Социальная политика в развитых странах запада: опыт и перспективы Становление социального государства в зарубежных странах. Социальное государство в постсоветской России

1. Образование единого страхового пространства.

2. Модели социальной защиты в государствах Европейского союза

3. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС

На современном этапе социальная политика стран Евросоюза сохраняет национальную компетенцию регулирования, а потому в рамках принятых документов Европейское сообщество не располагает правовой основой для содействия в принятии коммунитарного социального законодательства, воздействующего на национальные системы социальной защиты. Если в области денежно-кредитного и торгового регулирования существуют обязывающие конкретные соглашения, то в сфере социальной защиты можно говорить лишь о координации социальных программ, осуществляемых государствами-членами, и лишь затем‚ о перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществления социальных программ, содействующих развитию интеграции в целом.


Большим достижением социальной политики ЕС стало подписание соглашений об образовании единого страхового пространства и координации национальных законодательств в области социальной защиты. По сути‚ это означает не только возможность свободного перемещения в границах Союза, но и трудоустройство в любом государстве ЕС‚ при сохранении права на национальную социальную защиту. Однако подписанные соглашения не унифицировали национальные законодательства в единую европейскую систему, поскольку подобная унификация, по мнению ученых и политиков, вряд ли возможна в ближайшем будущем‚ в силу существенных различий в социальных стандартах государств‚ входящих в ЕЭС.

Это связано также с тем, что страны ЕС‚ по-прежнему‚ находятся на разных уровнях экономического развития, поэтому социальные расходы в расчете на душу населения, выраженные в абсолютных показателях, различаются в несколько раз. Так, в 2003 г. (до расширения) в пятерку стран с наивысшими показателями входили Люксембург (12 653 евро), Дания (10 782), Швеция (99 333), а в тройку с самыми низкими - Греция (3 671), Португалия (3 192) и Испания (3 656 евро)1. Поэтому, несмотря на определенное перераспределение валового продукта в Евросоюзе, (в том числе‚ и через созданный для этого Фонд сплочения), его масштабы достаточно скромны, а увеличения их ожидать не приходится. В настоящее время в наднациональном социальном законодательстве действует принцип, согласно которому‚ при перемещении гражданина внутри пространства ЕС‚ он никогда не попадет в худшую ситуацию в отношении прав на социальную защиту. Поскольку в некоторых странах ЕС правила социального страхования основаны на принципе гражданства (универсальные системы), а в других – на принципе страхования, (т.е. принадлежности работника и его семьи к страховой организации), для предотвращения случаев двойного страхования‚ или никакого вообще, соглашения описывают правила социальной защиты в каждом отдельном случае для мигрирующей рабочей силы.


Итак, в настоящее время европейские национальные системы социальной защиты сохраняют свою автономность, что в определенной степени тормозит процесс европейской интеграции. Несмотря на это, а также на то, что объединение рынков потенциально создает угрозу “социального демпинга”, Евросоюз фиксирует в своих программных документах принцип сохранения уже достигнутых в тех или иных государствах-членах ЕС социальных стандартов. В этом случае‚ ЕС не стремится к регулированию всех аспектов национальных систем социальной защиты; общие нормы ЕС определяют лишь минимальные социальные стандарты (они были зафиксированы в Хартии основных социальных прав трудящихся 1989 г. и включают в себя гарантированный режим труда и отдыха, максимальную продолжительность рабочей недели и т.д.), ниже которых национальные правительства стран-участниц обязуются не опускать уровень социальной защиты.

Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза

Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или бисмарковская, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.

Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты.

Однако‚ в современных условиях существования социального государства в Европе‚ с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню).

Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние‚ на выдвинутые Бевериджем положения‚ оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а‚ следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно


повысить денежный спрос массовых покупателей.

Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты – распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости – основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты.

В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными


исследователями.

Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%)5

Особенности систем социальной защиты в странах ЕС

На основе существующей типологизации экономических моделей социальной защиты стран ЕС, получившей закрепление в документах Европейской Комиссии (континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская) в диссертации определены особенности систем социальной защиты пяти стран Евросоюза: Германии, Франции, Великобритании, Швеции и Италии.

В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Организация системы социальной защиты в ФРГ строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Тем не менее‚ государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

В организационном отношении для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщенность учреждений, осуществляющих социальное страхование: как независимые действуют организации по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты‚ предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой в случае, если все виды страховых социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. С 1970 по 2003 гг. расходы


на социальную защиту во Франции выросли с 17,5% до 30,9 %. По данным Статистического бюро ЕС, такая доля социальных затрат ставит Францию на четвертое место после Швеции и Дании. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования.

Управление социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих на национальном и региональном уровнях страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя.

Для британской системы социальной защиты населения характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части - национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая - за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.).


Основополагающим принципом шведской социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских "социальных экономик", в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36 % населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют соответственно 27 и 17%. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

Южно-европейская модель социальной защиты не имеет четкой организации. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в Италии (11,3 %), уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5 % (что приближается к среднеевропейским величинам), а для юга - более 20 %. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи. Существенной проблемой итальянской системы социальной защиты является одновременное существование плохо социально-гарантированных секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных причин оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как "рудиментарная".

