевых видов рыб: катрану, белой акуле, лисьей акуле, пилоносу и прочим. Некоторые виды, например, скат-хвостокол, на стенках заднего отдела яйцевода, выполняющего роль матки, имеют специальные выросты, благодаря которым они могут кормить своих детенышей питательной жидкостью.

    Живородящий способ заключается в образовании у самки в заднем отделе яйцевода структуры, напоминающей плаценту млекопитающих. Она необходима для того, чтобы мать могла кормить эмбриона питательными веществами. Живорождение присуще некоторым видам глубоководных акул.

    Главным преимуществом яйцеживородящего и живородящего способов заключается в достижении наибольшей выживаемости детенышей, благодаря внутриутробному развитию.

    По характеру размножения все рыбы разделяются на следующие группы:

    • моноцикличные;
    • полицикличные.

    Моноцикличным видам характерно единственное размножение в течение жизни. При однократном икрометании все икринки особи могут погибнуть. Речного угря, тихоокеанскую лосось, речную миногу, байкальскую голомянку и некоторых других рыб называют моноцикличными, благодаря единичной кратности размножения.

    Однако, большинство видов размножаются несколько раз на протяжении своего существования, поэтому они относятся к полицикличным особям.

    Наступление половой зрелости

    Возраст полового созревания у всех видов особей также различен. При этом промежуток от самого раннего до самого позднего полового созревания у рыб значителен. Так, мелкие виды особей, такие как гамбузия и другие, могут достичь полового созревания уже через 1 - 2 месяца после рождения. Осетровые, в свою очередь, достигают половой зрелости только в 15 - 30 лет.

    Рыбы с коротким жизненным циклом развиваются быстрее, соответственно раньше достигают половой зрелости. У особей с более продолжительным жизненным циклом половое созревание наступает гораздо позже. У атлантической трески, например, половая зрелость наступает в 8 - 9 лет. Морской окунь созревает только ближе к 15 годам.

    Но на возраст половой зрелости особи влияет не только жизненный цикл и видовая принадлежность. Большую роль для возраста созревания играют условия обитания рыб и их питание. Чем лучше и обильнее особь питается, тем быстрее она достигает необходимых размеров, а значит, быстрее наступает ее половая зрелость. Самцы большинства видов рыб быстрее самок достигают половой зрелости.

    Большое значение на скорость полового развития рыб оказывают климатические особенности их существования. Так, например, лещи, обитающие в Аральских морях, созревают ближе к 3 годам, в Северном Каспии - ближе к 6, а особи, заселяющие Среднюю Волгу, достигают половой зрелости в семилетнем возрасте.

    В зависимости от вида размножения, рыб делят на икромечущие, яйцеживородящие, живородящие.

    Икромечущие – основная группа рыб, которые выметывают икру в толщу воды, где происходит ее оплодотворение.

    Яйцеживородящие – оплодотворение внутреннее, зародыш развивается в теле самки в специальных расширениях яйцеводов, но питается за счет питательных веществ желточного мешка, а организм матери служит только защитой от внешних факторов.

    Живородящие – у этих рыб соединение яйцеклетки и сперматозоида происходит в половых путях самки, идет формирование плаценты, которая обеспечивает связь материнского организма с зародышем и поставляет питательные вещества.

    Живорождение редкое явление, характерно для аквариумных рыбок (гуппи, меченосцы), акул. Стадия личинки отсутствует, в яйцеводах самки развивается зародыш, а рождается уже сформированный малек, который способен к самостоятельному существованию.

    Особенности размножения рыб

    Рыбы раздельнополые животные. Самки образуют яйцеклетки – икринки, которые развиваются в яичниках, имеют тонкую, полупрозрачную мембрану для быстрого и легкого оплодотворения. Передвигаясь по яйцеводах, выходят через наружное отверстие расположенное вблизи ануса.


    Самцы формируют сперматозоиды, в парных семенниках – молоках, представляют собой систему канальцев, которые впадают в выводной проток. В семяпроводе есть расширенная часть – это семенной пузырек . Выметывание икры и выделение семенной жидкости происходит почти одномоментно.

