Интересные факты об оливках. Пролив Босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение

Все на нашей планете имеет свой размер, и наряду с обычными параметрами всегда найдется что-либо, что посчитают самым маленьким и самым большим.

Занимаются подсчетами и измерениями ученые, которые рассказали нам, что самый широкий пролив в мире – это пролив Дрейка, берега которого очерчены Южными Шотландскими островами с южной стороны, а на севере пролив несет свои воды вдоль архипелага Огненная Земля. Пролив Дрейка пролегает связующим звеном между Атлантическим и Тихим океаном. Самая узкая часть его насчитывает 820 км, воды пролива часто бывают неспокойны, полны айсбергов и отличаются сильным течением, что делает эту точку Земли чрезвычайно опасной для мореплавателей.

Но если брать объекты не в мировых масштабах, а обратить внимание на свои родные просторы, то самым широким проливом в России считается Берингов пролив, который можно отыскать на карте между Северным Ледовитым и Тихим океаном. В сравнении с мировыми масштабами его параметры поскромнее – в самом узком месте ширина достигает 86 км.

Интересный факт, что острова Диомида, лежащие посреди Берингова пролива, являются границей между Россией и США, а также разделяют часовые пояса и отчерчивают линию перемены дат. Уже более полутора столетий идут горячие споры о целесообразности строительства моста или тоннеля через самый широкий пролив в России. Многим также будет интересно узнать, что наиширочайшей рекой в мире названа южноамериканская Рио ла Плата или как ее еще называют, Серебряная река.

Впрочем, рекой ее можно назвать лишь для удобства, на самом деле это речная система, которая образовалась в результате слияния рек Уругвай и Парана. Ла Плата знаменита многочисленными историческими событиями, одним из которых можно назвать образование на ее берегах колонии под названием Буэнос-Айрес, известной теперь нам как столица Аргентины. В водах Серебряной реки водится уникальный вид морских черепах и дельфинов. Примечательно, что к серебру река вообще никак не относится.

Обращая внимание на родные водоемы можно отметить, что самая широкая река в России это западносибирская Обь, образующаяся на Алтае реками Катунь и Бия, она несет свои воды к Карскому морю. Самое широкое расстояние между берегами Оби насчитывает 80 км. Примечательно, что именно эта российская река не только отличается шириной, но и единственная в нашем Отечестве, которая замерзает полностью.

Наш интерес не ограничивается перечислением самых широких водоемов, ведь в мире столько интересно, о чем стоит прочитать и узнать и возможно кто-то из нас станет первооткрывателем чего-нибудь самого-самого.

Где находится пролив Босфор? Чем он интересен? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Босфор (Стамбульский пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря. Длина этого водного пространства составляет 120 км.

Пролив Босфор для России с давних времен имел важное стратегическое знание.

Возникновение пролива

Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.

Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.

Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Легенда, связанная с названием пролива

Босфор имеет множество легенд, предлагающих свои объяснения происхождения названия. Самый распространенный миф, дошедший до нашего времени, гласит, что в Ио (дочь древнегреческого речного бога Инаха) влюбился бог неба и грома Зевс. Жена Зевса Гера (богиня домашнего очага) заподозрила мужа в неверности, и он, для спасения своей возлюбленной от проклятия супруги, превратил Ио в белую корову. Гере понравилось это животное, и она решила забрать его себе. Таким образом Ио стала невольницей, которая была привязана к дереву. Через некоторое время Зевс освободил Ио, но Гера, не смирившись с этим, наслала на нее ядовитую осу. Девушка-корова, спасаясь от укуса, бросилась в воду пролива, который, благодаря легенде, и получил название «коровий брод» или Босфор.

Научное происхождение названия «Босфор»

Историки предполагают, что слово происходит от двух древнегреческих слов. «Бос» переводится как бык или корова, и «порос» - брод, проход. Словосочетание «боспорос» со временем было изменено на «босфорос», а затем на «Босфор», что как мы уже знаем, переводится как «коровий брод».

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.

После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации - Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Коммуникации современного пролива

Во все времена проход судов через пролив Босфор был связан с трудностями: проход довольно узкий для морских кораблей и имеет извилистую конфигурацию, которая повторяет линию побережья.

Но, благодаря маякам, установленным в большом количестве, в проливе Босфор не было значительных катастроф, связанных с человеческими жертвами. Сейчас берега его соединяются тремя мостами и двумя туннелями.