Вопросы и задания к теме:

1. Что означает термин « единое социальное пространство»?.

2. Какая из трех моделей социальной защиты в государствах Европейского союза (Континентальная‚ Англосаксонская‚ Южно-европейская0 вам кажется наиболее предпочтительной? Приведите аргументы.

3. В каком случае возможен вариант финансирования систем социальной защиты преимущественно за счет налогообложения?

4. Что из опыта социальной политики развитых стран может перенять социальная политика в России?

Социальное обеспечение в Испании представляет собой систему, во главе которой стоит Министерство занятости и социального обеспечения. В Министерстве головную функцию берет на себя Государственный секретариат социального обеспечения, который в свою очередь делится на два направления:

  • Главное управление по защите соцобеспечения, Главная инспекция, Служба правового управления;
  • Национальный институт соцобеспечения, Морской социальный институт, Главное казначейство и Информационное управление.

Действие системы социального обеспечения распространяется на граждан Испании, а также иностранцев, легально пребывающих на территории страны, независимо от их пола, гражданского состояния и профессии, и осуществляющих свою деятельность на территории Испании (это наемные рабочие, индивидуальные предприниматели , участники кооперативов, студенты , общественные деятели, гражданские служащие, военные).

Основными нормами, регулирующими социальное обеспечение в Испании, являются:

  • Испанская Конституция 1978 года,
  • Закон 47/2003 «Об основном бюджете»,
  • Закон 4/2000 «О регулировании прав и свобод иностранных граждан в Испании»,
  • Закон 40/2007 «О мерах по социальному обеспечению»,
  • Закон 27/2011 «Об актуализации, устройстве и модернизации системы социального обеспечения»,
  • Закон 36/2011 «О юрисдикции социального регулирования»,
  • Основной закон 8/2015 «О социальном обеспечении».

Наиболее подробная информация содержится в Основном законе 8/2015 «О социальном обеспечении», который состоит из 6 частей, отражающих основные нормы системы социального обеспечения, общий регламент соцобеспечения, защиту от безработицы, специальный регламент соцобеспечения, защиту в связи с прекращением деятельности и перечень невзымаемых пособий. Во второй главе Закона закреплены такие объекты социального регулирования, как временная нетрудоспособность, материнство, отцовство, риски во время беременности , риски во время грудного вскармливания, забота о детях, страдающих раком или другими видами тяжелых заболеваний, инвалидность, хронические травмы, выход на пенсию , смерть, вдовство, сиротство, защита семьи . Все вышеперечисленное предусматривает различные выплаты и субсидии в порядке, установленном Законом.

Что касается иностранцев, то Испания предоставляет резидентам те же условия социального обеспечения, что и своим гражданам, включая соответствующие выплаты и социальные услуги. Такая норма отражена в статье 14 Закона 4/2000 «О регулировании прав и свобод иностранных граждан в Испании».

Ориентируясь на законодательство в социальной сфере, можно сделать вывод о том, что внимание государства во многом сконцентрировано на социальной защите детей , пенсионеров, инвалидов и сирот путем мощного законодательного регулирования и материального обеспечения.

Современные тенденции социального обеспечения в Испании


Одним из наиболее гуманных законодательных решений является помощь детям с тяжелыми заболеваниями. Помощь заключается в финансовых выплатах родителям, усыновителям и опекунам больных детей. Например, в 2014 году Соцзащита Испании выделила 27,6 миллиона евро на помощь детям, больным раком или другими тяжелыми заболеваниями.

Уровень безработицы в Испании, по сравнению с другими странами ЕС, достаточно высокий, и сами испанцы считают это одной из главных проблем. Однако, при большом желании, найти работу в сфере туризма или обслуживания не составит труда. По состоянию на 2015 год, в стране насчитывается 4 779 000 безработных. В зависимости от состава семьи, размер выплаты пособия по безработице составляет от 497,01 до 1397,84 евро.

Как и в любой другой стране, в Испании есть бездомные, количество которых, по официальной статистике, составляет 23 000, а по неофициальной – доходит до 40 000, при численности населения 46 423 064 человека. И, несмотря на наличие центров помощи бездомным, имеют место случаи, когда люди умирают на улицах.

Большинство испанцев считают свою страну вполне социально адаптированной. Более того, Испания была и остается очень привлекательной для иммигрантов , в том числе нелегальных, что сильно беспокоит коренное население.

Если у вас возникли проблемы, связанные с пребыванием в Испании, обращайтесь за помощью в Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» . К вашим услугам русский адвокат в Испании, а также более 100 видов сервиса в сфере иммиграции, бизнеса, недвижимости, лечения, обучения и не только. Мы поможем в решении жизненно важных вопросов. Звоните нам по телефонам, указанным ниже.

Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных ре­форм. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценнос­тям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и соци­альным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Респуб­лика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, со­циального и федеративного государства». Понятие социаль­ного государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 - «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства».