    Исключение — каменный окунь , обладает половыми железами двух полов, но созревают они не одновременно, что предотвращает самооплодотворение.


    Для рыб характерно только половое размножение , путем слития мужских и женских половых клеток.

    Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом . На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания. Одни перемещаются из морей, в устья впадающих в них рек, другие наоборот устремляются к морям.

    Если в связи с неблагоприятными условиями рыбам не удалось отнереститься, им свойственна резорбция икры и молок (постепенное рассасывание полового материала).

    Оплодотворение в большинстве случаев внешнее, развивается личинка вне организма самки (живорождение встречается редко).

    Рыбы откладывают икру в огромных количествах (от 100 тыс. до миллионов икринок). Такая плодовитость обеспечивает сохранение рода, ведь не все икринки будут оплодотворены, а часть вовсе погибнет.

    Когда яйцеклетки выметаны, сперматозоиды могут попасть в икринку через специальное отверстие – микропиле . После слияния половых клеток мембрана икры становится более проницаемой (адсорбирует воду), прочной.

    После завершения оплодотворения в икринках образуется зигота , в которой идет многократное деление с формированием многоклеточного зародыша . В брюшной области сохраняются остатки желточного мешка, который обеспечивает питание личинки в первые дни.

    Стадия личинки начинается с разрыва оболочек икринки, когда сформированная особь выходит наружу и начинает самостоятельно питаться (одноклеточными, рачками, водорослями). Форма тела вытянутая, большие глаза, плавники отсутствуют.

    Личинка в первые дни неподвижно висит, прикрепившись к какому-то субстрату, после исчерпания запасов питательных веществ начинает активно передвигаться в поисках пищи. В этот период начинает закладываться чешуя. У маленьких рыб функционируют временные органы, нужны для выживания в новой среде:

    • Плавниковая складка;
    • дополнительные внешние жабры;
    • кровеносные сосуды.

    Эта стадия названа также критической, если личинки не сможет найти еду, то случится их массовая гибель.

    Для стадии малька характерно редуцирование временных органов и формирование строения как у взрослых особей. С этого этапа рыба выглядит как все представители вида, только меньших размеров. Тело полностью покрывается чешуей, образуются плавники всех видов.

    Взрослая рыба имеет полностью сформированные системы и органы, покрыта слизью и чешуей, имеет железы, органы чувств. Обретая половую зрелость, вскоре начинают размножаться.

    Какое же развитие у рыб: прямое или непрямое?

    Непрямое развитие встречается у личинок, которые выйдя из яйца не похожи на взрослую особь. Такие организмы развиваются постепенно, приобретают черты родителей через ряд последовательных стадий, отличающихся способом питания, образом жизни.

    После дозревания икры из нее выходит личинка, с неразвитыми плавниками, чешуей, и по внешнему виду не сходна с взрослой особью. Поэтому такие рыбы относятся к организмам с непрямым типом развития (преимущественно костистые рыбы).

    Когда рождаются детеныши похожие на взрослые организмы только меньших размеров и не полностью сформированными органами, такое развитие называется прямым. Так, рыбы, которым присуще живорождение (например, акулы) развиваются прямым способом.

    Забота о потомстве

    Выметывание икры в больших количествах обусловлено тем, что рыбам не свойственна забота о своем потомстве . Оставленные икринки гибнут от врагов, пересыханий, неблагоприятных условий, только сравнительно небольшая часть может дожить до стадии зрелой особи.

    Некоторые рыбы, которые заботятся о потомстве, выбирают места для нереста в расщелинах, сооружают гнезда для защиты, или же носят икринки во рту. Так, самка лососевых хвостовым плавником расчищает место для откладывания икры, делая углубление на песчаном дне, затем забрасывает икринки песком (защищая от хищников и промерзания).

    Родители обеспечивают постоянный доступ кислорода для потомства, с помощью плавников аэрируют воду. Чтобы избежать пересыхания икринок, самец поливает их водой изо рта. Проявления заботы у рыб находятся на инстинктивном уровне, когда личинки способны самостоятельно добывать пищу, могут хорошо плавать, родители их оставляют.