В 2016 году было завершено строительство автомобильно-железнодорожного моста (1 410 метров), который возвели в северной части водного пространства. Мост носит имя девятого турецкого султана - Селима Грозного. Автомобильное транспортное сооружение через пролив (1 100 метров) было построено в 1988 году и считается вторым висячим мостом, находящимся на высоте 165 м над поверхностью воды.

Первым является мост, который носит название «Босфорский мост». Он был возведен в 1973 году и имеет пролет 1 075 метров. Кроме мостов в данный момент функционируют два подземных сооружения.

Это железнодорожный туннель («Мраморный»), длиною 13,5 км, открытие которого состоялось в 2013 году. И автомобильный. Он был открыт два года спустя. Его длина 14,5 км. Особенностью этого подземного сооружения является то, что 5,5 км проходят под проливом на глубине более 105 метров.

Легенда о проливе Дарданеллы

Древние греки этот пролив называли «Геллеспонт», что в переводе звучит как «море Геллы» и связано с древней легендой, которая гласит, что у сына царя Эола (владыки Эолийских островов) было двое детей - сын Фрикс и дочь Гелла, которые после смерти матери воспитывались злой мачехой Ино.

Когда они повзрослели, то неродная мать решила погубить детей своего супруга. Дочь и сын царя пытались спастись бегством на летающем баране. Во время полета Гелла, не удержавшись за золотую баранью шерсть, упала в море и погибла. С тех пор оно носило ее имя - «море Геллы». Современное название пролив получил благодаря городу Дарданея, который когда-то стоял на берегу пролива Дарданеллы.

История пролива Дарданеллы

В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.

Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.

В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.

В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими - это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.

В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.

Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.

Мост длиною 2 025 метров

Рукотворное сооружение длиною 2 025 метров будет считаться самым длинным мостом в мире. Сейчас несколько специально оборудованных кораблей турецкого флота приступили к бурению морского грунта для установки несущих элементов мостового сооружения.

Строительство моста «Чанаккале-1915» (так будет называться это сооружение) должно быть закончено к 2023 году. Название будущего моста связано с победой военных соединений Османской империи над войсками стран Антанты в 1916 году (Дарданелльская операция).

В заключение предлагаем несколько интересных фактов о проливе Босфор.

  1. Берега Европы и Азии впервые за всю мировую историю градостроительства были соединены подземным железнодорожным туннелем. Часть его проходит по дну Босфорского пролива.
  2. Данный проект был предложен архитекторами во времена Османской империи, но осуществить его можно было только в наше время, применив современные технологии.
  3. При строительстве железнодорожного полотна был обнаружен Византийский порт IV столетия до нашей эры.
  4. Босфор считается самым узким в мире проливом, который используется морскими кораблями для перехода из Европы в Азию и обратно.
  5. Ширина пролива Босфор составляет 800-1 700 метров. Средняя глубина 65-70 метров.

Дарданеллы. Интересные факты

А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.

  1. В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению - 5 км.
  2. Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
  3. Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
  4. Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
  5. В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
  6. Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.

Босфорский пролив: у кромки двух континентов

Согласно древнегреческой легенде, Босфор получил свое наименование от прекрасной Ио, дочери властителя Аргоса, которая в подобии белой коровы спряталась в глубине вод от праведного гнева Геры. Хотя называют с тех пор Босфорский пролив «бычьим» или «коровьим бродом», красота его берегов поразительна и досталась в благодарность от возлюбленной самого Зевса. У греков имелось официальное название для водной артерии – Боспор Фракийский.

Пролив выполняет две важные функции: извилистой лентой соединяет Черное море с Мраморным, служит морским торговым путем для России, государств Юго-Восточной Европы, Украины и Закавказья через Дарданеллы к странам Средиземноморья и Атлантического побережья, а также разграничивает Азию и Европу.

Немного истории

К единой версии о возникновении канала ученые не пришли. Вполне возможно, что морская вода заполнила трещину, образовавшуюся в результате землетрясения.Многие придерживаются теории Всемирного потопа (или черноморского?), произошедшего примерно 7,5 тыс. лет назад на исходепоследнего ледникового периода во время массового таяния вековых ледяных глыб. Уровень воды в морях – Черном и Мраморном, поднялся выше обычной отметки. Волны, хлынув через берег, проложили себе путь по руслу древней реки, образовав соединительный рукав, который на многие столетия стал предметом спора многих стран с Турцией, на чьей территории пролив Босфор находится .