С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Рес­публикой»; с 1978 г. Испания по Конституции стала «право­вым, демократическим, социальным государством» и др.

В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые пра­ва человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и тре­бует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности».

Практика закрепления статуса социального государства конституциями страны получила дальнейшее распростране­ние. Испания после свержения диктаторских режимов и ус­тановления демократии в 1978 г. провозгласила себя право­вым демократическим социальным государством.

Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей це­лью построение свободного, справедливого и солидарного общества.

Функции и обязанности государства в области обес­печения благосостояния и социальных прав граждан прописа­ны в Конституции Швеции.

Согласно своим конституциям Румыния - правовое демократическое и социальное госу­дарство.

Республика Польша - демократическое, право­вое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.

Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, ко­торое заботится о создании условий полной занятости, для всех граждан».

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.

Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Да­нии.

В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще пред­стоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важ­ная задача, которая стоит перед учеными стран СНГ, - это разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.

Страны СНГ - Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. - прошли определенный путь по пути форми­рования социального государства. Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граж­дан, их социальной защите, развивают солидарность и забо­ту самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, разви­вают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т. е. социальные государства не по­лагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих ор­ганов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуж­даемыми и принадлежат каждому от рождения.

В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст. 13 обеспе­чение прав и свобод человека и гражданина признается выс­шей целью государства, а в ст. 17 записано: «Азербайджан­ская Республика заботится о повышении благосостояния на­рода и каждого гражданина, его социальной защите и дос­тойном уровне жизни». Права и свободы человека и гражда­нина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.

В ст. 4 Конституции Республики Армения, принятой 5 июля 1995 г., провозглашено: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и за­конов - в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права». В ст. 31 дана формула условий жизни: «Каж­дый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удов­летворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпри­нимает необходимые меры для осуществления этого права».

Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью обще­ства и государства». Государство ответственно перед граж­данином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью госу­дарства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено испол­нение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В ст. 7 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. установ­лено следующее: «Грузия признает и соблюдает общеприз­нанные права и свободы человека как непреходящие и выс­шие человеческие ценности. При осуществлении власти на­род и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом». В ч. 5 ст. 37 спе­циально отмечено: «Человек имеет право на получение пол­ной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда».

В принятой 30 августа 1995 г. всенародным референду­мом Конституции Республики Казахстан провозглашается, что для государства «высшими ценностями являются чело­век, его жизнь, права и свободы» (ст. 1). В ч. 2 ст. 12 утверж­дается: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных пра­вовых актов».

Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва 5 мая 1993 г., принимая Конституцию, подтвердил свою при­верженность правам и свободам человека. В ст. 7 Конституции с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. зафик­сирована «ответственность государственных органов перед на­родом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа», а далее подчеркнуто: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» (ст. 15) и «В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основ­ные права и свободы человека в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами международного права, межго­сударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой» (ст. 16). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.

В ст. 1 (ч. 3) принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова подчеркнута выс­шая ценность: «достоинства человека, его прав и свобод», а в ст. 24 (ч. 1) - гарантируются со стороны государства «каждо­му человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность». Статья 4 (ч. 2) утверждает: «При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Респуб­лика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют меж­дународные нормы» (абсолютный примат).

Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина - обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека» (ч. 1 ст. 7). Подробно права и свободы человека и граж­данина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод чело­века и гражданина относится к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. подчеркивает, что политика государства «направлена на со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека» (ст. 1) и что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защища­ются государством» (ст. 5).

Верховная Рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. Основной закон страны, подчеркнула, что она «прояв­ляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достой­ных условий его жизни». Этой теме прямо посвящена ст. 3 Конституции, гласящая: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность при­знаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Пра­ва и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство от­вечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обя­занностью государства».

Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях:

1. концептуальном,

2. нормативном,

3. практическом (реальном).

Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодатель­ная база - узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из ос­новных направлений деятельности государства в социальной сфере:

§ охрана труда и здоровья людей;

§ установление мини­мального размера оплаты труда;

§ поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

§ развитие системы социальных служб;

§ установление государственных пенсий и иных гаран­тий социальной защиты.

Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конститу­ции не отражены многие существенно важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией.

Выработка и реализация именно российской модели соци­ального государства являются оптимальным вариантом обще­ственного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня такая модель формируется объединенными усилиями специалистов самых различных общественных наук, предста­вителей политических партий, профсоюзных и других обще­ственных организаций, всех ветвей государственной власти.

В России в последние годы в некоторых регионах начи­нают проявляться элементы социальной и экономической по­литики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов. В целом же работа по формированию пра­вовых основ и механизмов кадрового обеспечения социально­го государства, воспитания культуры социального общежи­тия граждан требует комплексного подхода всех ветвей вла­сти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной (теоретической) модели, основанной на нор­мативах (нормативной модели), в практическую (реальную) модель социального государства. Для этого необходимо ши­роко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократичес­кого социального государства, основанного на социально ори­ентированном рыночном хозяйстве.

По мнению авторов, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим госу­дарством. В Концепции социального государства, разработан­ной при участии авторов книги, «социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провоз­глашает высшей ценностью социальную справедливость, по­литика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство - самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соеди­нения начал свободы и власти в целях обеспечения благопо­лучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государ­ства являются социальными - это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, ко­торые пока не в состоянии в полной мере решать современ­ные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно на­зывать современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее назы­вать Россию страной, ставшей на путь строительства соци­ального государства.

Литература по теме: 1, 2, 5, 8.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

О.Н. Наумова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования поволжский государственный университет сервиса..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Основы социального государства» для всех направлений и специальностей ВПО Одобрено Учебно-методическим

Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения данной дисциплины - сформировать у студентов целостное представление и дать необходимые знания об основах социального государства – прежде всего, о его сущности, принц

Структура дисциплины
№ семестра Число недель в семестре Количество часов по плану Количество часов в неделю Самост. работа

Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе проведения семинарских занятий по следующим критериям: 1. посещаемость занятий; 2. выступления по проблемам, выносимым на семин


1.1. Понятие «социальное государство» и его сущность. 1.2. Государство как институт государственной власти. Цель: изучить содержание понятия «социальное государство


Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и с

Население
8. Политические атрибуты власти:герб, флаг, гимн В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии: - этатич

Внутренние функции государства
1. Политическая, которая включает: - обеспечение политической стабильности; - осуществление властных полномочий; - выработка политического курса. 2. Экономическа

Типология государства
Типология государств может осуществляться по различным основаниям. В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой осн


2.1. Предпосылки возникновения социального государства в древности. 2.2. Идеи социального государства в политическом сознании Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.

Предпосылки возникновения социального государства в древности
Исторические условия, необходимые для формирования концепции социального государства, сложились лишь к середине XIX в., что и позволило немецкому ученому Лоренцу фон Штейну выработать пе

Идеи социального государства в политическом сознании Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени
С разложением рабовладельческого строя и формированием феодального общества взгляды на природу и содержание отноше­ний между человеком, обществом и государством получили новое развитие. С

Существуют различные возможности поведения государства в условиях обострения социальных противоречий
Первая возможность - это путь организации труда: становясь предпринимателем, государство передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим. Таким образом, рабочие, даже не имея ка­питала,

Общая характеристика моделей социального государства
Модели социального государства - основные его разно­видности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно

Признаки социального государства
Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Ск

Принципы социального государства
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое г

Функции социального государства. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации
Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ра

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом
Содной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой, - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне

Основы правового государства
Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует. Основы пр

Верховенство закона
Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган

Взаимная ответственность государства и личности
Взаимная ответственность государства и личности – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как

Гарантия прав и свобод личности
Гуманизм – своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Государство о

Это право на
- участие в реализации власти, - право на свободу слова, - право на частную жизнь и т. п. К числу социально-экономических и куль­турных прав относятся:

Система социальных стандартов, индикаторов уровня жизни в России и за рубежом
В качестве механизма социальной политики, в том чис­ле социальной защиты, важная роль принадлежит государ­ственным социальным стандартам (ГСС),т. е. устанавливаем

Состав потребительской корзины
В первую очередь, это продукты питания - хлеб, крупы, картошка, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т.д. Надо отметить, что в России доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и

Международные стандарты
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности

Социальная защита населения
Социальная защита - механизм, призванный ограждать людей от разного рода небла­гоприятных для их жизнедеятельности воздействий со сто­роны социальной среды и смягчать послед

Исторический и международный опыт организации социального страхования
Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская

Семинарские занятия по тематике дисциплины
Подготовка студентов к семинарским занятиям начинается с лекции. Как правило, лекция и семинары отдалены друг от друга 1-2 неделями. За это время студенты имеют возможность ознакоми

Понятие и сущность социального государства
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание понятия «государство», как института политической власти. 2. Признаки и структура государства. 3. Функции государства.

Становление и развитие идей социального государства
Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки развития идей социального государства на догосударственном этапе развития человеческого общества. 2. Развитие идей социального госуда

Модели социального государства
Вопросы для обсуждения: Общая характеристика моделей социального государства современности. Развитие социального государства в Европейских странах и СНГ.