Не раз конфликты заканчивались кровопролитными сражениями, начиная с Троянской войны XIII века до н.э. Во времена Византийской и Османской империй для прохождения Босфора требовалось специальное разрешение – фирман султана, лишь после русско-турецких войн в результате подписания Кючук-Кайнарджинского договора сначала российские корабли, а после Первой мировой войны с заключением Севрского договора суда всех государств получили возможность беспрепятственного преодоления Босфора. С 1936 года по сегодняшний день согласно статьям договора о режиме турецких проливов Босфор остается международной территорией судоходства.



Босфор современный

Гибкой линией длиной 31 км пересекает Босфорский пролив стамбульские кварталы с севера на юг. Глубина фарватера колеблется от 36 до 124 м, но прохождение судов осложняется искривлениями траектории, напоминающей букву S, плохой видимостью во время осенних туманов и дождей.

Целая система башен-маяков сооружалась издавна, чтобы обеспечивать безопасное преодоление природного канала, а сейчас бригады диспетчеров и лоцманов удивляют своей слаженной работой, позволившей обходиться без серьезных инцидентов последние несколько десятков лет.

Минимальная ширина пролива Босфор 700 м, максимальный показатель в некоторых местах между европейским и азиатским побережьями достигает 3420 м. Свыше 48 тысяч судов ежегодно проходят по каналу, не считая прогулочных и пассажирских паромов, курсирующих от берега к берегу. Значительная доля в этой цифре принадлежит танкерам с нефтью – российской, азербайджанской, казахской, а также рыболовным траулерам, сухогрузам и яхтам.

Мосты через Босфор

Замысел мостостроительства через Босфор возник еще в средневековье, но оказался осуществимым лишь во второй половине ХХ столетия.

К 50-летию образования Турецкой республики в конце октября 1973 г. сдан в эксплуатацию висячий Босфорский мост имени Ататюрка, гигантская ажурная конструкция, словно парящая на высоте 64 м над уровнем воды. Протяженность Богазики, как ласково именуют его стамбульцы, 1074 м, ширина проезжей части почти 33 м, а опоры возвышаются над Босфором ввысь на 165 м.

Свыше 200 тыс. транспортных единиц движется ежедневно через пролив, перемещая на противоположный берег более 600 тыс. человек. Передвижение по мосту платное и запрещено для пешеходных прогулок из-за множественных случаев самоубийств в первые несколько лет его эксплуатации.

Второй мост через Босфор в Стамбуле протяженностью 1090 м и шириной 39 м сооружен в 1988 году по проекту Freeman Fox & Partners, как и мост Ататюрка, и назван именем Султана Мехмеда Фатиха Завоевателя. Располагается севернее Ататюркского моста на 5 км и связывает районы Стамбула – Анадолу Хисары на азиатском побережье и Румели Хисары на европейском берегу мегаполиса. Система растяжек на стальных тросах удерживает подвесное полотно между высокими пилонами. Ежесуточно скоростную транспортную артерию используют почти 150 тыс. автомобилей для пересечения Босфора, перемещая свыше полумиллиона пассажиров. Пешеходное движение по мосту не разрешается.

Планируется возведение еще одного, третьего моста, который предположительно выполнит разгрузочную функцию и объединит трансъевропейскую магистраль со скоростной трассой Northern Marmara вдоль Черноморского побережья.

Тоннель под Босфором

Задумка сооружения тоннеля под Босфором возникла еще в XIX столетии и принадлежала султану Абдул-Меджиду, однако в то время для ее реализации недоставало ни средств, ни технического оснащения для подземных работ. Возможность осуществления строительства появилась лишь в начале XXI века. Проект Мармарай, помимо прокладки железнодорожного пути ниже уровня дна Босфорского пролива на 4,6 м, включал реконструкцию полотна близлежащих станций и перегонов вдоль побережья Мраморного моря общей протяженностью 63 км и создание высокопропускного участка между пунктами Халкалы и Гебзе.

Длина самого тоннеля, пересекающего Босфорский пролив ниже уровня моря на отметке 60 м, составляет 13,6 км, из них лишь 1,4 км – именно под водой. Поезд ныряет в тоннель на станции Айрылыкчешме азиатского берега и появляется из-под земли в Казлычешме европейской части Стамбула, находясь в пути не более 4 минут.