Функции и принципы социального государства
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание признаков социального государства. 2. Принципы социального государства. 3. Основные и специфические функции социального госуд

Правовые основы социального государства
Вопросы для обсуждения: Содержание понятия «правовое государство» и его характерные черты. Основы правового государства и их характеристика. Признаки правово

Социальная политика как основа успешного развития социального государства
Вопросы для обсуждения: Социальная политика, как составляющая политики государства. Принципы и функции социальной политики социального государства. Содержани

Самостоятельная работа по дисциплине
С целью углубления и расширения теоретических знаний в рамках тематики лекционного курса предусматривается самостоятельная работа студентов по изучению дополнительного материала и реферирование его

Методические рекомендации преподавателю
Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинары и самостоятельную работу учащегося. Тематика лекций и семинаров соответствует содержан

Методические указания для студентов
Самостоятельная работа.Данная форма обучения включает самоподготовку, учебно-исследовательскую работу и научно-исследовательскую работу. Именно в ходе самостоятельн

Главная > Документ

Социальная политика в развитых странах запада: опыт и перспективы

Становление социального государства в зарубежных странах

Первый опыт системных социальных реформ в зарубежных странах относится к 19 веку, когда во многих европейских странах стали «формироваться» госдуарства благоденствия (или социальные государства) 1 . Его истоки многие исследователи (E.Huber, F.Werner, H.Braun, M.Niehaus, B.Wehner) связывают с развитием социальных функций государства 2 . Реальным воплощением реализации новых - социальных - функций стало широкое повсеместное внедрение государственного социального страхования, обеспечение социального равенства, создание и бюджетное финансирование государственной социальной помощи и отдельных социальных программ. Конец 19 в. - первая треть 20 в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран. С 70-х годов 19 столетия и до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило почти все сферы социальных рисков в большинстве стран Европы и Северной Америки. Появление концепции социально-ориентированного рыночного государства было связано с необходимость достижения компромисса – по сути, социального контракта - между государством, работодателями и обществом (работниками), в том числе, под давлением нарстающего социалистического движения в Европе. В основе социльной политики западных государств вплоть до Второй мировой войны лежала идея о том, что государство должно полностью взять на себя функцию социального обеспечения, стать основным гарантом получения каждым гражданином основных социальных благ, обеспечивать развитие социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и пр. Наглядным воплощением активной роли государства в социальной сфере стали меры, предприянятые в США («Новый курс») и Великобритании (доклад У. Бевериджа о принципах «государства благоденствия») в 30-40 гг. прошлого века. Основой социальной политики в этих странах стало регулирование вопросов безработицы, реформа налоговой системы, обеспечение базовых условий жизнедеятельности и создание равных стартовых возможностей для граждан. После Второй мировой войны и вплоть до 70-х гг. 20 в. социал-демократические правительства многих европейских государств попытались на практике реализовать самые смелые идеи концепции государства благодентсвия, однако экономический кризис 70-х годов показал нежизнеспособность и даже ошибочность многих из них. Символами серьезного пересмотра концепции государства благоденствия стали «рейгономика» в США и «тэтчеризм» в Великобритании; внимание многих исследователей привлекла формировавшаяся юго-восточная корпоративная модель, в врамках которой работодатели играют значительную роль в жизни общества. На несколько лет исследования в области социального реформирования были сконцентрированы, в основном, на критике теории государства благоденствия. В настоящее время можно определенно сказать, что фокус исследований сместился от констатации кризиса идеи о государстве благоденствия к оцениванию социальной политики зарубежных стран в течение последних 25-30 лет. Более того, и сама концепция государства благоденствия получила различные интерпретации несмотря на то, что все европейские государства сходятся в одном – человек не должен оставаться один на один с рынком; государство должно гарантировать равные социальные права и защиту всем гражданам вне зависимости от жизненных ситуаций, связанных с возможностью осуществления гражданами трудовой деятельности. На формирование современных моделей социальной защиты оказали влияние разнообразные факторы: уровень экономического развития страны, политические и культурные традиции, уровень развития институтов гражданского общества, а с недавнего времени и такие факторы, как интеграционные процессы в европейском пространстве и глобализационные процессы.

Модели социального государства

Одной из наиболее часто цитируемых является классификация моделей социаьного государства, данная Эспинг-Андерсоном в работе «Три мира капиталистического государства благоденствия» (The Three Worlds of Welfare Capitalism): консервативная (корпоративистская), социал-демократическая и либеральная 3 . Эти модели различаются как политическими и социальными задачами, решаемыми государством при выработке социальной политики, так и используемыми при ее реализации инструментами. Либеральное социальное государство обеспечивает равные социальные шансы гражданам и исходит из остаточного принципа финансирования малообеспеченных, стимулируя активный поиск ими работы. В рамках этого подхода государство использует рыночные механизмы и вовлекает субъекты рынка в предоставление услуг, таким образом, фактически предоставляя выбор – получить минимальный набор услуг зачастую невысокого качества или получить аналогичные услуги более высокого качества, но на рыночных условиях. В государствах с либеральной моделью осуществление социальных реформ проходило под сильным влиянием идей либерализма и протестанских традиций и привело к принятию постулата, что у каждого есть право, по крайней мере, на минимально достойные условия жизни. Эта модель наиболее ярко выражена в США и, в меньшей степени, других англо-саксонских странах (в Великобритании принято говорить о либеральной модели Бевериджа, в рамках которой гражданам предоставляется больше гарантий и благ (например, бесплатный доступ для всех к системе здравоохранения). Отчасти это объясняется культурными традициями и ролью рыночных отношений в жизни общества. Показательным являются ответы европейцев и американцев на вопрос о том, являются ли бедные люди ленивыми? На этот вопрос утвердительно отвечают 60% американцев и 26% европейцев. Распределение ответов говорит о ценностях, которые лежат в основе системы социальной защиты в европейских странах и США. Консервативное социальное государство исходит из необходимости обеспечить равновесие патерналистских мер власти с адресными программами социальной поддержки различных профессиональных и имущественных групп и слоев. Оно ориентируется на приоритетное социальное обеспечение семьи, а не отдельного индивида. Эта модель характеризуется несколькими чертами: доступ к благам увязан с местом работы и статусом (а не гражданством или потребностью), большинство благ монетизированы (а не представляются, напрмер, в форме социальных услуг), финансирование осуществляется через взносы, увязанные с уровнем заработка (а не через налоги), управление системой является «корпоративным», т.е. они не управляются напрямую государством. Данная концепция на протяжении десятилетий реализуется в таких европейских странах, как Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Австрия. Социал-демократическое социальное государство постулирует равные социальные права граждан и обеспечивает их одинаковыми социальными условиями и льготами. Здесь обеспечивается действительное равенство социальных условий. Именно в рамках этой модели наиболее полно получила отражение концепция социальных прав, так как доступ к социальным благам в меньшей степени зависит от «участия» человека в экономике и в большей степени корреспондирует индивидуальным потребностям (хотя, получаемые блага соотносятся с доходами). В рамках этой модели круг социальных благ существенно расширен (сфера социальных услуг включает детские сады, дома престарелых и помощь на дому и пр), а качество предоставляемых услуг поддерживается на относительно высоком уровне. Вопросы классификации социальных моделей были затронуты и А. Сапир, который в 2005 году подготовил для Еврокомиссии исследование, в котором речь шла еще об одной модели - средиземноморской 4 . Эта модель (Греция, Италия, Португалия и Испания) характеризуется преобладанием пенсионных выплат в социальных трансфертах, высокой степенью сегментации получателей пособий по их статусу. Система социальной защиты направлена на сохранение рабочих мест и вытеснение пожилых работников с рынка труда. «Средиземноморскую» или «южную» модель выделяют и другие исследователи 5 . Сегодня дискуссии о моделях социальных государств, основанные на анализе опыта социального реформирования, постепенно начали разворачиваться в сторону выявления не только политических или экономических факторов, влияющих на их формирование, но и общественных ценностей, которые детерминируют наличие тех или иных элементов социальных моделей 6 . В частности, речь идет о таких традиционных американских ценностях, как индивидуальная свобода и частная инициатива или характерная для европейцев общественная солидарность, восходящая к идеалам гуманизма.

Траектории социального реформирования в зарубежных странах

С середины 70-х годов многие страны существенно увеличивают расходы на социальные выплаты, несмотря на экономический спад. Во многом такая стратегия была связана с необходимость оказать содействие гражданам, которые оказались в трудной ситуации перед лицом экономического кризиса. Увеличение социальных расходов прослеживается вплоть до начала 1990-х годов, когда в условиях экономической рецессии многие правительства выбрали стратегию «урезания» получаемых в рамках системы социальной защиты благ. В это время реализуются структурные реформы во Франции с целью «защиты системы социальной защиты», пенсионная реформа в Италии и Испании.

Рисунок 1. Государственные социальные расходы (% к чистому национальному доходу), 1980-2005.