Эксплуатация тоннеля началась в конце октября 2013 года. Ежедневно около полутора миллионов пассажиров преодолевают пролив Босфор подземным транспортом.

Прогулка по Босфору

Морские прогулки начинаются от паромного порта, располагающегося на окраине площади Эминеню, на которую можно пройти пешком по Галатскому мосту, спустившись к нему от Галатской башни. Общественным транспортом – скоростным трамваем – легко добраться из любого района европейской части Стамбула.

Путешествие по проливу возможно несколькими способами:

Государственным транспортом;

На коммерческих прогулочных паромах;

Экскурсионными корабликами, на которые продают билеты уличные зазывалы;

На небольших частных катерах.

Отправляясь на прогулку по Босфору в Стамбуле, желательно внимательно изучить цены, расписание и маршрут следования с возможными остановками на протяжении экскурсии, чтобы выбрать наиболее оптимальный вид транспорта с точки зрения культурной программы и финансов.

Прогулки на коммерческих паромах включают следование вдоль азиатского побережья пролива, поворот у моста Фатиха и путешествие уже ближе к европейскому берегу. В течение полутора часа туристы наслаждаются видами прибрежных застроек традиционного для Стамбула архитектурного стиля – яли, возникшего в конце XVII столетия, в переводе с турецкого языка «дом возле воды».

Туристы, привыкшие к самостоятельному осмотру достопримечательностей, арендуют для прогулки по Босфору небольшие частные катера, оговаривая маршрут путешествия и его стоимость с владельцами транспортного средства. Много экскурсий, дневных и ночных, предлагают прямо на улицах Стамбула зазывалы. Стоимость их дороже, но преимущество в том, что туристов забирают автобусом прямо у мест проживания, доставляют на пристань, а после поездки привозят обратно. Чаще обычного предлагаются путешествия по Босфору от Эминеню до Кадыкея и Ускюдара, двухчасовые круизы в бухту Золотой Рог.

Государственные паромы мало чем отличаются от коммерческих, разве что следуют с пятью остановками на промежутке между Эминеню и Анадолу Каваги, которые можно использовать для самостоятельного осмотра интересных мест на побережьях Босфора.

Пока паром отчаливает от пристани Эминеню, туристы любуются величественным видом мечети Сулеймание, последнего пристанища султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Вдоль берега тянутся пышные дворцы турецких вельмож XVIII и XIX веков, деревянные виллы, пышные яли, ночные клубы и рестораны.

У самого пилона Босфорского моста приютилась белокаменная мечеть Ортакей с куполообразной крышей и взмывающей ввысь стройной остроконечной башней.

Среди достопримечательностей европейского побережья Босфора стоит упомянуть дворцы Чифте Сарайлар и Долмабахче, замок Топхане, крепость Румелихисар, Музей изящных искусств и Морской, а также Парк Йылдыз района Бешикташ, располагающийся на месте бывших охотничьих угодий правящих династий. Особым колоритом отличается рыбный базар Сарыер – от разнообразия морепродуктов разбегаются глаза, а приобретенную рыбу соглашаются приготовить в любом рыночном ресторанчике за символическую плату.

Азиатский берег Босфорского пролива также знаменит интересными для осмотра объектами – старинная башня Леандра провожает каждый корабль, следующий по Босфору, грандиозны своим восхитительным великолепием дворец Вейлербейи, крепость Анадолухисары, вилла Кючкжсу, а также функциональное здание вокзала Хайдар Паша Тары.

Интересные факты, связанные с Босфором

Вопросом «Куда течет Босфор?» ученые задавались, начиная с глубокой древности. После исследования течений пролива российским ученым-океанографом С.О.Макаровым в 1881 году подтвердился неожиданный факт – Босфор течет туда и обратно. Поверхностный опресненный слой воды движется из Черного моря в Мраморное, а у самого дна наблюдается подводная соленая река, направляющаяся в противоположную верхнему течению сторону, которая продолжает свое движение уже по дну Черного моря.

В первый день эксплуатации тоннеля под Босфором остановились поезда из-за вдруг пропавшего электричества, пассажирам пришлось выбираться на поверхность земли пешком.

Традиционные межконтинентальные заплывы через Босфорский пролив происходят ежегодно, а вот теннисный матч на мосту Ататюрка между турецкой спортсменкой Ипек Сеноглу и американкой Винус Уильяме состоялся лишь однажды – в 2005 году и территориально проходил действительно между двумя материками.