С этого момента система социальной защиты, основанная на страховании начала восприниматься как фактор, усугубляющий экономическую, социальную и даже политическую ситуацию. Правительства европейских стран стали разрабатывать и внедрять новые инструменты реализации социальной политики. В частности, были созданы новые виды пособий, стала проводиться более активная политика в сфере занятости, наравне с государственным медицинским страхованием активно развивается частное страхование, были проведены реформы в пенсионном страховании с целью стимулирования граждан к активному участию в формировании дополнительных (по отношению к гарантированным государсвом) пенсионных накоплений посредством взносов в негосударственные фонды. Изменения претерпели механизмы финансирования систем социальной защиты и участия социальных партнеров в управлении фондами. Так, во Франции и Германии в начале нового тысячелетия были реализованы меры, направленные на увеличение налоговой составляющей в финансировании систем социальной защиты. Во Франции также усилилась роль Парламента в разработке социальной политики, а в Голландии появились частные компании, предлагающие услуги в сфере занятости населения. Основные направления реформ в сфере здравоохранения в зарубежных странах. В европейских странах можно выделить два типа систем здравоохранения Государственная система здравоохранения (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Великобритания, Испания, Италия и, чпстично, Португалия и Греция) предполагает обеспечение свободного доступа к получению медицинских услуг всеми гражданами. Предоставление медицинских услуг осуществляется государством, а их финансирование осуществляется на основе налогов. Система здравоохранения на основе медицинского страхования (Германия, Франция, Австрия, Бельгия и, в меньшей степени, Голландия, некоторые страны центральной и восточной Европы) предполагает предоставление медицинских услуг в соответствии с рыночными принципами и частично (в основном, стационарная медицинская помощь) государством. Расходы на медицинское обслуживание покрываются из фондов медицинского страхования, которые финансируются на основе социальных взносов. При этом в некоторых странах страхование не было обязательным для работников, чей уровень дохода превышал установленные пороговые значения (в Германии в 2002 году это значение было установлено на уровне 3375 евро, а в Голландии – 2558 евро). В основе системы медицинского страхования лежит принцип свободы выбора, и пациенты могут обращаться к одному или нескольким врачам одновременно по их выбору. Государственная система здравоохранения, наоборот, предполагает «контроль» за обращениями пациентов к врачу и недопущение высокой конкуренции между поставщиками медицинских услуг, так как это способствует повышению затрат на здравоохранение. На сегодняшний день ни в одной развитой стране не отмечается 100% покрытия расходов на получение медицинской помощи. В скандинавских странах, например, государство берет на себя бо льшую часть расходов (работодателями и гражданами софинансируется от 14% до 17% расходов). При этом полностью покрываются расходы, связанные с лечением очень серьезных заболеваний или длительным периодом лечения; расходы на другие виды медицинской помощи покрываются в зависимости от специфики системы здравоохранения. Так, в Великобритании и Швеции амбулаторная помощь оказывается бесплатно, в то время как во Франции лишь около 60% амбулаторной медицинской помощи финансируется за счет обязательного медицинского страхования, в связи с чем оставшаяся часть покрывается за счет дополнительного страхования и собственных средств граждан. Финансирование систем осуществляется либо за счет налогов, либо на основе обязательных социальных взносов, начисляемых на заработную плату. Последнее логично следует из целей создания системы страхования – компенсации утрачиваемого заработка на период болезни. В рамках государственной системы здравоохранения осуществляется сметное бюджетное финансирование учреждений здравоохранения, т.е., фактически, авансовое финансирование, тогда как в странах со страховыми системами финансирование осуществляется по факту оказания услуг, что затрудняет контроль за расходами. Ключевым моментом являются тарифы на оказание медицинских услуг, находящиеся в центер переговорного процесса между представителями страховых фондов и поставщиками медицинских услуг. В 70-е годы перед лицом экономического кризиса многие страны Европы увеличили социальные расходы, в том числе, на оказание медицинской помощи, что привело к повышению размеров социальных взносов. В 80-е годы были инициированы первые попытки контролировать растущие расходы, которые, однако, наталкивались на значимое препятствие – необходимость вести диалог с социальными партнерами (профсоюзами) по поводу уменьшения объема получаемых медицинских услуг за счет взносов. В 1990-е годы стали применяться меры, направленные на структурные преобразования и повышение роли государства в процессе контроля за уровнем расходов. Если в рамках парадигмы Кейнса рост расходов на здравоохранение рассматривался как стимул экономического роста посредством повышения спроса, то в 80-е и 90-е годы стало очевидно, что увеличение размеров социальных взносов становится препятствием развития конкуренции, так как существенно повышает стоимость продукции. Аналитики Еврокомиссии подсчитали, что увеличение размера социальных взносов на 3 процентных пункта ведет к увеличению уровня безработицы на 1%. В свою очередь, безработица ведет к снижению числа тех, кто платит страховые взносы, что усугубляется необходимостью увеличивать расходы на медицинское обслуживание вследствие старения населения. Основным трендом реформ в 1990-е годы были попытки государства контролировать расходы на здравоохранение посредством активного вмешательства. В некоторых странах государство стало принимать активное участие в процессе переговоров между страховыми фондами и профсоюзами медицинских работников. В Германии трехстороннее взаимодействие проходило достаточно успешно, тогда как во Франции государство взяло на себя лидирующую роль из-за постоянных конфликтов и невозможности прийти к соглашению между двумя сторонами. В Голландии правительство ввело жесткие ограничения на бюджет здравоохранения, стало проводить активную политику планирования оказания медицинской помощи в части развития объектов здравоохранения, их географического распределения. Однако эти реформы не принесли значительного снижения дефицита бюджетов страховых фондов. К середине 2000-х годов размеры дефицита сновы выросли, что «подтолкнуло» правительства Франции и Германии к повышению налогов и узакониванию механизма софинансирования пациентами некоторых услуг, которые ранее обеспечивались за счет средств страховых фондов. Во Франции реформой 2004 года было введено софинансирование пациентами медицинских услуг в размере: 30% при приеме у врача, 20% при госпитализации, 40% на лекарства. На сегодняшний момент Франция характеризуется самым большим удельным весом граждан, которые имеют дополнительное страхование (около 85%), тогда как в некоторых других странах этот показатель не превышает 20%. То же самое наблюдалось и в Германии, где с 2003 года установлено софинансирование пациентами получаемых услуг: при госпитализации – до 10 евро, 10% стоимости лекарств, 10 евро за визит к некоторым врачам-специалистам. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить три основные направления реформирования государственных систем здравоохранения 7: тенденция к финансированию расходов на здравоохранение за счет налогов, менеджериализация медицины (внедрение принципов эффективности и результативности работы медицинских учреждений, а также оценки качества и эффективности работы при распределении бюджетов), усиление контролирующей роли государства. Еще одним существенным направлением реформы системы здравоохранения в Германии стало обеспечение конкуренции между страховыми фондами. С реформой 2003 года страховые фонды получили возможность трансформироваться в «приобретателей услуг», формируя свой портфель предложений медицинских услуг застрахованным лицам. В Голландии в 1991 году застрахованные в рамках обязательной системы страхования получили право выбирать страховой фонд, а с 2005 года на законодательном уровне устранено разграничение между обязательным и частным, дополнительным страхованием. Таким образом, страховые фонды и частные страховые структуры получили возможность на равных вести переговоры о стоимости, качестве и объеме услуг и заключать договора с поставщиками медицинских услуг. Во Франции же, наоборот, реформа пошла по пути «огосударствления». В 2004 году здесь был создан национальный союз медицинских страховых фондов, управляемый государственым служащим, назначаемым правительством. В его обязанности входит, в том числе, ведение переговоров с представителями медицинских учреждений. Описанные выше тенденции подкрепляются данными по расходам на здравоохранение в некоторых зарубежных странах.Таблица 1. Доля государственных расходов на здравоохранение в некоторых зарубежных странах, 2006 г.