Советы туристам

Выбирая экскурсию по Босфору, следует внимательно изучить возможные предложения, выбрать наиболее подходящее среди нескольких вариантов, похожих содержанием и отличающихся стоимостью.

Отправляться на прогулку по Босфору лучше рейсовым катером, чем экскурсионным. Получается дешевле, а маршрут тот же. Помимо экономии, эффективнее используется время: спланированный самостоятельно перерыв в путешествии на обед плавно вписывается в посещение выбранных достопримечательностей на берегу.

Несмотря на жаркую погоду в Стамбуле, Босфор всегда отличается прохладным ветерком. Эфиль-эфиль – так называется по-турецки его освежающее дуновение. Однако тем, кто быстро зябнет, стоит позаботиться о легком кардиганчике, отправляясь на прогулку по Босфору, особенно под вечер.

Коренные стамбульцы в Босфорском проливе не купаются, считают его воды недостаточно чистыми после ежедневного движения большого количества суден.

Анонсы

Босфорский пролив – уникальная изюминка Стамбула, разделяющая турецкий мегаполис на европейскую и азиатскую части. Стратегически важный географический объект, Босфор, словно морские врата, открывает торговый путь для черноморских государств через Средиземное море далее к просторам Атлантического океана. Прогулка вдоль канала привносит особый шарм в путешествие по Турции, ведь предоставляет возможность оказаться одновременно у кромки Европы и Азии.

У Босфорского пролива особое очарование – его берега принадлежат разным континентам. Отсекая Европу от Азии, канал соединяет водные миры нескольких морей, обеспечивает торговое судоходство многих стран Черноморского побережья. Незамерзающий и зимой, Босфор, будто неугомонный труженик, бережно переправляет тысячи судов ежегодно по извилистому фарватеру, открывая им путь к бесконечным просторам Атлантического океана.

Территориально Гибралтарский пролив располагается между самой южной точкой Пиренейского полуострова практически полностью занимаемого Испанией и северным побережьем Марокко. Тем не менее полуостров Гибралтар относится к Великобритании, причем занимает он весьма выгодную в стратегическом плане позицию, поскольку «нависает» над одноименным проливом, соединяющим Атлантику и Средиземное море. Координаты полуострова: 36°08′ с. ш. 5°21′ з. д.

Благодаря чему известен Гибралтар

Своей известностью Гибралтар обязан одноименному проливу – это место уникально из-за географического положения. Для туристов завораживающим качеством является возможность воочию наблюдать африканский берег, находясь в Европе. Удаленность территории Африки в этом месте всего 14 км.

Важно: совершить экскурсию в Гибралтар мечтают также из-за легенды, согласно которой пролив возник после усилий мифического героя Геракла.

Достопримечательности

Подняться на городскую вершину Гибралтара помогает фуникулерная линия. Прямо с верхней ее станции взору открывается превосходная панорама. Отсюда видно:

  • всю бухту;
  • испанские холмы на севере;
  • африканское побережье в южном направлении.

Одна станция этого фуникулера позволяет побывать в местном заповеднике. Там обитают местные приматы – единственные на европейском континенте, которые живут на свободе.

К числу основных городских достопримечательностей относится пещера, внутри которой имеются естественные залы (достаточно просторные) и подземное озеро. Эта пещера давно известна, она является частью сложной системы скальных пустот. От уровня моря ее отделяют три сотни метров. Присутствие внутри сталактитов придает большинству залов готический вид.

Важно: в Соборной пещере в военные годы располагался госпиталь. Сейчас там организована уникальная сцена, на которой проводятся концерты и театральные представления.

Наиболее примечательные здания города – шотландская церковь и кафедральный собор. Самой древней является часовня, перестроенная в XY веке после захвата Гибралтара испанцами из мавританской мечети. Это колоритное сооружение было храмом и, одновременно, маяком, за что его любили мореплаватели. Прямо у стен этой часовни до сих пор сохранился фрагмент старого «мавританского» тротуара.

Еще туристам, прибывшим в Гибралтар, можно порекомендовать посещение таких мест:

  • загородного парка;
  • сада Аламеда;
  • Трафальгарского кладбища;
  • губернаторской резиденции, возле которой еженедельно, по вторникам проводится церемониал торжественной смены караула в великобританском стиле.

Заключение

Хотя Гибралтар окружен испанской территорией, но маленькое государство процветает. Его кормят офшорные компании и туристические корабли, регулярно причаливающие в местном порту.