Страна

Общие расходы на здравоохранение

(в % к ВВП)

Доля государственных расходов (в %)

Португалия

Швейцария

Германия

Новая Зеландия

Исландия

Австралия

Голландия

ОЭСР

Люксембург

Норвегия

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Словакия

Основные направления реформ в сфере пенсионного страхования (обеспечения) в зарубежных странах. Одним из наиболее ярких показателей, характеризующих пенсионные реформы в европейских странах, является увеличение возраста выхода на пенсию. Так, Чехия, Греция, Венгрия и Турция с 2008 года увеличили возраст выхода на пенсию до 65 лет. Другие страны уже подготовили планы увеличения возраста выхода на пенсию: в Австралии и Германии - до 67 лет, в Великобритании - до 68 лет. Дания в ближайшее время увеличит возраст выхода на пенсию до 67 лет и затем будет увязывать его с ожидаемой продолжительностью жизни. Вместе с Исландией, Норвегией и США, таким образом, становится 7 стран ОЭСР, в которых возраст выхода на пенсию превысил 65 лет. Интересно отметить, что возраст выхода на пенсию «убывал» на протяжении многих лет, пока приблизительно с 2000 года не начал увеличиваться практически во всех европейских странах. По прогнозам аналитиков, к 2050 году возраст выхода на пенсию для мужчин в странах ОЭСР состаивт немногим более 65 лет. Для женщин этот показатель будет немного меньше, так как остаются страны (Италия, Польша, Швейцария), которые продолжают поддерживать разные значения возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное право зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс

    ОПД.Ф.06 Конституционное право зарубежных стран. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные

  • В. М. Корякин право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей «За права военнослужащих»

    Книга

    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации

  • Во второй половине 19 века в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводится в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

    После военная Германия возвратилась к идее и ценностям социального государства. Конституция ФРГ в 1949г. в ст. 20 провозгласили Германию «демократическим и социальным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединений Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства». Понятие социального государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 - «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства».

    С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой»; с 1978 г. Испания по Конституции стала «правовым, демократическим, социальным государством». В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнение непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности».

    Практика закрепления статуса социального государства конституциями страны получила дальнейшее распространение. Испания после свержения диктаторских режимов и установления демократии в 1998 г. провозгласила себя правовым демократическим социальным государством. Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества. Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в Конституции Швеции. Согласно своим конституциям Румыния - правовое демократическое и социальное государство, а Республика Польша - демократическое, правовое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости. Пункт 1 ст.22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости для всех граждан».

    Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально - экономическую политику как социальные государства. Принципы социального государства в той или мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.

    Государство как социальный институт

    На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъективное гражданское общество, историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве.

    Государство - это социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер взаимодействий людей и их общностей. Государственность - тип политической организации общества, которая достигается в ходе исторического развития и обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности.

    Государство - мощный институт власти. А.Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта и т.п.), с другой стороны, режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирования нормы процента); охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны).

    Фундаментом общества, по мнению А.Смита, служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

    Центральный пункт разработки теории государства - интерпретация понятия власти. По мнению многих авторов, для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства, концепция власти самая необходимая, так как власть присутствует во всех процессах общественной жизни.

    С точки зрения долженствования, государство - гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью.

    Государство - это устойчивый тип и форма социальной практики, по средствам которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели, свей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

    Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:

    · Социальное назначение государства, его организационную структуру;

    · Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

    · Характер отношений с обществом, классом, нацией.

    Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

    Ряд исследователей 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юинг, А.А. Галкин и др.) указывали следующие признаки государства:

    · Право государство употреблять силу;

    · Оно охватывает все сферы жизнедеятельности;

    · Право обязательного привлечения к его членству всех граждан;

    · Наличие своей территории;

    · Независимость и суверенность.